ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 22 октября 1993 г. N БЕ-19-21/12
О КОНЦЕПЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В связи с коренными изменениями в экономике народного
хозяйства, происходящими в Российской Федерации, Госстрой России
направляет Основные положения (концепцию) ценообразования и
сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных
отношений, где предусмотрены главные направления политики
ценообразования в строительном комплексе и перестройки действующей
системы определения стоимости строительства. Концепция
предназначена для ориентировки всех участников инвестиционного
процесса в перспективах совершенствования системы, обеспечения
методологического единства в составлении сметной документации и
формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию
в условиях развивающегося рынка.
Председатель
Е.В.БАСИН
Приложение
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ)
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и
сметного нормирования в строительстве была основана на
фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода
- от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах
стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию.
Она отвечала (хотя и не в полной мере) требованиям директивного
планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня
сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не
требовала уточнения сметной документации вследствие текущих
изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через
финансовые планы подрядных министерств (ведомств), а последними -
по подведомственным строительно - монтажным организациям. Такие
принципы определения сметной стоимости приводили к значительным
искажениям истинных показателей работы непосредственных
производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что
такая система непригодна для рыночной экономики.
Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений
в экономической системе и ценовой политике, введение в действие
нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР "Об
инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым
основным правовым документом, регламентирующим
производственно - хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов
инвестиционной деятельности, является договор (контракт),
определяют необходимость внесения принципиальных изменений в
систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
В настоящих Основных положениях (концепции) освещены главные
направления и задачи перестройки действующей системы
ценообразования и сметного нормирования в строительстве,
осуществляемой при координации и под методическим руководством
Госстроя России. Концепция предназначена для ориентировки всех
участников инвестиционного процесса в перспективах
совершенствования системы, направленных на обеспечение
методологического единства при определении сметной стоимости
строительства, осуществляемого на территории Российской Федерации,
и при формировании свободных (договорных) цен на строительную
продукцию. Концепция отражает особенности ценообразования
строительной продукции в переходный период возникновения и
развития рыночных отношений в строительно - инвестиционном
комплексе. Положения концепции ориентированы на предприятия и
организации, осуществляющие капитальное строительство и
капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм
собственности и принадлежности.
Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и
предусматривает дальнейшую разработку соответствующих методических
документов, более детально раскрывающих изменения, вносимые в
систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
1. Общие положения
1.1. Политика ценообразования и сметного нормирования в
строительстве является составной частью общей ценовой политики
Российской Федерации, органически вписывающейся в общую
экономическую политику государства.
Основными задачами новой системы ценообразования и сметного
нормирования в строительстве являются:
формирование свободных (договорных) цен на строительную
продукцию, их экономическая оптимизация и государственное
регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;
обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и
укрупненных) и различных условий их применения при
самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
определение стоимости строительства на разных этапах
инвестиционного цикла.
При определении стоимости строительства необходимо
обеспечивать:
гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без
жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
возможность выбора наиболее рационального способа исчисления
величины сметной прибыли, накладных расходов и других затрат,
сопутствующих строительству, с освобождением от влияния
конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;
соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного
процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым
решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на
строительную продукцию;
рекомендательный характер общих положений вместе с
возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления
строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и
региональных методических документах;
возможность более широкого выбора соответствующей нормативной
базы, на основе которой производится расчет затрат.
1.2. При установлении состава и содержания предпроектной и
проектно - сметной документации на строительство рекомендуется
руководствоваться действующими положениями по составу, порядку
разработки, согласования и утверждения указанной документации на
строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом
дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и имея
в виду, что стадийность (сочетание стадий, выбор утверждаемой
стадии) проектирования жестко не регламентируется и может
приниматься в виде технико - экономического обоснования (ТЭО)
строительства, проекта, рабочей документации, а инвестор и
подрядчик имеют право принимать за основу для формирования
свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость,
определенную на любой стадии разработки документации для
строительства.
1.3. Исходя из общей экономической и единой ценовой политики
Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих
спрос и предложения на рынке инвестиций, основным направлением
ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение
сферы применения свободных (договорных) цен на строительную
продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором
(заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более
широкое применение таких цен создает условия, при которых они
наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании
воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых
диспропорций.
1.4. Основным методом экономической оптимизации цены
строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.
Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для
федеральных государственных нужд является обязательным и
производится в порядке, установленном Положением о подрядных
торгах в Российской Федерации.
При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных)
цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются
предложения только от одного подрядчика, подрядные организации
обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами.
Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных
цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в
порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской
Федерации.
1.5. Государственное воздействие на формирование цен в
строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами
регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, -
это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая
поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных
фондов, изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы -
это установление фиксированных цен (или коэффициентов их
изменения) и предельных цен на отдельные виды ресурсов,
применяемых в строительстве, особенно на местные материалы.
