КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 1993 г. N 10
ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ
В соответствии со ст. 78 "Основ лесного законодательства
Российской Федерации", соответствующими статьями законов
Российской Федерации об охране окружающей природной среды и
земельного законодательства лесной мониторинг является необходимой
системой информационного обеспечения основных государственных
интересов в области управления лесами, включая охрану лесов и
рациональное использование лесных ресурсов. Развитие лесного
мониторинга является необходимым шагом по укреплению управляемости
лесами России на основе современных информационных технологий.
Предлагаемая система лесного мониторинга для регистрации текущих
изменений в состоянии лесного фонда России, связанных с
лесопользованием, пожарами, загрязнением природной среды и
изменениями структуры землевладения, в наибольшей степени отвечает
переходному периоду к рыночной экономике.
Коллегия Рослесхоза постановляет:
1. Одобрить основные положения по созданию лесного мониторинга
в России (Приложения 1.1 и 1.2).
2. Считать осуществление лесного мониторинга одной из главных
функциональных задач территориальных органов управления лесами.
Лесной мониторинг войдет составной частью в создаваемую Единую
государственную систему экологического мониторинга в Российской
Федерации. Территориальные органы управления лесным хозяйством
России должны организовывать и развивать лесной мониторинг в
системе Федеральной службы лесного хозяйства России с целью
обеспечения органов управления лесным хозяйством оперативной и
точной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесном
фонде России в межревизионный период.
3. Признать целесообразным поэтапную организацию работ по
созданию системы лесного мониторинга. Практическое внедрение
лесного мониторинга в России возложить на территориальные
управления лесного хозяйства, лесоустроительные предприятия,
Главное управление лесоустройства Рослесхоза и ВНИИЦлесресурс.
4. Главному управлению лесоустройства (Кукуев Ю.А.) обеспечить
организацию работ по поэтапному внедрению системы лесного
мониторинга.
5. Территориальным управлениям лесного хозяйства совместно с
лесоустроительными предприятиями обеспечить создание наземной
системы сбора информации об изменениях состояния лесного фонда.
6. Возложить на ВНИИЦлесресурс (Страхов В.В.):
- методическое и программное обеспечение лесного мониторинга;
- координацию ведения лесного мониторинга;
- подготовку и стажировку специалистов лесоустройства и
лесного хозяйства для использования современных компьютерных
технологий в системе лесного мониторинга;
- создание системы получения и обработки дистанционной
информации о состоянии лесного фонда;
- сбор данных об изменениях состояния лесного фонда в целом по
стране, их обобщение и обработку, подготовку доклада для
Правительства Российской Федерации;
- создание системы электронной связи между Рослесхозом и
территориальными органами управления лесами России.
7. Главному управлению лесоустройства (Кукуев Ю.А.) и
ВНИИЦлесресурс (Страхов В.В.):
- в срок до 01.12.93 представить в Рослесхоз перечень
первоочередных территорий России по организации лесного
мониторинга вместе с проектной сметой затрат на выполнение этих
работ, а также подготовить предложения по развитию
научно-исследовательских работ на 1994 год для обеспечения лесного
мониторинга научным и информационным сопровождением;
- в срок до 15.12.93 разработать и представить в Рослесхоз для
согласования и утверждения программу работ по лесному мониторингу
на период 1994 - 2000 гг.;
- представить на утверждение в первом квартале 1994 года
методику лесного мониторинга.
8. Главному экономическому управлению (Вержевикиной Г.А.)
совместно с Управлением финансов, бухгалтерского учета и контроля
(Сарычевой Н.И.) предусмотреть выделение финансирования на
выполнение работ по лесному мониторингу, а также выполнение
дополнительных научно-исследовательских и научно-практических
работ ВНИИЦлесресурса по лесному мониторингу в 1994 году в
соответствии с пунктом 7 настоящего Постановления.
9. Управлению инвестиций и ресурсного обеспечения (Сон Б.Н.)
предусмотреть выделение необходимых капитальных вложений для
оснащения ВНИИЦлесресурс необходимыми техническими средствами и
выполнения работ по лесному мониторингу в 1994 году.
