МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
Министр охраны окружающей среды
и природных ресурсов Российской
Федерации
В.И.Данилов-Данильян
"_8__"__октября_____1993г.
П О Р Я Д О К
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
И СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ, ХРАНЕНИИ, ЗАХОРОНЕНИИ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.....................................
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИО-
АКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ........................................
3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ГОСУДАР-
СТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ...................................
4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИО-
АКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ........................................
5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ...............
6. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.............
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Порядок:
предназначен для:
(а) центрального аппарата Минприроды России и его
территориальных органов субъектов Российской Федерации;
(б) центральных и территориальных органов
санитарно-эпидемиологического надзора России;
(в) центральных и территориальных органов Федерального надзора
России по ядерной и радиационной безопасности;
устанавливает:
(г) цели, задачи и основные этапы проведения
государственного экологического контроля за охраной окружающей
природной среды и соблюдением требований экологической
безопасности при производстве, использовании, хранении,
захоронении радиоактивных материалов и источников ионизирующего
излучения и изделий на их основе (далее - государственный
экологический контроль в области использования радиоактивных
материалов);
разработан:
(д) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране
окружающей природной среды", Законом Российской Федерации "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ";
(е) требованиями государственных и отраслевых нормативных
документов в области охраны природы и рационального использования
природных ресурсов;
(ж) Главным управлением экологической безопасности, Главным
управлением нормативно-правового регулирования Минприроды России
совместно с соответствующими подразделениями Госсанэпиднадзора
России, Госатомнадзора России, Федерального управления
медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.
2. Государственный экологический контроль в области
использования радиоактивных материалов осуществляется:
(а) Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации;
(б) Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического
надзора России;
(в) Федеральным управлением медико-биологических и
экстремальных проблем при Минздраве Российской Федерации и их
территориальными органами.
3. При осуществлении государственного экологического контроля
в области использования радиоактивных материалов указанные
министерства и ведомства руководствуются Конституцией Российской
Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации,
Законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной
среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
другими законодательными актами Российской Федерации,
законодательством республик в составе Российской Федерации,
указами и распоряжениями Президента России, постановления Совета
Министров - Правительства Российской Федерации, правовыми актами
субъектов Российской Федерации, ранее принятыми органами
государственного управления нормами, правилами, стандартами в
области радиационной безопасности и радиационной защиты населения
и окружающей природной среды в части, не противоречащей
действующему законодательству, а также настоящим Порядком.
4. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации, Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического надзора и Федеральное управление
медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России
и их территориальные органы осуществляют государственный
экологический контроль в области использования радиоактивных
материалов в тесном взаимодействии с органами представительной и
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
местными органами представительной власти, Федеральным надзором
России по ядерной и радиационной безопасности, общественными
экологическими организациями, гражданами.
5. Государственному экологическому контролю в области
использования радиоактивных материалов подлежат объединения,
предприятия, учреждения, войсковые части и другие организации на
территории Российской Федерации, независимо от ведомственной
подчиненности и форм собственности, на которых осуществляется
любая деятельность, связанная с производством, использованием,
транспортировкой, хранением, захоронением радиоактивных
материалов, отходов и источников ионизирующего излучения,
требующая специального разрешения, извещения или регистрации
государственных контрольных и надзорных органов в соответствии с
Законами Российской Федерации "Об охране окружающей природной
среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(ст.21, п. 2), "Основными санитарными правилами работы с
радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих
излучений" (ОСП 72/87) и действующими нормативными документами на
их основе.
------------------------------
*/
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
и Федеральное Управление медико-биологических и экстремальных
проблем при Министерстве здравоохранения России в контексте
настоящего документа далее именуются как органы
санитарно-эпидемиологического надзора России.
6. Государственный экологический контроль в области
использования радиоактивных материалов:
(а) осуществляется с целью оценки уровня защищенности
окружающей природной среды и населения от реальных и/или
потенциальных угроз, создаваемых последствиями радиационного
воздействия, а также величины вероятного экологического ущерба при
хозяйственно-производственной деятельности радиационно-опасных
объектов (РОО) и при возможных аварийных ситуациях;
(б) подразделяется на предупредительный и текущий, которые
различаются методами и средствами воздействия на поднадзорные РОО.
