Утверждена
Госгортехнадзором России
26 июля 1993 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ
ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ СОСТОЯНИИ
РД 10-30-93
Настоящая Инструкция является типовой, на основании которой
владельцы грузоподъемных машин обязаны разработать и утвердить
должностную инструкцию для инженерно - технического работника,
ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии.
Должностная инструкция должна содержать основные указания
настоящей Типовой инструкции, дополнительные требования,
вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных машин, и
указания по содержанию машин в исправном состоянии, изложенные в
руководствах по эксплуатации грузоподъемных машин.
С выходом настоящей Типовой инструкции отменяется Типовая
инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние
грузоподъемных кранов, утвержденная Госгортехнадзором РСФСР 9
апреля 1965 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с Правилами устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными
Госгортехнадзором России 30 декабря 1992 г. <*>, ответственность
за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии владелец
должен возложить на инженерно - технического работника
соответствующей квалификации, в подчинении у которого будет
находиться персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий кран.
--------------------------------
<*> Далее по тексту - Правила.
1.2. Ответственность за содержание грузоподъемных машин в
исправном состоянии должна быть возложена на одного инженерно -
технического работника.
1.3. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, назначается
после прохождения им проверки знаний Правил, должностной
инструкции и других нормативных документов, касающихся его
компетенции, комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и
выдачи ему соответствующего удостоверения (форма удостоверения
приведена в Приложении 1) и должностной инструкции. Периодическая
проверка знаний инженерно - технического работника, ответственного
за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии,
проводится не реже одного раза в 3 года комиссией без участия
инспектора госгортехнадзора.
1.4. Номер и дата приказа о назначении инженерно -
технического работника, ответственного за содержание
грузоподъемных машин в исправном состоянии, а также его должность,
фамилия, имя, отчество и подпись должны заноситься в паспорт
машины до ее регистрации в органах госгортехнадзора, а также
каждый раз после назначения другого ответственного лица.
1.5. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то
по согласованию с органами госгортехнадзора ответственность за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии может быть
возложена на работника специализированной организации или на
специалиста инженерного центра по заключенному с ними договору.
1.6. На время отпуска, командировки, болезни и в других
случаях отсутствия инженерно - технического работника,
ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии, исполнение его обязанностей должно быть возложено на
другого работника в порядке, установленном Правилами.
1.7. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен
знать:
1) Правила;
2) Правила технической эксплуатации электроустановок
потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей (для кранов с электроприводом);
3) должностную инструкцию;
4) требования руководств по эксплуатации грузоподъемных машин,
в частности периодичность технического обслуживания и ремонта
узлов и механизмов, возможные повреждения металлоконструкций и
способы их устранения, периодичность и способы проверки приборов
безопасности, способы регулировки тормозов, перечень
быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ, критерии
предельного состояния машин для отправки в капитальный ремонт;
5) производственные инструкции для обслуживающего персонала
(крановщиков, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов
безопасности);
6) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом
подъемных сооружений;
7) методические указания по обследованию грузоподъемных машин,
отработавших нормативный срок службы;
8) информационные письма и другие указания органов
госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при
эксплуатации грузоподъемных кранов и кранов - манипуляторов;
9) устройство грузоподъемных машин, приборов безопасности,
крановых путей и съемных грузозахватных приспособлений;
10) порядок регистрации и снятия с учета грузоподъемных машин,
установки и пуска их в эксплуатацию;
11) порядок направления кранов для работы в другие области
(округа) и передачи кранов и кранов - манипуляторов в аренду
другим организациям;
12) систему планово - предупредительного ремонта
грузоподъемных машин, порядок вывода их в ремонт и ввода в
эксплуатацию после ремонта;
13) организацию и порядок проведения монтажа, ремонта,
реконструкции и технического освидетельствования машин, а также
обследования грузоподъемных кранов, отработавших нормативный срок
службы;
14) порядок оформления и выдачи нарядов - допусков в случаях,
предусмотренных Правилами;
15) порядок применения марочной системы при работе мостовых
кранов;
16) порядок выделения и направления стреловых самоходных
кранов и кранов - манипуляторов на объекты;
17) организацию надзора и обслуживания грузоподъемных машин на
предприятии;
18) нормы браковки стальных канатов (Приложение 2).
2. ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан
обеспечить:
1) содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных
приспособлений, тары и крановых путей (если ответственность за
содержание последних не возложена на другие службы) в исправном
состоянии путем проведения периодических осмотров, технических
обслуживаний и ремонтов в установленные графиком сроки,
систематического контроля за правильным ведением журнала
периодических осмотров и своевременного устранения выявленных
неисправностей, а также регулярного осмотра грузоподъемных машин,
крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
2) обслуживание и ремонт грузоподъемных машин обученным и
аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные
навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также
проведение периодической проверки знаний и инструктажей
обслуживающего персонала;
3) контроль за выполнением крановщиками и ремонтным персоналом
требований производственных инструкций по обслуживанию
грузоподъемных машин;
4) своевременную подготовку грузоподъемных машин к
техническому освидетельствованию, а также подготовку к
обследованию кранов, отработавших нормативный срок службы;
5) вывод в ремонт грузоподъемных машин в соответствии с
графиком;
6) соблюдение марочной системы при эксплуатации мостовых
кранов;
7) выполнение установленного порядка допуска обслуживающего
персонала и других рабочих на крановые пути мостовых и передвижных
консольных кранов для производства ремонтных и других работ;
8) хранение паспортов и технической документации на
грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и
тару, а также ведение журнала периодической проверки знаний
обслуживающего персонала;
9) выполнение предписаний органов госгортехнадзора и инженерно
- технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин.
2.2. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен
допускать в эксплуатацию вновь установленный кран или кран,
смонтированный на новом месте работ, только после проведения
технического освидетельствования, при наличии разрешения на
эксплуатацию, записанного в паспорт крана, и обученного
обслуживающего ремонтного персонала.
2.3. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обнаружив в
процессе монтажа или эксплуатации недостатки в конструкции или
изготовлении, а также несоответствие машины требованиям Правил,
обязан совместно со службой надзора подготовить для предприятия -
изготовителя рекламацию, копия которой направляется также в органы
госгортехнадзора, выдавшие разрешение на изготовление машины.
2.4. При монтаже, ремонте и реконструкции грузоподъемных
кранов инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан
строго соблюдать требования Правил и при этом не допускать
выполнение указанных работ предприятиями, не имеющими разрешения
(лицензии) органов госгортехнадзора на выполнение этих работ, а
также без разработки проектов и технических условий.
2.5. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен
присутствовать при технических освидетельствованиях машин,
обследовании кранов, отработавших нормативный срок службы, а также
при проверках кранов инспектором госгортехнадзора и инженерно -
техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных машин.
2.6. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен
подготовить машину к техническому освидетельствованию. При этом
проверяются в работе механизмы и электрооборудование, приборы
безопасности, тормоза, ходовые колеса, аппараты управления,
освещение, сигнализация. Если инженерно - техническому работнику,
ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии, поручалось проведение осмотра отдельных узлов и
механизмов грузоподъемной машины до ее полного технического
освидетельствования, то при полном техническом освидетельствовании
он должен проверить:
1) состояние металлоконструкций, сварных, болтовых, клепаных
соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок деталей
вследствие коррозии, ослабление болтовых и клепаных соединений и
других дефектов), а также состояние кабины, лестниц, площадок и
ограждений;
2) состояние крюка, ходовых колес, блоков, барабанов,
элементов тормозов. На металлургических предприятиях ревизия
кованых и штампованных крюков грузоподъемных машин,
транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, и механизмов
подъема и кантовки ковша должна производиться лабораторией этого
предприятия по специальной инструкции с применением методов
неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться
вместе с паспортом крана. При неразрушающем контроле должно быть
проверено отсутствие трещин в нарезанной части кованого
(штампованного) крюка, в нарезанной части вилки пластинчатого
крюка и оси его соединения с вилкой или траверсой. Такая проверка
должна проводиться не реже одного раза в 12 мес. Необходимость и
периодичность проверки других деталей подвески устанавливаются
владельцем крана;
3) состояние изоляции проводов и заземления электрического
крана;
4) состояние канатов и их крепления;
5) соответствие массы противовеса и балласта у крана
стрелового типа значениям, указанным в его паспорте. Результаты
осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным
инженерно - техническим работником, ответственным за содержание
грузоподъемных машин в исправном состоянии.
