СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ
ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ
(Москве, 9 сентября 1993 года)
Правительство Российской Федерации и Правительство Турецкой
Республики,
руководствуясь стремлением заключить Соглашение об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и в целях
развития экономического сотрудничества между обоими государствами,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Лица, к которым применяется Соглашение
Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются с
точки зрения налогообложения лицами с постоянным местопребыванием
в одном или в обоих Договаривающихся государствах.
Статья 2
Налоги, на которые распространяется Соглашение
1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги с дохода,
взимаемые в соответствии с законодательством каждого из
Договаривающихся государств, независимо от метода их взимания.
2. В качестве налогов с дохода будут рассматриваться все
налоги, взимаемые с общей суммы дохода или с отдельных его
элементов, включая доход от отчуждения движимого и недвижимого
имущества.
3. Существующими налогами, на которые распространяется
настоящее Соглашение, в частности, являются:
a) применительно к Российской Федерации - налоги на прибыль и
доходы, взимаемые в соответствии со следующими Законами Российской
Федерации
(i) "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
(ii) "О налогообложении доходов банков",
(iii) "О налогообложении доходов от страховой деятельности" и
(iv) "О подоходном налоге с физических лиц"
(именуемые далее "российские налоги");
b) применительно к Турецкой Республике -
(i) подоходный налог,
(ii) налог с корпораций,
(iii) сбор, взимаемый с подоходного налога и налога с
корпораций
(далее именуемые "турецкие налоги").
4. Настоящее Соглашение будет применяться также к любым
идентичным или по существу аналогичным налогам на доход, которые
будут взиматься после даты подписания этого Соглашения в
дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы
Договаривающихся государств будут уведомлять друг друга о любых
существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах,
необходимых для применения настоящего Соглашения.
Статья 3
Общие определения
1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не
вытекает иное:
a) термины "одно Договаривающееся государство" и "другое
Договаривающееся государство" означают, в зависимости от
контекста, Российскую Федерацию (Россию) или Турецкую Республику
(Турцию);
b) термин "Российская Федерация" при использовании в
географическом смысле означает ее территорию, включая
территориальные воды, а также экономическую зону и континентальный
шельф, где это государство осуществляет суверенные права и
юрисдикцию в соответствии с нормами международного права и где
действует его налоговое законодательство;
c) термин "Турецкая республика" означает Турецкую территорию,
территориальные воды, континентальный шельф и исключительную
экономическую зону, определенные по взаимной договоренности
заинтересованных сторон;
d) термин "налог" означает любой налог, на который
распространяется статья 2 настоящего Соглашения;
e) термин "лицо" означает физическое лицо, компанию или любое
другое объединение лиц;
f) термин "компания" означает любое образование или любое
объединение, которое рассматривается как корпоративное для целей
налогообложения;
g) термин "зарегистрированная контора" означает, применительно
к Турции, юридическую головную контору, зарегистрированную в
соответствии с Торговым кодексом Турции;
h) термины "предприятие одного Договаривающегося государства"
и "предприятие другого Договаривающегося государства" означают
соответственно предпринимательскую деятельность, осуществляемую
лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся
государстве, и предпринимательскую деятельность, осуществляемую
лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся
государстве;
i) термин "международные сообщения" означает любую перевозку с
помощью морских, речных, воздушных судов или дорожным транспортным
средством, осуществляемую предприятием одного Договаривающегося
государства, за исключением когда перевозка морским, речным,
воздушным судном или дорожным транспортным средством
осуществляется между пунктами, расположенными на территории одного
и того же Договаривающегося государства;
j) термин "компетентный орган" означает:
i) применительно к Российской Федерации - Министерство
финансов или уполномоченного им представителя,
ii) применительно к Турецкой Республике - Министерство
финансов и таможен или уполномоченного им представителя;
k) оговорка о "лице, фактически имеющем право на доходы" будет
истолкована в том смысле, что лицу с постоянным местопребыванием в
третьем государстве не будет предоставлена возможность
использовать преимущества налогового соглашения в отношении
дивидендов, процентов или доходов от авторских прав и лицензий,
получаемых из России или Турции, но это ограничение ни в коем
случае не будет касаться лиц с постоянным местопребыванием в
Договаривающихся государствах.
2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся
государством любой не определенный в нем термин будет, если из
контекста не вытекает иное, иметь то значение, которое он имеет по
законодательству этого государства, касающемуся налогов, на
которые распространяется настоящее Соглашение.