При этом под предупредительным контролем понимается деятельность
природоохранных органов, осуществляемая на стадии выбора площадки
и проектирования РОО с целью своевременного предупреждения
нарушений природоохранительного законодательства и препятствующая
принятию необоснованных решений; под текущим контролем
подразумевается проверка выполнения условий, установленных в
лицензии на комплексное природопользование и в лицензиях на
выбросы и сбросы радиоактивных веществ и хранение (захоронение)
радиоактивных отходов.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1. Установление требований направленных на охрану
окружающей природной среды, биологических ресурсов, предупреждение
неблагоприятного воздействия среды обитания на состояние здоровья
населения и устранение угрозы (опасности) возникновения
чрезвычайных радиоэкологических ситуаций на РОО.
2.2. Проверка соблюдения требований природоохранительного
законодательства, нормативов качества окружающей природной среды.
2.3. Регулярное наблюдение за состоянием и качеством
окружающей природной среды и ее изменением на территории
Российской Федерации под влиянием хозяйственно-производственной
деятельности РОО, в том числе в селитебных зонах, зонах рекреации,
в местах водопользования, землепользования и других местах
жизнедеятельности населения.
2.4. Согласование и проверка выполнения мероприятий и планов
по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов
и оздоровлению окружающей природной среды.
3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
3.1. Предупредительный государственный экологический контроль
в области использования радиоактивных материалов проводится при:
(а) согласовании материалов по обоснованию места размещения
объекта ;
(б) экологической экспертизе или согласовании
технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта;
(в) экологической экспертизе или согласовании проектных
материалов;
(г) согласовании условий на комплексное природопользования.
3.2. Материалы по обоснованию места размещения РОО
разрабатываются Заказчиком (инвестором) и представляются на
согласование в Минприроды России или его территориальные органы,
органы санитарно-эпидемиологического надзора России и органы
Госатомнадзора России.
3.3. Органы санитарно-эпидемиологического надзора России
выдают заключение о соответствии места размещения РОО санитарным
нормам и правилам. Органы Госатомнадзора России выдают заключение
по выбору площадки строительства с учетом анализа характеристики
ожидаемого воздействия предприятия при нормальной эксплуатации, а
также при проектных и запроектных радиационных авариях.
3.4. Результаты рассмотрения материалов по обоснованию места
размещения РОО оформляются территориальными органами Минприроды
России в виде заключения экологической экспертизы. Согласование
условий природопользования действует на срок не более трех лет до
начала разработки ТЭО.
3.5. В материалах ТЭО проекта Заказчиком разрабатываются
предложения по установлению предельных значений выбросов и сбросов
радиоактивных веществ в атмосферу и поверхностные воды
(соответственно: проектные значения выбросов и сбросов). Проектные
значения выбросов и сбросов разрабатываются с учетом основных
положений Законов Российской Федерации " Об охране окружающей
природной среды и " О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения ", действующих нормативных документов на их основе,
фоновой радиационной обстановки в регионе, необходимости
предотвращения нарушения равновесия в окружающей природной среде,
а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения.
3.6. Территориальными органами Минприроды России по
согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора
России утверждается квота на выбросы и сбросы радиоактивных
веществ, оформляется заключение о соответствии предложенных
Заказчиком проектных значений выбросов и сбросов радиоактивных
веществ квоте от предела дозы для населения и от нормативов
радиационного воздействия на объекты окружающей природной среды,
которая может быть выделена для данного РОО с учетом сложившейся и
прогнозируемой радиационной обстановки в регионе. Указанное
заключение направляется в Минприроды России для использования при
проведении государственной экологической экспертизы предпроектных
и проектных материалов по РОО.
3.7. При квотировании предела дозы для населения должны
учитываться:
(1) облучение, вызываемое действием рассматриваемого
источника, для которого устанавливаются величины выбросов и
сбросов;
(2) техногенное фоновое облучение, обусловленное действием
в регионе всех других источников. В число последних входят:
источники выбросов ближайшего окружения (локальные и региональные)
и многочисленные, далеко отстоящие от рассматриваемого предприятия
источники выбросов и сбросов, вклад каждого из которых в
радиационную обстановку в данной местности мал, но в сумме их
влияние может быть значительным.
