Утверждаю
Председатель Комитета
Российской Федерации
по муниципальному хозяйству
В.М.ДОЛГОВ
24 августа 1993 года
Согласовано
Начальник Главного управления
приватизации предприятий
социальной сферы и услуг
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ЗАКАЗЧИКА ПО ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ
В СИСТЕМЕ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
Настоящее Примерное положение разработано Институтом экономики
ЖКХ (И.Г. Минц, А.И. Кабалинский, Л.В. Долгова) совместно с
Комитетом Российской Федерации по муниципальному хозяйству
(Л.Н. Чернышов) в дополнение к Положению о порядке формирования
договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве.
Примерное положение согласовано Государственным комитетом РФ
по управлению государственным имуществом и утверждено комитетом РФ
по муниципальному хозяйству.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Разграничение функции управления, прав собственности,
хозяйственного ведения и пользования, а также соответствующего
разделения прав и ответственности между предприятиями жилищно -
коммунального хозяйства, местными органами власти требует освоения
договорных (контрактных) взаимоотношений между ними.
Эта система должна обеспечивать оптимальное сочетание
экономических и административных рычагов воздействия на комплекс
жизнеобеспечивающих для данной территории подотраслей жилищно -
коммунального хозяйства с целью его бесперебойного и качественного
функционирования.
Нормативно - правовой и методической основой системы
договорных взаимоотношений в жилищно - коммунальном хозяйстве
являются Законы Российской Федерации "О собственности в РСФСР" от
24 декабря 1990 г., "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" от 24 декабря 1990 г., "Об основах федеральной
жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., Постановление Верховного
Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. с изменениями и
дополнениями, внесенными Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 23 мая 1992 г. "О разграничении
государственной ответственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и
муниципальную собственность", Положение об определении
пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной
собственности и порядке оформления прав собственности,
утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от
18 марта 1992 г., Постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации "О некоторых мерах по улучшению координации
деятельности министерств и ведомств Российской Федерации, Советов
Министров республик в составе Российской Федерации, администраций
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
федерального значения" от 27 мая 1993 г. N 490, Положение о
порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном
хозяйстве, утвержденное решением коллегии Комитета РФ по
муниципальному хозяйству от 18 мая 1993 г. N 1-1, а также
настоящая работа.
В соответствии с Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" и
Постановлением Верховного Совета РФ "О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и
муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020 к
муниципальной собственности городов относятся - жилищный фонд и
нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и
сети водопроводно - канализационного хозяйства, тепло-, электро-,
газоснабжения, городского транспорта, внешнего благоустройства и
другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное
обслуживание потребителей, а также жилищно - эксплуатационные,
ремонтно - строительные и другие предприятия, осуществляющие
обслуживание, содержание и ремонт объектов инженерной
инфраструктуры).
Особенностью жилищно - коммунального хозяйства как отрасли
является использование предприятиями ЖКХ разнородных основных
фондов, т.е. как основных фондов, формирующих инженерную
инфраструктуру городов (основное производство и водо-, тепло-,
электро- и газоснабжение и ряд других), так и основных фондов,
обеспечивающих обслуживание объектов инженерной инфраструктуры
(производственные базы, ремонтные мастерские, машины,
вспомогательные механизмы и т.д.). Первые являются основными
составляющими жизнеобеспечивающей системы территории, служат
непосредственному удовлетворению потребностей в услугах жилищно -
коммунального хозяйства. Следует отметить, что именно эта группа
основных фондов обуславливает технологический монополизм
большинства предприятий - производителей услуг ЖКХ. Таким образом,
представляется необходимым сохранение функций управления и
контроля местных органов власти за состоянием и использованием
этой категории фондов. В то же самое время по отношению к основным
фондам, используемым для обслуживания объектов инженерной
инфраструктуры, предприятия ЖКХ могут и должны обладать
значительной самостоятельностью, вплоть до возможности их
приватизации, так как это в значительной мере предопределяет саму
возможность формирования конкурентной среды на рынке услуг
жилищно - коммунального хозяйства.
Учитывая изложенное, является очевидной необходимостью
дифференцированного подхода при определении использования
различных групп основных фондов предприятиями ЖКХ, а также
обеспечение координации всей работы по контролю за состоянием и
использованием основных фондов, заключением договоров на
обслуживание и качеством предоставляемых услуг, уровнем и
своевременностью оплаты труда потребителями и получением
соответствующих средств предприятиями жилищно - коммунального
хозяйства.
Предприятия жилищно - коммунального хозяйства, которым
основные фонды, предназначенные для эксплуатации и обслуживания
жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, переданы в
полное хозяйственное ведение - являются субъектом хозяйствования и
"подрядчиком" (исполнителем) по производству услуг ЖКХ.
"Подрядчиком" могут быть предприятия различных форм собственности.
