Утверждаю
Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.ШАДРИКОВ
30 декабря 1993 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 -
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Действуют в качестве временных требований до введения в
действие стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая характеристика направления
521400 - Юриспруденция
1.1. Направление утверждено Приказом Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской
Федерации от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная длительность обучения по направлению при очной
форме - 4 года. Квалификационная академическая степень -
"Бакалавр".
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной
деятельности бакалавра по направлению 521400 - Юриспруденция
Деятельность бакалавра направлена на реализацию правовых норм и
обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются
правовые отношения граждан и организаций.
1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:
- к обучению в магистратуре по направлению 521400 -
Юриспруденция;
- к освоению образовательных профессиональных программ по
специальностям: 020200 - Политология, 021100 - Юриспруденция,
022500 - Связи с общественностью, 022800 - Социальная работа в
сокращенные до 1 года сроки;
- к профессиональной деятельности в соответствии с
фундаментальной и специальной подготовкой.
1.5. Бакалавр может в установленном порядке работать в
образовательных учреждениях.
2. Требования к уровню подготовки лиц, завершивших
обучение по программе бакалавра
2.1. Общие требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально - экономических наук, способен научно анализировать
социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы
этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения
человека к человеку и обществу, окружающей среде, умеет учитывать
их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности
современных научных методов познания природы и владеет ими на
уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное
содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжать обучение и вести профессиональную
деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на
реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его
результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации,
применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих
возможностей, умеет приобретать новые знания, используя
современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на
основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для
описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их
качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их
решения методы изученных наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком
с методами управления, умеет организовать работу исполнителей,
находить и принимать управленческие решения в условиях
противоречивых требований, знает основы педагогической
деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной деятельности, работе над
междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально -
экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области философии, психологии, истории, культурологии,
педагогики:
- иметь представление о научных, философских и религиозных
картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека,
о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и
заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в
человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования
знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их
значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться
в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношении науки
и техники и связанные с ними современные социальные и этические
проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов,
знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития
гуманитарного и социально - экономического знания, основными
научными школами, направлениями, концепциями, источниками
гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного,
биологического и социального начал в человеке, отношения человека
к природе и возникших в современную эпоху технического развития
противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы,
ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать
роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении,
нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении
с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении,
общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции
и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных
факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций,
потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в
поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности
(темперамента, способностей), интерпретацию собственного
психического состояния, владеть простейшими приемами психической
саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды,
роли и значения национальных и культурно - исторических факторов в
образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно -
воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических
задач;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в
человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах
приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных
ценностей культуры;
- знать формы и типы культур, основные культурно - исторические
центры и регионы мира, закономерности их функционирования и
развития, знать историю культуры России, ее место в системе
мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать достижения культуры на основе знания
исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как
способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения
культуры (республики, края, области);
- иметь научное представление об основных эпохах в истории
человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена
исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области социологии, экономики, политологии:
- иметь научное представление о социологическом подходе к
личности, основных закономерностях и формах регуляции социального
поведения, о природе возникновения социальных общностей и
социальных групп, видах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития
массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий,
факторы социального развития, типы и структуры социальных
организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- знать основы экономической теории;
- понимать необходимость макропропорций и их особенностей,
ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и
денежно - кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические
события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать
информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих
проблемах экономики;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни,
политических отношениях и процессах, о субъектах политики,
понимать значение и роль политических систем и политических
режимов в жизни общества, о процессах международной политической
жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России,
ее месте и статусе в современном политическом мире;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные,
аксиологические и инструментальные компоненты политологического
знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании
политических решений, в обеспечении личностного вклада в
общественно - политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их
реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые
документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности,
предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и
подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков,
обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и
совершенствование психофизических способностей и качеств,
самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно - спортивной
деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации
- русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности
профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков
(1200 - 2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний,
обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и
грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры,
необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести на иностранном языке беседу - диалог общего
характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать
литературу по специальности без словаря с целью поиска информации,
переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и
деловые письма на иностранном языке.
2.2.2. Требования по циклу общих математических и
естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен иметь представление:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой
культуре в истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике,
принципах математических рассуждений и математических
доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на
множестве;
- о неевклидовых геометрических системах;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления
знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
- об основных этапах развития естествознания, особенностях
современного естествознания, ньютоновской и эволюционной
парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании
природы;
- о динамических и статистических закономерностях в науке;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности
строения физических объектов, перехода из упорядоченных в
неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро-
и мегамира;
- о взаимосвязях между физическими, химическими и
биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и
развития живых систем и их целостности и гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной
асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении
устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения,
экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов,
экосистемах, принципах охраны природы и рационального
природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме
единой культуры.