3.8. Следует учитывать и техногенный фон облучения,
сформировавшийся, а также необходимо предусмотреть резерв на
расширение существующих предприятий, строительство новых и
непредвиденные ситуации.
3.9. Положительное заключение государственной экологической
экспертизы по материалам ТЭО служит основанием для выдачи органами
Минприроды России лицензий (разрешения) на комплексное
природопользование и специальных лицензий разрешения на хранение
(захоронение) радиоактивных отходов и на выбросы и сбросы
радиоактивных веществ в окружающую природную среду. Выдача
лицензий органами Минприроды России осуществляется только при
наличии согласования ТЭО органами санитарно-эпидемиологического
надзора России и Госатомнадзора России.
3.10. Лицензия на природопользование и лицензии на выбросы и
сбросы радиоактивных веществ и хранение (захоронение)
радиоактивных отходов являются основными разрешительными
документами, подтверждающими, что эксплуатация РОО в целом будет
оказывать минимально возможное комплексное воздействие на
окружающую среду с наименьшим ущербом.
3.11. Минприроды России и его территориальные органы
осуществляют контроль за разработкой проектной документации и
согласовывают ее в случае ее соответствия материалам ТЭО имеющим
положительное заключение государственной экологической экспертизы.
4. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
4.1. Минприроды России и его территориальные органы, а также
органы санитарно-эпидемиологического надзора России контролируют
строительство РОО (предприятий) на соответствие утвержденным
проектам, имеющим положительные заключения государственной
экологической и санитарно-гигиенической экспертиз. При нарушении
проектных требований органы Минприроды России и
санитарно-эпидемиологической службы России оформляют предписание
на приостановление работ до устранения выявленных нарушений.
4.2. Ввод в эксплуатацию РОО (предприятий) производится
только по акту государственной приемочной комиссии с участием
представителей Минприроды России и/или его территориальных
органов.
4.3. Представители Минприроды России и/или его
территориальных органов в составе Государственной приемочной
комиссии осуществляют проверку соответствия сдаваемого объекта
проекту,в части, касающейся обеспеченности установками по очистке,
обезвреживанию и утилизации радиоактивных отходов, радиоактивных
выбросов и сбросов, средствами радиационно-экологического
контроля, условиями сохранности источников ионизирующего излучения
и радиоактивных веществ, соблюдения установленных проектных
значений радиоактивных выбросов и сбросов.
4.4. В акте государственной приемочной комиссии указываются
все виды работ с радиоактивными веществами, открытыми и закрытыми
источниками ионизирующих излучений, ядерными реакторами,
генераторами радионуклидов, устройствами генерирующего
ионизирующего излучения и радиоактивными отходами и их
радиационные характеристики (нуклидный состав, мощность, вид,
энергия и интенсивность излучения). Для всех работ указывается их
вид и характер, а также ограничительные условия.
4.5. Характеристики РОО заносятся в Государственный регистр
мест и объектов добычи, транспортировки, переработки,
использования, хранения и захоронения радиоактивных веществ и
источников ионизирующего излучения. Ведение Государственного
регистра осуществляется Главным управлением экологической
безопасности Минприроды России, а отдельные его разделов -
территориальными органами Минприроды России во взаимодействии с
органами Госатомнадзора России и санитарно-эпидемиологического
надзора России.
4.6. Проведение любых работ с радиоактивными веществами и
источниками ионизирующих излучений, а также их хранение
разрешается только после оформления экологического и санитарного
паспортов предприятия на основании акта приемочной комиссии (для
вводимых в эксплуатацию предприятий) или на основании акта
комплексного радиационно-экологического и санитарного обследования
действующих предприятий и выдачи разрешений (лицензий)
Госатомнадзора России на соответствующие виды деятельности.
