ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПРИКАЗ
от 14 декабря 1993 г. N 02-218
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
В целях осуществления практических мер по совершенствованию
системы последипломного обучения персонала Банка России на основе
одобренной Советом директоров ЦБ РФ Концепции по данному вопросу
приказываю:
1. Начальникам Главных управлений (Национальных банков)
Центрального Банка России, руководителям самостоятельных структур
и подведомственных организаций проанализировать состояние дел с
профессиональным обучением кадров и обеспечить реализацию основных
требований, вытекающих из Концепции развития системы
последипломного обучения персонала Центрального банка РФ.
2. Департаменту подготовки персонала (Шураев Г.В.)
организовать проработку основных положений Концепции с
руководителями Главных управлений (Национальных банков),
начальниками управлений по работе с персоналом на совещании в
г. Твери в декабре т.г. Провести по изучению Концепции однодневный
семинар для руководителей структурных подразделений центрального
аппарата ЦБ РФ на базе Центра подготовки персонала (пос. Клязьма).
3. Главным управлениям (Национальным банкам) ЦБ РФ представить
до 01.10.94 в Департамент подготовки персонала материалы по
результатам проделанной работы, связанной с осуществлением
практических мероприятий, направленных на выполнение Решения
Совета директоров от 26.10.93.
4. Департаменту подготовки персонала совместно с другими
заинтересованными структурными подразделениями ЦБ РФ внести
обоснованные предложения руководству ЦБ РФ по совершенствованию
материально-технической базы учебных центров до 01.06.94.
5. Контроль за выполнением Решения Совета директоров от
26.10.93 возложить на Департамент подготовки персонала.
Первый заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
А.В.ВОЙЛУКОВ
Приложение
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ)
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСОНАЛА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
Основные направления развития системы последипломного обучения
персонала разработаны с учетом функций Центрального банка РФ,
изменений в сфере банковской деятельности в условиях перехода
России к рыночной экономике, а также опыта подготовки персонала в
центральных и других банках стран с развитым рыночным хозяйством.
Практическая реализация Основных направлений должна обеспечить
опережающее обучение персонала и способствовать максимально
эффективной деятельности каждого руководителя и специалиста,
работающего в Банке России.
Необходимость изменений в подходах к последипломному
обучению персонала Центрального банка РФ
Новые подходы к целям, организации и содержанию
последипломного обучения персонала Банка России продиктованы
радикальной реорганизацией банковского дела в период перехода к
рыночным отношениям и предопределены повышенными требованиями к
профессиональному уровню сотрудников Центрального банка РФ.
Они также обусловлены необходимостью устранения следующих
недостатков, имеющихся в последипломном обучении персонала:
- последипломное обучение руководителей и специалистов пока не
стало важным рычагом ускорения решения вопросов, связанных с
обеспечением эффективной деятельности двухуровневой банковской
системы;
- многие руководители психологически и методически не готовы к
использованию нетрадиционных подходов к учебе, относятся к ней
формально, новые задачи в области обучения персонала пытаются
решать старыми методами, перекладывая всю работу по повышению
профессионального уровня работников на специалистов кадровых
служб;
- большинство специалистов не видит связи между повышением
своей квалификации и профессиональным ростом, продвижением по
службе;
- слабо используется творческое начало в обучении,
неудовлетворительно его методическое и справочно-информационное
обеспечение; изучение проблем банковского дела строится, как
правило, на основе текущей нормативной документации при недооценке
изучения научных и теоретических основ банковского дела, опыта
работы банков в новых условиях, в том числе зарубежных центральных
банков. Влияние руководителей и специалистов центрального аппарата
на уровень обучения специалистов на местах крайне слабое;
- принцип опережающего обучения фактически не реализуется;
- материально-техническая база последипломного обучения
персонала не отвечает современным требованиям, что затрудняет
унификацию содержания и уровня обучения работников с
использованием современных технических средств.
Система учебных заведений, реализующих
последипломное обучение персонала Банка России
В систему учебных заведений, в которых проходят последипломное
обучение руководящие работники и специалисты Банка России, входят
подведомственные ему Центр подготовки персонала, курсовые базы,
функционирующие при территориальных подразделениях Банка России, а
также курсы повышения квалификации, входящие в структуру
банковских школ.