2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин
направления
Бакалавр должен:
в области государственно - правового цикла дисциплин (теория
государства и права, история политических и правовых учений,
история государства и права отечественного и зарубежных стран,
конституционное право отечественное и зарубежных стран,
административное право, финансовое право, международное право):
- иметь научное представление о государственно - правовых
явлениях, об основных закономерностях возникновения,
функционирования и развития государства и права;
- знать основные исторические типы и формы государства и права,
особенности государственного и правового развития России;
- понимать роль государства и права в политической системе
общества, в общественной жизни в целом;
- знать основные факторы, определяющие развитие государства и
права, каналы взаимосвязи государственно - правовых явлений с
экономикой, моралью, идеологией, религией;
- знать содержание наиболее важных и распространенных
политических и правовых доктрин прошлого и современности, уметь
провести их сравнительный анализ;
- знать конституционное устройство России, ее конституционное и
административное право;
- понимать принципы международного права, знать содержание
важнейших международно - правовых документов;
- уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку
зрения по государственно - правовой и политической проблематике,
свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;
в области гражданско - правового цикла дисциплин (гражданское
право, гражданский процесс, римское право, международное частное
право, трудовое право, хозяйственное право, экологическое право):
- иметь представление о месте и роли гражданского права в
системе права;
- знать содержание гражданско - правовой формы регулирования
общественных отношений;
- знать содержание гражданских прав, порядок их реализации и
защиты, виды ответственности по гражданскому праву, содержание
различных гражданско - правовых договоров;
- знать важнейшие нормы международного частного права, уметь
анализировать гражданско - правовые отношения с иностранным
элементом;
- знать порядок разрешения гражданско - правовых и
хозяйственных споров;
- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере
гражданско - правовых и гражданско - процессуальных отношений;
- знать основное содержание российского трудового права,
особенности трудовых правоотношений, трудовые права и обязанности
граждан, права и обязанности работодателей;
- уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере
трудовых правоотношений, знать порядок разрешения трудовых споров;
- знать содержание российского экологического права и
законодательства, виды экологических правонарушений и
ответственности за них;
в области уголовно - правового цикла дисциплин (уголовное
право, уголовный процесс, криминалистика, криминология,
правоохранительные органы):
- знать основные принципы и содержание российского уголовного
права и уголовного процесса;
- уметь анализировать состав преступления, понимать цели и
значение наказания;
- иметь представление о порядке судебного разбирательства,
обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра приговоров
суда;
- знать основы криминалистической деятельности и иметь навыки
применения криминалистической техники;
- уметь формулировать криминологическую характеристику
отдельных видов преступной деятельности и анализировать причины
преступности;
- знать правовое положение, принципы и содержание деятельности
правоохранительных органов государства.
2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен иметь знания, владеть методами научных
исследований и навыками практической деятельности в более узких
направлениях юриспруденции.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра и
содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим
учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания
профессиональной образовательной программы
по направлению 521400 - Юриспруденция
-------T---------------------------------------------T-----------¬
¦Индекс¦ Наименование дисциплин и их основные ¦Всего часов¦
¦ ¦ дидактические единицы <*> ¦на освоение¦
¦ ¦ ¦ учебного ¦
¦ ¦ ¦ материала ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.00¦Цикл общих гуманитарных и социально - эконо- ¦1800 ¦
¦ ¦мических дисциплин: ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.01¦Философия: ¦ ¦
¦ ¦роль философии в жизни человека и общества; ¦ ¦
¦ ¦исторические типы философии; человек во Все- ¦ ¦
¦ ¦ленной; философская, религиозная и научная ¦ ¦
¦ ¦картины мира; природа человека и смысл его ¦ ¦
¦ ¦существования; познание, его возможности и ¦ ¦
¦ ¦границы; знание и вера; общество; многообра- ¦ ¦
¦ ¦зие культур, цивилизаций, форм социального ¦ ¦
¦ ¦опыта; человек в мире культуры; Запад, Вос- ¦ ¦
