ОФИЦИАЛЬНО ОТМЕНЕН
Документ ИЗМЕНЕН
ПИСЬМОМ Госкомимущества РФ N ПМ-15/1152 и РФФИ N ФИ-04-218 от
12.01.93
Утверждено
Госкомимуществом
Российской Федерации
от 14 июля 1992 г. N АИ-2/4406,
Российским фондом федерального имущества
от 13 июля 1992 г. N ФИ-04-227
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ
СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение разработано в соответствии
с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Государствен-
ной программой приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
1.2. Положение распространяется на средства, полученные от
продажи в процессе приватизации объектов государственной, муници-
пальной собственности, от выкупа сданного в аренду государственно-
го, муниципального имущества в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации.
1.3. В настоящем Временном положении под продавцами объектов
приватизации понимаются соответствующие фонды имущества, а также
комитеты по управлению имуществом при отсутствии фондов.
1.4. Сроки и размер средств, уплачиваемых покупателем,
арендатором, заключившим договор аренды с правом выкупа до
вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации го-
сударственных и муниципальных предприятий в Российской Феде-
рации", определяются в договоре купли-продажи, заключаемом про-
давцом и покупателем.
II. Порядок уплаты, распределения и учета средств,
поступивших от приватизации
2.1. На специальные (текущие) счета продавцов объектов
приватизации, открываемые в учреждении банка по месту их нахожде-
ния, перечисляются следующие средства:
- от продажи акций открытых акционерных обществ, образованных
путем преобразования государственных и муниципальных предприятий;
- от продажи предприятий (подразделений) по конкурсу или на
аукционе;
- от продажи имущества (активов) ликвидируемых и ликвидиро-
ванных предприятий;
- от выкупа в соответствии с законодательством о приватизации
арендованного имущества;
- от приватизации незавершенных строительных объектов.
При этом средства группируются на отдельных субсчетах в
зависимости от видов собственности объектов приватизации.
2.2. Перечисление средств на счет продавца производится
покупателем (юридическим лицом) платежными поручениями. Физические
лица вносят средства на счет продавца объектов приватизации в
порядке, установленном условиями продажи объектов приватизации.
2.3. Средства личных лицевых счетов приватизации в двухнеде-
льных срок со дня подачи заявления работника перечисляются
предприятием в безналичном порядке с указанием в платежном
поручении источника и владельца указанных средств.
2.4. В платежных документах плательщики обязаны указывать
реквизиты счета продавца (арендодателя), наименование платежа в
соответствии с пунктом 2.1, основание перечисления средств
(регистрационных номер договора купли-продажи, аренды с правом
выкупа), наименование объекта приватизации. Номер счета и другие
банковские реквизиты продавца, необходимые для заполнения покупа-
телем платежного поручения, приводятся в договоре купли-продажи
объекта приватизации.
2.5. Участие в приватизации иностранных инвесторов осуществ-
ляется в соответствии с Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях
в РСФСР" и Государственной программой приватизации. При этом
оплата стоимости объектов приватизации производится в рублях.
2.6. В случае продажи имущества (активов) ликвидируемого пре-
дприятия и объектов незавершенного строительства, когда продавец
принимает на себя обязательства предприятия перед кредиторами,
включая погашение задолженности по кредитам коммерческим банкам,
сумма средств, подлежащих распределению по нормативам между
бюджетами, фондами имущества и комитетами по управлению имущест-
вом, предварительно уменьшается на сумму средств, предназначенных
для завершения расчетов продавца с кредиторами предприятия.
2.7. Средства от приватизации, поступившие на счет продавца,
подлежат распределению между бюджетами по нормативам, утвержденным
Государственной программой приватизации государственных и муници-
пальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (приводятся
в приложении).
2.8. В соответствии с нормативами, приведенными в приложении
Временного положения, распределяются поступившие на счет продавца
средства в части не возвращенного в установленном порядке залога
при проведении конкурсов или аукционов, штрафных санкций, взыскан-
ных с покупателей при нарушении ими обязательств по договорам
купли-продажи.
