ГОСАРБИТРАЖ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 14 января 1992 года N С-13/ОПИ-4
Направляется информационное письмо об отдельных ответах, дан-
ных на запросы госарбитражей, для использования при рассмотрении
хозяйственных споров.
Приложение: на 4 л.
Главный государственный арбитр
РСФСР
В.В.ГРЕБЕННИКОВ
Приложение
к письму Госарбитража
РФ
от 14 января 1992 N С-13/ОПИ-4
I. В случае принятия органом, уполномоченным управлять госу-
дарственным или муниципальным имуществом,решения о реорга-
низации или ликвидации государственного или муниципального
предприятия трудовой коллектив вправе потребовать передачи
предприятия ему в аренду
В практике органов госарбитражей возник вопрос о том, может
ли организация арендаторов, созданная на базе ликвидируемого госу-
дарственного или муниципального предприятия, требовать заключения
договора аренды этого предприятия на основании п. 1 ст. 16 Основ
законодательства об аренде.
По указанному вопросу Госарбитраж РСФСР разъяснил.
Согласно пункту 2 ст. 24 Закона РСФСР "О собственности в
РСФСР при принятии органом, уполномоченным управлять государствен-
ным или муниципальным имуществом, решения о реорганизации или лик-
видации государственного или муниципального предприятия, кроме
случаев, когда оно признано несостоятельным /банкротом/, трудовой
коллектив вправе потребовать передачи предприятия ему в аренду.
При создании арендного предприятия необходимо руководство-
ваться порядком, предусмотренным пунктом 1 ст. 16 Основ законода-
тельства об аренде /письмо от 27.05.91 N С-13/ОПИ-206/.
II. Право на пользование и распоряжение конкретным нежилым
помещением, находящимся на балансе другой организации,
может быть подтверждено документами об участии в расходах
по строительству и ремонту спорного помещения
На разрешение органов госарбитража стали передаваться споры,
связанные с удовлетворением требований хозорганов об устранении
препятствий в пользовании нежилыми помещениями, находящимися на
балансе других организаций, при отсутствии договора аренды. При
этом истцы обосновывали свои требования фактом участия в строи-
тельстве спорных нежилых помещений.
На вопрос о том, какие документы в этом случае могут служить
подтверждением права пользования и распоряжения нежилым помещени-
ем, Госарбитражем РСФСР дано следующее разъяснение.
Для подтверждения своего права на пользование и распоряжение
конкретным нежилым помещением, находящимся на балансе другой орга-
низации, заинтересованная сторона должна представить документы,
доказывающие ее участие в расходах по строительству и ремонту
спорного помещения, а также размеры такого участия в целях опреде-
ления доли /письмо от 25.03.91 N С-13/ОПИ-114/.
III. О праве сбербанка на иск к райфинотделу о взыскании не-
погашенной ссуды, выданной гражданину на строительство
дома
На вопрос о том, вправе ли сбербанк заявить иск к райфинотде-
лу о взыскании непогашенной ссуды, выданной гражданину на строи-
тельство дома, если гражданин умер и финотдел от имени государства
унаследовал и продал домовладение, Госарбитраж РСФСР разъяснил.
В соответствии со ст. 553 Гражданского кодекса РСФСР наслед-
ник, принявший наследство, в том числе и государство, к которому
поступило имущество в порядке ст. 552 настоящего Кодекса, отвечает
по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости пере-
шедшего к нему наследственного имущества.
Поскольку долг гражданина по праву наследования перешел к
государству в лице райфинотдела, требования по долгам гражданина
следует предъявлять к райфинотделу. Поэтому иск о взыскании непо-
гашенной ссуды подлежит рассмотрению в государственном арбитраже
/письмо от 14.01.91 N C-13/ОПИ-26/.
IV. Преимущественного права эксперта отделения торгово-про-
мышленной палаты на участие в приемке импортных товаров
законодательством не предусмотрено
При рассмотрении споров, связанных с поставкой импортных то-
варов, в практике органов госарбитража возник вопрос, обязан ли
получатель приглашать для приемки импортных товаров экспертов от-
делений торгово-промышленной палаты либо такая приемка может про-
изводиться и экспертами органов, осуществляющих экспертизу, если в
месте приемки продукции имеются и те, и другие органы.
