УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Минтруда РФ от 19.09.97 N 47
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 1992 г. N 21
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации
от 12 мая 1992 года N 314 "Об организации общественных работ" Ми-
нистерство труда и занятости населения Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Положение об организации общественных работ сог-
ласно приложению.
2. Комитету по занятости населения Министерства труда и заня-
тости населения Российской Федерации:
обеспечить доведение Положения об организации общественных ра-
бот до Правительств республик, входящих в состав Российской Феде-
рации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы
и Санкт-Петербурга исполнительных органов власти, министерств и
ведомств Российской Федерации;
в целях оказания методической помощи разработать и утвердить в
месячный срок Методические рекомендации по организации и проведе-
нию общественных работ.
3. Республиканским, входящим в состав Российской Федерации,
краевым, областным, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга органам государственной службы занятости населе-
ния:
обеспечить доведение Положения об организации общественных ра-
бот до районных и городских органов служб занятости населения;
при необходимости разрабатывать целевые программы развития об-
щественных работ;
предусматривать выделение необходимых средств фонда занятости
населения для организации и проведения общественных работ;
проводить разъяснительную работу среди населения и руководите-
лей предприятий, учреждений и организаций о целях и задачах орга-
низации общественных работ;
организовывать учебу специалистов подведомственных органов
служб занятости населения по вопросам организации и проведения об-
щественных работ.
Первый заместитель Министра
В.Л. КОСМАРСКИЙ
Приложение N 1
к постановлению Министерства труда
и занятости населения
Российской Федерации
от 11 июня 1992 г. N 21
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации общественных работ
Положение об организации общественных работ подготовлено в со-
ответствии с законодательством о занятости населения и постановле-
нием Правительства Российской Федерации от 12 мая 1992 года N 314
"Об организации общественных работ".
I. Общие положения
1.1. Под общественными работами понимаются общедоступные виды
трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной
профессиональной подготовки работников и имеющие социально полез-
ную направленность.
Общественные работы организуются специально для обеспечения
временной занятости и материальной поддержки безработных, а также
граждан, испытывающих затруднение с трудоустройством.
Практическая реализация задач по организации и проведению об-
щественных работ на территории региона, в том числе направление
граждан на эти работы, осуществляется органами государственной
службы занятости населения <1>.
Общественные работы организуются на предприятиях, в организаци-
ях и учреждениях <2> региона независимо от их форм собственности и
хозяйствования.
Не допускается под видом общественных работ использовать имею-
щиеся у предприятий постоянные рабочие места и вакантные должности.
При необходимости вводятся в действие специальные программы об-
щественных работ на республиканском (Российской Федерации), регио-
нальных и местных уровнях.
1.2. К общественным работам не относятся виды деятельности, свя-
занные с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
1.3. В комплексе мер государственной политики в области заня-
тости населения общественные работы призваны обеспечивать:
смягчение экономических и социальных последствий роста безраб-
отицы;
создание условий для временной занятости безработных, прежде
всего, не получающих пособие по безработице, и граждан, длительное
время испытывающих затруднение с трудоустройством;
предоставление временного заработка (трудового дохода) гражда-
нам, зарегистрированным в органах службы занятости в качестве лиц,
ищущих работу, в том числе проходящим переобучение на новую про-
фессию (специальность) по направлению органов службы занятости, с
целью оказания им материальной поддержки в период поиска постоян-
ного места работы;
приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу,
не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, всту-
пающей в трудоспособный возраст;
трудовую реабилитацию лиц, имеющих длительный (более одного го-
да) перерыв в профессиональной деятельности.
-------------------------
<1> В дальнейшем именуются органы службы занятости.
<2> В дальнейшем именуются предприятия.
II. Порядок и условия организации общественных работ
2.1. На территории республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов и районов общест-
венные работы организуются по решениям соответствующих Советов на-
родных депутатов при участии и по предложению органов службы заня-
тости. При необходимости, на случай чрезвычайных ситуаций массово-
го роста безработицы в регионе, разрабатываются программы развития
общественных работ.
При подготовке этих решений и программ определяются:
приоритетные направления организации общественных работ, их
объемы и виды исходя из масштабов безработицы, состава незанятого
населения и необходимости развития социальной инфраструктуры
в конкретном регионе;
предприятия муниципальной собственности, которые привлекаются к
организации и проведению общественных работ, а также условия, спо-
собствующие развитию этих видов работ на других предприятиях реги-
она независимо от форм собственности и хозяйствования;
льготы по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно со-
действующим организации и проведению общественных работ, в преде-
лах сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюд-
жеты, а также, при необходимости, выделение дотаций, субсидий и
субвенций;
дополнительные льготы и социальные гарантии, сверх установлен-
ных законодательством о занятости населения, лицам, принимающим
участие в общественных работах, за счет средств местного бюджета;
порядок и условия решения организационно-технических мероприя-
тий при организации и проведении общественных работ (обеспечение
служебными помещениями, средствами транспорта и связи и т.п.).
