МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ
от 14 января 1992 года
ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ
1. Общие положения
1. Сложившаяся к настоящему времени структура государственных и
кооперативных предприятий в сельском хозяйстве не приспособлена к
рыночным отношениям, изначально ориентирована на государственные
закупки, снабжение, цены и т. п. Одна из задач аграрной реформы -
создать иную, более отвечающую требованиям рыночной экономики
структуру, базирующуюся на самостоятельных товаропроизводителях и
рыночных механизмах их взаимодействия.
Основными путями формирования новой производственной структуры
призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхо-
зов и совхозов. В результате этих процессов должна быть создана
система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся
как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) произ-
водителей сельскохозяйственной продукции, кооперирующихся в снаб-
жении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе, а также
система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечиваю-
щих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его
продукции до конечного потребителя.
Приватизация представляет из себя процесс получения гражданами
и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов без-
возмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах приватизации
подлежит земля.
Реорганизация - это процессы разделения предприятия на более
мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразо-
вания их в иную организационно-правовую форму. По своей организа-
ционно-правовой форме колхозы изначально являются негосударствен-
ными предприятиями. В соответствии со ст. 12 Конституции
Российской Федерации совхозы также негосударственные предприятия.
В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат ре-
организации в соответствии с действующим законодательством. Исклю-
чение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирова-
ние которых имеет общегосударственное значение или носит индустри-
альный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной
собственности, порядок их приватизации и реорганизации определя-
ется особо. Перечень этих предприятий устанавливается правительст-
вом.
2. Приватизация земли в сельском хозяйстве и реорганизация кол-
хозов и совхозов осуществляются в соответствии со следующими зако-
нодательными актами Российской Федерации:
- Земельным кодексом;
- Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- Указом Президента "О неотложных мерах по осуществлению зе-
мельной реформы в РСФСР";
- постановлением правительства "О порядке реорганизации колхо-
зов и совхозов";
- Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности",
другими.
3. Принципы реорганизации колхозов и совхозов:
- сохранение, как правило, сельскохозяйственного или обслужива-
ющего сельское хозяйство профиля использования объектов в реорга-
низуемых хозяйствах;
- обеспечение всем производителям сельскохозяйственной продук-
ции равнодоступности объектов производственной и социальной инф-
раструктуры;
- добровольность выбора организационно-правовой формы предприя-
тия в рамках действующего законодательства;
- социальная справедливость и защищенность населения и работни-
ков реорганизуемых хозяйств;
- учет национальных и исторических особенностей.
4. Согласно Указу Президента "О неотложных мерах по осуществле-
нию земельной реформы в РСФСР" колхозы и совхозы должны до 1 янва-
ря 1993 г. провести реорганизацию, а образовавшиеся в результате
этой реорганизации предприятия - зарегистрировать свою организаци-
онно-правовую форму.
Регистрация предприятий всех типов осуществляется районными,
городскими, районными в городе Советами народных депутатов по
месту учреждения предприятия.
5. Реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя
основными путями:
- раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприят-
ия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или
кооперативы;
- реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество
открытого или закрытого типа;
- реорганизация хозяйства или его части в производственный коо-
ператив (коллективное предприятие).
В ходе реорганизации, там, где это экономически целесообразно -
хозяйства могут быть разукрупнены, и каждая часть хозяйства реор-
ганизуется по своей схеме.
Направление реорганизации выбирается коллективом хозяйства на
добровольной основе. Принцип добровольности не распространяется на
колхозы и совхозы, объявленные не состоятельными, они подлежат
ликвидации и реорганизации в особом порядке в соответствии с п. 14
постановления "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".
6. Независимо от избранного направления реорганизации для каж-
дого хозяйства должны быть соблюдены следующие общие процедуры:
6.1. В колхозе или совхозе создается реорганизационная ко-
миссия, в которую входят представители местных органов власти, ад-
министрации хозяйства, трудовых коллективов, районного управления
сельского хозяйства, комитета по земельной реформе, основных кре-
диторов хозяйства. Возглавляет эту комиссию руководство хозяйства.
Состав комиссии утверждается соответствующей районной комиссией по
приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов.