Статья 4
Лицо с постоянным местопребыванием
1. Для целей настоящего Соглашения термин "лицо с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся государстве" означает
любое лицо, которое, по законодательству этого государства,
подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства,
постоянного места пребывания, места управления (зарегистрированной
конторы) или любого иного аналогичного критерия.
2. Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо
является лицом с постоянным местожительством в обоих
Договаривающихся государствах, его положение определяется
следующим образом:
a) оно считается лицом с постоянным местожительством в том
Договаривающемся государстве, в котором оно располагает постоянным
жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих
государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в
том государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и
экономические связи (центр жизненных интересов);
b) если государство, в котором оно имеет центр жизненных
интересов, не может быть определено, или если оно не располагает
постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся государств, оно
считается лицом с постоянным местожительством в том государстве, в
котором оно обычно пребывает;
c) если оно обычно проживает в обоих Договаривающихся
государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них,
оно считается лицом с постоянным местожительством в том
Договаривающемся государстве, гражданином которого оно является;
d) если каждое из Договаривающихся государств рассматривает
его в качестве своего гражданина или если оно не является
гражданином ни одного из них, компетентные органы Договаривающихся
государств решают данный вопрос по взаимному согласию.
3. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи
лицо, не являющееся физическим лицом, является лицом с постоянным
местопребыванием в обоих Договаривающихся государствах, оно будет
считаться лицом с постоянным местопребыванием в том государстве, в
котором находится его головная контора.
Статья 5
Постоянное представительство
1. Для целей настоящего Соглашения термин "постоянное
представительство" означает постоянное место деятельности, через
которое предприятие одного Договаривающегося государства полностью
или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в
другом Договаривающемся государстве.
2. Термин "постоянное представительство", в частности,
включает:
a) место управления;
b) филиал;
c) контору;
d) фабрику;
e) мастерскую, и
f) рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое
другое место добычи природных ресурсов;
g) строительная площадка, строительный, монтажный или
сборочный объект, или связанная с ними надзорная деятельность,
образуют постоянное представительство, только если
продолжительность связанных с ними работ превышает 36 месяцев.
Строительная площадка существует со дня начала подрядчиком своих
работ, включая любые подготовительные работы на строительной
площадке. Период между датой сдачи строительного объекта и датой
его принятия заказчиком не будет приниматься во внимание при
подсчете 36-и месячного периода.
3. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи,
считается, что термин постоянное представительство не включает:
a) использование сооружений исключительно для целей хранения,
демонстрации или отгрузки товаров или изделий, принадлежащих этому
предприятию;
b) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих этому
предприятию, исключительно для целей хранения, демонстрации или
отгрузки;
c) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих этому
предприятию, исключительно для целей переработки другим
предприятием;
d) содержание постоянного места деятельности исключительно для
целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для
этого предприятия;
e) содержание постоянного места деятельности только для целей
осуществления для этого предприятия любой другой деятельности
подготовительного или вспомогательного характера;
f) содержание постоянного места деятельности исключительно для
осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в
подпунктах "a" - "e".
4. Несмотря на положения пунктов 1 и 2, если лицо - иное, чем
агент с независимым статусом, к которому применяется пункт 5, -
действует в одном Договаривающимся государстве от имени
предприятия другого Договаривающегося государства, то считается,
что это лицо имеет постоянное представительство в первом
упомянутом государстве в отношения любой деятельности, которую
агент осуществляет для этого предприятия, если это лицо имеет
полномочия заключать контракты в этом другом государстве от имени
этого лица и обычно использует эти полномочия, если его
деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в
пункте 3, которые, будучи осуществляемыми через постоянное место
деятельности, не превращают это постоянное место деятельности в
постоянное представительство в соответствии с положениями этого
пункта.
5. Считается, что предприятие не имеет постоянного
представительства в другом Договаривающемся государстве только в
силу того, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в
этом другом государстве через брокера, комиссионера или любого
другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица
действуют в рамках своей обычной предпринимательской деятельности.
6. Тот факт, что компания, которая является лицом с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся государстве,
контролирует или контролируется компанией, которая является лицом
с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся
государстве, или которое осуществляет предпринимательскую
деятельность в этом другом государстве (через постоянное
представительство или иным образом), сам по себе не превращает
одну из этих компаний в постоянное представительство другой.
Статья 6
Доходы от недвижимого имущества
1. Доходы, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в
одном Договаривающемся государстве от недвижимого имущества
(включая доходы от сельского или лесного хозяйства), находящегося
в другом Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в
этом другом государстве.
2. Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он
имеет по законодательству того Договаривающегося государства, в
котором находится рассматриваемое имущество. Морские, речные,
воздушные суда и дорожные транспортные средства не рассматриваются
в качестве недвижимого имущества.
