ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 1993 г. N 31
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации под
председательством Председателя Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, с участием заместителя Генерального
прокурора Российской Федерации рассмотрел протест Председателя
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление
коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по
проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений
арбитражных судов, вступивших в законную силу, от 24.07.92 по
делам N N 14-947, 14-967, 14-969.
Заслушав и обсудив доклад судьи и заключение заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, полагавшего
необходимым протест удовлетворить, Пленум установил следующее.
Всесоюзное производственное объединение "Зарубежэнергострой"
обратилось в Госарбитраж Московской области с иском к Всесоюзному
внешнеэкономическому объединению "Технопромэкспорт" о разрешении
разногласий, возникших при заключении договоров на оказание
технического содействия в сооружении ТЭС "Инкоу", "Иминь",
"Цзисянь" в КНР.
Госарбитраж Московской области решениями от 24.10.91 пункт 6.1
договоров принял в редакции ВПО "Зарубежэнергострой", определив
размер комиссионных отчислений в 2,5% от цены договора.
Постановлениями от 16.12.91 заместителем Главного
государственного арбитра Московской области решения оставлены без
изменений.
Заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации был принесен протест, в котором предлагалось решения и
постановления Госарбитража Московской области относительно пункта
6.1 договоров об установлении размера отчислений на содержание
аппарата ВПО "Зарубежэнергострой" изменить, производство по делам
в этой части прекратить в связи с неподведомственностью спора
арбитражу, в остальной части решения и постановления оставить без
изменения.
Коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по
проверке в порядке надзора законности и обоснованности
решений арбитражных судов, вступивших в законную силу,
постановлением от 24.07.92 протест удовлетворила. Коллегия
исходила из того, что порядок и размер отчислений на содержание
аппарата ВПО "Зарубежэнергострой" установлены распоряжением Совета
Министров СССР от 09.08.76 N 1745-р, которое до настоящего времени
не утратило силу. В остальной части решения оставлены без
изменений.
В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации предлагается постановление надзорной коллегии по данным
делам отменить, оставив без изменения решения Госарбитража
Московской области по следующим основаниям.
Распоряжением Совета Министров СССР от 09.08.76 N 1745-р
действительно установлен размер отчислений на содержание аппарата
управления Всесоюзного объединения "Загранэнергостроймонтаж"
Минэнерго СССР, который составляет 0,38% от стоимости строящихся
объектов, включая стоимость работ, выполненных субподрядными
организациями, и стоимость технологического оборудования без
расходов внешнеторговых организаций.
Распоряжением Совета Министров СССР от 17.02.83 N ПП-3352 этот
процент начислений распространен на выполняемые ВО
"Загранэнергостроймонтаж" работы по оказанию технического
содействия зарубежным странам.
Постановлением Совета Министров СССР от 24.03.88 N 376 "О
совершенствовании организационной структуры внешнеэкономических
организаций министерств и ведомств СССР" министерствам,
участвующим в строительстве и эксплуатации объектов за рубежом,
было поручено упразднить имеющиеся при них внешнеэкономические
организации, осуществляющие только функции управления, образовать
в системе министерств по одному хозрасчетному объединению с правом
выхода на внешний рынок и установить им прогрессивные
экономические нормативы, включая нормативы образования фонда
оплаты труда.
Во исполнение указанного постановления приказом Министерства
энергетики и электрификации СССР от 05.05.88 N 246-ДСП ВО
"Загранэнергостроймонтаж" было переименовано в ВПО
"Зарубежэнергострой" с наделением его функциями генерального
поставщика и генерального подрядчика с правом выхода на внешний
рынок. В соответствии с приказом от 26.12.88 N 682 ВПО
"Зарубежэнергострой" переведено на полный хозяйственный расчет с
01.01.89 и ему установлен экономический норматив деятельности в
размере 0,77% от общего объема услуг в договорных ценах (приказ
Минэнерго СССР от 18.07.89 N 223).
С 1991 года размер комиссионных отчислений определяется в
договорном порядке (письмо Главного валютно-экономического
управления Министерства финансов СССР от 15.02.91 N 05-01-06).
Таким образом, ссылка на распоряжение Совета Министров СССР от
09.08.76 N 1745-р является неосновательной.
Рассмотрев протест, Пленум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации находит его обоснованным и подлежащим
удовлетворению.
