СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 1993 г. N 732
О ПРОГРАММЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1993 - 1998 ГОДЫ
Совет Министров - Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Программу оздоровления экологической
обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993 -
1998 годы (далее именуется - Программа), разработанную во
исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 8
декабря 1992 г. N 946 "О проведении в Тульской области
эксперимента по отработке экономических, организационных и
правовых методов и механизмов экологического оздоровления ее
территории и охраны здоровья населения", и включить ее в перечень
федеральных целевых программ.
2. Определить генеральным заказчиком по реализации Программы
администрацию Тульской области. Администрации Тульской области
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами
Российской Федерации:
обеспечить своевременное выполнение мероприятий,
предусмотренных Программой;
создать до 1 сентября 1993 г. специальный фонд регионального
обеспечения реализации Программы в составе бюджета области с
выделением отдельной строкой.
Принять к сведению, что учредителями фонда выступят
администрация Тульской области, Министерство охраны окружающей
среды и природных ресурсов Российской Федерации и Государственный
комитет Российской Федерации по социальной защите граждан и
реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других
радиационных катастроф.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству
экономики Российской Федерации предусматривать в 1994 - 1998 годах
выделение администрации Тульской области средств из
республиканского бюджета Российской Федерации в соответствии с
Программой.
4. Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики
рассмотреть вопрос о выделении администрации Тульской области
инвестиционного кредита на 1994 - 1998 годы в размере,
предусмотренном Программой.
5. Министерству иностранных дел Российской Федерации и
Министерству внешних экономических связей Российской Федерации
оказывать необходимое содействие администрации Тульской области и
ее предприятиям и организациям в обеспечении мероприятий,
предусмотренных Программой в области международного
сотрудничества.
6. Одобрить инициативу союза директоров промышленных
предприятий Тульской области по созданию фонда экологического
оздоровления ее территории.
7. Центральным органам федеральной исполнительной власти
принять участие в реализации Программы, предусматривать в
разрабатываемых федеральных целевых программах выделение средств
на экологические мероприятия, проводимые в Тульской области.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Одобрена
Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 2 августа 1993 г. N 732
ПРОГРАММА
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1993 - 1998 ГОДЫ
Программа оздоровления экологической обстановки и охраны
здоровья населения Тульской области на 1993 - 1998 годы (далее
именуется - Программа) разработана на основании Постановления
Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 946 "О
проведении в Тульской области эксперимента по отработке
экономических, организационных и правовых методов и механизмов
экологического оздоровления ее территории и охраны здоровья
населения". Программа основывается на анализе состояния здоровья
населения, а также социальной, экономической и экологической
обстановки в Тульской области.
Тульская область при высокоразвитом аграрном секторе является
одной из наиболее развитых в промышленном отношении областей
Центрального экономического района России, располагает уникальными
природными ландшафтами и богатым культурным наследием. Интенсивная
эксплуатация окружающей среды привела к возникновению напряженного
экологического и санитарного состояния в области и, как следствие
этого, к резкому ухудшению здоровья населения. Положение
усугубилось вследствие радиационного загрязнения 51 процента
территории области из-за аварии на Чернобыльской АЭС.
Становление новых экономических отношений, децентрализация и
либерализация экономики существенно обостряют противоречия между
экологическими условиями и экономическими интересами общества. В
этой связи исключительную важность приобретает выбор верной
стратегии управления природопользованием.
1. Природно-географическая и эколого-экономическая
характеристика Тульской области
Тульская область расположена в центральной части Восточно-
Европейской равнины, занимает площадь 25,7 тыс. кв. километров.
Область делится на 23 административных района. На ее территории
расположены 23 города и 42 поселка городского типа. Население
области на 1 января 1990 г. составило 1861,4 тыс. человек, в том
числе 1506,6 тыс. человек - городское население и 354,8 тыс.
человек - сельское.
Геологической особенностью территории является мощный (до 375
метров) известняковый фундамент с частым проявлением карстовых
явлений, особенно в южных районах.
Залегающие в основании древнейшие кристаллические породы
перекрыты мощной толщей осадочных отложений (известняка,
песчаника, глины, гипса). Толщина осадочного чехла в пределах
области составляет 0,8 - 1,2 километра и увеличивается к северу до
2 - 2,5 километра.
По преобладающему типу рельефа территория области представляет
собой слабохолмистую равнину с сильным эрозийным расчленением в
виде речных долин, оврагов, карстовых впадин, балок. Поверхность
имеет слабовыраженный наклон с юга на север.
В Тульской области добывается большая часть разрабатываемых
бурых углей Подмосковного угольного бассейна, запасы которого
оцениваются в 17,5 млрд. тонн.
В области разведано более 160 месторождений различного сырья
для производства строительных материалов, из которых в
промышленное освоение вовлечено 60. Область занимает первое место
в Центральном экономическом районе России по ресурсам
строительного камня, гипса, имеются значительные запасы сырья для
производства цемента и стеновых материалов.
В Тульской области обнаружено более 20 перспективных участков
залегания стронциевых руд с общими прогнозными ресурсами около 200
млн. тонн. Имеются аномалии благородных металлов, полиметаллов,
кадмия, меди, бария и лития, на севере области найдены пески,
содержащие цирконий (до 26 - 30 кг/т).
Широко распространено агрохимическое минеральное сырье. В
северной и восточной частях области залегают полыгорскитовые глины
и кварцглауконитовые пески, нередко сопровождающиеся фосфоритовыми
конкрециями. В центральных и южных районах области на поверхность
выходят монтмориллонитовые глины.
Климат области умеренно-континентальный со среднегодовыми
температурами +3,8 ... +4,5 градусов, с теплым летом (средняя
температура июля +19 ...+20 градусов) и умеренно холодной зимой с
частыми оттепелями (средняя температура января -10 градусов), а
также с достаточным увлажнением (475 - 575 мм осадков в год).
Тепло и влага поступают при западных и южных переносах
воздушных масс, которые являются определяющими. В связи с этим
выбросы в атмосферу от промышленных объектов Донбасса и
Приднепровья существенно загрязняют атмосферу в Тульской области.
На долю внешних источников приходится 60 процентов выпадающих в
области серы и 80 процентов азота.
В 1991 году на предприятиях области образовалось около 3ООО
тыс. тонн вредных летучих веществ, из которых уловлено и
обезврежено 80 процентов, а 606,4 тыс. тонн выброшено в атмосферу.