4.7. Санитарный паспорт на право работы с источниками
ионизирующего излучения и радиоактивными веществами оформляется
органами санитарно-эпидемиологической надзора России. Копия
санитарного паспорта направляется в территориальные органы
Минприроды России и в органы внутренних дел. Санитарный паспорт
выдается предприятию на срок не более трех лет. По истечении срока
действия санитарного паспорта по представлению администрации
учреждения органы санитарно-эпидемиологической службы России
решают вопрос об оформлении санитарного паспорта на новый срок.
Оформление санитарного паспорта на право работы с источниками
ионизирующих излучений и радиоактивными веществами осуществляется
в соответствии с требованиями " Основных санитарных правил работы
с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих
излучений" (ОСП-72/87).
4.8. Экологический паспорт РОО разрабатывается и утверждается
администрацией РОО по согласованию с территориальными органами
Минприроды России. Экологический паспорт предприятий,
расположенных в закрытых административно-территориальных
образованиях согласовывается в установленном порядке с Главным
управлением экологической безопасности Минприроды России.
Согласование экологического паспорта производится ежегодно.
4.9. Экологический паспорт РОО должен отражать все основные
количественные и качественные параметры антропогенного воздействия
на окружающую среду. Основой для разработки экологического
паспорта являются основные показатели производства,проекты
расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешения на комплексное
природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и
установок по утилизации и переработке радиоактивных отходов, формы
государственной статистической отчетности и другие нормативные и
нормативно-технические документы.
4.10. Экологический паспорт предприятия разрабатывается в
соответствии с ГОСТ 17.0.0.04.-90 " Охрана природы. Экологический
паспорт промышленного предприятия. Основные положения." В качестве
информации по радиоэкологической безопасности в экологический
паспорт РОО включается:
(а) характеристика условий формирования газоаэрозольных
выбросов:
(1) описание источников выбросов в атмосферу
(вентиляционные трубы или "малые трубы") их количество, высота,
схема расположения;
(2) краткое описание используемых методов очистки и
оценка их эффективности;
(3) утвержденное территориальными органами Минприроды
России и согласованное органами санитарно-эпидемиологического
надзора России значение допустимого (разрешенного) выброса (ДВ)
радиоактивных веществ.
(4) среднесуточный за год выброс газоаэрозольных
радионуклидов суточного контроля;
(5) среднемесячный за год и суммарный за год выброс
газоаэрозольных радионуклидов суточного и месячного контроля и их
изотопный состав;
(б) характеристика сброса сточных вод, содержащих
радионуклиды:
(1) источники сброса;
(2) утвержденное территориальными органами Минприроды
России и согласованное органами санитарно-эпидемиологического
надзора России значение допустимого сброса;
(3) объемы сбрасываемых вод;
(4) структурная схема формирования стока радионуклидов;
(5) суммарная активность сбрасываемых вод, в том числе по
отдельным радионуклидам;
(в) характеристика радиоактивных отходов:
(1) краткая характеристика технологических процессов при
которых образуются радиоактивные отходы:
(2) общее количество жидких и твердых радиоактивных
отходов образующихся на предприятии, количество этих отходов после
переработки, количество отходов, переданное на захоронение
(тонн/Ки, М/Ки);
(3) количество установок переработки жидких и твердых
отходов;
(4) применяемые методы использования,переработки,
хранения и захоронения отходов;
(5) наименование места хранения и захоронения
радиоактивных отходов, удаленность хранилищ от ближайших
населенных пунктов;
(6) проектная площадь и объем хранилища;
(7) характеристика инженерных и геологических барьеров;
(8) характеристика упаковочных контейнеров (наличие,
количество);
(9) средства автоматизации и механизации работ по
обращению с радиоактивными отходами на предприятии;
(10) наличие санитарно-защитной зоны вокруг хранилища
радиоактивных отходов и схемы контроля грунтовых вод;
(г) состояние внешней природной среды в районе расположения
предприятия:
(1) фоновая удельная активность радионуклидов в объектах
внешней природной среды на промплощадке, в санитарно-защитной
зоне, в зоне наблюдения;
(2) фактическая удельная активность радионуклидов в
объектах внешней природной среды на промплощадке, в
санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения;
(3) фоновая и фактическая плотность выпадений цезия-137,
бета-излучающих радионуклидов в санитарно-защитной зоне и в зоне
наблюдения;
(4) дозы на местности в районе расположения предприятия
(мЗв/год) фоновые и фактические значения.