Термин "недвижимое имущество" применительно к Турции в любом
случае включает имущество, вспомогательное по отношению к
недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемое в
сельском и лесном хозяйстве, места для рыбного промысла любого
вида, права, на которые распространяются положения общего
законодательства в отношении земельной собственности, узуфрукт
недвижимого имущества и права на переменные или фиксированные
платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или за
представление права разработки минеральных ресурсов, источников и
других природных ресурсов.
3. Положения пункта 1 применяются к доходу, полученному от
прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой
другой форме недвижимого имущества.
4. Положения пунктов 1 и 3 настоящей статьи применяются также
к доходу от недвижимого имущества предприятия и к доходу от
недвижимого имущества, используемого для осуществления независимых
личных услуг.
Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности
1. Прибыль, полученная в одном Договаривающемся государстве
предприятием другого Договаривающегося государства может
облагаться налогом в первом упомянутом государстве, если только
она получена через расположенное там постоянное представительство
и только в той части, которая относится к этому постоянному
представительству.
2. С учетом положений пункта 3, если предприятие одного
Договаривающегося государства осуществляет коммерческую
деятельность в другом Договаривающемся государстве через
расположенное там постоянное представительство, то в каждом
Договаривающемся государстве к такому постоянному
представительству относится прибыль, которую оно могло бы
получить, если бы оно было обособленным к отдельным предприятиям,
занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или
аналогичных условиях и действовало совершенно независимо от
предприятия, постоянным представительством которого оно является.
3. При определении прибыли постоянного представительства
допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного
представительства, включая управленческие и общеадминистративные
расходы, понесенные как в государстве, в котором расположено
постоянное представительство, так и в любом другом месте.
4. Никакая прибыль не будет зачислятся постоянному
представительству на основании лишь закупки этим постоянным
представительством товаров или изделий для предприятия.
5. Если прибыль включает виды дохода, о которых отдельно
говориться в других статьях настоящего Соглашения, то положения
этих статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.
Статья 8
Морской, воздушный и наземный транспорт
1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося государства,
полученная из другого Договаривающегося государства от
эксплуатации морских судов в международном сообщении облагается
налогом в первом упомянутом государстве. Однако такая прибыль
может также облагаться налогом и в другом Договаривающемся
государстве и в соответствии с законодательством этого другого
государства, но налог, взимаемый в этом другом государстве на
такую прибыль, уменьшается на 50 процентов.
2. Прибыль предприятия одного Договаривающегося государства,
полученная из другого Договаривающегося государства от
эксплуатации воздушных судов или дорожных транспортных средств в
международном сообщении, облагается налогом только в первом
упомянутом государстве.
3. Несмотря на положения статьи 6 и предыдущих пунктов
настоящей статьи, выплаты в отношении сдачи в аренду морского или
воздушного судна лицом с постоянным местопребыванием в одном
Договаривающемся государстве лицу с постоянным местопребыванием в
другом Договаривающемся государстве могут облагаться налогом у
источника в первом упомянутом государстве.
4. Положения пунктов 1 и 2 применяются также к прибыли от
участия в пуле, совместным предприятии или международной
организации по эксплуатации транспортных средств.
Статья 9
Возможная корректировка дохода
1. В случае, если
a) предприятие одного Договаривающегося государства, прямо или
косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия
другого Договаривающегося государства, или
b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в
управлении, контроле или капитале предприятия одного
Договаривающегося государства и предприятия другого
Договаривающегося государства,
и в любом случае между двумя предприятиями в их коммерческих
или финансовых отношениях имеются или введены условия,
отличающиеся от тех, которые имели бы место между независимыми
лицами, то любая прибыль, которая была бы зачислена одному из них,
но из-за наличия этих условий не была ему зачислена, может быть
включена в прибыль такого предприятия и соответственно обложена
налогом.
2. Если одно Договаривающееся государство включает в прибыль
предприятия этого государства - и соответственно облагает налогом
прибыль, в отношении которой предприятие другого Договаривающегося
государства было подвергнуто налогообложению в этом другом
государстве, и первое упомянутое государство заявляет, что
включенная таким образом прибыль является прибылью, которая была
бы зачислена предприятию первого упомянутого государства, если бы
отношения между двумя предприятиями были бы такими же, как между
независимыми предприятиями, то тогда это другое государство
произведет соответствующую корректировку начисленного в нем налога
на эту прибыль, если это другое государство сочтет такую
корректировку обоснованной. При определении такой корректировки
будут должным образом учтены другие положения настоящего
Соглашения, и компетентные органы Договаривающихся государств при
необходимости будут консультироваться друг с другом.