В функции реорганизационной комиссии входят:
- разработка проекта реорганизации хозяйства;
- обеспечение процесса реорганизации хозяйства;
- организация и контроль за оценкой и разделом на паи имущества
и земель хозяйства;
- организация и контроль за соблюдением законности при выделе-
нии из хозяйств работников с имущественными и земельными паями;
- обеспечение рациональной системы землеустройства на террито-
рии реорганизуемого хозяйства при выделении из него более мелких
предприятий;
- определение правопреемников реорганизуемого хозяйства по ра-
нее заключенным договорам и полученным кредитам;
- в случае необходимости выполнение функций ликвидационной ко-
миссии;
- правовое и экономическое консультирование работников при вы-
боре ими организационно-правовой формы предприятия;
- информирование населения о ходе и процедурах реорганизации.
В случае необходимости реорганизационная комиссия в праве прив-
лекать экспертов для консультации.
Деятельность реорганизационной комиссии осуществляется в соот-
ветствии с Положением о комиссиях по приватизации земли и реорга-
низации колхозов и совхозов.
6.2. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, на-
ходящиеся на балансах колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее
значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или
продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они
переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи
и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей
Инструкцией.
Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их пе-
редачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию
с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого
хозяйства.
Непогашенные кредиты колхоза или совхоза, полученные на приоб-
ретение или возведение передаваемых бесплатно объектов социальной
сферы или инженерной инфраструктуры, также переводятся на местные
органы власти.
6.3. До 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхо-
зов должны провести общие собрания и принять решения о следующем:
- форме собственности на землю в своих хозяйствах: индивидуаль-
ной, коллективно-долевой или иной, предусмотренной Земельным ко-
дексом РФ;
- выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитаю-
щихся хозяйству бесплатно по районной норме;
- целесообразности получения в собственность земель, занятых
лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными соору-
жениями при них, другими объектами общего пользования.
По итогам собрания необходимо подать в органы местной власти
заявление на предоставление земли в ту или иную форму собствен-
ности, о количестве и составе этой земли.
6.4. В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены
имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. В случае, если
избрана индивидуальная или коллективно-долевая форма собственности
на землю, определяются также индивидуальные земельные доли.
Имущественные и земельные доли могут быть объединены в единую
долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены между
владельцами этих долей или проданы одними владельцами другим.
Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается сви-
детельство собственности.
6.5. Если трудовым коллективом не принято решение о полном раз-
деле колхоза или совхоза на крестьянские хозяйства и малые предп-
риятия, то после определения индивидуальных имущественных и зе-
мельных долей каждый работник или группа могут выйти из колхоза
или совхоза для ведения индивидуального хозяйства. Они имеют право
на получение надела в натуре, а также конкретного имущества в пре-
делах суммы своей имущественной доли в соответствии с порядком,
установленным законодательством.
Предложения о выделении конкретных земельных участков и иму-
щества готовит реорганизационная комиссия, решение которой затем
утверждается в установленном законом порядке.
При выделении имущества и земель необходимо по мере возможности
обеспечивать предоставление новым владельцам целостных произ-
водственных единиц (например, фермы, перерабатывающего цеха и т.
д.). Для этого выделяющимся работникам предоставляется право обме-
на и выкупа долей у других владельцев.
Для того чтобы облегчить процедуру выделения выходящим работни-
кам земель для ведения крестьянского хозяйства, по представлению
реорганизационной комиссии определяются массивы сельскохозяйствен-
ных угодий, подлежащие предоставлению в первую очередь.
При передаче объектов внутрихозяйственной производственной инф-
раструктуры необходимо обеспечить их равнодоступность для всех
сельскохозяйственных производителей на территории реорганизуемого
хозяйства, а также предотвращать возможность их перепрофилирова-
ния. С этой целью целесообразно указанные объекты передавать заин-
тересованным производителям в коллективную собственность на паях.
6.6. Собрание работников, не заявивших о своем выходе из хо-
зяйства, принимает решение о направлениях дальнейшей реорганизации
своего колхоза или совхоза. Возможны следующие варианты решений:
- создание нескольких самостоятельных предприятий, каждое из
которых принимает свою организационно-правовую форму;
- реорганизация в акционерное общество или в производственный
кооператив всего хозяйства (без выходящих работников).
7. На основе реорганизованного колхоза или совхоза в случае
разделения его на несколько предприятий, крестьянских хозяйств
возможно создание одной или нескольких ассоциаций.
