ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 1993 г. N 161
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ
В целях совершенствования работы центров занятости населения
по содействию занятости в условиях массового высвобождения
приказываю:
1. Утвердить одобренные коллегией Федеральной службы занятости
России Методические рекомендации "О порядке организации работы
органов службы занятости по содействию занятости в условиях
массового высвобождения".
2. Управлению содействия трудоустройству и поддержки занятости
(Харламов А.С.):
направить методические рекомендации в заинтересованные
министерства и ведомства Российской Федерации;
изучать практику применения данного документа в городских
(районных) ЦЗ и при необходимости вносить изменения и дополнения.
3. Руководителям органов федеральной государственной службы
занятости населения республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт -
Петербурга:
при решении вопросов, связанных с организацией взаимодействия
органов службы занятости с предприятиями, учреждениями и
организациями, планирующими или осуществляющими высвобождение
работников, руководствоваться настоящими Методическими
рекомендациями;
обеспечить доведение Методических рекомендаций "О порядке
организации работы органов службы занятости в условиях массового
высвобождения" до подведомственных органов службы занятости
населения;
при необходимости разработать и утвердить соответствующие
положения, руководствуясь при этом нормами данных рекомендаций;
ежеквартально представлять отчетность по ведомственным формам,
приведенным в Приложении 3 настоящих Методических рекомендаций;
до 1 июля 1994 года представить в ФСЗ России отчет о практике
применения Методических рекомендаций, а также возможные замечания
и предложения по их доработке.
4. Считать утратившими силу:
пункт 5.3 Приказа ФСЗ России от 1 июня 1993 г. N 70;
письмо ФСЗ России от 21 января 1993 г. N С-1-10-60.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя руководителя ФСЗ России Гончарова В.М.
Приложение
к Приказу Федеральной
службы занятости России
от 30 декабря 1993 г. N 161
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ
МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации" и Положением об организации работы по содействию
занятости в условиях массового высвобождения <*>, утвержденным
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99, в целях оказания методической
помощи органам федеральной государственной службы занятости в
организации работы по содействию занятости граждан в условиях
массового высвобождения.
--------------------------------
<*> Далее - Положение.
I. Общие положения
1. В настоящих Методических рекомендациях определяется
примерный порядок организации работы органов службы занятости на
различных этапах реализации программ по адаптации рабочей силы при
массовых высвобождениях. Основным условием успешного осуществления
этих программ является эффективное использование периода времени
до начала массовых высвобождений для оказания увольняемым
работникам помощи в обеспечении их занятости.
2. В контексте данных рекомендаций под массовыми
высвобождениями понимается расторжение по инициативе администрации
предприятия, организации, учреждения <*> трудового соглашения с
работниками в связи с ликвидацией (банкротством) предприятия или
его реорганизацией, требующей значительного сокращения
численности, в соответствии с определенными критериями.
--------------------------------
<*> Далее - предприятие.
В соответствии с Положением могут использоваться следующие
критерии:
высвобождение работников в результате ликвидации предприятия
любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и
более человек;
сокращение численности или штата работников в результате
реорганизации предприятия в количестве:
50 и более человек - в течение 30 календарных дней;
200 и более человек - в течение 60 календарных дней;
500 и более человек - в течение 90 календарных дней;
увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих
в связи с ликвидацией предприятия либо сокращением численности или
штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей
численностью занятых менее 5 тыс. человек.
Установление этих критериев вызвано необходимостью
регулировать численность высвобождаемых работников за определенный
календарный период в зависимости от конкретной ситуации на рынке
труда.
Местные органы государственной власти могут устанавливать иные
критерии массового высвобождения, усиливающие социальную
защищенность населения.
3. В случае, если массовые высвобождения осуществляются на
градообразующем предприятии или на ряде предприятий города
(района) одновременно и тем самым вызывают кризисную ситуацию на
местном рынке труда, Центр занятости населения <*> может
предложить работодателю и представителям работников создать
непосредственно на предприятии комиссию экстренной помощи (КЭП) с
привлечением к работе в ней представителей администрации города
(района), предприятия, профсоюзных органов или иных органов,
представляющих интересы трудового коллектива, службы занятости и
других организаций, заинтересованных в решении проблем занятости,
для более эффективной реализации мер по сокращению численности
высвобождаемых работников и создания благоприятных условий их
дальнейшего трудоустройства (Принципы формирования и организации
работы КЭП - Приложение N 1).
--------------------------------
<*> Далее - Центр занятости.
II. Организация работы Центра занятости города (района)
по сбору информации о возможных массовых высвобождениях
1. Для организации планомерной работы по предотвращению
негативных последствий возможных массовых высвобождений Центр
занятости при необходимости формирует картотеку, содержащую
следующие сведения о каждом предприятии города (района):
- наименование предприятия с указанием отраслевой
принадлежности;
- фамилии, инициалы и телефоны руководителя предприятия,
начальника отдела кадров и главного бухгалтера;
- общая численность работающих, в т.ч. рабочих;
- основные профессии (должности);
- средняя заработная плата по предприятию;
- ежемесячные данные о численности высвобождаемых работников,
численности направленных на предприятие, трудоустроенных за это
время и количестве свободных рабочих мест (Карточка предприятия -
Приложение N 2).
2. Специалисты Центра занятости проводят сбор информации о
предприятиях города (района), планирующих или осуществляющих
массовые высвобождения, посредством:
- личных контактов с руководителями предприятий, работниками
кадровых служб, профсоюзных органов, увольняемыми работниками,
обратившимися в Центр занятости в поисках работы;
- письменной информации, направляемой работодателями в Центр
занятости за три месяца до начала высвобождения в соответствии с
законодательством;
- анализа госстатотчетности на основе формы N 1-Т (почтовая -
ежемесячная, раздел II "Движение рабочей силы и предполагаемое
высвобождение работников"), представляемой предприятиями в органы
государственной статистики ежемесячно.