Статья 10
Дивиденды
1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является лицом
с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся
государстве, лицу с постоянным местопребыванием в другом
Договаривающемся государстве могут облагаться налогом в этом
другом государстве.
2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в
Договаривающемся государстве, в котором компания, выплачивающая
дивиденды, является лицом с постоянным местопребыванием, и в
соответствии с законодательством этого государства, но если
получатель дивидендов фактически имеет на них право, то взимаемый
налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы дивидендов.
3. Термин "дивиденды" при использовании в настоящей статье
означает доход от акций или других прав, которые не являются
долговыми требованиями, дающими право на участие в прибыли, а
также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому
же налоговому регулированию, как доход от акций, в соответствии с
законодательством государства, в котором компания, распределяющая
прибыль, имеет постоянное местопребывание. Применительно к
Российской Федерации этот термин заключает, в частности, прибыль,
распределенную участникам предприятия с иностранными инвестициями,
созданного по законодательству России.
4. Прибыль компании, которая является лицом с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся государстве и
осуществляет предпринимательскую деятельность в другом
Договаривающемся государстве через расположенное там постоянное
представительство, может, после обложения налогом по статье 7,
быть обложена налогом на оставшуюся часть в том Договаривающемся
государстве, в котором расположено постоянное представительство и
в соответствии с законодательством этого государства, при условии,
что ставка налога, взимаемого таким образом, не должна превышать
ставку, указанную в пункте 2.
5. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо,
фактически имеющее право на дивиденды, будучи лицом с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся государстве,
осуществляет или осуществлял предпринимательскую деятельность в
другом Договаривающемся государстве, в котором компания,
выплачивающая дивиденды, имеет постоянное местопребывание, через
расположенное там постоянное представительство, или, применительно
к лицу с постоянным местопребыванием в Турции, оказывает в России
независимые личные услуги с расположенной там постоянной базы, и
дивиденды относятся к такому постоянному представительству или
постоянной базе. В таком случае применяются положения статей 7 или
14 настоящего Соглашения, в зависимости от обстоятельств.
Статья 11
Проценты
1. Проценты, возникающие в одном Договаривающемся государстве
и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом
Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом
другом государстве.
2. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в
Договаривающемся государстве, в котором они возникают и в
соответствии с законодательством этого государства, но если
получатель процентов фактически имеет на них право, то взимаемый
налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов.
3. Несмотря на положения пункта 2, проценты, возникающие в:
a) России и выплачиваемые Правительству Турции или
Центральному Банку Турции или Турецкому Экзимбанку, освобождаются
от российского налога;
b) Турции и выплачиваемые Правительству России или
Центральному Банку России или Внешторгбанку России, освобождаются
от турецкого налога.
4. Термин "проценты" - при использовании в этом Соглашении
означает доход от долговых требований любого вида, и, в частности,
доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или
других долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим
ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам, а также
любой другой доход, который рассматривается как доход от
представленных в ссуду сумм налоговым законодательством
государства, в котором он возникает.
5. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо,
фактически имеющее право на проценты, будучи лицом с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся государстве,
осуществляет или осуществлял предпринимательскую деятельность в
другом Договаривающемся государстве, в котором возникают проценты,
через расположенное в нем постоянное представительство, или,
применительно к лицу с постоянным местопребыванием в Турции,
оказывает в России независимые личные услуги с расположенной там
постоянной базы, и долговое требование, на основании которого
выплачиваются проценты, действительно относятся к такому
постоянному представительству или постоянной базе. В таком случае
применяются положения статей 7 или 14 настоящего Соглашения, в
зависимости от обстоятельства.
6. Считается, что проценты возникают в Договаривающемся
государстве, если плательщиком является правительство этого
государства, его местный орган или лицо с постоянным
местопребыванием в этом государстве. Если, однако, лицо,
выплачивающее проценты, независимо от того, имеет ли оно
постоянное местопребывание в Договаривающемся государстве или нет,
имеет в Договаривающемся государстве постоянное представительство
или постоянную базу, в связи с которым возникла задолженность, по
которой выплачиваются проценты, и расходы по выплате несет такое
постоянное представительство или постоянная база, то считается,
что такие проценты возникают в том Договаривающемся государстве, в
котором находится постоянное представительство или постоянная
база.
