Утверждаю
Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.ШАДРИКОВ
18 ноября 1993 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552500 - РАДИОТЕХНИКА (ВТОРОЙ
УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Действуют в качестве временных требований до введения в
действие стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая характеристика направления
552500 - Радиотехника
1.1. Направление утверждено Приказом Комитета по высшей школе
от 11 июня 1992 г. N 335.
1.2. Нормативная длительность обучения по направлению при
очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая
степень - "Бакалавр".
1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности
выпускника.
1.3.1. Место направления в области техники.
Радиотехника составляет часть техники, которая включает
совокупность средств, способов и методов человеческой
деятельности, направленных на создание устройств, систем и
комплексов, основанных на использовании электромагнитных колебаний
и волн и предназначенных для передачи и приема информации,
получения информации об окружающей среде, природных и технических
объектах, воздействия на природные или технические объекты с целью
изменения их свойств.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра по
направлению 552500 - Радиотехника являются радиотехнические
устройства, системы и комплексы, их подсистемы и функциональные
узлы, методы и средства для их разработки, проектирования,
моделирования, экспериментальной отработки и подготовки к
производству.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр по направлению 552500 - Радиотехника в соответствии с
фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять
следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно - конструкторская;
- производственно - управленческая;
- экспериментально - исследовательская.
1.3.4. Возможности профессиональной адаптации. Бакалавр по
направлению 552500 - Радиотехника может адаптироваться к следующим
видам профессиональной деятельности:
- монтажно - наладочные работы;
- эксплуатационное и сервисное обслуживание.
Бакалавр может в установленном порядке работать в
образовательных учреждениях.
1.4. Возможности продолжения образования.
Бакалавр подготовлен к обучению в магистратуре по направлению
552500 - Радиотехника и к освоению в сокращенные до года сроки
профессиональных образовательных программ по специальностям:
230100 - Радиотехника;
230200 - Радиофизика и электроника;
230300 - Конструирование и технология радиоэлектронных
средств;
230400 - Техническая эксплуатация транспортного
радиооборудования;
230800 - Радиоэлектронные системы и комплексы средств
управления подвижными объектами.
2. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно завершивших обучение по программе
направления 552500 - Радиотехника
2.1. Общие требования к образованности бакалавра.
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и
социально - экономических наук, способен научно анализировать
социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы
этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение
человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать
их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях,
происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности
современных научных методов познания природы и владеет ими на
уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное
содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную
деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на
реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его
результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки
(редактирования) информации, применяемыми в сфере его
профессиональной деятельности;
- владеет знаниями основ производственных отношений и
принципами управления с учетом технических, финансовых и
человеческих факторов;
- умеет использовать методы решения задач на определение
оптимальных соотношений параметров различных систем;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих
возможностей, умеет приобретать новые знания, используя
современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере
на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели
для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их
качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их
решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком
с методами управления, умеет организовать работу исполнителей,
находить и принимать управленческие решения в условиях различных
мнений, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и
характера своей профессиональной деятельности, работе над
междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально -
экономических дисциплин определяются документом "Требования
(федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и
уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие
гуманитарные и социально - экономические дисциплины", утвержденным
Госкомвузом России 18 августа 1993 г.
2.2.2. Требования по циклу математических и общих
естественнонаучных дисциплин.
