ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 6 июля 1993 г. N С-13/ОСЗ-214
"В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА "О ЗЕРНЕ"
Верховным Советом Российской Федерации 14 мая 1993 г.
принят Закон Российской Федерации N 4973-1 "О зерне", введенный в
действие со дня опубликования (опубликован в Российской газете"
от 29.05.93 N 102).
1. Закон направлен на полное удовлетворение потребностей
Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном
зерне за счет собственного производства на основе максимального
сочетания интересов производителей зерна и государства. Зерно
является национальным достоянием Российской Федерации, одним из
основных факторов устойчивости ее экономики. Государство
поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной
инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.
2. На основании статьи 4 Закона государство гарантирует
производителям зерна закупку всего предъявленного к реализации
зерна и продуктов его переработки, при этом особо выделяется и
сохраняется экологически чистое зерно для производства продуктов
детского питания.
3. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в
продовольственном, фуражном и семенном зерне Законом
предусмотрено создание федерального фонда зерна и региональных
фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей.
4. В целях организации работы по закупке и поставке зерна в
федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет
государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого
устанавливаются специальными положениями.
Государственный заказчик может на конкурсной основе
передавать органам исполнительной власти, предприятиям,
учреждениям и организациям, выполнение части своих функций по
формированию и размещению заказов на закупку и поставку зерна в
федеральный фонд с выдачей им государственных лицензий.
Государственный заказчик несет ответственность за
обеспечение объемов федерального фонда зерна.
5. Для закупки и поставки зерна в региональные фонды зерна
органами исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей определяются региональные заказчики, наделенные правом
передавать на конкурсной основе часть своих полномочий
предприятиям, учреждениям и организациям с выдачей им лицензий.
6. В соответствии со статьей 3 Закона производители зерна
реализуют его по договорным ценам государственным и региональным
заказчикам, а также на рынке зерна.
7. Производители зерна заключают контракты с
государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или
продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды
зерна.
8. Правительство Российской Федерации, органы
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краев, областей
гарантируют производителям зерна авансовую оплату в размере не
менее 40 процентов стоимости законтрактованного объема поставок
зерна и семян по нижнему гарантированному уровню закупочных цен.
В целях предоставления дополнительных кредитов
производителям зерна государство организует и поддерживает
систему залога зерна. Залог зерна осуществляется в соответствии с
Законом Российской Федерации "О залоге". Производители зерна
участвуют в залоговых операциях на добровольной основе.
9. Правительство Российской Федерации, органы
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,
автономной области, автономных округов, краев, областей могут
устанавливать дополнительные меры по материально-ресурсному
стимулированию производителей зерна к продаже его в
соответствующие фонды.
10. В случае невыполнения контракта в установленный срок,
по объемам поставок зерна либо по оговоренным обязательствам (за
исключением случаев стихийных бедствий) виновная сторона
уплачивает пострадавшей неустойку в размере 50 процентов от
стоимости недопоставленной продукции либо от стоимости
оговоренных контрактом обязательств.
При невыполнении обязательств по контракту, кроме уплаты
неустойки, пострадавшей стороне возмещаются убытки в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
11. Глава IV Закона содержит нормы, регулирующие рынок
зерна.
Государство содействует становлению и развитию рынка зерна,
осуществляет регулирование отношений в торгово-закупочных
операциях с зерном.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной
власти республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей устанавливают
порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок,
хранения, переработки зерна и торговли зерном.
Лицензии на осуществление торгово-закупочных операций с
зерном выдаются на основе заранее определенных, а также возможных
дополнительных условий, способствующих развитию торговли и
производства зерна.
Лицензия не может быть выдана до тех пор, пока обратившееся
за ней лицо не докажет финансовую и производственную возможность
обеспечить выполнение заранее определенных и дополнительно
устанавливаемых условий.
Каждый лицензиат до начала сельскохозяйственного года
согласовывает в установленном Правительством Российской Федерации
порядке максимальные размеры оплаты за предоставляемые услуги,
связанные с приемкой, хранением и переработкой зерна.
12. Арбитражным судам следует иметь в виду, что споры о
понуждении поставщиков заключить контракт с государственным
заказчиком на закупку зерна не подлежат рассмотрению в
арбитражных судах.
Возникшие при заключении государственного контракта
разногласия по отдельным условиям контракта о принятии заказа на
поставку зерна подлежат рассмотрению арбитражными судами в
соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Председатель Высшего арбитражного суда
Российской Федерации В.Ф.Яковлев
|