УТРАТИЛ СИЛУ
Письмом Минфина РФ N 112 и Госналогслужбы РФ N В3-6-05/410
от 01.12.92
Утвержден
приказом Минфина
Российской Федерации
от 13 февраля 1992 г. N 23
ПОРЯДОК
ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕН
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Прези-
дента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по
либерализации цен" и постановления Правительства Российской Феде-
рации от 19 декабря 1991 г. N 55.
1.2. Порядок распространяется на предприятия, организации и
другие юридические лица независимо от подчиненности и форм
собственности, в том числе с иностранными инвестициями, осущест-
вляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятель-
ность на территории Российской Федерации (в дальнейшем именуются
"предприятия").
1.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации
цен" экономические санкции и штрафы применяются к предприятиям,
допустившим нарушения государственной дисциплины цен и получившим
при этом незаконную выручку (доход).
Под незаконной выручкой (доходом) понимается разница между
выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по ценам (тари-
фам), примененным с нарушением действующего законодательства, и
выручкой от реализации продукции по ценам (тарифам), определенным
в соответствии с нормативными актами по вопросам ценообразования
Правительства Российской Федерации и местных органов власти и уп-
равления.
1.3.1. Изъятию в бюджет подлежит вся сума незаконно получен-
ной выручки (дохода) в результате нарушений государственной
дисциплины цен за весь период нарушения, но не более чем за два
года.
Одновременно с изъятием суммы незаконно полученной выручки
(дохода) предприятие уплачивает штраф в том же размере, а при пов-
торном нарушении - в двукратном размере.
Изъятие незаконной выручки и взыскание штрафа производится за
счет хозрасчетного дохода коллектива независимо от финансового
состояния предприятия и его взаимоотношений с бюджетом.
1.3.2. В случае невозможности определения суммы незаконно по-
лученной выручки к предприятиям, допустившим нарушения госу-
дарственной дисциплины цен, применяется штраф в размере 25% от
суммы месячного объема реализации (товарооборота) данной продукции
(работ, услуг).
1.3.3. За непредоставление статистической и (или) бухгал-
терской отчетности или предоставление органам контроля цен заведо-
мо недостоверных (ложных) документов предприятие уплачивает штраф
в размере 50 тыс. руб.
Уплата штрафа не освобождает предприятие от предоставления
необходимых материалов.
1.3.4. Применение экономических санкций к предприятиям не
освобождает от персональной ответственности должностных лиц, ви-
новных в нарушении государственной дисциплины цен.
1.4. Экономические санкции применяются к предприятиям, до-
пустившим нарушения порядка: применения свободных (рыночных) цен
(тарифов) на продукцию (работы, услуги) производственно-техни-
ческого назначения и товары народного потребления; формирования и
применения регулируемых цен (тарифов) на продукцию производствен-
но-технического назначения, товары народного потребления и услуги;
регулирование цен на продукцию и услуги предприятий-монополистов.
1.4.1. Основанием для применения экономических санкций явля-
ется получение предприятием незаконной выручки (дохода) в резуль-
тате нарушения порядка установления и применения всех видов цен
(тарифов), а также доплат, надбавок, скидок, накидок к ним, поряд-
ка расчетов, отпуска продукции (работ, услуг).
1.4.2. Нарушениями дисциплины цен, по которым применяются
экономические санкции, в частности, являются:
завышение уровня регулируемых цен (тарифов) против предельных
уровней, утвержденных в установленном порядке;
завышение фиксированных цен на продукцию (товары, услуги);
применение свободных цен при наличии регулируемых;
завышение (снижение) свободных оптовых (отпускных) цен (тари-
фов) на импортную продукцию (товары);
непредоставление или предоставление в уменьшенном размере
скидок, начисление непредусмотренных наценок или завышение уста-
новленных надбавок к ценам (тарифам);
получение предприятием-поставщиком дополнительных средств в
собственные фонды от потребителей сверх стоимости продукции, реа-
лизуемой по регулируемым ценам;
включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ
или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих
услуг, а также реализация некомплектной продукции;
применение цен, наценок, тарифов предприятиями общественного
питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населе-
ния, уровень обслуживания которых не соответствует характеристи-
кам, предусмотренным при установлении регулируемых цен и тарифов;
завышение свободных оптовых (отпускных) цен на продукцию,
когда из-за конструктивных или технологических недостатков не
достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их
уровня (при поступлении жалоб потребителей);
завышение торговых надбавок и снабженческо-сбытовых наценок
против установленных предельных уровней;
завышение уровня свободных розничных цен против зарегистриро-
ванных в реестре предприятия (продавца);
отсутствие должного оформления свободных цен (протокола, до-
говора и реестра).
1.4.3. Кроме того, к нарушениям государственной дисциплины
цен предприятиями-монополистами относятся:
изъятие продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии
спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объемов
производства с целью создания искусственного дефицита или его под-
держания;
необоснованное повышение (снижение) действующих цен на про-
дукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом;
превышение предельного уровня рентабельности в случаях уста-
новления его по отдельным видам продукции;
нарушение порядка регистрации декларированных цен.