Наибольшие объемы загрязняющих атмосферу веществ приходятся на
долю предприятий, расположенных в городах Новомосковске (21
процент от всех выбросов по области) и Туле (17 процентов).
63 процента всех выбросов в атмосферу, содержащих пыль, диоксид
серы, окислы азота производится предприятиями теплоэнергетики.
Морально и физически устаревшее оборудование, установленное на
этих предприятиях, не обеспечивает необходимую очистку отходящих
газов.
Значительную роль в загрязнении атмосферного воздуха играет
автотранспорт. В течение 1992 года автотранспортом было выброшено
в атмосферу около 232 тыс. тонн токсичных веществ.
Нагрузка по сере превышает критический уровень в городах
Алексине, Новомосковске и Суворове.
В городах Туле, Новомосковске, Суворове выпадения бензапирена
составляют - 40 - 60 г/кв. км в год, что в 1,5 - 2 раза выше, чем
в каких-либо промышленных регионах государств - участников
Содружества Независимых Государств, расположенных в европейской
части бывшего СССР. Данный факт имеет серьезную социальную
значимость, так как по канцерогенному эффекту действие бензапирена
эквивалентно дозам ионизирующего излучения.
Город Тула находится в зоне выпадений до 1 кг/кв. км в год
пятиокиси ванадия, до 0,5 кг/кв. км в год хрома, до 0,1 кг/кв. км
в год меди и до 20 кг/кв. км в год никеля и свинца, что
значительно превосходит допустимые нормы.
В 1992 году в атмосферном воздухе города Тулы было
идентифицировано 46 нормируемых органических соединений, а также
большое число соединений, для которых не установлены допустимые
нормы, в том числе парафиновые, олефиновые, нафтеновые,
ароматические и гетероциклические углеводороды, фенолы, спирты,
альдегиды, эфиры, кетоны, кислоты и их ангидриды, соединения,
содержащие серу, азот, галогены, а также терпеновые соединения.
Тульская область обладает хорошо развитой речной сетью. По
территории области протекает 1682 реки и ручья суммарной
протяженностью около 11 тыс. километров.
Общий дебет разведанных запасов подземных вод для целей
водоснабжения составляет 1116,2 тыс. куб. метров в сутки, а
суммарный водоотбор достиг величины 1150 тыс. куб. метров в сутки.
Единственным используемым источником хозяйственно-питьевого
водоснабжения в области в настоящее время являются подземные воды.
В области действует 733 хозяйственно-промышленных водозабора, а
общее количество скважин, предназначенных для извлечения воды,
превышает 3300.
Общая мощность имеющихся очистных водных сооружений в области
составляет около 580 млн. куб. метров в год, на которые для
очистки поступает 380 млн. куб. метров воды в год, а до
установленных нормативов очищается лишь 20 млн. куб. метров.
Поверхностные воды в Тульской области сильно загрязнены
химическими элементами. Предельно допустимые концентрации (ПДК)
для меди превышены в 61 раз, для лития - в 14, для никеля - в 10,
для таллия и ртути - в 2, для марганца в 72, для молибдена и цинка
- в 30 раз.
Вместе со сточными водами в водоемы поступает значительное
количество органических соединений, нефтепродуктов, сульфатов,
хлоридов, соединений азота и фосфора.
По данным санитарно-эпидемиологического надзора, 17 процентов
контрольных проб питьевых вод из централизованных источников не
отвечает санитарным нормам по токсикологическим показателям и 5
процентов - по бактериологическим.
Потребляемые подземные воды на большей части территории области
имеют неудовлетворительную защищенность от поверхностного
загрязнения. Например, предприятия города Тулы загрязнили
эксплуатируемый горизонт на площади 2,5 кв. километра
шестивалентным хромом до уровня 100 ПДК. В последние годы
наблюдается загрязнение питьевых вод минеральными удобрениями,
ядохимикатами, органическими веществами, тяжелыми металлами,
цианидами.
Негативное влияние хозяйственной деятельности на состояние
окружающей среды резко усугубилось из-за аварии на Чернобыльской
АЭС.
Почвы, подстилающие породы, поверхностные воды на значительной
территории области характеризуются высокой степенью комплексного
загрязнения различными вредными веществами радиационной и
нерадиационной природы. К ним в первую очередь относится цезий-
137, выпавший на значительной территории, образующий наиболее
высокие концентрации (более 5 Ки/кв. км) в Арсеньевском, Плавском,
Щекинском, Киреевском, Тепло-Огаревском, Узловском, Белевском и
Новомосковском районах.
Цезием-137 загрязнены многие водоемы области, причем далеко за
пределами зон, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Так,
например, в отложениях реки Оки в районе поселка Велегож плотность
загрязнения радиоцезием составила 0,81 - 1,34 Ки/кв. км (163 - 233
Бк/кг); в отложениях реки Упы ниже по течению от города Советска -
1,93 Ки/кв. км (274 Бк/кг); в Дубенском районе, не затронутом
радиоактивным загрязнением, содержание цезия-137 в илистых
отложениях реки Упы равно 1 - 1,8 Ки/кв. км (132 - 255 Бк/кг).
Источником естественного радиоактивного излучения в Тульской
области является также радон-222, присутствующий во многих
источниках подземных вод. Содержание его в 25 источниках из 1100
обследованных превышает предельно допустимую концентрацию (20
эман/л или 74 Бк/л) от 1,5 до 200 раз.
Область расположена в лесостепной зоне. Основные типы почв:
дерново-подзолистые и серые лесные; в южной части области -
черноземные. В поймах рек развиты пойменные и аллювиальные почвы.
В земельном фонде области основу составляют земли
сельскохозяйственного назначения - 74 процента. Леса занимают 14
процентов, земли городов и населенных пунктов городского типа -
соответственно 2 и 10 процентов. Площадь сельскохозяйственных
угодий области составляет 1916,2 тыс. гектаров, из них пашни -
1523,9 тыс. гектаров, что обусловливает необходимость проведения
мероприятий по восстановлению и повышению плодородия почв.
Большинство почв сельскохозяйственных угодий области имеет
тяжелый гранулометрический состав: среднесуглинистых - 38,5
процента, тяжелосуглинистых - 52,7 процента; по степени
заболоченности - 0,6 процента, каменистости - 0,7 процента (от
общей площади сельскохозяйственных угодий).
Водной эрозии подвержено 673,8 тыс. гектаров, в том числе пашни
заболоченности - 0,6 процента, каменистости - 0,7 процента (от
общей площади сельскохозяйственных угодий).