Бакалавр должен:
в области математики и информатики:
иметь представление:
- о математике как особом способе познания мира, общности ее
понятий и представлений;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
знать и уметь использовать:
- основные понятия и методы математического анализа,
аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций
комплексного переменного, теории вероятностей и математической
статистики, дискретной математики;
- математические модели простейших систем и процессов в
естествознании и технике;
- вероятностные модели для конкретных процессов и проводить
необходимые расчеты в рамках построенной модели;
- методы аналитического и численного решения основных типов
уравнений с частными производными;
- условия применимости и методы построения вероятностных
моделей (марковской и стационарной) для конкретных процессов;
иметь опыт:
- употребления математической символики для выражения
количественных и качественных отношений объектов;
- исследования моделей с учетом их иерархической структуры и
оценкой пределов применимости полученных результатов;
- использования основных приемов обработки экспериментальных
данных;
- аналитического и численного решения алгебраических
уравнений;
- исследования, аналитического и численного решения
обыкновенных дифференциальных уравнений;
- аналитического и численного решения основных типов уравнений
с частными производными при характерных для радиотехнических
приложений начальных и граничных условиях;
- расчета основных числовых характеристик марковской и
стационарной моделей случайных процессов;
- программирования и использования возможностей вычислительной
техники и программного обеспечения;
в области физики, химии и экологии:
иметь представление:
- о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
- о фундаментальном единстве естественных наук,
незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего
развития;
- о дискретности и непрерывности в природе;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе,
упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное
состояние и наоборот;
- о динамических и статистических закономерностях в природе;
- о вероятности как объективной характеристике природных
систем;
- об измерениях и их специфичности в различных разделах
естествознания;
- о фундаментальных константах естествознания;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
- о состояниях в природе и их изменениях со временем;
- об индивидуальном и коллективном поведении объектов в
природе;
- о времени в естествознании;
- об основных химических системах и процессах;
- о взаимосвязи между свойствами химической системы, природой
веществ и их реакционной способностью;
- о методах химической идентификации и определения веществ;
- об особенностях биологической формы организации материи,
принципах воспроизводства и развития живых систем;
- о биосфере и направлении ее эволюции;
- о целостности и гомеостазе живых систем;
- о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов,
экосистемах;
- об экологических принципах охраны природы и рациональном
природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу
технологий;
- о новейших открытиях естествознания, перспективах их
использования для построения технических устройств;
- о физическом, химическом и биологическом моделировании;
- о последствиях своей профессиональной деятельности с точки
зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
знать и уметь использовать:
- основные понятия, законы и модели механики, электричества и
магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической
физики и термодинамики, зонной теории твердого тела, химических
систем, химической термодинамики и кинетики, реакционной
способности веществ, химической идентификации, экологии;
- методы теоретического и экспериментального исследования в
физике, химии, экологии;
- численные оценки порядков величин, характерных для различных
разделов естествознания;
иметь опыт:
- составления и решения уравнений электромагнитного поля и
материальных уравнений при начальных и граничных условиях,
характерных для радиофизических задач;
- экспериментальной проверки решений простейших
электродинамических задач.
2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин.
Бакалавр должен:
иметь представление:
- о структурах современных и перспективных радиотехнических
устройств, систем и комплексов и используемых в них подсистем и
функциональных узлов;
- о формах сигналов и структурах типовых радиотехнических
цепей, используемых для их формирования и обработки;
- о тенденциях развития микроэлектроники, элементной и
технологической базы радиотехники и его влиянии на выбор
технических решений для создания конкурентоспособной аппаратуры;
- о динамике развития и выборе наиболее выгодного сочетания
аналоговых и цифровых узлов и подсистем в перспективной
аппаратуре;
- о состоянии и тенденциях развития радиоизмерительных
средств;
- о типовых и перспективных конструкторских решениях в
радиоэлектронике;
- о состоянии и развитии средств автоматизации проектирования
радиоэлектронных устройств и систем;
- о методах качественного и количественного анализа особо
опасных, опасных и вредных антропогенных факторов;
- о научных и организационных основах мер ликвидации
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других
чрезвычайных ситуаций;
знать:
- основные виды детерминированных и случайных сигналов в
радиотехнике и методы их формирования и обработки;
- основные типы нелинейных активных приборов, их модели и
способы их количественного описания при использовании в
радиотехнических цепях и устройствах;
- простейшие структуры для излучения электромагнитных волн и
законы их распространения, свойства и методы построения основных
типов волноводов и резонаторов;
- основы схемотехники и элементную базу аналоговых и цифровых
электронных устройств, а также архитектуру, условия и способы
использования микропроцессоров в радиотехнических устройствах;
- основные методы измерения характеристик радиотехнических
цепей и сигналов, оценки их надежности и точности;
- структуры и принципы действия основных систем
радиоавтоматики;
- принципы выбора конструкторских решений радиоэлектронных
средств и обеспечения надежности их работы;
- принципы построения и типы систем автоматизации
проектирования радиотехнических устройств и систем, а также основы
их моделирования;
уметь использовать:
- методы анализа электрических цепей в стационарном и
переходном режимах;
- спектральные методы анализа детерминированных и случайных
сигналов и их преобразований в электрических цепях;
- модели активных приборов при исследовании цепей и узлов;
- методы расчета основных характеристик волноводных трактов и
резонаторов;
- методы расчета типовых аналоговых и цифровых функциональных
узлов;
- методы построения функциональных узлов на основе
микропроцессоров;
- основную аппаратуру для измерения характеристик
радиотехнических цепей и сигналов;
- методы расчета основных параметров радиоавтоматики в типовых
режимах;
- основные нормативные материалы и техническую документацию,
необходимые для выбора конструкторских решений устройств с учетом
требований надежности, устойчивости к воздействию окружающей
среды, электромагнитной совместимости и технологичности;
- типовые программные средства для автоматизации
проектирования и моделирования радиоэлектронных цепей и устройств;
иметь опыт:
- выбора схем аналоговых и цифровых электронных устройств,
выполнения схемотехнических расчетов с применением средств
автоматизации проектирования;
- выбора основных элементов конструкции таких устройств и
оформления необходимой технической документации.