10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на заместителей руководителя Федеральной службы лесного хозяйства
России Филимонова Б.К. и Писаренко А.И.
Руководитель Федеральной службы
лесного хозяйства России
В.А.ШУБИН
Приложение 1.1
к Постановлению коллегии Рослесхоза
от 21 октября 1993 г. N 10
СПРАВКА
К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ
Человечество обеспокоено ухудшением состояния окружающей
среды, в первую очередь лесного покрова планеты, обусловленным
возрастающим загрязнением атмосферы. В связи с этим на
международном и национальном уровнях был принят ряд важных
решений, направленных на проведение работ по организации системы
слежения за состоянием лесов, на определение состава и количества
загрязняющих веществ, разработку нормативов, обеспечивающих
стабилизацию и ограничение вредных воздействий на лес.
В 1985 году в Женеве была принята Конвенция о трансграничном
переносе загрязняющих веществ на приграничных территориях стран
Балтийского бассейна (Международная программа ЕЭК ООН), а в
1989 году подготовлена единая интернациональная методика
мониторинга лесов - "методика ЕЭК".
В рамках участия в МСП Гослесхоз СССР в 1987 году взял на себя
обязательство создать сеть постоянных пунктов наблюдений за
состоянием лесов в 500-километровой зоне вдоль западных границ
СССР. Функции национального центра СССР по данной программе были
возложены на Литовский НИИ лесного хозяйства.
В 1990 году Госкомлесом СССР при Московском специализированном
лесоустроительном предприятии ВНИИЦлесресурс был создан
Национальный центр лесопатологического мониторинга - НЦЛМ.
Основная функция центра - координация ведения мониторинга
состояния лесов по программе ЕЭК - ООН, т.е. в соответствии с
обязательствами России продолжать работы по европейской программе
в лесах, входивших в 500-километровую полосу вдоль западных границ
бывшего СССР. В соответствии с этими обязательствами должен
осуществляться мониторинг за состоянием лесов по методике ЕЭК -
ООН в Мурманской области, в Республике Карелия, в Ленинградской
области, в Псковской области, в Новгородской области и в
Калининградской области.
В европейских странах в течение последних десяти лет
развернуты национальные системы мониторинга лесов по методике
ЕЭК - ООН, регулярно собирается информация о состоянии лесов.
Мониторинг состояния лесов по методике ЕЭК - ООН осуществлялся в
России только на территории Калининградской области, Ленинградской
области и части Тульской области.
В настоящее время согласно договору о проведении исследований
по сбережению и охране лесов Европы, подписанному на конференции
министров лесного хозяйства европейских стран в декабре 1990 года
в Страсбурге, во ВНИИЦлесресурс разработана методика закладки и
проведения наблюдений на постоянных площадках элементарных
наблюдений за лесными экосистемами и составлена схема размещения
сети мониторинга для северо-западного региона России (Мурманская,
Архангельская, Ленинградская, Новгородская и Псковская области,
Карелия).
В 1991 - 1992 гг. в рамках российско-финского сотрудничества
по охране окружающей среды, Северо-Западное лесоустроительное
предприятие, Институт леса Карельского научного центра и
Государственный институт леса Финляндии начали осуществление
проекта "Мониторинг состояния лесов Ленинградской области и юго -
востока Финляндии". За период выполнения первого этапа работ (окт.
1991 - дек. 1992 г.) была собрана первичная базовая информация о
состоянии лесов, о количестве и качестве загрязняющих веществ и
начато формирование банка данных. В 1993 году планируется
продолжить изучение влияния загрязнений на растительность, хвою,
корневые системы и микоризу. Будут проведены детальные
энтомологические и фитопатологические исследования, а также замеры
древостоев и анализ прироста.
В России на протяжении нескольких десятилетий сложилась также
система наблюдений за санитарным состоянием лесов. Базовую
информацию для ежегодных обзоров санитарного состояния лесов дают
Государственная лесная охрана, лесоустроительные экспедиции и
специальные лесопатологические обследования. Накоплен определенный
опыт слежения и контроля за состоянием насаждений с применением
как наземных, так и дистанционных методов. На настоящий момент
созданы и требуют незначительной доработки методы наблюдений за
изменением состояния лесов под воздействием отдельных факторов
(зоны воздействия промышленных выбросов, очаги вредителей и
болезней, рекреационное воздействие и т.д.) и ресурсной оценки
лесного фонда. Находятся в стадии разработки и апробирования
методы слежения за состоянием лесов путем автоматического
дешифрирования аэрокосмической информации и применения технологий
географических информационных систем.