3. Обобщив и проанализировав собранную информацию о
предполагаемых массовых высвобождениях, Центр занятости:
- выявляет степень влияния возможного притока рабочей силы на
местный рынок труда и уровень безработицы;
- вносит предложения в местные органы государственной власти о
корректировке программ занятости с учетом условий, складывающихся
на местном рынке труда на период массовых высвобождений, и
намечает способы их реализации;
- ежеквартально подготавливает и направляет информацию о
масштабах предполагаемых массовых высвобождений и намечаемых
мероприятиях по их сокращению (смягчению) в региональную службу
занятости и ФСЗ России по установленной форме (форма "Сведения
Центра занятости о предстоящих массовых высвобождениях на
предприятиях города (района)" - Приложение N 3, формы 1, 2).
III. Порядок работы Центра занятости в условиях
предстоящего массового высвобождения работников
предприятий
1. Получив от работодателя не менее чем за три месяца
информацию о планируемом массовом высвобождении работников
предприятия (форма N 1 Положения), Центр занятости направляет
своих специалистов на это предприятие, где совместно с
администрацией уточняет сведения по следующим вопросам:
- отношение администрации предприятия к сотрудничеству с
Центром занятости по оказанию содействия в трудоустройстве и
профессиональном переобучении высвобождаемых работников.
Эффективной формой такого сотрудничества может стать совместное
участие в работе комиссии экстренной помощи;
- причины предстоящего высвобождения;
- численность и квалификационно-должностной состав намечаемых
к увольнению работников предприятия;
- меры, предпринимаемые руководством предприятия для
стабилизации производства, финансового положения, сокращения
простоев и числа высвобождаемых;
- возможность оказания предприятию финансовой помощи для
сохранения рабочих мест в целях предотвращения массового
увольнения;
- предполагаемые действия по предотвращению увольнений или
значительному их сокращению за счет перераспределения рабочей силы
внутри предприятий, в том числе с помощью повышения квалификации
рабочих и обучения их новым профессиям на учебной базе этого
предприятия, других предприятий города (района) или Центра
занятости;
- наличие в коллективном договоре предприятия раздела по
занятости работников и вероятность реализации намеченных в нем
мероприятий по трудоустройству высвобождаемых работников. В
случае, если при заключении коллективного договора не были
предусмотрены меры, направленные на содействие занятости
высвобождаемых работников, специалисты Центра занятости могут
внести предложения о создании комиссии из представителей
администрации, профсоюза и работников, уполномоченных органами
государственной власти, для разработки мероприятий по содействию
занятости работников и принять участие в ее работе. Подготовленные
мероприятия включаются отдельным разделом в коллективный договор
предприятия (Примерная структура раздела по занятости работников
коллективного договора предприятия - Приложение N 4).
2. Специалисты Центра занятости информируют администрацию
предприятия о состоянии местного рынка труда, об уровне реальной
безработицы, наличии в Центре занятости вакантных мест с указанием
профессий (специальности) и квалификации, возможности
использования учебных заведений, в том числе находящихся в
подчинении других предприятий города (района), для переподготовки
и повышения квалификации высвобождаемых работников, а также
услугах, предоставляемых службой занятости.
3. По итогам работы на предприятии специалисты Центра
занятости обобщают собранную информацию и разрабатывают с
администрацией, профсоюзным органом предприятия и города (района)
совместную программу действий, предусматривающую следующие
разделы:
3.1. Мероприятия, направленные на смягчение отрицательных
последствий в результате массовых высвобождений:
- уменьшение количества высвобождаемых за счет
внутрипроизводственных перемещений на свободные рабочие места и
вакантные должности;
- переподготовка и повышение квалификации работников до
наступления срока расторжения трудового договора с последующим
трудоустройством как на данном, так и других предприятиях;
- временное приостановление найма новых работников на
вакантные рабочие места;
- прекращение использования работы по совместительству и
сверхурочных работ;
- перевод работников на режим неполного рабочего времени;
- предоставление работникам отпусков без сохранения заработной
платы;
- добровольный уход на пенсию работников пенсионного и
предпенсионного возраста;
- другие меры.
3.2. Выполнение Центром занятости комплекса мероприятий,
направленных на оказание помощи предприятию в решении проблемы
высвобождения:
- проведение консультаций и семинаров на предприятии по
вопросам действующего законодательства о труде и занятости,
состояния местного рынка труда;
- обеспечение предприятия нормативными документами,
методическими и информационно-справочными материалами по
занятости;
- информирование высвобождаемых работников о порядке работы
Центра занятости, видах предоставляемых им услуг;
- организация работы по взаимодействию предприятий города
(района), испытывающих потребность в кадрах, с предприятиями,
осуществляющими высвобождение;
- совместно с представителями предприятия проведение
анкетирования среди высвобождаемых работников с целью определения
желающих пройти переобучение, повысить квалификацию по имеющейся
профессии, исходя из потребностей рынка труда, заняться
предпринимательской деятельностью и готовых пройти тестирование
для определения профессиональных наклонностей (Анкета для опроса
увольняемого работника в условиях массового высвобождения -
Приложение N 5);
- организация и проведение профориентационной работы среди
высвобождаемых работников;
- предоставление информации о наличии рабочих мест и вакантных
должностей на предприятиях города (района);
- содействие направлению высвобождаемых работников, изъявивших
желание пройти профессиональное обучение в образовательных
учреждениях, в том числе учебных центрах службы занятости,
образовательных подразделениях предприятий, имеющих лицензии для
осуществления профессионального обучения;
- определение необходимой финансовой помощи работодателю для
сохранения кадрового потенциала предприятия, создания и сохранения
рабочих мест, осуществление профессионального обучения
высвобождаемых работников;
- рассмотрение возможности финансирования службой занятости
самозанятости и стимулирования развития новых малых предприятий
для трудоустройства высвобождаемых работников;
- предоставление информации о возможности организации
временных и общественных работ;
- организация работы по определению возможности
трудоустройства в других регионах страны и оказанию помощи при
переезде к новому месту работы и жительства.