Повышение квалификации персонала осуществляется и в других
учебных заведениях России, имеющих для этого необходимый
интеллектуально-профессиональный потенциал и материально -
технические условия, которые соответствуют требованиям Банка
России.
В систему учебных заведений, реализующих последипломное
обучение персонала, могут входить учебные центры центральных
банков и др. учебные подразделения за рубежом, отвечающие
соответствующим критериям Банка России.
В целях повышения эффективности работы по последипломному
обучению персонала курсовые базы, являющиеся фактически
межрегиональными учебными заведениями, должны быть выделены из
кадровых подразделений Главных территориальных управлений в
обособленные учебные центры.
Головным учебным заведением, осуществляющим учебно -
методическое обеспечение системы последипломного обучения
персонала и обобщение опыта работы в России, в ближайшей
перспективе должен стать Центр подготовки персонала.
Центр подготовки персонала, учебные центры и курсы Банковских
школ призваны организовывать и проводить последипломное обучение
руководящих работников и специалистов по всем важнейшим
направлениям деятельности Центрального банка с учетом перспективы
и новых банковских технологий.
Система последипломного обучения в учебных подразделениях
Банка России является открытой, что выражается в ее способности
воспринимать все новое, рождающееся в мировой и отечественной
банковской практике, в возможности ставить и реализовывать новые
образовательные цели, передовые подходы к содержанию, организации
и проведению учебного процесса.
Эта система должна стать гибкой, что заключается в ее
способности к быстрой переориентации в соответствии с меняющейся
потребностью учреждений Банка России в направленности
профессиональной подготовки персонала, наиболее полно
реализовывать свое назначение среди прочих ступеней банковского
образования.
Учебные подразделения Банка России могут участвовать в
обучении руководящего состава других кредитных учреждений России и
ближнего зарубежья, способствуя тем самым кадровому обеспечению
единой денежно-кредитной политики и цивилизованному развитию
банковского дела в стране.
В своей работе по обучению персонала эти подразделения
ориентируются на широкий круг преподавателей, активно привлекая
для проведения занятий высококвалифицированных банковских
руководящих работников и специалистов центрального аппарата и
территориальных управлений Банка России.
Высокий научно-методический уровень обучения должен
базироваться на регулярной переподготовке преподавателей,
организуемой Департаментом подготовки персонала Банка России, на
необходимом материальном обеспечении учебы, прогрессивной системе
оплаты труда привлекаемых преподавателей, а также на высоком
уровне материальной и технической оснащенности учебных
подразделений, позволяющем создать комфортные условия для
проведения занятий, самоподготовки, проживания и организации
досуга преподавателей и слушателей, сопоставимые с условиями,
имеющимися в центральных банках стран с развитым рыночным
хозяйством.
Интенсификация учебного процесса должна обеспечиваться
внедрением информационных технологий, позволяющих унифицировать
содержание и уровень подготовки слушателей за счет использования
соответствующих учебных программ и материалов в сочетании с
видео- и компьютерным оборудованием и контрольным тестированием
уровня полученных знаний.
Перспективным направлением в работе по повышению эффективности
обучения специалистов является тщательный отбор учебных
подразделений зарубежных партнеров Банка России, в которых
осуществляется подготовка его персонала. Этот отбор должен
обеспечить гарантированное качество преподавания и содержания
учебы по актуальным для Банка России вопросам банковской
деятельности.
Основы и цели последипломного обучения
специалистов Банка России
Система последипломного обучения специалистов Банка России
призвана обеспечить опережающую подготовку персонала к работе в
условиях перехода к рыночной экономике и базируется на следующих
основных принципах:
- непрерывность и многоуровневость обучения;
- персональная ответственность руководителей за
профессиональный уровень подчиненных им работников;
- личная заинтересованность специалистов в повышении своего
профессионального уровня;
- приоритетность и достаточность финансирования;
- интеграция с системами повышения квалификации банковских
специалистов зарубежных центральных банков, а также коммерческих
банков России.
При организации последипломного обучения следует исходить из
того, что руководители и специалисты Банка России направляются на
учебу в том случае, если намечаются изменения их должностных или
функциональных обязанностей, если вводится новая банковская
технология, если учеба продиктована необходимостью улучшения
качества работы на порученном участке.
Такой подход к учебе персонала должен лечь в основу
перспективного и текущего планирования обучения руководителей и
специалистов Банка России, обеспечить экономное расходование
финансовых средств, способствовать росту эффективности и
престижности учебы.
