ОФИЦИАЛЬНО ОТМЕНЕН
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ РФ от 12.08.95 N 144-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
от 13 марта 1992 года N 2506-1
Москва, Дом Советов России
ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. - Закона РФ от 02.07.92 N 3181-1)
Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной
деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и
закрепляет систему гарантий законности при проведении оператив-
но-розыскных мероприятий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности в оперативноро-
зыскной деятельности
РАЗДЕЛ II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
Статья 7. Основания проведения оперативно-розыскных мероприя-
тий
Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Статья 9. Производство оперативной проверки
Статья 10. Использование результатов оперативно-розыскной де-
ятельности
РАЗДЕЛ III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея-
тельность
Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-ро-
зыскную деятельность
Статья 13. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность
Статья 14. Социальная и правовая защита должностных лиц орга-
нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель-
ность
РАЗДЕЛ IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим опера-
тивно-розыскную деятельность
Статья 16. Социальная и правовая защита граждан, содействую-
щих органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность
РАЗДЕЛ V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной дея-
тельности
РАЗДЕЛ VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 18. Парламентский контроль
Статья 19. Прокурорский надзор
Статья 20. Ведомственный контроль
______________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности,
осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными на то настоящим
Законом государственными органами и оперативными подразделениями
(*), в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыск-
ных мероприятий в целях прав и свобод личности, собственности, бе-
зопасности общества и государства от преступных посягательств.
---------------
(*) Далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея-
тельность.
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявле-
ние, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том
числе сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты
налогов, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совер-
шивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести
пропавших граждан (в ред. - Закона РФ от 02.07.92 N 3181-1)
Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность основывается на принци-
пах законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, со-
четания гласных и негласных начал.
Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Правовой основой оперативно-розыскной деятельности являются
Конституция РСФСР, настоящий Закон, а также другие законы и иные
правовые акты Российской Федерации. Органы, осуществляющие опера-
тивно-розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции,
в соответствии с законодательством и по согласованию с Прокурату-
рой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации
нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведе-
ния оперативно-розыскных мероприятий.
Статья 5. Соблюдение прав и свобод личности в оперативноро-
зыскной деятельности
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятель-
ности для достижения целей и задач, не предусмотренных настоящим
Законом.
Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего опера-
тивно-розыскную деятельность, привели к ограничению его прав и
свобод, может обжаловать эти действия в вышестоящий орган или в
суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не дока-
зана в установленном законом порядке, полагающее, что в отношении
его проводились оперативно-розыскные мероприятия, вправе истребо-
вать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,
сведения о характере полученной в отношении его информации в пре-
делах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разгла-
шение государственной тайны. При отказе в предоставлении запрошен-
ных сведений либо получении их не в полном объеме данное лицо
вправе обжаловать эти действия в судебном порядке. В процессе
рассмотрения дела в суде обязанность доказывания обоснованности
такого решения возлагается на соответствующий орган, осуществляю-
щий оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения де-
ла орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, по
требованию судьи обязан представить ему оперативно-служебные доку-
менты, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых
было отказано заявителю, за исключением данных о лицах, конфиден-
циально содействовавших проведению оперативно-розыскных мероприя-
тий.
В случае признания необоснованным решения органа, осуществля-
ющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставле-
нии необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный
орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью
третьей настоящей статьи.
Полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий ма-
териалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступ-
ления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один
год, а затем уничтожаются, если исполнение служебных обязанностей
или правосудие не требуют иного. За три месяца до уничтожения до-
кументов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий,
проведенных с санкции прокурора, об этом уведомляется соответству-
ющий прокурор.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-ро-
зыскную деятельность, запрещается предпринимать действия в инте-
ресах какой-либо политической партии; принимать негласное участие
в работе органов представительной или судебной власти, а также об-
щественных объединений или религиозных организаций, зарегистриро-
ванных в установленном законом порядке, с целью оказания влияния
на характер их деятельности.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физи-
ческих и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья
обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных инте-
ресов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушени-
ем настоящего Закона, влечет за собой ответственность, предусмот-
ренную законодательством Российской Федерации.
РАЗДЕЛ II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда,
когда иным путем невозможно обеспечить выполнение задач, пре-
дусмотренных статьей 2 настоящего Закона.
Для решения этих задач органами, осуществляющими оператив-
но-розыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации
применяются:
1) опрос граждан;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) контрольные закупки;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков мест-
ности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений;
10) цензура корреспонденции осужденных;
11) прослушивание телефонных и иных переговоров;
12) снятие информации с технических каналов связи.
Установленные частью второй настоящей статьи действия ре-
ализуются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Пере-
чень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или
дополнен только законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий использу-
ются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино и фото-
съемка, а также другие технические средства, не причиняющие вреда
жизни и здоровью личности и окружающей среде.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации
и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь
должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими
и иными специальными познаниями, а также содействие отдельных
граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероп-
риятий составляет государственную тайну.