¦ ¦ток, Россия в диалоге культур; личность; ¦ ¦
¦ ¦проблемы свободы и ответственности; человек ¦ ¦
¦ ¦в информационно - техническом мире; роль на- ¦ ¦
¦ ¦учной рациональности в развитии общества; ¦ ¦
¦ ¦проблемы и перспективы современной цивилиза- ¦ ¦
¦ ¦ции; человечество перед лицом глобальных ¦ ¦
¦ ¦проблем ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.02¦Иностранный язык: ¦340 ¦
¦ ¦закрепление программы средней школы по ¦ ¦
¦ ¦иностранному языку, изучение нового лексико ¦ ¦
¦ ¦- грамматического материала, необходимого ¦ ¦
¦ ¦для общения в наиболее распространенных по- ¦ ¦
¦ ¦вседневных ситуациях; различные виды речевой ¦ ¦
¦ ¦деятельности и формы речи (устной, письмен- ¦ ¦
¦ ¦ной, монологической или диалогической), ов- ¦ ¦
¦ ¦ладение лексико - грамматическим минимумом; ¦ ¦
¦ ¦курс реферирования и аннотирования научной ¦ ¦
¦ ¦литературы, курс научно - технического пере- ¦ ¦
¦ ¦вода и т.п. ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.03¦Культурология: ¦ ¦
¦ ¦история мировой культуры; история культуры ¦ ¦
¦ ¦России; школы, направления и теории в культу-¦ ¦
¦ ¦рологии; охрана и использование культурного ¦ ¦
¦ ¦наследия ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.04¦История: ¦ ¦
¦ ¦сущность, формы, функции исторического созна-¦ ¦
¦ ¦ния; типы цивилизаций в древности; проблема ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия человека и природной среды в ¦ ¦
¦ ¦древних обществах; цивилизация Древней Руси; ¦ ¦
¦ ¦место средневековья во всемирно - историчес- ¦ ¦
¦ ¦ком процессе; Киевская Русь; тенденции ста- ¦ ¦
¦ ¦новления цивилизации в русских землях; проб- ¦ ¦
¦ ¦лема складывания основ национальных госу- ¦ ¦
¦ ¦дарств в Западной Европе; складывание Москов-¦ ¦
¦ ¦ского государства; Европа в начале Нового ¦ ¦
¦ ¦времени и проблема формирования целостности ¦ ¦
¦ ¦европейской цивилизации; Россия в XV - XVII ¦ ¦
¦ ¦вв.; XVIII в. в европейской и северо - амери-¦ ¦
¦ ¦канской истории; проблема перехода в "царство¦ ¦
¦ ¦разума"; духовный мир человека на пороге пе- ¦ ¦
¦ ¦рехода к индустриальному обществу; основные ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития всемирной истории в XIX ¦ ¦
¦ ¦в.; пути развития России; место XX в. во все-¦ ¦
¦ ¦мирно - историческом процессе; новый уровень ¦ ¦
¦ ¦исторического синтеза; глобальная история; ¦ ¦
¦ ¦менталитет человека, его эволюция и особен- ¦ ¦
¦ ¦ности в Западной Европе и России, в других ¦ ¦
¦ ¦регионах мира ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.05¦Социология: ¦ ¦
¦ ¦история становления и развития социологии; ¦ ¦
¦ ¦общество как социокультурная система; соци- ¦ ¦
¦ ¦альные общности как источник самодвижения, ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений; культура как система ¦ ¦
¦ ¦ценностей, смыслов, образцов действий индиви-¦ ¦
¦ ¦дов; влияние культуры на социальные и эконо- ¦ ¦
¦ ¦мические отношения; обратное влияние экономи-¦ ¦
¦ ¦ки и социально - политической жизни на куль- ¦ ¦
¦ ¦туру; личность как активный субъект; взаимо- ¦ ¦
¦ ¦связь личности и общества; ролевые теории ¦ ¦
¦ ¦личности; социальный статус личности; соци- ¦ ¦
¦ ¦альные связи, действия, взаимодействия между ¦ ¦
¦ ¦индивидами и группами, групповая динамика, ¦ ¦
¦ ¦социальное поведение, социальный обмен и ¦ ¦
¦ ¦сравнение как механизм социальных связей; со-¦ ¦
¦ ¦циальная структура, социальная стратификация;¦ ¦
¦ ¦социальные институты, социальная организация;¦ ¦
¦ ¦гражданское общество и государство; социаль- ¦ ¦
¦ ¦ный контроль; массовое сознание и массовые ¦ ¦
¦ ¦действия; социальные движения; источники со- ¦ ¦
¦ ¦циального напряжения, социальные конфликты и ¦ ¦
¦ ¦логика их разрешения; социальные изменения; ¦ ¦
¦ ¦глобализация социальных и культурных процес- ¦ ¦
¦ ¦сов в современном мире; социально - культур- ¦ ¦
¦ ¦ные особенности и проблемы развития россий- ¦ ¦
¦ ¦ского общества; возможные альтернативы его ¦ ¦
¦ ¦развития в будущем; методология и методы со- ¦ ¦
¦ ¦циологического исследования ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.06¦Политология: ¦ ¦
¦ ¦объект, предмет и метод политологии, ее место¦ ¦
¦ ¦в системе социально - гуманитарных дисциплин;¦ ¦
¦ ¦история политических учений; теория власти и ¦ ¦
¦ ¦властных отношений; политическая жизнь, ее ¦ ¦
¦ ¦основные характеристики; политическая систе- ¦ ¦
¦ ¦ма, институциональные аспекты политики; поли-¦ ¦
¦ ¦тические отношения и процессы; субъекты поли-¦ ¦
¦ ¦тики; политическая культура; политические ¦ ¦
¦ ¦идеологии (история развития, современное со- ¦ ¦
¦ ¦стояние, перспективы); политический процесс в¦ ¦
¦ ¦России; мировая политика и международные от- ¦ ¦
¦ ¦ношения; сравнительная политология ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.07¦Психология и педагогика: ¦ ¦
¦ ¦психология: объект и предмет психологии; со- ¦ ¦
