ДОГОВОР
между Российской Федерацией и Республикой Грузия
о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации,
временно находящихся на территории Республики Грузия
Российская Федерация и Республика Грузия,
учитывая новые политические реальности в Европе и во всем мире,
обретение Российской Федерацией и Республикой Грузия государственной
независимости,
руководствуясь стремлением заложить основы качественно новых
дружественных отношений между ними и развивать взаимовыгодное
сотрудничество на основе принципов и норм международного права,
желая создать правовую основу для временного пребывания
воинских формирований Российской Федерации на территории Республики
Грузия,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Договора нижеуказанные термины означают:
1. "Воинские формирования Российской Федерации" - объединения,
соединения и части, независимо от видов и родов войск, а также
военные предприятия, учреждения и организации, находящиеся под
юрисдикцией Российской Федерации.
2. "Командование воинскими формированиями Российской
Федерации" - командование Группой Российских войск в Закавказье в
лице Командующего Группой, которому подчинены все воинские
формирования, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, в
том числе воинские формирования центрального подчинения в вопросах
их временного пребывания на территории Республики Грузия.
3. "Лица, входящие в состав воинских формирований Российской
Федерации":
а) военнослужащие, проходящие военную службу в составе воинских
формирований Российской Федерации, кроме Пограничных войск, а также
лица, предназначаемые для пополнения;
б) гражданские лица, работающие в частях, на военных
предприятиях, в учреждениях и организациях воинских формирований
Российской Федерации, кроме граждан Республики Грузия;
в) отдельные лица, временно командированные в воинские
формирования Российской Федерации.
4. "Члены семей лиц, входящих в состав воинских формирований
Российской Федерации" - супруги, дети, а также другие родственники,
постоянно совместно проживающие и находящиеся на их иждивении, кроме
граждан Республики Грузия.
5. "Место дислокации" - участки территории с четко
определенными, взаимосогласованными границами, которые являются
собственностью Республики Грузия и на которых временно размещены
воинские формирования Российской Федерации и недвижимое имущество,
предназначенное для их функционирования.
6. "Движимое имущество" - все виды вооружения, военной техники
и боеприпасов, а также транспортные и любые иные
материально-технические средства, необходимые для обеспечения
воинских формирований Российской Федерации.
7. "Недвижимое имущество" - земельные участки, временно
занимаемые воинскими формированиями Российской Федерации, и
расположенные на них казарменно-жилищный фонд и коммунальные
сооружения военных городков, военные предприятия, подъездные
железнодорожные пути, аэродромы, порты, учебные центры и поля,
полигоны, стрельбища, стационарные командные пункты, пункты
управления, узлы связи и средства радиотехнического и навигационного
обеспечения, здания и сооружения арсеналов, баз хранения, складов и
другие здания и сооружения, являющиеся собственностью Республики
Грузия, находящиеся во временном пользовании воинских формирований
Российской Федерации и предназначенные для обеспечения их
функционирования.
8. "Переходный период" - время пребывания воинских формирований
Российской Федерации на территории Республики Грузия.
Статья 2
Планомерный вывод воинских формирований Российской Федерации
регулируется отдельным соглашением. Договаривающиеся Стороны
оказывают друг другу содействие и целенаправленно сотрудничают в
вопросах временного пребывания и планомерного вывода воинских
формирований Российской Федерации. Власти Российской Федерации и
Республики Грузия всячески содействуют поддержанию доброжелательных
отношений между населением, государственными органами и
общественными организациями Республики Грузия и воинскими
формированиями Российской Федерации, обеспечивают упорядоченное,
надежное и своевременное выполнение настоящего Договора.
Воинские формирования Российской Федерации, лица, входящие в их
состав, и члены семей этих лиц уважают суверенитет и соблюдают
законодательство Республики Грузия, не вмешиваются в ее внутренние
дела, не участвуют во внутренних конфликтах, не допускают
прохождения воинской службы и специальной военной подготовки в
местах своей дислокации граждан третьих стран. Власти Республики
Грузия уважают правовое положение воинских формирований Российской
Федерации, лиц, входящих в их состав, и членов семей этих лиц, не
препятствуют проведению мероприятий учебно-боевой подготовки личного
состава частей и подразделений воинских формирований Российской
Федерации. Они принимают необходимые согласованные с воинскими
формированиями Российской Федерации меры, обеспечивающие их охрану и
безопасность, сохранность имущества, включая меры по предупреждению
и пресечению любых противоправных действий.
