ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1993 г. N 5547-1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ
Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановляет:
Утвердить Положение о Государственном комитете Российской
Федерации по статистике.
Председатель
Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.ХАСБУЛАТОВ
Утверждено
постановлением Президиума
Верховного Совета
Российской Федерации
от 23 июля 1993 г. N 5547-1
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ
I. Общие положения
1. Государственный комитет Российской Федерации по статистике
(Госкомстат России) является главным учетно-статистическим
центром страны и относится к центральным федеральным органам
государственного управления. На Госкомстат России возлагаются
задачи создания и обеспечения функционирования системы экономико -
статистической информации, защищенной от проявления местничества и
административного давления, обеспечения на основе научной
методологии объективными и достоверными данными Президента
Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, его
комитетов и комиссий, Совета Министров - Правительства Российской
Федерации, других органов власти и управления Российской
Федерации.
2. Госкомстат России осуществляет руководство общероссийской
статистикой, исходя из отнесения в соответствии с Федеральным
договором официального статистического учета к ведению федеральных
органов государственной власти Российской Федерации.
3. Госкомстат России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации,
решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации,
Верховного Совета Российской Федерации, его Президиума и настоящим
Положением.
4. Госкомстат России работает под руководством Верховного
Совета Российской Федерации, подотчетен Верховному Совету
Российской Федерации, его Президиуму и не зависим от
исполнительно - распорядительных органов государственной власти
Российской Федерации.
5. Госкомстат России, его органы в республиках, входящих в
состав Российской Федерации, краях, областях, автономной области и
автономных округах, районах и городах, подведомственные
предприятия, организации и учреждения составляют единую систему.
II. Задачи Госкомстата России
1. Организация выполнения Государственной программы перехода
Российской Федерации на принятую в международной практике систему
учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной
экономики.
2. Обеспечение устойчивости системы экономико-статистической
информации, гибкости форм и методов сбора данных в условиях
развития рыночных отношений, своевременное реагирование на
развитие событий, процессов и явлений в народном хозяйстве,
социальной жизни страны.
3. Разработка экономико-статистической информации, ее анализ,
составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов и
прогнозов социально-экономических и демографических процессов,
представление в установленные адреса и сроки статистических
данных.
4. Обеспечение широкой гласности статистической информации, ее
открытости и доступности. Систематическое информирование населения
через печать, радио, телевидение о социально-экономическом
развитии Российской Федерации, становлении рыночных отношений,
динамике цен на товары и услуги, жизненном уровне населения, его
занятости.
5. Разработка совместно с министерствами и ведомствами
Российской Федерации и республик, входящих в ее состав, научными
учреждениями, предприятиями и организациями научно обоснованной
статистической методологии, отвечающей международной практике.
Регулярные публикации материалов по методологии исчисления
статистических данных, рассмотрение их альтернативных вариантов.
6. Совершенствование системы статистических показателей с
учетом особенностей развития республик, входящих в состав
Российской Федерации, и региональных проблем, повышение качества и
оперативности статистической информации на базе новейших научно -
технических достижений, современных информационных технологий и
систем, математического аппарата. Техническое переоснащение
статистических органов, широкое применение новых поколений
электронно-вычислительных машин, прогрессивных средств связи и
организационной техники, развитие телекоммуникационного доступа
пользователей к банкам данных, базам знаний, создание при
необходимости научно-исследовательских организаций.
Развитие и применение в государственной статистике и других
сферах управления Российской Федерации Единой системы
классификации и кодирования технико-экономической и социальной
информации (ЕСКК) в увязке с международными стандартами и
классификациями.
III. Функции Госкомстата России
Госкомстат России в соответствии с возложенными на него
задачами:
1. Создает статистическую базу, банки данных на основе
отчетности, переписей, единовременных учетов, выборочных,
монографических и иных обследований на территории Российской
Федерации, а также систему индикаторов для деятельности службы
мониторинга по острым социально-экономическим вопросам.
2. Ведет автоматизированный учет и кодирование предприятий,
организаций и учреждений, расположенных на территории Российской
Федерации, независимо от форм собственности и подлежащих
государственной регистрации.
Обеспечивает функционирование и использование Единого
государственного регистра предприятий и организаций всех форм
собственности и хозяйствования.
3. Обеспечивает хранение и защиту статистической информации,
соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую
конфиденциальность данных. Работники статистических органов несут
предусмотренную законодательством ответственность за разглашение
государственной и коммерческой тайны.
4. Осуществляет единую техническую политику в технологии
сбора, разработки и передачи статистической информации;
поддерживает связи с региональными, отраслевыми информационно -
вычислительными системами.