2.7. При замене изношенных грузовых, стреловых, вантовых,
несущих и тяговых канатов инженерно - технический работник,
ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии, должен:
1) произвести выбор каната в соответствии с паспортными
данными;
2) произвести расчет каната;
3) проверить правильность запасовки и надежность крепления
концов каната;
4) произвести обтяжку каната рабочим грузом;
5) занести сведения о выполненных работах в паспорт крана.
2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно - технический
работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в
исправном состоянии, обязан проверить:
1) установку концевого выключателя механизма подъема. При этом
зазор между грузозахватным органом после его остановки и упором
должен составлять для грузоподъемных машин не менее 200 мм, для
электродеталей - не менее 50 мм;
2) установку концевого выключателя механизма передвижения. При
этом отключение его двигателя должно происходить на расстоянии до
упора, составляющем не менее половины пути торможения механизмов,
а у башенных, портальных и козловых кранов и мостовых
перегружателей - не менее полного пути торможения. При установке
взаимных ограничителей хода механизмов передвижения мостовых и
консольных передвижных кранов, работающих на одном крановом пути,
указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь
торможения механизма указывается в паспорте крана;
3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом.
При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза
и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого
превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10% (для
башенных кранов с грузовым моментом до 20 т x м и портальных
кранов - более чем на 15%, для кранов мостового типа - более чем
на 25%). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в
журнале периодических осмотров грузоподъемной машины;
4) правильность установки шкалы указателя грузоподъемности и
вылета. При замене шкалы и ее градуировке замер вылета следует
производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке,
соответствующим данному вылету, а нанесение отметки на шкале
необходимо производить после снятия груза.
2.9. Если на инженерно - технического работника,
ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном
состоянии кранового пути, то он обязан:
1) проверить соответствие кранового пути проекту и готовность
пути к эксплуатации согласно акту;
2) произвести осмотр пути и обеспечить измерение сопротивления
его заземления в соответствии с нормативными документами;
3) обеспечить своевременное проведение инструментальной
проверки (нивелировки) кранового пути в соответствии с графиком;
допуски на размер колеи, прямолинейность и горизонтальность пути
не должны превышать требований нормативных документов;
4) произвести своевременный ремонт кранового пути в
соответствии с графиком и обеспечить устранение неисправностей,
выявляемых при осмотрах и нивелировке.
2.10. Если на инженерно - технического работника,
ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном
состоянии, возложены обязанности по содержанию в исправном
состоянии грузозахватных приспособлений и тары, то он обязан
проводить их периодические осмотры в сроки, установленные
Правилами, а также их ремонт в соответствии с требованиями
нормативных документов.
2.11. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан
обеспечить их обслуживание постоянно закрепленным персоналом и не
допускать переход крановщиков для работы с одного крана на другой
без его ведома.
При необходимости перевода крановщиков с одного крана на
другой того же типа, но другой модели или с другим приводом он
обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и
обслуживания такого крана и обеспечить стажировку, а также
проверить его практические навыки.
Перевод крановщиков с кранов одного типа на другой, например с
башенного на мостовой, может быть допущен только после обучения и
аттестации их в порядке, установленном Правилами.
2.12. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен
установить такой порядок, чтобы лица, на которых возложены
обязанности по обслуживанию грузоподъемных машин (крановщики, их
помощники, слесари, электромонтеры, наладчики приборов
безопасности), вели наблюдение за порученным им оборудованием
путем осмотра и проверки его работоспособности и содержали его в
исправном состоянии. Крановщики должны производить осмотр
грузоподъемных машин перед началом работы, для чего им должно быть
выделено соответствующее время. Результаты осмотра и проверки
грузоподъемной машины должны записываться в вахтенный журнал.
