ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 июля 1992 г. N 33
О порядке рассмотрения писем, жалоб, заявлений и
приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации
(Извлечение)
В целях совершенствования работы по рассмотрению писем, жалоб
и заявлений, исключения подмены в этом деле других государственных
органов и, руководствуясь Законом Российской Федерации "О
прокуратуре Российской Федерации",
приказываю:
1. Работу по рассмотрению обращений (писем, заявлений, жалоб)
граждан и должностных лиц подчинить решению задач защиты прав и
свобод человека, укрепления законности и правопорядка. Принимать
исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений и
пресечению нарушений законов, привлекать виновных к установленной
ответственности.
2. Организовать дело таким образом, чтобы каждое обращение
получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той
прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.
Соблюдение этого требования считать основным критерием оценки всей
деятельности по разрешению жалоб и заявлений.
При установлении фактов недобросовестного отношения к работе с
письмами, заявлениями и жалобами, их необоснованного по этим
причинам отклонения, ненадлежащего исполнения поручений
вышестоящих прокуратур решать вопрос об ответственности
допустивших нарушения работников.
3. Принимать к разрешению не подведомственные суду обращения
по поводу нарушений закона. Обращения, не связанные с вопросами
исполнения или нарушения законов, разрешению в органах прокуратуры
не подлежат.
Жалобы по вопросам, подведомственным суду, могут разрешаться
при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного)
интереса либо прав наименее социально защищенных лиц.
Жалобы на вступившие в законную силу судебные постановления
принимать к разрешению от лиц, имеющих в соответствии с
процессуальным законом право их обжаловать.
Разрешение жалоб от других лиц допускается, если они
свидетельствуют о допущенных при рассмотрении дела нарушениях
закона.
Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры,
направлять по принадлежности, извещая об этом заявителей, или
разъяснять им, куда следует обратиться.
4. Обращения, в которых отсутствуют достаточные для их
разрешения сведения (об органе, принявшем обжалуемое решение,
времени его принятия и т.п.), возвращать заявителям, разъясняя
необходимость восполнения недостающих данных.
Анонимные письма и заявления о готовящихся или совершенных
преступлениях направлять, соответственно, в органы безопасности
или внутренних дел.
Обращения, содержащие нецензурные выражения и оскорбительные
высказывания, не рассматривать, о чем, если не принимается иное
решение, извещать авторов с предупреждением, что при поступлении
подобных обращений переписка с ними будет прекращена. По другим
основаниям переписка может быть прекращена с составлением
мотивированного заключения, утверждаемого руководством
прокуратуры.
5. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию
данной прокуратуры, подлежат пересылке соответствующему прокурору
с уведомлением об этом заявителей. При пересылке обращений
вышестоящему прокурору прилагать имеющиеся по этому вопросу
материалы, необходимые для их разрешения.
6. Запретить направление жалоб и заявлений на разрешение в
прокуратуры, не имеющие полномочий на их разрешение или
руководители которых принимали решения по поставленным вопросам.
При необходимости им могут даваться поручения с указанием
подлежащих проверке конкретных обстоятельств и срока выполнения. К
информации о выполнении поручений (заключениям) прилагать
проверочные материалы, копии документов прокурорского
реагирования, а в необходимых случаях - надзорные производства
(дела). Решения в таких случаях принимать прокуратуре, давшей
поручение.
7. Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых
нарушениях законов, систематическом ущемлении прав граждан, не
получившие принципиальной оценки со стороны местных
правоохранительных органов, проверять, как правило, с выездом на
места. Результаты проверок и принятые меры, представляющие
общественный интерес, делать достоянием гласности, активно
используя возможности средств массовой информации.
8. Для объективности и полноты проверок обращений решать
вопрос о целесообразности привлечения к их проведению заявителей и
специалистов. По окончании проверок предоставить заявителям по их
требованию возможность знакомиться с проверочными материалами в
той мере, в которой это не затрагивает права других граждан и не
противоречит требованиям законодательства об охране
государственной и иной охраняемой законом тайны.
Отказ в удовлетворении жалоб аргументировать нормами закона,
конкретными доказательствами, со ссылкой на материалы проверок,
уголовных, гражданских и других дел.
9. Жалобы на нарушения конституционных прав граждан
рассматривать в пятидневный срок. За это время, если невозможно
разрешить их по существу либо дать разъяснение, должно быть
принято решение о необходимости выезда, истребования дела,
материалов или иных документов, о поручении проверки и т.п.
Обращения народных депутатов рассматривать в трехдневный срок.
При необходимости в проверке либо дополнительном изучении вопроса
информировать их об этом в указанный срок. Окончательный ответ
представлять народным депутатам Российской Федерации не позднее
20, а народным депутатам местных Советов - 30 дней с момента
получения обращения депутата.
Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешать в срок
не позднее месяца со дня поступления и прокуратуру, а не требующие
дополнительного изучения и проверки - 15 дней, если иной срок не
предусмотрен законом.
Срок разрешения обращений может быть продлен руководителями
прокуратур с обязательным уведомлением заявителей, а также органа
или лица, взявших обращения на контроль, о причинах задержки и
характере принимаемых мер.
10. В городских и районных прокуратурах принимать решения об
отклонении жалоб и давать ответы заявителям могут прокурор или его
заместитель; в республиканских, краевых, областных и приравненных
к ним прокуратурах - начальники управлений и отделов, а при
поступлении повторного обращения и жалоб на вступившие в законную
силу судебные постановления по уголовным, гражданским, арбитражным
и другим делам - руководители (прокурор и его заместители) этих
прокуратур.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации решения об
отклонении первичных обращений принимают начальники отделов или их
заместители, повторных - начальники управлений. Руководители
Генеральной прокуратуры рассматривают жалобы на решения
начальников подразделений.
Ответы на обращения, взятые на контроль Верховным Советом
Российской Федерации, Верховными Советами республик, Президентом и
Вице-президентом России и Президентами и Вице-президентами
республик, народными депутатами, руководством Генеральной
прокуратуры Российской Федерации (обращения особого контроля),
направлять только за подписью руководителей прокуратуры.
11. Прием граждан проводить в течение всего рабочего дня
преимущественно тем работникам, которые будут проверять обращение.
Прием в вечернее время и выходные дни устанавливается
руководителем соответствующей прокуратуры.
Руководителям прокуратур лично принимать население не реже
одного раза в неделю. Принимать решения по жалобам и давать по ним
ответы должны те руководители прокуратур, к которым поступила
жалоба с личного приема.
12. Во всех прокуратурах установить четкий порядок приема,
регистрации и прохождения обращений, контроль за их своевременным
и правильным разрешением, используя при этом возможности
электронно-вычислительной техники,
Ответственность за организацию работы с письмами, заявлениями
и жалобами по направлениям прокурорского надзора возложить на
руководителей прокуратур и структурных подразделений.
Считать недействующими приказ Генерального прокурора СССР N
77-1987 г., а также иные его указания по вопросам работы с
письмами, заявлениями и жалобами в органах прокуратуры.
|