КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА НАРКОТИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принята постановлением
Верховного Совета Российской
Федерации 22 июля 1993 г. N 5494-1
Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный
оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и
самым серьезным образом сказываются на социально-психологической
атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и
правопорядок.
Общий прогноз ситуации с наркотиками в течение ближайших лет
для Российской Федерации так же неблагоприятен и усугубляется
происходящими негативными процессами в социально-политической и
экономической сфере. в настоящее время в России отмечается
прогрессирующий рост незаконного распространения наркотических
средств и увеличение больных наркоманией. За последние 10 лет
количество выявленных преступлений, связанных с наркотиками,
увеличилось в три раза. Объем изъятых наркотических средств возрос
в 30 раз и составил в 1991 году более 20 тонн. Свыше трети
наркотиков, находящихся в незаконном обороте в России, поступает
извне. Усиливается внимание к нашей стране и со стороны
международного наркобизнеса, что определяется особенностями ее
геополитического положения, несовершенством действующего
законодательства, значительными сложностями в организации
таможенного и пограничного контроля.
В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по
контролю за наркотиками может привести к тому, что их незаконное
распространение превратится в широкомасштабную угрозу для
государственной безопасности, здоровья и благополучия народов
России.
Мероприятия по контролю за наркотиками в Российской Федерации
должны осуществляться на основе единой государственной политики,
главной целью которой в течение ближайших лет должно стать
предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков,
а в более отдаленной перспективе - их снижение.
Государственная политика по контролю за наркотиками должна
обеспечивать баланс мер, направленных на предупреждение и
пресечение незаконного предложения наркотических средств и
уменьшение спроса на них, и строиться по следующим главным
направлениям: совершенствование порядка регулирования законного
оборота наркотических средств; борьба с их незаконным оборотом;
предупреждение незаконного потребления этих средств; лечение и
социальная реабилитация больных наркоманией.
Осуществление контроля за наркотиками должно учитывать
возможности макросоциального регулирования сложных психосоциальных
явлений, к которым относится распространение наркотиков, и
опираться на постоянную оценку изменений ситуации, научный анализ
данной проблемы, быть реалистичным, последовательным, обладать
достаточной гибкостью и реализовываться в соответствии с системой
приоритетов, основанных на конкретных социально-экономических
условиях.
Первоочередными в течение ближайшего периода следует считать
задачи по совершенствованию и правовому обеспечению деятельности
по контролю за оборотом наркотиков, созданию межведомственной
системы оперативного сбора и анализа информации об их
распространении, широкому внедрению объективных методов
идентификации наркотических средств, совершенствованию медицинских
и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных
потребителей, а также выделению групп населения с повышенным
риском незаконного потребления наркотиков и дифференцированному
проведению в отношении них предупредительных мероприятий.
Серьезное внимание должно быть также уделено организации
действенного таможенного и пограничного контроля, пресечению ввоза
в Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков.
Необходимо обеспечить соблюдение технологических и контрольных
требований при производстве, проведении целенаправленных
мероприятий по выявлению подпольного изготовления наркотических
средств, в том числе для предотвращения их поступления в
незаконный оборот из медицинских учреждений.
Приоритетной задачей следует также считать разработку,
корректировку и координацию выполнения Комплексной государственной
программы по контролю за наркотиками. Программа должна обеспечить
практическое осуществление государственной политики в этой сфере
по основным направлениям с учетом их зависимости от конкретных
социально-экономических условий и региональной специфики.
В среднесрочной и долговременной перспективе при формировании
государственной политики по контролю за наркотиками следует
использовать результаты фундаментальных научных исследований и
международного сотрудничества в данной области. С их учетом
целесообразно совершенствовать существующую законодательную базу.
Важно шире использовать экономические и финансовые рычаги,
тщательно учитывая при этом региональные различия.
Государственная политика по контролю за наркотиками должна
быть нацеленной на комплексную профилактику их распространения и
проводиться в неразрывной связи с деятельностью по сохранению
психического здоровья нации при соблюдении принципов
сбалансированного применения воспитательных и принудительных мер,
скоординированного проведения просветительных, лечебно-
реабилитационных и правоохранительных мероприятий.
Цель настоящего документа - установить концептуальные основы
государственной политики по контролю за наркотиками, в первую
очередь в ее организационных и законодательных аспектах, а также в
плане выработки единой скоординированной межведомственной
программы.
Совершенствование порядка регулирования законного
оборота наркотических средств
С учетом складывающейся в настоящее время в Российской
Федерации ситуации в целях предупреждения распространения
медицинского применения наркотиков и технологий их приготовления
первостепенное значение приобретает строгое соблюдение
законодательных, административных и контрольно-технологических
требований, регламентирующих производство, хранение,
транспортировку и медицинское использование лекарственных средств
и препаратов, содержащих наркотические средства.
Для достижения этих целей целесообразно усилить
государственный контроль за производством и продажей специальных
химикатов и оборудования, используемых для производства
наркотических средств и находящихся под международным контролем.