8. В период реорганизации совхоза или колхоза администрация
(правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функци-
онирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйств
- за сохранность его имущества в соответствии с действующим зако-
нодательством.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ
И ИМУЩЕСТВЕННОЙ ДОЛЕЙ (ПАЕВ)
1. Определение земельной доли
1.1. При определении земельных долей (паев) работников (членов)
хозяйств устанавливается площадь земель, подлежащих распределению,
и численность лиц, имеющих право на получение этой доли.
1.2. Собрание трудового коллектива принимает решение о перечне
лиц, имеющих право на получение земельной доли. При этом помимо
постоянных работников и пенсионеров хозяйства, продолжающих прожи-
вать в сельской местности, в этот перечень могут включаться
временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной
службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), работники социальной сферы
на территории хозяйства и др.
1.3. Разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйствен-
ные угодья хозяйства за исключением земельных участков:
- включенных в фонд перераспределения земель;
- переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов
народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участ-
ков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
- переданных данному хозяйству в аренду;
- используемых сортоучастками для испытания новых сортов
сельскохозяйственных культур.
В хозяйствах, где земельная доля работников и пенсионеров пре-
вышает среднерайонную норму, передаваемую гражданам бесплатно,
площади сельскохозяйственных угодий сверх этой нормы передаются в
фонд перераспределения земель.
Не подлежат распределению на доли земли, занятые под дорогами
общего пользования.
1.4. Индивидуальная земельная доля определяется условно в нату-
ральном (в гектарах) или стоимостном (50-кратный налог на землю)
выражении.
2. Определение имущественной доли
2.1. Для расчета индивидуальных имущественных долей первона-
чально оценивается стоимость всего имущества хозяйства.
Здания, сооружения, машины и оборудование оцениваются по оста-
точной балансовой или восстановительной стоимости или по оценочной
стоимости (но не ниже остаточной). Денежные средства и прочие фи-
нансовые активы, товарно-материальные ценности принимаются к оцен-
ке по балансу хозяйства. Продуктивный и рабочий скот - по действу-
ющим ценам. Многолетние насаждения, незавершенное производство и
расходы будущих периодов оцениваются по фактическим произведенным
затратам.
Стоимость имущества устанавливается на основе инвентаризации.
Паевой фонд определяется следующим образом:
П = Ф - И - З - С,
где П - паевой фонд на момент реорганизации;
Ф - стоимость основных, оборотных фондов и других активов;
И - износ основных фондов;
З - кредиторская задолженность, за исключением ссуд, полу-
ченных на создание объектов социальной сферы и инженерной инфраст-
руктуры, переданных бесплатно;
С - стоимость переданных бесплатно объектов социальной сфе-
ры и инженерной инфраструктуры.
2.2. Решение о перечне категорий лиц, на которых распределяются
имущественные доли, принимает трудовой коллектив. В этот перечень
включаются:
- лица, работающие в хозяйстве в настоящее время;
- временное отсутствующие по уважительным причинам работники
хозяйства;
- пенсионеры хозяйства.
Трудовой коллектив может также принять решение о включении в
этот перечень работников социальной сферы на территории хозяйства,
а также лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы (имущественные
доли последних могут направляться в неделимые фонды).
2.3. Имущественная доля работника или пенсионера в паевом фонде
определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. При опре-
делении трудового вклада учитываются оплата труда, трудовой стаж,
коэффициенты профессиональной сложности, фактически отработанное
время и т.д. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом
в зависимости от конкретных условий хозяйства.
2.4. Возможные варианты трудового вклада.
2.4.1. Определение трудового вклада по среднегодовой оплате
труда работника за последние 5 лет. Среднегодовая оплата труда ра-
ботника за последние 5 лет умножается на стаж его работы в данном
хозяйстве (получается условный показатель годо/рубли).
В оплату труда включаются все виды материального стимулирова-
ния, как при исчислении отпускных.
2.4.2. Определение трудового вклада на основе оплаты труда за
весь период работы в хозяйстве.
При подсчете трудового вклада этим способом надо обеспечить со-
поставимость данных, так как уровень оплаты труда значительно ме-
нялся по годам.
2.4.3. Определение трудового вклада с учетом коэффициента про-
фессиональной сложности. При определении трудового вклада работни-
кам может учитываться коэффициент профессиональной сложности, ко-
торый задается двумя способами:
- отношением тарифной ставки данного работника к тарифной став-
ке работника основной специальности (механизатора, доярки);
- отношением среднемесячной оплаты труда данного работника за
последние 5 лет к среднемесячной оплате труда за этот период в хо-
зяйстве в целом.
