МЕМОРАНДУМ
О ВЗАИМОПОНИМАНИИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
ПО ВОПРОСУ ЭКСПОРТА РАКЕТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ
(Вашингтон, 2 сентября 1993 года)
Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенных
Штатов Америки, ниже именуемые Сторонами, основываясь на своем
интересе в поддержании и укреплении международного мира и
безопасности, выражают желание противодействовать на взаимной
основе как распространению ракетного оборудования и технологии,
которые могли бы способствовать созданию или приобретению ракетных
систем, способных доставлять оружие массового уничтожения, так и
созданию или приобретению производственных мощностей для таких
систем.
Обязательства, принятые Сторонами в соответствии с настоящим
Меморандумом, не имеют целью чинить препятствия национальным
космическим программам или международному сотрудничеству по таким
программам, за исключением тех случаев, когда реализация таких
программ могла бы способствовать созданию систем доставки оружия
массового уничтожения (ОМУ).
2. Для целей настоящего Меморандума, а также в свете
озабоченностей, разделяемых обеими Сторонами, Стороны вновь
подтверждают свое согласие придерживаться политики, которая
соответствует многостороннему режиму контроля за ракетной
технологией (РКРТ). (Конкретные параметры этой политики - как она
осуществляется каждой из Сторон - излагаются в их соответствующих
контрольных списках и правилах экспортного контроля. Конкретные
параметры РКРТ содержатся в Руководящих принципах РКРТ и
приложении).
3. Стороны:
а) не будут разрешать любой экспорт ракетного оборудования и
технологии, перечисленных в их соответствующих национальных
списках экспортного контроля, кроме как на основе индивидуально
оформляемых лицензий или других письменных разрешений,
предоставленных до осуществления экспорта соответствующим
правительственным учреждением. Эти списки включают все предметы и
определения, перечисленные в международно признанном приложении по
оборудованию и технологии РКРТ. Правительство Соединенных Штатов
Америки будет своевременно консультироваться с Правительством
Российской Федерации в отношении любых предложенных поправок к
приложению и Руководящим принципам РКРТ, а также будет
информировать других участников РКРТ о точке зрения России по
таким поправкам и будет добиваться обеспечения того, чтобы точка
зрения России была полностью учтена в процессе обсуждения таких
поправок. В таких случаях Стороны осуществляют контроль над
экспортом и приводят свое соответствующее законодательство,
правила и процедуры в соответствие с любыми поправками к
приложению и Руководящим принципам РКРТ. Ссылки в настоящем
Меморандуме на категорию I и категории II соответствующих
национальных списков экспортного контроля означают те предметы в
национальных списках экспортного контроля Сторон, которые включены
соответственно в категории I и II международно признанного
приложения РКРТ, касающегося оборудования и технологии, от
4 ноября 1991 г., включая любые последующие поправки.
Стороны обмениваются этими списками и информируют друг друга о
внесении возможных изменений в их соответствующие списки;
б) учитывают при рассмотрении заявок на экспорт ракетного
оборудования или технологии, включенных в их соответствующие
национальные списки экспортного контроля, следующие факторы:
1) требование предотвращения распространения ОМУ;
2) возможности и цели ракетных и космических программ
страны - получателя;
3) значимость конкретной передачи с точки зрения
возможности создания средств доставки ОМУ (помимо пилотируемых
летательных аппаратов);
4) оценку конечного использования таких передач;
5) применимость соответствующих многосторонних соглашений;
в) исходят из того, что принцип отказа "как наиболее
вероятного результата", как он используется в руководящих
принципах РКРТ, или принцип отказа "как правило", как он
используется в положениях о порядке российского экспортного
контроля, будет применяться при рассмотрении любой экспортной
заявки в отношении
1) любых предметов, перечисленных в категории 1 их
соответствующих национальных списков экспортного контроля, или
2) любых предметов в их соответствующих национальных
списках экспортного контроля, или любых ракет либо беспилотных
летательных систем, если экспортирующая сторона считает, что
последние предназначены для использования в качестве средства
доставки ОМУ.