Государственное регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в
основном органами управления республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы
и Санкт - Петербурга, и в первую очередь, на продукцию
предприятий и организаций - монополистов, занимающих доминирующее
положение на региональном рынке.
2. Система определения стоимости строительства
в новых условиях
2.1. Для принятия решения об инвестировании и для оценки
стоимости строительства в процессе подготовки предложения по
свободным (договорным) ценам на строительную продукцию
рекомендуется составлять:
при разработке предпроектной или проектно - сметной
документации по заказу инвесторов - инвесторские сметы (расчеты,
калькуляции издержек);
при подготовке к заключению договора подряда на капитальное
строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией
на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной
документации - расчеты (сметы, калькуляции издержек производства)
подрядчика.
2.2. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика
могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный,
ресурсно - индексный, базисно - индексный, базисно -
компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее
построенных или запроектированных объектов - аналогов и др.
Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в
каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и
общей экономической ситуации.
Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных)
ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для
реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе
выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах,
изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в
процессе производства работ), данные о расстояниях и способах их
доставки на место строительства, расхода энергоносителей на
технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их
состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из
состава проектных материалов, различных нормативных и других
источников.
Ресурсно - индексный метод - это сочетание ресурсного метода с
системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно - индексный метод - это использование системы текущих
и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной в
базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода.
Базисно - компенсационный метод - это суммирование стоимости,
исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых
расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов
на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные,
технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь,
услуги и пр.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства
в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.
Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных
или запроектированных объектов - это использование стоимостных
данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемым в
данный момент.
2.3. Структура сметной стоимости строительства в переходный
период не претерпевает существенных изменений и соответствует
действующим структуре капитальных вложений и системе
статистической и бухгалтерской отчетности. В структуре возможно
объединение стоимости строительных и монтажных работ в единую
графу "стоимость работ", а "стоимость оборудования" и "прочие
затраты" целесообразно пока оставить без изменения. Стоимость
строительных и монтажных работ состоит из прямых затрат, накладных
расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих
(лимитированных) затрат.
В дальнейшем может быть предложено некоторое перераспределение
указанной структуры: из раздела "строительные и монтажные работы"
в раздел "оборудование" перенести стоимость технологических
трубопроводов, малых котлов, ряда сантехнических приборов,
установок и передаточных устройств, пусконаладочные работы и
комплексное опробование оборудования. Но это неразрывно связано с
переработкой всей сметно - нормативной (нормативно -
информационной) базы.
2.4. В переходный период для определения стоимости
строительства в составе сметных документов рекомендуется
использовать сметно - нормативную (нормативно - информационную
базу), введенную в действие с 1 января 1991 г., с применением
новых подходов к нормированию накладных расходов, сметной прибыли
(плановых накоплений) и прочих затрат.
В новых условиях при определении сумм по накладным расходам
имеется возможность выбора: либо на основе индивидуальных норм,
рассчитанных в целом для конкретной строительной организации, либо
с помощью системы показателей по видам строительных и монтажных
работ или укрупненных нормативов по видам строительства, либо по
ранее установленным для применения с 01.01.91 нормам к прямым
затратам. При этом допускается использование различных базисов для
исчисления: или от прямых затрат (в базисном уровне цен), или от
фонда оплаты труда рабочих - строителей и механизаторов.
Величина сметной прибыли может варьироваться, исходя из
индивидуального размера для конкретной организации или
рекомендуемого общеотраслевого норматива (его размер периодически
уточняется и может исчисляться как от фонда оплаты труда, так и от
сметной себестоимости работ). При этом затраты, связанные с
инфраструктурой строительно - монтажных организаций и развитием
производственной базы, могут возмещаться при согласии заказчика за
счет средств, предусмотренных в главе "Прочие работы и затраты"
сводных сметных расчетов соответствующих строек.
Окончательное решение по выбору варианта исчисления указанных
видов затрат принимается совместно заказчиком (инвестором) и
подрядной организацией.
Система сметных нормативов является составной частью общей
системы нормативных документов в строительстве, в которую входят
строительные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и
руководящие документы (РДС). Как и вся общая система, сметные
нормативы действуют на федеральном, ведомственном и региональном
уровнях. Кроме того, допускается применение собственной
нормативной базы пользователя.
В перспективе (к 2000-му году) должна быть создана новая
нормативная база для отрасли "Строительство", в полной мере
отвечающая рыночной экономике и позволяющая комплексно определять
сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты труда по
этой продукции. В ней должен быть полный набор нормативов как
элементных, так и укрупненных, преимущественно с ресурсной
структурой.
