УТРАТИЛ СИЛУ - ФЗ ОТ 13.04.98 N 60-ФЗ
20 марта 1992 года N 2551-1
-----------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О КОНВЕРСИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288)
Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности
оборонных и сопряженных с ними предприятий, объединений и
организаций в условиях снижения или прекращения оборонных заказов
и связанной с этим конверсией их производственных мощностей,
научно-технического потенциала и трудовых ресурсов.
Закон регулирует взаимоотношения органов государственного
управления Российской Федерации и органов государственного
управления национально-государственных и административно -
территориальных образований с предприятиями, объединениями и
организациями в процессе конверсии и гарантирует защиту интересов
всех его участников в условиях рыночных отношений, использования
экономических методов управления.
Закон предусматривает порядок разрешения правовых,
экономических и социальных вопросов, возникающих в процессе
конверсии, и направлен на наиболее эффективное использование в
гражданских целях производственных мощностей, научно-технического
потенциала и трудовых ресурсов конверсируемых предприятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и определения
Статья 2. Принципы конверсии
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНВЕРСИИ
ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Статья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии
Статья 4. Программы конверсии
Статья 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение
процесса конверсии
Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации
конверсируемых предприятий
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА. КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ
КОНВЕРСИРУЕМЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Статья 7. Социальная защита работников конверсируемых
предприятий
Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым предприятиям
РАЗДЕЛ IV. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
В УСЛОВИЯХ КОНВЕРСИИ
Статья 9. Виды внешнеэкономической деятельности
Статья 10. Защита военно-экономического и научно-технического
потенциала Российской Федерации
______________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и определения
1. Под конверсией оборонной промышленности (далее - конверсия)
в настоящем Законе понимается частичная или полная переориентация
в установленном этим Законом порядке высвобождаемых
производственных мощностей, научно-технического потенциала и
трудовых ресурсов оборонных и сопряженных с ними предприятий,
объединений и организаций с военных на гражданские нужды.
2. Конверсируемое предприятие - производственное,
научно-производственное объединение, завод, конструкторская или
научно-исследовательская организация, а также любое другое
предприятие независимо от формы собственности, занятые научной и
(или) производственной деятельностью для военных нужд (то есть
производством, разработкой, исследованием, испытанием, ремонтом и
обслуживанием вооружения и военной техники, комплектующих изделий,
материалов и специального технологического оборудования для них, а
также добычей, переработкой, утилизацией, хранением специальных
видов сырья и материалов для производства вооружения и военной
техники, используемых в Вооруженных Силах, органах обеспечения
безопасности и правоохранительных органах Российской Федерации),
на которых указанная деятельность сокращается или прекращается и в
связи с этим осуществляются мероприятия по выпуску гражданской
продукции и утилизации военно-технических средств.
Конверсируемыми в соответствии с настоящим Законом являются
также оборонные предприятия, в отношении которых принято решение о
прекращении их деятельности или ликвидации из-за
технико-экономической нецелесообразности их перепрофилирования.
Статья 2. Принципы конверсии
1. Основанием для сокращения или прекращения на оборонном
предприятии производственной деятельности для военных нужд
являются решения органов государственной власти Российской
Федерации, а также фактическое сокращение бюджетных расходов на
эти цели.
2. Главным принципом работы конверсируемых предприятий
является использование высоких технологий оборонного комплекса для
производства продукции, способной конкурировать на внешнем рынке.
3. Высвобождающиеся в процессе конверсии производственные
мощности, научно-технический потенциал и трудовые ресурсы
оборонных отраслей промышленности привлекаются к реализации
приоритетных государственных целевых программ
социально-экономического развития Российской Федерации. При этом
учитываются потребности народного хозяйства, предложения
конверсируемых предприятий, научно-технический и производственный
заделы, накопленные на конверсируемых предприятиях,
профессиональные навыки работников, специализация предприятий и их
техническое оснащение.
4. Конверсируемые предприятия обеспечивают на договорной
основе за счет средств, выделяемых для нужд обороны, создание,
сохранение и развитие мобилизационных мощностей в соответствии с
заданиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а
также сохранение необходимого обслуживающего персонала.
5. Конверсия проводится при полном соблюдении всех норм
социальной защиты работников конверсируемых предприятий,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНВЕРСИИ
ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Статья 3. Планирование оборонного заказа и конверсии
1. Утратил силу. - Указ Президента РФ от 24.12.93 N 2288
2. На основании республиканского бюджета Российской Федерации
проводятся уточнение соответствующих долгосрочных программ,
продление действующих договоров и конкурсы на выполнение новых
заказов.
3. Уточненные планы по оборонному заказу доводятся до каждого
конверсируемого предприятия не позднее чем за два года до начала
конверсии.
Началом конверсии считается год, с которого на предприятии
фактически сокращается или прекращается производство, разработка
вооружения и военной техники либо начинается перепрофилирование не
введенных в строй мощностей.
Статья 4. Программы конверсии
1. Главная роль в организации перехода с военного на
гражданское производство и разработки программ конверсии
принадлежит оборонному предприятию.