7. Если вследствие особых отношений между плательщиком и
лицом, фактически имеющим право на проценты, или между ними обоими
и каким-либо третьим лицом сумма процентов, относящаяся к
долговому требованию, в отношении которого они выплачиваются,
превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и
лицом, фактически имеющим на них право, при отсутствии таких
отношений, положения настоящей статьи применяются только к
последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть
платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с
законодательством каждого Договаривающегося государства, с учетом
других положений настоящего Соглашения.
Статья 12
Доходы от авторских прав и лицензий
1. Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном
Договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным
местопребыванием в другом Договаривающемся государстве, могут
подлежать налогообложению в этом другом Договаривающемся
государстве.
2. Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут
облагаться налогами в Договаривающемся государстве, в котором они
возникают, и в соответствии с законодательством этого государства,
но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог,
взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой
суммы доходов от авторских прав и лицензий.
3. Термин "доходы от авторских прав и лицензий" при
использовании в настоящей статье означает платежи любого вида,
полученные в качестве вознаграждения за использование или за
предоставление права использования авторских прав на любое
произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и
записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового
знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса,
или за информацию относительно промышленного, коммерческого или
научного опыта, или за использование или предоставление права
использования промышленного, коммерческого или научного
оборудования.
4. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо,
фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий,
будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном
Договаривающемся государстве, осуществляет деятельность в другом
Договаривающемся государстве, в котором возникают доходы от
авторских прав и лицензий, через расположенное в нем постоянное
представительство, или, применительно к лицу с постоянным
местопребыванием в Турции, оказывает в России независимые личные
услуги с расположенной там постоянной базы и право или имущество,
в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и
лицензий, действительно связаны с таким постоянным
представительством или постоянной базой. В таком случае
применяются положения статей 7 или 14 настоящего Соглашения, в
зависимости от обстоятельств.
5. Считается, что доходы от авторских прав и лицензий
возникают в Договаривающемся государстве, если плательщиком
является Правительство этого Договаривающегося государства, его
местный орган или лицо с постоянным местопребыванием в этом
Договаривающемся государстве. Если, однако, лицо, выплачивающее
доходы от авторских прав и лицензий, независимо от того, имеет ли
оно постоянное местопребывание в Договаривающемся государстве или
нет, имеет в Договаривающемся государстве постоянное
представительство или постоянную базу, в отношении которых
возникло обязательство выплачивать доходы от авторских прав и
лицензий, и расходы по их выплате несет такое постоянное
представительство или постоянная база, то считается, что такие
доходы от авторских прав и лицензий возникают в том
Договаривающемся государстве, в котором расположены постоянное
представительство или постоянная база.
6. Если вследствие особых отношений между плательщиком и
лицом, фактически имеющим право на доходы, или между ними обоими и
каким-либо другим лицом сумма доходов от авторских прав и
лицензий, относящаяся к использованию, праву использования или
информации, на основании которых они выплачиваются, превышает
сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом,
фактически имеющим право на эти доходы, при отсутствии таких
отношений, положения настоящей статьи применяются только к
последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть
платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с
законодательством каждого Договаривающегося государства, с учетом
других положений настоящего Соглашения.
Статья 13
Прирост стоимости имущества
1. Доходы в виде прироста стоимости, которые лицо с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся государстве получают от
продажи недвижимого имущества, как оно определено в статье 6, и
расположенного в другом Договаривающемся государстве, могут
облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Доходы в виде прироста стоимости, получаемые от отчуждения
движимого имущества, составляющего часть постоянного
представительства, которое предприятие одного Договаривающемся
государстве имеет в другом Договаривающемся государстве, или
движимого имущества, относящегося к постоянной базе, которая
находится в другом государстве в распоряжении лица с постоянным
местопребыванием в первом государстве для целей осуществления
независимых личных услуг, включая прирост стоимости от отчуждения
такого постоянного представительства или постоянной базы, может
облагаться налогом в этом другом государстве.
Термин "движимое имущество" означает: имущество, которое
считается таковым по законодательству Договаривающегося
государства, в котором такое имущество находится.
3. Доходы в виде прироста стоимости, получаемые лицом с
постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве
от продажи морских, воздушных судов или дорожных транспортных
средств, используемых в международном сообщении, или движимого
имущества, связанного с такими операциями, подлежат
налогообложению только в том Договаривающемся государстве, в
котором лицо, осуществляющее продажу имущества, имеет постоянное
местопребывание.