¦ ¦отношение субъективной и объективной реаль- ¦ ¦
¦ ¦ности; психика и организм; активность психики¦ ¦
¦ ¦(души); психика, поведение и деятельность; ¦ ¦
¦ ¦структура субъективной реальности; личность ¦ ¦
¦ ¦и межличностные отношения; свобода воли; лич-¦ ¦
¦ ¦ностная ответственность; общее и индивидуаль-¦ ¦
¦ ¦ное в психике человека; ¦ ¦
¦ ¦педагогика: предмет педагогики; цели образо- ¦ ¦
¦ ¦вания и воспитания; педагогический идеал и ¦ ¦
¦ ¦его конкретно - историческое воплощение; ¦ ¦
¦ ¦средства и методы педагогического воздействия¦ ¦
¦ ¦на личность; общие принципы дидактики и их ¦ ¦
¦ ¦реализация в конкретных предметных методиках ¦ ¦
¦ ¦обучения; нравственно - психологические и ¦ ¦
¦ ¦идейные взаимоотношения поколений; семейное ¦ ¦
¦ ¦воспитание и семейная педагогика; межличност-¦ ¦
¦ ¦ные отношения в коллективе; нравственно - ¦ ¦
¦ ¦психологический образ педагога; мастерство ¦ ¦
¦ ¦педагогического общения ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.08¦Экономика: ¦ ¦
¦ ¦предмет экономической науки; введение в эко- ¦ ¦
¦ ¦номику (основы экономического анализа, основы¦ ¦
¦ ¦обмена, функционирование конкурентного рынка,¦ ¦
¦ ¦основы государственного сектора); основные ¦ ¦
¦ ¦понятия собственности: экономические и право-¦ ¦
¦ ¦вые аспекты; введение в макроэкономику; день-¦ ¦
¦ ¦ги, денежное обращение и денежная политика; ¦ ¦
¦ ¦национальный доход, совокупные расходы, ¦ ¦
¦ ¦спрос, предложение, ценовой уровень, фискаль-¦ ¦
¦ ¦ная политика; макроэкономические проблемы ин-¦ ¦
¦ ¦фляции и безработицы; основные макроэкономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие школы; мировая экономика и экономичес-¦ ¦
¦ ¦кий рост; спрос, потребительский выбор, из- ¦ ¦
¦ ¦держки и предложение; фирма и формы конкурен-¦ ¦
¦ ¦ции; структура бизнеса, регулирование и дере-¦ ¦
¦ ¦гулирование; факторные рынки и распределение ¦ ¦
¦ ¦доходов; экономика сельскохозяйственных и ¦ ¦
¦ ¦природных ресурсов; сравнительные экономичес-¦ ¦
¦ ¦кие системы ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.09¦Физическая культура: ¦408 ¦
¦ ¦физическая культура в общекультурной и про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной подготовке студентов; социально¦ ¦
¦ ¦- биологические основы физической культуры; ¦ ¦
¦ ¦основы здорового образа и стиля жизни; оздо- ¦ ¦
¦ ¦ровительные системы и спорт (теория, методи- ¦ ¦
¦ ¦ка, практика); профессионально - прикладная ¦ ¦
¦ ¦физическая подготовка студентов ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГСЭ.10¦Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- ¦324 ¦
¦ ¦навливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ЕН.00 ¦Цикл общих математических и естественнонауч- ¦700 ¦
¦ ¦ных дисциплин: ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ЕН.01 ¦Математика и информатика: ¦ ¦
¦ ¦геометрия Евклида как первая естественнонауч-¦ ¦
¦ ¦ная теория; аксиоматический метод; основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления современной математики; ¦ ¦
¦ ¦структура современной математики; основные ¦ ¦
¦ ¦черты математического мышления; математичес- ¦ ¦
¦ ¦кие доказательства; элементы, множества, от- ¦ ¦
¦ ¦ношения, отображения; числа; комбинаторика; ¦ ¦
¦ ¦конечные и бесконечные множества; основные ¦ ¦
¦ ¦структуры на множестве; неевклидовы геомет- ¦ ¦
¦ ¦рии; геометрия микро- и макромира; основные ¦ ¦
¦ ¦идеи математического анализа; дифференциаль- ¦ ¦
¦ ¦ные уравнения; общая постановка задачи о при-¦ ¦
¦ ¦нятии решения, математические методы в целе- ¦ ¦
¦ ¦направленной деятельности; математика случай-¦ ¦
¦ ¦ного; элементы теории вероятностей; основные ¦ ¦
¦ ¦понятия математической статистики; математи- ¦ ¦
¦ ¦ческие методы проверки гипотез; роль матема- ¦ ¦
¦ ¦тики в гуманитарных науках; основные понятия ¦ ¦
¦ ¦и методы теории информации и кодирования; ап-¦ ¦
¦ ¦паратные и программные средства персональных ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ, предназначенные для обработки информации¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ЕН.02 ¦Концепции современного естествознания: ¦ ¦
¦ ¦естественнонаучная и гуманитарная культуры; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; пано- ¦ ¦
¦ ¦рама современного естествознания; тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития; корпускулярная и континуальная кон-¦ ¦
¦ ¦цепции описания природы; порядок и беспорядок¦ ¦
¦ ¦в природе; хаос; структурные уровни организа-¦ ¦
¦ ¦ции материи; микро-, макро- и мегамиры; про- ¦ ¦
¦ ¦странство, время; принципы относительности; ¦ ¦
¦ ¦принципы симметрии; законы сохранения; взаи- ¦ ¦
¦ ¦модействие; близкодействие; дальнодействие; ¦ ¦
¦ ¦состояние; принципы суперпозиции, неопреде- ¦ ¦
¦ ¦ленности, дополнительности; динамические и ¦ ¦
¦ ¦статистические закономерности в природе; за- ¦ ¦
¦ ¦коны сохранения энергии в макроскопических ¦ ¦