3.3. Обоснование о выделении необходимых финансовых ресурсов
из средств, находящихся в региональном фонде занятости, при
недостатке средств в городском (районном) фонде занятости.
3.4. Предложения в местные органы государственной власти
совместно с профсоюзными органами о приостановке сроком до
6 месяцев решения работодателя о массовом высвобождении в случае,
когда массовое высвобождение может привести к кризисной ситуации в
городе (районе) из-за высокого уровня безработицы.
Конкретные сроки приостановки массового высвобождения
определяются органами государственной власти и могут
устанавливаться в следующих пределах:
при уровне зарегистрированной безработицы от 3% до 5% в городе
(районе) возможный срок приостановки высвобождения - 1 месяц;
при 5 - 7% - 2 месяца;
при 7 - 9% - 3 месяца;
при 9 - 11% - 4 месяца.
Если уровень безработицы в городе (районе) превышает 11%,
поэтапное высвобождение работников может осуществляться в
следующие сроки.
При численности увольняемых работников:
50 и более человек устанавливается срок поэтапного
высвобождения 8 месяцев;
при 200 и более человек - 10 месяцев;
при 500 и более человек - 12 месяцев.
С учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, приостановка
или поэтапное высвобождение работников могут осуществляться и при
более низких уровнях безработицы.
Финансирование мероприятий по приостановке или поэтапному
высвобождению работников в регионах осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов и фонда занятости.
IV. Особенности работы Центра занятости
с предприятиями, действующими в условиях применения
к ним реорганизационных или ликвидационных процедур
1. Центр занятости ведет сбор информации о несостоятельности
(банкротстве) предприятий города (района), регулярно изучая
отчетные материалы госстатотчетности, комитета по управлению
имуществом и публикации "Вестника Высшего Арбитражного Суда".
2. Получив информацию о предстоящем проведении внешнего
управления имуществом предприятия - должника, Центр занятости:
2.1. Совместно с представителями трудового коллектива может
выступить инициатором создания комиссии экстренной помощи
(принципы создания комиссии изложены в Приложении N 1), на
заседаниях которой рассматривается предполагаемый план проведения
внешнего управления имуществом предприятия - должника в части
усиления социальных прав работников предприятия.
2.2. Выработав согласованное общее мнение по данному вопросу,
комиссия делегирует свои права представителю трудового коллектива,
который участвует в собрании кредиторов и доводит до их сведения
мнение КЭП.
2.3. Центр занятости, участвуя в собрании кредиторов при
разработке плана проведения внешнего управления имуществом, его
корректировке, может вносить предложения об использовании этих
средств для обеспечения социальной поддержки высвобождаемых
работников данного предприятия.
3. При получении информации о принудительной ликвидации
предприятия - должника Центр занятости:
3.1. Совместно с представителями трудового коллектива может
внести предложение об участии своих представителей в работе
ликвидационной комиссии.
3.2. Совместно с представителями трудового коллектива
обсуждает вопросы о начале и форме продажи имущества
предприятия - должника.
3.3. Представитель трудового коллектива, с учетом
выработанного общего согласованного мнения, участвует в
рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия,
может осуществлять совместно с кредиторами проверку сумм
требования в части, относящейся к обязательствам
предприятия - должника перед работниками предприятия. При этом при
распределении конкурсной массы требования по оплате труда
работников, в т.ч. выходных пособий, относятся к привилегированным
требованиям и выплачиваются во вторую очередь.
3.4. В случае, если Центром занятости в свое время выданы
средства из фонда занятости на создание новых и сохранение
имеющихся рабочих мест и в договоре предусматриваются в качестве
залога созданные рабочие места, то распродажа имущества этого
предприятия осуществляется с участием представителя Центра
занятости и учетом его мнения.
V. Порядок работы Центра занятости в ходе проведения
массового высвобождения
1. Центр занятости, получив от работодателя не позднее чем за
два месяца сведения о высвобождаемом работнике (форма N 2
Положения), направляет на это предприятие своих специалистов, где
проводится следующая работа:
- информируется кадровая служба о необходимости не менее чем
за 2 месяца предупредить увольняемого работника о его предстоящем
увольнении письменным уведомлением персонально под расписку, а
также объяснить ему причину увольнения, порядок высвобождения,
права и льготы высвобождаемого работника в соответствии с
законодательством и сообщить о необходимости в течение двух недель
со дня увольнения зарегистрироваться в Центре занятости по месту
жительства (прописки), для чего ему надо иметь при себе паспорт и
трудовую книжку или заменяющие их документы, а также документы,
удостоверяющие его профессиональную квалификацию, и справку о
среднем заработке за последние два месяца по последнему месту
работы;
- уточняется достоверность данных в списках высвобождаемых
работников, представленных работодателем в Центр занятости;
- организуется проведение на предприятии консультаций для
высвобождаемых работников по вопросам законодательства о труде и
занятости, состояния рынка труда, выбора профессии, возможностей и
условий профессионального обучения;
- по согласованию с работодателем организуется на предприятии
временный филиал службы занятости по содействию в трудоустройстве
высвобождаемым работникам;
- высвобождаемым работникам передается Памятка работникам,
высвобождаемым с предприятий, учреждений и организаций
(Приложение N 6).
2. Совместным решением администрации предприятия, профсоюзного
органа и Центра занятости определяется время и порядок работы по
индивидуальному приему высвобождаемых работников непосредственно
на предприятии, на котором специалисты Центра занятости разъясняют
увольняемым работникам их права, льготы согласно законодательству,
а также порядок работы службы занятости.