4.11. При изменении технологии производства, замене
оборудования, реконструкции, введении дополнительных очистительных
сооружений экологический паспорт дополняется (корректируется) в
течение месяца со дня изменения.
4.12. Экологический паспорт хранится на предприятии и
предъявляется по требованию Минприроды России и его
территориальных органов установленном порядке.
4.13. Выдача разрешения на выбросы радиоактивных веществ и
утверждение допустимых выбросов на действующих РОО осуществляется
на срок не более одного года Минприроды России и его
территориальных органов по согласованию с органами
санитарно-эпидемиологического надзора России. Для решения вопроса
об установлении на действующем РОО допустимого разрешенного
выброса РОО представляет в Минприроды России или в его
территориальные органы следующие материалы:
(1) пояснительная записка с расчетами и обоснованием ДВ;
(2) краткая характеристика местных физико-географических и
климатических условий по параметрам, определяющим особенности
рассеяния выбросов в атмосфере и выпадения их на местность в
данном регионе (средне годовые данные по осадкам, годовой и
суточный ход повторяемости приземных и приподнятых температурных
инверсий, скорости и направления ветра, штилей, типов осадков,
туманов, повторяемость категорий устойчивости);
(3) ситуационный план местности, с указанием промышленной
площадки рассматриваемого предприятия, источников выбросов как на
площадке, так и вне ее, санитарно-защитных зон, удаленных
населенных пунктов, границ близлежащих жилых массивов, участков
перспективной жилой застройки, зон отдыха, санаториев и домов
отдыха, метеостанций, пунктов наблюдения и контроля за
загрязнением атмосферы и местности, сельскохозяйственных угодий,
приусадебных участков, огородов, дач и т.д.)
(4) в случае сложного рельефа местности - топографическую
карту местности;
(5) способы учета местных особенностей при расчете
загрязнения атмосферы и местности при установлении ДВ (значения
расчетных поправочных коэффициентов, учитывающих рельеф и другие
особенности местности);
(6) перечень существующих и проектируемых предприятий,
выбросы которых учтены при установлении величины ДВ, включая
закрываемые и реконструируемые производства, загрязняющие
атмосферу;
(7) таблицы результатов инвентаризации выбросов радионуклидов
в атмосферу с характеристиками источников выбросов и их
обоснованием по данным измерений, показателей работы газоочистного
оборудования, составу и т.п.;
(8) технико-экономический анализ соответствия принятых
технологических, газоочистных и других мероприятий по охране
атмосферного воздуха передовым отечественным и зарубежным научным,
техническим и эксплуатационным достижениям по степени очистки,
выбросам на единицу продукции и т.п.;
(9) анализ промышленной и опытно-промышленной
апробированности новых технологий, газоочистного оборудования и
т.п.
(10) карту-схему с результатами расчета суммарного фактора
безопасности ( или коэффициента защищенности) местности, или
равновесных годовых доз облучения населения, рассчитанных для всех
радионуклидов выброса по всем путям воздействия;
(11) сводную таблицу предложений по установлению нормативов
ДВ;
(12) значения фоновых концентраций и выпадений;
(13) справку об ожидаемых в будущем техногенных фоновых
годовых дозах облучения, связанных с вводом в эксплуатацию новых
источников радиоактивного выброса (за исключением
рассматриваемого);
(14) проводимые и намечаемые на производстве мероприятия по
контролю за радиоактивными выбросами и соблюдением нормативов ДВ,
обеспеченность приборами, характеристики предлагаемых методов
контроля (регламент контроля за выбросами);
(15) осуществляемые и намечаемые мероприятия по контролю за
окружающей природной средой, обеспеченность приборами,
характеристики предлагаемых методов и объем контроля (регламент
мониторинга окружающей природной среды) или обоснование
нецелесообразности такого мониторинга;
(16) план мероприятий по дальнейшему снижению выбросов
радиоактивных веществ, или обоснование оптимальности
представленных нормативов выбросов и мотивации их дальнейшего
снижения;
(17) осуществляемые и намечаемые мероприятия по временному
уменьшению выбросов в период особо неблагоприятных
метеорологических условий и сезонов года,которые могут существенно
повлиять на дозы облучения (например, в период вегетации
растений);
(18) рекомендации по времени плановых кратковременных
повышенных выбросов в пределах ДВ, осуществляемых в соответствии с
регламентом технологических процессов и операций (например, во
время планово-предупредительных работ, дезактивации оборудования и
т.п.);
(19) сведения о химических загрязнителях природных сред
(воздуха,воды,почвы и т.п.) в районе расположения РОО для
предотвращения возможных синергических эффектов.
4.14. Выдача разрешения на специальное водопользование в
части, касающейся сброса радионуклидов в поверхностные воды и
утверждение нормативов допустимого сброса радиоактивных веществ
осуществляются органами Минприроды России по согласованию с
органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
России на срок не более одного года. Для решения вопроса об
установлении на действующем РОО допустимого сброса (ДС)
радиоактивных веществ РОО представляет в органы Минприроды России
следующие материалы:
(1) пояснительную записку с расчетами и обоснованием ДС;
(2) таблицу инвентаризации источников сбросов радиоактивных
веществ в поверхностные водоемы;
(3) объемы и радионуклидный состав сбрасываемых вод;
(4) структурную схему формирования стока радионуклидов;
(5) общую характеристику водоемов, куда осуществляется сброс
(расположение населенных пунктов, зон отдыха и т.д.);
(6) характер народохозяйственного использования водоема;
(7) данные о содержании радионуклидов в водных объектах ;
(8) технико-экономический анализ соответствия принятых
мероприятий по очистке сточных вод и охране поверхностных водоемов
передовым отечественным, зарубежным научным, техническим
достижениям;
(9) проводимые и намечаемые на производстве мероприятия по
контролю за радиоактивными сбросами и соблюдением нормативов ДС;
(10) план мероприятий по дальнейшему снижению радиоактивных
сбросов.
4.15. Выдача разрешения (лицензии) на хранение (захоронение)
радиоактивных отходов осуществляется Минприроды России и его
территориальными органами по представлении РОО следующих
материалов:
(1) пояснительная записка с характеристикой технологических
процессов, приводящих к образованию радиоактивных отходов и
характеристикой методов и способов обработки радиоактивных
отходов;
(2) общее количество жидких,твердых отвержденных отходов и их
радионуклидный состав, активность подлежащих хранению
(захоронению) в хранилище (могильнике);
(3) общая характеристика хранилища (могильника): инженерные,
геологические барьеры;
(4) характеристика компаунда и упаковочного контейнера;
(5) наличие санитарно-защитной зоны вокруг хранилищ
(могильников) и организация радиационного контроля.
4.16. Наличие разрешения (лицензии) Минприроды России или его
территориального органа не освобождает РОО от необходимости
получения соответствующих разрешений Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора России и Госатомнадзора
России.
4.17.
4.18. Предприятия, расположенные в закрытых
административно-территориальных образованиях (ЗАТО) представляют
данные по п.3.12-3.14 в Главное управление экологической
безопасности Минприроды России для решения всех вопросов выдачи
разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ.
4.19. Текущий (экологический) контроль на предприятии
проводится с целью проверки соблюдения требований
природоохранительного и санитарного законодательства, соответствия
качественных и количественных показателей радиационной обстановки
на предприятии санитарному и экологическим паспортам, проверки
выполнения планов и мероприятий по охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов;
4.20. Текущий экологический контроль проводится службами
радиоэкологического контроля и физических факторов воздействия
территориальных органов Минприроды России и, при необходимости,
совместно с территориальными органами санитарно-эпидемиологической
службы России во взаимодействии с экологической службой
предприятий с ведомственным санитарно-эпидемиологическим надзором.
