Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 15.04.92 N 5 "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ НА ПОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ В 1992 ГОДУ"

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад

 УТРАТИЛ СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ от 10 апреля 2000 г. N 4

          ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 15 апреля 1992 года  N 5

          О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ НА ПОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ И ТОВАРОВ В 1992 ГОДУ

         В целях обеспечения единообразия судебно-арбитражной практики
    Пленум Высшего  арбитражного суда Российской Федерации, руководст-
    вуясь ст.  30 Закона  Российской Федерации  "Об арбитражном суде",
    постановляет:
         Разъяснить в порядке судебного толкования, что:
         1. При рассмотрении споров, связанных с заключением договоров
    на поставку продукции и товаров в 1992 году, арбитражные суды дол-
    жны руководствоваться  прежде всего  Законами Российской Федерации
    "О предприятиях  и предпринимательской  деятельности" и "О приори-
    тетном обеспечении  агропромышленного комплекса материально-техни-
    ческими ресурсами",  Указами Президента  Российской  Федерации  от
    15.10.91 N 143 "О хозяйственных связях и поставках продукции и то-
    варов в  1992 году"  и от  20.02.92 N 165 "О мерах по стабилизации
    работы промышленности  Российской Федерации  в 1992 году", а также
    постановлениями Правительства России от 23.10.91 N 558 "Об органи-
    зации  материально-технического  обеспечения  народного  хозяйства
    РСФСР в  1992 году" и от 27.02.92 N 132 "О временных мерах по спе-
    циальному регулированию  хозяйственной  деятельности  предприятий-
    монополистов в 1992 году".
         2. По  общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 4 Закона Рос-
    сийской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельно-
    сти", предприятие  самостоятельно осуществляет свою деятельность и
    распоряжается выпускаемой  продукцией. Указом Президента России от
    15.10.91 N 143 (п. 1) также предусмотрено, что поставщики самосто-
    ятельно реализуют свою продукцию  и товары покупателям на условиях
    заключаемых договоров.
         В этой  связи споры,  возникающие при заключении договоров на
    поставку продукции  и товаров,  на основании  ст. 20  Арбитражного
    процессуального кодекса могут быть переданы на разрешение арбитра-
    жного суда по соглашению сторон либо если такая передача специаль-
    но предусмотрена законодательным актом.
         3. В настоящее время законодательными актами Российской Феде-
    рации предусмотрена возможность принудительного сохранения сложив-
    шихся хозяйственных связей по поставкам в тех случаях, когда поку-
    патели расположены  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
    местностях (постановление  Верховного Совета  Российской Федерации
    от 04.04.92  N 2661-1  "О мерах  по обеспечению поставок продукции
    (товаров) в  районы Крайнего  Севера и приравненные к ним местнос-
    ти") или  включены в перечень предприятий, определенный в п. 2 ст.
    1 Закона Российской Федерации "О приоритетном обеспечении агропро-
    мышленного комплекса материально-техническими ресурсами".
         Поэтому иски  указанных покупателей  о понуждении поставщиков
    заключить договоры  на основании  сложившихся хозяйственных связей
    подлежат рассмотрению арбитражным судом.
         При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 постанов-
    ления Верховного  Совета России  от 04.04.92  N 2661-1  в таком же
    обязательном порядке заключаются договоры между поставщиками и по-
    требителями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравнен-
    ных к  ним местностях,  если в 1991 году поставки продукции (това-
    ров) осуществлялись  в соответствии  с договорами,  основанными на
    государственном заказе.  Кроме того, в силу п. 3 названного поста-
    новления аналогичными  правами пользуются  предприятия и организа-
    ции, поставляющие  продукцию (товары)  в районы  Крайнего Севера и
    приравненные к  ним местности, в отношении поставщиков тары и дру-
    гих средств упаковки, а также материалов для их производства.
         При рассмотрении  споров следует проверять доводы поставщиков
    о невозможности  сохранения уровня  поставок  продукции  (товаров)
    1991 года  и принимать  решение в части объема подлежащей поставке
    продукции с учетом представленных поставщиком доказательств.
         4. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О приоритетном
    обеспечении агропромышленного  комплекса  материально-техническими
    ресурсами" такое обеспечение на период перехода к рыночным отноше-
    ниям осуществляется, в частности, на основе государственного зака-
    за на продукцию производственно-технического назначения по важней-
    шей номенклатуре.
         Государственный заказ на поставку агропромышленному комплексу
    продукции в  соответствии с  п. 2  ст. 4  названного Закона должен
    быть установлен Правительством России.
         Поэтому при  предъявлении покупателями исков о понуждении по-
    ставщиков к заключению договоров на поставку продукции агропромыш-
    ленному комплексу у покупателей следует истребовать доказательства
    о доведении в установленном порядке государственного заказа и спо-
    ры рассматривать с учетом представленных документов.
         5. В  соответствии с п. 1 постановления Совета Министров Рос-