Целью последипломного обучения персонала Банка России
является:
- углубление знаний специалистов в области теории и практики
анализа макроэкономических процессов, подготовка их к участию в
выработке адекватной денежно-кредитной политики и инструментария
по ее реализации;
- ознакомление персонала с сущностью процессов, происходящих в
российской экономике на различных этапах ее развития в период
становления и укрепления рыночных отношений в обществе;
- повышение профессиональной компетенции специалиста, занятого
на конкретном функциональном участке банковской деятельности;
- подготовка специалиста к использованию новых банковских
технологий;
- совершенствование управленческой деятельности, включая
психологические аспекты управления;
- повышение общего интеллекта специалиста путем изучения
смежных областей экономики (финансы, биржевое дело и др.) и
банковского дела, совершенствования знаний иностранных языков,
приобретения и углубления навыков работы с персональной
компьютерной техникой, оргтехникой и т.д.;
- изучение для использования в практике работы передового, в
том числе зарубежного опыта банковской деятельности с учетом
экономической жизни России и функционирования ее Центрального
банка;
- подготовка резерва на замещение руководящих должностей и
должностей специалистов в учреждениях и центральном аппарате Банка
России из числа молодых перспективных работников системы, а также
специалистов других отраслей хозяйства, имеющих склонность к
банковской деятельности;
- углубление знаний преподавателей банковских школ, Центра
подготовки персонала и курсовых баз в области дидактики и методики
обучения персонала Банка России; ознакомление с новыми
направлениями в указанной области профессиональной деятельности.
Содержание последипломного образования
специалистов Банка России
Содержание последипломного образования специалистов и
руководящих работников Банка России формируется исходя из реальных
потребностей в ближайшем будущем и на данном этапе в изучении
перспектив и практики банковского дела, новых банковских
технологий, накопленного отечественного и зарубежного опыта, что
должно обеспечивать готовность персонала успешно выполнять свои
функции при любых изменениях в банковском деле и в экономическом
развитии страны. Оно направлено на получение навыков решения
ситуаций, с которыми предстоит встретиться руководителям и
специалистам в практической деятельности в Банке России.
Непосредственное и определяющее участие в формировании
содержания обучения в системе последипломного обучения
специалистов Банка России должны принять руководители
функциональных подразделений центрального аппарата и
территориальных управлений.
Обязательным составляющим содержания обучения должны стать
наиболее актуальные проблемы банковской науки и практики,
позволяющие прошедшим обучение ориентироваться в новых
складывающихся производственных ситуациях, правильно определять
методы и организационные формы деятельности на конкретных участках
в Банке России.
Особое место отводится языковой подготовке банковского
персонала. Ее уровень должен обеспечивать деловое общение
специалиста с зарубежными партнерами и успешное выполнение им
функциональных обязанностей с учетом адаптации зарубежного опыта
деятельности Центрального банка.
Отбор дисциплин, определяющих содержание последипломного
обучения, должен осуществляться как Департаментом подготовки
персонала, утверждающим учебно-тематические планы обучения, так и
на местах - самими учебными подразделениями совместно с
заинтересованными учреждениями и подразделениями Банка России.
Обновление содержания обучения должно носить непрерывный
характер, что обеспечивается передачей права отбора изучаемой
информации самому учебному подразделению, преподавателям, исходя
из прогнозов и реалий развития банковского дела, потребностей и
интересов учреждений Банка России.
Учебным подразделениям предоставляется право самостоятельно
определять форму завершения и итогового контроля уровня обучения.
Содержание обучения руководящих работников и специалистов
Банка России за рубежом и при привлечении иностранных специалистов
к проведению учебы персонала непосредственно в России является
приоритетом Банка России. Такая учеба рассматривается как важная
составная часть последипломной подготовки персонала и должна
проводиться преимущественно для тех категорий работников,
должностное положение которых позволяет оценивать, адаптировать и
применять полученные знания и зарубежный опыт в Банке России.
Управление системой последипломного
обучения Банка России
В основу управления системой последипломного обучения Банка
России положен принцип разделения функций и полномочий между
Департаментом подготовки персонала, территориальными и учебными
подразделениями Банка России.