4.21. Обязательному контролю при обследовании предприятий
подлежат:
(1) объем, исполнение и ведение документации по обеспечению
радиационной безопасности на предприятии в части, касающейся
выбросов и сбросов радиоактивных веществ, образования
радиоактивных отходов и проведения радиоэкологического контроля;
(2) наличие санитарного паспорта на право работы с
радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений,
экологического паспорта предприятия и сроков их действия;
(3) соблюдение правил и требований по поставке, учету,
хранению и транспортировки источников ионизирующего излучения,
радиоактивных материалов и радиоактивных отходов;
(4) характеристика объемов, видов и радионуклидного состава
перерабатываемого (используемого) сырья в части, относящейся к
условиям формирования радиоактивных выбросов и сбросов в
окружающую природную среду, а также радиоактивных отходов;
(5) регламент и объем радиационного контроля на промплощадке,
на территории санитарно-защитной зоны и в зоне наблюдения;
(6) документация по оценке радиационной обстановке на объекте
и в санитарно-защитной зоне и средства радиационного контроля;
(7) соблюдение требований радиационной безопасности при
переработке и окончательному захоронению радиоактивных отходов;
(8) регламент эксплуатации спецвентиляции и систем
газоочистки (периодичность контроля эффективности фильтрующих
элементов, смены фильтров и т.д.);
(9) отчетность экологической службы предприятия по выбросам и
сбросам радиоактивных веществ в окружающую среду.
4.22. По результатам обследования предприятия делается
заключение о наличии или отсутствии нарушений технологического
регламента, о выполнении требований нормативных документов по
радиоэкологическому контролю в полном объеме, предусмотренном
природоохранительным законодательством. Заключение оформляется
актом обследования.
4.23. В акте обследования предприятия выдаются предписания на
устранение нарушений требований природоохранительного и
санитарного законодательства, требований нормативных документов с
указанием контрольных сроков выполнения, которые согласовываются
руководством предприятия и, в случае разногласий, окончательное
решение принимается руководством территориального органа
Минприроды России и санитарно-эпидемиологической надзора России.
4.24. За невыполнение мероприятий, указанных в предписании в
установленные сроки применяются штрафные санкции в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ
СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
5.1. Радиационно-экологический контроль состояния окружающей
природной среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения
осуществляется экологической службой предприятия в соответствии с
объемом и регламентом, согласованном территориальными органами
Минприроды России и санитарно-эпидемиологической надзора России
(ведомственная система контроля).
5.2. Объем и регламент ведомственного радиационного контроля
на промплощадке РОО, в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения
должны включать в себя следующее:
(1) объекты радиационного контроля;
(2) контролируемые параметры;
(3) допустимые и контрольные уровни контролируемых параметров;
(4) сеть точек радиационного контроля;
(5) периодичность радиационного контроля;
(6) технические средства и аппаратурно-методическое
обеспечение радиационного контроля.
5.3. Результаты ведомственного радиационного контроля
радиоактивных выбросов и сбросов ежегодно представляются
администрацией предприятия, территориальным органам Минприроды
России и органам санитарно-эпидемиологического надзора России по
согласованным ими формам государственной статистической
отчетности, а также в Главное управление экологической
безопасности Минприроды России.
5.4. Ведомственная система радиационного контроля окружающей
природной среды реализуется в соответствии с Единой
государственной автоматизированной системой контроля радиационной
обстановки на территории Российской Федерации (ЕГАСКРО).
5.5. Органы Минприроды России и санитарно-эпидемиологического
надзора России осуществляют (при необходимости совместно)
независимый радиационно-экологический контроль выбросов и сбросов
радиоактивных веществ и состояния окружающей природной среды при
эксплуатации предприятия с помощью измерений:
(а) активности и радионуклидного состава организованных
выбросов в атмосферу аэрозолей, изотопов йода и инертных
радиоактивных газов;
(б) объемной активности и радионуклидного состава сбросов и
жидких радиоактивных отходов;
(в) активности и радионуклидного состава твердых
радиоактивных отходов;
(г) активности и радионуклидного состава утечек радиоактивных
веществ на хранилище твердых и жидких радиоактивных отходов;
(д) мощности дозы гамма-излучения и годовой дозы на местности
в санитарно-защитной зоне и в зоне наблюдения;
(е) объемной активности проб объектов окружающей природной
среды;
(ж) объемной активности аэрозолей атмосферного воздуха, воды
открытых водоемов.