Для реализации функций Заказчика целесообразным является
придание создаваемым в структуре местных администраций в
соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации "О некоторых мерах по улучшению координации
деятельности министерств и ведомств Российской Федерации, Советов
Министров республик в составе Российской Федерации, администраций
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
федерального значения" от 27 мая 1993 г. N 490 Комитетам по
жилищному и коммунальному хозяйству функций Заказчика на жилищно -
коммунальные услуги <*>.
--------------------------------
<*> Служба Заказчика может быть создана так же, как
самостоятельное подразделение в структуре местной администрации.
Возможность воздействия и контроля за выполнением
предприятиями ЖКХ договорных обязательств (см. 4 на схеме 1)
службой Заказчика определяется ее реальными имущественными правами
на жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего
благоустройства. Это обуславливает необходимость передачи местными
органами власти службе Заказчика указанных объектов в право
полного хозяйственного ведения (см. 1 на схеме 1). В свою очередь
объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (за
исключением жилищного фонда, уже находящегося в пользовании
жильцов) передаются службой Заказчика предприятиям ЖКХ по договору
на обслуживание (см. 3 на схеме 1).
Учитывая изложенное, основные фонды, а также иное имущество,
обеспечивающие обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и
внешнего благоустройства, передаются местными органами власти в
полное хозяйственное ведение предприятиям ЖКХ по договору (см. 2
на схеме 1).
Важнейшей функцией службы Заказчика является заключение с
предприятиями ЖКХ договоров на содержание и ремонт жилищного фонда
и объектов инженерной инфраструктуры и оказания услуг в
соответствии с Положением о порядке формирования договорных
взаимоотношений в муниципальном хозяйстве, утвержденным решением
Коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 мая 1993 г.
N 1-1. В целях эффективного выполнения определенных в соответствии
с Положением "О службе Заказчика по жилищно - коммунальным
услугам" (см. раздел III) задач в составе службы целесообразно
предусмотреть следующие функциональные подразделения: финансовая,
нормативно - правовая, лицензионная службы, коммунально -
техническая инспекция (см. схему 2). По усмотрению местных органов
власти в структуру службы Заказчика могут быть включены и другие
функциональные подразделения, необходимые для осуществления
возложенных на нее задач.
Организация службы Заказчика требует разработки и принятия
местными органами власти и управления следующих документов:
- Постановление "О разграничении компетенций и полномочий по
уровням управления в решении задач жилищно - коммунального
обслуживания" (см. раздел II);
- Положение "О службе Заказчика по жилищно - коммунальным
услугам" (см. раздел III);
- Договор "О закреплении за предприятием ЖКХ муниципального
имущества на праве полного хозяйственного ведения" (см.
раздел IV);
- Договор "О передаче предприятию ЖКХ муниципального имущества
на обслуживание" (раздел V).
Схема 1
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ДОГОВОРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ - УЧАСТНИКОВ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1
----------------------¬ ---------------------------------¬
¦МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ+----->¦ СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА ¦
¦ (СОБСТВЕННИК) ¦ ¦ (Положение о службе Заказчика) ¦
L--------T------------- L--------------T----T-------------
¦ ^ ¦
2 ¦ 4 ¦ 3 ¦
¦ ------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ПРЕДПРИЯТИЯ¦<-------- ¦
L------------>¦ ЖКХ ¦<-------------
L------------
1 - Постановление о разграничении компетенции и полномочий по
уровням управления и решения задач жилищно - коммунального
обслуживания (передача объектов инженерной инфраструктуры в полное
хозяйственное ведение службе Заказчика).
2 - Договор о закреплении за предприятием имущества на праве
полного хозяйственного ведения.
3 - Договор о передаче предприятию муниципального имущества на
обслуживание.
4 - Договоры на предоставление жилищно - коммунальных услуг.
Схема 2
СТРУКТУРА СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА
-------------------------------T---------------------------------¬
¦ Структурные подразделения ¦ Основные функции ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦ФИНАНСОВАЯ СЛУЖБА ¦- формирование источников¦
¦ ¦финансирования ¦
¦ ¦- разработка финансовых планов ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ СЛУЖБА ¦- заключение договоров с¦
¦ ¦предприятиями ЖКХ на обслуживание¦
¦ ¦жилищного фонда, объектов¦
¦ ¦инженерной инфраструктуры и¦
¦ ¦высшего благоустройства ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦ЛИЦЕНЗИОННАЯ СЛУЖБА ¦- выдача лицензий предприятиям¦
¦ ¦ЖКХ на право проведения работ и¦
¦ ¦оказание услуг жилищно -¦
¦ ¦коммунального назначения ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦КОММУНАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ ¦- контроль за соблюдением¦
¦ИНСПЕКЦИЯ ¦предприятиями ЖКХ установленных в¦
¦ ¦договорах показателей качества,¦
¦ ¦объемов услуг, сроков выполнения¦
¦ ¦договоров; ¦
¦ ¦- контроль за состоянием¦
¦ ¦находящихся в полном¦
¦ ¦хозяйственном ведении службы¦
¦ ¦Заказчика объектов жилищно -¦
¦ ¦коммунального назначения; ¦
¦ ¦- инспекционные обследования по¦
¦ ¦обращениям потребителей и¦
¦ ¦заинтересованных организаций; ¦
¦ ¦- инспектирование жилищно -¦
¦ ¦коммунальных предприятий на¦
¦ ¦наличие лицензий ¦
L------------------------------+----------------------------------
Раздел II
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
_________________________________________________________
(наименование соответствующего Совета народных депутатов)
"__" _____________ 1993 г.
О РАЗГРАНИЧЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ
ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от
27 декабря 1991 г., изменениями и дополнениями, внесенными
23.05.92 "О разграничении государственной собственности РФ на
федеральную собственность, государственную собственность
республики в составе РФ, краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и
муниципальную собственность" и Постановлением СМ Правительства РФ
от 27 мая 1993 г. N 490 "О некоторых мерах по усилению координации
деятельности Министерств и ведомств РФ, Советов Министров
республик в составе РФ, администраций краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов федерального назначения", а
также в целях упорядочения полномочий и компетенций
территориально - отраслевых органов управления жилищно -
коммунальным хозяйством, обеспечения бесперебойного и
качественного жилищно - коммунального обслуживания потребителей
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование соответствующего Совета народных депутатов)
постановляют:
1. Органам территориального управления:
1.1. Осуществить в срок до _____________ создание комитета по
жилищному и коммунальному хозяйству - службы Заказчика на
жилищно - коммунальные услуги, одновременно внеся изменения в
структуру управления жилищно - коммунального хозяйства местными
органами власти <*>.
--------------------------------
<*> На усмотрение местных органов власти служба Заказчика
может создаваться и как самостоятельное подразделение в структуре
местной администрации.
1.2. Утвердить Положение о службе Заказчика <*>.
--------------------------------
<*> Положение "О службе Заказчика по жилищно - коммунальным
услугам" см. в разделе III.
2. Комитету по имуществу:
2.1. Передать в полное хозяйственное ведение службам Заказчика
муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и
внешнего благоустройства, находящиеся в собственности местных
органов управления.
2.2. Передать в полное хозяйственное ведение предприятиям ЖКХ
движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и
их источники), используемое для обслуживания муниципального
жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего
благоустройства, находящихся в собственности местных органов
власти <*>.
--------------------------------
<*> Договор о закреплении за предприятием муниципального
имущества на праве полного хозяйственного ведения см. в
разделе IV.
2.3. Утвердить уставы предприятий ЖКХ и заключить контракты с
их руководителями по согласованию со службой Заказчика.
3. Поручить службе Заказчика передать по договору на
обслуживание соответствующим предприятиям жилищно - коммунального
хозяйства переданные ей согласно п. 2.1 настоящего Постановления в
полное хозяйственное ведение жилищный фонд, объекты инженерной
инфраструктуры и внешнего благоустройства <*>.
--------------------------------
<*> Договор "О передаче предприятию муниципального имущества
на обслуживание" см. раздел V.
4. Утвердить численность службы Заказчика в составе __________
человек. Фонд заработной платы в размере ______ руб./мес.
5. Обязать территориальные службы водо-, тепло-, энерго-,
газоснабжения, жилищно - эксплуатационные и ремонтные организации
всех форм собственности, которым службой Заказчика переданы в
пользование объекты, заключить договор со службой Заказчика на
предоставление услуг и обслуживание потребителей согласно
утвержденному решением Коллегии Комитета РФ по муниципальному
хозяйству от 18 мая 1993 г. Положению о порядке формирования
договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве.
6. Ввести в практику утверждение цен на жилищно - коммунальные
услуги в двух уровнях:
- соответствующий стоимости оптимального уровня услуг ЖКХ,
определенного исходя из экономически обоснованных затрат на их
производство и разумной суммы прибыли;
- предназначенной для оплаты услуг населением.
7. Установить, что плата за жилищно - коммунальные услуги,
бюджетные ассигнования, выделенные в местном бюджете на
финансирование жилищно - коммунального хозяйства, поступают на
расчетный счет службы Заказчика.
8. Служба Заказчика обеспечивает статическую и бухгалтерскую
отчетность, программы и прогнозы выполняемых работ по
реконструкции и капитальному ремонту подведомственных объектов и
совместно с финансовым управлением формирует требуемые средства на
их содержание.
