ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 1993 г. N 01-17/692
О РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ОТ 19 ОКТЯБРЯ 1993 ГОДА N 1662
"ОБ УЛУЧШЕНИИ РАСЧЕТОВ В ХОЗЯЙСТВЕ И ПОВЫШЕНИИ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ СВОЕВРЕМЕННОЕ
ПРОВЕДЕНИЕ"
В связи с Указом от 19 октября 1993 года N 1662 Центральный
банк Российской Федерации считает необходимым доложить следующее.
Банк России начиная со второй половины 1992 года осуществляет
комплекс методологических, организационных и технических мер,
направленных на ускорение расчетов в народном хозяйстве. Проведена
значительная работа по ускорению экспедирования и обработке
банковских документов, действуют единые правила обработки
расчетных документов, в том числе коммерческими банками
(действующая инструкция Госбанка СССР от 30 сентября 1987 года N
7, указания Центрального банка Российской Федерации от 17 февраля
1993 года N 26-93 и от 5 марта 1993 года N 159), подготовлен
проект нормативных сроков экспедирования и обработки почтовых
документов на территории Российской Федерации, который
согласовывается с государственной фельдъегерской службой.
В главных управлениях Центрального банка Российской Федерации
созданы подразделения по претензионной работе, которые
рассматривают в соответствии с действующим законодательством
материальную ответственность банков. При нарушении коммерческими
банками установленного порядка совершения расчетных операций Банк
России применяет свои полномочия в рамках надзора.
Большая работа проводится, в том числе совместно с
компетентными органами, по предотвращению несанкционированного
доступа в расчетную систему. Только с 1 декабря 1992 года
Центральным банком России предотвращено зачисление средств по
фиктивным расчетным документам на сумму около 1 триллиона рублей.
Проведенная работа позволила преодолеть расчетный кризис,
сложившийся к середине 1992 года, стабилизировать процесс
расчетов.
Вместе с тем Центральный банк России с апреля текущего года
осуществляет с участием западных специалистов работу по
совершенствованию различных направлений функционирования расчетной
системы, в частности созданию системы крупных переводов (свыше 100
млн. рублей) на основе электронных технологий, проведению
клиринговых операций, разработке новых средств платежа и
совершенствованию информатизации.
В настоящее время в российской экономике складывается кризис
платежеспособности, т.е. отсутствуют необходимые средства на
счетах предприятий и организаций для осуществления ими своих
платежей, что вызвано значительным недостатком необходимых
оборотных средств или отвлечением имеющихся средств в излишки,
товарно-материальные ценности и дебиторскую задолженность.
Сейчас на территории России применяются "Единообразный
вексельный закон" - международный договор, основанный на Женевской
конвенции, и "Положение о переводном и простом векселе",
утвержденное в 1991 году, позволяющее предприятиям, организациям,
учреждениям и предпринимателям осуществлять поставку продукции,
выполнять работы и услуги в кредит, используя для оформления таких
сделок векселя. В отдельных регионах России предприятия применяют
вексель. Вместе с тем широкого обращения он не получил по ряду
причин, в том числе из-за отсутствия достаточной
платежеспособности лиц, подписывающих вексель.
Применение с 1 ноября текущего года процедуры переоформления
взаимной задолженности предприятий в порядке, изложенном в Указе,
требует установления новых юридических норм, а также взаимного
приведения в соответствие ряда правовых актов, определяющих
порядок вексельного обращения, применение процессуального
законодательства и общих норм гражданского законодательства.
1. В действующем на территории Российской Федерации "Положении
о переводном и простом векселе" отсутствует юридическое понятие
"простой финансовый вексель", хотя в экономической литературе он
определяется как вексель, не обеспеченный реальной поставкой
товаров, выписываемый должником, а также не определено, какие
правила по оформлению и обращению распространяются на такой
вексель.
2. Учитывая предусматриваемое переоформление просроченной
кредиторской задолженности векселями, необходимо определить,
подлежит ли переоформлению такими векселями просроченная
кредиторская задолженность предприятиям стран СНГ, а также
задолженность бюджетам, Пенсионному и другим внебюджетным фондам,
а также по штрафам, пени и неустойкам.
3. Не соответствует Основам гражданского законодательства
установление процедуры переоформления коммерческими банками
просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций,
поскольку задолженность должников за товары и услуги образуется не
перед коммерческими банками, а перед другими предприятиями и
организациями и имеет отношение не к договору банковского счета, а
образуется в соответствии с договорами между предприятиями и
организациями по поставке товаров и оказанию услуг.
В случае переоформления коммерческим банком задолженности
предприятия и организации векселем требуется изменение договора
сторон, поскольку такая операция нарушает их волеизъявление и не
влечет возникновения гражданских прав и обязанностей между
предприятием и коммерческим банком по данному векселю.
4. Целесообразно также привести положение о бесспорном
взыскании задолженности по поставкам товаров и оказанным услугам,
начиная с 1 февраля 1994 года, только по платежным обязательствам
с фиксированными сроками платежа в соответствие с Основами
гражданского законодательства, учитывая, что без распоряжения
клиента списание средств, находящихся на его счете, допускается
только по решению суда и арбитражного суда.
