ОТМЕНЕН
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 12.07.93 N 647
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1992 г. N 246
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ
НА 1992 ГОД И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 янва-
ря 1992 г. N 45 "О создании Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений" Правительство
Российской Федерации постановляет:
утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки и заключе-
ния генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений на
1992 год и урегулирования трудовых споров (конфликтов).
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 1992 г. N 246
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ
И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЕ НА 1992 ГОД
И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ
И ОТРАСЛЕВОГО (ТАРИФНОГО) СОГЛАШЕНИЯ
1. Генеральное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие
принципы согласованного проведения социально-экономической полити-
ки, определяющий основные направления сотрудничества и взаимные
обязательства Правительства Российской Федерации, общероссийских
объединений профсоюзов, иных уполномоченных работниками представи-
тельных органов и общероссийских объединений работодателей в об-
ласти занятости населения, поэтапного повышения социальных гаран-
тий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населе-
ния, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации
экономики, реализации республиканских социально-экономических
программ.
2. Отраслевое (тарифное) соглашение - правовой акт, устанавли-
вающий направления социально-экономического развития отрасли,
условия труда, уровень занятости, оплату труда, социальные гаран-
тии для работников отрасли (профессиональных групп), определяющий
взаимные обязательства сторон и решающий иные вопросы отраслевого
уровня.
II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЙ
3. Основными принципами заключения соглашений являются:
соблюдение норм законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание
соглашений;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
III. СТОРОНЫ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕ ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
И ОТРАСЛЕВЫЕ (ТАРИФНЫЕ) СОГЛАШЕНИЯ
4. Сторонами генерального соглашения являются:
Правительство Российской Федерации;
общероссийские объединения профсоюзов и иные уполномоченные ра-
ботниками представительные органы;
общероссийские объединения работодателей.
5. Сторонами отраслевых (тарифных) соглашений являются:
Министерство труда и занятости населения Российской Федерации,
иные представители от экономических, социальных и других органов
государственного управления;
общероссийские (межрегиональные) профсоюзы, другие соответству-
ющие профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные
органы;
работодатели (объединения работодателей), которым делегированы
права на заключение соглашений.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ
6. Содержание генерального соглашения определяется Российской
трехсторонней комиссией по урегулированию социально-трудовых отно-
шений на основе предварительных консультаций.
V. СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОГО (ТАРИФНОГО) СОГЛАШЕНИЯ
7. Содержание отраслевого (тарифного) соглашения определяется
сторонами.
Соглашение может предусматривать положения:
об оплате труда, условиях и охране труда, режиме труда и отды-
ха;
о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен,
уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;
о доплатах компенсационного характера, минимальный размер кото-
рых предусмотрен законодательством;
о содействии занятости, переобучении работников;
об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья ра-
ботников на производстве;
о специальных мероприятиях по социальной защите работников и
членов их семей;
о соблюдении интересов работников при приватизации госу-
дарственных и муниципальных предприятий;
о льготах предприятиям, учреждениям и организациям, создающим
дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, мо-
лодежи (в том числе подростков);
о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудни-
чества, содействии заключению коллективных договоров, предотвраще-
нии трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисцип-
лины.
8. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым
и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законода-
тельству.
VI. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИНЫХ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАБОТНИКАМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
НА ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ
9. Право на ведение коллективных переговоров с целью заключения
генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений пре-
доставляется представителям соответствующих профсоюзов и иных
уполномоченных работниками представительных органов.
10. На этапе подготовки генерального соглашения и отраслевых
(тарифных) соглашений общероссийские профсоюзы, их объединения,
другие соответствующие профсоюзы и иные уполномоченные работниками
представительные органы определяют на основе договоренности одну
треть членов Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений и отраслевых комиссий.
11. При наличии на отраслевом или профессиональном уровне одно-
го профсоюза стороной отраслевого (тарифного) соглашения выступает
этот профсоюз или иной уполномоченный работниками представительный
орган.
12. При наличии на отраслевом или профессиональном уровне
нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) или иных уполномо-
ченных работниками представительных органов, обладающих правом на
ведение переговоров и заключение соглашения от имени работников,
по договоренности между этими профсоюзами и иными уполномоченными
работниками представительными органами определяются члены отрасле-
вой комиссии.
13. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения
от имени соответствующих профсоюзов, их объединений или иных упол-
номоченных работниками представительных органов, участвующих в пе-
реговорах, подписываются их полномочными представителями при усло-
вии делегирования такого права всеми участниками переговоров от
профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками
представительных органов или полномочным представителем от каждого
соответствующего профсоюза и иного уполномоченного работниками
представительного органа, участвующего в переговорах.
VII. ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ)
НА ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ
14. На этапе подготовки генерального соглашения и отраслевых
(тарифных) соглашений работодатели (объединения работодателей) на
основе договоренности определяют одну треть членов Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отноше-
ний и отраслевых комиссий.
15. Для ведения переговоров с целью заключения отраслевого (та-
рифного) соглашения министерство, ведомство должно обладать права-
ми работодателя или быть наделено соответствующими полномочиями.
16. Концерны, ассоциации и другие объединения предприятий неза-
висимо от форм собственности имеют право на ведение переговоров и
заключение генерального соглашения и отраслевых (тарифных) согла-
шений, если это предусмотрено их уставами.
17. При наличии в отрасли единого работодателя в лице ми-
нистерства, ведомства стороной отраслевого (тарифного) соглашения
выступает этот работодатель.
18. В случае, когда в отрасли имеются несколько работодателей
(объединений работодателей), претендующих на участие в переговорах
и заключение отраслевого (тарифного) соглашения от их имени, члены
отраслевой комиссии определяются по договоренности между ними.
19. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения
от имени всех работодателей (объединений работодателей), участвую-
щих в переговорах, подписываются полномочным представителем от
каждого работодателя (объединений работодателей), участвующих в
переговорах.
VIII. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ
20. Для ведения переговоров стороны на основе предварительных
трехсторонних консультаций образуют комиссии (Российскую трехсто-
роннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, от-
раслевую комиссию) из наделенных необходимыми полномочиями
представителей.
21. Состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений утверждается Президентом Российской
Федерации.
22. Изменения персонального состава комиссии осуществляются ко-
ординатором Российской трехсторонней комиссии по регулированию со-
циально-трудовых отношений по представлению соответствующей сторо-
ны.
23. Отраслевая комиссия формируется на принципах паритетного
представительства сторон. По представлению Министерства труда и
занятости населения Российской Федерации представителей в отрасле-
вую комиссию от экономических, социальных и других органов госу-
дарственного управления рекомендует в необходимых случаях
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-тру-
довых отношений.
24. Возглавляет отраслевую комиссию и утверждает ее состав за-
меститель Министра труда и занятости населения Российской Федера-
ции.
25. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения
подписываются полномочными представителями, которым делегированы
права на подписание этих правовых актов.
26. Порядок, сроки разработки и заключения генерального согла-
шения и отраслевых (тарифных) соглашений определяются соответству-
ющими комиссиями и оформляются их решениями. Внесение изменений и
дополнений в соглашения производится по взаимному согласию сторон
в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен - в
порядке, установленном настоящим Положением для их заключения.
27. Любая из сторон имеет право за три месяца до окончания сро-
ка действия генерального соглашения и отраслевых (тарифных) согла-
шений или в сроки, определенные этими документами, внести другим
сторонам письменное уведомление о начале переговоров по заключению
новых соглашений.
28. После получения письменного уведомления стороны в течение 7
дней должны начать переговоры по заключению или изменению гене-
рального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений.
29. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к соглаше-
нию по не зависящим от них причинам, составляется протокол, в кото-
рый вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о
мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке во-
зобновления переговоров.
30. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения
по истечении срока их действия могут быть по согласованию сторон
пролонгированы на период переговоров, но не более чем на 3 месяца.
IX. РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ
31. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных перего-
воров стороны используют примирительные процедуры.
32. В течение трех дней после составления протокола разногласий
стороны проводят консультации, формируют из своего состава прими-
рительную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются к
посреднику, выбранному по соглашению сторон.
Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней
рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по су-
ществу спора.
33. При недостижении согласия между сторонами относительно вы-
несенных рекомендаций допускаются организация и проведение за-
бастовок в порядке, не противоречащем законодательству.