Приложение N 1
ПРИНЦИПЫ
ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИИ
ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
I. Принципы формирования комиссии
1. Комиссия экстренной помощи <*> создается на предприятии для
координирования и осуществления предварительных мер по борьбе с
массовым высвобождением до начала увольнений, а также для решения
оперативных вопросов трудоустройства в ходе высвобождения.
--------------------------------
<*> Далее - комиссия.
2. Состав комиссии комплектуется на трехсторонней основе из
представителей администрации (от работодателя), профсоюзных
органов (от рабочего коллектива) и местной службы занятости. Кроме
того, в комиссию могут быть включены представители органов
государственной власти, учебных заведений и других организаций,
заинтересованных в решении проблем занятости. Целесообразно иметь
в составе комиссии паритетное число представителей от работодателя
и рабочего коллектива.
3. Все члены комиссии имеют право решающего голоса при
обсуждении вопросов трудоустройства высвобождаемых работников.
4. Комиссия выбирает председателя из числа наиболее
авторитетных работников предприятия и сообщает его фамилию,
должность на основной работе, адрес места жительства и номера
служебного и домашнего телефонов в Центр занятости.
5. Продолжительность работы комиссии определяется целями,
которые она ставит перед собой в деле трудоустройства
высвобождаемых работников. Деятельность комиссии продолжается от
момента возникновения угрозы массового высвобождения до
трудоустройства последнего увольняемого с предприятия работника.
6. В случае необходимости комиссия привлекает стороннего
специалиста - консультанта (юриста, социолога и т.д.) для решения
разовой проблемы или на весь период ее деятельности.
II. Организация работы комиссии
1. Совместно с Центром занятости информирует высвобождаемых
работников о наличии вакантных должностей и свободных рабочих мест
на предприятиях города (района), использует в этих целях
специальный информационный бюллетень.
2. Проводит встречи с попадающими под увольнение работниками
для ознакомления последних с их правами и положенными им по закону
льготами и компенсациями. Знакомит высвобождаемых с планом
мероприятий по предотвращению (смягчению) массового высвобождения,
информирует о возможностях поиска новой работы, различных видах
помощи, как-то: бесплатные профессиональные консультации,
содействие профессиональному обучению, предоставление временной
работы согласно проектам общественных работ; помощь при переезде в
другой район для дальнейшего трудоустройства и другие виды помощи
в поиске новой работы. Кроме того, комиссия знакомит их с
различными видами возможной социальной помощи.
3. Организует анкетирование попадающих под увольнение
работников для определения необходимых им видов помощи в их
дальнейшем трудоустройстве.
4. Регулярно информирует работников предприятия о
предпринимаемых мерах и полученных результатах, новых видах
помощи, предлагаемых комиссией, и особенно - о случаях нового
трудоустройства уволенных работников или направлениях их на курсы
повышения квалификации и переподготовки. Рассматривает предложения
высвобождаемых работников по вопросам их трудоустройства.
5. Осуществляет широкий круг услуг и видов помощи в следующем
объеме: анализ информации об имеющихся вакантных рабочих местах,
организация семинаров по обучению самостоятельному поиску работы и
обмену информацией об эффективных методах поиска работы,
приглашение работодателей для проведения собеседования с
работниками, желающими устроиться на предприятия; проведение
семейных консультаций, проведение семинаров по созданию малых
предприятий, кооперативов или организаций самостоятельной
занятости, организация службой занятости курсов повышения
квалификации и профессиональной подготовки с предоставлением
стипендии, групповые консультации по выработке проектов
общественных работ для временной занятости увольняемых работников.
6. Финансирование деятельности комиссии осуществляется за счет
средств работодателя и Центра занятости, а также других
источников по договоренности сторон.
Приложение N 2
КАРТОЧКА ПРЕДПРИЯТИЯ
--------------¬ (движение вакансий) -----------------¬
¦ ¦ ¦ ¦
L-------------- ________________________ L-----------------
Отрасль Наименование предприятия Регистрационный
номер предприятия
1. Адрес _________________________ 2. Проезд ____________________
3. Руководитель
предприятия ________ тел. _____
4. Начальник 5. Главный
отдела кадров _____ тел. ______ бухгалтер _____ тел. _______
СВЕДЕНИЯ ОБ УВОЛЬНЕНИЯХ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)
--------T--------T-----------T-----------T-----------T-----------¬
¦Квартал¦Наимено-¦ Высвобож- ¦Количество ¦Количество ¦ Из числа ¦
¦199_ г.¦ вание ¦ даемые ¦ свободных ¦ человек, ¦ направ- ¦
¦ ¦профес- ¦ работники ¦ рабочих ¦направлен- ¦ ленных ¦
¦ ¦ сии ¦ (чел.) ¦ мест ¦ных СЗ для ¦ трудоуст- ¦
¦ ¦ (долж- ¦ ¦(вакансий) ¦ трудоуст- ¦ роено ¦
¦ ¦ ности) ¦ ¦ ¦ройства на ¦ ¦
¦ ¦при выс-¦ ¦ ¦предприятие¦ ¦
¦ ¦вобожде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нии или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ трудо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ уст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ройстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----T------+----T------+----T------+----T------+
¦ ¦ ¦все-¦в т.ч.¦все-¦в т.ч.¦все-¦в т.ч.¦все-¦в т.ч.¦
¦ ¦ ¦го ¦рабо- ¦го ¦рабо- ¦го ¦рабо- ¦го ¦рабо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦чих ¦ ¦чих ¦ ¦чих ¦ ¦чих ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ I кв. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ . ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ . ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦II кв. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ . ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ . ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦III кв.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ . ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ . ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦IV кв. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ . ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ . ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦Итого за год: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+----+------+----+------+----+------+----+-------
СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИЯХ (ДОЛЖНОСТЯХ),
ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПРЕДПРИЯТИИ
-------------------T------T-------T-------T-------T-------T------¬
¦Основные профессии¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (должности) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+-------+-------+-------+-------+------+
¦Средняя заработная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ плата (руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------
ИНФОРМАЦИЯ О ПОСЕЩЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)
----------T------------------T---------T-------------------------¬
¦ Дата ¦Фамилия и инициалы¦ Цель ¦Предполагаемые действия ¦
¦посещения¦ работника службы ¦посещения¦по результатам посещения ¦
¦ ¦ занятости ¦ ¦предприятия (организации)¦
+---------+------------------+---------+-------------------------+
+---------+------------------+---------+-------------------------+
+---------+------------------+---------+-------------------------+
+---------+------------------+---------+-------------------------+
+---------+------------------+---------+-------------------------+
+---------+------------------+---------+-------------------------+
+---------+------------------+---------+-------------------------+
L---------+------------------+---------+--------------------------
Приложение N 3
Кому представляется ____________ Форма N 1-мв
наименование
_________________________________ Утверждена Приказом ФСЗ России
адрес получателя от "___" ________ N ____
Орган федеральной государственной Почтовая - квартальная
службы занятости населения ______
_________________________________ Представляют вместе с отчет-
ностью по форме N 1-т (трудо-
Адрес ___________________________ устройство) за январь - март,
апрель - июнь, июль - сен-
тябрь, октябрь - декабрь.
