УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Пленума ВАС РФ от 03.07.95 N 27
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 1992 г. N 11
О ПРАКТИКЕ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ
ПО ПОСТАВКАМ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ
В целях обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации, руко-
водствуясь ст. 30 Закона Российской Федерации "Об арбитражном су-
де", постановляет:
Разъяснить в порядке судебного толкования, что:
1. При рассмотрении споров, связанных с применением от-
ветственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договор-
ных обязательств по поставкам продукции и товаров, а также уклоне-
ние от заключения таких договоров, арбитражные суды должны руко-
водствоваться разделом VIII Положения о поставках продукции произ-
водственно-технического назначения и разделом VI Положения о
поставках товаров народного потребления, утвержденных постановле-
нием Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888, за исключени-
ем тех случаев, когда эти вопросы регулируются законодательством
Российской Федерации и межгосударственными (межправительственными)
соглашениями государств-членов СНГ.
Нормы об ответственности за недопоставку и просрочку поставки
продукции (товаров) содержатся в Законах Российской Федерации "О
поставках продукции и товаров для государственных нужд" и "О прио-
ритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-тех-
ническими ресурсами", постановлении Верховного Совета России от 4
апреля 1992 г. N 2661-1 "О мерах по обеспечению поставок продукции
(товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним мест-
ности", Указе Президента Российской Федерации от 4 января 1992 г.
N 10 "О формировании государственных продовольственных фондов на
1992 год", постановлении Совета Министров РСФСР от 23 октября 1991
г. N 558 "Об организации материально-технического обеспечения на-
родного хозяйства РСФСР в 1992 году", а также Соглашении об общих
условиях поставок товаров между организациями Государств-участни-
ков Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г.
2. Согласно п. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации "О приори-
тетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техни-
ческими ресурсами" за недопоставку продукции агропромышленному
комплексу в соответствии с заключенными договорами с поставщика
подлежит взысканию неустойка в размере 100-процентной стоимости
недопоставленной продукции.
При этом необходимо иметь в виду, что право на взыскание ука-
занной неустойки имеют предприятия-покупатели, перечисленные в п.
2 ст. 1 названного Закона, независимо от оснований заключения до-
говора.
3. Пунктом 8 постановления Верховного Совета Российской Феде-
рации от 4 апреля 1992 г. N 2661-1 установлено, что за недопостав-
ку продукции (товаров) по договорам, заключенным поставщиками с
потребителями, расположенными в районах Крайнего Севера и при-
равненных к ним местностях, в счет исполнения заказа на поставку
продукции (товаров) для республиканских государственных нужд, пре-
дприятия и организации - поставщики уплачивают потребителям неус-
тойку в размере 50 процентов стоимости недопоставленной продукции
(товаров), которая взыскивается нарастающим итогом с учетом недо-
поставленного количества продукции (товаров) в предыдущие периоды
поставки до фактического исполнения договора.
В таком же порядке в силу указанного пункта (постановления
Верховного Совета России) взыскивается неустойка с предприятий и
организаций, поставляющих тару и другие средства упаковки, а также
материалы для их производства предприятиям и организациям-постав-
щикам продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные
к ним местности.
4. В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Фе-
дерации от 4 января 1992 г. N 10 за невыполнение договорных обяза-
тельств по поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольст-
вия в государственные ресурсы производители уплачивают заготовите-
лям неустойку в размере стоимости недопоставленной продукции по
сложившимся рыночным ценам, действующим по месту закупки.
В таком же размере взыскивается штраф с заготовителя и фондо-
держателя продовольствия за отказ от приемки сельскохозяйственной
продукции и продовольствия, подготовленных к поставке в соот-
ветствии с согласованным графиком.
Сведения о сложившихся рыночных ценах следует истребовать у
органов ценообразования, налоговых инспекций и других органов. При
отсутствии таких сведений может быть взята за основу биржевая цена
на соответствующую сельхозпродукцию на момент ее реализации.
Необходимо иметь в виду, что указанная ответственность приме-
няется при нарушении условий контрактов, заключенных в порядке,
предусмотренном распоряжением Правительства Российской федерации
от 14 января 1992 г. N 65-р и разработанным в соответствии с этим
распоряжением Положением о контрактной системе закупок продо-
вольствия и сельскохозяйственной продукции (утверждено приказом
Минторгресурсов России и Минсельхоза России от 16.03.92 N 74/169).
5. Согласно п. II постановления Совета Министров Российской
Федерации от 23 октября 1991 г. N 558 за недопоставку продукции
для республиканских государственных нужд предприятия и организа-
ции уплачивают потребителям неустойку в размере 50 процентов сто-
мости недопоставленной продукции, которая взыскивается до факти-
ческого исполнения обязательств.
Следует, однако, учитывать, что данная ответственность уста-
новлена только на 1992 г. Кроме того, действие указанного пункта
не распространяется на случаи, изложенные в пп. 2 - 4 настоящего
постановления Пленума.