9. Утвердить пакет типовых документов, необходимых для
разграничения компетенций и полномочий в решении задачи жилищно -
коммунального обслуживания по уровням управления и перехода на
экономические формы взаимодействия организаций - участников
жилищно - коммунального обслуживания потребителей:
- Положение о службе Заказчика по жилищно - коммунальным
услугам;
- Договор о закреплении за предприятием ЖКХ муниципального
имущества на праве полного хозяйственного ведения;
- Договор о передаче предприятию ЖКХ муниципального имущества
на обслуживание.
10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на _______________________________________________________________
Раздел III
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ЗАКАЗЧИКА ПО ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ
1. Общие положения
1.1. Служба Заказчика по жилищно - коммунальным услугам (далее
по тексту - служба Заказчика) создается на местах в рамках
совершенствования структуры управления краевой, областной
администрации в соответствии с Постановлением СМ - Правительства
РФ от 27 мая 1993 г. N 490 "О некоторых мерах по усилению
координации деятельности Министерств и ведомств Российской
Федерации, Советов Министров республик в составе Российской
Федерации, администраций краев, областей, автономной области,
автономных округов, городов федерального значения".
1.2. Служба Заказчика в своей работе руководствуется законами
Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, а
также нормативными актами, издаваемыми Правительством Российской
Федерации, Роскоммунхозом, другими органами государственного
управления, местной администрацией и настоящим Положением.
1.3. Служба Заказчика может пользоваться правами юридического
лица, иметь самостоятельный баланс, круглую печать, расчетный и
другие счета в учреждениях банков.
1.4. В структуре службы Заказчика предусматривается создание
финансовой, нормативно - правовой, лицензионной службы,
коммунально - технической инспекции, а также других функциональных
подразделений, необходимых для осуществления возложенных на нее
задач <*>.
--------------------------------
<*> См. схему 2.
1.5. Финансирование деятельности службы осуществляется за счет
средств местного бюджета или по решению местной администрации за
счет установленного норматива отчислений от дохода (прибыли)
предприятий, в соответствии с выполненными объемами работ и услуг.
1.6. Служба расположена по адресу:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Функции службы Заказчика
2.1. На соответствующей территории служба Заказчика выполняет
следующие функции.
2.1.1. Принимает в полное хозяйственное ведение от
собственника объекта жилищно - коммунального хозяйства,
находящиеся в муниципальной собственности и не подлежащие передаче
в полное хозяйственное ведение предприятиям жилищно -
коммунального хозяйства или немедленной приватизации (жилищный
фонд, объекты инженерной инфраструктуры, внешнего
благоустройства).
2.1.2. Заключает на конкурсной основе с предприятиями ЖКХ всех
форм собственности и подотраслей ЖКХ договоры на содержание и
ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры и
оказание услуг, передавая на обслуживание этим предприятиям
находящиеся в ее полном хозяйственном ведении объекты.
2.1.3. Обеспечивает формирование источников финансирования за
счет средств населения и других потребителей, поступающих в
качестве оплаты содержания и ремонта жилья и жилищно -
коммунальных услуг, субвенций федерального бюджета, средств
областного и местного бюджетов, иных поступлений и организует
консолидацию финансовых потоков.
2.1.4. Разрабатывает генеральные схемы развития городов.
2.1.5. Формирует муниципальный заказ на выполнение работ и
оказание услуг жилищно - коммунального назначения на
подведомственной территории.
2.1.6. Организует работу по отбору объектов ЖКХ на капитальный
ремонт и реконструкцию, принимает участие в приемке работ по их
завершению.
2.1.7. Контролирует качество и надежность выполняемых работ и
предоставляемых услуг, принимает и оплачивает произведенные работы
и услуги согласно заключенным договорам.
2.1.8. Применяет к предприятиям ЖКХ, допустившим ухудшение
установленных в договоре на содержание и ремонт жилищного фонда и
объектов инженерной инфраструктуры и оказание услуг показателей
качества или нарушение иных условий договора, экономические
санкции.
2.1.9. Производит выдачу лицензий предприятиям ЖКХ на право
проведения работ и оказание услуг жилищно - коммунального
назначения.
2.1.10. Способствует созданию новых предприятий ЖКХ,
необходимых для улучшения жилищно - коммунального обслуживания
потребителей на подведомственной службе Заказчика территории.
2.1.11. Готовит предложения по приемке в составе муниципальной
собственности вновь вводимых и ведомственных объектов жилищно -
коммунального хозяйства.
2.1.12. Осуществляет регулярное и своевременное перечисление
предприятиям ЖКХ причитающихся им в соответствии с заключенными
договорами средств.
2.1.13. Обеспечивает рассмотрение предложений, заявлений и
жалоб, возникающих по поводу жилищно - коммунального обслуживания
потребителей, и принятие по ним мер в пределах своей компетенции.
2.2. Для эффективного осуществления возложенных на нее функций
служба Заказчика:
2.2.1. Может иметь структурные подразделения на местах
(например, в районах городов).