Статья 7. Основания проведения оперативно-розыскных мероприя-
тий
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий
являются:
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) ставшие известными органам, осуществляющим оперативноро-
зыскную деятельность, сведения:
о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправ-
ном деянии, по которому обязательно производство предварительного
следствия, когда нет данных, указывающих на признаки преступления;
о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда
или уклоняющихся от уголовного наказания;
о безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных
трупов;
3) поручения следователя, указания прокурора или определения
суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыск-
ную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;
5) запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
договорами (соглашениями) о правовой помощи.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в
пределах своей компетенции вправе также собирать данные, характе-
ризующие личность граждан, необходимые для принятия решений:
1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну,
или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих
повышенную экологическую опасность;
2) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности
или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществле-
ния. Данное положение не распространяется на судей и прокуроров;
3) в связи с оказанием ими содействия в подготовке и проведе-
нии оперативно-розыскных мероприятий;
4) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную дея-
тельность.
Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место жительства, социаль-
ное и имущественное положение, принадлежность к общественным объ-
единениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных
лиц не являются препятствием для проведения в отношении них опера-
тивно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации,
если иное не оговорено законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих
охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров,
телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища,
допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих
или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совер-
шивших тяжкие преступления, а также допустивших уклонение от упла-
ты налогов либо сокрытие доходов от налогообложения в особо круп-
ных размерах, и только с санкции прокурора (по мотивированному
постановлению одного из руководителей соответствующего органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность). Перечень кате-
горий таких руководителей устанавливается ведомственными норматив-
ными актами. При этом обследование жилых помещений допускается
в исключительных случаях и только с санкции прокурора республики в
составе Российской Федерации, края, области и других прокуроров,
имеющих их полномочия.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести
к совершению террористического акта или диверсии, на основании мо-
тивированного заключения одного из руководителей соответствующего
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, до-
пускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечислен-
ных в части второй настоящей статьи, с незамедлительным уведомле-
нием соответствующего прокурора и последующим получением санкции в
течение 24 часов.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности
отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разре-
шается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов или
других переговорных устройств, на основании постановления, утверж-
денного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего проку-
рора в течение 24 часов.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основани-
ям, предусмотренным пунктами 1 - 4 части второй статьи 7, запреща-
ется осуществление действий, указанных в пунктах 8 - - 12 части
второй статьи 6 настоящего Закона.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную
безопасность органов внутренних дел, органов безопасности и Службы
внешней разведки, проводятся в порядке, предусмотренном законода-
тельными актами Российской Федерации ( в ред. - Закона РФ от
02.07.92 N 3181-1)
Статья 9. Производство оперативной проверки
При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 3
части первой статьи 7 настоящего Закона, органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативную
проверку. Факт ее проведения подлежит обязательной регистрации.
Оперативная проверка проводится с разрешения и под контролем
руководителя органа, ее осуществляющего. Результаты оперативно-ро-
зыскных мероприятий отражаются в оперативно-служебных документах и
систематизируются.
Оперативно-служебные документы должны быть представлены про-
курору при осуществлении прокурорского надзора или для получения
санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных
задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2
настоящего Закона, а также при установлении обстоятельств, свиде-
тельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Статья 10. Использование результатов оперативно-розыскной де-
ятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть
использованы для подготовки и осуществления следственных действий
и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказа-
тельств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уго-
ловно-процессуальным законодательством.
Материалы оперативной проверки не являются основанием для ог-
раничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 11. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную дея-
тельность
На территории Российской Федерации право осуществлять опера-
тивно-розыскную деятельность предоставлено:
1) органам внутренних дел Российской Федерации;
2) органам Министерства безопасности Российской Федерации;
3) органам пограничной охраны;
4) Службе внешней разведки Российской Федерации;
5) оперативным подразделениям Главного управления охраны
Российской Федерации;
6) оперативным подразделениям Главного управления налоговых
расследований при Государственной налоговой службе Российской Фе-
дерации и соответствующим подразделениям при государственных нало-
говых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации,
краям, областям, автономной области, автономным округам, районам,
городам и районам в городах.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея-
тельность, может быть изменен или дополнен только законом.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, ре-
шают стоящие перед ними задачи самостоятельно, во взаимодействии
между собой, а также при содействии граждан (в ред. - Закона РФ от
02.07.92 N 3181-1)
Статья 12. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-ро-
зыскную деятельность
При решении определенных настоящим Законом задач оператив-
но-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять,
обязаны:
1) принимать в соответствии со своей компетенцией все необхо-
димые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности,
собственности, безопасности общества и государства;
2) исполнять письменные поручения следователя, указания про-
курора и определения суда о проведении оперативно-розыскных мероп-
риятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
3) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой по-
мощи запросы соответствующих международных правоохранительных ор-
ганизаций и правоохранительных органов иностранных государств;
4) информировать другие органы, осуществляющие оперативно-ро-
зыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших
известными фактах противоправной деятельности, относящихся к ком-
петенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь;
5) соблюдать правила конспирации при осуществлении оператив-
но-розыскной деятельности;
6) содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности
имущества своих сотрудников, членов их семей, близких, а также
участников уголовного судопроизводства, членов их семей, близких
от преступных и иных противоправных посягательств.
