ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 01-1/7-03
(Минск, 13 мая 2004 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда
Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Апостола Д., Вылкова
И., Жолдыбаева С.Ж., Жороева К., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,
Симоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Мелешко Х.-Т.Т.; специалиста
Жишкевича В.И.; представителей Исполнительного комитета
Содружества Независимых Государств Барковского И.А., Сенько В.В.;
представителей Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Зайцева О.П., Колесникова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу
Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о
толковании,
установил:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств
обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с
запросом о толковании применения статей 1 - 3 Соглашения о порядке
пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников
органов внутренних дел государств-участников Содружества
Независимых Государств от 24 декабря 1993 года на предмет того,
распространяются ли указанные нормы Соглашения от 24 декабря 1993
года на лиц начальствующего и рядового состава, проходивших перед
выходом на пенсию службу в учреждениях и органах системы
исполнения наказаний, налоговой полиции и иных структурах, не
входящих в систему органов внутренних дел отдельных государств-
участников Соглашения.
Запрос о толковании, как указывает Исполнительный комитет СНГ,
продиктован неоднозначным пониманием понятия "сотрудник органов
внутренних дел" применительно к Соглашению от 24 декабря 1993
года, возможностью отнесения к этой категории лиц сотрудников
Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции
Российской Федерации, Государственного Департамента по вопросам
исполнения наказания Украины, практической потребностью
определения органов, обязанных осуществлять их пенсионное
обеспечение в случае переезда пенсионера на постоянное место
жительства на территорию другого государства-участника Соглашения.
Заслушав судью-докладчика Мирошник В.И., представителя
Министерства внутренних дел Республики Беларусь Зайцева О.П.,
обсудив заключения генерального советника Мелешко Х.-Т.Т.,
специалиста Жишкевича В.И., исследовав имеющиеся в деле документы,
Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Толкование применения Соглашения о порядке пенсионного
обеспечения и государственного страхования сотрудников органов
внутренних дел государств-участников Содружества Независимых
Государств от 24 декабря 1993 года должно осуществляться согласно
статьям 31 и 32 Венской конвенции о праве международных договоров
1969 года не только в контексте настоящего Соглашения, но и других
взаимосвязанных с ним актов Содружества, касающихся пенсионного
обеспечения, а также учитывая последующую практику применения
договора и национальное законодательство государств-участников
Соглашения.
В преамбуле Соглашения от 24 декабря 1993 года отмечается, что
государства-участники СНГ при его заключении основывались на
Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников
Содружества Независимых Государств в области пенсионного
обеспечения от 13 марта 1992 года.
Соглашение от 13 марта 1992 года закрепило основные принципы
пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на
территории одного из государств-участников СНГ и реализуют это
право на территории другого государства-участника Соглашения.
Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на
пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по
законодательству которого она назначена.
Исходя из необходимости защиты прав граждан в области
пенсионного обеспечения и стремясь урегулировать вопросы
пенсионного обеспечения граждан, переселяющихся на постоянное
место жительства с территории одного государства на территорию
другого, Соглашение от 13 марта 1992 года статьей 1 обязало
государства-участники этого Соглашения осуществлять их пенсионное
обеспечение по законодательству государства, на территории
которого они проживают. Аналогичное обязательство государств
закреплено в статье 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года, которое
является специальным соглашением, касающимся пенсионного
обеспечения определенной категории лиц, - сотрудников органов
внутренних дел и их семей.
Соглашение от 24 декабря 1993 года подписали: Азербайджанская
Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия,
Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова,
Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан,
Республика Узбекистан, Украина. Соглашение вступило в силу для:
Туркменистана - 21 ноября 1994 года; Республики Казахстан - 21
ноября 1994 года; Республики Таджикистан - 21 ноября 1994 года;
Республики Узбекистан - 23 января 1995 года; Республики Беларусь -
10 апреля 1995 года; Кыргызской Республики - 19 января 1996 года;
Украины - 10 апреля 1996 года; Российской Федерации - 9 июля 1999
года; Республики Молдова - 6 ноября 2002 года.
Не поступило уведомлений, подтверждающих выполнение
внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу
Соглашения от 24 декабря 1993 года, от Азербайджанской Республики,
Республики Армения и Грузии.
