Изменено указом Президента РФ
от 5 октября 1995 г. N 1008
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 мая 1992 года N 507
О военно-техническом сотрудничестве Российской
Федерации с зарубежными странами
В целях обеспечения военно-технического сотрудничества Рос-
сийской Федерации с зарубежными странами постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о военно-техническом сот-
рудничестве Российской Федерации с зарубежными странами.
2. Правительству Российской Федерации в месячный срок внести
предложения о приведении ранее принятых решений по вопросам воен-
но-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными
странами в соответствие с настоящим Указом.
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 октября 1995 г. N 1008
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет полномочия федеральных ор-
ганов государственной власти в области военно-технического сот-
рудничества Российской Федерации с зарубежными странами (далее
именуется - военно-техническое сотрудничество) и порядок его осу-
ществления.
2. Государственное регулирование в области военно-техническ-
ого сотрудничества включает в себя комплекс организационных, пра-
вовых, технических и других мероприятий, осуществляемых госу-
дарством и направленных на защиту национальных интересов Рос-
сийской Федерации, соблюдение установленного порядка военно-тех-
нического сотрудничества, а также координацию деятельности феде-
ральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых вхо-
дит решение вопросов, относящихся к военно-техническому сотрудни-
честву (далее именуются - участники военно-технического сотрудни-
чества), и юридических лиц Российской Федерации, получивших право
на участие в военно-техническом сотрудничестве (далее именуются -
субъекты военно-технического сотрудничества).
3. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с
зарубежными странами устанавливается, приостанавливается, прекра-
щается и возобновляется на основании решений Президента Российск-
ой Федерации, принимаемых им, как правило, по представлению Пра-
вительства Российской Федерации. В развитие решений Президента
Российской Федерации об установлении или возобновлении воен-
но-технического сотрудничества России с зарубежными странами Пра-
вительством Российской Федерации, как правило, подписываются меж-
дународные договоры Российской Федерации с зарубежными странами,
межправительственные соглашения или другие договорные документы.
Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с за-
рубежными странами осуществляется также на основании международ-
ных договоров бывшего Союза ССР, если иное не установлено специ-
альными решениями Президента Российской Федерации.
4. Международные договоры Российской Федерации по вопросам
военно-технического сотрудничества заключаются в соответствии с
Федеральным законом "О международных договорах Российской Федера-
ции".
Предложения о заключении международных договоров Российской
Федерации по вопросам военно-технического сотрудничества предст-
авляются Президенту Российской Федерации или в Правительство Рос-
сийской Федерации через Государственный комитет Российской Феде-
рации по военно-технической политике по согласованию с Минист-
ерством иностранных дел Российской Федерации.
5. Перечни вооружения, военной техники, научно - исследова-
тельских и опытно-конструкторских работ военного назначения,
впервые предлагаемых для экспорта из Российской Федерации, ут-
верждаются Президентом Российской Федерации по представлению Пра-
вительства Российской Федерации. Решения об экспорте или времен-
ном вывозе продукции военного назначения или результатов науч-
но-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного наз-
начения, не включенных в указанные перечни, также принимаются
Президентом Российской Федерации. Экспорт указанной продукции
осуществляется по лицензиям, выдаваемым Государственным комитетом
Российской Федерации по военно-технической политике.
6. Решения об экспорте или временном вывозе продукции, работ
(услуг) военного назначения в государства, с которыми военно-тех-
ническое сотрудничество не установлено, приостановлено или прек-
ращено, а также об оказании технического содействия в создании
(дооборудовании) специальных объектов на территории таких госу-
дарств принимаются исключительно Президентом Российской Федера-
ции.
7. Перечень продукции, работ (услуг) военного назначения,
экспорт и импорт которых подлежат контролю и осуществляются по
лицензиям, выдаваемым Государственным комитетом Российской Феде-
рации по военно-технической политике, утверждается Правительством
Российской Федерации.
