ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГСДР
от 8 иая 1992 года
(БВСР 92-11)
ПРЕДПРИЯТИЕ ВПРАВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ СТРУКТУРУ
ВХОДЯЩИХ В ЕГО СОСТАВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ИХ ШТАТЫ
Кузнецов - начальник отдела материально-технического снабжения
Оренбургского объединенного авиаотряда приказом администрации уволен
по инициативе администрации по п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР ввиду
сокращения штата.
Он обратился в суд с иском о восстановлении на работе, ссылаясь
на то, что администрация неправомерно ликвидировала отдел
материальнотехнического снабжения, сделала это только с целью
избавиться от него как неугодного работника, поскольку он
неоднократно критиковал командира авиаотряда.
Оренбургский областной суд, рассмотрев дело в качестве суда
первой инстанции, в иске отказал.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, 8 мая
1992 г. рассмотрев дело по кассационной жалобе Кузнецова, это
решение оставила без изменения, указав следующее.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к обоснованному выводу о
том, что сокращение, связанное с ликвидацией отдела
материально-технического снабжения, действительно было. Должность
начальника этого отдела из штатного расписания исключена. Во
исполнение обязанности по переводу Кузнецова с его согласия на
другую работу администрация предлагала ему разные вакантные
должности и работы, от которых он отказался.
Порядок увольнения по п. 1 ст. 33 КЗоТ РСФСР был соблюден.
Выводы суда в этой части истец счел правильными, о чем указал в
кассационной жалобе и заявил в заседании Судебной коллегии
Верховного Суда РФ. По мнению истца, действия администрации по
ликвидации отдела материально-технического снабжения были
неправильными. Он утверждал, что начальник авиаотряда не имел право
самостоятельно решать вопрос о ликвидации отдела, поскольку наличие
такого отдела и организация работы по материально-техническому
снабжению предприятий гражданской авиации предусмотрены
Наставлениями по материально-техническому снабжению в гражданской
авиации, утвержденными Министром гражданской авиации СССР 4 ноября
1982 г.
В связи с тем, что данные Наставления не отменены,
ликвидировать упомянутый отдел, по мнению истца, можно было только
по распоряжению или согласованию с Министерством гражданской авиации
или Приволжским управлением гражданской авиации.
Соглашаясь с тем, что администрация вправе изменить структуру
подразделений, истец, тем не менее, считал, что в данном случае речь
идет не об изменении структуры организации, а функций подразделений,
чего она делать не могла, а сделала это только в целях расправы с
ним за критику.
Однако эти доводы не могут являться основанием к отмене
решения. Вопросы, касающиеся организации структуры предприятия, его
подразделений, распределения функций между ними, в том числе тех,
которые ранее выполнялись отделом материально-технического
снабжения, относятся к компетенции предприятия как самостоятельной
производственной единицы.
Оренбургский объединенный авиаотряд имеет статус
государственного предприятия, что определено в его Уставе.
Согласно ст. 14 ранее действовавшего Закона СССР "О
предприятиях в СССР" и ст. 30 Закона РСФСР "О предприятиях и
предпринимательской деятельности", вступившего в силу с 1 января
1991 г., предприятие самостоятельно определяет структуру органов
управления, штаты.
Наставления по материально-техническому снабжению в гражданской
авиации, на которые сослался истец, были приняты в период
централизованного снабжения по планам Госплана СССР, Госснаба СССР и
других структур, ликвидированных в связи с экономической реформой.
Поэтому ссылку истца на п. 3.1.3 главы III этого Наставления,
предусматривающий, что изменить или отменить руководящие документы
по организации материально-технического снабжения и заказов могут
только лица, которые утвердили и ввели их в действие либо
вышестоящие руководители, нельзя признать правильной.
Вопрос о том, была ли необходимость в ликвидации отдела
материально-технического снабжения, к компетенции суда не относится,
в связи с этим суд обоснованно указал в решении, что он вправе
обсуждать этот вопрос.
Поскольку возглавляемый Кузнецовым отдел
материально-технического снабжения ликвидирован, его должность
сокращена, от трудоустройства он отказался, порядок увольнения
соблюден, суд правильно отказал ему в иске.
Ссылка истца на то, что увольнение последовало за критику, с
учетом изложенных обстоятельств, несостоятельна. Хотя суд и признал,
что Кузнецов действительно выступал с критикой в адрес руководства
авиаотряда, причиной связи между увольнением истца и его
критическими высказываниями в адрес руководства авиаотряда не
установлено.
|