Статья 3
Общая численность личного состава воинских формирований
Российской Федерации подлежит согласованию между Договаривающимися
Сторонами. Места их дислокации, занимаемые ими на день подписания
настоящего Договора, сохраняются за этими формированиями до их
вывода на территорию Российской Федерации или расформирования, если
Договаривающимися Сторонами не будет согласовано иное.
Передислокация воинских формирований Российской Федерации, за
исключением случаев, указанных в статье 7, замена воинских
формирований Российской Федерации осуществляется по планам,
согласованным с Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики
Грузия.
Статья 4
Российская Сторона обязуется не располагать и не провозить
через территорию Республики Грузия оружие массового поражения, не
проводить исследования в этой области.
Статья 5
Воинские формирования Российской Федерации в переходный период
способствуют созданию Вооруженных Сил Республики Грузия, оказывая
помощь в подготовке для них личного состава срочной службы,
командных и технических кадров. Порядок финансирования, обеспечения
материальными средствами определяются отдельным соглашением.
Каждая из Договаривающихся Сторон создает необходимые условия
для выполнения воинскими формированиями Российской Федерации своих
функций.
Статья 6
Оставаясь временно на территории Республики Грузия, воинские
формирования Российской Федерации выполняют задачи, поставленные
Правительством Российской Федерации и командованием Вооруженных Сил
Российской Федерации. При практическом осуществлении этого и других
положений настоящего Договора командование воинскими формированиями
Российской Федерации действует в тесном взаимодействии и по
согласованию с Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики
Грузия. Использование воинских формирований Российской Федерации в
боевых действиях допустимо лишь по совместному решению Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и
Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Грузия и в
соответствии с законодательством каждой из Договаривающихся Сторон.
Статья 7
Воинские формирования Российской Федерации проводят на
территории Республики Грузия маневры, учения и другие мероприятия
плановой подготовки в пределах выделенных им объектов, указанных в
пункте 7 статьи 1. Боевая подготовка за пределами этих объектов
допускается только на основании планов, согласованных с
компетентными органами Республики Грузия.
Для передвижения гусеничной военной техники из мест дислокации
на полигоны, учебные поля и стрельбища, а также перемещения ее с
одних полигонов, учебных полей и стрельбищ на другие в ходе учений и
маневров могут использоваться маршруты, которые подлежат
согласованию между командованием воинскими формированиями Российской
Федерации и компетентными органами Республики Грузия. Порядок их
использования подлежит согласованию за 2-3 недели до начала учений.
Учения воинских формирований Российской Федерации от полка и
выше подлежат предварительному уведомлению компетентных органов
Республики Грузия не позднее чем за месяц до их начала, при этом
проверки боевой готовности войск с их выводом за пределы
вышеуказанных объектов не проводятся ранее согласованных сроков.
Принципы и конкретный порядок проведения учений, численность
участников, районы, маршруты и сроки их проведения, время этапов
боевой стрельбы и зоны безопасности, экологические и другие вопросы
согласовываются отдельно, если они не охватываются положениями
других статей настоящего Договора. Воинские формирования Российской
Федерации принимают все необходимые меры для предотвращения,
насколько это возможно, нанесения ущерба во время проведения учений.
С целью предупреждения несчастных случаев при проведении
учений, кроме учений с боевой стрельбой, боевая техника и системы
вооружений боеприпасами не загружаются. Боеприпасы, необходимые для
проведения учений с боевой стрельбой, доставляются отдельным
транспортом. При проведении стрельб и учений с боевой стрельбой
вокруг стрельбищ и над ними совместно с компетентными органами
Республики Грузия организуются необходимые зоны безопасности.
Воинские формирования Российской Федерации имеют право
осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, охране
военных объектов в местах их дислокации и при передвижениях в
соответствии с установленным в Вооруженных Силах Российской
Федерации порядком, который доводится до сведения местных органов
власти.
Статья 8
Установление воинскими формированиями Российской Федерации
запретных зон и зон безопасности, за исключением случаев, указанных
в статье 7, допускается только по согласованию с Главнокомандующим
Вооруженными Силами Республики Грузия.
Статья 9
Республика Грузия не препятствует осуществлению полетов над
своей территорией летательных аппаратов (самолетов, вертолетов)
воинских формирований Российской Федерации по заранее согласованным
заявкам, за исключением запретных зон, которые определяет
Правительство Республики Грузия.
Управление воздушным движением над всей территорией Республики
Грузия возлагается на ее компетентные органы.
Порядок организации и проведения полетов авиации воинских
формирований Российской Федерации и использования воздушного
пространства, аэродромов, полигонов определяется инструкцией по
производству полетов над территорией Республики Грузия.
Статья 10
Плавание военных кораблей (судов) Российской Федерации,
временно базирующихся на территории Республики Грузия, в
территориальных и внутренних водах Республики Грузия для проведения
плановых мероприятий по поддержанию боевой готовности и обеспечения
повседневной жизнедеятельности осуществляется беспрепятственно после
согласования с компетентными органами Республики Грузия.
Заходы остальных кораблей (судов) Военно-Морского Флота
Российской Федерации во внутренние воды и порты осуществляется по
предварительной заявке компетентным органам Республики Грузия.
Статья 11
Договаривающиеся Стороны сотрудничают в области обеспечения
безопасности судоходства и полетов летательных аппаратов. Порядок и
формы такого сотрудничества определяются специальными соглашениями
Сторон.
Статья 12
Радиоэлектронные объекты воинских формирований Российской
Федерации, временно расположенные на территории Республики Грузия,
подлежат регистрации и ежегодной перерегистрации с момента
вступления в силу настоящего Договора. Учет регистрации ведется
обеими Сторонами.
Воинские формирования Российской Федерации ежегодно
представляют Министерству обороны Республики Грузия перечень,
назначение и дислокацию своих радиоэлектронных объектов.
Республика Грузия сохраняет за воинскими формированиями
Российской Федерации право использовать радиочастоты действующими
службами войск в соответствии с существующим к моменту подписания
настоящего Договора порядком.
Для взаимодействия воинских формирований Российской Федерации и
Республики Грузия организуется совместное дежурство во
внутригарнизонных радиосетях.
Во избежание взаимных радиопомех совместное использование
радиочастот воинскими формированиями Российской Федерации и
Республики Грузия регулируется по взаимной договоренности постоянно
действующей совместной группой экспертов.
Порядок обмена информацией по вопросам, затронутым в данной
статье, регулируется отдельным соглашением.
Статья 13
Воинские формирования Российской Федерации, лица, входящие в их
состав, и члены их семей могут пользоваться услугами почты и связи в
соответствии с действующими в Республике Грузия правилами.
Республика Грузия рассматривает эксплуатационное оборудование
для доставки почты воинским формированиям Российской Федерации как
почтовое оборудование почтовой администрации Российской Федерации.
Порядок пользования почтовыми услугами, связью и радиочастотами
определяется отдельным соглашением.
Статья 14
Воинские формирования Российской Федерации осуществляют свою
деятельность с обеспечением мер по сохранению культурных и
исторических объектов, природных ресурсов и по предотвращению
загрязнения окружающей среды.
После подписания настоящего Договора и вступления его в силу
Договаривающиеся Стороны в рамках Смешанной комиссии, создаваемой в
соответствии со статьей 32, определяют ущерб, нанесенный культурным
и историческим объектам, природным ресурсам и окружающей среде
Республики Грузия деятельностью воинских формирований Российской
Федерации во время их пребывания на территории Республики Грузия.
Возмещение ущерба в соответствии со статьей 26 возлагается на
Российскую Федерацию.
Статья 15
На воинские формирования Российской Федерации, лиц, входящих в
их состав, и членов их семей распространяется законодательство
Республики Грузия по предупреждению и борьбе с заразными болезнями
человека и животных. В пределах выделенных объектов недвижимого
имущества воинские формирования Российской Федерации могут
пользоваться своими собственными правилами, если при этом не
возникает угрозы здоровью населения.
Воинские формирования Российской Федерации и грузинские власти
незамедлительно извещают друг друга о подозрении на наличие особо
опасных инфекций, о их вспышке, ходе и ликвидации, а также
принимаемых в связи с этим мерах.
В случае необходимости проведения специальных мер по охране
здоровья в районе выделенных им объектов недвижимого имущества
воинские формирования Российской Федерации сотрудничают с
соответствующими органами Республики Грузия в их проведении.
Воинские формирования Российской Федерации самостоятельно берут
анализы и ведут контроль за состоянием ввозимых ими продовольствия,
медикаментов и иных товаров, гарантируя при этом ненанесение ущерба
здоровью населения от их ввоза.
Статья 16
Военнослужащие воинских формирований Российской Федерации носят
установленную для них форму одежды, имеют и носят оружие в местах
дислокации в соответствии с порядком, установленным в Вооруженных
Силах Российской Федерации.
Ношение личного оружия вне мест дислокации допустимо только в
целях выполнения служебных задач по обеспечению охраны и
безопасности воинских формирований Российской Федерации, их
недвижимого имущества, вооружений и военной техники, денежных и
материальных средств.
Государственные органы Республики Грузия признают действующие
на территории Российской Федерации документы, удостоверяющие
личность военнослужащих воинских формирований Российской Федерации и
членов их семей.
Статья 17
Воинские формирования Российской Федерации, лица, входящие в их
состав, и члены их семей на территории Республики Грузия в рамках
настоящего Договора могут свободно передвигаться на принадлежащих им
транспортных средствах по путям сообщения общего пользования, если
при этом будут соблюдаться законы Республики Грузия и учитываться
внутренние служебные предписания. Воинские формирования Российской
Федерации имеют право пользоваться на территории Республики Грузия
транспортом общего пользования (по суше, включая железные дороги, по
воздуху и по воде) и транспортным оборудованием на тех же условиях,
что и Вооруженные Силы Республики Грузия.
Грузинские власти без каких-либо экзаменов и взимания сборов
признают водительские удостоверения, действующие на территории
Российской Федерации.
Служебные транспортные средства воинских формирований
Российской Федерации должны иметь легко различимые номерные знаки и
опознавательный знак государственной принадлежности. Органы воинских
формирований Российской Федерации выдают номерные знаки на служебные
транспортные средства и сообщают компетентным органам Республики
Грузия об их регистрации.
Органы воинских формирований Российской Федерации осуществляют
контроль за надлежащим техническим состоянием допущенных ими к
эксплуатации транспортных средств, включая светосигнальные
устройства, и несут за это ответственность.
Частные транспортные средства предъявляются к техническому
осмотру в соответствующий орган внутренних дел Республики Грузия, а
служебные транспортные средства проходят технический осмотр по месту
дислокации и в случае необходимости могут подвергаться
дополнительному совместному техническому осмотру компетентными
органами Министерства обороны Республики Грузия и воинских
формирований Российской Федерации, которые имеют право проверки
водительских удостоверений, технической документации и документов,
удостоверяющих личность водителей.
Воинские формирования Российской Федерации соблюдают
действующие в Республике Грузия правила дорожного движения, включая
правила о поведении на месте дорожно-транспортных происшествий, а
также правила перевозки опасных грузов. За соблюдением указанных
правил осуществляют контроль компетентные власти Республики Грузия и
органы воинских формирований Российской Федерации. Грузинские
правовые нормы о лишении водителя права на управление транспортным
средством действуют без ограничений в отношении лиц, входящих в
состав воинских формирований Российской Федерации, и членов их
семей, которые являются водителями служебных или частных
транспортных средств. Изъятие разрешения на управление
осуществляется военной автоинспекцией (ВАИ) воинских формирований
Российской Федерации по заявлению властей Республики Грузия.
Об отведении дорожной сети общего пользования и порядке ее
регулярного использования для передвижения воинских формирований
Российской Федерации, в которых задействовано двадцать и более
транспортных средств, а также любое количество крупных и
большегрузных транспортных средств, могут заключаться договоренности
с властями Республики Грузия. Такие передвижения заблаговременно
согласовываются с военно-транспортной службой Республики Грузия.
Передвижение большегрузной и тяжелой техники, включая
гусеничные машины, осуществляется, по возможности, железнодорожным
транспортом. Если в данном районе железнодорожное сообщение
отсутствует или расстояние незначительно, то гусеничные машины могут
перевозиться также и на трейлерах или своим ходом по согласованным
маршрутам.
Статья 18
Республика Грузия сохраняет за воинскими формированиями
Российской Федерации право пользования объектами недвижимого
имущества на безвозмездной основе, а электроэнергией, коммунальными,
строительными и другими услугами - в соответствии с
законодательством Республики Грузия, применимым к Вооруженным Силам
Республики Грузия. Объекты недвижимого имущества, не используемые
воинскими формированиями Российской Федерации на день подписания
настоящего Договора и освобождаемые в результате их вывода или
сокращения, передаются Грузинской Стороне.
Военные предприятия, подъездные железнодорожные пути,
аэродромы, порты, учебные центры и поля, полигоны, стрельбища,
стационарные командные пункты Войск противовоздушной обороны
предназначаются для совместного пользования как воинскими
формированиями Российской Федерации, так и Вооруженными Силами
Республики Грузия. Порядок и условия использования воинскими
формированиями Российской Федерации и Вооруженными Силами Республики
Грузия этих объектов, а также всякого рода услуг определяются
отдельным соглашением Договаривающихся Сторон.
Статья 19
Российская Федерация передает Республике Грузия вооружение,
военную технику и другое движимое имущество воинских формирований
Российской Федерации, необходимое для создания Вооруженных Сил
Республики Грузия, в том числе ее Военно-Морского Флота. В этих
целях Стороны определяют отдельным соглашением порядок раздела
движимого имущества.
Российская Сторона на переходный период берет на себя
обязательство по сохранности недвижимого имущества, используемого
воинскими формированиями Российской Федерации.
Российская Сторона представляет Грузинской Стороне документы о
наличии движимого и недвижимого имущества воинских формирований
Российской Федерации в трехмесячный срок со дня подписания данного
Договора.
Статья 20
Договаривающиеся Стороны обеспечивают всю полноту политических,
социально-экономических и личных прав и свобод лиц, входящих в
состав воинских формирований Российской Федерации, и членов их семей
в соответствии с нормами международного права.
Статья 21
Воинские формирования Российской Федерации, лица, входящие в их
состав, и члены их семей, а также лица, уволенные в запас или
отставку, имеют право на тех же условиях, как и граждане Республики
Грузия, за плату приобретать необходимые для их снабжения и личного
потребления товары и пользоваться нужными им услугами в рамках
законодательства Республики Грузия.
Статья 22
За лицами, входящими в состав воинских формирований Российской
Федерации, и членами их семей, как и за такими лицами, вышедшими в
запас, отставку или на пенсию, признается право владения и
распоряжения законно приобретенными ими в Республике Грузия жилыми
домами, дачами, садовыми участками, гаражами и аналогичным
недвижимым имуществом, включая право распоряжаться им по своему
усмотрению также и при выезде с территории Республики Грузия на
постоянное жительство. При продаже названными лицами
приватизированных в законном порядке квартир за органами
Министерства обороны Республики Грузия остается преимущественное
право приобретения таких квартир по действующим рыночным ценам.
Статья 23
Договаривающиеся Стороны обеспечивают проживание лиц, входящих
в состав воинских формирований Российской Федерации, и членов их
семей на жилой площади, занимаемой ими на момент подписания
настоящего Договора.
Военнослужащие, не обеспеченные жилой площадью, а также
прибывающие в дальнейшем для прохождения военной службы на замену
убывающих, обеспечиваются жилой площадью за счет освобождаемой жилой
площади за выездом военнослужащих, независимо от ведомственной ее
принадлежности, а также арендуемой командованием воинских
формирований Российской Федерации у Республики Грузия. Грузинская
Сторона предоставляет в аренду жилые помещения командованию воинских
формирований Российской Федерации, обеспечивая компактное проживание
военнослужащих и членов их семей.
Грузинская Сторона закрепляет за воинскими формированиями
Российской Федерации на весь период их пребывания на территории
Республики Грузия жилую площадь в домах, независимо от ее
ведомственной принадлежности, занимаемую ими на день подписания
настоящего Договора в соответствии с установленной численностью
воинских формирований и с учетом норм жилищного законодательства
Республики Грузия.
Республика Грузия обеспечивает соответствующую прописку (вид на
жительство) лицам, входящим в состав воинских формирований
Российской Федерации и членам их семей.
Статья 24
Лица, входящие в состав воинских формирований Российской
Федерации, и члены их семей пересекают государственную границу
Республики Грузия по документам, удостоверяющим личность (военным
билетам), или заграничным паспортам, а несовершеннолетние дети - по
записи в этих документах. Порядок пропуска воинских формирований
Российской Федерации, лиц, входящих в их состав, и членов их семей,
следующих одиночным порядком или в составе воинских частей,
подразделений и команд, и порядок перевозки воинских грузов через
государственную границу Республики Грузия после установления ее
режима будет определен отдельным соглашением.
Республика Грузия предоставляет право лицам, входящим в состав
воинских формирований Российской Федерации, и членам их семей,
пересекающим государственную границу Республики Грузия, провозить
свои личные вещи без взимания пошлин, налогов и оплат в соответствии
с таможенным законодательством Республики Грузия.
Статья 25
Вопросы юрисдикции, связанные с пребыванием воинских
формирований Российской Федерации на территории Республики Грузия,
регулируются следующим образом:
1. По делам о преступлениях и административных правонарушениях,
совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований
Российской Федерации, или членами их семей, вне пределов мест
дислокации как общее правило применяется законодательство Республики
Грузия, действует ее суд, прокуратура и другие компетентные органы.
2. Пункт 1 настоящей статьи не применяется по делам о
преступлениях и административных правонарушениях лиц, входящих в
состав воинских формирований Российской Федерации, и членов их
семей:
а) совершенных в местах дислокации или при исполнении служебных
обязанностей;
б) совершенных против Российской Федерации или против лиц,
входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, а
также по делам о воинских преступлениях.
По делам о преступлениях, указанных в подпунктах "а" и "б",
применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее
прокуратура, судебные и другие компетентные органы.
3. Компетентные органы Республики Грузия обеспечивают по
судебным решениям и постановлениям компетентных органов Российской
Федерации содержание лиц, находящихся под стражей, и их
конвоирование. Исполнение приговоров в виде лишения свободы,
обязательного привлечения к труду, направления в дисциплинарный
батальон в отношении лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи,
осуществляется на территории Российской Федерации, а в отношении
лиц, указанных в пункте 1, - по решению компетентных органов
Республики Грузия.
4. Компетентные органы Российской Федерации и Республики Грузия
могут взаимно обращаться друг к другу с просьбами о передаче или
принятии юрисдикции или об исполнении приговоров в отношении
отдельных дел (лиц), предусмотренных настоящей статьей. Такие
просьбы будут рассматриваться благожелательно.
5. Вопросы оказания взаимной правовой помощи регламентируются
отдельным соглашением.
Статья 26
Российская Федерация возмещает материальный ущерб, если он
причинен действиями или упущениями воинских формирований Российской
Федерации или отдельных лиц, входящих в их состав, при исполнении
ими служебных обязанностей в Республике Грузия или учреждениям или
гражданам третьих государств, находящимся на территории Республики
Грузия, в обоих случаях в размерах, установленных на основании
предъявленных претензий в соответствии с законодательством
Республики Грузия.
Споры, возникающие по вопросам возмещения ущерба, подлежат
рассмотрению Смешанной комиссией, образуемой в соответствии со
статьей 32 настоящего Договора.
Возмещение ущерба производится Российской Федерацией не позже
трех месяцев со дня принятия решения Смешанной комиссией или
вступления в силу решения суда.
Выплата сумм по решению Смешанной комиссии пострадавшим лицам и
учреждениям производится соответствующими органами Республики Грузия
с последующей компенсацией Российской Стороной.
Статья 27
Республика Грузия возмещает Российской Федерации ущерб, если он
причинен имуществу воинских формирований Российской Федерации, а
также лицам, входящим в их состав, и членам их семей в результате
действий или упущений государственных учреждений Республики Грузия в
размерах, установленных Смешанной комиссией.
Республика Грузия возмещает Российской Федерации, лицам,
входящим в состав воинских формирований Российской Федерации, и
членам их семей ущерб, если он причинен в результате действий или
упущений граждан и юридических лиц (кроме государственных
учреждений) Республики Грузия в размерах, установленных грузинским
судом на основании претензий, предъявленных к лицам, причинившим
ущерб.
Возмещение ущерба производится Республикой Грузия не позже трех
месяцев со дня принятия решения Смешанной комиссией или вступления в
силу решения суда.
Статья 28
Трудовые правоотношения между командованием воинских
формирований Российской Федерации и работающими по найму лицами, не
входящими в круг лиц, оговоренный в пунктах 3 и 4 статьи 1
настоящего Договора, регулируются законодательством Республики
Грузия в области труда, охраны труда и социального страхования.
Грузинские власти оказывают содействие командованию воинских
формирований Российской Федерации по их просьбе в урегулировании
вопросов, относящихся к условиям труда работающих по найму, а также
в определении размеров и порядка выплаты заработной платы.
Споры, вытекающие из трудовых и социально-страховых
правоотношений, решаются судом Республики Грузия. Лица, работающие
по найму, предъявляют иск Республике Грузия. По просьбе командования
воинских формирований Российской Федерации иск к лицам, работающим
по найму, предъявляется Республике Грузия. Для урегулирования этих
споров применяются положения специального соглашения.
Статья 29
Республика Грузия обеспечит равные по отношению к грузинским
гражданам права для лиц, входящих в состав воинских формирований
Российской Федерации, и членов их семей в получении образования в
своих высших, средних, среднеспециальных учебных заведениях, в
посещении или приеме в дошкольные детские учреждения, в медицинском
обслуживании. Республика Грузия гарантирует передачу, а Российская
Федерация - полную сохранность в течение всего времени использования
помещений школ в местах компактного проживания семей военнослужащих,
при этом Российская Сторона вносит плату за аренду соответствующих
помещений в соответствии с законодательством Республики Грузия,
когда такие помещения находятся вне мест дислокации.
Статья 30
Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их
семей и социального обслуживания пенсионеров из их числа, а также
вопросы, связанные с приобретением ими гражданства Республики
Грузия, определяются отдельным соглашением.
Статья 31
Для урегулирования вопросов, связанных с временным пребыванием
и выводом воинских формирований Российской Федерации,
Договаривающиеся Стороны назначают своих уполномоченных по делам
пребывания и вывода воинских формирований Российской Федерации с
территории Республики Грузия, которые с учетом согласованных условий
вывода определяют и координируют необходимые мероприятия.
Статья 32
Для разрешения вопросов, связанных с толкованием или
применением настоящего Договора, создается Смешанная комиссия, в
состав которой каждая из Договаривающихся Сторон назначает трех
своих представителей.
При Смешанной комиссии создается специальная подкомиссия
по разделу военного имущества и его совместному использованию,
которая готовит предложения Правительствам Договаривающихся Сторон.
Смешанная комиссия действует на основании принятых ею правил.
Местом пребывания Смешанной комиссии определяется город
Тбилиси.
В случае, если Смешанная комиссия не может разрешить переданный
на ее рассмотрение вопрос, этот вопрос будет разрешен по
дипломатическим каналам в возможно короткий срок.