Стороны исходят из того, что, за редкими исключениями,
экспортные заявки, подпадающие под принцип отказа "как наиболее
вероятного результата" либо отказа "как правило", в соответствии с
вышеизложенным не будут удовлетворяться;
г) не разрешают экспорт производственных мощностей, входящих в
категорию 1, за исключением случаев, допускаемых в соответствии с
РКРТ;
д) при выдаче лицензий или предоставлении других разрешений на
экспорт предметов, перечисленных в их соответствующих национальных
списках экспортного контроля, в тех случаях, когда передача могла
бы способствовать созданию средств доставки ОМУ, будут получать
обязывающие заверения на правительственном уровне в том, что:
1) эти предметы будут использоваться только в заявленных
целях;
2) такое их использование не будет подвергаться
изменениям, а сами предметы не будут видоизменяться или
копироваться без предварительного согласия сторон;
3) ни предметы, ни их копии или их производные не будут
реэкспортироваться без согласия экспортирующей Стороны.
Дополнительно к этому экспортирующая Сторона берет на себя
ответственность предпринять все необходимые шаги, включая
проведение в соответствующих случаях инспекций на местах, для
обеспечения того, чтобы экспортируемый предмет использовался
только в заявленных целях;
е) создают в рамках обязательств, принятых в соответствии с
настоящим Меморандумом, механизм консультаций, в контексте
которого Стороны будут проводить регулярные консультации с целью
обмена соответствующей информацией, необходимой и целесообразной
для эффективного применения настоящего Меморандума, а также будут
консультироваться в ситуациях, которые экспортирующая Сторона
считает достаточно важными с точки зрения принятия решений по
экспорту предметов, перечисленных в ее национальных списках
экспортного контроля.
В контексте этого механизма Стороны по взаимной договоренности
могут также проводить консультации по отдельным контрактам или
соглашениям об экспорте ракетного оборудования и технологии,
которые начали действовать до вступления в силу настоящего
Меморандума и которые могли бы вызвать озабоченность одной из
Сторон. В таких консультациях, о которых идет речь в Совместном
заявлении, могли бы участвовать и эксперты третьей стороны по
согласованию между Россией и США. Некоторые конкретные параметры
таких консультаций изложены в Совместном заявлении.
4. Стороны ограничивают доступ к информации, предоставляемой
на конфиденциальной основе в ходе консультаций, и обеспечивают,
чтобы любая информация, передаваемая в контексте настоящего
Меморандума, не использовалась в целях коммерческой конкуренции.
5. Не позднее, чем с 1 ноября 1993 г. Стороны будут
осуществлять контроль за экспортом ракетного оборудования и
технологии в соответствии с положениями настоящего Меморандума.
Стороны обеспечат внесение необходимых изменений в тексты
существующих контрактов в возможно короткие сроки, но не позднее
1 января 1994 года.
Стороны также проводят консультации по вопросам, касающимся
будущего международных усилий по нераспространению ракет, в том
числе в отношении любых изменений в РКРТ или любых предложений по
созданию нового международного режима контроля за экспортом
ракетного оборудования или технологии. Стороны консультируются в
отношении любых изменений в их национальном законодательстве,
правилах и процедурах, которые могли бы быть желательными для
осуществления таких будущих усилий.
6. Стороны распространяют вышеперечисленные требования на весь
экспорт, осуществляемый правительственными и неправительственными
организациями, включая предметы реэкспорта и предметы
национального производства, а также на любые другие сделки, (за
исключением импорта каждой из стран), которые включают предметы,
перечисленные в их соответствующих национальных списках
экспортного контроля.
7. Стороны обеспечивают, чтобы весь их экспорт, относящийся к
будущим контрактам, соответствовал настоящему Меморандуму.
8. Настоящий Меморандум и Заявления Правительства Российской
Федерации, Правительства США и Совместные заявления, являющиеся
неотъемлемой частью Меморандума, будут временно применяться с
1 ноября 1993 года до его вступления в силу. Меморандум вступает в
силу после обмена нотами, подтверждающими завершение всех
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в
силу. Он будет оставаться в силе в течение шести месяцев после
того, как одна из Сторон письменно заявит о своем намерении
прекратить действие этого Меморандума, или до того момента, когда
Стороны станут равноправными партнерами по режиму РКРТ в
соответствии с его процедурами. По взаимной договоренности Стороны
в любое время могут вносить поправки в настоящий Меморандум.
Совершено в Вашингтоне 2 сентября 1993 года в двух
экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба
текста имеют одинаковую силу.
