УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 03.11.94 N 1204
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1992 г. N 112
г. Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
И НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ЗЕМЛИ И ПОРЯДКА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ ОТ
ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ СЧЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить Порядок определения ставок земельного налога и нор-
мативной цены земли и Порядок централизации средств от платы за
землю на специальный бюджетный счет Российской Федерации их
использования (прилагаются).
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Г. БУРБУЛИС
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 февраля 1992 г. N 112
ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ЗЕМЛИ
I. Определение ставок земельного налога
1. Ежегодные ставки земельного налога устанавливаются на еди-
ницу площади предоставленных земель исходя из средних размеров на-
лога и средних ставок, установленных Законом РСФСР "О плате за
землю".
Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям
земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий,
природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных
населенных пунктов.
По всем землям независимо от их целевого назначения (кроме
земель сельскохозяйственных предприятий и кооперативов, ассоциаций
и крестьянских хозяйств), расположенных в пригородных зонах горо-
дов с населением численностью свыше 500 тыс. человек, в курортных
районах, зонах отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга, ставки
земельного налога рассчитываются с использованием повышающих коэф-
фициентов, установленных Законом РСФСР "О плате за землю" (прило-
жение 2, таблицы 2 и 4). В тех случаях, когда земли расположены в
сфере воздействия нескольких указанных факторов, применяется один
из коэффициентов - наибольший.
Повышающие коэффициенты применяются только для пригородных
зон, зон отдыха и курортных районов, границы которых утверждены в
установленном порядке. Уровень рекреационной ценности зон отдыха и
курортных районов устанавливается соответствующими Советами народ-
ных депутатов.
Ставки земельного налога пересматриваются в случае изменения
системы цен, показателей оценки земель и других не зависящих от
пользователей земли причин, повлекших изменение условий хозяйство-
вания.
2. Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья
устанавливаются с точностью до рубля за один гектар по видам уго-
дий - пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастби-
ща. При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной,
орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта
(парники и теплицы). По другим сельскохозяйственным угодьям подоб-
ная детализация ставок производится при наличие информации об
оценке этих угодий.
3. Для республики в составе Российской Федерации, края, об-
ласти, автономной области и автономного округа за базисный уровень
принимаются средние размеры налога за один гектар немелиорирован-
ной пашни (приложение 1 к Закону РСФСР " О плате за землю").Диффе-
ренциация средних размеров земельного налога по сельскохозяйствен-
ным угодьям и группам почв осуществляется на основе показателей
земельной ренты по природно-сельскохозяйственным зонам Российской
Федерации или непосредственно по материалам оценки земель.
4. Средний размер налога для орошаемой, осушенной пашни,
участков закрытого грунта, многолетних насаждений, сенокосов и
пастбищ определяется в зависимости от зонального характера исполь-
зования этих угодий по их сравнительной продуктивности или доход-
ности (рентной части дохода) относительно немелиорированной пашни.
Коэффициенты соотношения продуктивности и доходности угодий
при первичной дифференциации в 1992 году базисного размера налога
рассчитываются для административно-территориальных образований или
их природных зон (земельно-оценочных районов). При этом нормативы
продуктивности угодий определяются:
а) по средней фактической продуктивности одного гектара уго-
дий за последние пять лет при средней (по территории или зоне)
структуре посевных площадей;
б) по оценочной продуктивности при средней многолетней струк-
туре посевных площадей, принятой при оценке земель.
Нормативы доходности угодий могут рассчитываться:
а) по ценам реализации сельскохозяйственной продукции при
среднем фактическом уровне продуктивности и затрат в 1990-1991
годах;
б) по ценам реализации продукции при оценочном уровне продук-
тивности и затрат с учетом их повышения в 1991 году относительно
затрат на момент оценки земель.
Исходные экономические показатели для указанных расчетов при-
нимаются по материалам оценки земель и статистической отчетности
(сводных годовых отчетов сельскохозяйственных предприятий и др.).
При этом для кормовых культур расчетная цена реализации устанавли-
вается исходя из средней себестоимости центнера кормовых единиц
этих культур за 1990-1991 годы и совокупного норматива рентабель-
ности продукции животноводства.
Средние размеры земельного налога по оленьим пастбищам уста-
навливаются исходя из соотношения их продуктивности (с учетом оле-
неемкости) к продуктивности немелиорированной пашни и базисного
размера налога за нее.