5. Исходя из положения пункта 6 Указа, с 1 февраля 1994 года
кредиторы лишаются права обращаться в арбитражные суды с исковым
заявлением о взыскании средств и штрафов по платежным
обязательствам, не имеющим фиксированных сроков платежа. Вместе с
тем вексель, если его рассматривать в соответствии с действующими
нормами, может быть выдан с оплатой по предъявлению, т.е. без
фиксированного срока, а определен моментом востребования. При этом
и в том, и в другом случае лишение права предприятий и организаций
на обращение в суд с исковым заявлением о списании средств и
штрафов по платежным обязательствам, не имеющим фиксированных
сроков платежа, противоречит основополагающим нормам гражданского
законодательства, а также Арбитражному процессуальному кодексу
Российской Федерации и Закону РСФСР "О предприятиях и
предпринимательской деятельности".
Помимо слабости правовой базы Центральный банк Российской
Федерации высказывает опасение и по практическому применению в
массовом порядке в хозяйственном обороте финансовых векселей.
Вексель, исходя из Основ гражданского законодательства,
является ценной бумагой, во многом традиционной, требующей при
обработке большого количества ручного труда при малых возможностях
автоматизации учета, пересылки каждого векселя почтой, а также
необходимости получения коммерческими банками оперативной
информации о клиентах. Неустойчивое финансовое положение
предприятий и организаций осложняет одновременное и повсеместное
его применение. Кроме того, в современной ситуации, когда
активизировались криминогенные элементы и не завершены еще
уголовные дела по фальшивым авизо и чекам "Россия", нанесшим ущерб
экономике России, выпуск на денежный рынок финансовых векселей
представляется крайне опасной операцией, которая может привести к
серьезным последствиям.
Исходя из того, что практически все предприятия и организации
являются должниками друг другу, количество векселей приобретает
громадные размеры; управление и контроль за ними, которые в
соответствии с Положением о выпуске и обращении ценных бумаг
должен осуществлять Минфин Российской Федерации, станут
невозможными, что может создать почву для мошенничества и
экономически необоснованной инфляции.
При всех возможных мерах защиты существует реальная угроза
наполнения рынка ценных бумаг фальшивыми финансовыми векселями,
при этом невозможен контроль за реальностью каждого векселя,
поскольку юридические лица не могут располагать образцами подписей
всех руководителей, подписавших финансовые векселя.
Кроме того, включение коммерческих банков в орбиту рынка
ценных бумаг от имени хозяйствующих субъектов в условиях
криминогенной обстановки подвергнет большому риску акционерный
капитал этих банков и может подорвать доверие к коммерческим
банкам со стороны вкладчиков.
В связи с изложенным, а также из-за отсутствия надлежащей
нотариальной, судебной и арбитражной практики Центральный банк
Российской Федерации считает необходимым предварительно
проработать указанные выше и другие вопросы, чтобы обеспечить
применение векселя в скоординированных правовых условиях.
Центральный банк Российской Федерации не вправе ввести
календарно-целевую очередность платежей с расчетных и иных счетов
предприятий и организаций, поскольку для установления календарной
или целевой очередности потребуется изменение Основ гражданского
законодательства, законов Российской Федерации о налоговой службе,
о предприятиях и предпринимательской деятельности, о Пенсионном
фонде и других внебюджетных фондах, для которых предусмотрено
первоочередное списание средств со счетов плательщиков, отмены
некоторых постановлений Совета Министров - Правительства
Российской Федерации.
В связи с изложенным в целях выполнения данного Указа считали
бы целесообразным поручить:
- Минэкономики и Госкомимуществу Российской Федерации до 1
ноября 1993 года направить указания всем предприятиям и
организациям, расположенным на территории России, о рассмотрении
состояния просроченной дебиторской и кредиторской задолженности,
определении объемов взаимных претензий друг к другу и перспектив
их погашения за счет собственных ресурсов;
- Министерству финансов, Министерству юстиции, Высшему
арбитражному суду совместно с Центральным банком Российской
Федерации разработать в срок не позднее 1 февраля 1994 года
проекты законодательных актов о вексельном обращении, о возможных
изменениях других законодательных и нормативных документов в связи
с реализацией Указа от 19 октября 1993 года N 1662.
Центральный банк Российской Федерации обеспокоен тем, что
проект такого принципиального документа об улучшении расчетов в
хозяйстве, каким является данный Указ, не был с ним согласован,
хотя в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
07.10.93 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной
конституционной реформы в Российской Федерации" все вносимые
проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации
подлежат предварительному согласованию с руководителями
заинтересованных министерств и ведомств не менее чем за пять дней
до представления на подпись Президенту Российской Федерации.
Кроме того, Центральный банк Российской Федерации докладывает
о том, что им выполнен Указ Президента Российской Федерации от 1
июля 1992 года N 720 о проведении в 1992 году зачета взаимных
требований предприятий и организаций.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
В.В.ГЕРАЩЕНКО
------------------------- |