2.2.2. Имеет право контроля за состоянием находящихся в ее
полном хозяйственном ведении объектов жилищно - коммунального
хозяйства, переданных предприятиям ЖКХ на обслуживание,
уполномочивая для этой цели коммунально - технические инспекции
или создавая комиссии. Для этого служба Заказчика, уполномочивая
своих представителей или создавая комиссии, осуществляет:
- плановый надзор за техническим состоянием жилищного фонда,
объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства и
разработку рекомендаций по методам и техническим решениям
устранения обнаруженных дефектов;
- надзор за подготовкой жилищного фонда и объектов инженерной
инфраструктуры к сезонной эксплуатации;
- внеплановые инспекционные обследования по обогащениям
потребителей и заинтересованных организаций;
- инспектирование жилищно - коммунальных предприятий
(независимо от организационно - правового статуса и форм
собственности) на наличие лицензии на занятие соответствующим
видом деятельности.
2.2.3. Обращается в суд и арбитраж в случае нарушения
предприятиями ЖКХ условий договоров на обслуживание с целью
взыскания с них средств в виде предусмотренных экономических
санкций.
2.2.4. Обращается в суд с целью взыскания с потребителей
средств в уплату за жилье и другие жилищно - коммунальные услуги в
случае их неуплаты или несвоевременной уплаты и применения к ним
административных и экономических мер воздействия, предусмотренных
Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другими
законодательными документами.
2.2.5. Для формирования муниципального заказа на оказание
жилищно - коммунальных услуг служба Заказчика проводит работы по
изучению:
- конъюнктуры ремонтно - строительного рынка и рынка услуг
жилищно - коммунального хозяйства;
- прогноза объемов и возможных изменений стоимости жилищно -
коммунальных услуг и учет инфляционных факторов при заключении
договоров подряда;
- организации конкурса на право предоставления жилищно -
коммунальных услуг и заключения договоров.
2.2.6. Осуществляет:
- подготовку предложений по вопросам единой технической и
экономической политики в сфере ЖКХ;
- разработку прогноза жилищно - коммунального обслуживания и
капитального ремонта, финансового обеспечения, нормативного и
методического обеспечения муниципального заказа;
- оценку приоритетности развития отдельных отраслей ЖКХ;
- увязку общего объема предоставляемых услуг и величины
тарифов на услуги для различных групп потребителей.
2.2.7. На договорной основе может поручить сбор средств в
уплату за жилье и жилищно - коммунальные услуги факторинговой
(специализированной) фирме любой формы собственности.
3. Руководство службой Заказчика
3.1. Руководство службой Заказчика осуществляет начальник,
назначенный в установленном порядке.
3.2. Начальник службы Заказчика.
3.2.1. Руководит деятельностью службы Заказчика и несет
персональную ответственность за выполнение службой Заказчика
возложенных на нее функций.
3.2.2. Обеспечивает соблюдение законов Российской Федерации,
выполнение указов Президента Российской Федерации, а также
нормативных актов, издаваемых Правительством Российской Федерации,
Роскоммунхозом, другими органами государственного управления и
местной администрации.
3.2.3. Вносит предложения по штатному расписанию службы
Заказчика.
3.2.4. Представляет интересы службы Заказчика во всех
предприятиях, учреждениях и организациях.
3.2.5. Заключает договоры, выдает доверенности, утверждает
состав комиссий, открывает расчетные и другие счета в учреждениях
банка.
3.2.6. Назначает и освобождает от должности работников службы
Заказчика.
3.2.7. Издает приказы и распоряжения в пределах своей
компетенции.
4. Ревизия и отчетность
4.1. Ревизия и контроль деятельности службы осуществляется
органами, уполномоченными для этого в соответствии с действующим
законодательством.
4.2. Служба Заказчика в установленном порядке ведет
статистическую и бухгалтерскую отчетность, в установленные сроки
сдает балансы и отчеты в соответствующие органы.
5. Изменение Положения и прекращение
деятельности службы Заказчика
5.1. Внесение изменений в настоящее Положение производится
местной администрацией.
5.2. Служба Заказчика может быть реорганизована или
ликвидирована распоряжением местной администрации.
Раздел IV
ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР
О ЗАКРЕПЛЕНИИ ЗА ПРЕДПРИЯТИЕМ ____________________
МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА ПРАВЕ ПОЛНОГО
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ
"__" _____________ 199_ г.
_____________________________
(наименование территории)
Собственник <*> ______________________________________________
(наименование местного органа власти)
в лице ___________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
с одной стороны, и предприятие ___________________________________
(наименование <**>)
_________________________________ (именуемое далее Предприятие),
действующее на основании устава, утвержденного ___________________
______________________ от "__" ___________ 199_ г., в лице
______________________, с другой стороны, заключили настоящий
(Ф.И.О. руководителя)
Договор о нижеследующем:
--------------------------------
<*> В соответствии с ст. 5 Закона РФ "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РФ" и Типовым
положением о комитете по управлению имуществом края, области,
автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт -
Петербурга, обладающим правами и полномочиями территориального
агентства Государственного комитета Российской Федерации по
управлению государственным имуществом, утвержденным Указом
Президента 14 октября 1992 г. N 1231, исключительное право
заключения договора предоставлено территориальным комитетам по
управлению имуществом.