Средние размеры налога за сенокосы, пастбища и оленьи пастби-
ща автономных округов, где в структуре угодий нет пашни, устанав-
ливаются исходя из отношения их продуктивности к продуктивности
немелиорированной пашни территорий с аналогичными природно-клима-
тическими условиями и минимальной ставки налога (10 рублей за гек-
тар).
Расчет ставок земельного налога по группам почв, выделенным
при оценке сельскохозяйственных угодий, производится исходя из
средних для административно-территориальных образований размеров
налога по угодьям и баллов бонитета групп почв по продуктивности.
Ставки налога по группам почв рассчитываются умножением соот-
ветствующих им баллов бонитета на цену одного балла.
Цены баллов видов и подвидов угодий едины для республики в
составе Российской Федерации, края, области, автономной области,
автономного округа и определяются исходя из средних размеров нало-
га и баллов бонитета.
При отсутствии данных оценки орошаемой и осушенной пашни,
участков закрытого грунта и многолетних насаждений ставки налога
по ним определяются исходя из ставок по аналогичным группам почв
немелиорированной пашни и коэффициента соотношений доходности
(продуктивности) видов угодий с доходностью (продуктивностью) не-
мелиорированной пашни.
В целях экономического стимулирования эффективного использо-
вания наиболее ценных угодий средние ставки земельного налога за
них должны устанавливаться не ниже налога за немелиорированную
пашню.
Ставки налога за залежь принимаются в размере ставок налога
по соответствующим группам почв немелиорированной пашни.
Ставки налога за оленьи пастбища устанавливаются по группам
земель различного кормового достоинства исходя из среднего размера
налога по оленьим пастбищам административно-территориального обра-
зования и показателей их продуктивности (оленеемкости).
Для расчета ставок налога за расположенные вне населенных
пунктов земли несельскохозяйственного назначения (статьи 9 и 10
Закона РСФСР "О плате за землю") Верховными Советами республик в
составе Российской Федерации, краевыми, областными, автономной об-
ласти, автономных округов Советами народных депутатов устанавлива-
ются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные
угодья в целом по этим территориям а также по административным ра-
йонам (как средневзвешенные по структуре этих угодий). В лесных
районах средние размеры налога в целом по району или по крупным
лесохозяйственным предприятиям определяются исходя из средней
таксовой стоимости спелого леса данного района (предприятия).
В целях унификации ставок земельного налога за сельскохо-
зяйственные угодья близкие по качеству группы почв могут быть объ-
единены.
5. Ставки налога за землю в границах сельских населенных
пунктов устанавливаются в размере одной копейки за квадратный метр
площади.При этом с учетом благоприятных условий размещения земель-
ных участков сельские Советы народных депутатов могут повышать
ставки налога, но не более чем в два раза.
Ставки налога за расположенные в сельской местности земли са-
доводческих и животноводческих товариществ, дачно-строительных ко-
оперативов, а также участки, используемые для индивидуального и
коллективного огородничества, устанавливаются в размере одной ко-
пейки за квадратный метр участка. Советы народных депутатов, в чье
ведение входят эти земли, могут повышать ставки налога, но не бо-
лее чем в два раза.
6. Ставки налога за земли в границах городов, рабочих, ку-
рортных и дачных поселков устанавливаются городскими, поселковыми
Советами народных депутатов в соответствии с приложением 2 к Зако-
ну РСФСР "О плате за землю".
7. Средняя ставка налога по конкретному городу, поселку соот-
ветствующего экономического района устанавливается в размере нор-
матива таблицы 1 приложения 2 к Закону РСФСР " О плате за землю".
Для городов и поселков, расположенных в курортных районах,
зонах отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга, в пригородных зо-
нах городов с численностью населения более 500 тыс. человек, а
также для городов, являющихся столицами республик в составе
Российской Федерации, краевыми, областными центрами, и городов с
развитым социально-культурным потенциалом (наличие средних и
высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, теат-
ров, концертных залов и т.п.) соответствующий городу, поселку нор-
матив из таблицы 1 приложения 2 увеличивается кратно коэффициентам
из таблиц 2 и 4 этого приложения. В тех случаях, когда населенный
пункт расположен в сфере воздействия нескольких указанных факто-
ров, для расчета ставки применяется один из коэффициентов - наи-
больший.