8. Решения об экспорте и импорте, временном вывозе или ввозе
продукции, работ (услуг) военного назначения, включенных в пере-
чень, указанный в пункте 7 настоящего Положения, принимаются Пра-
вительством Российской Федерации по представлению Государственно-
го комитета Российской Федерации по военно - технической полити-
ке.
Экспорт запасных частей, комплектующих изделий, учебного и
вспомогательного имущества к продукции военного назначения, ранее
поставленной зарубежным странам или изготавливаемой по российским
лицензиям, а также импорт указанной продукции военного назначения
и проведение работ по ее техническому обслуживанию и ремонту осу-
ществляются по лицензиям Государственного комитета Российской Фе-
дерации по военно-технической политике без оформления решения
Правительства Российской Федерации.
Вывоз запасных частей, комплектующих изделий, учебного и
вспомогательного имущества к продукции военного назначения, ранее
поставленной зарубежным странам для создания их временных запасов
на территории этих стран, осуществляется по лицензиям Государст-
венного комитета Российской Федерации по военно - технической по-
литике без оформления решения Правительства Российской Федерации.
9. Предложения по вопросам военно-технического сотрудничест-
ва, разработанные и согласованные участниками военно-технического
сотрудничества, вносятся в Правительство Российской Федерации че-
рез Государственный комитет Российской Федерации по военно-техни-
ческой политике.
10. Просьбы и заявки от имени правительств зарубежных стран
на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг военного
назначения принимаются Правительством Российской Федерации, пос-
лами Российской Федерации и Государственным комитетом Российской
Федерации по военно-технической политике.
Участники и субъекты военно-технического сотрудничества,
уполномоченные Правительством Российской Федерации вести перего-
воры с иностранными партнерами и получившие просьбы (заявки) от
иностранных партнеров, имеющих на это соответствующие полномочия
от своего правительства, направляют эти просьбы (заявки) в Госу-
дарственный комитет Российской Федерации по военно-технической
политике.
11. Деятельность в области военно-технического сотрудничест-
ва осуществляется с соблюдением установленного законодательством
Российской Федерации режима секретности.
II. Порядок принятия решений по вопросам военно-технического
сотрудничества
12. Решения по вопросам военно-технического сотрудничества в
зависимости от их значимости принимаются Президентом Российской
Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными
органами исполнительной власти.
13. Президент Российской Федерации в соответствии с Консти-
туцией Российской Федерации по представлению Правительства Рос-
сийской Федерации принимает решения по следующим вопросам:
утверждение концептуальных подходов к военно-техническому
сотрудничеству;
заключение межгосударственных договоров Российской Федерации
о военно-техническом сотрудничестве;
определение перечня зарубежных стран, военно-техническое
сотрудничество с которыми запрещено или ограничено;
установление военно-технического сотрудничества с зарубежны-
ми странами, с которыми оно ранее не осуществлялось;
приостановление, прекращение и возобновление военно - техни-
ческого сотрудничества;
утверждение перечня продукции, работ (услуг) военного назна-
чения, разрешенных к поставке на экспорт;
показ и поставка вооружения и военной техники, не включенных
в перечень вооружения и военной техники, разрешенных к экспорту;
передача лицензий на производство продукции военного назна-
чения зарубежным странам;
сотрудничество с зарубежными странами в области разработок
вооружения и военной техники и иной продукции военного назначе-
ния;
оказание военно-технической помощи зарубежным странам.