Водной эрозии подвержено 673,8 тыс. гектаров, в том числе пашни
- 391,1 тыс. гектаров.
Горнодобывающими предприятиями выведено из
сельскохозяйственного использования 32,1 тыс. гектаров земель, из
них возможно проведение рекультивации на площади 27,9 тыс.
гектаров. Ежегодно уменьшение пахотных земель в области составляет
5 - 6 тыс. гектаров. В настоящее время 90 процентов пашни подлежит
известкованию.
Баланс гумуса на пашне в большинстве районов отрицательный и
составляет в среднем 4,8 процента.
Пестицидная нагрузка на 1 гектар посевов в области значительно
превышает допустимые нормы. Биологические средства защиты растений
используются только на 2 процентах площадей посевов.
Особенности рельефа и климатические различия предопределяют
деление области на две природные зоны: север, северо-запад и запад
области относятся к зоне широколиственных лесов, остальная часть -
к зоне лесостепей.
Из 361,7 тыс. гектаров леса 253,5 тыс. гектаров составляют леса
Государственного лесного фонда (Гослесфонда), 102,7 тыс. гектаров
- совхозные и колхозные. Все леса Гослесфонда относятся к 1-й
группе лесов и выполняют защитные функции.
В результате длительного освоения природные ландшафты в
значительной степени нарушены и видоизменены.
В области насчитывается около 1150 видов высших растений, из
них 15 занесены в Красную книгу Российской Федерации и еще 8 видов
включены в региональные списки редких и исчезающих видов. Всего
под охраной находится 61 вид растений.
На территории области встречается более 300 видов позвоночных
животных и несколько тысяч беспозвоночных, в том числе: 60 видов
млекопитающих, 216 видов птиц, 40 видов рыб, 10 видов земноводных,
6 видов рептилий и более 3,5 тыс. видов насекомых. Из всего
видового состава животных 21 вид занесен в Красную книгу
Российской Федерации.
Численность пушных зверей в целом невелика и держится
преимущественно на одном уровне. За последние три года отмечается
снижение численности лисиц, зайцев - русаков. Крайне редка выдра,
а европейская норка и выхухоль практически исчезли.
Класс птиц представлен 18 отрядами, включающими в себя 216
видов.
В результате осушения болот и применения ядохимикатов резко
сократилась численность скворцов, дроздов, перепелов, коростелей и
других видов птиц. В результате загрязнения водоемов и рек
происходит сокращение рыбных запасов и численности земноводных.
В число особо охраняемых государством природных территорий
Тульской области входят музей - усадьба Л.Н. Толстого "Ясная
Поляна", музей - заповедник "Поленово", национально-исторический
центр "Куликово поле", а также 54 комплексных ботанических и
геологических объекта, занимающих общую площадь около 6 тыс.
гектаров и представляющих как региональную, так и республиканскую
значимость.
В Тульской области занято более 12 процентов промышленно-
производственного персонала и размещено более 10 процентов
основных фондов Центрального экономического района России. В
объеме промышленного производства этого района доля области
составляет: по производству химического оборудования и запчастей к
нему 46 процентов, аммиака - 70, серной кислоты - 63, каустической
соды - 90, минеральных удобрений - 40, синтетических смол и
пластмасс - 42, полистиролов и сополимеров - 71,
поливинилхлоридной смолы и сополимеров винилхлорида - 100,
синтетического каучука - 55, добыче бурого угля - 89 и картона -
25 процентов. Весьма велика доля предприятий области в
производстве продукции оборонного назначения.
В области 6 теплоэлектростанции. Производство электроэнергии
достигло 18,8 млрд. кВт ч, тем не менее собственной электроэнергии
не хватает из-за мощного энергопотребления и высокого физического
и морального износа энергопотребляющего и производящего
оборудования.
В 1992 году спад промышленного производства достиг 18,2
процента, что в сопоставимых ценах января 1991 г. составило 22,7
млрд. рублей.
Особенно негативная ситуация сложилась в химической и
нефтехимической промышленности, где спад производства составил
28,1 млрд. рублей.
Особенно негативная ситуация сложилась в химической и
нефтехимической промышленности, где спад производства составил
28,1 процента. Производство минеральных удобрений сокращено на
18,2 процента, аммиака синтетического - на 13,4 процента.
На предприятиях машиностроения и металлообработки произошло
снижение объемов производства в среднем на 17,2 процента при
наибольшем спаде на предприятиях оборонного комплекса.
Ухудшилось положение в черной металлургии, где спад
производства к концу 1992 года составил 7,6 процента.
Осложнилась ситуация в топливно-энергетическом комплексе.
Добыча угля сократилась на 14,3 процента, выработка электроэнергии
- на 7,7, теплоэнергии - на 9,5 процента.
При учете прогноза рынка труда на 1993 год численность
нуждающихся в трудоустройстве достигнет 124,6 тыс. человек и
безработных - 42,8 тысячи, из которых 30 тыс. человек будут
претендовать на выплату пособий по безработице.
В 1992 году потребление продуктов питания в первую очередь
мясомолочной продукции по сравнению с биологически необходимой
нормой составило: по мясу - вместо 150 тыс. тонн 103 тыс. тонн, по
молоку - вместо 720 тыс. тонн менее 500 тыс. тонн.
Реальный доход населения в декабре 1992 г. сократился по
сравнению с декабрем 1991 г. более чем на одну треть.
Неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды, условий
труда, питания, водоснабжения привело к резкому ухудшению
состояния здоровья населения и обострению демографической
ситуации.
Численность населения области убывает и на начало 1993 года
составила 1833 тыс. человек, на начало 1994 года составит по
прогнозу 1825 тыс. человек. Численность занятых в народном
хозяйстве области за 1992 год сократилась с 943,8 до 901,2 тыс.
человек.
Доля сельского населения упала до 19 процентов от общей
численности жителей области, в то время как в целом по России она
составляет 27 процентов.
Количество женщин, приходящихся на 1000 мужчин, за этот период
возросло с 1112 до 1315.
За 10 лет рождаемость снизилась с 12 до 9 новорожденных,
смертность при этом возросла с 11 до 14 человек на 1000 человек
населения области.
Серьезной проблемой в области является высокая заболеваемость
злокачественными новообразованиями, составляющая 356,3 на 100 тыс.
человек при среднереспубликанском показателе 263,3.
Возросла заболеваемость с временной утратой трудоспособности в
таких отраслях промышленности, как нефтяная, газовая и
металлургическая.