Стаж работника умножается на данный коэффициент, при этом вре-
мя, отработанное в данном хозяйстве, учитывается в рабочих днях
(получается условный показатель коэффициенто-дни).
2.5. Индивидуальная имущественная доля определяется следующим
образом:
- суммируются трудовые вклады всех работников и пенсионеров хо-
зяйства (в годо/рублях, рублях или коэффициенто-днях);
- рассчитывается доля имущества хозяйства, приходящаяся на еди-
ницу трудового вклада (в рублях на 1 годо/рубль, рубль оплаты тру-
да или коэффициенто-день);
- умножается трудовой вклад работника или пенсионера на выше-
названную долю.
(Пример расчета для варианта 2.4.1. приведен в таблице).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ВКЛАДА РАБОТНИКА В ХОЗЯЙСТВЕ
(пример расчета сделан по варианту 2.4.1)
-------------------------------------------------------------------
Наименование!Ф. И. О. !Ср. зар-!Стаж !Трудовой!Доля па-!Индивиду-
подразделе- !работника!плата за!рабо- !вклад, !евого !альный
ния (службы)! !послед- !ты в !годо/ !фонда, !пай, руб.
! !ние 5 !данном!рубли !руб.на 1!(гр. 7 х
! !лет !хозяй-!(гр. 3 х!г/рубль !гр. 6)
! ! !стве, !гр. 4) !всего !
! ! !лет ! !гр. 7: !
! ! ! ! !на всего!
! ! ! ! !гр. 5 !
------------!---------!--------!------!--------!--------!---------
Отделение Петров 3900 10 39000 х 9750
N 1 И.П.
Бабарыкин 3431 18 61758 х 15439
А.С.
Итого по
отделению х х 907000 х 226750
Отделение Сидоров 4300 15 64500 х 16125
N 2 А.М.
Иванов 3700 12 44400 х 11100
Н.И.
Итого по
отделению х х 1105470 х 276367
Пенсионеры х х х 10500000 х 2610000
Итого по
списочному
составу и
пенсионерам х х х 50250000 х 12562500
Всего по
хозяйству х 2343 т. руб. 30 70290000 0.25 17814000
2.6. Стаж работников определяется на основе трудовой книжки.
Все спорные вопросы решаются в рамках действующего трудового и
пенсионного законодательства.
2.7. Имущественная доля работников социальной сферы определя-
ется на основе их заработной платы по месту работы по варианту
расчета, принятого для оценки трудового вклада работников хо-
зяйства.
3. Направления использования имущественной и земельной доли
3.1. Имущественная и земельная доли по решению трудового кол-
лектива могут быть объединены в единую долю, выраженную в рублях.
Например, если имущественная доля равна 20 тыс. руб., земельная
доля - 50 тыс. руб., то единая доля принимается за 70 тыс. руб.
без подразделения на имущественную и земельную часть.
Если доли не объединены в единую, то владельцы имущественных и
земельных долей могут обменивать их между собой.
Для избежания потенциально возможного излишнего дробления зем-
лепользования и соблюдения принципа социальной справедливости це-
лесообразно при выделении земельных долей некоторым категориям ра-
ботников, заведомо не желающим вести индивидуальное производство
на земле (например, пенсионерам, не имеющим наследников в данном
хозяйстве), изначально предусматривать компенсацию земельной доли
имущественной.
3.2. Владелец имущественной и земельной долей может использо-
вать их следующими способами:
- получить земельный участок и другие средства производства в
размерах своих долей (но землю - не более предельной нормы) при
выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства;
- внести их в уставной капитал акционерного общества, если хо-
зяйство или его часть в него реорганизуется;
- внести их в качестве вступительного пая в производственный
кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его
часть в него реорганизуется;
- продать их целиком или частично другим владельцам долей;
- передать по наследству как имущество в рамках действующего
законодательства.
3. РАЗДЕЛ КОЛХОЗА ИЛИ СОВХОЗА
НА КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА И ДРУГИЕ ЧАСТНЫЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ИХ В АССОЦИАЦИЮ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
1. Решение о ликвидации колхоза или совхоза и разделе его на
частные предприятия с дальнейшим их объединением в ассоциацию
предпринимателей принимается на общем собрании владельцев имущест-
венных и земельных долей. Комиссия по реорганизации хозяйства в
этом случае наделяется функциями ликвидационной.
