УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РФ ОТ 18.10.2002 N 316
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
28 апреля 1992 г.
N 144
О ВВЕДЕНИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЫ ВЫСШЕГО
МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Объявляю постановление Комитета по высшей школе Министерства
науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от
13 марта 1992 года N 13 "О введении многоуровневой структуры
высшего образования в Российской Федерации".
"Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор
содержания и уровня своего образования, создания условий для
гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях
рыночной экономики, гуманизации образовательной системы необходимо
дополнить действующую систему высшего образования различными по
характеру и объему образовательно-профессиональными программами
разного уровня. В этих целях Комитет по высшей школе Министерства
науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Временное положение о многоуровневой структуре
высшего образования в Российской Федерации (приложение 1) и
Положение о порядке реализации государственными высшими учебными
заведениями образовательно-профессиональных программ разного
уровня (приложение 2).
2. Учебно-методическому управлению совместно с
учебно-методическими объединениями вузов, другими
заинтересованными организациями и учреждениями разработать во 2-м
квартале 1992 года перечень направлений и специальностей высшего
образования, формы дипломов, предусмотренных Временным положением
о многоуровневой структуре высшего образования в Российской
Федерации, а также требования к содержанию
образовательно-профессиональных программ разного уровня.
3. Учебно-методическому управлению (Татуру Ю.Г.) совместно с
Управлением аттестации и аккредитации (Кушель А.А.) до начала 1993
г. проанализировать и обобщить опыт введения новых
образовательно-профессиональных программ в вузах Российской
Федерации.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на
заместителя председателя Комитета по высшей школе Шадрикова В.Д.
Председатель В.Г.КИНЕЛЕВ".
Во исполнение постановления Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы и технической политики
Российской Федерации от 13.03.92 N 13 "О введении многоуровневой
структуры высшего образования в Российской Федерации"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям органов управления здравоохранением,
генеральным директорам производственных объединений "Фармация",
начальникам главных управлений, управлений и самостоятельных
отделов Министерства здравоохранения Российской Федерации,
ректорам Московской медицинской академии, Российского и Сибирского
медицинских университетов, медицинских и фармацевтических вузов,
институтов усовершенствования врачей, деканам медицинских
факультетов университетов, директорам медицинских и
фармацевтических колледжей и училищ, директору Всероссийского
учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и
фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения
Российской Федерации принять постановление Комитета по высшей
школе Министерства науки, высшей школы и технической политики
Российской Федерации от 13.03.92 N 13 "О введении многоуровневой
структуры высшего образования в Российской Федерации" к
руководству и исполнению.
2. Принять к сведению, что все высшие медицинские и
фармацевтические учебные заведения Министерства здравоохранения
Российской Федерации, осуществляющие в настоящее время подготовку
специалистов по действующим учебным планам и перечню
специальностей, считаются реализующими
образовательно-профессиональные программы третьего уровня высшего
образования, определенные пунктом 4.1. Временного положения о
многоуровневой структуре высшего образования в Российской
Федерации.
3. Управлению подготовки кадров и координации научных
исследований (т. Морозов П.Н.):
3.1. Во втором квартале 1992 года разработать и утвердить в
установленном порядке перечень направлений и специальностей
высшего медицинского и фармацевтического образования, Временные
положения "О многоуровневой структуре высшего медицинского и
фармацевтического образования в Российской Федерации", "О порядке
реализации высшими медицинскими и фармацевтическими учебными
заведениями образовательно-профессиональных программ разного
уровня", "О введении в высших медицинских и фармацевтических
учебных заведениях магистратуры.
3.2. До 01.06.92 разработать и утвердить в установленном
порядке целевую комплексную программу по
учебно-научно-методическому, информационному и
материально-техническому обеспечению многоуровневой структуры
высшего медицинского и фармацевтического образования в Российской
Федерации".
3.3. В течение 1992-1993 гг. совместно с Всероссийским
учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и
фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения
Российской Федерации разработать и утвердить в установленном
порядке основную учебно-методическую документацию учебным
заведениям для реализации образовательно-профессиональных
программ, а также государственные требования (стандарты) к
содержанию и качеству высшего медицинского и фармацевтического
образования на всех его уровнях.
3.4. До конца 1992 года проанализировать и обобщить опыт
введения новых образовательно-профессиональных программ в высших
медицинских и фармацевтических учебных заведениях Российской
Федерации.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на первого
заместителя министра здравоохранения Российской Федерации т.
Денисенко Б.А.
