ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
N 18-17/775
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2-9-7
УКАЗАНИЯ
от 3 июля 1992 г.
ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ ВЗАИМНЫХ НЕПЛАТЕЖЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С целью урегулирования расчетов в народном хозяйстве и соз-
дания платежной системы, отвечающей условиям рыночной экономки, с
1 июля 1992 года предприятия, организации и учреждения независимо
от форм их собственности переводятся на новый порядок расчетов.
Общие походы к организации расчетов и единый документооборот
в банках регламентируется "Положением о безналичных расчетах в
Российской Федерации", одобренным Постановлением Президиума Вер-
ховного Совета России от 29 мая 1992 г., вводимым с 1 июля 1992
года.
Одновременно с введением указанного Положения по состоянию на
1 июля 1992 года производится урегулирование взаимной задолженнос-
ти государственных предприятий и организаций Российской Федерации.
При проведении урегулирования задолженности необходимо учесть
следующие особенности:
1. В состав участников зачета включаются только государствен-
ные предприятия и организации России всех отраслей народного хо-
зяйства и социальной сферы;
- платежи по взаимным претензиям предприятий и организаций,
принятые к урегулированию на счетах, открытых им в учреждениях
банка, не отражаются;
- результаты зачета принимает на себя Агентство по управлению
долгами государственных предприятий при Госкомимуществе России в
форме долговых обязательств предприятий и организаций или их тре-
бований, вытекающих из поставок товаров и оказания услуг.
2. До проведения зачета в учреждении банка по месту открытия
расчетного (текущего) счета предприятия (организации) проводится
инвентаризация картотек нр 2 - расчетных документов, учитываемых
на счете нр 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
3. Из документов, находящихся в картотеке нр 2, выделяются
получатели средств в разрезе государств (бывших союзных респуб-
лик). Сгруппированные по государствам платежные требования, пла-
тежные поручения и инкассовые поручения регистрируются в описи
(приложение нр 1) в разрезе государств, затем списываются со чета
нр 9929 и помещаются в раздел картотеки нр 3 счет 9933 "Расчетные
документы, неоплаченные по мотивам финансового контроля", где хра-
нятся до принятия решения по межгосударственному зачету. Опись по
документам, помещенным в картотеку счета нр 9933, составляется в
3-х экземплярах, один из которых направляется не позднее июля в
расчетно-кассовый центр по месту открытия корреспондентского счета
коммерческого банка, второй экземпляр описи в качестве извещения-
информации передается плательщику, третий экземпляр - остается в
документах банка.
4. Оставшиеся в картотеке нр 2 по счету 9929 документы, по
платежам в пользу получателей средств предприятий, организаций
Российской Федерации подвергаются тщательному анализу и выверке.
Для этого в каждом учреждении банка по месту открытия счета
предприятий (организаций) создается специальная комиссия из числа
уполномоченных представителей:
- центрального банка (расчетно-кассового центра);
- финансового органа (района, города);
- учреждения банка (коммерческого, кооперативного);
- предприятия или организации;
- собственника имущества (соответствующего подразделения
Госкомимущества Российской Федерации).
5. При анализе комиссия использует данные по неоплаченным
платежным документам, учитываемым на счете нр 9929, данные по ба-
лансу предприятия на последнюю дату (01.06.92 г.) о дебиторской
задолженности предприятия на эту же дату и оперативную справку
предприятия о движении по статьям дебиторской и кредиторской за-
долженности за июнь месяц. К оперативной справке должны быть при-
ложены копии неоплаченных платежных требований по отгруженным то-
варам и оказанным услугам, а также другие документы, необходимые
комиссии.
6. Находящиеся в картотеке нр 2 документы по каждому предпри-
ятию должны быть распределены по трем группам:
а) платежные требования и платежные поручения по платежам за
товары и услуги государственным предприятиям и организациям, с вы-
делением сумм налога на добавленную стоимость.
В тех случаях, когда в платежном требовании (поручении) сумма
налога на добавленную стоимость не выделена, она принимается в
размере 21.88% к общей сумме платежного документа;
б) платежные поручения по платежам в бюджет;
в) остальные платежные документы, включая по платежам за
товары и услуги негосударственным предприятиям и организациям (ма-
лые предприятия, кооперативные, совместные и пр.).
Денежно-расчетные документы по первой группе рассматриваются
комиссией с точки зрения приема к урегулированию задолженности без
учета сумм налога на добавленную стоимость.
На сумму налога на добавленную стоимость плательщик выписыва-
ет каждому поставщику товаров и услуг отдельное платежное поруче-
ние и предъявляет их в банк по мере поступления средств на расчет-
ный (текущий) счет.
Документы, отнесенные к второй и третьей группам, регистриру-
ются в отдельной описи (приложение нр 2), изымаются из картотеки
нр 2, списываются со счета нр 9929 и передаются представителю
предприятия. Предприятия самостоятельно определяют порядок урегу-
лирования платежей в соответствии с порядком расчетов, вводимым с
1 июля 1992 года.
По данным первой группы документов картотеки нр 2, сведений
баланса предприятий (на 1 июня 1992 г.) и оперативной информации о
состоянии дебиторской задолженности комиссией составляется Акт о
проведении урегулирования взаимных неплатежей государственных
предприятий Российской Федерации (примерная форма акта - приложе-
ние нр 3).
В акте отражается сумма подтвержденной комиссией кредиторской
задолженности, принимаемой к зачету, а также дебиторской задолжен-
ности, определенной в указанном выше порядке, т.е. за товары и
услуги государственным предприятиям Российской Федерации, за выче-
том налога на добавленную стоимость.
7. После сопоставления сумм кредиторской и дебиторской задол-
женности комиссия определяет сумму, принимаемую к урегулированию.
Сумма превышения кредиторской задолженности над дебиторской
сообщается территориальному представителю Агентства по урегулиро-
ванию долгами государственных предприятий с приложением долговых
обязательств предприятий.
Сумма превышения дебиторской задолженности над кредиторской
сообщается Агентству по управлению долгами государственных предп-
риятий для оформления обязательства Агентства перед предприятием.
Сумма недопоступивших платежей предъявляется Агентству по урегули-
рованию долгами предприятий и компенсируется им за счет средств,
получаемых от реализации долговых обязательств предприятий.
Акт об урегулировании платежей подписывается всеми членами
комиссии и является основанием для отражения его результатов по
балансу предприятия и организации. Суммы принятых к урегулированию
дебиторской и кредиторской задолженностей на основании акта списы-
ваются с баланса предприятия и отражаются: по долговым обяза-
тельствам - в пассиве баланса, в составе прочей кредиторской за-
долженности; на суммы превышения дебиторской задолженности над
кредиторской - в активе баланса в составе расчетов с Агентством по
урегулированию долгами государственных предприятий.
8. Документы, находящиеся в картотеке нр 2, принятые к зачету
учреждением банка, списываются со счета нр 9929 и передаются
предприятию под расписку на экземпляре акта для хранения в преде-
лах срока исковой давности.
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Т.Г.МАТЮХИН
Первый заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.П.ВАВИЛОВ
------------------------- |