Проверка ведения вахтенного журнала (форма журнала приведена в
Приложении 3) инженерно - техническим работником, ответственным за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должна
проводиться не реже одного раза в месяц.
2.13. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен
систематически проводить инструктажи крановщиков, их помощников,
операторов (машинистов), слесарей, электромонтеров по безопасному
обслуживанию и ремонту машин, разбирая допущенные ими нарушения,
случаи травматизма и аварий.
2.14. При инструктаже крановщиков до начала работ следует
обращать особое внимание на:
1) наличие и исправность ограждений легкодоступных движущихся
частей грузоподъемной машины, которые могут быть причиной
несчастного случая (барабаны, валы, зубчатые передачи и т.п.), и
неизолированных токоведущих частей электрооборудования
(выключателей, контакторов, панелей, ящиков сопротивления,
троллейных проводов и т.п.);
2) исправность действия устройств и приборов безопасности
грузоподъемной машины (концевых выключателей, блокировок,
ограничителя грузоподъемности и др.);
3) состояние тормозов, блоков, барабанов, канатов, крановых
металлоконструкций;
4) соблюдение установленного порядка приема и сдачи смены;
5) строгое выполнение требований нарядов - допусков в случаях,
предусмотренных Правилами;
6) выполнение установленного порядка по применению марочной
системы при работе мостовых кранов;
7) опасность хождения по крановым путям мостовых кранов,
посадки на кран не через посадочную площадку;
8) недопустимость использования грейфера для подъема людей и
производства работ, на которые грейфер не рассчитан;
9) недопустимость погрузки и разгрузки платформ, полувагонов,
автомашин при нахождении на них людей;
10) недопустимость перегруза грузоподъемных машин;
11) необходимость запирания дверей кабины по окончании работы
или при уходе с крана;
12) недопустимость самовольной установки в кабинах
электронагревательных приборов;
13) недопустимость заклинивания контакторов защитных панелей
грузоподъемных машин;
14) необходимость закрепления всеми противоугонными захватами
кранов, передвигающихся по рельсовым путям, по окончании их работы
или в перерыве;
15) недопустимость установки стреловых самоходных кранов и
кранов - манипуляторов для работы под линией электропередачи, а
также на расстоянии менее 30 м от нее без наряда - допуска;
16) порядок установки стреловых самоходных кранов и кранов -
манипуляторов на дополнительные опоры на уклонах, откосах, на краю
траншей и котлованов, вблизи строений, штабелей грузов и т.п.;
17) опасность нахождения людей под перемещаемым грузом и
вблизи работающего крана;
18) необходимость строгого соблюдения стропальщиками способов
строповки грузов и применения соответствующих характеру и массе
грузов съемных грузозахватных приспособлений;
19) соблюдение указаний, содержащихся в руководстве по
эксплуатации грузоподъемной машины, о возможности совмещения
операций при работе крана и условиях опускания стрелы с грузом.
2.15. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, должен:
1) обеспечить проведение ремонта мостовых и консольных
передвижных кранов, выполнение работ с моста крана, при выходе
персонала на крановые пути мостовых кранов, производство работ
стреловыми самоходными кранами и кранами - манипуляторами вблизи
линии электропередачи только по наряду - допуску;
2) установить порядок, при котором крановщик может приступить
к работе на мостовом кране только после получения ключа - марки, и
следить за тем, чтобы при осмотре кранов слесарями,
электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ -
марку на период пребывания их на кране;
3) обеспечить крановщиков вахтенными журналами;
4) обеспечить наличие на кране таблички с указанием
регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего
испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;
5) направлять стреловые самоходные краны и краны -
манипуляторы на участок производства работ только по заявке, в
которой должны быть указаны фамилии лица, ответственного за
безопасное производство работ кранами, и стропальщиков, номера их
удостоверений, вид работы, сведения о наличии линии
электропередачи. Указанные сведения должны быть внесены в путевой
лист;
6) произвести осмотр автомобильных кранов и кранов -
манипуляторов перед выпуском их из гаража и обеспечить устранение
обнаруженных неисправностей. В путевом листе должно быть указано,
что кран находится в исправном состоянии;
7) после получения от заказчика сообщения об окончании работ
кранами обеспечить их безопасное состояние в нерабочем положении.