Необходима также система рационального использования
медикаментов, содержащих наркотические средства, и контроль за их
использованием со стороны уполномоченных на то государственных
органов.
Следует разработать эффективную систему контроля за
выращиванием наркотикосодержащих растений сельскохозяйственными
предприятиями и организациями, не допускающую утечки
наркотикосодержащего сырья.
Результатом осуществления этих мероприятий должно стать
сбалансирование спроса и предложения наркотических средств для
использования в законных целях и предотвращение их распространения
по незаконным каналам.
Борьба с незаконным оборотом наркотических средств
Борьба с незаконным оборотом наркотических средств является
важным фактором сдерживания их распространения и незаконного
потребления. Деятельность в указанном направлении должна
предусматривать проведение оперативно-розыскных, таможенных,
судебно-административных и финансово-ревизионных мероприятий, в
том числе:
укрепление подразделений, занятых непосредственно борьбой с
преступностью в сфере незаконного производства и оборота
наркотиков, хорошо подготовленными кадрами, оснащение их
современными приборами и методами обнаружения наркотических
средств для их количественного и качественного анализа;
осуществление программ в области обнаружения и ликвидации
дикорастущих наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов
с использованием современных научно-технических средств;
выявление и пресечение преступной деятельности отдельных лиц и
организаций, занимающихся незаконным производством, хранением,
транспортировкой, сбытом наркотических средств, "отмыванием"
наркоденег, пресечение срастания структур наркобизнеса с
террористическими и другими преступными группировками;
сотрудничество с зарубежными и международными
правоохранительными органами и организациями, занимающимися
борьбой с наркобизнесом, а также его правовое обеспечение.
Предупреждение незаконного потребления наркотических
средств
Данное направление должно стать одним из приоритетных в
политике государства по контролю за наркотическими средствами. При
этом следует отдавать предпочтение методам косвенного и
опосредованного воздействия на потенциальных потребителей
наркотиков, добиваться постепенного изменения социально-культурных
стереотипов. Важнейшее место в этом разделе Программы должны
занимать мероприятия, направленные на сохранение психического
здоровья нации и профилактику психосоциального стресса.
В этих целях следует:
в кратчайшие сроки создать межведомственную информационно-
аналитическую службу, обеспечивающую оперативный сбор по единой
научно обоснованной методике достоверной информации о масштабах
незаконного распространения наркотических средств;
провести необходимый анализ и представить соответствующим
ведомствам предложения и рекомендации по определению групп
населения с повышенным риском незаконного потребления
наркотических средств; дать медико-юридическое обоснование и
провести комплекс мероприятий по раннему выявлению незаконных
потребителей наркотиков;
организовать подготовку специалистов из числа педагогов,
работников медицинских, социальных и правоохранительных служб для
выполнения профилактической работы с группами повышенного риска,
разработать адекватные организационные формы их привлечения к этой
деятельности с учетом материальной заинтересованности;
разработать научно обоснованные рекомендации по составлению
наркологических просветительных программ для средств массовой
информации как местного, так и федерального уровня, сформировать
стратегию сотрудничества со средствами массовой информации по
вопросам антинаркотической пропаганды, организовать
систематический анализ эффективности соответствующих программ и
выступлений;
обобщить накопленный в нашей стране и за рубежом опыт
школьного и внешкольного психопрофилактического воспитания, а
также работы с семьями, осуществлять поэтапное формирование и
реализацию соответствующих научно обоснованных программ;
на федеральном и региональном уровнях разработать и
последовательно осуществлять мероприятия по административному и
финансовому содействию психопрофилактической работе с населением,
поддержке некоммерческих организаций и групп самопомощи,
занимающихся пропагандой здорового образа жизни.
Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией
и мероприятия с лицами, злоупотребляющими
наркотическими средствами
Осуществление системы лечебных и восстановительных мероприятий
в отношении больных наркоманией, лиц, злоупотребляющих
наркотиками, выделяется как важное самостоятельное направление
государственной политики, для реализации которой необходимо:
совершенствовать стратегию организации и развития
наркологической службы в новых условиях с учетом подхода к
наркомании и токсикомании как социально опасным заболеваниям;
улучшить организацию и оснащение наркологической службы в местах
лишения свободы;
рекомендовать Правительству Российской Федерации и местным
органам исполнительной власти обеспечить целевое финансирование и
материально-техническое снабжение сети наркологических учреждений
для обеспечения соответствующих стандартов качества исходя из
научного анализа эффективности существующих лечебных и
реабилитационных подходов;
рекомендовать Министерству здравоохранения Российской
федерации, Российской академии наук, Российской академии
медицинских наук подготовить предложения по укреплению кадровой,
финансовой и материально-технической базы исследований, проводимых
в области наркологии, психического здоровья и смежных областей,
обеспечению их многостороннего характера и координации;
образовать государственный фонд социальной поддержки и
реабилитации наркоманов, обеспечить поддержку благотворительной
деятельности в пользу такого фонда;
обеспечить высокое качество профессиональной подготовки и
повышения квалификации персонала лечебно-реабилитационных служб, в
том числе психиатров-наркологов, психологов, социальных
работников;
создать организационные предпосылки для психопрофилактической
работы с семьями и родственниками больных наркоманией, привлечения
их к участию в реабилитационной работе с наркоманами;
обеспечить разработку и производство новых лекарственных
препаратов для лечения наркомании, в первую очередь препаратов
направленного действия;
организовать производство либо целевые закупки за рубежом
необходимого современного медицинского оборудования для
наркологических учреждений, включая лабораторное оборудование для
анализа биологических сред организма на содержание наркотиков.