    сийской Федерации от 23.10.91 N 558 размещение на предприятиях и в
    организациях заказов на поставку продукции для республиканских го-
    сударственных нужд осуществляется на договорной основе с использо-
    ванием экономического стимулирования.
         В случае  принятия предприятием-изготовителем  такого  заказа
    орган, разместивший заказ, заключает с предприятием контракт (п. 4
    постановления).
         Поэтому разногласия  по условиям контрактов на выполнение за-
    казов на  поставку продукции  для республиканских  государственных
    нужд должны  приниматься арбитражным  судом к  рассмотрению только
    при представлении  доказательств принятия  поставщиком контракта в
    целом.
         6. Согласно  п. 5  постановления Совета  Министров Российской
    Федерации от  23.10.91 N 558 извещения о прикреплении предприятия-
    изготовителя и  конкретным потребителям, выданные на основании за-
    ключенного в  добровольном порядке контракта на поставку продукции
    (товаров) для  республиканского государственных нужд, являются ос-
    нованием для заключения между поставщиком и потребителем договора,
    который в этом случае заключается в обязательном порядке.
         Поэтому, если  предприятие-изготовитель, заключив  на  добро-
    вольной основе  контракт на  поставку продукции (товаров) для рес-
    публиканских государственных  нужд, уклоняется от оформления дого-
    ворных отношений на основании выданного извещения, то вопрос о по-
    нуждении его  к заключению  договора может  быть решен арбитражным
    судом по иску покупателя, указанного в извещении.
         При этом  в ходе  арбитражного разбирательства следует прове-
    рять соблюдение установленного порядка выдачи таких извещений.
         7.  Пунктом   2  Указа  Президента  Российской  Федерации  от
    20.02.92 N 165 установлено, что специальное регулирование хозяйст-
    венной  деятельности  предприятий,  допускающих  монополистические
    действия, в  том числе предъявление требований о встречных постав-
    ках продукции и оказании услуг и оплате поставок продукции в инос-
    транной валюте, включает принудительное восстановление сложившихся
    хозяйственных связей.
         Согласно п.  3 постановления Правительства России от 27.02.92
    N 132  основанием для  заключения договора  в этом случае является
    предписание Комиссии  Правительства Российской Федерации по опера-
    тивному регулированию  ресурсообеспечения, высылаемое в адрес пос-
    тавщика и покупателя.
         Поэтому покупатель  вправе обратиться в арбитражный суд с ис-
    ком о понуждении поставщика, получившего соответствующее предписа-
    ние, заключить  договор на поставку продукции (товаров) по сложив-
    шимся хозяйственным связям.
         При рассмотрении  таких споров  следует проверять, признан ли
    поставщик в  установленном порядке предприятием, допускающем моно-
    полистические действия, и включен ли в Государственный реестр Рос-
    сийской Федерации объединений и предприятий-монополистов.
         Если указанные  обстоятельства материалами дела подтверждают-
    ся, однако  при рассмотрении  спора установлено  отсутствие  между
    сторонами сложившихся  хозяйственных связей, требования покупателя
    должны быть отклонены.
         При решении  вопроса об  объеме подлежащей поставке продукции
    (товаров) необходимо  выяснить, какие предприятия являлись покупа-
    телями по  ранее заключенным поставщиком договорам и принимать ре-
    шение с учетом их интересов.
         8. Указом Президента Российской Федерации от 20.02.92 N 165 и
    постановлением Правительства России от 27.02.92 N 132 предусмотре-
    но введение  для предприятий, допускающих монополистические дейст-
    вия, принудительного  распределения продукции  и  государственного
    регулирования цен.
         Основанием для заключения договора в указанном случае являет-
    ся документ  на поставку продукции, реализуемой в порядке принуди-
    тельного распределения, выдаваемый Комиссией Правительства Россий-
    ской Федерации по оперативному регулированию ресурсообеспечения. В
    случае отказа поставщика от заключения такого договора иск покупа-
    теля подлежит рассмотрению арбитражным судом.
         9. Поставка продукции (товаров) предприятиям стран СНГ осуще-
    ствляется в порядке, предусмотренном Соглашением об общих условиях
    поставок товаров  между организациями государств-участников Содру-
    жества Независимых  Государств, подписанным  20 марта 1992 г. в г.
    Киеве.
         В соответствии с п. 14 названного Соглашения споры о заключе-
    нии договоров  поставки товаров  по межгосударственным соглашениям
    рассматриваются арбитражными  (хозяйственными) судами  государств-
    членов Содружества по месту нахождения предприятий-поставщиков.
         При этом  основанием для  заключения таких договоров являются
    извещения о прикреплении покупателей к поставщикам, выдаваемые ор-
    ганами, регулирующими поставки для государственных нужд (п.п. 10 -
    13 Соглашения).

                                Председатель Высшего арбитражного суда
                                                  Российской Федерации
                                                            В. ЯКОВЛЕВ

                                      Секретарь Пленума, судья Высшего
                                                     арбитражного суда
                                                  Российской Федерации
                                                            А. ХАЧИКЯН


-------------------------

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz