КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
ПИСЬМО
от 20 октября 1993 г. N 01-04-181
ОБ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ ВЛАДЕНИЯ,
УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ
В связи с многочисленными обращениями с мест о полномочиях и
функциях предприятий жилищно - коммунального хозяйства
относительно их имущества в условиях разграничения прав владения,
управления и распоряжения муниципальной собственностью
Роскоммунхоз сообщает следующее.
Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью
должен осуществляться в соответствии с Законом РСФСР "О
собственности в РСФСР", Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации "О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и
Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27 ноября
1991 г. N 3020-1, Указом Президента России "Об утверждении
Типового положения о комитете по управлению имуществом края,
области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и
Санкт - Петербурга, обладающим правами и полномочиями
территориального агентства, Государственного Комитета Российской
Федерации по управлению государственным имуществом" от 14 октября
1992 г. N 1231, а также в соответствии с Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах
по улучшению координации деятельности министерств и ведомств
Российской Федерации, Советов Министров республик в составе
Российской Федерации, администраций, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов федерального значения" от
27 мая 1993 г. N 490.
В соответствии с Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации "О переходе на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления
гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных
услуг" от 22 сентября 1993 г. N 935 для обеспечения реализации
задач по внедрению рыночных механизмов хозяйствования в жилищно -
коммунальной сфере Роскоммунхозом совместно с Госкомимуществом
России разработаны, согласованы с Минтрудом России, Минфином
России и Госкомитетом по антимонопольной политике Российской
Федерации и утверждены следующие документы:
- Положение "О службе Заказчика" по жилищно - коммунальным
услугам";
- Положение "О порядке формирования договорных взаимоотношений
в муниципальном хозяйстве";
- Методика определения нормативов потребления жилищно -
коммунальных услуг;
- Методика расчета экономически обоснованных ставок и тарифов
на услуги ЖКХ;
- Рекомендации по нормированию и оплате труда в жилищном,
водопроводно - канализационном и энергетическом хозяйстве.
Указанные нормативно - методические документы определяют
порядок владения, управления и распоряжения различными категориями
собственности ЖКХ, разграничивают обязанности и права между
собственником объектов жилищно - коммунального назначения -
местной администрации (через создаваемые при них службы Заказчика)
и местными субъектами хозяйствования в жилищно - коммунальной
сфере в лице предприятий и организаций различных форм
собственности, производящих услуги ЖКХ в соответствии с
заключаемыми договорами (см. Приложение).
Так, техническая часть основных фондов отрасли (жилищный фонд,
объекты инженерной инфраструктуры, электро-, тепло-,
водоснабжения, водоотведения, линейные сооружения на них и др.)
остаются в распоряжении и управлении службы Заказчика -
собственника, который несет ответственность за их сохранность,
развитие и обновление, выступает ответчиком перед природоохранными
органами за сверхнормативные загрязнения окружающей среды,
заложенные в технологическом уровне коммунальных объектов,
приобретает лицензии на пользование природными ресурсами,
осуществляет другие действия, вытекающие из полномочий
собственника.
Эксплуатационно - техническая часть основных фондов ЖКХ
(производственные базы, ремонтные мастерские, машины, механизмы и
т.д.) передаются в полное хозяйственное ведение предприятий ЖКХ
различных форм собственности. Роль этих предприятий в процессе
производства тех или иных услуг ЖКХ регулируется договорами с
Заказчиком - собственником, в которых устанавливаются
экономические категории, технические и экологические показатели
качества услуг, зависящие от состояния технологической части
основных фондов, передаваемых собственником (Заказчиком)
предприятию в пользование.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 492 "О
полномочиях органов исполнительной власти краев, областей,
автономных образований, городов федерального значения по
лицензированию отдельных видов деятельности", службе Заказчика
целесообразно поручить и осуществление лицензирования основных
видов деятельности в жилищно - коммунальной сфере.
Таким образом, вышеуказанные документы совместно с Законом
Российской Федерации "Об основах жилищного законодательства
Российской Федерации", который будет принят в ближайшее время,
создает правовую и нормативно - методическую базу реформы в
жилищно - коммунальной сфере в соответствии с Законом Российской
Федерации "О федеральной жилищной политике в Российской
Федерации".
При осуществлении экономических и организационно - правовых
преобразований в структуре управления и финансирования ЖКХ на
Вашей территории Роскоммунхоз рекомендует руководствоваться
вышеупомянутыми документами, а также схемой (прилагается)
взаимодействия муниципалитетов в лице Заказчика и предприятий ЖКХ
различных форм собственности.
Прошу довести данную информацию до органов муниципального
управления и предприятий ЖКХ территории.