8. В городах, поселках, по которым выполнена комплексная эко-
номическая оценка территории, материалы этой оценки принимаются за
основу определения показателей градостроительной ценности террито-
рии и дифференциации средней ставки земельного налога в городе,
поселке по зонам различной градостроительной ценности на основе
утвержденной проектно-планировочной документации (генеральных пла-
нов городов, поселков, промышленных узлов, проектов детальной пла-
нировки, схем и проектов районной планировки и др.).
9. В городах и поселках, где отсутствуют материалы комп-
лексной экономической оценки территорий, временно до ее разработ-
ки, допускается дифференциация средних ставок земельного налога
путем экспертной оценки специалистов с учетом проектно-планировоч-
ной, землеустроительной и другой необходимой документации.
Экспертным путем определяются коэффициенты относительной ценности
территории с учетом следующих факторов:
доступность к центру города, местам трудовой деятельности,
объектам культуры и бытового обслуживания населения;
уровень инженерного оборудования и благоустройства территории
и застройки;
уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания насе-
ления;
эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная
ценность территории;
состояние окружающей среды, санитарных и микроклиматических
условий;
инженерно-геологические условия строительства и степень под-
верженности территории разрушительным природным воздействиям;
рекреационная ценность территории и др.
10. Ставки налога по зонам градостроительной ценности утверж-
даются городскими, поселковыми Советами народных депутатов. При
этом сумма земельного налога за облагаемые территории в целом по
городу, поселку, рассчитанная по его зонам, должна быть равна сум-
ме налога по средней ставке данного города, поселка, установленной
в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
11. В зонах охраны памятников истории и культуры, зонах регу-
лирования застройки и других районах города, представляющих исто-
рическую ценность, повышающие коэффициенты таблицы 3 приложения 2
к Закону РСФСР "О плате за землю" применяются по представлению го-
родских органов охраны памятников истории и культуры при установ-
лении налога за земли собственников, владельцев и пользователей,
нарушающих установленный охранный режим территории.
12. Ставки налога в городах и поселках за земли, занятые жи-
лищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и ин-
дивидуальным), исчисляются в размере трех процентов ставки земель-
ного налога соответствующей зоны города, поселка.
13. Ставки налога в городах и поселках за земли сельскохо-
зяйственного использования, садоводческих и животноводческих това-
риществ, личного подсобного хозяйства (включая земли, занятые
постройками и сооружениями) и земельные участки, используемые для
огородничества, исчисляются в размере одной копейки за квадратный
метр. В установленных случаях применяются повышающие коэффициенты
таблиц 2 и 4 приложения 2 к Закону РСФСР "О плате за землю".
14. Ставки налога в городах и поселках за земли под дачными
участками, индивидуальными и кооперативными гаражами исчисляются в
размере трех процентов ставки земельного налога соответствующей
зоны города, поселка. Налог за часть площади, превышающую норму
отвода под дачное и гаражное строительство не более чем в два ра-
за, исчисляется в размере пятнадцати процентов ставки, а за часть
площади, превышающую норму более чем в два раза, в размере полной
ставки этого налога.
15. Ставки налога за расположенные вне населенных пунктов
земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные
производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания:
телевидения, информатики и космического обеспечения, за земли,
предоставленные для обеспечения деятельности органов власти и уп-
равления Российской Федерации, Вооруженных Сил, пограничных, внут-
ренних и железнодорожных войск, других несельскохозяйственных
пользователей, устанавливаются в трехкратном размере средних по
району ставок налога за сельскохозяйственные угодья (пункт 4
настоящего Порядка).
Ставки налога за земли вне населенных пунктов под аэродрома-
ми, полигонами (кроме военных) устанавливаются в размере средних
по району ставок налога за сельскохозяйственные угодья *пункт 4
Порядка) или (при преобладающем в районе лесохозяйственном исполь-
зовании земель) в размере средних ставок налога за земли лесов
эксплуатационного значения (пункт 16 Порядка).
На всех землях несельскохозяйственного назначения населенных
пунктов средние по территории ставки земельного налога могут быть
дифференцированы краевыми, областными, автономной области, авто-
номных округов Советами народных депутатов более детально с учетом
утвержденных материалов схем и проектов районной планировки, комп-
лексной оценки и функционального зонирования территории.