Основой для разработки программы конверсии на предприятии
являются:
программы разработки и производства вооружения и военной
техники, программы обеспечения деятельности органов обеспечения
безопасности и правоохранительных органов Российской Федерации;
программы создания, сохранения и развития мобилизационных
мощностей;
заказ на разработку, производство и поставку продукции и
товаров для важнейших государственных нужд (в том числе для нужд
обороны).
2. Разработка и организация исполнения государственных
программ конверсии осуществляются Министерством промышленности
Российской Федерации.
3. Региональные программы конверсии разрабатываются органами
исполнительной власти национально-государственных и
административно-территориальных образований, а также
координационными советами по конверсии или другими органами,
содействующими процессам реализации конверсии в регионе.
4. Участие конверсируемых предприятий в государственных и
региональных программах строго добровольное, основанное на
принципах экономической заинтересованности и конкурентности.
Статья 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение
процесса конверсии
1. Порядок финансирования и материально-технического
обеспечения оборонного заказа определяется контрактом исполнителя
заказа с заказчиком, заключенным в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Порядок финансирования и материально-технического
обеспечения работ по государственным программам конверсии
устанавливается этими программами.
3. Материальная заинтересованность руководителя
государственного конверсируемого предприятия в улучшении
экономических показателей (в том числе в сохранении занятости
работников) обеспечивается условиями контракта, заключенного в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. В целях обеспечения кредитования и реализации
государственных программ конверсии создается государственный фонд
конверсии. Источники и порядок финансирования указанного фонда
определяет Верховный Совет Российской Федерации при утверждении
республиканского бюджета Российской Федерации.
5. Конверсируемым предприятиям предоставляется право создавать
специальные централизованные фонды для финансирования
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных
работ, а также для освоения новых видов продукции. Указанные фонды
формируются за счет отчислений от прибыли в размере до 1.5
процента себестоимости товарной продукции (работ, услуг)
предприятий с исключением этих платежей из налогооблагаемой базы
подоходного налога (налога на прибыль).
Статья 6. Особенности реорганизации и приватизации
конверсируемых предприятий
1. При полной конверсии предприятий, входящих в объединение и
не являющихся юридическими лицами, а также цехов, отделов и других
структурных подразделений предприятий, они могут быть выделены в
самостоятельные государственные предприятия с правами юридического
лица. Решение о выделении в самостоятельное государственное
предприятие принимается на общем собрании трудового коллектива
подразделения большинством голосов от общего числа его членов.
Выделение в самостоятельное государственное предприятие
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
2. Трудовой коллектив полностью конверсируемого
государственного предприятия может подать заявку на приватизацию
своего предприятия, участвовать через своих представителей в
разработке плана приватизации, пользоваться при приватизации
льготами, предоставленными законодательством Российской Федерации
для членов трудовых коллективов предприятия.
3. Предприятие или его структурное подразделение при частичной
конверсии приватизируется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Государственной программой приватизации.
4. Участие иностранных инвесторов в приватизации
конверсируемых предприятий осуществляется в соответствии с
Государственной программой приватизации, Законом РСФСР "Об
иностранных инвестициях в РСФСР" и законодательством Российской
Федерации о приватизации.
5. Предприятия или структурные подразделения предприятий,
имеющие мобилизационное назначение и не используемые в текущем
производстве, приватизации не подлежат.
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА. КОМПЕНСАЦИИ И ЛЬГОТЫ
КОНВЕРСИРУЕМЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Статья 7. Социальная защита работников конверсируемых
предприятий
1. Граждане Российской Федерации, работающие на конверсируемом
предприятии, а также высвобожденные в связи с конверсией,
пользуются правом на социальную защиту в соответствии с настоящим
Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
2. Работникам горных, металлургических, радиохимических и
специальных сборочных производств урановой промышленности,
высвобожденным в результате конверсии, период получения пособия по
безработице по решению местных Советов народных депутатов может
продлеваться на срок двух лет.
3. Работникам, высвобождаемым в связи с конверсией и
проработавшим в оборонных отраслях промышленности не менее 15 лет,
предоставляется право на пользование ведомственными объектами
социальной сферы, на ведомственное медицинское обслуживание,
сохранение очереди на получение жилья, а также предоставляется
преимущественное право на индивидуальное жилищное строительство
или вступление в жилищно-строительные кооперативы в любых регионах
Российской Федерации.
4. Городам и поселкам, более 20 процентов занятого населения
которых подпадает под увольнение в результате конверсии, может
присваиваться статус территории приоритетного развития в
соответствии со статьей 17 Закона РСФСР "О занятости населения в
РСФСР".
5. Увольнение работников с конверсируемого предприятия в связи
с конверсией является дополнительным условием увольнения, которое
обязательно фиксируется в трудовой книжке при оформлении записей
причин увольнения.
6. Требования, изложенные в пункте 5 настоящей статьи,
распространяются на работников, уволенных в соответствии с
пунктами 5 и 6 статьи 29 и пунктом 1 статьи 33 КЗоТ РСФСР.