<**> С указанием организационно - правовой формы - для
предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев
передачи муниципального имущества в (полное) хозяйственное ведение
негосударственным предприятием.
I. Предмет Договора
1. Собственник закрепляет за Предприятием на праве полного
хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество (основные и
оборотные средства и их источники): которое отражено на балансе
Предприятия по состоянию на "__" ____________ 19__ г., за
исключением имущества передаваемого в полное хозяйственное ведение
службы Заказчика.
2. Имущество Предприятия, закрепленное за ним на праве полного
хозяйственного ведения, является муниципальной собственностью ____
__________________________________________________________________
(наименование субъекта: город, район, за исключением
__________________________________________________________________
районов в городах)
3. Действие настоящего Договора распространяется также на все
имущество, созданное и приобретенное Предприятием в результате его
деятельности после заключения настоящего Договора.
II. Права Предприятия
4. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается
муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве полного
хозяйственного ведения, в соответствии с назначением имущества,
законодательством Российской Федерации:
Законами РФ - "О собственности в РСФСР", введенным
Постановлением ВС РСФСР 24.12.90, "О предприятиях и
предпринимательской деятельности", утвержденным Постановлением ВС
РСФСР от 25 декабря 1990 г., прочими законодательными документами,
издаваемыми Правительством и другими органами Государственного
управления, целями и направлениями деятельности, сформулированными
в уставе Предприятия и настоящим Договором.
5. Предприятие самостоятельно оказывает услуги в соответствии
с заключенными договорами, распоряжается прибылью, остающейся
после уплаты налогов и обязательных платежей <*>, за исключением
случаев, предусмотренных п. 9 настоящего Договора.
--------------------------------
<*> Имущество, созданное и приобретенное за счет прибыли, в
соответствии со ст. 11, п. 6 Закона РФ "О собственности в РСФСР"
принадлежит Собственнику.
6. Предприятие вправе самостоятельно распоряжаться
закрепленным за ним на праве полного хозяйственного ведения
имуществом за исключением случаев, предусмотренных в п. 7
настоящего Договора.
7. Недвижимое имущество, машины и оборудование, переданные
Предприятию на праве полного хозяйственного ведения, могут быть:
а) проданы или отчуждены иным способом (в том числе внесены -
непосредственно или в виде связанных с ними имущественных прав - в
порядке оплаты уставного капитала иного предприятия) только по
решению Собственника в соответствии с Положением N 393 "О порядке
внесения вкладов государственными предприятиями и Комитетами по
управлению имуществом в товарищества и акционерные общества,
создаваемые при преобразовании добровольных объединений
предприятий", утвержденным распоряжением Госкомимущества РФ от
28.08.92, Законом РФ "О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ", Государственной программой
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на
соответствующий год, прочими законодательными документами и
нормативными актами, издаваемыми Правительством РФ и другими
органами государственного управления;
б) переданы в залог с согласия Собственника и на условиях,
согласованных с ним;
в) сданы в аренду только по решению Собственника.
8. Прочие сделки с имуществом Предприятия, кроме
предусмотренных п. 6 настоящего Договора, на сумму, превышающую
10% общей балансовой стоимости имущества Предприятия на начало
текущего квартала (с учетом переоценки или индексации его
стоимости, предусмотренной действующим законодательством),
совершаются Предприятием только с согласия Собственника.
9. Средства, полученные Предприятием в виде амортизационных
отчислений, а также прибыль, полученная в результате
совершенствования сделок с имуществом Предприятия, предусмотренных
п. 7 и 8 настоящего Договора, не могут быть направлены на цели
потребления.
III. Обязательства сторон
10. Предприятие обязуется:
а) обеспечивать сохранность имущества, закрепленного за ним на
праве полного хозяйственного ведения и его возобновление за счет
средств Предприятия, включая амортизационные отчисления,
определяемые в соответствии с действующим законодательством;
б) не допускать нарушения правил эксплуатации и ухудшения
технического состояния имущества, закрепленного за Предприятием на
праве полного хозяйственного ведения, за исключением случаев,
связанных с физическим износом этого имущества в процессе
эксплуатации;
в) производить за счет средств Предприятия капитальный и
текущий ремонт имущества, закрепленного за Предприятием на праве
хозяйственного ведения;
г) использовать имущество, закрепленное за ним на праве
полного хозяйственного ведения, в соответствии с его целевым
назначением;
д) уплачивать в бюджет установленные налоги и прочие
обязательные платежи, а также направлять 100% средств,
использованных Предприятием в нарушение п. 7 настоящего Договора.