2.2. В целях реализации решений по организации и проведению об-
щественных работ органы службы занятости:
анализируют состояние рынка труда и состав безработных граждан,
участвующих в общественных работах;
выявляют спрос и предложение на участие в общественных работах;
осуществляют сбор информации о возможности организации на
предприятиях региона общественных работ, определяют совместно с
ними виды, объемы и сроки выполнения работ, порядок их финансиров-
ания, условия и формы оплаты труда, а также согласовывают требова-
ния, предъявляемые к работникам;
содействуют гражданам, изъявившим желание участвовать в общест-
венных работах, в выборе вида работ, исходя из их возрастных, фи-
зических и иных возможностей;
подготавливают предложения местным органам исполнительной влас-
ти по созданию в регионе специализированных предприятий для орга-
низации и проведения общественных работ;
решают, совместно с местными органами исполнительной власти
вопросы финансирования общественных работ и в случае необходимос-
ти вносят предложения в соответствующие органы о выделении дота-
ций, субвенций и субсидий из соответствующих бюджетов (фондов);
заключают с предприятиями договоры о совместной деятельности по
организации и проведению общественных работ;
вносят в установленном порядке предложения по предоставлению
льгот по налогу на прибыль (доход) предприятиям, активно содейс-
твующим организации и проведению общественных работ, в пределах
сумм налоговых платежей, направляемых в соответствующие бюджеты;
информируют население и предприятия о порядке проведения в ре-
гионе общественных работ, условиях, режимах и оплате труда, а так-
же льготах, предоставляемых при выполнении таких работ.
2.3. К основным видам общественных работ могут относиться:
озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хо-
зяйства, зон отдыха и туризма;
осуществление мер экологического оздоровления регионов, в том
числе работы по рекультивации земель, благоустройству территорий;
подсобные работы в строительстве жилья, объектов социаль-
но-культурного назначения (детских дошкольных учреждений, спортп-
лощадок, учреждений культуры, здравоохранения, домов для престаре-
лых и инвалидов и т. п.);
ирригационные работы;
отдельные работы при строительстве дорог, водопроводных, кана-
лизационных, газовых и других коммуникаций;
отдельные виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ,
подсобные работы на предприятиях перерабатывающего комплекса, пло-
доовощных базах;
уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании боль-
ных;
восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов,
заповедных зон;
сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений;
другие доступные виды трудовой деятельности.
2.4. Организация и проведение общественных работ может предус-
матривать:
применение гибких форм организации труда и режимов неполного
рабочего времени;
создание на предприятиях специальных видов работ для отдельных
категорий населения, особо нуждающегося в социальной защите <3>;
организацию центров трудовой адаптации для учащейся и неучащей-
ся молодежи на базе общеобразовательных школ, специальных учебных
заведений, межшкольных трудовых комбинатов.
-------------------
<3> Категория населения, особо нуждающаяся в социальной защите,
определена статьей 13 Закона "О занятости населения в РСФСР".
2.5. Отношения сторон, участвующих в организации и проведении
общественных работ, регламентируются договорами, заключаемыми меж-
ду:
органами службы занятости и исполнительной власти;
органами службы занятости и предприятиями региона;
предприятиями и гражданами, выполняющими отдельные виды и объ-
емы общественных работ по направлению органов службы занятости;
специализированными предприятиями и предприятиями региона;
специализированными предприятиями, органами службы занятости и
предприятиями региона.
Органы службы занятости заключают договоры с предприятиями дан-
ного региона с целью совместной деятельности по организации и про-
ведению общественных работ. При этом на орган службы занятости
возлагается обязанность по направлению на предприятия граждан для
выполнения работ, предусмотренных договорами, информирование насе-
ления о возможности их участия в этих работах.
Услуги по направлению граждан на общественные работы органы
службы занятости оказывают бесплатно.
В случае финансирования общественных работ за счет средств фон-
да занятости населения органы службы занятости осуществляют конт-
роль за их использованием.
III. Направление граждан на общественные работы
3.1. На общественные работы направляются граждане, прошедшие
регистрацию в органах службы занятости населения в качестве лиц,
ищущих работу, нуждающиеся в социальной защите и материальной под-
держке.
3.2. Участие граждан в общественных работах допускается только
на основании их добровольного согласия при соблюдении норм трудо-
вого законодательства.
3.3. Преимущественным правом на участие в общественных работах
пользуются безработные граждане, не получающие по различным причи-
нам пособия по безработице, а также граждане, длительное время ис-
пытывающие затруднения с трудоустройством.
3.4. С лицами, желающими участвовать в общественных работах,
работодателем заключается срочный трудовой договор с правом его
продления по соглашению сторон.