2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин.
Бакалавр должен:
- понимать основные научно - технические проблемы и
перспективы развития областей техники, соответствующих специальной
подготовке, их взаимосвязь со смежными областями;
- знать основные объекты, явления и процессы, связанные с
конкретной областью специальной подготовки, и уметь использовать
методы их научного исследования;
- уметь сформулировать основные технико - экономические
требования к изучаемым техническим объектам и знать существующие
научно - технические средства их реализации.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра
устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания
цикла специальных дисциплин.
3. Обязательный минимум содержания
образовательной программы по направлению
552500 - Радиотехника
----------T------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего¦
¦ ¦ и их основные разделы ¦часов¦
+---------+------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Цикл общих гуманитарных и социально - экономи- ¦1800 ¦
¦ ¦ческих дисциплин определяется документом "Требо-¦ ¦
¦ ¦вания (федеральный компонент) к обязательному ¦ ¦
¦ ¦минимуму содержания и уровню подготовки выпуск- ¦ ¦
¦ ¦ника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и¦ ¦
¦ ¦социально - экономические дисциплины", утверж- ¦ ¦
¦ ¦денным Госкомвузом России 18 августа 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.00 ¦Цикл математических и общих естественнонаучных ¦2290 ¦
¦ ¦дисциплин ¦ ¦
¦ ¦Математика и информатика ¦1040 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.01 ¦Математика: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.01.01 ¦Общий курс: ¦ ¦
¦ ¦алгебра: основные алгебраические структуры, век-¦ ¦
¦ ¦торные пространства и линейные отображения, бу- ¦ ¦
¦ ¦левы алгебры; ¦ ¦
¦ ¦геометрия: аналитическая геометрия, многомерная ¦ ¦
¦ ¦евклидова геометрия, дифференциальная геометрия ¦ ¦
¦ ¦кривых и поверхностей, элементы топологий; ¦ ¦
¦ ¦дискретная математика: логические исчисления, ¦ ¦
¦ ¦графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, ¦ ¦
¦ ¦автоматы, комбинаторика; ¦ ¦
¦ ¦анализ: дифференциальное и интегральное исчисле-¦ ¦
¦ ¦ния, элементы теории функций и функционального ¦ ¦
¦ ¦анализа, теория функций комплексного переменно- ¦ ¦
¦ ¦го, дифференциальные уравнения; ¦ ¦
¦ ¦вероятность и статистика: элементарная теория ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математические основы теории веро-¦ ¦
¦ ¦ятностей, модели случайных процессов, проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, принцип максимального правдоподобия, ¦ ¦
¦ ¦статистические методы обработки эксперименталь- ¦ ¦
¦ ¦ных данных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.01.02 ¦Специальные разделы математики: ¦ ¦
¦ ¦методы решения уравнений математической физики ¦ ¦
¦ ¦(аналитические и численные); дополнительные раз-¦ ¦
¦ ¦делы теории функций комплексного переменного: ¦ ¦
¦ ¦конформные отображения, краевые задачи, асимп- ¦ ¦
¦ ¦тотические оценки, специальные функции, интег- ¦ ¦
¦ ¦ральные преобразования; методы теории марковских¦ ¦
¦ ¦и стационарных случайных процессов с непрерывным¦ ¦
¦ ¦и дискретным временем ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.02 ¦Информатика: ¦ ¦
¦ ¦понятие информации; общая характеристика процес-¦ ¦
¦ ¦сов сбора, передачи, обработки и накопления ин- ¦ ¦
¦ ¦формации; технические и программные средства ре-¦ ¦