11. Собственник обязуется не вмешиваться в текущую
хозяйственную деятельность Предприятия, за исключением случаев,
предусмотренных уставом Предприятия, разработанным в соответствии
с действующим законодательством и настоящим Договором.
IV. Изъятие и принудительное отчуждение
переданного в полное хозяйственное ведение
Предприятию имущества
12. Имущество, закрепленное за Предприятием на праве
хозяйственного ведения, может быть изъято полностью или частично в
следующих случаях:
а) по решению Собственника:
- при реорганизации Предприятия (в том числе при выделении из
его состава структурного подразделения при приватизации);
- при передаче целевым назначением другому юридическому лицу
зданий, сооружений и иного имущества, возведенных или
приобретенных за счет собственных и государственных (в том числе
централизованных правомочными органами государственного
управления) средств, имевших указанное назначение;
- при нарушении условий, предусмотренных п. 7 настоящего
Договора;
б) по решению суда:
- при обращении взыскания на имущество Предприятия (в том
числе заложенное).
13. Имущество, изымаемое у Предприятия при реорганизации, в
том числе при выделении из его состава структурного подразделения
при приватизации, передается Собственнику.
14. Имущество, закрепленное за Предприятием на праве
хозяйственного ведения, может быть принудительно отчуждено по
решению Собственника в случаях, предусмотренных Законом РФ "О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ",
Государственной программой приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РФ за очередной год и другими
нормативными актами, издаваемыми соответствующими органами
управления в пределах своей компетенции.
V. Прочие условия
15. Руководитель Предприятия, в соответствии с заключенным
контрактом, действуя от имени Предприятия, обязан выполнять
условия настоящего Договора.
За невыполнение этих условий, а также за ущерб, причиненный
его действиям Предприятию и соответствующему бюджету, руководитель
несет имущественную и иную ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
16. Нарушение условий настоящего Договора при совершении
сделок от имени Предприятия является основанием для их признания
недействительными.
Ущерб, причиненный третьим лицам и в результате их совершения,
подлежит возмещению за счет руководителя Предприятия или иного
лица, ответственность которого за совершение указанных сделок
признана в порядке, установленном действующим законодательством.
17. Не подлежат возмещению Предприятию:
- любые убытки, понесенные Предприятием при изъятии имущества,
закрепленного за ним на праве полного хозяйственного ведения, в
случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящего Договора (кроме
предусмотренных дополнительным соглашением сторон);
- любые произведенные за счет Предприятия улучшения имущества,
закрепленного за ним на праве полного хозяйственного ведения.
18. Особые условия:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
19. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания.
20. Договор заключен на неопределенный срок.
21. Условия настоящего Договора могут быть в соответствии с
законодательством Российской Федерации изменены по соглашению
сторон, если эти изменения не влекут за собой ущерба правам и
законным интересам третьих лиц.
22. Действие Договора прекращается в следующих случаях:
- при прекращении (ликвидации, реорганизации) Предприятия;
- при передаче соответствующему фонду имущества свидетельства
о собственности на Предприятие в соответствии с принятым
соответствующим Комитетом по управлению имуществом решением о его
приватизации.
23. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу.
Договор подлежит постоянному хранению у Собственника, по месту
нахождения руководящих органов Предприятия и в службе Заказчика.
Подписи сторон:
СОБСТВЕННИК ПРЕДПРИЯТИЕ
________________________ ________________________
(фамилия, имя, отчество, (фамилия, имя, отчество,
должность) должность)
Юридический адрес: Юридический адрес:
________________________ ________________________
________________________ ________________________
Банковские реквизиты: Банковские реквизиты:
________________________ ________________________
________________________ ________________________
Раздел V
ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР
О ПЕРЕДАЧЕ ПРЕДПРИЯТИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ
"__" ______________ 199_ г. ___________________
(место расположения
службы Заказчика)
Служба Заказчика _______________________________ (по жилищно -
коммунальным услугам (далее - служба Заказчика)) в лице _________
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
с одной стороны, и предприятие ___________________________________
(наименование)
_______________________, (именуемое далее - Предприятие),
действующее на основании устава, утвержденного ___________________
______________________ от "__" ___________ 19__ г., в лице
________________________________________________________, с другой
(Ф.И.О. руководителя),
стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
I. Предмет Договора
1. Служба Заказчика передает на обслуживание Предприятию
следующее имущество
----T---------------T---------T------------------T---------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Первона- ¦ Амортизация ¦ Остаточная ¦
¦п/п¦ объекта, его ¦ чальная +-----------T------+ стоимость ¦
¦ ¦местонахождение¦балансо- ¦ тыс. руб. ¦ % ¦ тыс. руб. ¦
¦ ¦ ¦вая сто- ¦ ¦ ¦(гр. 3 - гр. 4)¦
¦ ¦ ¦ имость, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тыс. руб.¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+---------+-----------+------+---------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---+---------------+---------+-----------+------+---------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+---------------+---------+-----------+------+----------------
2. Имущество, переданное на обслуживание, учитывается на
Предприятии отдельно. С этой целью вводятся соответствующие
дополнительные графы в форму 1св.