Кроме того, в лесном хозяйстве России сложилась определенная
система статистической отчетности о текущих изменениях лесного
фонда. К сожалению, эти статистические данные существуют только на
бумажных носителях, не подкреплены соответствующими
картографическими материалами, и их практическое вовлечение в
создаваемую систему мониторинга за текущими изменениями и
состоянием лесов России имеет серьезные технические препятствия.
В наименьшей степени в лесном хозяйстве России разработана
методология принятия решений по организации системы оперативных и
регулярных наблюдений за текущими изменениями в структуре и
состоянии лесного фонда с целью выбора наиболее выгодного в
конкретных условиях состава регистрируемых характеристик и методов
слежения за их динамикой.
Таким образом, необходима интеграция собираемой в настоящее
время информации об изменениях состояния лесного фонда в единую
информационно-поисковую систему на основе современной компьютерной
информационной технологии. Для реализации единой
научно-технической политики в области мониторинга лесов России
разработаны "Основные положения по организации мониторинга лесов
России", направленные на объединение различных видов наблюдений в
единую систему ведения лесного мониторинга на локальном,
региональном и федеральном уровнях.
Приложение 1.2
к Постановлению коллегии Рослесхоза
от 21 октября 1993 г. N 10
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ
1. Общие положения
1.1. В соответствии со ст. 78 "Основ лесного законодательства
Российской Федерации", соответствующими статьями законов
Российской Федерации об охране окружающей природной среды и
земельного законодательства лесной мониторинг является необходимой
информационной системой для обеспечения государственных интересов
в области управления лесами, включая охрану лесов и рациональное
использование лесных ресурсов. Такая информационная система должна
создать возможность оперативного слежения за изменениями состояния
лесов, вызванными лесопользованием, природными и техногенными
воздействиями, а также регистрации и анализа поступающей
информации с целью получения прогнозов и информационной поддержки
принятия оперативных решений по управлению лесами.
1.2. Лесной мониторинг организуется и развивается в системе
Федеральной службы лесного хозяйства России и является одной из
главных функциональных задач органов управления лесами.
1.3. Объектом лесного мониторинга является весь лесной фонд
России, независимо от форм собственности на землю и лес.
1.4. Основной целью ведения лесного мониторинга является
информационное обеспечение органов управления лесным хозяйством
оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих
изменениях в лесном фонде России для сохранения устойчивого
развития лесного сектора экономики как существенной составной
части развития общества в целом.
1.5. Лесной мониторинг является составной частью Единой
государственной системы экологического мониторинга в Российской
Федерации.
1.6. Система лесного мониторинга развивается по отдельным
функциональным направлениям для обеспечения управляемости лесами,
контроля за рациональным использованием лесных ресурсов и
устойчивым развитием лесного сектора экономики России.
1.7. Организация системы лесного мониторинга в России
осуществляется поэтапно с максимальным использованием существующих
организационных структур и информационных потоков о состоянии
лесов.
1.8. В качестве основного звена ведения лесного мониторинга
рассматривается региональный орган управления лесного хозяйства.
2. Обоснование необходимости создания
системы лесного мониторинга
2.1. Россия переживает период коренных политических,
экономических и социальных изменений. На этот фон накладываются
общемировые тенденции изменения окружающей среды и лесного покрова
планеты. Конференция по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь
1992 г.) особо подчеркнула глобальную роль лесов для выживания и
устойчивого развития человечества. Россия, подписав основные
документы этой конференции, взяла на себя обязательства на
национальном уровне руководствоваться принципами устойчивого
развития лесов и сохранения биологического разнообразия.