¦ ¦ализации информационных процессов; модели реше- ¦ ¦
¦ ¦ния функциональных и вычислительных задач; алго-¦ ¦
¦ ¦ритмизация и программирование; языки программи- ¦ ¦
¦ ¦рования высокого уровня; базы данных; программ- ¦ ¦
¦ ¦ное обеспечение и технология программирования ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Общие естественнонаучные дисциплины ¦ 860 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.03 ¦Физика ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.03.01 ¦Общий курс: ¦ ¦
¦ ¦физические основы механики: понятие состояния в ¦ ¦
¦ ¦классической механике, уравнения движения, зако-¦ ¦
¦ ¦ны сохранения, основы релятивистской механики, ¦ ¦
¦ ¦принцип относительности в механике, кинематика и¦ ¦
¦ ¦динамика твердого тела, жидкостей и газов; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм: электростатика и маг-¦ ¦
¦ ¦нетостатика в вакууме и веществе, уравнения ¦ ¦
¦ ¦Максвелла в интегральной и дифференциальной фор-¦ ¦
¦ ¦ме, материальные уравнения, квазистационарные ¦ ¦
¦ ¦токи, принцип относительности в электродинамике;¦ ¦
¦ ¦физика колебаний и волн: гармонический и ангар- ¦ ¦
¦ ¦монический осциллятор, физический смысл спект- ¦ ¦
¦ ¦рального разложения, кинематика волновых процес-¦ ¦
¦ ¦сов, нормальные моды, интерференция и дифракция ¦ ¦
¦ ¦волн, элементы Фурье - оптики; ¦ ¦
¦ ¦квантовая физика: корпускулярно - волновой дуа- ¦ ¦
¦ ¦лизм, принцип неопределенности, квантовые состо-¦ ¦
¦ ¦яния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения ¦ ¦
¦ ¦движения, операторы физических величин, энерге- ¦ ¦
¦ ¦тический спектр атомов и молекул, природа хими- ¦ ¦
¦ ¦ческой связи; ¦ ¦
¦ ¦статистическая физика и термодинамика: три нача-¦ ¦
¦ ¦ла термодинамики, термодинамические функции сос-¦ ¦
¦ ¦тояния, фазовые равновесия и фазовые превраще- ¦ ¦
¦ ¦ния, элементы неравновесной термодинамики, клас-¦ ¦
¦ ¦сическая и квантовые статистики, кинетические ¦ ¦
¦ ¦явления, системы заряженных частиц, конденсиро- ¦ ¦
¦ ¦ванное состояние ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.03.02 ¦Специальные разделы физики: ¦ ¦
¦ ¦электродинамика: уравнения электромагнитного по-¦ ¦
¦ ¦ля и материальные уравнения, электродинамические¦ ¦
¦ ¦потенциалы, волновое уравнение произвольной ¦ ¦
¦ ¦электромагнитной системы источников, формулиров-¦ ¦
¦ ¦ка граничных условий и их физический смысл, ¦ ¦
¦ ¦энергия поля в диспергирующих средах, комплекс- ¦ ¦
¦ ¦ная и колеблющаяся мощность, плоские электромаг-¦ ¦
¦ ¦нитные волны в изотропной и гиротропной средах, ¦ ¦
¦ ¦в ионосфере, скорости распространения волн, про-¦ ¦
¦ ¦хождение через границу раздела, цилиндрические и¦ ¦
¦ ¦сферические волны; ¦ ¦
¦ ¦основы зонной теории твердого тела: движение ¦ ¦
¦ ¦электронов в кристалле под действием внешнего ¦ ¦
¦ ¦поля; статистика электронов и дырок в металлах и¦ ¦
¦ ¦полупроводниках; механизмы рассеяния носителей ¦ ¦
¦ ¦заряда; ¦ ¦
¦ ¦кинетические явления: подвижность и электропро- ¦ ¦
¦ ¦водность; генерация и рекомбинация, диффузия и ¦ ¦
¦ ¦дрейф носителей заряда в полупроводниках ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.04 ¦Химия: ¦ ¦
¦ ¦химические системы: растворы, дисперсные систе- ¦ ¦
¦ ¦мы, электрохимические системы, катализаторы и ¦ ¦
¦ ¦каталитические системы, полимеры и олигомеры; ¦ ¦
¦ ¦химическая термодинамика и кинетика: энергетика ¦ ¦
¦ ¦химических процессов, химическое и фазовое рав- ¦ ¦
¦ ¦новесие, скорость реакции и методы ее регулиро- ¦ ¦