4. Доходы в виде прироста стоимости, получаемые от продажи
любого имущества, такого как акций компаний или облигаций,
долговых обязательств и тому подобного, подлежат налогообложению
только в том Договаривающемся государстве, в котором лицо,
продающее имущество, имеет постоянное местопребывание. Однако,
доходы в виде прироста стоимости, упомянутые в предыдущей фразе и
полученные из другого Договаривающегося государства, облагаются
налогом в другом государстве, если период времени между покупкой и
отчуждением имущества не превысил одного года.
Статья 14
Независимые личные услуги
1. Доход, получаемый физическим лицом, имеющим постоянное
местожительство в одном Договаривающемся государстве, от оказания
профессиональных услуг или другой деятельности независимого
характера, облагается налогом только в этом государстве, за
исключением случаев, когда такие услуги оказываются или
оказывались в другом Договаривающемся государстве и доход
относится в постоянной базе, которую физическое лицо регулярно
имеет или имело в своем распоряжении в этом другом государстве.
2. Термин "профессиональные услуги" включает, в частности,
независимую научную, литературную, артистическую, образовательную
или преподавательскую деятельность, а также независимую
деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов,
стоматологов и бухгалтеров.
Статья 15
Доходы от работы по найму
1. С учетом положений статей 16, 18, 19 и 20 заработная плата
и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным
местожительством в одном Договаривающемся государстве в отношении
работы по найму, облагаются налогом только в этом государстве,
если только работа по найму не осуществляется в другом
Договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется
таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может
облагаться налогом в этом другом государстве.
2. Несмотря на положения пункта 1 вознаграждение, получаемое
лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся
государстве в отношении работы по найму, осуществляемой в другом
Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом
упомянутом государстве, если:
a) получатель находится в другом Договаривающемся государстве
в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности
180 дней в соответствующем календарном году, и
b) вознаграждение выплачивается нанимателем, или от имени
нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в
другом Договаривающемся государстве, и
c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное
представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в
другом Договаривающемся государстве.
3. Несмотря на положения пунктов 1 и 2 заработная плата и
другое вознаграждение, полученное лицом с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся государстве за работу по
найму, выполняемую в другом Договаривающемся государстве, не
облагаются налогом в этом другом государстве, если работа
осуществляется лицами:
a) в связи со строительной площадкой, строительным, сборочным
или монтажным объектом в соответствии с подпунктом "g" пункта 2
статьи 3 настоящего Соглашения;
b) в отношении работы по найму, осуществляемую на борту
морского, воздушного судна или дорожного транспортного средства,
используемых в международных перевозках предприятием
Договаривающегося государства, лицом с постоянным местопребыванием
в котором это предприятие является;
c) в отношении вознаграждения, получаемого в качестве
журналиста или корреспондента, при условии, что такие выплаты
производятся из источников в государстве, в котором он является
лицом с постоянным местопребыванием, на период в течение двух лет
со дня его прибытия в другое Договаривающееся государство.
Статья 16
Гонорары директоров
Гонорары директоров и другие подобные зарплаты, получаемые
лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся
государстве в качестве члена совета директоров или аналогичного
органа компании или любого другого юридического лица, которое
является лицом с постоянным местопребыванием в другом
Договаривающемся государстве, могут облагаться налогом в этом
другом государстве.
Статья 17
Артисты и спортсмены
1. Несмотря на положения статей 14 и 15 доход, получаемый
лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся
государстве в качестве работника искусств, такого, как артиста
театра, кино, радио или телевидения, или музыканта, или в качестве
спортсмена, от его личной деятельности, как таковой,
осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, может
облагаться налогом в этом другом государстве.
2. В случае, когда доход в отношении личной деятельности,
осуществляемой артистом или спортсменом в таком его качестве,
начисляется не самому артисту или спортсмену, а другому лицу, этот
доход может, несмотря на положение статей 7, 14 и 15, облагаться
налогом в том Договаривающемся государстве, в котором
осуществляется деятельность артиста или спортсмена.
3. Доход, получаемый артистами или спортсменами, которые
являются лицами с постоянным местожительством в одном
Договаривающемся государстве, от деятельности, осуществляемой в
другом Договаривающемся государстве освобождается от
налогообложения в этом другом государстве, если посещение этого
государства финансируется за счет государственных фондов другого
государства, его административно-территориального подразделения
или местного органа.