34. В поддержку своих требований при проведении переговоров о
разработке, заключении или изменении соглашения профсоюзы и иные
уполномоченные работниками представительные органы имеют право
проводить собрания, митинги, пикетирование, демонстрации в нерабо-
чее время и без нарушения деятельности предприятий.
35. В генеральном соглашении и отраслевом (тарифном) соглашении
могут быть предусмотрены примирительные процедуры рассмотрения
разногласий (споров) о неудовлетворенных требованиях сторон. Реше-
ния Российской трехсторонней комиссии по регулированию социаль-
но-трудовых отношений, принятые в пределах ее компетенции, имеют
обязательную силу для сторон, участвующих в споре.
36. В случае возникновения разногласий (споров) при подготовке,
заключении и выполнении генерального соглашения и отраслевого (та-
рифного) соглашения трудовые коллективы вправе обращаться в
Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-тру-
довых отношений и отраслевые комиссии.
37. При отсутствии согласия в отраслевой комиссии разрешение
разногласий (споров) осуществляется Российской трехсторонней ко-
миссией по регулированию социально-трудовых отношений после полу-
чения соответствующего обращения отраслевой комиссии.
38. Рассмотрение обращения отраслевой комиссии и принятие реше-
ния по нему Российской трехсторонней комиссией по регулированию
социально-трудовых отношений производятся в 7-дневный срок со дня
получения обращения.
39. Неурегулирование разногласий (споров) в установленные сроки
не является основанием для невыполнения положений генерального
соглашения и отраслевого (тарифного) соглашения.
40. В урегулировании коллективных трудовых споров по выполнению
генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений прини-
мает участие служба разрешения трудовых конфликтов при Ми-
нистерстве труда и занятости населения Российской Федерации.
X. РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (КОНФЛИКТОВ)
41. До принятия Закона Российской Федерации о разрешении кол-
лективных трудовых споров (конфликтов) разрешение этих споров
(конфликтов) осуществляется в порядке, предусмотренном Законом
СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфлик-
тов)" в части, не противоречащей Конституции РСФСР и законода-
тельству Российской Федерации.
42. Полномочия Российской трехсторонней комиссии по регулирова-
нию социально-трудовых отношений в части разрешения коллективных
трудовых споров (конфликтов) определяются Положением об этой ко-
миссии.
XI. УВЕДОМИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ
43. Уведомительная регистрация заключенных соглашений осущест-
вляется Министерством труда и занятости населения Российской Феде-
рации.
44. Для уведомительной регистрации заключенных соглашений рабо-
тодатели (объединения работодателей) в 7-дневный срок направляют в
Министерство труда и занятости населения Российской Федерации сле-
дующие документы:
отраслевые (тарифные) соглашения и приложения к ним в 2-х
экземплярах;
протоколы (совместные приказы) о создании отраслевых комиссий;
протоколы (совместные приказы) о порядке введения в действие
соглашений.
45. Отраслевое (тарифное) соглашение, не подписанное сторонами,
является недействительным и не регистрируется.
46. В случае внесения изменений и дополнений в заключенное от-
раслевое (тарифное) соглашение, возникновения коллективного трудо-
вого спора (конфликта) сторона, подписавшая соглашение, обязана в
7-дневный срок проинформировать об этом Министерство труда и заня-
тости населения Российской Федерации.
XII. ДЕЙСТВИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ И ОТРАСЛЕВЫХ
(ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ
47. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения
вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня,
установленного в соглашениях.
Срок действия соглашений, порядок контроля за их выполнением
определяются сторонами.
48. Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения
распространяются на работников, работодателей, органы исполнитель-
ной власти, которые уполномочили участников разработать и заклю-
чить от их имени эти соглашения.
XIII. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ
И ОТРАСЛЕВЫХ (ТАРИФНЫХ) СОГЛАШЕНИЙ
49. Контроль за выполнением генерального соглашения и отрасле-
вых (тарифных) соглашений осуществляется Российской трехсторонней
комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, не-
посредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а
также Министерством труда и занятости населения Российской Федера-
ции.
При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю не-
обходимую для этого имеющуюся у них информацию.
XIV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
50. Лица, виновные в уклонении от участия в переговорах по зак-
лючению генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений
или невыполнении этих соглашений, несут ответственность в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
------------------------- |