7. На нетрудоустроенных работников, уволенных с
конверсируемого предприятия в соответствии с пунктами 5 и 6
настоящей статьи при проведении приватизации государственных
предприятий, распространяются все льготы, предусмотренные для
членов трудового коллектива законодательством Российской Федерации
и Государственной программой приватизации.
Статья 8. Компенсации и льготы конверсируемым предприятиям
1. Налоговые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию,
устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством
Российской Федерации.
2. Конверсируемые государственные предприятия по разрешению
Правительства Российской Федерации имеют право на ускоренную
амортизацию части основных производственных фондов, а в случае
полного снятия с них оборонного заказа и при отсутствии
возможности использования этих фондов в гражданской сфере - на
безамортизационное списание узкоспециализированного оборудования.
3. При сокращении заказа на производство вооружения и военной
техники, выпускаемых на специальных технологических линиях, в
специализированных цехах и на производствах с расстановочной
численностью, а также в других случаях, вызывающих объективное
повышение себестоимости данной продукции, заказчик обязан при
перезаключении контракта по требованию предприятия пересмотреть
цены на заказанную продукцию по представленным предприятием
расчетам с обеспечением рентабельности производства в новых
условиях и сохранением за работниками указанных линий, цехов и
производств достигнутого уровня оплаты труда.
4. В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом
сроков доведения до предприятий оборонной промышленности исходных
данных по конверсии убытки, причиненные этим предприятиям,
включая:
расходы на консервацию и содержание мобилизационных мощностей,
на социальные мероприятия, на возмещение увеличения стоимости
продукции в результате сокращения производства вооружения и
военной техники,
суммы, уплаченные по санкциям поставщиков сырья, материалов и
комплектующих изделий,
и иные убытки, связанные с неоплатой заделов незавершенной
продукции, со списанием инструмента, оснастки, приборов и
оборудования, которые не могут быть использованы для производства
гражданской продукции,
компенсируются Правительством Российской Федерации из средств
республиканского бюджета Российской Федерации, если иное не
предусмотрено в долгосрочных контрактах предприятия с заказчиком.
5. Конверсируемым предприятиям, выпускающим в соответствии с
конверсионными программами оборудование и технику для нужд
агропромышленного комплекса, предусматривается компенсация части
накладных расходов, обеспечивающая уровень цен на них не выше
мирового.
РАЗДЕЛ IV. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
В УСЛОВИЯХ КОНВЕРСИИ
Статья 9. Виды внешнеэкономической деятельности
1. Конверсируемые предприятия имеют право самостоятельно
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
При этом предприятия имеют право на:
экспорт сырья, материалов, оборудования, высвобождающихся в
ходе конверсии, - при условии невозможности их использования для
производства гражданской продукции, с учетом требований,
содержащихся в статье 10 настоящего Закона;
импорт новой техники и технологий, а также комплектующих
изделий для производства гражданской продукции;
передачу (обмен и продажу) в установленном порядке технологий,
лицензий, ноу-хау, научно-технической информации, которые до
начала осуществления конверсии использовались в создании
вооружения и военной техники;
участие в конференциях, симпозиумах, выставках и ярмарках с
демонстрацией новых материалов, оборудования, приборов, рекламных
описаний технологий, которые ранее использовались для производства
вооружения и военной техники;
разработку, производство и реализацию вооружения и военной
техники по лицензиям в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
участие в кооперации с иностранными фирмами по разработке,
производству и реализации продукции военного назначения в
соответствии с законодательными актами Российской Федерации,
предусматривающими защиту военно-технических интересов Российской
Федерации.
2. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями
регулируется Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" и
другими законодательными актами Российской Федерации.
Статья 10. Защита военно-экономического и научно-технического
потенциала Российской Федерации
1. Для предотвращения нанесения ущерба военно-экономическому и
научно-техническому потенциалу Российской Федерации при
осуществлении конверсируемыми предприятиями внешнеэкономической
деятельности, а также для нераспространения оружия массового
поражения указанные предприятия должны строго руководствоваться
ограничениями, установленными на экспорт (передачу, обмен)
продукции и технологий, которые имеют гражданское назначение, но
могут быть использованы для создания оружия массового поражения.
Ограничения на экспорт (передачу, обмен) указанных видов продукции
и технологий устанавливаются Верховным Советом Российской
Федерации и Правительством Российской Федерации.
2. Во внешнеэкономической деятельности конверсируемые
предприятия руководствуются следующими положениями:
экспорт стратегических видов сырья, материалов, оборудования
осуществляется по лицензиям, выдаваемым в каждом конкретном случае
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
передача технологий, лицензий, ноу-хау и научно-технической
информации для организации производства продукции гражданского
назначения и (или) их использования в торговых и
научно-технических связях с иностранными фирмами осуществляется
при условии обеспечения защиты военно-экономических интересов
Российской Федерации;
продажа другим государствам вооружения и военной техники,
специальных систем, комплексов, функциональных блоков, узлов,
входящих в состав вооружения и военной техники, а также технологий
их производства осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.Н.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
20 марта 1992 года.
N 2551-1
------------------------------------------------------------------
"Ведомости СНД и ВС РФ", 07.05.92, N 18, ст. 964
|