(Подписи)
ЗАЯВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ
1. Соблюдение Россией условий Меморандума о взаимопонимании по
вопросу экспорта ракетного оборудования и технологии таким
образом, чтобы это соответствовало критериям и стандартам,
установленным режимом контроля за ракетной технологией (РКРТ),
даст возможность Правительству Соединенных Штатов Америки, в свете
их соответствующего законодательства,
а) рассматривать Россию в качестве страны, соблюдающей РКРТ с
точки зрения законов США, и, следовательно,
б) не вводить санкции, относящиеся к распространению ракет, в
отношении российских организаций, экспортирующих ракетное
оборудование или технологию, после вступления в силу настоящего
Меморандума о взаимопонимании, кроме случаев, когда в отношении
такого экспорта не было получено разрешения в соответствии с
российским законодательством или когда разрешение на экспорт было
получено путем умышленного предоставления ложной информации или
подлога.
2. Соединенные Штаты Америки оставляют за собой право
рассматривать как несоблюдение условий Меморандума о
взаимопонимании в соответствии с критериями и стандартами РКРТ
разрешение Россией экспорта такого типа, который описан в
статье 11B "b" (1) "A" Закона о регулировании экспорта 1979 года
с соответствующими поправками и статье 73 "a" (1) Закона о
контроле за экспортом вооружений с соответствующими поправками.
ЗАЯВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В отношении подпункта "а" пункта 3 Меморандума о
взаимопонимании, касающегося возможных новых поправок или
изменений к Руководящим принципам РКРТ и приложению, Российская
Сторона сохраняет право в соответствии с пунктом 8 Меморандума о
взаимопонимании рассмотреть вопрос продолжения своего участия в
Меморандуме в случае принятия поправок или изменений,
противоречащих позиции Российской Стороны, как она была доведена
до сведения участников РКРТ в соответствии с процедурами,
изложенными в подпункте "а" пункта 3.
СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенных
Штатов Америки договорились учредить в возможно короткие сроки
совместную рабочую группу с целью обмена информацией, касающейся
экспорта товаров и технологий, контролируемых режимом контроля за
ракетной технологией (РКРТ), который имел место в период с
5 ноября 1990 года до вступления в силу Меморандума о
взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и
Правительством Соединенных Штатов Америки по вопросам экспорта
ракетного оборудования и технологии.
В этом контексте Россия берет на себя обязательство
предоставить информацию Соединенным Штатам Америки о тех случаях,
когда российские организации сознательно участвовали, вступали в
сговор или содействовали торговой деятельности, связанной с
передачей контролируемых в рамках РКРТ предметов, что
способствовало осуществлению ракетной программы 1 категории РКРТ в
стране, не участвующей в РКРТ. Соединенные Штаты Америки будут
готовы отменить санкции в отношении российских организаций,
участвующих в такой деятельности, в соответствии с договоренностью
между Россией и Соединенными Штатами, если Россия предоставит эту
информацию Соединенным Штатам в возможно кратчайшие сроки, но не
позднее 1 декабря 1993 года. Аналогичным образом Соединенные Штаты
Америки обязуются рассмотреть случаи американского экспорта,
имевшие место в прошлом, в связи с которыми Россия испытывает
озабоченность, и предоставить России подробную информацию в
соответствии с требованиями РКРТ в возможно кратчайшие сроки, но
не позднее 1 декабря 1993 года.
Каждая из Сторон также может до 1 декабря 1993 года обсуждать
в рабочей группе любой из существующих контрактов, которые могут
не соответствовать условиям Меморандума о взаимопонимании.
СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Стороны также признают, что в связи с тем, что элементы
ракетной и космической промышленности бывшего Советского Союза
сейчас расположены в разных независимых государствах, Россия будет
продолжать существующую практику кооперации с членами бывшего
Советского Союза с осознанием ответственности за соблюдение
положений экспортного контроля, изложенных в Меморандуме о
взаимопонимании, таким образом, чтобы не нарушать экспорт в
страны - члены бывшего Советского Союза, предназначенный для целей
российских ракетно-технологических программ (включая космическую
деятельность и обеспечение безопасности стратегических ракет).
Стороны также признают, что Россия будет продолжать существующую
практику кооперации таким образом, чтобы она не способствовала
национальным ракетным программам по категории 1 других стран
бывшего Советского Союза. Россия будет содействовать формированию
на территории других стран бывшего Советского Союза систем
экспортного контроля, соответствующих критериям и стандартам РКРТ.
Стороны согласны установить консультативный механизм для
обсуждения, по мере необходимости, вопросов, связанных с настоящим
Заявлением.
|