Для надлежащего выполнения служебных обязанностей должностным
лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
должны быть обеспечены условия для получения специальной про-
фессиональной подготовки, повышения своей квалификации и для меди-
цинского обслуживания.
Статья 13. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные действия,
перечисленные в статье 6 настоящего Закона;
2) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе от-
ношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать
содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим опе-
ративно-розыскную деятельность;
3) создавать и использовать информационные системы, обеспечи-
вающие решение задач оперативно-розыскной деятельности;
4) использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий по
договору или устному соглашению служебные помещения, имущество
предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жи-
лые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество
частных лиц;
5) использовать в целях конспирации документы, зашифровываю-
щие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подраз-
делений, организаций, помещений и транспортных средств органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность
граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной осно-
ве.
Должностные лица не вправе препятствовать указанным в настоя-
щем Законе органам осуществлять оперативно-розыскную деятельность
в пределах их компетенции.
Статья 14. Социальная и правовая защита должностных лиц орга-
нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель-
ность
На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыск-
ную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной
защиты сотрудников тех органов, в штаты которых они входят.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных
лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Запрещается оцени-
вать их работу по количественным показателям результатов оператив-
но-розыскной деятельности.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оператив-
но-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных
мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому началь-
нику. При получении приказа или указания, противоречащего закону,
должностное лицо обязано руководствоваться законом, а если у него
имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа
или указания может или могло бы быть совершено преступление, -
сообщить об этом в вышестоящий орган или прокуратуру.
РАЗДЕЛ IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 15. Содействие граждан органам, осуществляющим опера-
тивно-розыскную деятельность
Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке
или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по
их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осущест-
вляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по конт-
ракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им из-
вестными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных ме-
роприятий, и не предоставлять заведомо ложной информации указанным
органам.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, мо-
гут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами
независимо от их гражданства, национальности, пола, социального,
должностного и имущественного положения, образования, принадлеж-
ности к общественным объединениям, политических и религиозных
убеждений.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
запрещается использовать конфиденциальное содействие на контракт-
ной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, свя-
щеннослужителей и полномочных представителей официально зарегист-
рированных религиозных объединений.
Статья 16. Социальная и правовая защита граждан, содействую-
щих органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность
Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-ро-
зыскную деятельность, находятся под защитой государства.
При возникновении реальной угрозы противоправного посяга-
тельства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с
их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную дея-
тельность, а равно членов их семей, близких, эти органы обязаны
принять необходимые меры к предотвращению противоправных действий,
установлению виновных и привлечению их к ответственности.
Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органа-
ми, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность на конфиден-
циальной основе, являются государственной тайной и могут быть пре-
даны гласности только с письменного согласия этих лиц или в других
случаях, прямо предусмотренных законом.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оператив-
но-розыскную деятельность, имеют право на получение вознагражде-
ния.
Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содейство-
вать на контрактной основе органам, осуществляющим оперативно-ро-
зыскную деятельность, выполнение обязательств, предусмотренных
контрактом.
Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осу-
ществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основ-
ного рода занятий включается в их трудовой стаж. Указанные лица
имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим
законодательством.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих по конт-
ракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель-
ность, и членов их семей допускается проведение специальных мероп-
риятий по их защите в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органа-
ми, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с
его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье
пострадавшего и его иждивенцам из средств соответствующего бюджета
выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего де-
нежного содержания погибшего и в установленном законом порядке
назначается пенсия по случаю потери кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, являю-
щейся следствием ранения, контузии, увечья, наступившей в связи с
его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и иск-
лючающей для него возможность дальнейшего сотрудничества, ему вып-
лачивается из средств соответствующего бюджета единовременное
пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установлен-
ном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
РАЗДЕЛ V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 17. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной дея-
тельности
Министерствам и ведомствам Российской Федерации, уполномочен-
ным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, выделяются
на эти цели финансовые средства, которые расходуются в порядке,
определяемом Президентом Российской Федерации. Контроль за расхо-
дованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную
деятельность, осуществляется руководителями этих министерств и ве-
домств, а также специально уполномоченными на то представителями
Министерства финансов Российской Федерации.
РАЗДЕЛ VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 18. Парламентский контроль
Контроль Верховного Совета Российской Федерации за опера-
тивно-розыскной деятельностью и расходованием выделяемых на эти
цели финансовых средств осуществляют соответствующие комитеты Вер-
ховного Совета Российской Федерации. Органы, осуществляющие опера-
тивно-розыскную деятельность, обязаны представлять им информацию
независимо от степени ее секретности, за исключением сведений о
лицах, оказывавших или оказывающих конфиденциальное содействие
этим органам.
Статья 19. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением законов при проведении оператив-
но-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом реше-
ний осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и под-
чиненные ему прокуроры.
Статья 20. Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, несут персональную ответственность за законность при
организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
-------------------------
|