2. Реорганизационная комиссия готовит план раздела хозяйства.
Предлагаемые в плане для выделения хозяйственные объекты должны
представлять из себя самостоятельные производственные единицы
(например, ферма, перерабатывающий цех, мельница, ремонтная
мастерская, прудовое хозяйство и т. п.).
Сельскохозяйтсвенные угодья для крестьянских хозяйств делятся в
натуре на участки с учетом:
- предполагаемого количества владельцев долей, желающих за-
няться земледелием;
- предельной нормы предоставления земли на одно хозяйство;
- предполагаемой специализации крестьянских (фермерских) хо-
зяйств (исходя из зональных особенностей и наличной в реорганизуе-
мом хозяйстве техники);
- рационального землеустройства.
Предложенный реорганизационной комиссией план раздела хозяйства
утверждается общим собранием владельцев долей.
3. Каждый объект, предложенный в утвержденном плане к выделению
в самостоятельное предприятие, подлежит оценке по той же методике,
по которой оценивалось имущество всего хозяйства при разделе его
на индивидуальные доли. Стоимость объектов, на создание или приоб-
ретение которых брались кредиты, уменьшается на сумму непогашенно-
го остатка этих кредитов.
4. После оценки данные объекты предлагаются для приобретения
владельцам имущественных и земельных долей в обмен на эти условные
доли. При наличии нескольких претендентов на один объект реоргани-
зационной комиссией проводится конкурсный отбор, результаты кото-
рого затем утверждаются общим собранием простым большинством. Пре-
имуществом при получении объектов пользуются работники, ранее ра-
ботавшие на них.
Один объект может приобретаться несколькими лицами на паевых
основах, если индивидуальных долей не хватает. Допускается обмен
долями и выкуп условных долей друг у друга по ценам и на условиях
двусторонней договоренности.
Земля под капитальными объектами передается в собственность но-
вому владельцу вместе с этими объектами.
Непогашенные остатки кредитов переводятся на новых владельцев
объектов, к которым эти кредиты относятся. Кредиты, которые невоз-
можно отнести к конкретным объектам, делятся между новыми владель-
цами пропорционально оценке стоимости их имущества и земли.
Земля и имущество, оставшиеся нераспределенными, предлагаются
для выкупа в порядке, установленном законодательством, сохраняются
в коллективной собственности или передаются местным органам
власти.
5. Лица, получившие имущество и землю в обмен на свои доли,
становятся полноправными собственниками этих объектов: распоряжа-
ются ими по собственному усмотрению в рамках действующего законо-
дательства, самостоятельно выбирают сферу производственной дея-
тельности при условии невыведения сельскохозяйственных угодий из
сельскохозяйственного оборота, независимы в осуществлении своей
производственной и хозяйственной деятельности, в выборе партнеров,
в объединении с другими производителями.
Они обязаны зарегистрировать свои предприятия в соответствующем
Совете народных депутатов и наделяются всеми правами юридического
лица.
6. Для сохранения сложившихся производственных связей, рацио-
нального использования общей инфраструктуры, совместного выполне-
ния некоторых хозяйственных функций целесообразно объединение ин-
дивидуальных предпринимателей в одну или несколько ассоциаций или
обслуживающих кооперативов.
Вхождение предпринимателей в ассоциацию строго добровольно.
Ассоциация регистрируется в соответствии с действующим законод-
ательством и функционирует на основе своего устава.
7. Высшим руководящим органом ассоциации является общее собра-
ние членов, которое утверждает устав, набирает правление и утверж-
дает планы и отчеты. Для оперативного управления деятельностью
ассоциации правление нанимает исполнительного директора, который
формирует штат исполнительных органов.
8. Активы ассоциаций формируются в соответствии с уставом за
счет:
- вступительных паевых взносов членов (как денежных, так и иму-
щественных);
- ежегодных взносов членов;
- имущества и земельных участков реорганизованного хозяйства,
оставшихся нераспределенными;
- отчислении от прибыли от коммерческой деятельности ассоциа-
ции;
- других законных источников.