Увеличилась младенческая смертность в связи с факторами
недоношенности, рождения маловесных детей, врожденной и
наследственной патологии. Лишь 14 процентов детей не имеют
отклонений в состоянии здоровья. 20 процентов детей дошкольного
возраста имеют хронические заболевания и 45 процентов всех детей
имеют ту или иную патологию и фактически составляют группу риска.
2. Анализ результатов реализации ранее принятых
правительственных документов
Все предыдущие правительственные постановления по вопросам
экологии по Тульской области относились, главным образом, к
сохранению жемчужины мировой культуры - музея - усадьбы Л.Н.
Толстого "Ясная Поляна".
Массированное воздействие выбросов вредных веществ ряда
промышленных предприятий на окружающую музей - усадьбу среду было
уменьшено за счет реализации комплекса мероприятий и в первую
очередь за счет ликвидации и перепрофилирования технологических
производств производственного объединения "Азот" (город Щекино).
Однако в целом проблема осталась нерешенной.
В последние годы в области с целью оздоровления окружающей
природной среды были проведены следующие мероприятия: создано 10
новых охотничьих заказников, общая площадь которых увеличилась с
80 до 180 тыс. гектаров; организовано 9 ботанических и ландшафтных
объектов общей площадью 205,9 гектара; увеличены на 770 гектаров
площади зеленых зон вокруг города Тулы, других городов и рабочих
поселков области; создается музей - заповедник "Поленово", за
которым закреплена зона застройки площадью 5670 гектаров,
утверждены правила застройки, благоустройства, содержания и
использования зоны; начата разработка экологических нормативов для
промышленных предприятий; введена плата за природопользование;
установлены лимиты по выбросам и сбросам вредных веществ в
атмосферу и в водные объекты, на размещение твердых отходов;
установлены нормативы штрафных санкций за сбросы и выбросы,
превышающие установленные лимиты; организована работа
экологической экспертизы по Тульской области.
Однако вышеперечисленные работы не привели к коренному
оздоровлению экологической обстановки и не объединили решение
проблем в единый комплекс.
3. Основные задачи по оздоровлению экологической
обстановки и охране здоровья населения
Используя современные достижения науки и техники, а также
опираясь на новое политическое видение проблемы, открывающиеся
структурно-управленческие и экономические возможности, необходимо
организовать на примере Тульской области системный и комплексный
подход к решению экологических проблем по всем видам
жизнедеятельности общества. При этом должны быть решены следующие
задачи:
разработка нормативно-правовой основы рационального
природопользования и социальной защиты населения от воздействия
неблагоприятных экологических факторов;
организация системного контроля за состоянием здоровья
населения и среды его обитания;
отработка технологий хранения, утилизации и переработки
промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов;
выбор и внедрение прогрессивных технологий по модернизации
морально и физически устаревших производств, внедрение
высокоэффективных методов обезвреживания сточных вод и выбросов в
атмосферу;
отработка методов диагностики заболеваний, возникающих
вследствие воздействия неблагоприятных экологических факторов;
разработка рациональных методов сохранения и восстановления
природных ресурсов;
обеспечение надлежащих экологических и санитарно-
эпидемиологических условий проживания и жизнедеятельности
населения, прежде всего на территориях, подверженных
радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В этот же период должна быть обеспечена экологическая
безопасность культурно-исторических памятников России:
музея - усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", музея -
заповедника "Поленово" и национально-исторического центра
"Куликово поле".
4. Мероприятия по улучшению состояния окружающей среды
и здоровья населения
По данному разделу предусмотрено проведение работ по следующим
направлениям:
создание системы оценки отрицательного воздействия загрязнения
окружающей среды по критерию суммарной нагрузки на организм;
конструирование и изготовление опытных образцов приборов,
оперативно определяющих ранние стадии заболевания человека,
животных и растений;
создание математических моделей, определяющих степень
инерционности и интенсивности реагирования биосистем на
загрязняющие факторы среды;
разработка научных основ новых технологий, обеспечивающих
экологическую безопасность человека;
создание научных основ управления природными ресурсами.
Базой для развертывания работ по этим направлениям является
комплекс научных организаций и учебных заведений города Тулы и
области с привлечением научных организаций и отдельных научных
работников из города Москвы и других городов России.
По основным направлениям работ будут создаваться укрупненные
опытно-промышленные полигоны для отработки тех или иных конкретных
решений в области энергетики, металлургии, машиностроения, химии и
других.
Выполнение конкретных работ по направлениям будет
обеспечиваться временными научными коллективами, сформированными
на конкурсной основе.
Нормативно-правовое обеспечение
В ходе реализации Программы на период 1994 - 1998 годов
предусматривается введение подзаконных актов и нормативных
регламентирующих документов, обеспечивающих оценку всех видов
деятельности человека и направленных на повышение
заинтересованности природопользователей в сохранении и улучшении
состояния окружающей среды, их ответственности за экологические
нарушения, социальную защиту населения.
Одновременно с этим разрабатываются законодательные
природоохранительные акты, обеспечивающие основные права человека,
равенство между поколениями, гарантирующее соблюдение прав всех
лиц, которых может затронуть запланированная производственная и
природоохранная деятельность.
В ходе выполнения Программы разрабатываются проекты
межрегиональных и межгосударственных соглашений об использовании
трансграничных природных ресурсов и ответственности за
трансграничные экологические нарушения.
Администрации Тульской области предоставляется право
законодательной инициативы по вопросам реализации Программы.
Экологическое воспитание и образование
Программой предусматривается:
разработка и внедрение в практику комплексных сквозных программ
экологического обучения от начального до высшего образования,
обеспечение целенаправленной подготовки специалистов в области
экологии;
разработка и внедрение в практику регулярных просветительско-
обучающих экологических программ для передачи их по радио и
телевидению;
обеспечение обучения специалистов и широких слоев населения
поведению и жизнедеятельности в сложных и экстремальных эколого-
радиологических условиях;
создание на базе высших учебных заведений области комплекса
специализированных научно-учебных лабораторий и кафедр по
следующим направлениям:
эколого-экономическое моделирование;
инженерная физика бестопливной и водородной энергетики;
новые виды минерального сырья и его переработка;
конструирование и электроника биотестового приборостроения;
средства и методы защиты биоорганизмов от радиации;
организация и планирование природоохранной деятельности;
водные ресурсы и теория водопотребления;
теория и практика детского воспитания;
нормативное и законодательное право природоохранной
деятельности;
экологическая безопасность.