При этом электрические краны должны быть отсоединены от источника
питания и необходимо принять меры против угона кранов ветром;
8) вести учет наработки кранов в моточасах.
2.16. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, не должен
допускать их работу при:
1) наличии в крановых металлоконструкциях опасных дефектов
(трещин, деформаций, утонения стенок и др.);
2) ослаблении крепления в соединениях металлоконструкций или
деталей механизмов;
3) неисправности приборов и устройств безопасности;
4) неисправности механизмов и тормозов и недопустимом износе
их деталей;
5) обнаружении недопустимых дефектов стальных канатов и их
креплений и неисправности крюка и его подвески;
6) выявлении неисправностей кранового пути;
7) истечении срока технического освидетельствования или
нормативного срока службы машины;
8) запрещении работы кранов инспектором госгортехнадзора или
инженерно - техническим работником по надзору за безопасной
эксплуатацией грузоподъемных машин. Когда кран остановлен
принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с
разрешения этих работников, а ответственность за сохранность ее с
момента постановки до снятия возлагается на инженерно -
технического работника, ответственного за содержание
грузоподъемных машин в исправном состоянии.
3. ПРАВА
3.1. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, имеет
право:
1) посещать в любое время участки, где работают краны, и
проверять их техническое состояние и соблюдение персоналом
производственных инструкций;
2) выводить машины из работы для проведения их технического
обслуживания, ремонтов, освидетельствований, специальных
обследований и диагностирования;
3) отстранять от обслуживания машин персонал, нарушающий
производственные инструкции;
4) ставить вопрос перед руководством предприятия (владельцем)
о наказании персонала за нарушение правил безопасности и
инструкций при эксплуатации грузоподъемных машин.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Инженерно - технический работник, ответственный за
содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, несет
ответственность в соответствии с действующим законодательством за:
1) допущенные им нарушения Правил и должностной инструкции
независимо от того, привело это к аварии или несчастному случаю
или нет;
2) выдачу им указаний или распоряжений, принуждающих
подчиненных ему работников нарушать производственные инструкции;
3) самовольное возобновление работ кранами, остановленными
инспектором госгортехнадзора или инженерно - техническим
работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных
машин;
4) непринятие им мер по устранению нарушений правил
безопасности и инструкций при эксплуатации грузоподъемных машин.
Приложение 1
ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ
ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО НАДЗОРУ
ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН,
ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ
ЗА СОДЕРЖАНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН В ИСПРАВНОМ
СОСТОЯНИИ, И ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА БЕЗОПАСНОЕ
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ КРАНАМИ
УДОСТОВЕРЕНИЕ N _______
Выдано ___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
__________________________________________________________________
Должность ________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________
в том, что он прошел проверку знаний _____________________________
__________________________________________________________________
(указать правила, нормы и инструкции по безопасности)
в комиссии _______________________________________________________
(наименование предприятия, организации, учреждения)
и допущен к работе в качестве ____________________________________
__________________________________________________________________
Основание: протокол от "___" __________ 199__ г. N _____________
Председатель
экзаменационной комиссии ___________________
(подпись)
Место печати
Сведения о повторных проверках знаний:
Должность ________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Прошел повторную проверку знаний _________________________________
__________________________________________________________________
(указать правила, нормы и инструкции по безопасности)
в комиссии _______________________________________________________
(наименование предприятия, организации, учреждения)
и допущен к работе в качестве ___________________________________
Основание: протокол от "___" __________ 199__ г. N _____________
Председатель
экзаменационной комиссии ___________________
(подпись)
Место печати
Должность ________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________
Прошел повторную проверку знаний _________________________________
__________________________________________________________________
(указать правила, нормы и инструкции по безопасности)
в комиссии _______________________________________________________
(наименование предприятия, организации, учреждения)
и допущен к работе в качестве ____________________________________
__________________________________________________________________
Основание: протокол от "___" __________ 199__ г. N _____________
Председатель
экзаменационной комиссии ___________________
(подпись)
Место печати
Приложение 2
НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
1. Браковку канатов грузоподъемных машин, находящихся в
эксплуатации, проводят в соответствии с настоящим Приложением.