Центры занятости населения в
районах и городах:
- органам занятости республик
в составе Российской Федера-
ции, краев, областей, авто-
номных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга
- органы занятости республик в
составе Российской Федера-
ции, краев, областей, авто-
номных образований
- по группе градообразующих
предприятий - ФСЗ России
СВЕДЕНИЯ О ПРЕДСТОЯЩИХ МАССОВЫХ ВЫСВОБОЖДЕНИЯХ
РАБОТНИКОВ И ПРОГНОЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОДЕЙСТВИЯ ИХ
ЗАНЯТОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА
ТЕРРИТОРИИ ________________________________
ЗА _______________ 19__ Г.
(человек)
----T------T------T--------T----T---------T-----T-----T------------------------T----------T-----¬
¦ N ¦Наиме-¦Форма ¦Числ-сть¦При-¦ Сроки ¦Выс- ¦Будет¦ В том числе ¦ Будет ¦Обра-¦
¦п/п¦нова- ¦реги- ¦работни-¦чина¦ высво- ¦ во- ¦тру- ¦ ¦предложено¦тятся¦
¦ ¦ ние ¦стра- ¦ков спи-¦мас-¦бождения ¦бож- ¦ до- ¦ ¦ выйти ¦ в ¦
¦ ¦пред- ¦ ции ¦сочного ¦со- +---T-----+дает-¦уст- ¦ ¦на пенсию ¦центр¦
¦ ¦прия- ¦пред- ¦состава ¦вого¦на-¦окон-¦ ся ¦рое- +-----T-----T------T-----+----T-----+заня-¦
¦ ¦ тия, ¦прия- ¦на конец¦выс-¦ча-¦чание¦ ра- ¦ но, ¦ на ¦ из ¦ на ¦ из ¦все-¦в том¦тости¦
¦ ¦ от- ¦ тия ¦квартала¦во- ¦ло ¦ ¦бот- ¦всего¦дан- ¦них с¦других¦них с¦го ¦числе¦ ¦
¦ ¦расль,¦(соб- ¦ (без ¦бож-¦ ¦ ¦ ни ¦ ¦ном ¦прох.¦пред- ¦прох.¦ ¦ на ¦ ¦
¦ ¦ вид ¦ствен-¦ совм.)¦де- ¦ ¦ ¦ков, ¦ ¦пред-¦проф-¦прия- ¦проф-¦ ¦дос- ¦ ¦
¦ ¦ дея- ¦ности)¦ ¦ния ¦ ¦ ¦всего¦ ¦прия-¦обуч.¦ тиях ¦обуч.¦ ¦роч- ¦ ¦
¦ ¦тель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тии ¦ ¦города¦ ¦ ¦ную ¦ ¦
¦ ¦ности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(р-на)¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------+------+--------+----+---+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+----+-----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------+------+--------+----+---+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+----+-----+-----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------+------+--------+----+---+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+----+-----+-----+
¦ ¦ИТОГО:¦ X ¦ ¦ X ¦ X ¦ X ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------+------+--------+----+---+-----+-----+-----+-----+-----+------+-----+----+-----+------
Руководитель
"___" ____________ 19__ г.
__________________________________
(фамилия и N телефона исполнителя)
Кому представляется ____________ Форма N 2-мв (сводная)
наименование
_________________________________ Утверждена Приказом ФСЗ России
адрес получателя от "___" _________ N ______
_________________________________
Почтовая - квартальная
Орган федеральной государственной
службы занятости населения ______ Представляют вместе с отчет-
_________________________________ ностью по форме N 1-т (трудо-
устройство) за январь - март,
Адрес ___________________________ апрель - июнь, июль - сен-
_________________________________ тябрь, октябрь - декабрь.
Органы занятости республик в
составе Российской Федерации,
краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга
Федеральной службе занятости
России
СВЕДЕНИЯ О ПРЕДСТОЯЩИХ МАССОВЫХ ВЫСВОБОЖДЕНИЯХ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
_________________________ (УКАЗАТЬ)
ЗА ___________ 19__ Г.