Контроль за состоянием окружающей среды,
природных ресурсов и здоровья населения
Контроль за состоянием окружающей среды, природных ресурсов и
здоровья населения предусматривается обеспечить за счет создания
комплексной системы территориального мониторинга в реальном и
ретроспективном масштабе времени для:
обеспечения оперативного контроля за состоянием окружающей
среды и здоровья населения и своевременного принятия необходимых
мер административно-правового характера;
создания информационных основ выявления закономерностей
функционирования системы человек - природа - техногенная нагрузка
и подготовки предложений по совершенствованию
природоохранительного законодательства и законодательства в
области здравоохранения;
отработки методологии охраны окружающей среды и защиты
населения от воздействия негативных факторов;
повышения ответственности природопользователей за нарушение
природоохранительного законодательства и совершенствования
организационной структуры природо- и здравоохранительных служб
области;
прогнозирования динамики развития состояния окружающей среды и
здоровья населения и обеспечения населения соответствующей
объективной информацией.
Система территориального мониторинга создается на основе
государственной и региональных систем мониторинга:
по контролю за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных и
подземных вод, изменением ландшафтов;
по контролю за состоянием растительного покрова, почв, особо
охраняемых территорий;
по контролю за состоянием здоровья населения.
Глубина ретроспективного анализа во времени для оценки
изменения состояния здоровья населения, атмосферного воздуха,
подземных вод определена в 10 лет; растительного покрова,
животного мира, ландшафта и поверхностных вод - в 20 - 25 лет.
Мониторинг почв осуществляется в соответствии и в развитие
Постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993
г. N 100 "О государственной программе мониторинга земель
Российской Федерации на 1993 - 1995 годы".
Одним из основных факторов, негативно влияющих на здоровье
населения, является потребление экологически опасных продуктов
питания. В связи с этим создается система сертификации всех
продуктов питания и пищевого сырья и соответствующие системы
контроля.
Охрана здоровья населения
Для охраны здоровья населения Программой предусматривается
реализация мероприятий по следующим направлениям:
обеспечение населения экологически чистыми продуктами питания;
лечебно-профилактическая деятельность;
социальная защита населения;
снижение риска возникновения экологических чрезвычайных
ситуаций;
укрепление материально-технической базы учреждений
здравоохранения и служб санитарно-эпидемиологического надзора.
Лечебно-профилактическая деятельность предусматривает
реализацию мероприятий по предотвращению заболеваний, повышению
медико-гигиенической культуры, осуществление конкретных действий
по оздоровлению детей, оказание медицинской помощи с
сосредоточением усилий на характерных для региона видах
заболеваний, бесперебойное обеспечение лекарственными, в том числе
витаминными препаратами.
Социальная защита населения предусматривает разработку
нормативно-правовой базы компенсации за риск, которому
подвергается здоровье человека в результате воздействия
неблагоприятных экологических факторов.
Для решения этой проблемы намечается проведение комплексной
оценки состояния здоровья населения и влияния на него загрязнений
окружающей среды, выявление причинно-следственных связей между
состоянием здоровья населения и загрязнением среды обитания, а
также определение причин, ограничивающих возможности медицинских
учреждений.
Снижение риска возникновения экологических чрезвычайных
ситуаций обеспечивается комплексом работ, направленных на
выявление аварийно-опасных объектов и своевременное принятие
оперативных мер.
Реализация планируемого комплекса мероприятий будет
проводиться, прежде всего в городах и районах области, на которые
приходится максимальная техногенная нагрузка (Тула, Новомосковск,
Ефремов, Суворов, Алексин, Щекино и районы, пострадавшие от аварии
на Чернобыльской АЭС). При этом особое внимание будет уделено
мерам по охране материнства и детства.
Жилищно-коммунальный комплекс
Улучшение экологической обстановки, санитарно-гигиенических
условий жизнедеятельности и состояния здоровья населения
невозможно без обеспечения современного уровня функционирования
жилищно-коммунального комплекса, в котором предусматривается
проведение мероприятий по следующим направлениям:
уменьшение выбросов в атмосферный воздух от малых и средних
котельных до 80 процентов по сравнению с достигнутым;
внедрение локальных систем теплоснабжения жилых домов и
общественных зданий на основе зарубежных аналогов с освоением их
производства на заводах Тульской области;
внедрение нетрадиционных источников получения энергии;
модернизация систем водоподготовки и очистки от вредных
примесей питьевых вод с применением высокоэффективных стационарных
и передвижных модулей;
внедрение прогрессивных технологий в системах очистных
сооружений;
отработка и внедрение рациональных систем ливневой канализации
с учетом динамики грунтовых и поверхностных вод;
рационализация сбора, хранения и переработки бытовых отходов;
реорганизация служб жилищно-коммунального хозяйства с учетом
развивающихся экономических отношений;
предоставление населению типовых экологически чистых садово-
огородных участков с созданием для их владельцев необходимых
жилищных и коммунально-бытовых условий.
Химический комплекс
По валовому загрязнению окружающей среды химический комплекс
занимает в Тульской области 3 место после предприятий энергетики и
металлургии, однако по загрязнению веществами высокой степени
опасности для здоровья человека и природы он лидирует. Большая
часть предприятий химии работает на морально и физически
устаревшем оборудовании.
Обеспечение снижения техногенной нагрузки предприятий
химического комплекса на окружающую среду предусматривается по
следующим направлениям:
внедрение современного оборудования, технологий и локальных
методов, обеспечивающих снижение выбросов и сбросов ксенобиотиков,
внедрение замкнутого цикла водообеспечения, интенсификация
действующих биоочистных сооружений;
утилизация и переработка отходов производства;
перепрофилирование предприятий на выпуск новой продукции по
безотходной и малоотходной технологиям.
На производственном объединении "Оргсинтез" (город
Новомосковск) планируется организовать производство фумаровой
кислоты из неутилизированных отходов малеиновой кислоты.
Для утилизации отходов резины будет реализована безотходная
технология производства формовых резинотехнических изделий
(акционерная компания "Тульский завод резинотехнических изделий").
В целях исключения использования высокотоксичной ртути на
Болоховском химическом комбинате синтетических продуктов и
витаминов предусматривается безртутная технология получения
витамина B.
Предусматривается создание полигона для захоронения токсичных
отходов с площадкой для обезвреживания особо токсичных веществ для
Новомосковского промышленного узла.
В результате реализации этих мер произойдет снижение сбросов
загрязнений от химического комплекса в водоемы на 80 процентов и в
атмосферу на 60 процентов.