Для оценки безопасности использования канатов используют
следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 - 3) <*>, в том
числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест
сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа
обрывов проволок;
--------------------------------
<*> Не приводятся.
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв
сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната
(потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности,
выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов,
перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или
электрического дугового разряда.
2. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными
блоками, следует проводить по числу обрывов проволок в
соответствии с табл. 1.
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема
людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный
металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем
числе обрывов проволок.
Таблица 1
ЧИСЛО ОБРЫВОВ ПРОВОЛОК, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ
КАНАТЫ ДВОЙНОЙ СВИВКИ, РАБОТАЮЩИЕ СО СТАЛЬНЫМИ
И ЧУГУННЫМИ БЛОКАМИ, БРАКУЮТСЯ
------------T-----------------T------T--------T-----------------------------------------------¬
¦ Число ¦ Конструкции ¦ Тип ¦ ГОСТ ¦ Группа классификации (режима) механизма ¦
¦ несущих ¦ канатов по ИСО ¦свивки¦на канат+-----------------------T-----------------------+
¦ проволок в¦и государственным¦ ¦ ¦ М1, М2, М3 и М4 ¦ М5, М6, М7 и М8 ¦
¦ наружных ¦ стандартам ¦ ¦ +-----------T-----------+-----------T-----------+
¦ прядях ¦ ¦ ¦ ¦ крестовая ¦односторон-¦ крестовая ¦односторон-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свивка ¦няя свивка ¦ свивка ¦няя свивка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------+-----------+-----------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на участке длиной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6d ¦ 30d ¦ 6d ¦ 30d ¦ 6d ¦ 30d ¦ 6d ¦ 30d ¦
+-----------+-----------------+------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦n <= 50 ¦6x7(6/1) ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 4 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 8 ¦ 2 ¦ 4 ¦
¦ ¦6x7(1+6)+1x7(1+6)¦ЛК-О ¦3066-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x7(1+6)+1о.с. ¦ЛК-О ¦3069-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦8x6(0+6)+9о.с. ¦ЛК-О ¦3097-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦51 <= n <= ¦6x19(9/9/1)* ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 6 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 12 ¦ 3 ¦ 6 ¦
¦75 ¦6x19(1+9+9)+1о.с.¦ЛК-О ¦3077-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x19(1+9+9)+7x ¦ЛК-О ¦3081-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦x7(1+6)* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦76 <= n <= ¦18x7(1+6)+1о.с. ¦ЛК-О ¦7681-80 ¦ 4 ¦ 8 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 4 ¦ 8 ¦
¦100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦101 <= n <=¦8x19(9/9/1)* ¦ ¦ ¦ 5 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 19 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦120 ¦6x19(12/6/1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x19(12/6+6F/1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x25FS(12/12/1)* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x19(1+6+6/6)+7x ¦ЛК-Р ¦14954-80¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦x7(1+6) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x19(1+6+6/6)+ ¦ЛК-Р ¦2688-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+1о.с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x25(1+6; ¦ЛК-З ¦7665-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6+12)+1o.c. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x25(1+6; ¦ЛК-З ¦7667-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6+12)+7x7(1+6) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦121 <= n <=¦8x16(0+5+11)+ ¦ТК ¦3097-80 ¦ 6 ¦ 11 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 11 ¦ 22 ¦ 6 ¦ 11 ¦
¦140 ¦+9o.c. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦141 <= n <=¦8x19(12/6+6F/1) ¦ ¦ ¦ 6 ¦ 13 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 13 ¦ 26 ¦ 6 ¦ 13 ¦