5. Взаимодействует с ведомственными статистическими службами,
способствует развитию политической, медицинской статистики,
статистики правоохранительных органов и других видов статистики.
6. Решает проблему создания единого информационного
пространства, возможностей для расчета национального дохода и
получения определенной информации от военно-промышленного
комплекса и его деятельности на территории Российской Федерации
для расчета макроэкономических показателей.
7. Осуществляет переход к применению выборочных переписей,
обследований, учетов и опросов взамен сплошных статистических
наблюдений.
8. Совместно с Министерствами финансов Российской Федерации и
другими министерствами и ведомствами проводит работу по переходу
Российской Федерации на систему национальных счетов, использование
соответствующих международных стандартов.
9. Подготавливает месячные, квартальные, годовые доклады о
социально-экономическом положении Российской Федерации, отдельных
субъектов Федерации, отраслей и секторов экономики и другие
аналитические материалы. Квартальные и годовые доклады
направляются каждому народному депутату Российской Федерации.
10. Осуществляет статистическое наблюдение за выполнением
решений Съездов народных депутатов Российской Федерации,
Верховного Совета Российской Федерации, Президента Российской
Федерации, Совета Министров - Правительства Российской Федерации
по экономическим и социальным вопросам. На основе анализа
складывающейся обстановки вносит предложения по устранению
недостатков, повышению эффективности функционирования экономики.
11. Изучает социальные процессы, уровень, качество и стоимость
жизни. Проводит переписи населения, социально-демографические
обследования, опросы, организует статистику семейных бюджетов,
разрабатывает для этого методологию.
12. Ведет статистику внешнеэкономических связей Российской
Федерации, широко использует данные таможенной статистики и
Международную гармонизированную систему описания и кодирования
товаров. Анализирует состояние экспортной базы, совершенствования
форм сотрудничества с зарубежными странами, влияние
внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое
положение отдельных субъектов Федерации. Осуществляет
международные сопоставления основных социально-экономических
показателей Российской Федерации. Финансово-кредитные,
внешнеэкономические и другие государственные органы представляют
Госкомстату России необходимые данные для составления платежного
баланса совместно с Центральным банком России.
13. Обеспечивает публикацию в печати текущих и годовых итогов
социально-экономического развития Российской Федерации. Ежемесячно
помещает в средствах массовой информации обзор
социально-экономического развития территорий, данные об уровне
жизни населения в экономических регионах.
14. Утверждает и вводит в действие государственную
статистическую отчетность и соответствующие инструкции, формы и
программы единовременных учетов, обследований и переписей,
проводимых Госкомстатом России.
15. Организует работу по обеспечению предприятий, объединений,
организаций, учреждений бланками государственной статистической
отчетности, централизованной в органах государственной статистики,
и инструкциями по их заполнению.
16. Способствует устранению "закрытых зон" для статистики,
необоснованной секретности отдельных показателей социального и
экономического развития Российской Федерации, добивается точного
ведения учета и отчетности в негосударственном секторе экономики.
IV. Права Госкомстата России
Госкомстат России имеет право:
1. Подводить и обнародовать итоги функционирования экономики,
социального развития Российской Федерации за соответствующий
период, решать методологические вопросы в области статистики и
учета.
2. Получать государственную отчетность (в том числе
составляющую коммерческую тайну), а также необходимые данные и
материалы по всем учетно-статистическим работам в любой стадии их
разработки и пояснения к представляемой отчетности бесплатно, в
установленных объемах и в предусмотренные сроки от министерств и
ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, районов и городов, в том
числе от финансовых, банковских, таможенных и иных ведомств и
служб, от предприятий, организаций, учреждений, независимо от их
подчиненности и форм собственности, ассоциаций, союзов, концернов
и других юридических лиц, находящихся на территории Российской
Федерации, и от граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность.
3. Издавать постановления и инструкции по вопросам статистики
и учета, обязательные для исполнения всеми министерствами и
ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, районов и городов,
предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их
подчиненности и форм собственности, ассоциациями, концернами,
союзами и другими юридическими лицами, находящимися на территории
Российской Федерации, а также гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность.
4. Осуществлять контроль за выполнением министерствами и
ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округов, краев, областей, районов и городов,
предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от их
подчиненности и форм собственности, ассоциациями, концернами,
союзами, другими юридическими лицами принятых Президентом
Российской Федерации, Верховным Советом Российской Федерации его
Президиумом, Советом Министров - Правительством Российской
Федерации решений по вопросам статистики и учета.