2.9. Продавец объектов приватизации обязан 10 и 25 числа
каждого месяца сводными платежными поручениями производить
перечисление всех средств, поступивших от приватизации, получате-
лям доходов в соответствии с утвержденными нормативами. Копии
платежных поручений банками передаются налоговым инспекциям по
месту нахождения.
2.10. Средства, подлежащие перечислению в доход бюджета
Российской Федерации, зачисляются на раздел 23 Классификации
доходов и расходов бюджетов (символ отчетности Центрального банка
Российской Федерации для республиканского бюджета Российской
Федерации N 23).
2.11. В соответствии с Законом Российской Федерации "О
государственной бюджетной системе на 1 квартал 1992 года" и
Законом Российской Федерации "Об уточнении показателей бюджетной
системы Российской Федерации на 1 квартал 1992 года" 10 процентов
доходов от приватизации государственного имущества, поступивших в
бюджеты всех уровней в 1992 году, подлежат перечислению финансовы-
ми органами на формирование фондов социальной поддержки населения.
В связи с этим соответствующие финансовые органы, получившие
в свои бюджеты доходы от приватизации, перечисляют средства:
- в республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки
населения на балансовый счет 694701 в ОПЕРУ Центрального банка
Российской Федерации, МФО 191027;
- на соответствующие счета территориальных фондов поддержки
населения республик, краев, областей, входящих в состав Российской
Федерации, а также муниципальных фондов.
2.12. Продавец объекта приватизации перечисляет причитающуюся
ему по нормативам часть доходов от приватизации со своего специа-
льного счета, предназначенного для аккумуляции доходов от привати-
зации, на отдельных расчетных счет, открываемый для накопления и
использования собственных средств соответствующих фондов имущества
и комитетов по управлению имуществом.
Помимо этого, на указанном расчетном счете учитываются
следующие виды средств, предназначенные для целевого использова-
ния:
- от продажи приглашений на предварительное ознакомление
участников конкурсов и аукционов с объектами приватизации;
- от продажи входных билетов лицам, не являющимся участниками
аукциона.
На расчетный счет комитета по управлению имуществом зачисля-
ются также средства в виде специального сбора, уплачиваемого
заявителями при подаче заявок на приватизацию.
Указанные средства используются для финансирования затрат по
сметам соответствующих фондов и комитетов.
Средства, подлежащие перечислению комитетам по управлению
имуществом в порядке распределения доходов от приватизации по
нормативам, зачисляются продавцами на расчетные счета комитетов,
реквизиты которых сообщаются продавцам.
2.13. Средства, получаемые Госкомимуществом России в соответ-
ствии с законодательством для финансирования его деятельности из
бюджета, учитываются отдельно от поступлений средств от приватиза-
ции.
Поступление средств и их использование Госкомимуществом
России осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерс-
кому учету в учреждениях и организациях, состоящих на государст-
венном бюджете СССР, утвержденной приказом Министерства финансов
СССР от 10 марта 1987 года N 61, с учетом особенностей установлен-
ных настоящим Временным положением.
Полученные Госкомимуществом России средства от продажи
объектов приватизации зачисляются на расчетный счет комитета N
3451791 в Коммерческом "Кредобанке" РКЦГУ Центрального банка
Российской Федерации г. Москвы, корреспондентский счет 161007, МФО
201791. При этом в платежных документах необходимо указать
назначение платежа.
Движение этих средств отражается в бухгалтерском учете по
дебету субсчета 114 "Текущий счет по внебюджетным фондам" и
кредиту субсчета 272 "Внебюджетные фонды".
Расходы, произведенные в течение года за счет этих средств,
отражаются по дебету субсчета 215 "Расходы за счет внебюджетных
фондов" и кредиту субсчета 272 "Внебюджетные фонды".
Расходы, произведенные в течении года за счет этих средств,
отражаются по дебету субсчета 215 "Расходы за счет внебюджетных
фондов" и кредиту субсчетов в зависимости от операций, производи-
мых за счет этих средств.