2.2. В лесном хозяйстве России существует система наблюдений
за санитарным состоянием лесов, ежегодно готовятся обзоры
санитарного состояния лесов России. Базовую информацию для этих
обзоров предоставляют Государственная лесная охрана,
лесоустроительные экспедиции и специальные лесопатологические
обследования.
2.3. В научно-исследовательских учреждениях лесного хозяйства
России и в лесоустроительных предприятиях накоплен определенный
опыт слежения и контроля за состоянием насаждений с применением
как наземных, так и дистанционных методов, за изменением состояния
лесов под воздействием отдельных факторов (зоны воздействия
промышленных выбросов, очаги вредителей и болезней, рекреационное
воздействие и т. д.) и ресурсной оценки лесного фонда. Осваиваются
современные методы слежения за состоянием лесов путем
автоматического дешифрирования аэрокосмической информации и
применения технологий географических информационных систем.
2.4. Тем не менее органы управления лесным хозяйством России,
особенно федерального и регионального уровней, испытывают
значительные трудности в оперативном управлении лесами, т.к. при
подготовке и обосновании принимаемых решений не обладают в
настоящее время систематизированной информацией о произошедших
изменениях в состоянии лесного фонда после последнего по времени
лесоустройства.
2.5. Таким образом, существует необходимость интеграции
собираемой в настоящее время информации об изменениях состояния
лесного фонда в единую систему лесного мониторинга на основе
современной компьютерной информационной технологии для обеспечения
выполнения как международных обязательств по лесному мониторингу,
так и внутренних потребностей Федеральной службы лесного хозяйства
по обеспечению управляемости лесами России.
3. Цели лесного мониторинга
3.1. Выполнение обязательств России по участию в европейской
системе мониторинга за состоянием лесов на территориях России,
входивших в 500-километровую зону вдоль границ бывшего СССР, на
основе методики ЕЭК - ООН.
3.2. Обеспечение информационными потоками блока лесного
мониторинга в Единой государственной системе экологического
мониторинга России.
3.3. Регистрация текущих изменений состояния лесного фонда
России, анализ и прогнозирование состояния лесного фонда и
динамики его основных характеристик.
3.4. Обеспечение оперативного контроля за состоянием лесного
фонда, информационная поддержка вырабатываемых решений по ведению
лесного хозяйства в условиях рынка и изменения окружающей
природной среды для всех уровней управления лесами (федеральном -
Рослесхоз, региональном - территориальные управления лесного
хозяйства в республиках, краях и областях России, локальном - в
лесхозах, лесничествах).
4. Организационная структура лесного мониторинга
4.1. Организационная структура лесного мониторинга базируется
на трех вертикальных уровнях управления лесами: федеральном
(национальном), региональном, локальном.
4.2. Основным структурным звеном осуществления лесного
мониторинга являются лесничество и лесхоз.
4.3. Федеральный уровень лесного мониторинга создает и
поддерживает в функционирующем состоянии единую пространственно
распределенную (с региональными центрами) информационную систему
по оперативной регистрации текущих изменений в состоянии лесного
фонда России для обеспечения функций государственного управления
лесами и для выполнения взятых международных обязательств России
по охране лесов и защите биоразнообразия.
4.4. Региональный уровень лесного мониторинга использует
существующую систему получения информации об изменениях лесного
фонда региона (республика, край, область) на основе наземных и
дистанционных методов как силами Государственной лесной охраны,
так и лесоустроительных экспедиций и специальных видов
обследований лесов.
4.5. Локальный уровень лесного мониторинга самым широким
образом использует работников Государственной лесной охраны для
получения оперативной информации о текущих изменениях в состоянии
лесного фонда лесничества и лесхоза.
4.6. В таблице 1 дана схема распределения усилий между
различными учреждениями и предприятиями системы Рослесхоза по
осуществлению лесного мониторинга.
5. Средства и методы ведения лесного мониторинга
В соответствии с организационной структурой лесного
мониторинга средства его осуществления распределяются следующим
образом.
5.1. На локальном уровне:
5.1.1. Наземная система сбора информации о состоянии лесного
фонда.
5.2. На региональном уровне:
5.2.1. Наземная система сбора информации о состоянии лесного
фонда, лесоинвентаризационные, обследовательские и
лесоустроительные работы, выполняемые учреждениями и предприятиями
системы Рослесхоза.