Первый заместитель
Председателя Комитета
В.В.АВДЕЕВ
Приложение
к письму Роскоммунхоза
от 20 октября 1993 г. N 01-04-181
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
МЕХАНИЗМА ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
-------------------------------------------------------¬
¦Основополагающие законодательные и правовые документы,¦
¦ служащие основой изменения структуры управления ¦
¦ жилищно - коммунальным хозяйством ¦
L-------------------------T-----------------------------
¦
-------------T-------------+--------------T-------------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
----+-----¬ -----+----¬ -------+------¬ ------+-------¬ ----+----¬
¦Закон РФ ¦ ¦Закон РФ ¦ ¦Постановление¦ ¦Распоряжение ¦ ¦ Поста- ¦
¦"О прива-¦ ¦ "Об ос- ¦ ¦ВС РФ "О раз-¦ ¦президента РФ¦ ¦новление¦
¦ тизации ¦ ¦ новах ¦ ¦ граничении ¦ ¦"Об утвержде-¦ ¦ Прави- ¦
¦жилищного¦ ¦ Феде- ¦ ¦собственности¦ ¦нии пообъект-¦ ¦тельства¦
¦ фонда в ¦ ¦ ральной ¦ ¦на федераль- ¦ ¦ного состава ¦ ¦ РФ "О ¦
¦ РФ" ¦ ¦жилищной ¦ ¦ную, государ-¦ ¦федеральной, ¦ ¦переходе¦
L---------- ¦политики"¦ ¦ ственную ¦ ¦государствен-¦ ¦на новую¦
L---------- ¦ (краев, об- ¦ ¦ной и муници-¦ ¦систему ¦
¦ластей) и му-¦ ¦ пальной ¦ ¦ оплаты ¦
¦ нициальную ¦ ¦ собствен- ¦ ¦жилья и ¦
L------T------- ¦ ности" ¦ ¦ комму- ¦
¦ L-------------- ¦нальных ¦
¦ ¦ услуг" ¦
¦ L---------
------------------------------+--------------------------------¬
¦ Решение местных органов власти о создании службы Заказчика ¦
¦по жилищно - коммунальным услугам и перераспределение основных¦
¦ фондов ЖКХ между Заказчиком и предприятиями ЖКХ ¦
L---------------------------------------------------------------
----------------¬ ----------------------------------¬
¦Местный бюджет ¦ ¦ Орган местного самоуправления -¦
L------------T--- ¦ собственник объектов ¦
¦ ¦жилищно - коммунального хозяйства¦
¦ L----------------------------T-----
¦ ¦
Оформление ¦ Регулирование ¦ Оформление отношений
отношений ¦ правоотношений в ¦ собственника с субъектами
собственника ¦ жилищно - коммунальной ¦ хозяйствования в сфере ЖКХ
с потребителями ¦ сфере ¦
услуг ¦ ¦
¦ ¦
¦ -------------------------------+---------------------¬
L---+ Служба Заказчика (муниципальная дирекция) +--------------------------¬
-----------+------T------T--------T-------T------T-------T------+ ¦
---------+-------¬ ¦Служба¦Финан-¦ Дого- ¦Лицен- ¦Техни-¦Диспет-¦Жилищ-¦ ------------------------+-----------------------¬
¦ Договора с ¦ ¦субси-¦совая ¦ворно - ¦зионная¦ческая¦черская¦ ная ¦ ¦ Договоры подряда с субъектами хозяйствования ¦
¦ потребителями ¦ ¦ дий ¦служба¦правовая¦служба ¦служба¦служба ¦ инс- ¦ +-----T-----T-------T------T-------T--------T---+
+-----T----T-----+ ¦ ¦ ¦ служба ¦ ¦ ¦ ¦пекция¦ ¦Пред-¦Пред-¦Ремонт-¦Ремон-¦Предп- ¦ Комму- ¦БТИ¦
¦Арен-¦Найм¦Обс- ¦ LT---T-+----TT+--------+-------+------+----T--+--T---- ¦прия-¦прия-¦ но - ¦тно - ¦риятия ¦нально -¦ ¦
¦ да ¦ ¦лужи-¦ ¦ ¦ ¦¦ L--T--- ¦ тия ¦ тия ¦строит.¦эксп- ¦благо- ¦бытовые ¦ ¦
¦ ¦ ¦вание¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ВКХ ¦ ТЭК ¦предп- ¦луат. ¦устр. и¦ предп- ¦ ¦
L-T---+-T--+-T---- ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦риятия ¦предп-¦озелен.¦ риятия ¦ ¦
L-----+----- ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦риятия¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ L--T--+--T--+---T---+---T--+---T---+---T----+-T--
¦ ¦ ¦ ¦¦ -------------------------+--¬ L-----+------+----T--+------+-------+-------
------+-----¬ ¦ ¦ ¦¦ ¦Контроль состояния основных¦ ¦
¦Потребители+------- ¦ ¦¦ ¦ фондов и качества ¦ ¦
L-----T------ ¦ ¦¦ ¦ производства услуг ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦ L-----------------------T---- ¦
¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦
--------+--------------¬ L----¬ ¦¦ ¦ ¦
¦Правила предоставления¦ ¦ ¦L-----------------------¬ ¦ ¦
¦жилищно - коммунальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ услуг ¦ -+-+-----------------¬ ---+-------+---------¬ ¦
L-------T--------------- ¦Величина платежей по¦ ¦ Величина платежей ¦ ¦
L--------------------+ условиям договора ¦ ¦по условиям договора+----------------------
L--------------------- L---------------------
|