9. Основной целью ассоциации является создание условий для хо-
зяйственной деятельности своих членов. Для реализации этой цели в
ее рамках могут быть созданы:
- подразделения инфраструктурного обслуживания (содержания и
строительства дорог и других коммуникаций, транспортного обслужи-
вания, мелиоративные и т.п.);
- подразделения коллективного кредита и ведения взаиморасчетов
(финансово-расчетный центр, кредитный кооператив, коммерческий
банк);
- подразделение по совместному материально-техническому снабже-
нию и обслуживанию;
- подразделения по совместному сбыту продукции;
- подразделения по совместному ведению бухгалтерской отчет-
ности;
- другие службы для коллективного пользования.
Членство в ассоциации не предполагает обязательного участия во
всех видах совместной деятельности: каждый член ассоциации может
пользоваться услугами одной или нескольких служб.
10. Деятельность служб ассоциации по совместному снабжению и
сбыту целесообразно организовывать на кооперативных принципах.
Снабженческая служба продает членам ассоциации материальные
ресурсы и оказывает услуги по рыночным розничным ценам и тарифам.
Полученную от этой деятельности годовую чистую прибыль (или ее
часть) распределяют между членами пропорционально объемам сделан-
ных за год покупок и полученных услуг. Сбытовая служба собирает у
производителей продукцию по комиссионной цене, продает ее на отк-
рытом рынке, а затем годовая чистая прибыль от сбытовых операций
(или ее часть) делится между членами пропорционально сданной про-
дукции.
4. РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ
В АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА
1. Подготовительную работу по реорганизации хозяйства в акцио-
нерное общество, а также выработку проекта устава осуществляет ре-
организационная комиссия. Решение о реорганизации колхоза или сов-
хоза в акционерное общество и устав утверждаются на общем собрании
владельцев имущественных и земельных паев, не заявивших о своем
выходе из хозяйства. Протокол данного собрания оформляется как
протокол учредительного собрания.
2. Учредителями общества могут быть все владельцы имущественных
и земельных паев, оставшиеся в хозяйстве. Их вкладами в уставный
капитал общества становятся имущественные паи и права пользования
земельными паями. Вклады оцениваются в рублях и рассматриваются
как доли учредителей в уставном капитале. Кроме того, трудовой
коллектив может принять решение о дополнительном внесении средств
в уставный капитал.
Также учредителями акционерного общества на базе реорганизуемо-
го колхоза или совхоза могут быть другие граждане или юридические
лица. Их вкладом в уставный капитал могут быть денежные средства,
имущество, права пользования землей и другими природными ресурсами
и прочие объекты, предусмотренные законодательством РФ, которые
оцениваются в рублях. Решение о привлечении дополнительных учреди-
телей принимает собрание акционеров.
3. На сумму уставного капитала выпускаются акции в соответствии
с законодательством РФ. На печатание акций необходимо разрешение
Министерства экономики и финансов. Печатание акций осуществляют
типографии, имеющие на это специальное разрешение.
При наличии более 100 учредителей акционерного общества необхо-
димо издание проспекта эмиссии (выпуска) акций. Проспект представ-
ляется в Министерство экономики и финансов вместе с заявлением на
разрешение выпуска акций.
Каждый учредитель на сумму своей доли в уставном капитале полу-
чает сертификат акций. На первое время после реорганизации (а для
акционерного общества закрытого типа - и на весь период функциони-
рования) допустимо не выпускать акции, а ограничиться выдачей уч-
редителями свидетельств о доле в уставном капитале.
Имущество и земля реорганизованного хозяйства, нераспределенные
на паи между учредителями, зачисляются в резерв акционерного об-
щества.
После регистрации носителем прав собственности на все имущество
становится акционерное общество. Учредители не имеют имущественных
прав на отдельные объекты, в том числе и внесенные в виде пая в
уставный капитал.
4. Акционерное общество регистрируется в соответствующем мест-
ном Совете народных депутатов. Для регистрации представляются за-
явление учредителей, протокол учредительного собрания, устав об-
щества и свидетельство об уплате государственной пошлины.
5. Акционерное общество в соответствии с законодательством мо-
жет быть открытого и закрытого типа (товарищества с ограниченной
ответственностью). Имущество общества открытого типа формируется
за счет вкладов учредителей, открытой продажи акций, доходов и
других законных источников и принадлежит акционерам на правах об-
щей долевой собственности. Каждый владелец акций общества может
передавать их другим собственникам без ограничений в рамках зако-
нодательства РФ.
Имущество общества закрытого типа формируется за счет вкладов
учредителей, доходов и других законных источников. На переход ак-
ций от собственника к собственнику требуется согласие других акци-
онеров, порядок этого перехода определяется уставом общества. В
сельском хозяйстве акционерные общества закрытого типа обычно ог-
раничивают число своих пайщиков учредителями и их наследниками, то
есть изначальными владельцами имущественных и земельных долей.