Трудовой договор заключается на основе соблюдения принципов и
норм, установленных действующим законодательством о труде Российс-
кой Федерации.
При заключении трудового договора следует учитывать:
период проведения работ и режим труда;
условия труда и обеспечения необходимыми средствами труда;
оплату труда и возможность распространения на временных работ-
ников льгот и преимуществ, действующих на предприятии;
ответственность, права и обязанности сторон, условия расторже-
ния договора.
В случае предложения работнику постоянной работы указанный до-
говор подлежит расторжению. Вопрос о сроках расторжения договора
решается при необходимости при участии органов службы занятости в
интересах гражданина.
3.5. Отказ гражданина от участия в общественных работах не яв-
ляется основанием для признания, что ему предложена "подходящая"
работа.
3.6. Предприятия не вправе отказывать лицам, направляемым орга-
нами службы занятости, в приеме на общественные работы, организа-
ция и проведение которых финансируются за счет средств местного
бюджета или привлечения средств фонда занятости населения.
IV. Оплата труда на общественных работах
4.1. Гражданам, занятым на общественных работах, оплата труда
производится за фактически выполненный объем работ в соответствии
с действующими на предприятии условиями оплаты труда или на дого-
ворной основе, но не ниже минимального уровня, установленного за-
конодательством, при условии полного рабочего дня (недели).
Предприятия вправе устанавливать доплаты к заработной плате, а
также предоставлять таким работникам иные льготы и преимущества.
4.2. При использовании гибких форм организации труда, неполного
рабочего времени, работе в ночное время оплата труда производится
в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Со всех видов выплат, полученных за участие в общественных
работах, осуществляются удержания, предусмотренные законодательст-
вом.
V. Порядок финансирования общественных работ
5.1. Финансирование общественных работ производится за счет
средств предприятий, для которых выполняются эти работы, а также
за счет средств соответствующего местного бюджета и привлечения
средств фонда занятости населения.
5.2. Основным источником финансирования общественных работ яв-
ляются средства предприятий, для которых выполняются эти работы.
Средства местного бюджета привлекаются для финансирования об-
щественных работ в объемах, определяемых программами и планами со-
циального и экономического развития территорий, а также за счет
целевого финансирования.
В необходимых случаях, к финансированию общественных работ
привлекаются средства фонда занятости населения в размерах, опре-
деляемых сметами расходов органов службы занятости по статье "об-
щественные работы".
5.3. Средства фонда занятости населения рекомендуется привле-
кать для финансирования общественных работ, организуемых для без-
работных граждан, не получающих пособие по безработице или дли-
тельное время испытывающих затруднения с трудоустройством.
Привлечение республиканского (Российской Федерации) фонда заня-
тости населения к финансированию общественных работ осуществляет-
ся, в исключительных случаях, по решению Комитета по занятости на-
селения Российской Федерации на основании предложений местных ор-
ганов службы занятости в размере средств, выделенных на эти цели.
Финансирование общественных работ в сфере развития социальной
инфраструктуры может также строиться на основе добровольного
объединения средств предприятий, местного бюджета, пожертвований
граждан, благотворительных взносов. Такое объединение средств и
возможностей оформляется соответствующим решением органа исполни-
тельной власти, либо договором.
5.4. При выделении предприятиям на организацию и проведение об-
щественных работ средств из местного бюджета или фонда занятости
населения необходимо предусматривать возврат вложенных средств, а
при предоставлении налоговых льгот предприятиям, активно содейс-
твующим организации и проведению общественных работ, - их отмену,
при недобросовестном выполнении предприятием принятых на себя обя-
зательств (отказ в приеме, необоснованные требования к гражданам,
нарушение условий договоров и т.п.).
Условия возврата средств регламентируются заключаемыми догово-
рами, а отмена налоговых льгот осуществляется в установленном за-
конодательством порядке.
VI. Социальные гарантии граждан, занятых
на общественных работах
6.1. На граждан, занятых на общественных работах, распространя-
ются нормы законодательства о труде и социальном страховании, а
также им сохраняется право на получение пособия по безработице.
Время участия граждан в общественных работах включается в общий
трудовой стаж на условиях, предусмотренных законодательством.
По согласованию с администрацией предприятий работникам, заня-
тым на общественных работах, может предоставляться возможность по-
иска в рабочее время постоянного места работы (без сохранения оп-
латы труда за время отсутствия).
6.2. В районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к
районам Крайнего Севера, на работников, занятых на общественных
работах, распространяются льготы и компенсации, установленные
действующими нормативными актами.
VII. Осуществление контроля за организацией
общественных работ
Контроль за соблюдением договоров между предприятиями и иными
организациями в части организации и выполнения общественных работ
осуществляется соответствующими органами службы занятости, а также
другими государственными органами в установленном законодательст-
вом порядке.
---------------------------------------------------------------------
"Бюллетень нормативных актов", N 8, 1992,
"Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию", N 6, 1993
|