По окончании года субсчет 215 закрывается путем списывания
произведенных в течении года расходов в дебет субсчета 272.
Остаток средств по счету 272 переходит на следующий год и изъятию
не подлежит.
Ежеквартально Госкомимущество России составляет отчет о
средствах, полученных от приватизации, и о фактических произведен-
ных расходах по форме N 2-1 "Отчет об исполнении сметы доходов и
расходов учреждения, переведенные на новые условиях хозяйствования"
и представляет его в Министерство финансов Российской Федерации в
установленные сроки.
2.14. Фонды имущества и комитеты по управлению имуществом
ведут бухгалтерский учет в соответствии с Положением о бухгалтерс-
ком учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным
приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта
1992 года N 10, и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалте-
рского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий,
утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991
года N 56.
При этом средства от приватизации, перечисляемые на счета
продавцов объектов приватизации, отражаются в бухгалтерском учете
по дебету счета 55 "Специальные счета в банках" и кредиту счета 96
"Целевое финансирование и поступления", субсчет "Средства от
приватизации, подлежащие распределению по нормативам". Аналитичес-
кий учет по счету 96 "Целевые финансирование и поступления"
ведется в разрезе источников поступления по отдельным объектам
приватизации по видам собственности (федеральная, государственная-
,муниципальная).
Средства, выделяемые из бюджета на финансирование деятельнос-
ти комитетов по управлению имуществом, учитываются по дебету счета
51 и кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления",
субсчет "Бюджетное финансирование". Возврат ранее выделенных
средств из бюджета в бухгалтерском учете отражается по дебету
счета 88 "Фонды специального назначения" и кредиту счета 51
"Расчетный счет".
Использование средств приватизации с учетом установленных
законодательством нормативов отражается по дебету счета 96 в
корреспонденции с кредитами счетов:
88 "Фонды специального назначения" - на сумму средств,
оставляемых в распоряжении продавца объектов приватизации в
соответствии с установленными нормативами; 67 "Расчеты по внебюд-
жетным платежам" - на сумму средств, причитающихся перечислению
Госкомимуществу России, Российскому фонду федерального имущества;
68 - "Расчеты с бюджетом" - на сумму средств, причитающихся
перечислению в соответствующие бюджеты; 76 - "Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами" - на сумму средств, причитающихся
перечислению соответствующим комитетам по управлению имуществом и
фондам имущества. Средства, оставшиеся в распоряжении продавца,
перечисляются со специального счета на его расчетный счет. При
этом делается запись по дебету счета 51 и кредиту счета 55. При
выплате средств, подлежащих перечислению в бюджет, Госкомимуществу
России, Российскому фонду федерального имущества, комитетам по
управлению имуществом и фондам имущества вышеперечисленные счета
дебетируются в корреспонденции в кредитом счета 55 "Специальные
счета в банках" (или счета 51 при поступлении средств от привати-
зации на расчетный счет).
2.15. Средства, перечисляемые продавцами объектов приватиза-
ции на счета соответствующих комитетов по управлению имуществом и
фондов имущества при распределении доходов от приватизации,
отражаются их получателями по дебету счета 51 "Расчетный счет" и
кредиту счета 88 "Фонды специального назначения".
2.16. Использование средств, зачисляемых на счет 88, на
основании смет расходования отражается по дебету счета 88 "Фонды
специального назначения" в корреспонденции с кредитами счетов:
65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию"; 69
"Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"; 70 "Расчеты с
персоналом по оплате труда"; 73 "Расчеты с персоналом по прочим
операциям"; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и
другими. При выплате начисленных средств производятся записи по
дебету перечисленных счетов в корреспонденции с кредитами счетов
по учету денежных средств.
2.17. Все средства, поступающие от приватизации, налогообло-
жению не подлежат. Комитеты по управлению имуществом и фонды
имущества всех уровней не облагаются налогом. Прибыль от коммерче-
ской деятельности указанных выше комитетов и фондов подлежит
налогообложению в установленном порядке.