5. Применять в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
ответственности за нарушение порядка представления государственной
статистической отчетности" административные взыскания к
руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и
организаций, независимо от их форм собственности, за
непредставление отчетов и других данных, необходимых для
проведения государственных статистических наблюдений, искажение
отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов.
Обращаться в суд или арбитражный суд с исками и заявлениями, а
также защищать свои охраняемые законом права и интересы в суде или
арбитражном суде.
6. Проверять достоверность отчетности и состояние первичного
учета в министерствах и ведомствах Российской Федерации, органах
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краев, областей, районов и
городов, на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо
от их подчиненности и форм собственности, в ассоциациях,
концернах, союзах и других объединениях.
7. Вносить исправления в государственную отчетность в случае
выявления искажений отчетных данных, обязывать соответствующих
юридических и физических лиц отражать эти исправления в первичном
и бухгалтерском учете, других взаимосвязанных показателях. За
искажение государственной отчетности должностные лица несут
установленную законодательством Российской Федерации материальную,
административную и уголовную ответственность.
8. Заключать в предусмотренном законодательством порядке и в
соответствии с международными правовыми нормами договоры о
сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств и
международными статистическими органами по вопросам
совершенствования методологии и практики статистики в
экономической, демографической, социальной и экологических
областях, использования новых технологий электронной обработки
информации, сотрудничать с ними в решении статистических проблем.
V. Организация деятельности Госкомстата России,
руководство подведомственными организациями
1. Госкомстат России возглавляет Председатель Госкомстата
России, утверждаемый и освобождаемый от должности Президиумом
Верховного Совета Российской Федерации.
В соответствии с постановлением восьмого внеочередного Съезда
народных депутатов от 12 марта 1993 года N 4628-I Председатель
Госкомстата России может входить по должности в состав Совета
Министров - Правительства Российской Федерации при сохранении его
подконтрольности Верховному Совету Российской Федерации.
2. В отсутствие Председателя Госкомстата России заместители
Председателя Госкомстата России принимают участие в заседаниях
Совета Министров - Правительства Российской Федерации и его
Президиума.
3. Председатель Госкомстата России по согласованию с
Президиумом Верховного Совета Российской Федерации назначает и
освобождает от должности заместителей Председателя Госкомстата
России и членов коллегии.
4. Структура центрального аппарата Госкомстата России
утверждается его Председателем в пределах установленных
численности работников и фонда оплаты труда.
5. Председатель Госкомстата России несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Госкомстат России
задач, устанавливает круг полномочий заместителей Председателя и
руководителей структурных подразделений Госкомстата России.
6. В Госкомстате России образуется коллегия в составе
Председателя Госкомстата России (председатель коллегии),
заместителей Председателя по должности, а также других
руководящих работников системы Госкомстата России.
Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением задач,
возложенных на Госкомстат России и его органы, подведомственные
предприятия, организации, учреждения.
Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями и
приказами Госкомстата России.
7. Для совершенствования системы статистических показателей,
программ обследований и учетов, методологий в Госкомстате России
образуется научно-методологический совет, создаются при
необходимости временные творческие коллективы с привлечением
ученых, высококвалифицированных специалистов, вводятся должности
консультантов.
8. Материально-технические ресурсы для выполнения программ
статистических и других работ, для производственного и социального
развития системы Госкомстата России предусматриваются
централизованно Министерством экономики Российской Федерации.
9. На производственное и социальное развитие системы
Госкомстата России выделяются государственные централизованные
капитальные вложения из государственного федерального бюджета
Российской Федерации и соответствующие валютные ассигнования для
приобретения необходимого оборудования, организации изучения
зарубежного опыта в области учета и статистики и для
сотрудничества с соответствующими международными организациями.
10. Госкомстат России вносит в Верховный Совет Российской
Федерации предложения по совершенствованию законодательства в
области статистики и учета, а также осуществляет меры по повышению
эффективности правовой работы в Госкомстате России, его органах, в
подведомственных предприятиях, организациях и учреждениях.
11. Госкомстат России финансируется за счет ассигнований на
содержание органов государственного управления, предусмотренных по
федеральному бюджету Российской Федерации.
12. Госкомстат России ежегодно представляет отчет о своей
деятельности Президиуму Верховного Совета Российской Федерации.
13. Госкомстат России руководит работой комитетов и управлений
статистики, Главного информационно-аналитического центра, Главного
вычислительного центра, Республиканского информационно -
издательского центра, Института статистики и экономических
исследований, Научно-исследовательского и проектно -
технологического института статистической информационной системы,
Межотраслевого института повышения квалификации руководящих
работников и специалистов в области учета и статистики, техникумов
информатики и вычислительной техники и учебных центров. Назначает
и освобождает в установленном порядке их руководителей. На
основании и во исполнение действующего законодательства издает
приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения
статистическими органами, предприятиями, организациями и
учреждениями системы Госкомстата России.