При толковании Соглашения от 24 декабря 1993 года Экономический
Суд учитывает, что настоящее Соглашение носит рамочный характер,
закрепляет определяющую роль национального законодательства при
осуществлении пенсионного обеспечения лиц рядового и
начальствующего состава сотрудников органов внутренних дел, их
семей с учетом принципа территориальности.
Так, часть 1 статьи 1 Соглашения устанавливает, что пенсионное
обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также
пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по
нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены
законодательством Сторон, на территории которых они постоянно
проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по
данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке,
установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Как показывает анализ национального законодательства, речь идет
о лицах:
а) которые проходили службу в органах внутренних дел государств-
участников Соглашения;
б) которым были присвоены специальные звания рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел. На момент принятия
Соглашения понятие "сотрудник органов внутренних дел" имело
одинаковое смысловое значение и охватывало в разных государствах-
участниках один и тот же круг лиц.
Со времени подписания Соглашения от 24 декабря 1993 года
система органов, входящих в министерства внутренних дел государств-
участников Соглашения, претерпела существенные изменения, что
привело к изменению круга лиц, относящихся к сотрудникам органов
внутренних дел.
В ряде государств-участников Соглашения органы исполнения
наказания были выведены из системы органов внутренних дел. В
частности, в соответствии с Указами Президента Российской
Федерации "О реформировании уголовно-исполнительной системы
Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 8 октября
1997 года N 1100 и "О передаче уголовно-исполнительной системы
Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение
Министерства юстиции Российской Федерации" от 28 июля 1998 года N
904 система исполнения наказаний передана в ведение Министерства
юстиции Российской Федерации.
Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
реформирования уголовно-исполнительной системы и статуса ее
работников" от 16 июля 2001 года N 244 пенитенциарная система
передана в ведение Министерства юстиции Республики Казахстан.
Пункт 1 Постановления Правительства Республики Казахстан "Вопросы
Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Республики Казахстан" от 28 декабря 2001 года N 1755
устанавливает: "Образовать Комитет уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Республики Казахстан с передачей ему функций
и полномочий по управлению имуществом упраздненного Комитета
уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел
Республики Казахстан".
В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики "О
мерах по дальнейшему совершенствованию уголовно-исполнительной
системы Кыргызской Республики" от 24 октября 2001 года N 305
учреждения и органы системы исполнения наказания Министерства
внутренних дел Кыргызской Республики переданы в ведение
Министерства юстиции Кыргызской Республики.
Указом Президента Украины "О выведении Государственного
Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний из
подчинения Министерства внутренних дел Украины" от 12 марта 1999
года N 248/99 был создан самостоятельный орган исполнительной
власти Украины - Государственный Департамент Украины по вопросам
исполнения наказаний.
В соответствии с Указом Президента Республики Молдова "Об
Управлении пенитенциарных учреждений" от 30 октября 1995 года N
347 с 1996 года учреждения и органы системы исполнения наказаний
являются структурными подразделениями Министерства юстиции
Республики Молдова.
В Республике Таджикистан Управление исправительных дел передано
в ведение Министерства юстиции Республики Таджикистан в
соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан
от 31 декабря 2002 года N 503-23.
В Республике Беларусь органы исполнения наказания входят в
систему органов Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Так, Указом Президента Республики Беларусь "О мерах по
совершенствованию деятельности органов и учреждений уголовно-
исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики
Беларусь" от 19 июня 2000 года N 349 был образован Комитет
исполнения наказания при Министерстве внутренних дел Республики
Беларусь. Названным Указом утверждено Положение о Комитете
исполнения наказания при Министерстве внутренних дел Республики
Беларусь, в соответствии с которым данный Комитет является
республиканским органом государственного управления,
осуществляющим руководство деятельностью органов и
учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства
внутренних дел Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по
совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел
Республики Беларусь" от 30 декабря 2003 года N 603 Комитет
исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики
Беларусь преобразован в Департамент исполнения наказаний
Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также
образованы Департамент по гражданству и миграции и Департамент
финансов и тыла, которые согласно пункту 5 Указа являются
структурными подразделениями Министерства внутренних дел
Республики Беларусь.