Предприятия-монополисты, допустившие нарушение антимонополь-
ного законодательства в части установленного порядка ценообразова-
ния, уплачивают штраф в размере до 1 млн. руб. в соответствии с
Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической де-
ятельности на товарных рынках".
2. Порядок исчисления сумм незаконно полученной выручки (до-
хода)
2.1. Сумма незаконно полученной предприятием выручки (дохо-
да), подлежащая изъятию в бюджет, определяется как разница между
фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и сто-
имостью реализованной продукции (работ, услуг) по ценам, тарифам и
доплатам к ним, утвержденным в соответствии с нормативными доку-
ментами Правительства Российской Федерации и местных органов
власти и управления.
2.2. При исчислении суммы незаконно полученной выручки, под-
лежащей изъятию в бюджет у предприятий, допустивших нарушения по-
рядка установления и применения цен на продукцию, товары (работы,
услуги), в случаях, когда это повлекло за собой завышение налогов
или акциза, излишне внесенная сумма налогов или акциза возврату из
бюджета не подлежит.
2.3. Сумма незаконно полученной предприятием выручки (дохода)
в результате посреднической (коммерческой) деятельности определя-
ется как разница между примененной наценкой (надбавкой) и предель-
ным размером снабженческо-сбытовой наценки (торговой надбавки),
установленной в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Для определения сумм экономических санкций предприятие
обязано предоставить органам контроля цен документы в соответствии
с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О
перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".
3. Порядок применения экономических санкций
3.1. Органы, осуществляющие контроль за ценами, на основе
проведенных ими проверок принимают решения об изъятии в доход бюд-
жета всей суммы незаконно полученной предприятиями выручки (дохо-
да) и штрафа в результате нарушения дисциплины цен.
3.2. Изъятие у предприятий сумм, полученных в результате на-
рушений дисциплины цен, а также взимание штрафов производится в
бесспорном порядке органами государственной налоговой службы по
решению органов, осуществляющих контроль за ценами.
Решение направляется соответствующей государственной налого-
вой службе (зарегистрировавшей предприятие как налогоплательщика)
для его исполнения и в копии - предприятию, к которому применяются
экономические санкции.
3.3. Органы государственной налоговой службы в соответствии с
действующим порядком:
при получении решений органов контроля цен о применении эко-
номических санкций за нарушение дисциплины цен производят в пятид-
невный срок взыскание сумм в доход бюджета по месту выявления на-
рушения, если они к установленному сроку не уплачены самостоятель-
но предприятием;
о всех случаях нарушения предприятием дисциплины цен, выяв-
ленных органами при проверках, сообщают органам контроля цен;
изъятые суммы зачисляют на раздел 12 параграфа 25 доходов
местного бюджета;
ведут учет подлежащих изъятию (перечислению) и фактически
поступивших сумм выручки (дохода) в результате нарушения дисципли-
ны цен и соответствующих штрафов на карточках лицевых счетов по
форме N 9;
сообщают в недельный срок органам, осуществляющим контроль за
ценами, принявшим решение об изъятии средств в бюджет, о времени и
сумме произведенного взыскания.
3.4. Предприятие, допустившее нарушение дисциплины цен и выя-
вившее это нарушение самостоятельно (в случае невозможности возв-
рата этих средств потребителям (покупателям), вносит в бюджет сум-
му незаконно полученной выручки (дохода) без штрафа.
3.5. Вся сумма экономических санкций вносится предприятиями в
бюджет не позднее 25 числа месяца, в котором получено решение о
применении экономических санкций.
3.6. Жалобы на решения о применении экономических санкций за
нарушения дисциплины цен, принятые органами контроля цен, могут
быть направлены руководителю вышестоящего органа контроля цен не
позднее месячного срока со дня получения решения.
3.7. Решения о применении экономических санкций за нарушения
государственной дисциплины цен могут отменяться вышестоящим орга-
ном контроля цен, судом или арбитражным судом.
3.8. Обжалование решений органов контроля цен о применении
экономических санкций в суде или арбитражном суде предприятия мо-
гут осуществлять в течение 6 месяцев со дня принятия решения об
изъятии, но не позднее месячного срока со дня получения отказа вы-
шестоящего органа контроля цен в удовлетворении претензии (жало-
бы).
3.9. Возврат неправильно взысканных в бюджет сумм за наруше-
ния дисциплины производится органами государственной налоговой
службы на основании решений контрольных подразделений органов це-
нообразования, суда или арбитражного суда при условии, что с мо-
мента зачисления этих сумм в бюджет по день вынесения решения о
возврате не истек годичный срок.
3.10. В соответствии с Законом о местном самоуправлении в
РСФСР (статья 46) штрафы, взимаемые за получение предприятиями не-
обоснованных доходов в связи с завышением цен (тарифов) на продук-
цию (работы, услуги), зачисляются во внебюджетные фонды местных
Советов народных депутатов.
Местные органы власти и управления могут часть указанных сумм
направлять на содержание органов контроля цен.
4. Ответственность руководителей предприятий
За нарушение государственной дисциплины цен руководители
предприятий несут ответственность в соответствии с действующим за-
конодательством.
------------------------- |