5.2.2. Комплекс средств получения и обработки данных
дистанционного зондирования, позволяющий дополнять и обобщать
данные наземного сбора информации за состоянием лесного фонда.
5.2.3. Локальная вычислительная сеть с базами данных,
информационно-поисковыми и географическими информационными
системами.
5.3. На федеральном уровне:
5.3.1. Единая пространственно распределенная (с региональными
центрами) информационная система по оперативной регистрации
текущих изменений в состоянии лесного фонда России для обеспечения
функций государственного управления лесами и для выполнения взятых
международных обязательств России по охране лесов и защите
биоразнообразия.
5.3.2. Комплекс средств получения и обработки данных
дистанционного зондирования, позволяющий дополнять, обобщать и
корректировать данные региональной информации.
5.3.3. Локальные вычислительные сети с базами данных,
информационно-поисковыми, географическими, экологическими и
экспертными информационными системами.
5.4. Конкретные приемы ведения лесного мониторинга
определяются в рамках отдельных функциональных направлений,
функционирующих как самостоятельные подсистемы.
5.5. Предлагаются три основных метода ведения лесного
мониторинга:
5.5.1. Экологический мониторинг с размещением сети пунктов
постоянного наблюдения по узлам регулярной сети (по методике ЕЭК -
ООН). Ведется на землях лесного фонда России, попадающих в
500-километровую полосу вдоль западной границы бывшего СССР, в
соответствии с принятыми ранее обязательствами.
5.5.2. Комплексный мониторинг состояния лесного фонда с
применением дистанционных методов наблюдения по всей площади и
системы наземного контроля с выборочным размещением пунктов
постоянного наблюдения с учетом природных условий, факторов
влияния, экологического и хозяйственного значения лесов.
Применяется в зоне интенсивного лесопользования и ведения лесного
хозяйства, особо ценных и охраняемых лесах, насаждениях,
подверженных неблагоприятным воздействиям, в Европейской части
России, юге Сибири и Дальнего Востока.
5.5.3. Фоновый мониторинг состояния лесного фонда на эталонных
участках, выбранных на основе ландшафтного подхода, с
экстраполяцией полученных данных с помощью материалов космической
съемки. Применяется в зоне резервных и притундровых лесов на
севере Европейской части, Сибири и Дальнего Востока. Выбор
элементарной единицы наблюдения зависит от уровня агрегации
информации, уровня затрат и возможностей технического обеспечения.
6. Организация и внедрение системы лесного мониторинга
6.1. Целесообразна поэтапная организация работ по созданию
системы лесного мониторинга (таблица 2).
6.2. Необходима подготовка программ подсистем лесного
мониторинга, разделенных как по уровням агрегации информации
(лесхоз - область, область - федеральный уровень), так и по
функциональным задачам (контроль хозяйственной деятельности,
лесопатологический, лесопожарный и экологический мониторинг).
6.3. Практическое внедрение лесного мониторинга в России
возлагается на региональное управление лесного хозяйства,
лесоустроительные предприятия, Главное управление лесоустройства
Рослесхоза и ВНИИЦлесресурс.
6.4. Главное управление лесоустройства Рослесхоза должно
обеспечить организацию работ по поэтапному внедрению системы
лесного мониторинга.
6.5. Региональные управления лесного хозяйства совместно с
лесоустроительными предприятиями должны обеспечить создание
наземной системы сбора информации об изменениях состояния лесного
фонда.
6.6. ВНИИЦлесресурс должен обеспечить:
6.6.1. Разработку методического и программного обеспечения
лесного мониторинга.
6.6.2. Координацию ведения лесного мониторинга.
6.6.3. Подготовку и стажировку специалистов лесоустройства и
лесного хозяйства для использования современных компьютерных
технологий в системе лесного мониторинга.
6.6.4. Создание системы дистанционного получения и обработки
информации о состоянии лесного фонда.
6.6.5. Сбор данных об изменениях состояния лесного фонда в
целом по стране, их обобщение и обработку, подготовку доклада для
Правительства Российской Федерации.