При заключении договоров на оказание технического содействия в
сооружении ТЭС в КНР у сторон возникли разногласия по ряду
положений договоров и, в частности, по пункту 6.1, касающемуся
комиссионных отчислений в размере 2,5% от согласованных цен за
конструкторские, научные и проектные работы, поставки оборудования
и материалов, запасных частей, командирование специалистов.
Поскольку ВПО "Зарубежэнергострой" является генеральным
поставщиком по строительству энергетических объектов за рубежом, в
качестве хозрасчетной внешнеэкономической организации оно вправе в
соответствии со статьей 23 Закона "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" реализовать оказываемые им
услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на
договорной основе.
Распоряжение Совета Министров СССР от 09.08.76 N 1745-р
противоречит Закону РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" с введением его в действие. Нормативные акты Союза
ССР применяются на территории Российской Федерации в части, не
противоречащей российскому законодательству, принятому после
12.06.90.
В подтверждение довода о том, что указанное распоряжение
утратило силу, ВПО "Зарубежэнергострой" представлены заключение
Минюста России от 22.12.92 N 2/799, письмо заместителя Министра
финансов Российской Федерации от 28.12.92 N 7-04-62 с резолюцией
Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 17.01.93 N В4-П14-01689.
На основании изложенного постановление коллегии Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации по проверке в порядке
надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов,
вступивших в законную силу, от 24.07.92 N К4-Н-7/20 подлежит
отмене.
Вместе с тем Пленум считает, что решения Госарбитража
Московской области от 24.10.91 по делам N N 14-947, 14-967, 14-969
не могут быть оставлены в силе по следующим основаниям.
Не решен вопрос относительно природы договоров, заключенных
сторонами. Анализ их положений показал, что ВПО
"Зарубежэнергострой" по поручению ВВО "Технопромэкспорт"
разрабатывает и передает иностранному заказчику рабочую и
техническую документацию; производит расчеты с изготовителями
оборудования по ценам, согласованным с последними ВВО
"Технопромэкспорт", и осуществляет поставку этого оборудования
иностранному заказчику; командирует специалистов для работы за
рубежом; осуществляет прием и обучение китайских специалистов в
нашей стране. Поэтому отсутствуют основания утверждать, что данные
договоры являются договорами поставки.
Поскольку договорами предусмотрено выполнение ВПО
"Зарубежэнергострой" определенной работы, оно имеет право на
вознаграждение за эту работу.
Размер комиссионных отчислений обоснован представленными ВПО
"Зарубежэнергострой" расчетами, ВВО "Технопромэкспорт" от
обсуждения расчетов уклонилось и не высказало никаких соображений
по поводу размера комиссионных отчислений. Госарбитражем
Московской области этот вопрос также детально не рассматривался,
правильность представленных истцом расчетов не проверялась.
Кроме того, в пунктах 6.1 договоров имеются подпункты об
отчислениях в иностранной валюте, перечисляемых заказчиком
генеральному поставщику. Данные подпункты Госарбитражем Московской
области оставлены без рассмотрения на том основании, что
действующим законодательством этот вопрос не урегулирован. Однако
по указанному мотиву спорный пункт договоров нельзя было оставлять
без рассмотрения, принимая во внимание, что пункт 6.7, который
предусматривал право заказчика удержать из валютной выручки
предприятий и организаций причитающееся ему комиссионное
вознаграждение и выплату генеральному поставщику отчислений в
иностранной валюте, из договора исключен.
Пункты 3.6, 4.4 - 4.7 утверждены по тексту протокола
согласования разногласий, в то время как сторонами они не
согласовывались.
В связи с изложенным отсутствуют основания для оставления
решений Госарбитража Московской области и постановлений
заместителя Главного государственного арбитра Московской области в
силе, следовательно, они подлежат отмене, а споры - направлению на
новое рассмотрение в Московский областной арбитражный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 140
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пленум
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации по делам N N 14-947, 14-967, 14-969 Госарбитража
Московской области удовлетворить.
Решения Госарбитража Московской области от 24.10.91,
постановления заместителя Главного государственного арбитра
Московской области от 16.12.91 и постановление коллегии Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации по проверке в порядке
надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов,
вступивших в законную силу, от 24.07.92 отменить.
Дела N N 14-947, 14-967, 14-969 передать на новое рассмотрение
в Московский областной арбитражный суд.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.М.ХАЧИКЯН
------------------------- |