Статья 18
Государственная служба
1. a) Вознаграждение, иное чем пенсия, выплачиваемое
правительством Договаривающегося государства, его подразделением
или местным органом физическому лицу в отношении услуг,
оказываемых этому государству, подразделению или местному органу,
облагается налогом в этом государстве;
b) однако такое вознаграждение облагается налогом только в
другом Договаривающемся государстве, если услуги осуществляются в
этом другом государстве, и получатель является лицом с постоянным
местожительством в этом государстве, и который:
i) является гражданином этого государства, не будучи
гражданином первого упомянутого государства; или
ii) не будучи гражданином первого упомянутого государства
не стал лицом с постоянным местожительством в этом
Договаривающемся государстве исключительно для целей оказания
услуг.
2. a) Любая пенсия, выплачиваемая Договаривающемся
государством, его подразделением или местным органом или из
фондов, созданных ими, физическому лицу в отношении услуг,
оказанных этому государству, подразделению или местному органу
облагается налогом только в этом государстве.
b) однако такая пенсия облагается налогом только в другом
Договаривающемся государстве, если физическое лицо является лицом
с постоянным местожительством в этом государстве и его
гражданином.
3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются, а
применяются положения статей 13, 16 и 19 к вознаграждениям и
пенсиям, выплачиваемым Договаривающимся государством,
подразделением или местным органом, если такие вознаграждения или
пенсии выплачиваются в отношении услуг, оказываемых в связи с
предпринимательской деятельностью, осуществляемой в другом
Договаривающемся государстве.
Статья 19
Пенсии
С учетом положений пункта 2 статьи 18 пенсии и другие подобные
вознаграждения, выплачиваемые лицу с постоянным местожительством в
одном Договаривающемся государстве в отношении прошлой работы по
найму, могут облагаться налогом только в этом государстве.
Статья 20
Студенты, практиканты, преподаватели и ученые
1. Выплаты, которые студент или практикант, являющийся или
непосредственно перед приездом в одно Договаривающееся государство
являющийся лицом с постоянным местожительством в другом
Договаривающемся государстве и находящийся в первом упомянутом
государстве исключительно с целью получения образования или
прохождения практики, получает для целей своего содержания,
получения образования или прохождения практики, не облагаются
налогом в этом первом упомянутом государстве, при условии, что
такие выплаты возникают из источников за пределами этого
государства.
2. Таким же образом вознаграждение, получаемое преподавателем
или ученым, который является или непосредственно перед приездом в
одно Договаривающееся государство являлся лицом с постоянным
местожительством в другом Договаривающемся государстве и
находящийся в первом упомянутом государстве преимущественно с
целью преподавания или проведения исследований, освобождается от
налога в этом государстве на период в течение двух лет в отношении
вознаграждения за такое преподавание или проведение исследований,
при условии, что такие выплаты происходят из источников в другом
государстве.
Статья 21
Другие доходы
Виды доходов лица с постоянным местопребыванием в одном
Договаривающемся государстве, независимо от того, где они
возникают, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего
Соглашения, облагаются налогом только в этом государстве.
Статья 22
Устранение двойного налогообложения
Если лицо с постоянным местопребыванием в одном
Договаривающемся государстве получает доход в другом
Договаривающемся государстве, который, в соответствии с
положениями настоящего Соглашения, может облагаться налогом в
другом государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате
в этом другом государстве, может быть вычтена из налога,
взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом
упомянутом государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать
сумму налога первого государства на такой доход, рассчитанного в
соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
Статья 23
Недискриминация
1. Одно Договаривающееся государство не может применять по
отношению к лицу с постоянным местопребыванием в другом
Договаривающемся государстве более высокое или обременительное
налогообложение, чем налогообложение, которое это государство
применяло бы в отношении лица с постоянным местопребыванием в
третьем государстве, с которым оно не заключило Соглашение об
избежании двойного налогообложения.
2. С учетом положений пункта 4 статьи 10 лицо с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся государстве, имеющее
постоянное представительство в другом Договаривающемся
государстве, не будет подвергаться в этом другом государстве в
части дохода, относящегося к этому постоянному представительству,
более обременительному налогообложению, чем то, которому обычно
подвергаются лица с постоянным местопребыванием в этом другом
государстве или в третьем государстве, осуществляющие такую же
деятельность.
Статья 24
Взаимосогласительная процедура
1. Если лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся
государстве считает, что действия одного или обоих
Договаривающихся государств приводят или приведут к
налогообложению его не в соответствии с настоящим Соглашением, оно
может, независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним
законодательством этих государств, представить свое заявление
компетентному органу того государства, лицом с постоянным
местопребыванием в котором оно является. Заявление должно быть
представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о
действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему
положениям Соглашения. Применительно к Турции, заявление должно
быть предоставлено в течение одного года с момента первого
уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не
соответствующему положениям Соглашения. Однако если этот срок
истек, налогоплательщик может в любом случае обратиться к турецким
компетентным органам в течение пяти лет, начиная с 1 января
календарного года, следующего за соответствующим налоговым годом.