¦ ¦вания, колебательные реакции; ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ: химия и перио- ¦ ¦
¦ ¦дическая система элементов, кислотно - основные ¦ ¦
¦ ¦и окислительно - восстановительные свойства ве- ¦ ¦
¦ ¦ществ, химическая связь, комплементарность; ¦ ¦
¦ ¦химическая идентификация: качественный и коли- ¦ ¦
¦ ¦чественный анализ, аналитический сигнал, хими- ¦ ¦
¦ ¦ческий, физико - химический и физический анализ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.05 ¦Экология: ¦ ¦
¦ ¦биосфера и человек: структура биосферы, экосис- ¦ ¦
¦ ¦темы, взаимоотношения организма и среды, эколо- ¦ ¦
¦ ¦гия и здоровье человека; глобальные проблемы ок-¦ ¦
¦ ¦ружающей среды; экологические принципы рацио- ¦ ¦
¦ ¦нального использования природных ресурсов и ох- ¦ ¦
¦ ¦раны природы; основы экономики природопользова- ¦ ¦
¦ ¦ния; экозащитная техника и технологии; основы ¦ ¦
¦ ¦экологического права, профессиональная ответс- ¦ ¦
¦ ¦твенность; международное сотрудничество в облас-¦ ¦
¦ ¦ти окружающей среды ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ЕН.06 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанав- ¦ 390 ¦
¦ ¦ливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2104 ¦
¦ ¦направления ¦ ¦
¦ДН.01 ¦Основы теории цепей: ¦ 230 ¦
¦ ¦основные понятия теории цепей; законы Кирхгофа; ¦ ¦
¦ ¦динамические уравнения и методы их решения для ¦ ¦
¦ ¦простых цепей; метод узловых напряжений и урав- ¦ ¦
¦ ¦нения состояния; контурные уравнения; анализ це-¦ ¦
¦ ¦пей переменного тока во временной области; пре- ¦ ¦
¦ ¦образования Лапласу; анализ цепей в частотной ¦ ¦
¦ ¦области, системные функции цепей; нелинейные ре-¦ ¦
¦ ¦зистивные цепи; анализ цепей с многополюсными ¦ ¦
¦ ¦элементами ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.02 ¦Радиотехнические цепи и сигналы: ¦ 230 ¦
¦ ¦классификация и спектральные характеристики де- ¦ ¦
¦ ¦терминированных радиотехнических сигналов; слу- ¦ ¦
¦ ¦чайные сигналы; прохождение детерминированных и ¦ ¦
¦ ¦случайных сигналов через линейные стационарные ¦ ¦
¦ ¦цепи; нелинейные цепи; генерирование гармоничес-¦ ¦
¦ ¦ких колебаний; параметрические цепи; прохождение¦ ¦
¦ ¦сигналов через параметрические цепи; дискретная ¦ ¦
¦ ¦обработка сигналов; принципы оптимальной линей- ¦ ¦
¦ ¦ной фильтрации; элементы синтеза линейных стаци-¦ ¦
¦ ¦онарных цепей; кепстральный анализ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.03 ¦Электроника и микроэлектроника: ¦ 220 ¦
¦ ¦материалы электронной техники и их электрофизи- ¦ ¦
¦ ¦ческие свойства; электронные приборы: диоды, би-¦ ¦
¦ ¦полярные транзисторы, тиристоры, полевые тран- ¦ ¦
¦ ¦зисторы, приборы с зарядовой связью, основные ¦ ¦
¦ ¦элементы интегральных схем, основные логические ¦ ¦
¦ ¦элементы на биполярных и полевых транзисторах, ¦ ¦
¦ ¦элементы памяти, технология микроэлектроники ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.04 ¦Техническая электродинамика: ¦ 160 ¦
¦ ¦электромагнитные волны в направляющих системах: ¦ ¦
¦ ¦виды направляющих систем, собственные волны в ¦ ¦
¦ ¦прямоугольных и круглых волноводах, поверхност- ¦ ¦
¦ ¦ные волны, особенности распространения волн в ¦ ¦
¦ ¦микрополосковых, целевых и квазиоптических сис- ¦ ¦
¦ ¦темах, связь и возбуждение направляющих систем, ¦ ¦
¦ ¦потери энергии; электромагнитные колебания в ¦ ¦
¦ ¦объемных резонаторах: резонаторы простой формы, ¦ ¦
¦ ¦собственная добротность резонаторов; дифракцион-¦ ¦
¦ ¦ный метод Кирхгофа и излучение электромагнитных ¦ ¦