----T------------------------------------------------------T-----¬
¦ N ¦ Показатели ¦Всего¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------------+-----+
¦01 ¦Число предприятий, сообщивших сведения о массовом ¦ ¦
¦ ¦высвобождении (человек) ¦ ¦
+---+------------------------------------------------------+-----+
¦02 ¦Среднесписочная численность работников предприятий ¦ ¦
¦ ¦(человек) ¦ ¦
+---+------------------------------------------------------+-----+
¦03 ¦Высвобождается работников. Всего (человек) ¦ ¦
+---+------------------------------------------------------+-----+
¦04 ¦Будет трудоустроено. Всего ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------------+-----+
¦05 ¦В том числе: ¦ ¦
¦ ¦ - на данном предприятии ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦06 ¦из них ¦ ¦
¦ ¦ с прохождением профессионального обучения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦07 ¦ - на других предприятиях города (района) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦08 ¦из них ¦ ¦
¦ ¦ с прохождением профессионального обучения ¦ ¦
+---+------------------------------------------------------+-----+
¦09 ¦Будет предложен выход на пенсию. Всего (человек) ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------------+-----+
¦10 ¦В том числе на досрочную пенсию ¦ ¦
+---+------------------------------------------------------+-----+
¦11 ¦Обратятся в центр занятости (человек) ¦ ¦
L---+------------------------------------------------------+------
Руководитель
"___" _____________ 19__ г.
__________________________________
(фамилия и N телефона исполнителя)
Приложение N 4
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
РАЗДЕЛА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ПРЕДПРИЯТИЯ
ПО ЗАНЯТОСТИ РАБОТНИКОВ
Предлагаемая структура раздела занятости коллективного
договора разработана в соответствии с Рекомендациями о действиях
профсоюзных органов в условиях роста безработицы и массовых
высвобождений работников, подготовленными Советом Федерации
независимых профсоюзов России.
1. Основой раздела по занятости коллективного договора должны
стать законодательство Российской Федерации о труде и занятости,
Положение об организации работы по содействию занятости в условиях
массового высвобождения, утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации N 99 от 05.02.93, и другие нормативные акты,
регулирующие социальные права высвобождаемых работников.
2. К основным мероприятиям, которые могут быть включены в
коллективный договор предприятия и будут способствовать сокращению
численности высвобождаемых работников и содействию их занятости,
относятся:
- мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без
сокращения численности работников;
- льготы и компенсации высвобожденным работникам (сверх
установленных законодательством), предоставляемые работодателем;
- порядок организации профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников
до наступления срока расторжения трудового договора;
- гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных
категорий высвобождаемых работников;
- обязательства по заключению с органами государственного
страхования или страховыми фирмами договоров коллективного
страхования рабочих и служащих на случай потери работы;
- другие меры, способствующие социальной защищенности
работников, увольняемых при массовом высвобождении.
3. При кратковременном снижении объемов производства
целесообразно предусмотреть в коллективном договоре мероприятия,
позволяющие избежать сокращения численности работников:
- временное приостановление найма новых работников на
вакантные рабочие места;
- перевод работников предприятия на режим неполного рабочего
времени;
- предоставление работникам отпуска без сохранения заработной
платы;
- другие мероприятия.
4. В целях конкретизации задач по разработке раздела
занятости, осуществляемой администрацией и профсоюзным органом
предприятия совместно со службой занятости, в коллективный договор
должны быть включены мероприятия, предусматривающие:
4.1. Установление норм массового высвобождения. Они могут
соответствовать критериям, предусмотренным в Положении, или быть
иными, определенными органами государственной власти (по
предложению профсоюзного органа и службы занятости), в зависимости
от реальной ситуации на рынке труда и конкретных условий на
предприятии, планирующем осуществить массовое высвобождение. Если
норма массового высвобождения будет отражена в договоре, то
администрация предприятия будет обязана письменно (не менее чем за
3 месяца) уведомить профсоюзный орган о том, что масштабы
предстоящих увольнений превышают указанные в колдоговоре нормы.
4.2. Минимизацию численности работников, подлежащих
увольнению, для чего экономическими службами предприятия совместно
с профсоюзным органом разрабатываются альтернативные варианты
дальнейшей деятельности предприятия, предусматривающие развитие
производства и создание новых рабочих мест. В них могут быть
отражены действия по маневрированию материально-финансовыми
средствами, изменению номенклатуры выпускаемых изделий и
предоставляемых услуг, рынков сбыта продукции, смене
поставщиков - смежников, открытию филиалов, магазинов и другие
вопросы, обеспечивающие повышение рентабельности предприятия,
предотвращающие сокращение объемов производства.
4.3. Разработку положения об оплате времени простоя не по вине
работников предприятия. Целесообразно предусмотреть в договоре
меры по организации временных работ на время простоя, позаботиться
о заключении хоздоговоров с предприятиями и хозяйствами, где
требуется рабочая сила.
4.4. Подготовку предложения о введении квотирования рабочих
мест для социально уязвимых категорий работников. Закон о
занятости относит к ним большую группу работников: молодежь,
одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних
детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста,
детей - инвалидов, лица предпенсионного возраста, инвалиды; лица,
продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из
учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих
принудительное лечение по решению суда; беженцы, вынужденные
переселенцы.
Профсоюзный орган с учетом мнения службы занятости и
общественных организаций предприятия, представляющих интересы
социально не защищенных групп работников, совместно с
администрацией может предложить внести в договор более высокую
квоту (обычно она составляет 5% от среднесписочной численности
работников), а также мероприятия по ее реализации на практике. При
этом возможно привлечение средств бюджета Государственного фонда
занятости и территориального фонда социальной поддержки населения
по решению, принятому соответствующими органами.