¦160 ¦8x19(1+6+6/6)+ ¦ЛК-Р ¦7670-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+1о.с. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦161 <= n <=¦6x36(14/7+7/7/1)*¦ ¦ ¦ 7 ¦ 14 ¦ 4 ¦ 7 ¦ 14 ¦ 29 ¦ 7 ¦ 14 ¦
¦180 ¦6x30(0+15+15)+ ¦ЛК-О ¦3083-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+7о.с. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x36(1+7+7/7+14)+¦ЛК-РО ¦7668-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+1о.с.* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x36(1+7+7/7+14)+¦ЛК-РО ¦7669-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+7x7(1+6)* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦181 <= n <=¦6x31(1+6+6/6+12)+¦ ¦ ¦ 8 ¦ 16 ¦ 4 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 32 ¦ 8 ¦ 16 ¦
¦200 ¦+1о.с. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x31(1+6+6/6+12)+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+7x7(1+6) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦6x37(1+6+15+15)+ ¦ТЛК-О ¦3079-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+1о.с. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦201 <= n <=¦6x41(16/8+8/8/1)*¦ ¦ ¦ 9 ¦ 18 ¦ 4 ¦ 9 ¦ 18 ¦ 38 ¦ 9 ¦ 18 ¦
¦220 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦221 <= n <=¦6x37(18/12/6/1) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦240 ¦18x19(1+6+6/6)+ ¦ЛК-Р ¦3088-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+1о.с. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦241 <= n <=¦ ¦ ¦ ¦ 10 ¦ 21 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 21 ¦ 42 ¦ 10 ¦ 21 ¦
¦260 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦261 <= n <=¦ ¦ ¦ ¦ 11 ¦ 22 ¦ 6 ¦ 11 ¦ 22 ¦ 45 ¦ 11 ¦ 22 ¦
¦280 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦281 <= n <=¦ ¦ ¦ ¦ 12 ¦ 24 ¦ 6 ¦ 12 ¦ 24 ¦ 48 ¦ 12 ¦ 24 ¦
¦300 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦300 <= n ¦ ¦ ¦ ¦0,04n¦0,08n¦0,02n¦0,04n¦0,08n¦0,16n¦0,04n¦0,08n¦
L-----------+-----------------+------+--------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------
Примечания. 1. n - число несущих проволок в наружных прядях
каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не
подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются
проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным
сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не
учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных
концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во
внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев,
класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
5. При работе каната полностью или частично с блоками из
синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой
отмечается появление значительного числа обрывов проволок внутри
каната до появления видимых признаков обрывов проволок или
интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты
отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.
6. Незаполненные строки в графе "Конструкции канатов по ИСО и
государственным стандартам" означают отсутствие конструкций
канатов с соответствующим числом проволок. При появлении таких
конструкций канатов, а также для канатов с общим числом проволок
более 300 число обрывов проволок, при которых канат бракуется,
определяется по формулам, приведенным в нижней строке таблицы,
причем полученное значение округляется до целого в большую
сторону.
7. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема
людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный
металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем
числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного
износа (рис. 4) <*> или коррозии (рис. 5) <*> на 7% и более по
сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при
отсутствии видимых обрывов проволок.
--------------------------------
<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения
сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от
номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных
канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых
обрывов проволок (рис. 6).
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии
проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено
в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в
результате износа (см. рис. 4д) или коррозии (см. рис. 5д) на 40%
и более канат бракуется.