14. Правительство Российской Федерации принимает решения по
следующим вопросам:
создание по договоренности с заинтересованными зарубежными
странами двусторонних и многосторонних межправительственных ко-
миссий по военно-техническому сотрудничеству;
заключение межправительственных соглашений о военно - техни-
ческом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами
в развитие решений, принятых Президентом Российской Федерации;
наделение федерального органа исполнительной власти функция-
ми государственного заказчика в области военно-технического сот-
рудничества;
определение условий, объемов и сроков осуществления
экспортно-импортных операций с продукцией, работами (услугами)
военного назначения, проведения в соответствии с решениями Прези-
дента Российской Федерации научно-исследовательских и опыт-
но-конструкторских работ по разработке продукции военного назна-
чения в интересах иностранного заказчика;
передача продукции военного назначения, разрешенной для
экспорта, в аренду (лизинг), а также для проведения испытаний в
зарубежных странах;
предоставление юридическим лицам Российской Федерации, явля-
ющимся разработчиками и (или) изготовителями продукции военного
назначения, права на участие в военно-техническом сотрудничестве
и лишение их этого права в соответствии с порядком, устанавливае-
мым Президентом Российской Федерации;
организация государственного контроля за экспортом (импор-
том) продукции, работ (услуг) военного назначения;
установление порядка урегулирования государственных задол-
женностей, образующихся при экспорте (импорте) продукции, работ
(услуг) военного назначения или осуществлении других видов воен-
но-технического сотрудничества;
организация и проведение выставок и показов вооружения и во-
енной техники за рубежом и на территории Российской Федерации;
утверждение нормативных документов, регламентирующих порядок
и организацию военно-технического сотрудничества;
поставка или передача зарубежными странами в третьи страны
образцов вооружения и военной техники, изготавливаемых по рос-
сийским лицензиям;
определение порядка лицензирования видов внешнеэкономической
деятельности в области военно-технического сотрудничества,
экспорта (импорта) продукции, работ (услуг) военного назначения;
возмещение ущерба субъектам военно-технического сотрудни-
чества Российской Федерации, причиненного в результате прекраще-
ния (приостановления) экспорта (импорта) продукции, работ (услуг)
военного назначения в связи с прекращением или приостановлением
военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зару-
бежными странами.
15. Координационный межведомственный совет по военно - тех-
нической политике Российской Федерации осуществляет свои функции
в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом Рос-
сийской Федерации.
16. Государственный комитет Российской Федерации по военно -
технической политике осуществляет свои полномочия в рамках ут-
вержденного Президентом Российской Федерации Положения о Госу-
дарственном комитете Российской Федерации по военно - технической
политике, в том числе:
представляет Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации предложения по вопросам военно-технического
сотрудничества;
разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных
правовых актов по вопросам военно-технического сотрудничества;
обеспечивает координацию деятельности участников и субъектов
военно-технического сотрудничества;
осуществляет лицензирование видов внешнеэкономической дея-
тельности в области военно-технического сотрудничества, а также
экспорта (импорта) продукции, работ (услуг) военного назначения;
вносит предложения по созданию и организует работу двусто-
ронних и многосторонних межправительственных комиссий по воен-
но-техническому сотрудничеству;
осуществляет контроль за формированием и уровнем цен на
экспортируемые (импортируемые) образцы продукции военного назна-
чения;
подготавливает проекты межправительственных соглашений о во-
енно-техническом сотрудничестве, проводит переговоры и подписыва-
ет эти соглашения на основании решений и от имени Правительства
Российской Федерации;
организует выполнение обязательств Российской Федерации, вы-
текающих из межгосударственных договоров и межправительственных
соглашений по военно-техническому сотрудничеству;
обеспечивает контроль за осуществлением субъектами военно -
технического сотрудничества внешнеэкономической деятельности и
выполнением ими обязательств, принятых Российской Федерацией по
межправительственным договорным документам;
выполняет другие функции в области военно-технического сот-
рудничества, предусмотренные законодательством Российской Федера-
ции.