4.5. Льготы социально-бытового характера для высвобождаемых
работников: пользование в течение 2 лет детскими дошкольными
учреждениями предприятия, сохранение на такой же период очереди на
жилье, пользование транспортом предприятия, дотации за пользование
жильем, коммунальными услугами, обеспечение продуктами питания и
товарами народного потребления через торговые услуги, организуемые
на предприятиях; установление досрочных пенсий за счет средств
предприятия до достижения пенсионного возраста и др.
4.6. Проведение с высвобождаемыми работниками цикла
коллективных встреч, бесед, консультаций по вопросам ситуации и
прогноза рынка труда, выбора профессий, возможностям и условиям
профессионального обучения в целях занятости в новых сферах
трудовой деятельности, организацию подготовки, повышения
квалификации и переподготовки для работников в установленном
порядке.
4.7. Организацию обучения работников предприятия
законодательству по вопросам труда и занятости. Такую работу
помогут организовать и провести специалисты местных служб
занятости, правовые службы профсоюзных органов, юридические
консультации. Как показывает практика, проведение этой работы
повышает информированность коллектива, снижает число жалоб от
работников.
4.8. Мобилизацию финансовых средств предприятия для создания
страхового фонда с целью материальной поддержки высвобождаемых
работников.
5. В ходе разработки раздела о занятости работников,
раскрывающего меры защиты трудящихся от безработицы,
представителям администрации, профсоюзного органа и службы
занятости необходимо изучить:
5.1. Соглашение между отраслевым профсоюзом и министерством
(ведомством), где находят отражение следующие вопросы:
- разработка отраслевой программы занятости с экономическим
обоснованием в региональном разрезе;
- дополнительное финансирование мероприятий по стабилизации
занятости в случае возникновения кризисных ситуаций в отрасли и
отдельных регионах;
- критерии массового высвобождения;
- компенсации высвобождаемым работникам отрасли;
- ежемесячные доплаты части разницы между средней заработной
платой и пособием по безработице при высвобождении работников на
досрочную пенсию;
- страхование работников на случай потери работы за счет
средств предприятия и др.
5.2. Территориальное трехстороннее соглашение между
администрацией, объединениями профсоюзов и работодателей области,
края, республики в составе России; в нем можно найти региональные
нормы защиты коллектива и его работников от увольнений, т.к.
Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации"
предусмотрено активное участие местных органов власти в подготовке
и финансировании программ занятости.
5.3. Городские (районные) программы содействия занятости
населения, в которых имеются прогнозы о местном рынке, данные о
"сокращаемых" отраслях, о развитии новых отраслей, которые
потребуют дополнительной рабочей силы, сведения о конъюнктуре
профессий рабочих и специалистов на местном рынке труда.
5.4. Информацию городской (районной) службы занятости о
возможности трудоустройства различных категорий работников,
развертывание общественных работ в городе (районе).
5.5. Жалобы и предложения работников предприятия, которые
имеются в отделах кадров, труда и зарплаты, у профоргов
подразделений.
5.6. Материалы анкетного опроса работников и социологического
обследования, которое рекомендуется проводить в преддверии
подготовки договора.
При активном и заинтересованном подходе мероприятия,
предложенные в структуре раздела занятости, могут быть расширены,
исходя из потребностей каждого коллектива. Ограничений по поводу
формирования и реализации гарантий занятости и методов защиты от
безработицы сверх установленных законодательством нет, и эту
возможность при подготовке коллективного договора необходимо
использовать в полной мере.
Приложение N 5
АНКЕТА
ДЛЯ ОПРОСА УВОЛЬНЯЕМОГО РАБОТНИКА В УСЛОВИЯХ
МАССОВОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ
Этот опрос проводится для сбора информации о необходимой Вам
работе и необходимых Вам видах помощи и услуг при поиске нового
места работы после увольнения с __________________________________
(название предприятия)
Часть 1. Личные данные
1. Ф.И.О. ____________________________________________________
2. Адрес _____________________________________________________
3. Телефон ___________________________________________________
4. Профессия (специальность),
уровень квалификации (в настоящее время) __________________
5. Возраст (заштрихуйте нужное окно) _________________________
__________ до 29 __________ 30 - 33 ________ 34 - 44
________ 45 - 54 __________ больше 55
6. Семейное положение (заштрихуйте нужное окно)
_____ одинокий без иждивенцев; _____ женатый (замужем)
без иждивенцев
_____ одинокий, _____ иждивенцев; _____ женатый (замужем)
_____ иждивенцев
Часть 2. Необходимая работа
7. Какую работу Вы хотели бы получить ________________________
8. Ваша месячная заработная плата в настоящее время __________
Почасовая заработная плата ________________________________
9. Хотели бы получить работу в другом регионе, требующую
переезда на новое место жительства при условии, что там есть
необходимые жилищные условия? _____ да; ______ нет.
10. Если вы дали положительный ответ на вопрос 9, укажите,
куда бы Вы хотели переехать:
_________________ в пределах Вашего региона
_________________ ближайшие регионы
_________________ все равно
_________________ укажите место, куда Вы предпочитаете
переехать, если такое имеется.
Часть 3. Необходимые с Вашей точки зрения виды помощи
(против нужного Вам вида помощи поставьте плюс (+))
Помощь служб занятости в поиске новой работы;
консультационная помощь в ориентировании на рынке труда, в
выборе профессии, специальности, рода занятий, по возможностям
и условиям профессионального обучения в период высвобождения;
семинары по организации самостоятельной занятости;
помощь специалиста по снятию стрессовых ситуаций, возникающих
у безработных;
семинары по организации частных предприятий;
другое (уточните) ____________________________________________
Часть 4. Необходимость переподготовки
Для трудоустройства в соответствии с рынком труда Вы хотели бы
(нужное подчеркнуть и заполнить):
повысить уровень квалификации по
имеющейся профессии, специальности ___________________________
(по каким направлениям)
пройти переподготовку ___________________________
(на какую профессию,
специальность)
освоить вторую (смежную)
профессию ___________________________
(указать какую)
пройти обучение для занятий
предпринимательством или
для самозанятости ___________________________
(указать профессиональную
направленность)
Заполненную Вами анкету отправьте, пожалуйста, в конверте с
указанием адреса в комиссию экстренной помощи, работающую на Вашем
предприятии.