2.18. Средства от приватизации, полученные соответствующим
фондом имущества (при его отсутствии - комитетом по управлению
имуществом ), распределяются в следующем порядке:
- 4.5 процента фонду имущества, выступающего в качестве
продавца объекта приватизации;
- 4.5 процента комитету по управлению имуществом, утвердивше-
му план приватизации объекта;
- 0.5 процента Российскому фонду федерального имущества на
расчетный счет N 693401 в ОПЕРУ Центрального банка Российской
Федерации, МФО 191027;
- 0.5 процента Госкомимуществу России на расчетный счет
комитета N 3451791 в Коммерческом "Кредобанке" РКЦГУ Центрального
банка Российской Федерации г. Москвы, корреспондентский счет
161007, МФО 201791.
2.19. Средства от приватизации, подлежащие в соответствии с
Государственной программой приватизации перечислению на личные
лицевые счета приватизации работников предприятий, а также
выплачиваемые работникам, не вошедшим в число покупателей своего
предприятия (подразделения), приватизированного по конкурсу или на
аукционе, перечисляются на расчетный счет покупателя (акционерного
общества) в 2-недельный срок со дня представления продавцу реестра
работников с указание сумм, выплачиваемых каждому работнику. При
этом обязательства покупателя по распределению полученных от
продавца средств между работниками и ответственность сторон за их
невыполнение фиксируются продавцами в договорах купли-продажи
объектов приватизации.
2.20. Продавец объекта приватизации обязан:
- осуществлять контроль за полнотой и своевременностью
поступления средств от покупателей объектов приватизации в
соответствии с договорами купли-продажи;
- обеспечивать учет средств, поступающих от приватизации, в
разрезе отдельных объектов с указанием их принадлежности к
федеральной, государственной или муниципальной собственности в
соответствии с постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1, а также по видам
средств от приватизации;
- по согласованию с обслуживающим его учреждением банка
осуществлять ежедневный контроль за поступлением средств от
приватизации, получая соответствующие выписки от банка о движении
средств на счете;
- представлять налоговой инспекции по месту нахождения в
установленные сроки сведения из договоров купли-продажи о причита-
ющихся поступлениях от приватизации и фактически перечисленных
средствах в доход соответствующих бюджетов и другие данные по
требованию налоговых инспекций, необходимые для контроля за
поступлением в бюджеты средств от приватизации;
своевременно и в полном объеме производить распределение
поступивших от приватизации средств между различными покупателями
средств от приватизации.
2.21. Сведения о полученных средствах от приватизации и их
распределении представляются фондами имущества и комитетами по
управлению имуществом ежемесячно по состоянию на первое число
месяца, следующего за отчетным, не позднее 5-го числа после
завершения отчетного периода в статистический орган по месту их
нахождения в соответствии с письмом Госкомимущества России,
Российского фонда федерального имущества и Госкомстата России от
27 апреля 1992 года N АИ-5/2159 "Об организации статистического
наблюдения за ходом приватизации государственных и муниципальных
предприятий (объектов)".
2.22. Арендная плата при сдаче в аренду комитетами объектов
недвижимости и других основных фондов, подлежит перечислению
арендаторами в доход соответствующего бюджета. При этом в соответ-
ствии с пунктом 1 "в" статьи 17 Закона Российской Федерации "О
краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной
администрации" поступления от сдачи в аренду имущества, находивше-
гося в собственности края, области, а также объектов федеральной
собственности, переданных в ведение и распоряжение края, области,
полностью зачисляются в доходы краевого, областного бюджета.
В 1992 году арендная плата, уплачиваемая за имущество
государственных (муниципальных) предприятий, сданное в аренду,
вносится непосредственно арендатором в доходы бюджетов в соответс-
твии с порядком, установленным пунктом 8 статьи 7 Закона Российс-
кой Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и
статьей 7 Закона Российской Федерации "Об уточнении показателей
бюджетной системы Российской Федерации на 1 квартал 1992 года".