16. Ставки налога за земли, занятые лесами эксплуатационного
назначения, в которых производится заготовка древесины, определя-
ются исходя из действующих на момент исчисления налога такс на
древесину, отпускаемую на корню, и разрешенного по лесорубочному
билету объема заготовки древесины. Ставки устанавливаются в разме-
ре пяти процентов таксовой стоимости разрешенного объема лесополь-
зования по рубкам главного пользования и лесовосстановительным
рубкам.
17. За сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда
ставки налога принимаются в размерах, установленных для земель
сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.
18. Ставки налога за земли лесного фонда, предоставленные в
установленном порядке для рекреационных целей, определяются в раз-
мере пяти процентов таксовой стоимости общих запасов древесины на
этой территории, установленных по материалам лесоустройства.
19. Ставки налога за земли водного фонда вне населенных пунк-
тов, предоставленные для хозяйственной деятельность или в рекреа-
ционных целях, устанавливаются в размере средних ставок налога за
сельскохозяйственные угодья административного района.
II. Определение нормативной цены земли
20. Нормативная цена земли применяется для обеспечения эконо-
мического регулирования земельных отношений при передаче земли в
собственность гражданам, установлении коллективно-долевой
собственности на землю, передачи по наследству, дарении, получении
банковского кредита под залог земельного участка и в других слу-
чаях, предусмотренных земельным законодательством Российской Феде-
рации.
21. Нормативная цена земли для конкретных земельных участков
определяется в размере пятидесятикратной ставки земельного налога
в рублях за единицу площади земель соответствующего целевого наз-
начения. При этом за минимальный уровень ставки земельного налога
принимается 100 рублей за один гектар.
При определении нормативной цены земли за основу принимаются
ставки земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэф-
фициентов. Льготы, предоставленные по земельному налогу, при
расчете нормативной цены земли не учитываются.
Установление нормативной цены земли при предоставлении в го-
родах и поселках земельных участков в собственность гражданам для
жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также са-
доводства и животноводства производится исходя из ставки земельно-
го налога для этой категории плательщиков.
22. Местным Советам народных депутатов при продаже земельных
участков на конкурсной основе разрешается повышать их нормативную
цену, но не более чем на пятьдесят процентов. При продаже земель-
ных участков на аукционах и при реализации заложенных в банке и не
выкупленных в срок участков их цена не ограничивается.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 февраля 1992 г. N 112
ПОРЯДОК
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ ОТ ОПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ
БЮДЖЕТНЫЙ СЧЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
I. Порядок централизации средств
1. Доля средств от суммы земельного налога и арендной платы,
подлежащая перечислению в соответствующем году на специальный бюд-
жетный счет Российской Федерации, определяется:
за сельскохозяйственные угодья, в том числе находящиеся в
составе лесного фонда, - в соответствии с Законом РСФСР "О плате
за землю";
за земли городов и поселков - в размере 10 процентов общих
поступлений средств.
2. Расчет средств от налога и арендной платы за сельскохо-
зяйственные угодья, централизуемых на специальном бюджетном счете
Российской Федерации, производится по прилагаемой форме.
Расчет сумм, подлежащих централизации по плану, представля-
ется соответствующими органами исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов одновременно с предложениями по проекту бюджета
Российской Федерации на предстоящий финансовый год:
по плате за сельскохозяйственные угодья - Комитету по земель-
ной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Фе-
дерации;
по плате за земли городов и поселков - Министерству архитек-
туры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации.
3. Суммы средств от налога и арендной платы, подлежащие цент-
рализации на специальный бюджетный счет Российской Федерации, пе-
речисляются ежегодно равными долями не позднее 15 октября и 15 де-
кабря. В случае неуплаты средств в установленный срок начисляется
пеня в размере 0,2 процента недоперечисленных сумм за каждый день
просрочки.
4. Специальный бюджетный счет Российской Федерации, на кото-
рый перечисляются централизуемые средства от платы за землю, отк-
рывается в Россельхозбанке. На нем раздельно учитываются средства,
поступившие от централизации налога и арендной платы за сельскохо-
зяйственные угодья, в том числе в составе лесного фонда, а также
от централизации налога и арендной платы за земли городов и посел-
ков.