6. Порядок создания и функционирования акционерного общества
регулируется Законом "О предприятиях и предпринимательской дея-
тельности". Положением об акционерных обществах и Положением об
обращении ценных бумаг.
7. Рекомендуется использовать форму акционерного общества при
реорганизации сельскохозяйственного предприятия или его части в
тех случаях, когда раздел в натуре на индивидуальные предприятия с
законченным технологическим циклом невозможен или технологически
нецелесообразен: например, для крупных птицефабрик, тепличных ком-
бинатов, откормочных комплексов и т. п.
Прекращение членства в акционерном обществе наступает с момента
продажи или передачи сертификата акций другому гражданину или юри-
дическому лицу, возврат пая или иного имущества при этом не пре-
дусматривается. Для сельскохозяйственных акционерных обществ иск-
лючение составляет земля - если она находится в коллективно-доле-
вой собственности, то выходящий из акционерного общества пайщик
имеет право на получение в пределах своей доли (если иное не пре-
дусмотрено уставом).
При выборе типа акционерного общества - открытого или закрытого
- надо иметь в виду, что акционерное общество открытого типа имеет
потенциальные возможности для привлечения дополнительного капитала
со стороны для развития производства, в то время как в товарищест-
вах на паях (акционерных обществах закрытого типа) эта возможность
ограничена.
5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ
В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ
(КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)
1. Подготовительную работу по реорганизации хозяйства в произ-
водственный кооператив (коллективное предприятие) и выработку про-
екта устава осуществляет реорганизационная комиссия. Решение о ре-
организации колхоза или совхоза в производственный кооператив
(коллективное предприятие) и устав утверждаются на общем собрании
владельцев имущественных и земельных долей, на заявивших о своем
выходе из хозяйства. Протокол собрания оформляется как протокол
учредительного собрания кооператива.
2. Членами производственного кооператива (коллективного предп-
риятия) могут быть все владельцы имущественных и земельных долей,
оставшиеся в хозяйстве. Их доли становятся вступительным паем в
кооператив. В дальнейшем по решению общего собрания членов эти паи
могут возрастать за счет отчислений от доходов кооператива.
3. Имущество производственного кооператива складывается из
вступительного и приращенного паевого капитала и неделимых фондов.
Неделимые фонды являются общей совместной собственностью членов
кооператива и не подлежат разделу в натуре. Паевой капитал нахо-
дится в коллективно-долевой собственности; в соответствии с уста-
вом кооператива паи (вступительный и приращенный) может выдаваться
выходящему члену либо в натуре, либо в виде денежной компенсации.
4. Порядок создания и функционирования производственного коопе-
ратива регулируется Законом СССР "О кооперации" в частях, не про-
тиворечащих законодательству РФ.
5. Кооператив (коллективное предприятие) регистрируется в соот-
ветствующих Советах народных депутатов. Для регистрации представ-
ляется заявление учредителей, протокол учредительного собрания,
устав кооператива и свидетельство об уплате государственной пошли-
ны.
6. Рекомендуется использовать форму производственного коопера-
тива (коллективного предприятия) при реорганизации колхозов и сов-
хозов или их части в тех случаях, когда технологически возможен и
целесообразен раздел хозяйства на индивидуальные, но трудовой кол-
лектив или его часть не приняли решения о ведении индивидуального
хозяйства. При реорганизации хозяйства-банкрота применение формы
производственного кооператива недопустимо.
6. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ
КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ
1. Несостоятельным (банкротом) на начало 1992 г. может быть
объявлен колхоз или совхоз, имеющий:
- неликвидный баланс (кредиторская задолженность превышает ак-
тивы хозяйства);
- просроченную кредиторскую задолженность.
Не объявляются несостоятельными хозяйства с просроченной креди-
торской задолженностью, если недостаток собственных финансовых
средств вызван:
- стихийными бедствиями и другими объективными причинами;
- невыплатой хозяйству государством компенсации за удорожание
средств производства и за сельскохозяйственную продукцию;
- невыплатой хозяйству государством средств на социальное раз-
витие.
В этих случаях погашение просроченной задолженности или обеспе-
чение ее пролонгирования осуществляется за счет республиканского
бюджета.