Машиностроительный комплекс
Реорганизация машиностроительного комплекса будет проводиться
по трем основным направлениям:
реконструкция производств и обеспечение снижения выбросов и
сбросов в окружающую среду, увеличение объемов замкнутого
водоснабжения промышленных производств;
отработка систем очистки сточных вод и ливневых потоков в
едином заводском или межзаводских кустовых комплексах;
создание опытных и опытно-промышленных экологически безопасных
производств и оборудования.
Эта работа будет целенаправленно проводиться на
машиностроительном заводе "Штамп", в акционерной компании
"Тульский машиностроительный завод имени В.М. Рябикова", на
Государственном научно-производственном предприятии "Сплав" с
последующей передачей отработанных решений на другие предприятия.
Реконструкция и отработка системы очистки сточных вод и
ливневых потоков в едином заводском комплексе или межзаводских
кустовых комплексах будет проводиться в производственном
объединении "Тульский патронный завод".
Кроме указанных мероприятий, предусматривается строительство
централизованного комплекса по хранению и переработке токсичных
отходов предприятий машиностроения.
Создаваемая в Тульской области в соответствии с Программой
система мониторинга и ранней диагностики будет обеспечена новой
приборной базой с последующим серийным производством приборов
машиностроительными предприятиями города Тулы и области.
Металлургический комплекс
В области экологической безопасности металлургического
комплекса Программой предусматривается:
создание ресурсосберегающих технологий и опытно-промышленных
установок в условиях действующего производства металлургического
комплекса области, обеспечивающих утилизацию твердых отходов;
сокращение на 8О процентов выбросов в атмосферу за счет
совершенствования систем пылегазоочистки;
разработка биологических методов очистки загрязненных земель и
системы контроля за всеми видами выбросов предприятий металлургии;
создание опытно-промышленного производства железа и
железосодержащих сплавов с использованием водорода и
водородосодержащих газов, получаемых в сильноионизированных,
плазмоподобных и химикотермических средах.
Энергетический комплекс
В энергетическом комплексе предусматривается проведение
следующих мероприятий:
внедрение энергосберегающих технологий;
введение научно обоснованной системы норм, отвечающей
международным стандартам;
перевод котлоагрегатов с угля на природный газ;
широкое использование парогазовых установок типа ПГУ-450 и
котлов типа E-500 с циркулирующим кипящим слоем;
использование новейших разработок для ионизации примесей в
отходящих газах с целью их эффективного улавливания;
проведение опытно-промышленных работ и внедрение в практику
принципов водородной энергетики и других нетрадиционных способов
получения и комплексно-сквозного использования энергии;
создание и внедрение установок по использованию
биоэнергетических масс для производства электроэнергии.
Горнодобывающий комплекс
Основными направлениями экологической реабилитации территорий,
подвергнувшихся техногенному воздействию предприятий
горнодобывающего комплекса, являются:
комплексное использование полезных ископаемых, вскрышных пород
и шахтных вод;
совершенствование горнодобывающих технологий и оборудования;
рекультивация и восстановление почв.
Утилизация и переработка отходов
В Тульской области накопилось более 120 млн. тонн золы - уноса
и более 30 млн. тонн шлама, образовавшихся в результате работы
теплоэлектростанций, а также металлургических, машиностроительных
и химических предприятий. Сложилась напряженная ситуация с
обезвреживанием и захоронением токсичных промышленных отходов. Из-
за отсутствия специальных полигонов большое количество их
поступает на несанкционированные свалки либо на полигоны хранения
твердых бытовых отходов.
В целях изменения сложившейся ситуации предусматривается
проведение работ по следующим основным направлениям:
инвентаризация отходов, создание банка данных отходов;
обеспечение контроля за загрязнением окружающей среды
действующими полигонами хранения твердых промышленных,
сельскохозяйственных и бытовых отходов;
создание полигонов хранения твердых бытовых отходов, отвечающих
санитарным и природоохранным требованиям и требованиям
мусороперерабатывающих заводов;
строительство полигонов хранения токсичных промышленных и
сельскохозяйственных отходов, удобрений и ядохимикатов;
разработка и внедрение технологий по переработке твердых
отходов в экологически безопасную продукцию;
проведение комплекса организационных и нормативно-правовых
мероприятий, обеспечивающих управление движением отходов и их
безопасное хранение.
Транспортное хозяйство
Программой предусматривается проведение профилактических
мероприятий, обеспечивающих снижение загрязнения атмосферы
городских районов выбросами от автотранспорта. В число этих
мероприятий входят:
создание ремонтно-профилактической сети обеспечения
автомобильного парка новейшим оборудованием и системами для
дожигания токсичных выбросов;
организация системы мониторинга автотранспортных городских
магистралей и регулировка транспортных потоков при превышении
загрязнения воздуха сверх установленных норм;
создание пунктов оперативной регулировки автотранспортных
средств;
строительство объездных дорог для транзитного автотранспорта;
создание вдоль основных магистралей защитных зеленых зон.
Агропромышленный комплекс
Проблема экологического оздоровления аграрного сектора
разделяется на два крупных блока:
реализация мероприятий по рациональному землепользованию в
условиях сложившейся экологической обстановки;
создание условий и материальной базы для производства,
переработки и хранения экологически чистой сельскохозяйственной
продукции.
Первоочередными задачами администрации Тульской области
являются:
организация полевых наблюдений и экспериментальных исследований
с целью осуществления мониторинга земель;
разработка пакета нормативных документов о правовом
регулировании земельных отношений, оценка ущерба вследствие порчи,
ухудшения, деградации и загрязнения почв и земель области;
проведение ландшафтно-экологической инвентаризации
загрязненных, деградированных и нарушенных земель;
стимулирование специалистов сельского хозяйства и смежных с ним
отраслей с целью внедрения новых технологий, уменьшения потерь при
уборке урожая, его транспортировке и переработке;
разработка и реализация технологий восстановления земель,
подвергшихся различным видам загрязнений, деградации и нарушений;
доведение обеспеченности складскими помещениями для хранения
минеральных удобрений до 8О процентов, ядохимикатов - до 1ОО
процентов;
защита земель от иссушения, подтопления, засоления;
разработка мероприятий по рациональному использованию
эрозионных земель;
проведение рекультивации не менее 1,5 тыс. гектаров нарушенных
земель ежегодно;
разработка и внедрение технологии экологического оздоровления
агроценозов, обеспечивающих производство сельскохозяйственной
продукции с содержанием радионуклидов и химических токсикантов на
уровне ниже предельно допустимых концентраций.