17. Министерство иностранных дел Российской Федерации:
контролирует соблюдение федеральными органами исполнительной
власти, в компетенцию которых входит решение вопросов, относящих-
ся к военно-техническому сотрудничеству, международных обяза-
тельств Российской Федерации и представляет по установленной фор-
ме в ООН и другие международные организации сведения по вопросам
военно-технического сотрудничества;
участвует в подготовке предложений по вопросам военно - тех-
нического сотрудничества;
участвует в работе межправительственных комиссий по военно -
техническому сотрудничеству;
обеспечивает контроль за соблюдением внешнеполитических ин-
тересов Российской Федерации в области военно-технического сот-
рудничества;
разрабатывает и по согласованию с Государственным комитетом
Российской Федерации по военно-технической политике представляет
в Правительство Российской Федерации предложения по перечню зару-
бежных стран, военно-техническое сотрудничество с которыми необ-
ходимо и целесообразно запретить или ограничить.
18. Министерство экономики Российской Федерации совместно с
Государственным комитетом Российской Федерации по военно - техни-
ческой политике, Государственным комитетом Российской Федерации
по оборонным отраслям промышленности, Министерством обороны Рос-
сийской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации
разрабатывает предложения по номенклатуре и объемам экспорта (им-
порта) вооружения и военной техники в рамках экспортно-импортного
государственного оборонного заказа.
19. Государственный комитет Российской Федерации по оборон-
ным отраслям промышленности:
осуществляет лицензирование видов деятельности в области
разработки и производства вооружения, военной техники и боеприпа-
сов;
рассматривает обращения предприятий и организаций - разра-
ботчиков и изготовителей вооружения и военной техники о предост-
авлении им права участия в военно-техническом сотрудничестве и
участвует в работе по предоставлению такого права в соответствии
с порядком, определяемым Президентом Российской Федерации;
координирует деятельность предприятий и организаций по про-
ведению исследований, разработок и организации производства воо-
ружения и военной техники для экспорта;
участвует в разработке предложений по номенклатуре и объемам
экспорта (импорта) вооружения и военной техники в рамках
экспортно-импортного государственного оборонного заказа;
участвует по поручению Правительства Российской Федерации в
разработке межгосударственных и межправительственных соглашений о
кооперационных связях в области разработки и производства воору-
жения и военной техники и обеспечивает их практическую реализа-
цию;
принимает совместно с Министерством обороны Российской Феде-
рации меры по обеспечению патентной защиты продукции военного
назначения, разработанной и изготовленной предприятиями оборонных
отраслей промышленности и являющейся их интеллектуальной собст-
венностью.
20. Министерство обороны Российской Федерации:
участвует в подготовке предложений по вопросам военно - тех-
нического сотрудничества;
осуществляет информационное обеспечение по вопросам военно -
технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными
странами;
осуществляет практическую деятельность, связанную с оказани-
ем содействия в эксплуатации и освоении боевого применения пост-
авляемых за рубеж образцов вооружения и военной техники;
проводит силами своих предприятий ремонт вооружения и воен-
ной техники, ранее поставленных в зарубежные страны, передает в
аренду иностранным партнерам транспортные средства, командирует
за рубеж военных специалистов, обучает национальные военные кадры
и технический персонал, проводит показы вооружения и военной тех-
ники, а также учения и стрельбы подразделений армий зарубежных
стран на своих полигонах;
осуществляет военно-техническое сопровождение разработки и
изготовления образцов вооружения и военной техники, а также вы-
полняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
в рамках подписанных с иностранными заказчиками договорных доку-
ментов;
подготавливает предложения по перечням вооружения, военной
техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
впервые предлагаемых для экспорта из Российской Федерации.
21. Служба внешней разведки Российской Федерации:
способствует осуществлению военно-технического сотрудничест-
ва путем проведения политического, международно-правового и эко-
номического анализа направлений этого сотрудничества;
осуществляет сбор и обработку информации по вопросам воен-
но-технического сотрудничества, оказывает содействие в проверке
надежности иностранных партнеров.
22. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
осуществляет комплекс необходимых мероприятий по защите интересов
Российской Федерации в области военно-технического сотрудничест-
ва.