14. Госкомстат России:
устанавливает органам государственной статистики,
предприятиям, организациям, учреждениям, подведомственным
Госкомстату России, сметы расходов, лимиты финансирования работ по
обработке статистической информации, соответствующие экономические
нормативы;
образует финансовый резерв (централизованный фонд) за счет
части фонда производственного и социального развития
подведомственных статистических органов, предприятий, организаций,
учреждений;
осуществляет управление государственным имуществом
статистических органов, предприятий, организаций и учреждений
системы Госкомстата России. Государственное имущество системы
Госкомстата России не подлежит приватизации;
создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке
подведомственные статистические органы, предприятия, организации,
учреждения, а также утверждает положения о них, их уставы;
организует в подведомственных учебных заведениях подготовку и
повышение квалификации работников учета и статистики для народного
хозяйства и системы Госкомстата России.
15. Республиканские (республик в составе Российской
Федерации), автономной области, окружные, краевые, областные
комитеты и управления статистики, Мосгоркомстат, районные и
городские управления и отделы статистики:
руководят статистикой и учетом на соответствующих территориях,
выполняя функции и осуществляя права, предусмотренные настоящим
Положением, применительно к конкретным условиям их деятельности.
Обеспечивают организацию статистики для потребностей руководства
народным хозяйством на республиканском (республик в составе
Российской Федерации), автономной области, автономного округа,
краевом, областном, районном и городском уровнях;
неукоснительно руководствуются принципом независимости
статистики от давления органов государственной власти и
местнического влияния, а также научными подходами и
профессиональной этикой в оценке ситуации, опровергают ошибочную
интерпретацию официальных данных государственной статистики;
могут вводить в установленном порядке необходимую
дополнительную отчетность при условии оплаты работ, связанных с
организацией этой отчетности, из средств соответствующих бюджетов;
являются юридическими лицами, имеют печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, выступают в суде и арбитражном суде.
Положение о республиканском (республики в составе Российской
Федерации), об автономной области, окружном комитете (управлении)
по статистике утверждается Госкомстатом России по согласованию с
руководящими органами республики, автономной области, автономного
округа.
Положение о краевом, областном комитете (управлении) по
статистике утверждается Госкомстатом России.
Финансирование этих органов осуществляется за счет
ассигнований на содержание органов государственного управления,
предусмотренных по федеральному бюджету Российской Федерации.
16. Главный информационно-аналитический центр, Главный
вычислительный центр и Республиканский информационно -
издательский центр действуют в соответствии с Законом РСФСР "О
предприятиях и предпринимательской деятельности", другими
законодательными и нормативными актами Российской Федерации и
уставами, утверждаемыми Госкомстатом России.
17. Статистическая информация, собираемая и разрабатываемая
органами государственной статистики, является собственностью
Российской Федерации.
Госкомстату России, его органам предоставляется исключительное
право на издание и распространение этой статистической информации
на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках.
18. Госкомстат Российской Федерации, его органы,
подведомственные предприятия, организации и учреждения активно
развивают информационно-вычислительные и аналитические услуги на
коммерческой основе в соответствии с хозяйственными договорами,
соглашениями или разовыми запросами. На этих же условиях
статистической информацией, необходимой для проведения научных
исследований и подготовки кадров, обеспечиваются научные, учебные
учреждения. Предоставление экономико-статистической информации
пользователям сверх минимума, определяемого планом статистических
работ, также осуществляется на коммерческой основе.
План статистических работ утверждается Госкомстатом России по
согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации.
Дополнительные статистические и аналитические работы по
заказам Совета Министров - Правительства Российской Федерации,
органов государственной власти и управления республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов,
краев, областей, районов и городов финансируются за счет средств
соответствующих бюджетов.
19. Органам государственной статистики исходить из того, что
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23
октября 1992 года N 3708-I рекомендовано правительствам республик
в составе Российской Федерации, органам государственного
управления автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации
районов, городов, районов в городах, поселков и сельских
населенных пунктов включить органы государственной статистики в
перечень организаций, для которых предусматриваются льготы по
оплате услуг, в том числе за связь, электроэнергию, водо- и
теплоснабжение, аренду помещения.
20. Районным (городским) управлениям и отделам статистики
выделяются местными органами исполнительной власти благоустроенные
помещения.
21. Государственный комитет Российской Федерации по статистике
является юридическим лицом, имеет печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием.
------------------------- |