Соответствующим налоговым годом является год, в котором доход,
обложенный налогом с нарушением положений настоящего Соглашения,
был случен.
2. Компетентный орган будет стремиться, если он сочтет
заявление обоснованным или если он сам не сможет прийти к
удовлетворительному решению, решить вопрос по взаимному согласию с
компетентным органом другого Договаривающегося государства, с
целью избежания налогообложения, не соответствующего Соглашению.
3. Компетентные органы Договаривающихся государств будут
стремиться решать по взаимному согласию любые трудности или
сомнения, возникающие при толковании или применении Соглашения.
Они могут также консультироваться вместе для целей устранения
двойного налогообложения в случаях, не предусмотренных
Соглашением.
4. Компетентные органы Договаривающихся государств могут
непосредственно вступать в контакты друг с другом для целей
достижения согласия в смысле предыдущих пунктов. Если окажется
целесообразным для достижения согласия провести устный обмен
мнениями, такой обмен мнениями может состояться в рамках заседания
комиссии, состоящей из представителей компетентных органов
Договаривающихся государств.
Статья 25
Обмен информацией
1. Компетентные органы Договаривающихся государств будут
обмениваться информацией, необходимой для применения положений
настоящего Соглашения или внутреннего законодательства
Договаривающихся государств, касающегося налогов, на которые
распространяется Соглашение, в той степени, в которой
налогообложение по этому законодательству не противоречит
настоящему Соглашению. Любая полученная Договаривающимся
государством информация будет считаться конфиденциальной так же,
как и информация, полученная по внутреннему законодательству этого
государства, и будет раскрыта только лицам или органам (включая
суда и административные органы), связанным с определением,
взиманием, принудительным взысканием или исполнением решений в
отношении налогов, на которые распространяется Соглашение. Такие
лица или органы будут использовать информацию только для таких
целей. Они могут раскрывать эту информацию в ходе открытого
судебного заседания или при принятии судебных решений.
2. Ни в каком случае положения пункта 1 не будут толковаться
как обязывающие одно Договаривающееся государство:
a) проводить административные меры, противоречащие
законодательству или административной практике этого или другого
Договаривающегося государства;
b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по
законодательству или в ходе обычной административной практики
этого или другого Договаривающегося государства;
c) предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо
торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или
профессиональную тайну или торговый процесс, или информацию,
раскрытие которой противоречило бы общественной политике и
государственным интересам.
Статья 26
Дипломатические агенты и консульские служащие
Никакие положения настоящего Соглашения не затрагивают
налоговых привилегий дипломатических агентов и консульских
служащих, предоставленных нормами международного права или в
соответствии с положениями специальных соглашений.
Статья 27
Вступление в силу
1. Настоящее Соглашение подлежит ратификации в каждом из
Договаривающихся государств.
2. Настоящее Соглашение вступит в силу в день обмена
ратифицированными грамотами, и его положения будут применяться:
a) в отношении налогов, взимаемых у источника, - с сумм,
выдаваемых или начисленных 1 или после 1 января 1993 года;
b) в отношении других налогов на доходы - за налогооблагаемые
периоды, начинающиеся 1 или после 1 января 1993 года.
3. Несмотря на положения предыдущих пунктов настоящей статьи
положения подпункта "g" пункта 2 статьи 5 настоящего Соглашения
будут применяться в отношении налогов на доход, полученный начиная
с 1 января 1991 года.
Статья 28
Прекращение действия
Настоящее Соглашение остается в силе на неопределенный срок,
любое из Договаривающихся государств может до тридцатого июня
этого календарного года, следующего за истечением пятого года,
следующего за годом, в котором произошел обмен ратификационными
грамотами, передать другому Договаривающемуся государству по
дипломатическим каналам письменное уведомление о прекращении его
действия, и в этом случае настоящее Соглашение прекращает
действие:
a) в отношении налогов, взимаемых у источника, - с сумм,
выдаваемых или начисленных первого или после первого января
календарного года, следующего за годом, в котором передано
уведомление; и
b) в отношении других налогов на доходы - за налоговые годы,
начинающиеся первого или после первого января календарного года,
следующего за годом, в котором передано уведомление.
Совершено в Москве 9 сентября одна тысяча девятьсот девяносто
третьего года, в двух экземплярах, каждый на русском, турецком и
английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В
случае расхождения в толковании толкование будет сделано в
соответствии с английским текстом.
(Подписи)
|