23. Принятие решений об оказании военно-технической помощи
зарубежным странам и непосредственно оказание этой помощи осу-
ществляются в порядке, предусмотренном настоящим Положением в
части принятия решений об установлении и осуществлении воен-
но-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными
странами. Официальные запросы уполномоченных органов зарубежных
стран об оказании военно-технической помощи и о закупке товаров и
услуг военного назначения в Российской Федерации направляются по
торгово-дипломатическим каналам в Государственный комитет Рос-
сийской Федерации по военно-технической политике, который прово-
дит всестороннюю экспертизу таких запросов с привлечением заинте-
ресованных федеральных органов исполнительной власти и организа-
ций и по результатам экспертизы вносит соответствующие предложе-
ния в Правительство Российской Федерации.
24. Субъекты военно-технического сотрудничества осуществляют
внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического
сотрудничества в рамках предоставленных им прав, а также принима-
емых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской
Федерации решений.
25. Право использования на договорной основе зарубежных юри-
дических и физических лиц для предоставления консультационных и
посреднических услуг предоставляется исключительно субъектам во-
енно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубеж-
ными странами.
III. Контроль за осуществлением деятельности в области воен-
но-технического сотрудничества
26. Контроль и координация деятельности субъектов военно -
технического сотрудничества Российской Федерации осуществляются в
целях исключения недобросовестной конкуренции между ними и пре-
дотвращения возможности нанесения политического, экономического и
военного ущерба Российской Федерации. Непосредственный контроль и
координацию деятельности участников и субъектов военно - техни-
ческого сотрудничества осуществляет Государственный комитет Рос-
сийской Федерации по военно-технической политике во взаимодейст-
вии с другими федеральными органами исполнительной власти в пре-
делах их компетенции.
27. Контролю и координации подлежит внешнеэкономическая дея-
тельность субъектов военно-технического сотрудничества на следую-
щих этапах:
проведение переговоров с иностранными заказчиками;
подготовка и подписание договорных документов;
исполнение обязательств по договорным документам.
28. Этап проведения переговоров с иностранными заказчиками
включает в себя: поиск иностранных партнеров, осуществление рек-
ламно-выставочной и маркетинговой деятельности, в том числе пока-
зов вооружения и военной техники, разрешенных к поставкам на
экспорт, передачу в ходе переговоров тактико-технических характе-
ристик вооружения и военной техники или основных параметров науч-
но-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию
(модернизации) образцов вооружения и военной техники, объявление
экспортных цен на продукцию, работы (услуги) военного назначения,
подписание протоколов о намерениях.
29. Этап подготовки и подписания договорных документов вклю-
чает в себя подготовку, экспертизу и согласование проектов
контрактов с иностранными заказчиками и договоров с российскими
поставщиками (предприятиями и организациями - производителями и
разработчиками вооружения и военной техники), подписание указан-
ных контрактов и договоров.
30. Этап исполнения обязательств по договорным документам
включает в себя реализацию договоров с российскими поставщиками
на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг во-
енного назначения в соответствии с контрактом, заключенным с
иностранным заказчиком, военно-техническое сопровождение исполне-
ния контракта, лицензирование экспорта и импорта продукции, работ
(услуг) военного назначения, проведение взаиморасчетов с иност-
ранным заказчиком и российскими поставщиками.
31. Все субъекты военно-технического сотрудничества могут
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в области военно -
технического сотрудничества на любом из указанных выше этапов
только с разрешения и в соответствии с инструкциями Государствен-
ного комитета Российской Федерации по военно - технической поли-
тике.
32. Нарушение порядка осуществления военно-технического сот-
рудничества, установленного данным Положением, влечет за собой
ответственность руководителей субъектов военно-технического сот-
рудничества и является основанием для лишения субъектов воен-
но-технического сотрудничества права осуществления экспорта и им-
порта продукции, работ (услуг) военного назначения.
33. По результатам работы, выполненной на каждом из этапов,
субъекты военно-технического сотрудничества представляют отчеты в
Государственный комитет Российской Федерации по военно-техническ-
ой политике.
|