Приложение N 6
ПАМЯТКА
РАБОТНИКАМ, ВЫСВОБОЖДАЕМЫМ С ПРЕДПРИЯТИЙ,
ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Основания и порядок высвобождения работников
1.1. Работники могут высвобождаться с предприятий, из
учреждений, организаций <*> в связи с их ликвидацией,
осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата,
конверсией.
--------------------------------
<*> Далее - предприятие.
1.2. Работники о предстоящем увольнении предупреждаются
письменным распоряжением (уведомлением) не позднее чем за два
месяца персонально под расписку.
1.3. При высвобождении работников с предприятия в связи с
сокращением численности или штата администрацией:
- одновременно с предупреждением об увольнении предлагается
работникам другая работа на том же предприятии (ст. 40 КЗоТ РФ);
- предоставляется преимущественное право на оставление на
работе, согласно ст. 34 КЗоТ РФ, лицам с более высокой
производительностью труда и квалификацией, учитываются другие
обстоятельства, предусмотренные указанной статьей и коллективным
договором;
- не допускается увольнение беременных женщин и женщин,
имеющих детей в возрасте до 3 лет, а также одиноких матерей - при
наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка - инвалида
до 16 лет (ст. 170 КЗоТ РФ).
Работники, при отсутствии вариантов трудоустройства,
переобучения или их отказе от перевода на другую работу на том же
предприятии, по своему усмотрению трудоустраиваются самостоятельно
или обращаются за содействием в Центр занятости.
1.4. При ликвидации предприятия:
- согласия выборного профсоюзного органа на увольнение
работников не требуется (ст. 35 КЗоТ РФ);
- увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в
возрасте до 3 лет, а также одиноких матерей - при наличии у них
ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка - инвалида до 16 лет -
допускается с обязательным трудоустройством, которое
осуществляется администрацией предприятия (ст. 170 КЗоТ РФ) либо
его правопреемником (Указ Президента Российской Федерации от
05.06.92 N 554).
1.5. Увольнение работников в связи с ликвидацией предприятия,
сокращением численности или штата производства по п. 1 ст. 33 КЗоТ
РФ.
Увольнение работников с конверсируемого предприятия
осуществляется также с учетом положений Закона Российской
Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской
Федерации".
По желанию высвобождаемых работников их увольнение может
производиться и по иным основаниям - в связи с переводом на другое
предприятие (п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ), по собственному желанию (ст. 31
КЗоТ РФ) и другим основаниям, предусмотренным законодательством.
Записи о причинах увольнения в трудовой книжке должны
производиться в точном соответствии с формулировками действующего
законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт
закона.
Трудовая книжка выдается увольняемому работнику в день
увольнения.
II. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам
2.1. Согласно ст. 40 КЗоТ РФ высвобождаемым работникам:
- выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного
заработка;
- при сокращении численности (штата) сохраняется средняя
заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух
месяцев со дня увольнения, с учетом выплаты выходного пособия, а
также, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня
увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если
работник заблаговременно ( в двухнедельный срок после увольнения)
обратился в этот орган и не был им трудоустроен;
- при ликвидации и реорганизации предприятия сохраняется на
период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя
заработная плата с учетом месячного выходного пособия.
Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого заработка
производится по прежнему месту работы.
2.2. Работникам, увольняемым по другим законным основаниям
(п. 1 и п. 5 ст. 29, ст. 31 КЗоТ РФ), выходное пособие не
выплачивается и средняя заработная плата на период трудоустройства
не сохраняется.
2.3. За работниками, увольняемыми по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ,
сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв на работе
после увольнения не превысил трех месяцев. Им также
предоставляются другие льготы и компенсации в соответствии с
законодательством (ст. 40 КЗоТ РФ).
2.4. Работникам, увольняемым с конверсируемого предприятия,
предоставляются льготы, предусмотренные Законом Российской
Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской
Федерации".
III. Услуги, предоставляемые Центром занятости
населения
Для реализации своих прав на социальные гарантии и труд
высвобождаемым работникам необходимо знать следующее:
3.1. В течение двух недель со дня увольнения следует
зарегистрироваться в городском (районном) Центре занятости
населения по месту постоянного жительства (прописки).
3.2. В Центре занятости высвобождаемым работникам,
обратившимся для регистрации:
- дают консультацию по вопросам трудоустройства;
- оформляют карточку персонального учета гражданина, ищущего
работу, при наличии паспорта, трудовой книжки или документов, их
заменяющих, документа об образовании или документа,
удостоверяющего его профессиональную квалификацию, а также справки
о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту
работы;
- разъясняют права и обязанности гражданина согласно
действующему законодательству и знакомят с памяткой гражданину,
обратившемуся в Центр;
- подбирают подходящую работу на предприятиях города (района)
по прежней профессии, специальности, занимаемой должности, а при
отсутствии таковой предлагают иную работу в городе или другой
местности с учетом индивидуальных пожеланий и общественных
потребностей.
3.3. В случае признания гражданина безработным он может быть
направлен Центром на переобучение или повышение квалификации,
если:
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у
гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с
отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина
профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по
прежней профессии (специальности).
IV. Дополнительные сведения
4.1. Центр занятости населения:
- оказывает содействие в трудоустройстве бесплатно;
- перед гражданином, не зарегистрированным в службе занятости,
никаких обязательств не несет.
4.2. Спорные вопросы и конфликтные ситуации, возникающие у
работников при высвобождении, решаются в порядке, установленном
законодательством.
|