На поставленный вопрос Госарбитраж РСФСР дал следующее разъ-
яснение.
Согласно абзацу 1 п. 6 Инструкции о порядке и срокахприемки
импортных товаров по количеству и качеству, составления и направ-
ления рекламационных актов приемка товаров по количеству, качеству
и комплектности осуществляется получателем с участием эксперта ор-
ганизаций Торгово-промышленной палаты СССР, торгово-промышленной
палаты союзной республики или органа, осуществляющего экспертизу,
или аварийным комиссаром.
К органам, осуществляющим государственную экспертизу товаров,
относится и бюро товарных экспертиз.
Обязанности получателя приглашать для участия в приемке им-
портных товаров именно эксперта отделения торгово-промышленной па-
латы действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому полу-
чатель вправе пригласить для приемки указанных товаров эксперта
бюро товарных экспертиз, как представители органа, осуществляющего
государственную экспертизу /письмо от 15.04.91 N С-13/ОПИ-148/.
V. Акт приемки импортных товаров, составленный с участием
представителя малого предприятия, будет иметь доказатель-
ную силу лишь в случае отказа отделения Торговопромышлен-
ной палаты или органа, осуществляющего государственную
экспертизу, от выполнения заявки на проведение экспертизы
товаров
На поставленный госарбитражем вопрос, имеют ли акты эксперти-
зы импортных товаров, составленные, с участием представителя мало-
го предприятия, такую же доказательную силу, как и акты организа-
ций Торгово-промышленной палаты или органов, осуществляющих госу-
дарственную экспертизу, Госарбитраж РСФСР разъяснил.
Малое предприятие, которое в соответствии с его Уставом про-
изводит приемку поступающих к получателям импортных товаров, не
может быть отнесено к органам, осуществляющим государственную
экспертизу.
Однако при невозможности осуществления приемки товаров с
участием лиц, перечисленных в абзаце 1 п. 6 Инструкции о порядке и
сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, состав-
ления и направления рекламационных актов, приемка производится по-
лучателем с участием компетентного представителя незаинтересован-
ной организации. В качестве такой организации может выступать и
малое предприятие, если оно не входит в одну систему с получате-
лем.
Поэтому акт приемки импортных товаров, составленный с участи-
ем представителей малого предприятия, будет иметь доказательствен-
ную силу лишь в том случае, если получатель представит доказа-
тельства отказа Торгово-промышленной палаты СССР, торгово-промыш-
ленной палаты союзной республики или органа, осуществляющего
экспертизу, от выполнения заявки на проведение экспертизы товаров
или обоснование невозможности вызова эксперта /письмо от 06.03.91
N С-13/ОПИ-87/.
VI. Приемо-сдаточные документы, составленные с участием лица,
сопровождавшего груз, при отсутствии у него доверенности
на участие в сдаче-приемки груза, могут признаваться
действительными лишь в случае последующего одобрения та-
ких действий грузоотправителем
На возникающий в практике органов госарбитража вопрос, вправе
ли проводник, сопровождающий груз, принимать участие в сдаче-при-
емке его по количеству и качеству без доверенности на это предпри-
ятия-грузоотправителя, Госарбитраж разъяснил.
Согласно ст. 66 ГК РСФСР передача имущественных ценностей ра-
ботниками организации должна производиться лицами, имеющими дове-
ренность, которая подписывается руководителем и главным /старшим/
бухгалтером данной организации и заверяется печатью.
Если проводник, сопровождающий груз, произведет его сдачу при
отсутствии такой доверенности, то по смыслу ст. 63 ГК РСФСР
составленные с его участием приемо-сдаточные документы могут приз-
наваться действительными лишь в случае последующего одобрения
действий проводника грузоотправителем /письмо от 24.05.91 N
С-13/ОПИ-204/.
Отдел обобщения арбитражной
практики и инструктирования
------------------------- |