¦ ¦процессах; принцип возрастания энтропии; хи- ¦ ¦
¦ ¦мические системы, энергетика химических про- ¦ ¦
¦ ¦цессов, реакционная способность веществ; осо-¦ ¦
¦ ¦бенности биологического уровня организации ¦ ¦
¦ ¦материи; принципы эволюции, воспроизводства и¦ ¦
¦ ¦развития живых систем; многообразие живых ор-¦ ¦
¦ ¦ганизмов - основа организации и устойчивости ¦ ¦
¦ ¦биосферы; генетика и эволюция; человек: физи-¦ ¦
¦ ¦ология, здоровье, эмоции, творчество, работо-¦ ¦
¦ ¦способность; биоэтика; человек, биосфера и ¦ ¦
¦ ¦космические циклы; ноосфера; необратимость ¦ ¦
¦ ¦времени; самоорганизация в живой и неживой ¦ ¦
¦ ¦природе; принципы универсального эволюциониз-¦ ¦
¦ ¦ма; путь к единой культуре ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ЕН.03 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- ¦100 ¦
¦ ¦навливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин направле-¦4250 ¦
¦ ¦ния: ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.01 ¦Теория государства и права: ¦350 ¦
¦ ¦закономерности возникновения, развития и ¦ ¦
¦ ¦функционирования государства и права; госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственная власть; государственный аппарат; ¦ ¦
¦ ¦типы и формы государства; государство в поли-¦ ¦
¦ ¦тической системе общества; правовое государс-¦ ¦
¦ ¦тво; понятие и сущность права; источники пра-¦ ¦
¦ ¦ва; система права; правоотношения; реализация¦ ¦
¦ ¦права; законность; толкование права; юриди- ¦ ¦
¦ ¦ческая ответственность; право и личность, ¦ ¦
¦ ¦правосознание, правовая культура ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.02 ¦История политических и правовых учений: ¦170 ¦
¦ ¦критерии оценки политико - правовых доктрин; ¦ ¦
¦ ¦становление и развитие политико - правовой ¦ ¦
¦ ¦идеологии; политические и правовые идеи в го-¦ ¦
¦ ¦сударствах Древнего Востока, Древней Индии и ¦ ¦
¦ ¦Древнего Китая; политические и правовые уче- ¦ ¦
¦ ¦ния Древней Греции и Рима; политические и ¦ ¦
¦ ¦правовые учения в феодальном обществе; воз- ¦ ¦
¦ ¦никновение буржуазной политико - правовой ¦ ¦
¦ ¦идеологии; теория естественного права; теория¦ ¦
¦ ¦разделения властей; утопический социализм; ¦ ¦
¦ ¦политические и правовые учения в России; пра-¦ ¦
¦ ¦вовые и политические учения Канта и Гегеля; ¦ ¦
¦ ¦марксистские политико - правовые учения; ос- ¦ ¦
¦ ¦новные политические и правовые учения второй ¦ ¦
¦ ¦половины XIX в. (Остин, Еллинек и др.) и XX ¦ ¦
¦ ¦в. (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.03 ¦История отечественного государства и права: ¦300 ¦
¦ ¦раннефеодальные государства на территории ¦ ¦
¦ ¦России; древнерусское государство и право (IX¦ ¦
¦ ¦- XII вв.); государство и право Руси в период¦ ¦
¦ ¦феодальной раздробленности (XII - XIII вв.); ¦ ¦
¦ ¦татаро - монгольские государства на террито- ¦ ¦
¦ ¦рии России (XIII - XV вв.); образование цент-¦ ¦
¦ ¦рализованного государства и развитие права ¦ ¦
¦ ¦(XIV - начало XVI вв.); сословно - представи-¦ ¦
¦ ¦тельная монархия; образование и развитие аб- ¦ ¦
¦ ¦солютной монархии; государство и право в пе- ¦ ¦
¦ ¦риод становления и развития капитализма; воз-¦ ¦
¦ ¦никновение и основные этапы развития советс- ¦ ¦
¦ ¦кого государства и права; государство и право¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.04 ¦История государства и права зарубежных стран:¦280 ¦
¦ ¦государство и право в странах Древнего Восто-¦ ¦
¦ ¦ка (Египет, Вавилон, Индия, Китай); государс-¦ ¦
¦ ¦тво и право античного мира; история римского ¦ ¦
¦ ¦права; феодальное государство и право в стра-¦ ¦
¦ ¦нах Европы и Востока; мусульманское право; ¦ ¦
¦ ¦возникновение и развитие буржуазного государ-¦ ¦
¦ ¦ства и права (Англия, США, Франция, Германия ¦ ¦
¦ ¦и др.); образование англосаксонской, конти- ¦ ¦
¦ ¦нентальной системы права; государство и право¦ ¦
¦ ¦новейшего времени (США, Великобритания, Фран-¦ ¦
¦ ¦ция, Италия и др.); государство и право соци-¦ ¦
¦ ¦алистических стран; государство и право стран¦ ¦
¦ ¦Латинской Америки; основные тенденции разви- ¦ ¦
¦ ¦тия государства и права зарубежных стран в XX¦ ¦
¦ ¦в. ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.05 ¦Конституционное (государственное) право Рос- ¦280 ¦
¦ ¦сии: ¦ ¦
¦ ¦понятие и предмет конституционного права; ¦ ¦
¦ ¦место конституционного права в системе права;¦ ¦
¦ ¦конституционные основы общественного и госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственного строя; основы правового положе- ¦ ¦
¦ ¦ния граждан; форма правления; государственное¦ ¦
¦ ¦устройство; конституционная система органов ¦ ¦
¦ ¦государства; избирательное право и избира- ¦ ¦
¦ ¦тельная система; гражданство; референдумы; ¦ ¦
¦ ¦порядок принятия и изменения конституции; ¦ ¦
¦ ¦конституционные законы; местное самоуправле- ¦ ¦