6.6.6. Выполнение работ по экологическому мониторингу на
Европейской части России по методике ЕЭК - ООН. На первом этапе
закладку сети пунктов постоянного наблюдения по методике,
разработанной ВНИИЦлесресурсом, необходимо осуществлять силами
лесоустроительных предприятий. В последующем, по мере обучения
специалистов, ежегодные наблюдения должны будут проводиться силами
территориальных органов управления лесным хозяйством.
Таблица 1
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА РОССИИ
---------------T--------------------T----------------------------¬
¦ Уровень ¦ Организация ¦ Функции ¦
+--------------+--------------------+----------------------------+
¦Федеральный ¦Рослесхоз ¦Организация работ по лесному¦
¦ ¦ ¦мониторингу в лесном фонде ¦
¦ ¦ ¦России ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ВНИИЦлесресурс ¦Координация, методическое, ¦
¦ ¦ ¦программное и картографичес-¦
¦ ¦ ¦кое обеспечение работ по ¦
¦ ¦ ¦лесному мониторингу, созда- ¦
¦ ¦ ¦ние системы связи и дистан- ¦
¦ ¦ ¦ционных методов слежения за ¦
¦ ¦ ¦лесным фондом ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦НЦЛМ ВНИИЦлесресурса¦Выполнение работ по монито- ¦
¦ ¦ ¦рингу состояния лесов по ¦
¦ ¦ ¦методике ЕЭК - ООН, сбор и ¦
¦ ¦ ¦обработка лесопатологической¦
¦ ¦ ¦информации, методическое и ¦
¦ ¦ ¦программное обеспечение ¦
¦ ¦ ¦лесопатологических обследо- ¦
¦ ¦ ¦ваний лесного фонда ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Региональный ¦Территориальный ¦Организация работ по лесному¦
¦ ¦орган управления ¦мониторингу на вверенной ¦
¦ ¦лесным хозяйством ¦территории ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Лесоустроительное ¦Организация системы сбора ¦
¦ ¦предприятие ¦информации (наземной и дис- ¦
¦ ¦ ¦танционной) о текущих изме- ¦
¦ ¦ ¦нениях в лесном фонде в меж-¦
¦ ¦ ¦ревизионный период, закладка¦
¦ ¦ ¦сети ППН, заполнение и веде-¦
¦ ¦ ¦ние базы данных ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Отдел лесоустройства¦Сбор, обработка, агрегирова-¦
¦ ¦(мониторинга) при ¦ние и передача информации на¦
¦ ¦территориальном ¦федеральный уровень ¦
¦ ¦органе управления ¦ ¦
¦ ¦лесным хозяйством ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Группа полевых ¦Получение исходных данных ¦
¦ ¦наблюдений отдела ¦ ¦
¦ ¦лесоустройства ¦ ¦
¦ ¦(мониторинга) при ¦ ¦
¦ ¦территориальном ¦ ¦
¦ ¦органе управления ¦ ¦
¦ ¦лесным хозяйством ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Локальный ¦Лесхоз ¦Организация и выполнение ¦
¦ ¦ ¦работ по лесному мониторингу¦
¦ ¦ ¦на вверенной территории, ¦
¦ ¦ ¦сбор и передача информации ¦
¦ ¦ ¦на региональный уровень ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Лесничество ¦Проведение регулярных обхо- ¦
¦ ¦(заповедник), ¦дов и объездов вверенных ¦
¦ ¦работники лесной ¦участков лесного фонда, ¦
¦ ¦охраны ¦регистрация произошедших ¦
¦ ¦ ¦изменений, выполнение необ- ¦
¦ ¦ ¦ходимых измерений ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Инженер защиты и ¦Сбор, агрегирование и ¦
¦ ¦охраны леса (егерь) ¦отправка электронной почтой ¦
¦ ¦ ¦данных о состоянии лесного ¦
¦ ¦ ¦фонда ¦
L--------------+--------------------+-----------------------------
Таблица 2
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ
---T-----------------------T---------------T--------T----------T-------------¬
¦N ¦ Наименование этапа ¦ Исполнитель ¦ Сроки ¦Примерная ¦ Результат ¦
¦ ¦ ¦ ¦выполне-¦стоимость ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ния, ¦(млн. руб.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦в год) <*>¦ ¦
+--+-----------------------+---------------+--------+----------+-------------+
¦1.¦Разработка методическо-¦ВНИИЦлесресурс ¦1993 - ¦ 50 ¦Методика ¦
¦ ¦го и программного обес-¦ ¦1994 ¦ ¦Программное ¦