5.6. Объектами радиационно-экологического контроля состояния
окружающей природной среды являются:
(а) атмосферный воздух;
(б) почва;
(г) растительность;
(д) вода открытых водоемов;
(е) донные отложения;
(ж) гидробионты открытого водного объекта;
(з) подземные (грунтовые) воды.
5.7. При осуществлении радиационно-экологического контроля
органы Минприроды России вправе затребовать любую информацию о
показателях состояния природной среды, влияющих на формирование
радиационной обстановки на местности от Роскомзема,
Роскомрыболовства, Рослесхоза, Роскомвода, Росгидромета,
Роскартографии, Роскомнедр и др. в соответствии с их компетенцией
и положениями об этих органах. Указанные организации представляют
всю необходимую информацию органам Минприроды России и
санитарно-эпидемиологической службы России и несут ответственность
за ее достоверность.
5.8. Радиационно-экологический контроль выбросов и сбросов
радиоактивных веществ и состояния окружающей природной среды
осуществляется лабораториями радиоэкологического мониторинга и
контроля выбросов и сбросов при территориальных органах Минприроды
России.
5.9. Результаты радиационно-экологического контроля выбросов
и сбросов радиоактивных веществ и состояния окружающей природной
среды используются органами Минприроды России для оценки полноты и
достоверности информации получаемой экологической службой
предприятия и отражаются в экологическом паспорте территории зоны
наблюдения РОО.
5.10. В случае обнаружения несанкционированного накопления
радиоактивных отходов в окружающей среде превышения значений
предельно-допустимых выбросов и сбросов территориальными органами
Минприроды России налагаются штрафные санкции на предприятие и
выдается предписание по ограничению, приостановлению или
прекращению радиоактивных выбросов и сбросов, размещения
радиоактивных отходов с одновременным уведомлением учреждений
банка о выдаче предписаний для прекращения финансирования
деятельности предприятия.
6. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
6.1. Должностные лица органов Минприроды России в
соответствии с их полномочиями по проведению государственного
экологического контроля имеют право в установленном порядке:
(1) посещать в установленном порядке предприятия независимо
от их ведомственной принадлежности;
(2) знакомиться с документами, анализами, иными материалами,
необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
(3) составлять необходимые документы и получать письменные
подтверждения по результатам проверок;
(4) проверять работу очистных сооружений и других
обезвреживающих устройств, средств радиоактивного контроля,
соблюдение нормативов качества окружающей природной среды,
требований природоохранительного законодательства, выполнение
планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
(5) выдавать разрешения на выбросы и сбросы в окружающую
природную среду радиоактивных веществ, хранение (захоронение)
радиоактивных отходов;
(6) аннулировать в пределах своей компетенции или вносить
предложения об аннулировании разрешений (специальных лицензий) на
хранение (захоронение) радиоактивных отходов, выбросы и сбросы
радиоактивных веществ в окружающую природную среду, и лицензию на
комплексное природопользование при нарушении условий,
установленных в лицензии,действующих природоохранных
норм,требований, правил;
(7) назначать государственную экологическую экспертизу;
(8) требовать устранения выявленных недостатков, давать в
пределах прав указания или заключения по размещению,
проектированию, строительству, реконструкции,вводу в эксплуатацию,
эксплуатации РОО;
(9) привлекать в установленном порядке виновных лиц к
административной ответственности, направлять материалы о
привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной
ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о
возмещении вреда, причиненного природной среде или здоровью
населения нарушениями природоохранительного законодательства;
(10) принимать в установленном порядке решения об ограничении
приостановлении, прекращении работы предприятий причиняющих вред
окружающей природной среде и несущих потенциальную опасность для
здоровья человека;
(11) устанавливать по согласованию с органами
санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов
вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей
природной среды в городе;
(12) получать своевременно и бесплатно от министерств,
госкомитетов, других органов федеральной и городской
исполнительной власти, учреждений, организаций и предприятий
города оперативную информацию, необходимую для выполнения
установленных ей задач и функций в области охраны окружающей среды
и природных ресурсов, включая информацию о финансировании
деятельности предприятий, получивших предписание об ограничении и
приостановлении деятельности.
|