2.5. Стоимость строительства в сметной документации инвестора
рекомендуется приводить в двух уровнях цен:
в базисном (постоянном) уровне, определяемом с помощью
действующих сметных норм и цен;
в текущем или прогнозном уровнях, определяемых на основе цен,
сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к
периоду осуществления строительства.
2.6. Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может
определяться на основе ее базисного уровня и системы индексов
(коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической
структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения
строительной продукции. Индексы могут получаться в результате
анализа данных о стоимости, имеющихся в распоряжении подрядчиков и
заказчиков, статистических наблюдений или устанавливаться
органами, осуществляющими государственное регулирование цен в
соответствующих регионах Российской Федерации. Эти индексы
рекомендуется применять как в целом на стоимость подрядных работ,
так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат
(стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных
машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.).
При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в
предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования,
рекомендуется использовать различные укрупненные показатели
стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и
прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной
стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных
объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при
этом путем применения индексов, определенных расчетами на базе
набора ресурсов в ресурсно - технологической модели (РТМ) и данных
об индексах цен на отдельные ресурсы.
Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации
заказчика носит предварительный характер и используется при
принятии решения о целесообразности данного строительства.
Окончательная цена стройки определяется соглашением между
заказчиком и подрядчиком.
В случае формирования свободных (договорных) цен на
строительную продукцию на основании результатов подрядных торгов
по усмотрению заказчика (организатора торгов) предварительная
стоимость строительства, установленная заказчиком, участникам
торгов не сообщается.
Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется
исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке,
устанавливаемом Роскомцен для продукции производственно -
технического назначения. При этом в составе стоимости
оборудования, включаемой в сметную документацию на строительство,
учитываются затраты по его приобретению, транспортные,
заготовительно - складские и другие расходы. Стоимость импортного
оборудования определяется, исходя из его фактурной стоимости,
указанной в счете поставщика (с учетом всех расходов по закупке и
доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческому
курсу Центрального Банка России с добавлением таможенных пошлин и
налога на импорт.
2.7. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства)
подрядчика в тех случаях, когда возникает необходимость
обоснования для заказчика свободной (договорной) цены на
строительную продукцию, составляются в текущем (прогнозном) уровне
с использованием согласованных данных об объемах работ и
потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора. При
этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для
данной подрядной организации.
3. Порядок формирования свободных (договорных) цен
на строительную продукцию
3.1. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости,
определенного в составе сметной документации, заказчики
(инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на
строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е.
уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе
строительства, или твердыми (окончательными), реальное применение
которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.
3.2. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной)
цены на строительство является обязанностью стороны, которой
поручается это сделать в соответствии с достигнутой
договоренностью. Как правило, это подрядчик.
При проведении подрядных торгов свободная (договорная) цена
стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления
предложений, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги
не проводятся, - на основании согласования ее между заказчиком и
генподрядчиком.
В результате совместного решения оформляется протокол
согласования (ведомость) свободной (договорной) цены на
строительство, который(ая) является неотъемлемой частью договора
подряда.
3.3. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию
рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по
объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по
пусковым комплексам.
3.4. После установления свободной (договорной) цены на
строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого
оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости
строительства (сводный расчет стоимости строительства к ТЭО) и
другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в
качестве документации, определяющей общий размер средств,
необходимых для осуществления соответствующей стройки. При этом
может уточняться и базисная стоимость строительства, которая
должна быть единой для заказчика и подрядчика.
4. Организация региональных центров
по ценообразованию в строительстве
4.1. Успешное функционирование в новых условиях системы
определения стоимости строительства обеспечивается созданием
всероссийской системы информационного обеспечения участников
инвестиционного процесса и только при соответствующей организации
региональных служб по ценообразованию. Госстрой России рекомендует
создавать в республиках, входящих в состав Российской Федерации,
краях, областях, городах Москве и Санкт - Петербурге региональные
центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), основными
задачами которых являются:
систематическая регистрация реального уровня текущих цен на
производственные ресурсы;
расчеты текущих и прогнозных индексов цен на строительную
продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве;
сбор дифференцированной информации о стоимости введенных в
эксплуатацию и запроектированных объектов;
разработка региональных сметных нормативов и укрупненных
стоимостных показателей;
обработка указанной информации с изданием соответствующих
бюллетеней и других материалов, предназначенных для использования
участниками инвестиционного процесса.
4.2. Вся работа РЦЦС должна активно, с инициативой
разворачиваться на местах под руководством органов исполнительной
власти и при методической поддержке Госстроя России, который в
соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет
совместно с другими федеральными органами управления народным
хозяйством работу по реализации единой технической и ценовой
политики в капитальном строительстве.
|