УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 19.11.2002 N 833
СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 1993 г. N 1362
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И
ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм. согл. Постановления Правительства РФ от 12.03.96 N 271)
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от
27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и
развитии аграрной реформы в России" и от 16 декабря 1993 г. N 2162
"Об усилении государственного контроля за использованием и охраной
земель при проведении земельной реформы" Совет Министров -
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в
Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства
Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 594 "Об утверждении
Положения о порядке осуществления государственного контроля за
использованием и охраной земель" (Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 510).
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.03.96 N 271)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в
Российской Федерации <*>. Этот порядок является обязательным для
исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.
--------------------------------
<*> Далее именуется - госземконтроль.
2. Госземконтроль осуществляется соответствующими органами
представительной и исполнительной власти, а также специально
уполномоченными на то государственными органами в соответствии с
действующим законодательством. Задачей госземконтроля является
обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и
юридическими лицами требований земельного законодательства в целях
эффективного использования и охраны земель.
3. Специально уполномоченными государственными органами,
осуществляющими госземконтроль, являются:
Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству и его органы на местах;
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации и его органы на местах;
Государственный комитет санитарно - эпидемиологического
надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной
санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации;
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам
архитектуры и строительства и его органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с
органами представительной и исполнительной власти и между собой.
4. Главным государственным инспектором по использованию и
охране земель Российской Федерации является председатель Комитета
Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а
заместители председателя и начальник Управления государственного
контроля за использованием и охраной земель Комитета -
заместителями главного государственного инспектора по
использованию и охране земель Российской Федерации.
Главный государственный инспектор по использованию и охране
земель Российской Федерации и его заместители несут персональную
ответственность за организацию и осуществление госземконтроля в
Российской Федерации, а государственные инспектора по
использованию и охране земель соответствующих территорий и их
заместители - на этих территориях.
Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству
субъектов Российской Федерации, городов и районов являются
государственными инспекторами по использованию и охране земель
соответствующих территорий, а заместители председателей и
начальники подразделений государственного контроля за
использованием и охраной земель этих комитетов - заместителями
соответствующих государственных инспекторов по использованию и
охране земель.
Председатели комитетов по земельным ресурсам и
землеустройству - государственные инспектора по использованию и
охране земель субъектов Российской Федерации назначаются на
должность и освобождаются от должности председателем Комитета
Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству -
главным государственным инспектором по использованию и охране
земель Российской Федерации по согласованию с органами
исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.
Должностные лица и специалисты Комитета Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным
ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, городов
и районов, на которых возложено осуществление госземконтроля,
являются инспекторами по использованию и охране земель
соответствующих территорий.
Главному государственному инспектору по использованию и охране
земель Российской Федерации, государственным инспекторам и
инспекторам по использованию и охране земель органами
исполнительной власти выдаются удостоверения установленного
образца.
Главный государственный инспектор по использованию и охране
земель Российской Федерации и государственные инспектора по
использованию и охране земель имеют печать и бланки документов с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со
своим наименованием.
II. Функции органов, осуществляющих госземконтроль
5. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам
и землеустройству, Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета
Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства,
Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора
Российской Федерации, органы и учреждения государственной
санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации:
осуществляют госземконтроль в соответствии со своей
компетенцией;
организуют проверку и экспертизу изменения качественного
состояния земель и функционального зонирования городов и других
поселений;
принимают меры к устранению нарушений земельного
законодательства;
участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов,
касающихся использования и охраны земель;
вносят в установленном порядке предложения о консервации
деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование
которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека,
чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко -
культурного наследия и природных ландшафтов, негативным
экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной
продукции и водных источников;
информируют население о состоянии земельного фонда,
эффективности его использования и принимаемых мерах по охране
земель;
участвуют в согласовании градостроительной и
землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке
мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых
проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а
также объектов, сооруженных в целях охраны земель.
6. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству и его органы на местах осуществляют
государственный контроль за:
соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и
гражданами земельного законодательства, установленного режима
использования земельных участков в соответствии с их целевым
назначением;
недопущением самовольного занятия земельных участков;
предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании
земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;
своевременной рекультивацией нарушенных земель,
восстановлением плодородия и других полезных свойств земли,
снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при
проведении работ, связанных с нарушением земель;
проектированием, размещением и строительством объектов,
оказывающих влияние на состояние земель;
своевременным и качественным выполнением мероприятий по
улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии
почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания,
иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других
процессов, вызывающих деградацию земель;
соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений
(ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
установлением и сохранностью межевых знаков;
своевременным возвратом земель, предоставленных во временное
пользование.
7. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации и его органы на местах осуществляют
государственный контроль за:
выполнением природоохранных требований при отводе земель под
все виды хозяйственной деятельности;
соблюдением экологических норм при разработке новой техники,
технологий и материалов для обработки почв, а также при
размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации
предприятий и других объектов;
предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными
водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и
радиоактивными веществами;
соблюдением установленного режима использования земель
природоохранного, природно - заповедного и рекреационного
назначения;
осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и
другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации
процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по
охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;
достоверностью сведений, используемых при ведении
государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга
земель и землеустройства;
соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;
пресечением самовольного занятия земель природоохранного,
природно - заповедного и рекреационного назначения;
выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения
плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации
выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных
земель.
8. Государственный комитет санитарно - эпидемиологического
надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной
санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации
осуществляют государственный контроль за:
соблюдением санитарного законодательства при использовании
земельных участков, установлении охранных, санитарно - защитных,
оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и
эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработке и
захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов
производства;
предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных
и инфекционных заболеваний.
9. Государственный комитет Российской Федерации по вопросам
архитектуры и строительства и его органы на местах осуществляют
государственный контроль за:
соблюдением осуществления всех видов градостроительной
деятельности в городах и других поселениях в соответствии с
утвержденной градостроительной документацией;
соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и
других поселений;
соблюдением установленного порядка использования территорий с
особым режимом градостроительной деятельности;
предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и
сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в
городах и других поселениях;
предоставлением земельных участков в городах и других
повелениях в соответствии с их целевым назначением и
градостроительными требованиями.
III. Права и обязанности должностных лиц органов,
осуществляющих госземконтроль
10. Главный государственный инспектор по использованию и
охране земель Российской Федерации и его заместители,
государственные инспектора по использованию и охране земель и их
заместители, должностные лица Министерства охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного
комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и
строительства и их органов на местах, Государственного комитета
санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации,
органов и учреждений государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с
возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в
пределах своей компетенции имеют право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях
земельного законодательства для решения вопроса о привлечении
виновных лиц к ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о
возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного
законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений,
связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также
по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое
строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и
торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических,
лесомелиоративных, геолого - разведочных, поисковых, геодезических
и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного
законодательства, установленного режима использования земель особо
охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению,
заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии,
засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие
почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы
ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим
отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или
частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях,
предусмотренных земельным законодательством;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного
законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие
комиссии для привлечения виновных к административной
ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного
законодательства самостоятельно в пределах установленных
законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого
на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда,
на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на
юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Должностные лица Государственного комитета санитарно -
эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и
учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы
Российской Федерации рассматривают дела о нарушениях земельного
законодательства в порядке, установленном Законом РСФСР "О
санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного
удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать
земельные участки, находящиеся в собственности, владении,
пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными,
оборонными и другими специальными объектами, - с учетом
установленного режима их посещения;
ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также
гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам
охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств и ведомств утвержденную в
установленном порядке статистическую отчетность о состоянии
земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для
проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок
выполнения мероприятий по охране земель;
к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по
вопросам изъятия и предоставления земельных участков до
рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем
органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово - кредитные органы
обязательные для исполнения предписания о прекращении
финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации
объектов и других работ в случае их приостановки, а также при
отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
Главный государственный инспектор по использованию и охране
земель Российской Федерации и его заместители, государственные
инспектора по использованию и охране земель и их заместители,
кроме того, имеют право контролировать проведение аукционов,
конкурсов, заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену,
залогу, сдаче в аренду земельных участков и другие операции с
землей и вносить предложения о признании в установленном порядке
недействительными указанных операций, проводимых с нарушением
действующего законодательства.
Инспектора по использованию и охране земель пользуются правами
государственных инспекторов по использованию и охране земель,
указанными в подпунктах "д" (за исключением права рассматривать
дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно),
"е" - "и" настоящего пункта.
Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению
государственного контроля за состоянием, использованием и охраной
земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по
отношению к должностным лицами специально уполномоченных органов,
осуществляющих госземконтроль, несут установленную
законодательством ответственность.
Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации в
пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам
специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут
ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям
земельного законодательства, за объективность материалов
проводимых проверок.
Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам,
землепользователям и арендаторам неправомерными действиями
должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, возмещаются в
порядке, установленном законодательством.
Жалобы на действия (решения) должностных лиц, осуществляющих
госземконтроль и на послужившую основанием для совершения действий
(принятия решений) информацию, подаются вышестоящему должностному
лицу или в суд.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.03.96 N 271)
Главному государственному инспектору по использованию и охране
земель Российской Федерации и его заместителям, государственным
инспекторам по использованию и охране земель и их заместителям,
инспекторам по использованию и охране земель при исполнении
служебных обязанностей разрешается в установленном порядке ношение
огнестрельного оружия.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
могут устанавливать гарантии социальной защиты должностных лиц,
осуществляющих госземконтроль.
11. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству совместно с другими органами, осуществляющими
госземконтроль, составляет ежегодный отчет о контроле за
использованием и охраной земель.
IV. Порядок наложения штрафов за нарушения
земельного законодательства
12. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам
и землеустройству, Министерства охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета
Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства,
Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора
Российской Федерации, органы и учреждения государственной
санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в
соответствии со своей компетенцией в административном порядке
налагают штрафы за нарушения земельного законодательства в
2-месячный срок со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных
случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения
правонарушения.
13. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам
и землеустройству налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков, а также противоправные
действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой
самовольное занятие земель;
нерациональное использование сельскохозяйственных земель,
невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране
почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов,
ухудшающих состояние почв;
использование земельных участков не по целевому назначению, а
также способами, приводящими к порче земель;
систематическое невнесение платежей за землю;
захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;
нарушение сроков возврата временно занимаемых земель,
невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное
для использования по целевому назначению;
проектирование, размещение, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
искажение сведений о состоянии и использовании земель;
нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о
предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии
свободного земельного фонда;
уничтожение межевых знаков;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами органов, осуществляющих
госземконтроль, предписаний по вопросам устранения нарушений
земельного законодательства.
14. Органы Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации налагают штрафы за:
самовольное занятие земель природоохранного, природно -
заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения;
захламление земель;
загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными
веществами, производственными отходами и сточными водами;
порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное
использование сельскохозяйственных земель, невыполнение
обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от
ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов,
ухудшающих состояние почв;
невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых
земель в состояние, пригодное для использования по целевому
назначению;
проектирование, размещение, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на экологическое
состояние земель;
противоправные действия должностных и юридических лиц,
повлекшие за собой самовольное занятие земель природоохранного,
природно - заповедного, оздоровительного и рекреационного
назначения, а также за нарушение установленного режима
использования указанных земель, других земель с особыми условиями
использования;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами Министерства и его органов на местах
предписаний по вопросам устранения нарушений земельного
законодательства.
15. Органы Государственного комитета Российской Федерации по
вопросам архитектуры и строительства налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков, а также противоправные
действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие
земель в городах и других поселениях;
самовольное строительство;
использование земельных участков не по целевому назначению,
нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе
земель;
проектирование, размещение, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами Комитета и его органов на местах
предписаний по вопросам устранения нарушений земельного
законодательства;
нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о
предоставлении земельных участков в городах и других поселениях.
16. Государственный комитет санитарно - эпидемиологического
надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной
санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации
налагают штрафы за:
самовольное строительство в случае нарушения санитарно -
эпидемиологических правил и норм по охране почв;
проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов,
отрицательно влияющих на состояние земель;
загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными
веществами, заражение возбудителями бактериальных, паразитарных и
инфекционных заболеваний;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами Комитета, органов и учреждений
государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской
Федерации предписаний по вопросам устранения нарушений земельного
законодательства.
17. Дела о правонарушениях, указанных в пунктах 12 - 16
настоящего Положения, рассматриваются комиссиями специально
уполномоченных органов, осуществляющих контроль в соответствии с
законодательством об административных нарушениях, а также
государственными инспекторами по использованию и охране земель и
должностными лицами этих органов согласно их компетенции,
установленной в подпункте "д" пункта 10 настоящего Положения.
18. Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства
поступают при наложении их:
органами Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству - на формирование специальных денежных фондов
комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г.
N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и
охраной земель при проведении земельной реформы";
органами Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации и Государственным комитетом
санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации,
органами и учреждениями государственной санитарно -
эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с
Законами РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" - на
формирование внебюджетных экологических фондов;
органами Государственного комитета Российской Федерации по
вопросам архитектуры и строительства - в соответствующие бюджеты.
При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных
средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением
иностранных и международных организаций), привлеченных к
административной ответственности за нарушение земельного
законодательства, производится в бесспорном порядке на основании
постановлений должностных лиц или комиссий специально
уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Взыскание денежных средств с иностранных и международных
организаций, предпринимателей без образования юридического лица,
должностных лиц и граждан производится на основании решения
арбитражного суда или суда.
19. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и
землеустройству, Министерство охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет санитарно -
эпидемиологического надзора Российской Федерации и Государственный
комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и
строительства издают инструкции и дают разъяснения о порядке
осуществления госземконтроля и утверждают формы удостоверения
государственного инспектора по использованию и охране земель и
других документов, необходимых для осуществления госземконтроля.
------------------------------------------------------------------
|