Защита и воспроизводство растительного
и животного мира
Кроме организации мониторинга растительного и животного мира и
принимаемых в Тульской области мер по сохранению природного
наследия, предусматривается реализация следующих первоочередных
мероприятий:
отработка и распространение экологически безопасных методов
защиты растений, в том числе лесов;
сохранение площадей, покрытых лесом, улучшение видового состава
и качества лесов, повышение их продуктивности;
проведение лесовосстановительных работ на площади более 7 тыс.
гектаров;
определение на основе научно обоснованных расчетов для разных
природных зон и ландшафтов Тульской области необходимых площадей
особо охраняемых территорий для сохранения свойственного им
биологического разнообразия с учетом необходимости обеспечения
каналов миграции и иных форм генного обмена между территориями;
обеспечение сохранения генетического фонда и разнообразия
растительного и животного мира, рациональной эксплуатации,
воспроизводства и охраны важнейших видов биоресурсов, создание
системы эталонов.
Развитие особо охраняемых природных и
исторических объектов
В целях защиты уникальной природы, развития и сохранения в
состоянии естественной эволюции особо охраняемых объектов и
территорий Тульской области предусматривается:
доведение площадей особо охраняемых территорий до 2 процентов
от общих земельных угодий области;
воссоздание государственного природного заповедника "Тульские
засеки";
организация государственного национального природного парка
"Окский" и национально-исторического центра "Куликово поле";
создание 27 комплексных ботанических, почвенных и энтомологических
заповедников природы.
Особое внимание уделяется проблеме экологической безопасности и
сохранения для потомков духовно-исторических центров России: музея
- заповедника "Поленово", национально-исторического центра
"Куликово поле" и музея - усадьбы Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".
Работы, связанные с сохранением этих объектов, рассматриваются
Программой, как и проблемы охраны здоровья населения, в качестве
первостепенных.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, связанных с ликвидацией негативных
последствий техногенного воздействия на окружающую среду и
здоровье населения, как показал опыт ликвидации последствий аварии
на Чернобыльской АЭС, имеет условный трудносоизмеримый в денежном
выражении экономический эффект.
Вместе с тем в ходе реализации Программы к 1997 - 1998 годам
ожидается резкое снижение техногенного воздействия на окружающую
среду как за счет модернизации существующих и ввода новых
экологически безопасных производств и технологий, так и за счет
повышения заинтересованности и ответственности
природопользователей в организации рационального отношения к среде
обитания. За счет этого выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
будут сокращены на 8О процентов.
Более 90 процентов сточных вод будет очищаться до нормативных
показателей, полностью прекратится сброс в водоемы области сточных
вод без очистки. На 10 - 15 процентов сократится использование
воды на производственные цели. Население области будет обеспечено
питьевой водой, полностью соответствующей санитарно-гигиеническим
требованиям.
Предусматривается внедрить эффективную систему контроля и
обеспечить безопасное хранение и переработку отходов, полностью
исключить возможность попадания в окружающую среду высокотоксичных
выбросов, стоков и отходов.
В области охраны земельных ресурсов будут остановлены процессы
снижения содержания гумуса и водной эрозии почв, доведена до
нормальной их кислотность.
В результате реализации намеченных мер стабилизируется
санитарно-эпидемиологическая обстановка, будет обеспечено
улучшение основных медико-гигиенических показателей здоровья
населения области.
Кроме того, реализация предусматриваемых Программой мероприятий
позволит:
отладить экономический и правовой механизмы взаимодействия
юридических и физических лиц, с одной стороны, и администраций
территорий, с другой;
создать типовую эколого-экономическую модель региона;
отработать типовую систему локального (на уровне области)
комплексного мониторинга;
создать основы экологически безопасной энергетики;
создать типовые системы локальной и централизованной очистки
вод промышленного и хозяйственно-питьевого назначения;
отработать систему локального теплообеспечения объектов
коммунально-бытового хозяйства.
Апробированные в ходе реализации Программы методики и системы
ранней диагностики заболеваемости населения, прежде всего в
районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и
подвергавшихся длительное время интенсивному техногенному
воздействию нерадиационного характера, позволят повысить
эффективность профилактики и лечения заболеваемости населения.
Развитие системы экологического воспитания и образования вместе
с проведением широкомасштабного мониторинга, а также работ по
восстановлению и воспроизводству природных ресурсов позволят
обеспечить формирование принципиально нового отношения человека к
природе, растительному и животному миру.
Наряду с обеспечением базы для системного и планомерного
подхода к проблемам оздоровления экологической обстановки и
экологической безопасности в Тульской области будут апробированы
структуры и средства эколого-экономического управления
природоохранной деятельностью, разработаны типовые рекомендации по
нормативно-правовому обеспечению рационального природопользования
и охраны здоровья населения на территориальном уровне для
внедрения их в других регионах Российской Федерации.
Отработанные на территории Тульской области методы, технологии,
организация финансирования мероприятий по реабилитации территории
и населения позволят в дальнейшем комплексно оценить необходимые
силы, средства и подходы к восстановлению окружающей среды и
обеспечению здоровья человека в Российской Федерации.
Предложенное в Программе решение проблем оздоровления
экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской
области, в основе своей типичное для всей страны, позволит
прекратить распыление средств на восстановление окружающей среды и
обеспечение здоровья человека и тем самым сократить безвозмездное
выделение государственных средств.
Перечень конкретных мероприятий по всем разделам, сроки их
исполнения, источники финансирования и необходимые затраты
приведены в приложении <*> к Программе.
--------------------------------
<*> Не приводится.
5. Международные аспекты Программы
Основой международного экологического обеспечения Программы
являются экономические, промышленные, ресурсные и научные
возможности, которыми располагает Тульская область.
Тульская область направляет на экспорт товары на сумму 143,2
млн. долларов США, в том числе продукцию предприятий черной
металлургии - на 102,5 млн. долларов США, химии и нефтепереработки
- на 36,3, машиностроения и металлообработки - на 4,4 млн.
долларов США (по данным 1992 года).