¦ ¦ние; муниципальное право ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.06 ¦Конституционное (государственное) право зару-¦150 ¦
¦ ¦бежных стран: ¦ ¦
¦ ¦политические системы современных стран Запада¦ ¦
¦ ¦(США, Франция, Великобритания, Германия и ¦ ¦
¦ ¦др.); государство в политической системе об- ¦ ¦
¦ ¦щества; роль политических партий и других ¦ ¦
¦ ¦элементов политической системы; конституция и¦ ¦
¦ ¦конституционализм; классификация конституций;¦ ¦
¦ ¦конституционное право и конституционная за- ¦ ¦
¦ ¦конность; основные теории демократии в разви-¦ ¦
¦ ¦тых странах; правовое положение граждан; раз-¦ ¦
¦ ¦новидности политических режимов; формы госу- ¦ ¦
¦ ¦дарства; избирательное право и избирательные ¦ ¦
¦ ¦системы; органы государства и их положение; ¦ ¦
¦ ¦парламент и парламентаризм; муниципальные ¦ ¦
¦ ¦системы ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.07 ¦Гражданское право: ¦350 ¦
¦ ¦гражданское право в системе права России; ¦ ¦
¦ ¦гражданско - правовой метод регулирования об-¦ ¦
¦ ¦щественных отношений; понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; граждане как субъекты граж- ¦ ¦
¦ ¦данского права; юридические лица; объекты ¦ ¦
¦ ¦гражданских прав; юридические факты; понятие ¦ ¦
¦ ¦и виды сделок; ответственность по гражданско-¦ ¦
¦ ¦му праву; понятие права собственности; право ¦ ¦
¦ ¦собственности граждан; право собственности ¦ ¦
¦ ¦юридических лиц; право государственной собс- ¦ ¦
¦ ¦твенности; личные имущественные права; автор-¦ ¦
¦ ¦ское право, право на открытие и др.; понятие ¦ ¦
¦ ¦и виды обязательств; гражданско - правовой ¦ ¦
¦ ¦договор; виды договоров (купля - продажа, ме-¦ ¦
¦ ¦на, аренда и др.); право наследования ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.08 ¦Гражданское процессуальное право: ¦200 ¦
¦ ¦формы защиты гражданских прав; понятие граж- ¦ ¦
¦ ¦данского судопроизводства; процессуальная ¦ ¦
¦ ¦форма; принципы российского гражданского про-¦ ¦
¦ ¦цессуального права; гражданские процессуаль- ¦ ¦
¦ ¦ные отношения; подведомственность гражданских¦ ¦
¦ ¦дел; подсудность; понятие иска; виды исков; ¦ ¦
¦ ¦судебное доказывание; исковое производство; ¦ ¦
¦ ¦судебное разбирательство; виды судебных по- ¦ ¦
¦ ¦становлений; исполнительное производство; ар-¦ ¦
¦ ¦битраж; нотариат; третейские суды ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.09 ¦Административное право: ¦150 ¦
¦ ¦понятие административного права; администра- ¦ ¦
¦ ¦тивно - правовой метод регулирования общест- ¦ ¦
¦ ¦венных отношений; источники административного¦ ¦
¦ ¦права; административно - правовые нормы; ¦ ¦
¦ ¦субъекты административного права; администра-¦ ¦
¦ ¦тивное право и государственное управление; ¦ ¦
¦ ¦понятие государственной службы; органы, при- ¦ ¦
¦ ¦меняющие административное принуждение; адми- ¦ ¦
¦ ¦нистративная ответственность; административ- ¦ ¦
¦ ¦ное правонарушение; дисциплинарная ответс- ¦ ¦
¦ ¦твенность; административный процесс; админи- ¦ ¦
¦ ¦стративное производство; процессуальные га- ¦ ¦
¦ ¦рантии в административном производстве; конт-¦ ¦
¦ ¦роль и надзор, их виды; правовые основы уп- ¦ ¦
¦ ¦равления в отраслях материального производс- ¦ ¦
¦ ¦тва и социально - культурной сфере ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.10 ¦Трудовое право: ¦300 ¦
¦ ¦трудовые отношения рабочих и служащих и про- ¦ ¦
¦ ¦изводные от них отношения как предмет трудо- ¦ ¦
¦ ¦вого права; источники трудового права; субъ- ¦ ¦
¦ ¦екты трудового права; понятие трудового пра- ¦ ¦
¦ ¦воотношения; трудовой коллектив; права и роль¦ ¦
¦ ¦профсоюзов; понятие коллективного договора и ¦ ¦
¦ ¦его роль; правовое регулирование трудоустрой-¦ ¦
¦ ¦ства; понятие трудового договора; виды трудо-¦ ¦
¦ ¦вых договоров; контракт; рабочее время и вре-¦ ¦
¦ ¦мя отдыха; системы заработной платы; правила ¦ ¦
¦ ¦внутреннего трудового распорядка; трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина; материальная ответственность сто-¦ ¦
¦ ¦рон трудового правоотношения; охрана труда; ¦ ¦
¦ ¦трудовые конфликты и порядок их разрешения ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.11 ¦Уголовное право: ¦350 ¦
¦ ¦понятие уголовного права; принципы российско-¦ ¦
¦ ¦го уголовного права; понятие уголовной ответ-¦ ¦
¦ ¦ственности и ее основания; понятия преступле-¦ ¦
¦ ¦ния и преступности; состав преступления; объ-¦ ¦
¦ ¦ект преступления; объективная сторона прес- ¦ ¦
¦ ¦тупления; субъект преступления; субъективная ¦ ¦
¦ ¦сторона преступления; обстоятельства, исклю- ¦ ¦
¦ ¦чающие преступность деяния; понятие, виды, ¦ ¦
¦ ¦цели и назначение наказания; особенная часть ¦ ¦
¦ ¦уголовного права; виды преступлений по рос- ¦ ¦
¦ ¦сийскому уголовному законодательству; источ- ¦ ¦
¦ ¦ники уголовного права; политика государства в¦ ¦
¦ ¦области уголовного права ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.12 ¦Уголовный процесс: ¦200 ¦