Министр
здравоохранения
Российской Федерации
А.И.ВОРОБЬЕВ
Приложение N 1
к приказу Минздрава России
от 28.04.92 г. N 144
(Постановление Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы и
технической политики Российской Федерации)
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МНОГОУРОВНЕВОЙ СТРУКТУРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общие положения
1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской
Федерации преследует целью расширение возможностей высшей школы в
удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов
личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и
профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся
потребностей экономики и рынка труда.
2. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт
развития высшей школы и Международную стандартную классификацию
образования, принятую ЮНЕСКО.
3. Существующая система образовательно-профессиональных
программ высшего образования по специальностям входит как
составная часть в новую многоуровневую структуру высшего
образования.
Характеристика структуры высшего образования
1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской
Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения
преемственными образовательно-профессиональными программами трех
уровней.
2. Основу высшего образования - базовое высшее образование -
составляют образовательно-профессиональные программы по
направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и
культуры (программы второго уровня). Они предоставляют личности
возможность овладеть системой научных знаний о человеке и
обществе, истории и культуре, получить фундаментальную
естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по
направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня,
подготовлены для продолжения образования по
образовательно-профессиональным программам третьего уровня или
самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками,
необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения
по программам базового высшего образования не менее 4 лет на
основе общего среднего образования.
Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом
о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием
направления обучения.
3. Образовательно-профессиональные программы первого уровня
включают двухлетнее обучение по образовательным программам
бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном
для специалистов со средним профессиональным (специальным)
образованием.
Общая продолжительность обучения по этим программам 3-3,5
года.
Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе
бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а
освоившим всю программу первого уровня выдается диплом о неполном
высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню
специальностей среднего профессионального (специального)
образования, утвержденному в установленном порядке.
4. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня
имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной
творческой профессиональной деятельности.
Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах:
4.1. На основе общего среднего образования - за счет
существующих программ подготовки дипломированных специалистов с
высшим образованием, основанных на объединении в единую программу
по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей
продолжительностью обучения 5-6 лет.
4.2. На основе базового высшего образования - за счет
дальнейшего развития и дифференциации
образовательно-профессиональных программ базового высшего
образования.
Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих
степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров
наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.
Программа подготовки магистра наук предполагает
преимущественно исследовательский характер его будущей
деятельности. Срок ее реализации 2-3 года. По ее окончании
выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени
магистра наук и указанием специальности.
Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста
выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по
полученной специальности. Срок реализации такой программы, в
зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до
трех лет.
4.3. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную
программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру.
5. Перечни направлений и специальностей подготовки,
государственные требования к содержанию и качеству высшего
образования (стандарты) на всех его уровнях утверждаются Комитетом
по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической
политики Российской Федерации.
6. Устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в
зависимости от достигнутых выпускником успехов:
диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи
дипломов различной степени определяется специальным положением.
Приложение 2
к приказу Минздрава России
от 28.04.92 г. N 144
(Постановление Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы и
технической политики Российской Федерации)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗНОГО УРОВНЯ
1. Все государственные высшие учебные заведения,
осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по
действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются
реализующими образовательно-профессиональные программы третьего
уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1. Временного
положения о многоуровневой структуре высшего образования в
Российской Федерации.
2. Реализация в государственных высших учебных заведениях
образовательно-профессиональных программ базового высшего
образования осуществляется по инициативе Ученого совета вуза и
по мере готовности педагогического коллектива, учебно-методической
и материально-технической базы.
Переход высшего учебного заведения на обучение по
образовательно-профессиональным программам базового высшего
образования оформляется приказом органа управления, в ведении
которого находится вуз.
3. Введение в высшем учебном заведении магистратуры
осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства
науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
4. Реализация образовательно-профессиональных программ первого
уровня высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих
право на подготовку бакалавров, осуществляется по решению Ученого
совета вуза.
Ученым советам этих вузов предоставляется право по итогам
завершения второго курса базового высшего образования переводить
часть студентов в установленном порядке на
образовательно-профессиональную программу первого уровня.
Для реализации программ первого уровня в вузе или при нем
должны быть созданы специальные структурные подразделения или
учебные заведения.
5. В 1992 году право на реализацию
образовательно-профессиональных программ, предполагающих
присвоение степеней бакалавра и магистра, будет предоставляться в
первую очередь университетам и академиям различного профиля.
6. В государственных высших учебных заведениях осуществляется
бюджетное финансирование образовательно-профессиональных программ
всех уровней.
|