Общее организационно-методическое руководство деятельностью
системы последипломного обучения персонала осуществляет
Департамент подготовки персонала, который по согласованию с
другими структурными подразделениями центрального аппарата
определяет содержание и сроки обучения, утверждает учебные планы,
программы, пособия, другую учебно-программную документацию,
необходимую при проведении учебы. Департамент способствует решению
вопросов материально-технического и финансового обеспечения
системы последипломного обучения, непосредственно организует
повышение квалификации преподавателей Банковских школ Банка
России, обмен опытом, а также повышение квалификации работников
Банка России, входящих в номенклатуру руководства Банка, обучение
персонала за рубежом или с участием зарубежных преподавателей и
банковских специалистов в подведомственных учебных подразделениях.
Организационные вопросы, связанные с проведением мероприятий
по последипломному обучению работников Банка России, являются
компетенцией руководителей соответствующих территориальных
управлений и учебных подразделений.
Приложение
к Приказу
Центрального Банка России
от 14 декабря 1993 г. N 02-218
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА БАНКА РОССИИ
---T---------------------------T---------------------------------¬
¦N ¦ Наименование категорий ¦ Учебные заведения ¦
¦ ¦ работников Банка России ¦ ¦
+--+---------------------------+---------------------------------+
¦1.¦Руководители структурных ¦Центр подготовки персонала Банка¦
¦ ¦подразделений центрального ¦России, учебные центры банков за-¦
¦ ¦аппарата, руководители и ¦рубежных стран, учебные заведе-¦
¦ ¦главные бухгалтеры терри- ¦ния, включая зарубежные, осущест-¦
¦ ¦ториальных управлений и ¦вляющие подготовку и повышение¦
¦ ¦резерв на эти должности, ¦квалификации руководящих работни-¦
¦ ¦преподаватели Банковских ¦ков экономических органов и бан-¦
¦ ¦школ, Центра подготовки ¦ков ¦
¦ ¦персонала и учебных ¦ ¦
¦ ¦центров Банка России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.¦Руководители среднего ¦Центр подготовки персонала Банка¦
¦ ¦звена (управлений и отде- ¦России, учебные заведения России,¦
¦ ¦лов, входящих в состав ¦осуществляющие подготовку и повы-¦
¦ ¦самостоятельных подразде- ¦шение квалификации руководящих¦
¦ ¦лений) центрального аппа- ¦работников экономических органов¦
¦ ¦рата Банка России и резерв ¦и банков, учебные центры банков¦
¦ ¦на эти должности ¦зарубежных стран ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3.¦Специалисты центрального ¦Центр подготовки персонала Банка¦
¦ ¦аппарата Банка России ¦России, учебные заведения России,¦
¦ ¦ ¦осуществляющие подготовку и повы-¦
¦ ¦ ¦шение квалификации банковских¦
¦ ¦ ¦специалистов с высшим образовани-¦
¦ ¦ ¦ем, учебные центры банков зару- ¦
¦ ¦ ¦бежных стран ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦4.¦Руководители структурных ¦Центр подготовки персонала, учеб-¦
¦ ¦подразделений территориа- ¦ные центры Банка России, учебные¦
¦ ¦льных управлений и резерв ¦заведения России, осуществляющие¦
¦ ¦на эти должности ¦подготовку и повышение квалифика-¦
¦ ¦ ¦ции банковских специалистов с¦
¦ ¦ ¦высшим образованием, учебные ¦
¦ ¦ ¦центры банков зарубежных стран ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦5.¦Специалисты территориаль- ¦Учебные центры Банка России,¦
¦ ¦ных управлений ¦учебные заведения России, осу-¦
¦ ¦ ¦ществляющие подготовку и повыше-¦
¦ ¦ ¦ние квалификации банковских спе-¦
¦ ¦ ¦циалистов с высшим образованием ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦6.¦Руководители РКЦ, в том ¦Учебные центры Банка России,¦
¦ ¦числе главные бухгалтеры и ¦учебные заведения, осуществляющие¦
¦ ¦резерв на эти должности ¦подготовку и повышение квалифика-¦
¦ ¦ ¦ции банковских специалистов с¦
¦ ¦ ¦высшим образованием, банковские¦
¦ ¦ ¦школы Центрального банка РФ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦7.¦Специалисты РКЦ ¦Банковские школы Центрального¦
¦ ¦ ¦банка РФ ¦
L--+---------------------------+----------------------------------
|