¦ ¦понятие уголовного процесса; уголовно - про- ¦ ¦
¦ ¦цессуальное право; уголовно - процессуальные ¦ ¦
¦ ¦правоотношения; источники уголовно - процес- ¦ ¦
¦ ¦суального права; принципы российского уголов-¦ ¦
¦ ¦ного процесса, презумпция невиновности, прин-¦ ¦
¦ ¦цип осуществления правосудия только судом; ¦ ¦
¦ ¦субъекты уголовного процесса; доказательства ¦ ¦
¦ ¦в уголовном процессе; меры процессуального ¦ ¦
¦ ¦принуждения; возбуждение уголовного дела; ¦ ¦
¦ ¦предварительное следствие и дознание; понятие¦ ¦
¦ ¦и виды подсудности; предание суду; судебное ¦ ¦
¦ ¦разбирательство; обжалование и опротестование¦ ¦
¦ ¦приговоров; исполнение приговора; пересмотр в¦ ¦
¦ ¦порядке надзора вступившего в силу приговора ¦ ¦
¦ ¦суда ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.13 ¦Международное право: ¦150 ¦
¦ ¦международное право как особая система юриди-¦ ¦
¦ ¦ческих норм; субъекты международного права; ¦ ¦
¦ ¦источники международного права и процесс соз-¦ ¦
¦ ¦дания норм; взаимодействие международного и ¦ ¦
¦ ¦внутригосударственного права; основные прин- ¦ ¦
¦ ¦ципы международного права; право международ- ¦ ¦
¦ ¦ных договоров; международные организации и ¦ ¦
¦ ¦конференции; ответственность в международном ¦ ¦
¦ ¦праве; дипломатическое и консульское право; ¦ ¦
¦ ¦право международной безопасности; права чело-¦ ¦
¦ ¦века и международное право; международное ¦ ¦
¦ ¦экономическое право; морское право; воздушное¦ ¦
¦ ¦право; экологическое право; мирные средства ¦ ¦
¦ ¦разрешения международных споров ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.14 ¦Экологическое право: ¦100 ¦
¦ ¦экологическая функция государства; понятие ¦ ¦
¦ ¦экологического права; источники экологическо-¦ ¦
¦ ¦го права; окружающая среда как объект право- ¦ ¦
¦ ¦вой охраны; право природопользования; право- ¦ ¦
¦ ¦вой механизм охраны окружающей среды; органи-¦ ¦
¦ ¦зационно - правовые формы экологического ¦ ¦
¦ ¦контроля; ответственность по экологическому ¦ ¦
¦ ¦праву; экологические правонарушения; правовой¦ ¦
¦ ¦режим использования и охраны земель, недр, ¦ ¦
¦ ¦лесов, вод, атмосферного воздуха; право при- ¦ ¦
¦ ¦родопользования граждан; международно - пра- ¦ ¦
¦ ¦вовая охрана окружающей среды ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.15 ¦Римское право: ¦100 ¦
¦ ¦роль римского права в истории права; источни-¦ ¦
¦ ¦ки римского права; обычное право и закон; ¦ ¦
¦ ¦эдикты магистратов; деятельность юристов; ис-¦ ¦
¦ ¦ки; правовое положение римских граждан и дру-¦ ¦
¦ ¦гих субъектов римского права; римская семья; ¦ ¦
¦ ¦вещные права; содержание права частной собс- ¦ ¦
¦ ¦твенности; сервитуты; эмфитевзис и суперфи- ¦ ¦
¦ ¦ций; обязательственное право; виды договоров;¦ ¦
¦ ¦исполнение обязательств и ответственность за ¦ ¦
¦ ¦неисполнение; право наследования, по завеща- ¦ ¦
¦ ¦нию и по закону; легаты и фидеикомиссы; ре- ¦ ¦
¦ ¦цепция римского права ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.16 ¦Международное частное право: ¦120 ¦
¦ ¦понятие международного частного права; поня- ¦ ¦
¦ ¦тие унификации; международное частное и меж- ¦ ¦
¦ ¦дународное публичное право; источники между- ¦ ¦
¦ ¦народного частного права; методы регулирова- ¦ ¦
¦ ¦ния гражданско - правовых отношений с иност- ¦ ¦
¦ ¦ранным элементом; коллизионные нормы; субъек-¦ ¦
¦ ¦ты международного частного права; внешнеэко- ¦ ¦
¦ ¦номические сделки; вопросы собственности в ¦ ¦
¦ ¦международных отношениях; правовое регулиро- ¦ ¦
¦ ¦вание иностранных инвестиций; авторское и ¦ ¦
¦ ¦изобретательское право; семейное право; кол- ¦ ¦
¦ ¦лизионные вопросы в области наследственного ¦ ¦
¦ ¦права и деликтных обязательств; международный¦ ¦
¦ ¦гражданский процесс; арбитраж ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.17 ¦Финансовое право: ¦100 ¦
¦ ¦понятие финансов и финансовой деятельности; ¦ ¦
¦ ¦финансовая система; финансовые и кредитные ¦ ¦
¦ ¦органы; понятие финансового права; источники ¦ ¦
¦ ¦финансового права; финансовый контроль; бюд- ¦ ¦
¦ ¦жетное право; бюджетная система; бюджетный ¦ ¦
¦ ¦процесс; налоговое право; виды налогов; пра- ¦ ¦
¦ ¦вовое регулирование банковского кредитования;¦ ¦
¦ ¦банковское право; эмиссионные права Госбанка;¦ ¦
¦ ¦правила ведения валютных операций ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.18 ¦Хозяйственное право: ¦150 ¦
¦ ¦понятие хозяйственного права; правовой статус¦ ¦
¦ ¦предприятий и объединений; предприниматель- ¦ ¦
¦ ¦ское право; организационно - правовые формы ¦ ¦
¦ ¦осуществления хозяйственной деятельности; ко-¦ ¦
¦ ¦оперативы; совместные предприятия; хозяй- ¦ ¦
¦ ¦ственный договор и его виды; кредитование; ¦ ¦
¦ ¦коммерческий кредит; права предприятия в об- ¦ ¦
¦ ¦ласти ценообразования; ответственность пред- ¦ ¦
¦ ¦приятий; экономический механизм действия иму-¦ ¦
¦ ¦щественных санкций; юридическая служба; пра- ¦ ¦