Местная администрация может не признавать хозяйство с просро-
ченной задолженностью несостоятельным и по другим основаниям. Тог-
да погашение или пролонгирование долгов осуществляется за счет
местного бюджета.
Несостоятельными не могут быть объявлены хозяйства, вошедшие в
перечень государственных сельскохозяйственных предприятий, не под-
падающих под действие постановления правительства "О порядке реор-
ганизации колхозов и совхозов".
2. С инициативой о признании колхоза или совхоза несостоятель-
ным могут выступить кредитор или собрание кредиторов, трудовой
коллектив хозяйства или районное управление агропромышленным комп-
лексом. Инициатор объявления хозяйства несостоятельным направляет
в областную, краевую или окружную администрацию по месту нахожде-
ния хозяйства соответствующее ходатайство и выписку из протокола
собрания (если инициаторами выступает группа кредиторов или трудо-
вой коллектив). Администрация в недельный срок должна принять ре-
шение о признании или непризнании хозяйства несостоятельным и нап-
равить соответствующее уведомление всем кредиторам, хозяйству и
районной комиссии по приватизации земли и реорганизации колхозов и
совхозов. Решение о признании хозяйства несостоятельным должно
быть опубликовано в местной печати.
3. Для ликвидации и реорганизации колхоза или совхоза, объяв-
ленного несостоятельным, создается ликвидационная комиссия из
представителей местных органов власти, администрации хозяйства,
трудового коллектива, районного управления сельского хозяйства,
основных кредиторов. Состав комиссии и ее руководитель утвержда-
ются районной комиссией по приватизации земли и реорганизации кол-
хозов и совхозов.
В функции ликвидационной комиссии входят разработка проекта
ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства, организация
процесса его ликвидации и погашения задолженностей, управление де-
ятельностью предприятия в ходе ликвидации и обеспечение сохран-
ности имущества.
4. Хозяйства, признанные несостоятельными (банкротами) на нача-
ло 1992 г., должны быть ликвидированы в течение I квартала т. г.
5. Проект ликвидации и реорганизации несостоятельного хозяйства
должен содержать следующую последовательность мер:
5.1. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры пере-
даются сельским (поселковым) Советам народных депутатов. При этом
обязательства по кредитам, полученным на строительство указанных
объектов, также передаются Советам.
5.2. Администрация (правление) хозяйства обязана в недельный
срок после объявления несостоятельности представить ликвидационной
комиссии развернутый баланс активов и пассивов на дату объявления,
расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности, другую необ-
ходимую информацию о финансовом и имущественном положении хо-
зяйства, об обеспечении трудовыми ресурсами.
5.3. Объявляется конкурс по привлечению хозяйствующих субъектов
к погашению задолженности несостоятельного хозяйства. Граждане и
юридические лица, изъявившие желание участвовать в данном кон-
курсе, должны в месячный срок представить программы реорганизации
хозяйства, позволяющие повысить эффективность использования фондов
хозяйства-банкрота и расплатиться с кредиторами. Предпочтение
должно, как правило, отдаваться высокорентабельным сельскохо-
зяйственным предприятиям.
Граждане и юридические лица, победившие в конкурсе и выплатив-
шие часть кредиторской задолженности несостоятельного хозяйства,
получают право на приобретение части имущества этого хозяйства в
пределах выплаченной суммы и определенной ликвидационной ко-
миссией. При этом полученные фонды должны использоваться для
сельскохозяйственного производства или его обслуживания.
5.4. Если после проведения конкурса осталась непогашенная кре-
диторская задолженность, то оставшееся имущество выносится на аук-
цион. Вначале проводится закрытый аукцион для работников хо-
зяйства. Остаток выставленного на закрытый аукцион имущества реа-
лизуется на аукционе, открытом для всех желающих заниматься
сельскохозяйственной деятельностью на территории ликвидируемого
хозяйства. Аукционы организуются ликвидационной комиссией в соот-
ветствии с действующим законодательством.
5.5. Претензии к несостоятельному хозяйству погашаются в следу-
ющей последовательности:
- претензии по начисленной, но не выплаченной оплате труда;
- невыплаченные налоги и другие платежи в бюджет;
- обязательства перед кредиторами;
- прочие обязательства.
Претензии, не удовлетворенные за отсутствием имущества, счита-
ются погашенными.
Министр сельского хозяйства
Российской Федерации
В.Н. ХЛЫСТУН
------------------------- |