¦ ¦волн различными источниками; законы распростра- ¦ ¦
¦ ¦нения электромагнитных волн над поверхностью ¦ ¦
¦ ¦Земли, в атмосфере и ионосфере ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.05 ¦Схемотехника аналоговых электронных устройств: ¦ 170 ¦
¦ ¦показатели и характеристики аналоговых электрон-¦ ¦
¦ ¦ных устройств; обратная связь и ее влияние на ¦ ¦
¦ ¦показатели и характеристики аналоговых уст- ¦ ¦
¦ ¦ройств; обеспечение и стабилизация режима работы¦ ¦
¦ ¦транзисторов по постоянному току; каскады пред- ¦ ¦
¦ ¦варительного усиления; оконечные усилительные ¦ ¦
¦ ¦каскады; операционные усилители; активные ¦ ¦
¦ ¦RC-фильтры; компараторы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.06 ¦Цифровые устройства и микропроцессоры: ¦ 190 ¦
¦ ¦основы импульсной и цифровой схемотехники; ос- ¦ ¦
¦ ¦новные цифровые устройства: триггеры, счетчики, ¦ ¦
¦ ¦регистры, запоминающие устройства, преобразова- ¦ ¦
¦ ¦тели сигналов; микропроцессоры, их архитектура, ¦ ¦
¦ ¦система команд, основы применения; программное ¦ ¦
¦ ¦обеспечение ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.07 ¦Теория управления и радиоавтоматика: ¦ 100 ¦
¦ ¦принципы построения и классификация систем ра- ¦ ¦
¦ ¦диоавтоматики (РА); функциональные и структурные¦ ¦
¦ ¦схемы систем радиоавтоматики; элементы систем ¦ ¦
¦ ¦РА; математическое описание непрерывных систем ¦ ¦
¦ ¦РА; анализ устойчивости систем РА; анализ про- ¦ ¦
¦ ¦цессов в системах РА при внешних воздействиях; ¦ ¦
¦ ¦анализ нелинейных систем РА; дискретные системы ¦ ¦
¦ ¦РА: цифровые системы РА ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.08 ¦Конструирование и технология радиоэлектронных ¦ 100 ¦
¦ ¦средств (РЭС): ¦ ¦
¦ ¦методологические вопросы конструирования совре- ¦ ¦
¦ ¦менных РЭС; основы конструирования и технология ¦ ¦
¦ ¦микросборок; компоновка РЭС; основы защиты конс-¦ ¦
¦ ¦трукций РЭС от механических воздействий; основы ¦ ¦
¦ ¦обеспечения тепловых режимов РЭС; основы защиты ¦ ¦
¦ ¦РЭС от паразитных электрических связей, наводок ¦ ¦
¦ ¦и ионизирующих излучений; основы теории надеж- ¦ ¦
¦ ¦ности РЭС и обеспечение качества функционирова- ¦ ¦
¦ ¦ния проектируемых РЭС; основы проектирования ¦ ¦
¦ ¦технологических процессов и типовые технологи- ¦ ¦
¦ ¦ческие процессы изготовления конструктивов РЭС; ¦ ¦
¦ ¦испытания РЭС ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.09 ¦Автоматизация проектирования радиоэлектронных ¦ 100 ¦
¦ ¦устройств: ¦ ¦
¦ ¦основы автоматизированного проектирования ради- ¦ ¦
¦ ¦оэлектронных схем и устройств; принципы автома- ¦ ¦
¦ ¦тизации задачи проектирования; математические ¦ ¦
¦ ¦основы моделирования радиоэлектронных устройств ¦ ¦
¦ ¦на структурном, функциональном и схемотехничес- ¦ ¦
¦ ¦ком уровнях; знакомство с типовыми программами ¦ ¦
¦ ¦САПР ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.10 ¦Метрология и радиоизмерения: ¦ 100 ¦
¦ ¦основные понятия в метрологии; основной принцип ¦ ¦
¦ ¦измерения; эталоны единиц физических величин; ¦ ¦
¦ ¦система единиц SI; стандартная схема измерения; ¦ ¦
¦ ¦основные факторы, вызывающие погрешность резуль-¦ ¦
¦ ¦татов измерения; средство измерения и его метро-¦ ¦
¦ ¦логические характеристики; поверка средств изме-¦ ¦
¦ ¦рений; обработка многократных измерений; понятие¦ ¦
¦ ¦о плане измерений и методах его построения; исс-¦ ¦
¦ ¦ледование формы сигнала; анализ спектра и пара- ¦ ¦
¦ ¦метров сложных сигналов; измерение частоты, ин- ¦ ¦