II. Использование централизуемых средств
5. Поступившие на специальный бюджетный счет Российской Феде-
рации средства от взимания налога и арендной платы за сельскохо-
зяйственные угодья, в том числе в составе лесного фонда, расходу-
ются на фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим
сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, на
финансирование централизованно выполняемые мероприятий по земле-
устройству, ведению земельного кадастра, мониторингу, охране зе-
мель, повышению их плодородия, освоение новых земель и другие це-
ли, предусмотренные Законом РСФСР "О плате за землю".
Поступившие на специальный бюджетный счет Российской Федера-
ции средства от взимания земельного налога и арендной платы за
земли городов и поселков используются на финансирование развития
инфраструктуры межселенных территорий.
6. Предложения по распределению централизуемых средств от
платы за землю по направлениям их использования Комитет по земель-
ной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Фе-
дерации и Министерство архитектуры, строительства и жилищно-комму-
нального хозяйства Российской Федерации представляют в Ми-
нистерство финансов Российской Федерации при формировании проекта
бюджета Российской Федерации.
Контроль за целевым использованием средств возлагается на Ми-
нистерство финансов Российской Федерации, Комитет по земельной ре-
форме и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации,
Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального и
их местные органы.
Неиспользованные в течение года остатки средств на специаль-
ном бюджетном счете Российской Федерации не изымаются и направля-
ются по целевому назначению в следующем году.
7. Средства на фиксированные выплаты пользователям земли, ве-
дущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качест-
ва, выделяются республикам в составе Российской Федерации, краям,
областям, автономной области и автономным округам на их специаль-
ные бюджетные счета исходя из площади использованной в данном году
пашни и норматива фиксированных выплат на один гектар. Средства
выделяются в пределах общей суммы, поступившей на специальный бюд-
жетный счет Российской Федерации.
Фиксированные выплаты конкретным хозяйствам (сельскохо-
зяйственным предприятиям и кооперативам, крестьянским хозяйствам и
другим производителям товарной сельскохозяйственной продукции) ре-
комендуется производить по дифференцированным нормативам, устанав-
ливаемым в рублях на один гектар пашни, при условии получения про-
дукции с соответствующих площадей пашни не ниже фактически сложив-
шегося за последние пять лет уровня ее производства в сопоставимых
ценах (кроме случаев стихийных бедствий).
8. Учет земельного налога и арендной платы, включая централи-
зуемую часть, и соответствующая отчетность ведутся отдельно по
сельскохозяйственным угодьям и по землям городов.
Приложение
к Порядку централизации средств
от платы за землю на специальный
бюджетный счет Российской Федерации
и их использования
РАСЧЕТ
средств от налога и арендной платы за сельскохозяйственные
угодья, централизуемых в 199 году на специальный бюджетный
счет Российской Федерации
(тыс. рублей)
г=============================================T======T===========¬
¦ ¦ Шифр ¦Причитается¦
¦ ¦строки¦ к уплате ¦
¦ ¦ ¦за 199_ год¦
¦---------------------------------------------+------+-----------¦
¦Сумма налога и арендной платы за пашню с уче-¦ ¦ ¦
¦том льгот, согласованных согласно статье 12 ¦ ¦ ¦
¦Закона РСФСР "О плате за землю" ¦ 01 ¦ ¦
¦Сумма налога и арендной платы за другие¦ ¦ ¦
¦селькохозяйственные угодья (кроме пашни) ¦ 02 ¦ ¦
¦Сумма льгот предоставленных согласно статьям¦ ¦ ¦
¦13 и 14 Закона РСФСР "О плате за землю" ¦ 03 ¦ ¦
¦Сумма налога на сельскохозяйственные угодья,¦ ¦ ¦
¦от которой производится централизация средств¦ ¦ ¦
¦(01+02+03) ¦ 04 ¦ ¦
¦Доля централизации (в процентах) ¦ 05 ¦ ¦
¦Сумма средств, централизуемых на специальный¦ ¦ ¦
¦бюджетный счет Российской Федерации ¦ ¦ ¦
¦(04*05:100) ¦ 06 ¦ ¦
¦Причитается по сроку 15 октября ¦ 07 ¦ ¦
¦по сроку 15 декабря ¦ 08 ¦ ¦
¦СПРАВОЧНО: ¦ ¦ ¦
¦Средний размер земельного налога с 1 гектара¦ ¦ ¦
¦пашни, руб/га (сумма по строке 01: площадь¦ ¦ ¦
¦пашни) ¦ 09 ¦ ¦
L=============================================¦======¦===========-
------------------------- |