Как показывает анализ национальных нормативных актов государств-
участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, проводя
реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах
(изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их
в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения
прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов
приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению
сотрудников органов внутренних дел.
Так, согласно абзацу 3 подпункта "а" части 1 статьи 1 Закона
Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля
1993 года N 4468-1 с последующими изменениями и дополнениями
условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные
указанным Законом, распространяются на лиц рядового и
начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних
дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной
противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы.
Закон Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в
Республике Казахстан" от 20 июня 1997 года N 136-1 в статье 60
предусматривает, что право на пенсионные выплаты за выслугу лет
имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы),
сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-
исполнительной власти Министерства юстиции Республики Казахстан,
органов финансовой полиции и государственной противопожарной
службы, которым присвоены специальные звания и на которых
распространяется порядок, установленный законодательством
Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Республики
Казахстан "Об органах финансовой полиции Республики Казахстан" от
4 июля 2002 года пенсионное обеспечение сотрудников органов
финансовой полиции осуществляется в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении
для сотрудников органов внутренних дел.
Круг лиц, обеспечиваемых специальной пенсией за выслугу лет, в
Республике Молдова установлен Законом Республики Молдова "О
пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и
рядового состава внутренних дел" от 23 июня 1993 года N 1544-ХII.
В преамбуле этого Закона указано, что он определяет условия
пенсионного обеспечения граждан Республики Молдова -военнослужащих
Вооруженных сил, Службы информации и безопасности Республики
Молдова, войск карабинеров (внутренних войск), лиц начальствующего
и рядового состава органов внутренних дел, других воинских
формирований, созданных по решению Парламента, пенсионеров из
числа военнослужащих Вооруженных сил, органов государственной
безопасности и национальной безопасности, Службы информации и
безопасности Республики Молдова, Центра по борьбе с экономическими
преступлениями и коррупцией, Департамента пограничных войск и лиц
начальствующего и рядового состава органов внутренних дел бывшего
СССР и их семей.
Нормативно-правовые акты, принятые в государствах-участниках
Соглашения, регламентирующие условия и нормы назначения и выплаты
пенсий гражданам, пенсионное обеспечение которых не обусловлено
системой государственного социального страхования, определяют и
государственные органы, осуществляющие назначение и выплату
пенсий. В отдельных государствах выплата пенсий
сотрудникам нескольких органов возлагается на одно из министерств.
Так, статьей 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
на МВД России возложена выплата пенсий уволенным со службы лицам
рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной
службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, а также бывшим сотрудникам федеральных органов налоговой
полиции и членам их семей.
В соответствии с Правилами назначения пенсионных выплат
военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики
Казахстан, органов финансовой полиции и Государственной
противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на
которых распространяется порядок, установленный законодательством
Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел,
утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от
1 июля 2003 года N 634, Министерство внутренних дел Республики
Казахстан производит начисление и выплату пенсий военнослужащим и
сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел,
финансовой полиции, Государственной противопожарной службы и их
подразделениях.
Таким образом, проведенный Экономическим Судом анализ
национального законодательства государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года показывает, что государствами созданы
необходимые правовые условия для назначения, выплаты специальных
пенсий лицам рядового и начальствующего состава реформированных
органов.
Вместе с тем Соглашение от 24 декабря 1993 года, опираясь на
базовое Соглашение от 13 марта 1992 года, возлагает на государства-
участники обязанность исчисления и выплаты пенсии пенсионерам,
переехавшим на постоянное место жительства из другого
государства, в соответствии с национальным законодательством по
вновь избранному ими месту жительства (абзац 2 статьи 2
Соглашения).
В условиях реорганизации системы органов внутренних дел
выполнение этого обязательства предполагает определение органа,
который должен производить исчисление размера пенсии и ее выплату
этим лицам. Указанный вопрос в национальном законодательстве
государств-участников не получил непосредственного разрешения.