¦ ¦вовое регулирование внешнеэкономических свя- ¦ ¦
¦ ¦зей предприятий; рассмотрение и разрешение ¦ ¦
¦ ¦хозяйственных споров ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.19 ¦Криминалистика: ¦250 ¦
¦ ¦предмет криминалистики; взаимосвязь кримина- ¦ ¦
¦ ¦листики с криминологией, судебной медициной, ¦ ¦
¦ ¦судебной психиатрией и психологией; кримина- ¦ ¦
¦ ¦листическая характеристика преступления; кри-¦ ¦
¦ ¦миналистическая деятельность; методы кримина-¦ ¦
¦ ¦листики; идентификация; криминалистическая ¦ ¦
¦ ¦версия; моделирование при расследовании прес-¦ ¦
¦ ¦туплений; криминалистическая техника; трассо-¦ ¦
¦ ¦логия; судебная баллистика; исследование до- ¦ ¦
¦ ¦кументов; экспертиза, ее виды; криминалисти- ¦ ¦
¦ ¦ческая тактика; следственный эксперимент; ¦ ¦
¦ ¦тактика обыска, выемки, допроса; криминалис- ¦ ¦
¦ ¦тическая методика расследования; виды методик¦ ¦
¦ ¦расследования ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДН.20 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- ¦200 ¦
¦ ¦навливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДС.00 ¦Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых ¦940 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ДП.00 ¦Дополнительные виды подготовки (военная под- ¦510 ¦
¦ ¦готовка, гражданская оборона и др.) ¦ ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ФД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦200 ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ ¦Всего часов: ¦8400 ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦П.00 ¦Практика ¦12 недель ¦
+------+---------------------------------------------+-----------+
¦ГА.00 ¦Государственная итоговая квалификационная ¦2 недели ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦
L------+---------------------------------------------+------------
--------------------------------
<*> Дидактические единицы представлены разделами, темами,
понятиями, с помощью которых определяется основное содержание
дисциплины.
Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:
теоретическое обучение - 54 ч x 156 нед. = 8424 ч;
практика - 12 недель;
итоговая аттестация - 2 недели;
каникулы - 30 недель;
итого: 200 недель.
Примечания. 1. Вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала: для циклов дисциплин - в пределах 5 процентов, для
дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов без
превышения максимального объема недельной нагрузки студента и при
условии сохранения минимального содержания дисциплин.
1.2. Устанавливать число часов по дисциплинам цикла общих
гуманитарных и социально - экономических дисциплин (кроме
иностранного языка и физической культуры), цикла общих
математических и естественнонаучных дисциплин при условии
сохранения объема времени циклов и реализации минимума содержания
дисциплин.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально -
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально - этническую,
профессиональную специфику, научно - исследовательские
предпочтения преподавателей, которые обеспечивали бы
квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных
разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных
и социально - экономических дисциплин, общих математических и
естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного
направления.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен
превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий
студента не должен превышать за период теоретического обучения в
среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят
обязательные практические занятия по физической культуре и занятия
по факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени
за учебный год должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не
менее двух недель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом
вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
5. Цикл специальных дисциплин представляет собой
профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с
направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные
варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один.
Каждый из вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла,
должен включать курсы по выбору студента.
6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена
бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых
государственным стандартом для этой профессии, с выдачей
соответствующего диплома.
7. Государственная итоговая квалификационная аттестация
осуществляется согласно пп. 5.3 Государственного образовательного
стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие
требования". Формы и содержание государственной итоговой
квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль
выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших
обучение.
|