¦ ¦тервалов времени и фазового сдвига; измерение ¦ ¦
¦ ¦тока, напряжения и мощности; измерение характе- ¦ ¦
¦ ¦ристик случайных сигналов и процессов; измерение¦ ¦
¦ ¦параметров радиоцепей; автоматизация измерений ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.11 ¦Безопасность жизнедеятельности: ¦ 100 ¦
¦ ¦человек и среда обитания; основы физиологии тру-¦ ¦
¦ ¦да и комфортные условия жизнедеятельности; безо-¦ ¦
¦ ¦пасность и экологичность технических систем; бе-¦ ¦
¦ ¦зопасность в чрезвычайных ситуациях; управление ¦ ¦
¦ ¦безопасностью жизнедеятельности; основы электро-¦ ¦
¦ ¦безопасности; производственная санитария; пожар-¦ ¦
¦ ¦ная безопасность ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ДН.12 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- ¦ 404 ¦
¦ ¦навливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦ 700 ¦
¦ ¦Дисциплины цикла устанавливаются вузом, включая ¦ ¦
¦ ¦дисциплины по выбору студента ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ф.00 ¦Дополнительные виды образования и факультативы ¦ 450 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ф.01 ¦Военная подготовка ¦ 450 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Всего часов теоретического обучения: ¦7344 ¦
L---------+------------------------------------------------+------
Практика, текущая и государственная итоговая квалификационная
аттестация составляют не более 40 недель.
Срок реализации образовательной программы при очной форме
обучения составляет 204 недели, из которых 136 недель
теоретического обучения, не менее 28 недель каникул, включая 4
недели последипломного отпуска.
Примечания. 1. Вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала, для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин,
входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения максимального
недельного объема нагрузки студентов и при сохранении минимального
содержания, указанных в настоящей программе.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих
гуманитарных и социально - экономических дисциплин (кроме
иностранного языка и физической культуры), математического и
естественнонаучного при условии сохранения общего объема часов
данных циклов и реализации минимума содержания дисциплин,
указанного в графе 2.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально
- экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и
разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально - этническую,
профессиональную специфику, также и научно - исследовательские
предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное
освещение тематики дисциплин цикла.
1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных
разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных
и социально - экономических, общих математических и общих
естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла
специальных дисциплин.
2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен
превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в
неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом
вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
5. Цикл специальных дисциплин представляет собой
профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с
направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные
варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один.
Каждый из вариантов цикла, наряду с обязательными дисциплинами
цикла, должен включать курсы по выбору студента.
|