Внешнеэкономическая деятельность в соответствии с Программой
предусматривает:
восстановление экономических связей с государствами -
участниками Содружества Независимых Государств и странами
Восточной Европы;
улучшение структуры экспорта продукции, производимой
предприятиями Тульской области;
создание системы продвижения товаров предприятий области на
внешний рынок;
формирование и реализация системы квотирования продукции;
увеличение выпуска импортозаменящих товаров народного
потребления;
повышение качества экспортной продукции за счет внедрения
новейших технологий;
получение кредитных гарантий под импорт технологий и "ноу-хау";
вовлечение промышленных предприятий области в систему
международной кооперации;
развитие совместного предпринимательства;
введение упрощенного порядка регистрации предприятий с
иностранными инвестициями;
организация квалифицированной помощи при переговорах с
иностранными партнерами и определение их надежности;
организация консалтинга по вопросам заключения и проведения
внешнеэкономических сделок;
контроль оценки стоимости вкладов иностранных участников в
уставный фонд совместных предприятий, стоимости акций,
приобретаемых иностранными фирмами в процессе приватизации;
кадровое и информационное обеспечение внешнеэкономической
деятельности.
Программа является открытой для широкого сотрудничества с
зарубежными фирмами и организациями. Сотрудничество с зарубежными
партнерами будет развиваться не только в области привлечения
инвестиций, но также по разработке и созданию совместных
предприятий по реализации проектов и привлечению квалифицированных
специалистов для проведения экспертной оценки природоохранных
мероприятий.
6. Финансирование и механизм управления
реализацией Программы
Для реализации Программы создается специальный организационно-
экономический механизм.
Основным блоком этого механизма является создание системы
финансирования на основе специального фонда регионального
обеспечения реализации экологической Программы в составе бюджета
области с выделением отдельной строкой (далее именуется - фонд),
который формируется из источников по годам и в объемах,
приведенных в таблице:
(млрд. рублей)
------------------------------T------T------T------T------T------¬
¦ Источники ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998 ¦
¦ финансирования ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+-----------------------------+------+------+------+------+------+
¦Источники финансирования, ¦ 1,6 ¦ 3,5 ¦ 3,2 ¦ 3,2 ¦ 2,2 ¦
¦определенные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦законодательством ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Бюджетное финансирование: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ дотации, субвенции из ¦ 20 ¦ 20 ¦ 18 ¦ 9 ¦ 9 ¦
¦ республиканского бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ выделение инвестиционных ¦ 26,4 ¦ 35,1 ¦ 26,7 ¦ 10 ¦ 8,8 ¦
¦ кредитов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ средства, предусмотренные ¦ 9,2 ¦ 13,9 ¦ 10,3 ¦ - ¦ - ¦
¦ другими федеральными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ целевыми программами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ИТОГО: ¦ 57,2 ¦ 72,5 ¦ 58,2 ¦ 22,2 ¦ 20 ¦
L-----------------------------+------+------+------+------+-------
Средства фонда в первую очередь направляются на защиту здоровья
населения, реабилитацию территорий и создание динамичной эколого-
экономической структуры области путем развития экологически чистых
производств, главным образом отраслей промышленности, производящих
средства потребления (продукция группы Б).
Фонд создается администрацией Тульской области,
заинтересованными министерствами и ведомствами.
Кроме этого предприятиями области предусматривается выделение
на 1994 - 1998 годы средства в сумме 240 млрд. рублей.
Генеральным заказчиком Программы является администрация
Тульской области. Для осуществления мероприятий Программы
создается временная структура - правление фонда и межведомственный
организационно-методический координационный совет, состоящий из
ведущих специалистов Тульской области, Министерства охраны
окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации,
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора,
Государственного комитета Российской Федерации по социальной
защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от
чернобыльской и других радиационных катастроф, и других
министерств и ведомств.
Деятельность правления фонда направлена на формирование
финансовых ресурсов, осуществление хозяйственной и административно-
правовой интеграции участников Программы, подчинение их
деятельности ее целям и задачам.
В число основных функций правления фонда входят:
аккумуляция финансовых ресурсов, необходимых для выполнения
Программы;
осуществление контроля за реализацией Программы в целом,
принятие решений, обязательных для выполнения всеми предприятиями
и организациями, участвующими в ее реализации;
распределение финансовых ресурсов, поиск поставщиков и
размещение заказов;
подготовка и внесение предложений по корректировке Программы;
подготовка и апробирование на практике подзаконных актов и
временно действующих законодательных актов;
формирование политики в области ответственности за нанесение
экологического ущерба в связи с деятельностью приватизированных
предприятий;
контроль за использованием выделенных на реализацию Программы
ресурсов;
оценка последствий и эффективности проведения программных
мероприятий;
использование временно свободных финансовых ресурсов в целях
увеличения общих размеров ресурсов, направляемых на реализацию
Программы.
Фонд создается за счет средств, выделяемых из республиканского
бюджета Российской Федерации: в 1994 - 1998 годах в размере 76
млрд. рублей, и за счет средств, выделяемых из областного бюджета
Тульской области, в размере 13,8 млрд. рублей. Эти средства
направляются на обеспечение мероприятий, имеющих республиканское
значение, а именно:
оздоровление экологической обстановки в районе музея - усадьбы
Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", музея - заповедника "Поленово" и
национально-исторического центра "Куликово поле";
утилизацию и хранение особо токсичных отходов;
охрану здоровья населения, создание типовой региональной
эколого-экономической модели и так далее.
Средства, выделяемые фонду за счет других федеральных целевых
программ, составят 33,4 млрд. рублей. Эти средства будут
направляться на реконструкцию существующих производств
машиностроительного (оборонного), агропромышленного и
энергетического комплексов с целью обеспечения выполнения
Программы. За счет указанных средств также решаются экологические
проблемы, связанные с ликвидацией последствий аварии на
Чернобыльской АЭС, и проводятся отдельные мероприятия по улучшению
состояния здоровья населения области.
Инвестиционные кредиты в размере 107 млрд. рублей
предоставляются для реконструкции существующих производств и
перехода на новые высокорентабельные и экологически чистые
производства. Мероприятия по данному разделу обеспечивают как
структурную перестройку промышленности и агропромышленного
комплекса области, так и реорганизацию остающихся производств в
соответствии с Программой. Весь кредит в течение 1997 - 2000 годов
возвращается государству.
Поступления по сферам вложений фонда даст возможность в 1998
году обеспечить проведение всех мероприятий, предусмотренных
Программой и возврат средств полученных из республиканского
бюджета Российской Федерации, а также выделение финансирования на
природоохранные работы на уровне 40 - 50 млрд. рублей в год. Это
позволит в следующие 5 - 7 лет полностью решить экологические
проблемы области без финансирования из республиканского бюджета
Российской Федерации.
|