Средства арендной платы, перечисляемые в доход бюджета
Российской Федерации, зачисляются на раздел 12 параграф 51
Классификации доходов и расходов бюджетов (символ отчетности
Центрального банка Российской Федерации для республиканского
бюджета Российской Федерации N 62).
III. Ответственность продавцов, покупателей
объектов приватизации и обслуживающих их
учреждений банков
3.1. Покупатели приватизируемых государственных и муниципаль-
ных предприятий несут ответственность за полноту и своевременность
перечисления средств в соответствии с законодательством. Контроль
за выполнением покупателем условий договора купли-продажи осущест-
вляет продавец объекта приватизации.
3.2. Контроль за деятельностью продавца, связанной с перечис-
лением полученных от приватизации средств в доходы бюджетов,
осуществляется органами государственной налоговой инспекции. Часть
средств, дополнительно изысканных налоговыми органами в результате
проводимой ими контрольной работы, используется в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N
340.
3.3. За неполное или несвоевременное перечисление продавцом
в доход бюджета средств, поступивших от приватизации, продавец
несет ответственность, предусмотренную Законом Российской Федера-
ции "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом
РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР".
3.4. Штрафы и пени, предъявленные к продавцам объектов
приватизации, взыскиваются за счет денежных средств, находящихся
на счете продавца. Сумма санкций относится за счет уменьшения
средств, оставляемых в распоряжении продавца объекта приватизации
в соответствии с установленными нормативами распределения доходов
от приватизации.
3.5. Налоговые инспекции по месту нахождения продавца обязаны
вести учетную карточку на каждого продавца объектов приватизации,
в которой отражаются сведения о продавце, его банковские реквизи-
ты, сведения о причитающихся и фактически перечисленных им
платежах в доход соответствующих бюджетов.
Продавец обязан представлять сведения, необходимые для
заполнения указанных карточек, в налоговые инспекции в сроки,
установленные в пункте 2.9 положения.
3.6. Учреждения банков несут ответственность за правильность,
своевременность и полноту перечисления средств по надлежащим
образом оформленным и своевременно представленным продавцом
платежным документам в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом
РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
Приложение
к Временному положению о порядке уплаты, распределения, учета
и контроля за поступлением средств от приватизации
государственных и муниципальных предприятий
НОРМАТИВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 1992 ГОД
-----------------------------------------------------------------
NN | Категория получателей | Нормативы распределения средств от
п/п | средств | приватизации (в процентах) после
| | выплаты средств членам трудовых
| | коллективов
| | ----------------------------------
| | по объек-|по объектам|по объектам
| | ту муни- |федеральной|федеральной
| | ципальной|собственно-|собственно-
| | собствен-|сти и собс-|сти, нахо-
| | ности |твенности |дящимся в
| | |республик, |оперативном
| | |краев, об- |управлении
| | |ластей, ав-|ВС, МБ и
| | |тономных |МВД
| | |округов |
-----------------------------------------------------------------
1. Местные бюджеты 45 10 5
2. Республиканские, 25 45 15
краевые, областные
бюджеты, бюджеты
автономных округов<*>
3. Республиканский 20 35 70<**>
бюджет Российской
Федерации
4. Государственные
органы по приватизации,
в т.ч.:
фонды имущества, ме- 4.5 4.5 4.5
стные отделен. Фонда
фед. имущ.
комитеты по управле- 4.5 4.5 4.5
нию имуществом, терр.
агентства Госкомиму-
щества
Госкомимущество Рос- 0.5 0.5 0.5
сии
Российский фонд фе- 0.5 0.5 0.5
дерального имущества
-----------------------------------------------------------------
<*> В случае приватизации объекта, находящегося на территории
автономного округа, входящего в состав области (края), средства от
приватизации делятся поровну между краевым (областным) бюджетом и
бюджетом автономного округа в пределах общего норматива,
установленного п. 2 данной таблицы.
<**> Не менее 50% указанных сумм направляется в целевой
внебюджетный фонд социальной защиты военнослужащих.
-------------------------
|