Несмотря на то, что на момент подписания Соглашения проблема
реорганизации системы органов внутренних дел не существовала,
большинство государств при возникновении ее в последующем
разрешили появившиеся коллизии, предоставляя пенсионное
обеспечение пенсионерам, переселившимся на их территорию, о чем
свидетельствует информация министерств государств-участников
Соглашения, представленная Экономическому Суду. В отдельных же
государствах пенсионерам, прибывшим на постоянное место
жительства, было отказано в пенсионном обеспечении на том
основании, что перед выходом на пенсию они проходили службу в
учреждениях и органах, не входящих в систему органов внутренних
дел данного государства, в связи с чем имеет место нарушение прав
граждан на пенсионное обеспечение.
В целях выполнения принятых на себя обязательств государства
должны определить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение
указанных выше лиц.
Поскольку исчисление пенсии по вновь избранному пенсионером
месту жительства сопряжено с приравниванием должностей,
определением размера денежного довольствия, его целесообразно, по
мнению Экономического Суда, возложить на министерство (ведомство),
в ведении которого находятся органы (подразделения), где пенсионер
проходил службу перед выходом на пенсию.
Так, если пенсионер проходит службу перед выходом на пенсию в
органах системы исполнения наказания, а эти органы по вновь
избранному им месту жительства входят в систему органов
министерства внутренних дел, на это министерство, как считает
Экономический Суд, целесообразно возложить исчисление и выплату
ему пенсии.
Государства с целью избежания коллизий национальных
законодательств могут также использовать механизм, предусмотренный
статьей 6 Соглашения от 24 декабря 1993 года, - рассмотрение
соответствующих вопросов на двусторонней или многосторонней
основе, в том числе посредством заключения соответствующих
договоров.
На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16
Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств
и пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда Содружества
Независимых Государств, Экономический Суд
решил:
Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества
Независимых Государств следующее толкование применения статей 1 -
3 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного
страхования сотрудников органов внутренних дел государств-
участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993
года.
1. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и
государственного страхования сотрудников органов внутренних дел
государств-участников Содружества Независимых Государств от 24
декабря 1993 года носит рамочный характер и закрепляет принцип
юрисдикции государства по вопросам пенсионного обеспечения
сотрудников органов внутренних дел и их семей, на территории
которого эти лица проживают.
Понятие "сотрудник органов внутренних дел" определено в
национальном законодательстве государств-участников Соглашения от
24 декабря 1993 года. На момент принятия Соглашения оно имело
одинаковое смысловое значение и охватывало одинаковый круг лиц. В
связи с последующей реорганизацией системы органов внутренних дел
круг лиц, относящихся к сотрудникам этих органов в государствах-
участниках, стал различным. Пенсионное обеспечение лиц рядового и
начальствующего состава реформированных органов было приравнено
государствами к пенсионному обеспечению сотрудников органов
внутренних дел.
2. При перемене пенсионером места жительства его право на
пенсионное обеспечение сохраняется в соответствии с принципом
территориальности, закрепленном в базовом Соглашении от 13 марта
1992 года, а также в специальном Соглашении от 24 декабря 1993
года, и осуществляется на основе национального законодательства
государства по вновь избранному месту жительства.
В условиях реформирования системы органов внутренних дел
обязательства государств по пенсионному обеспечению этих лиц
сохраняются. Государства-участники Соглашения от 24 декабря 1993
года, производя реорганизацию системы органов внутренних дел
(передавая отдельные службы и подразделения в ведение других
министерств и ведомств либо создавая самостоятельные органы),
должны определить, какие органы осуществляют пенсионное
обеспечение прибывших на их территорию пенсионеров, либо с целью
избежания коллизий национальных законодательств использовать
механизм, предусмотренный статьей 6 Соглашения от 24 декабря 1993
года, - путем заключения двусторонних или многосторонних
соглашений.
3. Копию Решения направить Исполнительному комитету Содружества
Независимых Государств, правительствам государств-участников
Содружества Независимых Государств, Совету министров внутренних
дел государств-участников Содружества Независимых Государств и
министерствам внутренних дел государств-участников Содружества
Независимых Государств.
4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и
средствах массовой информации государств-участников Соглашения о
статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от
6 июля 1992 года.
5. Решение окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
А.Ш.КЕРИМБАЕВА
Руководитель аппарата
Экономического Суда СНГ
В.Г.ЗОРИН
|