¦ ¦печения комплексного и ¦ ¦ ¦ ¦обеспечение ¦
¦ ¦фонового мониторинга на¦ ¦ ¦ ¦Районирование¦
¦ ¦всей территории России,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведение районирова- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния лесного фонда по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целям и методам монито-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ринга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.¦Организация наземной ¦Территориальные¦ежегодно¦ 100 ¦Выполнение ¦
¦ ¦системы сбора информа- ¦органы управле-¦ ¦ ¦первых этапов¦
¦ ¦ции о текущих изменени-¦ния лесного хо-¦ ¦ ¦организации ¦
¦ ¦ях лесного фонда в от- ¦зяйства, лесо- ¦ ¦ ¦лесного мони-¦
¦ ¦дельных регионах Рос- ¦устроительные ¦ ¦ ¦торинга и вы-¦
¦ ¦сии, выполнение работ ¦предприятия, ¦ ¦ ¦полнение меж-¦
¦ ¦по экологическому мони-¦НЦЛМ ВНИИЦлес- ¦ ¦ ¦дународных ¦
¦ ¦торингу по методике ¦ресурс ¦ ¦ ¦обязательств ¦
¦ ¦ЕЭК - ООН на территори-¦ ¦ ¦ ¦России по мо-¦
¦ ¦ях России в 500-киломе-¦ ¦ ¦ ¦ниторингу и ¦
¦ ¦тровой полосе вдоль за-¦ ¦ ¦ ¦охране лесов ¦
¦ ¦падных границ бывшего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦СССР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.¦Опытно-производственная¦Территориальные¦1994 - ¦ 200 ¦Системы мони-¦
¦ ¦проверка методического ¦управления лес-¦1995 ¦ ¦торинга кон- ¦
¦ ¦и программного обеспе- ¦ного хозяйства,¦ ¦ ¦кретных ¦
¦ ¦чения комплексного и ¦лесоустроитель-¦ ¦ ¦объектов ¦
¦ ¦фонового мониторинга ¦ные предприя- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦России на конкретных ¦тия, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектах Кольского ¦ВНИИЦлесресурс ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полуострова, центра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦России и Дальнего Вос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тока ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.¦Создание технического ¦Рослесхоз, ¦1994 - ¦ 20 ¦Информацион- ¦
¦ ¦обеспечения и организа-¦ВНИИЦлесресурс ¦1995 ¦ ¦ная система ¦
¦ ¦ция информационной сис-¦ ¦ ¦ ¦федерального ¦
¦ ¦темы на уровне регио- ¦ ¦ ¦ ¦уровня ¦
¦ ¦на - федеральный центр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(Мурманская, Москов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ская, Костромская, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Тульская обл., Примор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ский и Хабаровский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦края) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5.¦Организация, создание ¦Рослесхоз, ¦1996 - ¦свыше 500 ¦Государствен-¦
¦ ¦технического обеспече- ¦ВНИИЦлесресурс,¦2000 ¦ ¦ная система ¦
¦ ¦ния системы мониторинга¦лесоустроитель-¦ ¦ ¦лесного мони-¦
¦ ¦на всех уровнях (лесни-¦ные предприя- ¦ ¦ ¦торинга ¦
¦ ¦чество - лесхоз - реги-¦тия, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ональный центр - феде- ¦территориальные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ральный центр); созда- ¦органы управле-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние сети пунктов посто-¦ния лесного хо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦янного наблюдения ком- ¦зяйства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плексного и фонового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга на всей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территории России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+-----------------------+---------------+--------+----------+--------------
--------------------------------
<*> Стоимость работ рассчитана по ценам III квартала
1993 года. В стоимость работ не включены затраты на приобретение
необходимого технического обеспечения.
|