6. Имущественная ответственность за невыполнение договорных
обязательств предприятиями государств, входивших ранее в СССР, оп-
ределяется в договорах по соглашению сторон, Соглашением об общих
условиях поставок товаров между организациями государств-участни-
ков Содружества Независимых Государств в отношении предприятий
государств, подписавших это Соглашение, а также межгосударственны-
ми соглашениями.
Нормы об ответственности, установленные Положениями о
поставках продукции и товаров, утвержденными постановлением Совета
Министров СССР от 25.07.88 N 888, за невыполнение договоров, зак-
люченных между предприятиями названных государств, применяются при
разрешении споров, если это предусмотрено в договоре по соглашению
сторон, либо если указанные нормы признаются действующими на тер-
ритории соответствующих государств.
7. Ответственность за нарушение договорных обязательств по
поставкам, предусмотренная постановлением Совета Министров СССР от
12 октября 1990 г. N 1026 и постановлением Кабинета Министров СССР
от 16 марта 1991 г. N 99 (за недопоставку металлолома), не под-
лежит применению по договорам, заключенным на 1992 и последующие
годы, поскольку действие названных нормативных актов ограничено
1991 годом.
8. В соответствии с п. II постановления Правительства России
от 23 октября 1991 г. N 558 и п. 7 постановления Верховного Совета
Российской Федерации от 4 апреля 1991 г. N 2661-1 при нарушении
обязательств по поставке продукции (товаров) для республиканских
государственных нужд, а также по договорам на поставку продукции
(товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
потребитель вправе приобрести у других поставщиков необходимые ма-
териалы, сырье и комплектующие изделия по предлагаемым ими ценам с
возмещением дополнительных расходов за счет предприятий и органи-
заций, не выполнивших договорные обязательства.
При разрешении споров следует иметь в виду, что указанные до-
полнительные расходы подлежат возмещению лишь в пределах недо-
поставленного по договору объема продукции и при подтверждении
произведенных потребителем затрат на приобретение недопоставленно-
го количества продукции у других предприятий соответствующими пла-
тежными документами и другими доказательствами.
9. Упомянутыми выше законодательными актами предусмотрено
взыскание штрафа в размере стоимости продукции в случаях уклонения
от заключения договоров на поставку продукции (товаров):
- агропромышленному комплексу в счет государственного заказа и по
сложившимся хозяйственным связям (п. 3 ст. 8 Закона Российской Фе-
дерации "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса
материально-техническими ресурсами");
- по межгосударственным соглашениям в соответствии с установлен-
ными квотами (п. 22 Соглашения об общих условиях поставок товаров
между организациями государств-участников Содружества Независимых
Государств).
10. Пунктом 5 постановления Верховного Совета Российской Феде-
рации от 4 апреля 1992 г. N 2661-1 установлено. что при уклонении
поставщиков от заключения договоров на поставку продукции (това-
ров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с
этих поставщиков взыскивается штраф в размере до трехкратной стои-
мости продукции (товаров). В таком же размере уплачивают штраф
предприятия и организации, уклоняющиеся от заключения договоров на
поставку тары и других средств упаковки, а также материалов для
их производства поставщикам продукции (товаров) в районы Крайнего
Севера и приравненные к ним местности.
Конкретный размер подлежащего взысканию штрафа определяется
судьями, рассматривающими соответствующий спор.
Необходимо иметь в виду, что указанная ответственность приме-
няется как в случае уклонения от заключения договора на поставку
продукции (товаров) в счет государственных республиканских нужд,
так и при уклонении от оформления договорных отношений по сложив-
шимся хозяйственным связям.
11. Ответственность за отказ от заключения договоров на
поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия в госу-
дарственные ресурсы, установленная п. 4 Указа Президента
Российской Федерации от 4 января 1992 г. N 10, не может приме-
няться арбитражными судами, поскольку предусмотренная данным Ука-
зом и принятыми в его исполнение актами контрактная система заку-
пок упомянутой продукции не предусматривает возможность понуждения
производителей к заключению таких договоров (контрактов).
12. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации
"О поставках продукции и товаров для государственных нужд" находя-
щиеся на территории России поставщики, занимающие доминирующее по-
ложение на товарном рыке по продаже определенных видов продукции
или обладающие технологической монополией на производство отдель-
ных видов продукции, не вправе отказаться от заключения госу-
дарственны контрактов в случае, если размещение заказа не влечет
за собой убытков от ее производства.
При необоснованном уклонении поставщика от заключения госу-
дарственного контракта в указанном случае поставщик уплачивает по-
купателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в про-
екте контракта.
13. В остальных случаях нарушение договорных обязательств по
поставкам влечет за собой применение ответственности, предусмот-
ренной положениями о поставках продукции и товаров и договором.
Председатель Высшего арбитражного суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего арбитражного суда
Российской Федерации
А. М. ХАЧИКЯН
|