Статья 33
Договаривающиеся Стороны соглашаются в кратчайшие сроки
разработать и подписать комплекс Соглашений, регулирующих вопросы,
связанные с временным пребыванием воинских формирований Российской
Федерации на территории Республики Грузия.
Статья 34
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день
обмена ратификационными грамотами, который состоится в городе
Москве.
Настоящий Договор остается в силе до конца 1995 года и
автоматически продлевается на последующий трехлетний период, если ни
одна из Сторон не уведомит в письменной форме другую Сторону за один
год до истечения первоначального срока о своем желании прекратить
действие Договора.
В случае письменного уведомления одной из Сторон о своем
намерении прекратить действие Договора в соответствии с положениями
настоящей статьи, Российская Сторона выводит свои воинские
формирования с территории Республики Грузия до конца 1995 года.
Совершено в Москве 9 октября 1993 г. в двух экземплярах, каждый
на русском и грузинском языках, причем оба текста имеют одинаковую
силу.
ЗА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ЗА РЕСПУБЛИКУ ГРУЗИЯ
М.КОЛЕСНИКОВ А.ЦКИТИШВИЛИ
ПРОТОКОЛ
о сотрудничестве между Министерством иностранных дел
Российской Федерации
и Министерством иностранных дел Республики Грузия
Министерство иностранных дел Российской Федерации и
Министерство иностранных дел Республики Грузия, далее именуемые
Сторонами,
считая полезными консультации, а также обмен мнениями на
различных уровнях по вопросам двусторонних отношений, региональным и
международным проблемам, представляющим взаимный интерес,
желая содействовать оперативному решению вопросов
взаимовыгодного сотрудничества,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны будут регулярно проводить консультации и переговоры на
уровне министров иностранных дел и других уровнях по международным,
региональным и двусторонним вопросам, представляющим взаимный
интерес.
Для рассмотрения конкретных вопросов по взаимному согласию
могут создаваться экспертные и рабочие группы.
Статья 2
Стороны заблаговременно, на основе договоренности, определяют
повестку дня, сроки и место проведения переговоров и консультаций.
Встречи министров иностранных дел Российской Федерации и Республики
Грузия или других лиц по их поручению будут проводиться не реже
одного раза в полгода поочередно в Москве и Тбилиси.
Статья 3
Стороны будут сотрудничать и консультироваться с целью
согласования позиций в рамках международных и региональных
организаций и форумов.
Особое внимание Стороны будут уделять рассмотрению проблем,
связанных с обеспечением безопасности и сотрудничества в Европе и в
районе Закавказья.
Стороны считают первостепенным сотрудничество и взаимодействие
в СНГ.
Статья 4
Стороны будут создавать благоприятные условия для углубления
взаимодействия дипломатических служб, осуществлять непосредственные
контакты и ознакомление с опытом друг друга путем обмена стажерами,
организации семинаров и совместных исследований, налаживания между
собой различных форм прямой связи.
Статья 5
Стороны будут сотрудничать и взаимодействовать на уровне
дипломатических и консульских представительств Российской Федерации
и Республики Грузия в третьих странах.
Вопросы, связанные с использованием инфраструктуры российских
загранучреждений в интересах грузинской стороны, будут предметом
консультаций и отдельных соглашений.
Статья 6
По соглашению Сторон в настоящий протокол могут быть внесены
дополнения и изменения.
Статья 7
Настоящий Протокол вступает в силу с момента подписания и будет
действовать в течение пяти лет. Он будет автоматически продлеваться
на последующие пять лет, если ни одна из Сторон не направит другой
Стороне письменного уведомления о своем желании прекратить его
действие за шесть месяцев до истечения очередного пятилетнего срока.
Совершено в г.Тбилиси 27 декабря 1993 г. в двух экземплярах,
каждый на русском и грузинском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
ЗА МИНИСТЕРСТВО ЗА МИНИСТЕРСТВО
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИЯ
А.АДАМИШИН А.ЧХИКВАИДЗЕ
|