Законодательное обеспечение и международное
сотрудничество
Государственная политика по контролю за наркотиками должна
опираться на законодательство, закрепляющее порядок законного
оборота наркотических средств, устанавливающее ответственность за
правонарушения, связанные с незаконным распространением
наркотиков, полномочия государственных органов по этим вопросам, а
также регламентирующее лечение больных наркоманией и социальную
реабилитацию наркоманов.
В отношении наркотиков, используемых в медицинских, научных и
иных законных целях, прежде всего должен совершенствоваться
порядок их законного оборота и ответственность лиц, его
нарушающих.
Следует пересмотреть действующее административное и уголовное
законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с
наркотиками, с целью более глубокой дифференциации ответственности
виновных в этом лиц, с сохранением строгих мер наказания за
наиболее опасные деяния и введением лечения как замены наказания
для лиц, совершающих малозначительные деяния.
Необходима правовая база, устанавливающая ответственность за
использование банковских, коммерческих и других структур для
"отмывания" капиталов, нажитых с помощью наркобизнеса, дающая
возможность правоохранительным органам эффективно выполнять свои
задачи. Принципиально по-новому должны быть решены вопросы
обязательного лечения наркоманов, совершивших административные
правонарушения и уголовно наказуемые деяния. Нуждается в
законодательном регулировании порядок принудительного лечения и
социальной реабилитации наркоманов.
В законодательстве также должны найти отражение нормы,
создающие правовые основы для международного сотрудничества в
области контроля за наркотиками, регулирующие, в частности,
проведение совместно с соответствующими службами иностранных
государств мероприятий на территории нашей страны и других стран,
в том числе "контролируемых поставок", принятие совместно с этими
государствами мер против "отмывания" денег.
Важнейшим элементом реализации государственной политики по
контролю за наркотиками является участие Российской Федерации в
международном сотрудничестве. В этих условиях исключительное
значение приобретает сохранение и развитие деловых связей и
многостороннего сотрудничества между правоохранительными органами
и соответствующими службами иностранных государств, равно как и
между другими ведомствами, имеющими отношение к производству,
хранению, транспортировке и сбыту наркотических средств
медицинского и научного назначения. Особого внимания требует
развитие сотрудничества с государствами ближнего зарубежья.
Организационное обеспечение
Государственная политика по контролю за наркотиками должна
обеспечиваться соответствующими организационными мероприятиями.
Главным недостатком в деятельности государственных органов,
осуществляющих практический контроль за наркотиками, является их
ведомственная разобщенность, отсутствие системности и взаимосвязи
в их функционировании. Преодолеть это можно, создав единый центр
координации и руководства, сбора и анализа информации, разработки
единой стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга
ситуации - соответствующий Комитет при Президенте (Правительстве)
Российской Федерации.
Его основными функциями должны стать: создание единого банка
данных по рассматриваемой проблеме, анализ этих данных, подготовка
предложений по коррекции проводимой политики; финансирование
специальных федеральных и региональных программ; координация
деятельности министерств и ведомств, в задачи которых входит
контроль за наркотиками; подготовка законопроектов по вопросам
контроля за наркотиками; разработка и контроль за осуществлением,
а также тактическая коррекция Комплексной государственной
программы по контролю за наркотиками; методическая поддержка,
экспертная оценка, координирование и финансирование региональных
программ по контролю за наркотиками; разработка и финансирование
специальных федеральных программ.
При Комитете может быть создан специальный фонд, средства
которого использовались бы на цели осуществления государственной
политики и Программы. Активы фонда могли бы состоять из целевых
бюджетных ассигнований, денежных средств, конфискованных у
осужденных за преступления, связанные с наркотиками, добровольных
пожертвований и средств других источников.
Создание Комитета не должно означать автоматического
упразднения существующих в настоящее время ведомственных структур.
Вместе с тем целесообразно провести серьезную реорганизацию их
работы, четко определить сферы их компетенции и усилить
координацию деятельности. Руководство со стороны Комитета
ведомственными структурами должно осуществляться как по
административным каналам, так и через целевые ассигнования в
соответствии с Комплексной государственной программой по контролю
за наркотиками.
Скорейшая реализация предложенных приоритетных мер
государственной политики по контролю за наркотиками в Российской
Федерации будет способствовать защите всего общества от бедствий,
которые могут причинить ему злоупотребление наркотиками и их
незаконный оборот.
*. Принята постановлением Верховного Совета Российской
Федерации 22 июля 1993 г., N 5494-1.
|