3. Имущество, переданное на обслуживание, является
собственностью местного органа власти ____________________________
__________________________________________________________________
(наименование субъекта собственности)
и служит для обеспечения единого технологического цикла
производства _____________________________________________________
(наименование вида работ, услуг)
совместно с основными фондами, переданными Предприятию в полное
хозяйственное ведение в соответствии с Договором (раздел IV).
II. Права сторон
4. Предприятие самостоятельно осуществляет пользование
переданными ему на обслуживание основными фондами в соответствии с
заключенными договорами, на предоставление жилищно - коммунальных
услуг и обслуживание, распоряжается прибылью, остающейся после
уплаты налогов и обязательных платежей, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Договором.
5. Предприятие не вправе самостоятельно распоряжаться
(продавать или отчуждать иным способом, в том числе внесением
непосредственно или в виде связанных с ними имущественных прав в
порядке оплаты уставного капитала иного предприятия, передавать в
залог, сдавать в аренду) переданным ему на обслуживание
имуществом.
6. Служба Заказчика вправе осуществлять контроль за
сохранностью и использованием переданного имущества, предъявлять
Предприятию экономические санкции в случае нарушения им принятых
на себя обязательств.
7. Предприятие обязуется заключить договор со службой
Заказчика на содержание и ремонт жилищного фонда и объектов
инженерной инфраструктуры в оказание услуг в соответствии с
Положением "О порядке формирования договорных взаимоотношений в
муниципальном хозяйстве", утвержденным решением коллегии Комитета
РФ по муниципальному хозяйству 18 мая 1993 г. N 1-1.
8. Предприятие обязуется:
а) обеспечивать сохранность имущества, переданного ему на
обслуживание;
б) не допускать ухудшения технического состояния имущества,
переданного Предприятию на обслуживание, за исключением случаев,
связанных с нормальным износом этого имущества в процессе
эксплуатации.
9. Предприятие обязуется возместить ущерб в случае порчи,
переданного ему на обслуживание имущества.
10. Служба Заказчика обязуется: не вмешиваться в текущую
хозяйственную деятельность Предприятия, за исключением случаев,
предусмотренных действующим законодательством, уставом Предприятия
и настоящим Договором.
IV. Изъятие и принудительное отчуждение переданного
на обслуживание Предприятию имущества
11. Имущество, переданное Предприятию на обслуживание, может
быть изъято полностью или частично в следующих случаях по решению
службы Заказчика:
а) при реорганизации Предприятия;
б) при расторжении договора на содержание и ремонт жилищного
фонда и объектов инженерной инфраструктуры и оказания услуг,
предусмотренного п. 7 настоящего Договора;
в) при нарушении условий, предусмотренных п. п. 8, 9
настоящего Договора.
12. Имущество, переданное на обслуживание Предприятию, может
быть принудительно отчуждено в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о приватизации.
V. Прочие условия
13. Руководитель Предприятия, в соответствии с заключенным
контрактом, действуя от имени Предприятия, обязан выполнять
условия настоящего Договора.
За невыполнение этих условий, а также за ущерб, причиненный
его действиями имуществу, переданному на обслуживание Предприятию,
руководитель несет имущественную и иную ответственность в
соответствии с действующим законодательством.
14. Особые условия:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
15. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания.
16. Договор заключен на неопределенный срок.
17. Условия настоящего Договора могут быть в соответствии с
законодательством Российской Федерации изменены по соглашению
сторон, если эти изменения не влекут за собой ущерба правам и
законным интересам третьих лиц.
18. Действие Договора прекращается в связи с расторжением
Договора о закреплении за Предприятием муниципального имущества на
праве полного хозяйственного ведения (раздел IV), а также при
прекращении (ликвидации, реорганизации) Предприятия.
19. Договор составлен в двух экземплярах (по одному для каждой
из сторон), имеющих одинаковую юридическую силу.
Договор подлежит постоянному хранению в службе Заказчика и по
месту нахождения руководящих органов Предприятия.
Подписи сторон:
Служба ЗАКАЗЧИКА ПРЕДПРИЯТИЕ
________________________ ________________________
(фамилия, имя, отчество, (фамилия, имя, отчество,
должность) должность)
Юридический адрес: Юридический адрес:
________________________ ________________________
________________________ ________________________
Банковские реквизиты: Банковские реквизиты:
________________________ ________________________
________________________ ________________________
|