Утверждена
Постановлением Госстроя России
от 22 ноября 1993 г. N 18-48
Согласовано
письмом ЦК профсоюза работников
строительства и промышленности
строительных материалов России
от 2 сентября 1993 г. N 309-4
Дата введения 1 января 1994 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ АВТОВЫШЕК И
АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКОВ
ТОИ Р-66-09-93
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстроя РФ от 13.03.1995 N 18-22)
Разработана ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев,
Н.Д. Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных
организаций строительных акционерных обществ, концернов,
корпораций с учетом Основ законодательства Российской Федерации об
охране труда и нормативных документов в строительстве взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и
ведомствами. Типовая инструкция является нормативным документом
для работников строительных профессий.
Утверждена Постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г.
N 18-48.
Машинисты автовышек и автогидроподъемников (далее - машинисты
подъемников) при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные
в Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства, промышленности строительных материалов и жилищно -
коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции,
разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил устройства и безопасной эксплуатации
подъемников (вышек) Госгортехнадзора России, а также требования
инструкции завода - изготовителя по эксплуатации подъемника.
Требования безопасности перед началом работы
1. До начала работы машинист подъемника обязан:
а) надеть спецодежду и спецобувь;
б) предъявить руководителю удостоверение на право управления
подъемником и получить путевой лист;
в) уточнить маршрут движения и характер выполняемых работ на
объекте;
г) получить в путевом листе отметку о проверке технического
состояния подъемника.
2. Перед запуском двигателя машинист подъемника обязан:
а) предупредить работников, которые заняты обслуживанием
машины или находятся на пути следования, о начале работы машины;
б) при отсутствии проверки подъемника выявить и устранить
имеющиеся неисправности в работе или доложить о них ответственному
лицу за техническое состояние машины;
в) убрать все посторонние предметы из люльки и с площадки и
убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях;
г) проверить нахождение рычага переключения скоростей в
нейтральном положении.
3. После запуска двигателя машинист подъемника обязан провести
контрольную проверку исправности машины, в том числе:
а) проверить работу тормозов и сцепления;
б) проверить исправность приборов освещения и звуковых
сигналов;
в) проверить исправность механизмов подъема люльки и установки
выносных опор;
г) привести все выдвижные конструкции в транспортное
положение.
4. Машинист не должен приступать к выполнению работ на
неосвидетельствованном подъемнике, а также при следующих
неисправностях:
а) трещинах или деформациях в металлоконструкциях подъемника;
б) течи в топливной или гидравлической системах;
в) падении давления в шинах;
г) повышенном шуме;
д) несрабатывании стояночного или рабочего тормозов;
е) неисправности механизмов подъема люльки и выносных опор.
Обнаруженные неисправности должны быть устранены собственными
силами до начала эксплуатации, а при невозможности сделать это
машинист подъемника обязан сообщить руководителю работ и лицу,
осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией подъемника.
Требования безопасности во время работы
5. При выполнении работ машинист подъемника обязан:
а) содержать кабину управления и люльку в чистоте, не
допускать нахождения там посторонних предметов;
б) в процессе работы следить за тем, чтобы масса людей,
инструмента и материалов, находящихся в люльке, не превышала
грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;
в) не допускать производства работ, вызывающих горизонтальные
нагрузки на люльку (при протягивании троса или провода, работе
отбойными молотками и т.п.);
г) контролировать наличие у работников подъемника
удостоверения на право работ на высоте.
6. Перед началом подъема людей машинист подъемника обязан:
а) установить подъемник на выносные опоры и затормозить
автомобиль ручным тормозом;
б) проверить крепление грузов и закрепление предохранительных
поясов у лиц, находящихся в люльке;
в) установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
г) определить совместно с руководителем работ границы опасной
зоны внизу под люлькой.
7. Во время нахождения работников в люльке машинист подъемника
обязан находиться в кабине управления и следить, чтобы работники в
люльке были прикреплены поясом к перилам люльки, не перегибались
через них и не вставали на поручни ограждения.
Подъем, остановку и опускание люльки машинист подъемника
обязан производить только по сигналу находящихся в них работников.
Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист подъемника
должен выполнять на пониженной скорости.
8. До начала транспортирования подъемника машинист обязан:
а) привести все рабочее оборудование в транспортное положение
и зафиксировать его;
б) ознакомиться с маршрутом следования, состоянием дороги,
требованиями проезда по искусственным сооружениям;
в) убедиться в отсутствии людей в люльке или на конструкциях
подъемника.
9. При транспортировании подъемника своим ходом по дорогам
общего пользования машинист обязан выполнять требования "Правил
дорожного движения", утвержденных МВД России.
10. При установке и перемещении подъемника вблизи выемок
(котлованов и траншей) машинист обязан соблюдать расстояние
приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры
подъемника (не менее указанного в таблице).
----------T------------------------------------------------------¬
¦ Глубина ¦ Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки ¦
¦выемки, м¦ до ближайшей опоры подъемника, м ¦
¦ +------------------------------------------------------+
¦ ¦ Грунт ¦
¦ +-------------T--------------T--------------T----------+
¦ ¦ песчаный ¦ супесчаный ¦ суглинистый ¦ глинистый¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1,25 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦ 2 ¦ 3 ¦ 2,4 ¦ 2 ¦ 1,5 ¦
¦ 3 ¦ 4 ¦ 3,6 ¦ 3,25 ¦ 1,75 ¦
¦ 4 ¦ 5 ¦ 4,4 ¦ 4 ¦ 3 ¦
¦ 5 ¦ 6 ¦ 5,3 ¦ 4,75 ¦ 3,5 ¦
L---------+-------------+--------------+--------------+-----------
11. Производить работы в охранной зоне действующей воздушной
линии электропередачи машинист подъемника обязан под
непосредственным руководством инженерно - технических работников,
ответственных за безопасное производство работ, при наличии
письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда -
допуска, определяющего безопасные условия работы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
12. При изменении погодных условий (ухудшении видимости,
усилении ветра более 10 м/с, грозе, понижении температуры ниже 40
град. С) работы необходимо прекратить и доложить об этом
руководителю.
13. При появлении признаков неисправности двигателя,
гидросистемы или подъемного механизма работу необходимо
приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
В случае невозможности оперативного устранения неисправности
нахождение людей в люльке на высоте не допускается, необходимо
принять меры для ее спуска.
Требования безопасности по окончании работы
14. По окончании работы машинист подъемника обязан:
а) поставить машину на место стоянки, затянуть стояночный
тормоз и выключить двигатель;
б) кабину управления привести в порядок и закрыть;
в) провести осмотр состояния механизмов и конструкций
подъемника;
г) обо всех замеченных неисправностях и нарушениях в процессе
работы сообщить руководителю и лицу, осуществляющему надзор за его
техническим состоянием, и сделать запись в вахтенном журнале.
|