Таблица 2
НОРМЫ БРАКОВКИ КАНАТА В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПОВЕРХНОСТНОГО ИЗНОСА ИЛИ КОРРОЗИИ
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Уменьшение диаметра проволок ¦ Число обрывов проволок, % ¦
¦ в результате поверхностного ¦ от норм, указанных в табл. 1 ¦
¦ износа или коррозии, % ¦ ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦ 10 ¦ 85 ¦
¦ 15 ¦ 75 ¦
¦ 20 ¦ 70 ¦
¦ 25 ¦ 60 ¦
¦ 30 и более ¦ 50 ¦
L--------------------------------+--------------------------------
Определение износа или коррозии проволок по диаметру
производится с помощью микрометра или иного инструмента,
обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а
также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва
канат может быть допущен к работе при условии тщательного
наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью
результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени
износа, указанной в табл. 2.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в
отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного,
каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля
потери металлической части поперечного сечения каната (потери
внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и
коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 7), канат
необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При
регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла
проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
5. При обнаружении в канате одного или нескольких оборванных
прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее
спирали (рис. 8). При совпадении направлений спирали волнистости и
свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Hв и свивки
каната Hк канат бракуется при dв >= 1,08dк, где dв - диаметр
спирали волнистости, dк - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки
каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или
совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при
dв >= 4/3dк. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна
превышать 25 dк.
7. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при
обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 9); выдавливания
сердечника (рис. 10); выдавливания или расслоения прядей (рис.
11); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного
уменьшения диаметра каната (см. рис. 6); раздавленных участков
(рис. 13); перекручиваний (рис. 14); заломов (рис. 15); перегибов
(рис. 16); повреждений в результате температурных воздействий или
электрического дугового разряда.
Приложение 3
ФОРМА ВАХТЕННОГО ЖУРНАЛА КРАНОВЩИКА
Дата ________________________ Смена _______________________
Крановщик ____________________________________________________
Результаты осмотра крана:
----T-----------------------------------T--------T---------------¬
¦ N ¦ Наименование механизма, узла, ¦Резуль- ¦ Фамилия, ¦
¦п/п¦ детали ¦таты ¦ инициалы и ¦
¦ ¦ ¦проверки¦должность лица,¦
¦ ¦ ¦ ¦ устранившего ¦
¦ ¦ ¦ ¦ нарушение ¦
+---+-----------------------------------+--------+---------------+
¦ 1 ¦Металлоконструкция ¦ ¦ ¦
¦ 2 ¦Тормоза: ¦ ¦ ¦
¦ ¦грузовой лебедки ¦ ¦ ¦
¦ ¦стреловой лебедки ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизма передвижения ¦ ¦ ¦
¦ ¦тележки ¦ ¦ ¦
¦ ¦поворота ¦ ¦ ¦
¦ ¦механизма передвижения ¦ ¦ ¦
¦ ¦крана ¦ ¦ ¦
¦ 3 ¦Приборы безопасности: ¦ ¦ ¦
¦ ¦ограничитель грузоподъемности ¦ ¦ ¦
¦ ¦концевые выключатели ¦ ¦ ¦
¦ ¦блокировочные контакты ¦ ¦ ¦
¦ ¦указатели ¦ ¦ ¦
¦ ¦сигнализаторы ¦ ¦ ¦
¦ 4 ¦Электрооборудование ¦ ¦ ¦
¦ 5 ¦Канаты: ¦ ¦ ¦
¦ ¦грузовой ¦ ¦ ¦
¦ ¦стреловой ¦ ¦ ¦
¦ ¦оттяжки стрелы ¦ ¦ ¦
¦ ¦тележечный ¦ ¦ ¦
¦ 6 ¦Крюковая подвеска ¦ ¦ ¦
¦ 7 ¦Освещение, отопление ¦ ¦ ¦
¦ 8 ¦Крановый путь ¦ ¦ ¦
¦ 9 ¦Противовес, балласт ¦ ¦ ¦
¦10 ¦Заземление ¦ ¦ ¦
¦11 ¦Прочие замечания, выявленные в ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессе работы ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------------------+--------+----------------
Смену принял _________________________________________________
(фамилия, инициалы и подпись крановщика)
Смену сдал ___________________________________________________
(указать состояние крана)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________
(фамилия, инициалы и подпись крановщика)
Результаты осмотра крана:
слесарем ____________________________
электромонтером _____________________
Инженерно - технический работник, ответственный за содержание
грузоподъемных машин в исправном состоянии _______________________
|