МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 1993 г. N 112-М
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА
Завершен I этап процесса информатизации образования: курс
информатики включен в базисный учебный план в качестве
обязательного предмета для изучения в старших классах
общеобразовательных учреждений. Курс обеспечен учебными
программами, пособиями для обучающихся, методическими
рекомендациями для учителей, изданными отдельными пособиями, в
виде журнальных публикаций, а также в качестве сопровождения к
программному обеспечению для компьютеров отечественного и
импортного образцов.
Процесс информатизации образования вступает в новую фазу, а
именно:
широко ведется преподавание курса информатики в 8 - 9 классах
общеобразовательных учреждений;
профильный курс углубленного изучения информатики ведется в 10
- 11 классах;
пропедевтический курс информатики апробируется в младших
классах отдельных общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи
и т.п.);
новые технологии обучения, основанные на использовании
компьютеров, внедряются в преподавание других предметов;
информационные технологии, основанные на использовании баз
данных и компьютерных локальных и телекоммуникационных сетей,
внедряются в систему управления учреждениями образования.
Достижение вышеуказанных целей требует сохранения и
привлечения высококвалифицированных кадров учителей информатики,
менеджеров в области информатизации образования и специалистов по
обслуживанию вычислительной техники.
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Для обеспечения квалифицированного преподавания информатики
учитель (преподаватель) информатики:
1. Составляет учебно - тематические планы по курсу информатики
для различных параллелей с учетом профиля образовательного
учреждения, количества учебных часов, предусмотренных учебными
планами и программами, имеющейся техники на основе рекомендованных
учебников и методических разработок.
2. Устанавливает и адаптирует необходимые для работы
компьютеров и локальной сети дисплейного класса системные
программные средства.
3. Подбирает и тиражирует необходимые учебные программные и
печатные материалы для проведения уроков информатики.
4. Изучает, систематизирует и использует в учебном процессе
программные средства, поддерживающие курс информатики.
5. Отвечает за сохранность оборудования и программных средств
во время учебного процесса.
6. Обеспечивает соблюдение правил безопасной работы и
санитарно - гигиенических требований во время учебных занятий.
Раздел II. АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
И ОПЛАТА ИХ ТРУДА
Уровень квалификации учителя информатики имеет свою специфику
и определяется в соответствии со следующими основными критериями:
знание принципов функционирования основных устройств
компьютера;
умения и навыки пользователя, необходимые для работы в
дисплейном классе;
знание языка программирования;
знание операционной системы; знание программ по информатике и
различных учебников;
умение выбрать (подобрать) определенную методику для
конкретного класса (группы), темы, типа вычислительной техники;
умение разработать собственную программу и методику
преподавания информатики.
Для оценки уровня квалификации учителя информатики
целесообразно создавать при институтах повышения квалификации
работников образования (институтах усовершенствования учителей)
или учебно - методических кабинетах экспертные комиссии с
привлечением специалистов в области информатики (ученых,
методистов, опытных преподавателей).
Рассматривая вопросы об установлении разрядов оплаты труда по
ЕТС учителям информатики с учетом стажа педагогической работы,
необходимо иметь в виду следующее:
1. В стаж педагогической работы учителям информатики
включается время работы на предприятиях, в учреждениях и
организациях и время службы в Вооруженных Силах по специальности,
соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины
(подпункт "е" пункта 5 приложения 6 к Инструкции о порядке
исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной
Приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94, в редакции Приказа
Гособразования СССР от 08.06.90 N 400).
2. При внеочередной аттестации установление разрядов оплаты
труда по ЕТС с 12 по 14 осуществляется в соответствии с п. 14
Положения о порядке проведения внеочередной аттестации работников
учреждений и организаций образования, утвержденного Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 г.
N 406.
3. При очередной аттестации на присвоение квалификационных
категорий рекомендуем определять соответствие учителей информатики
требованиям тарифно - квалификационных характеристик с учетом
следующих особенностей:
3.1. На II квалификационную категорию могут претендовать
учителя, отвечающие общим требованиям, предъявляемым к учителям
информатики, и прошедшие курс обучения базовой подготовки учителей
информатики, умеющие разрабатывать собственную оригинальную
методику и использовать ее в процессе обучения в школе; стаж
работы в должности учителя информатики должен составлять не менее
1 года.
3.2. На I квалификационную категорию могут претендовать
учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям
информатики II квалификационной категории, а также использующие
собственную оригинальную методику в процессе обучения, которая
рекомендована методическими службами другим учителям к
использованию в работе; стаж работы в должности учителя
информатики должен составлять не менее 2-х лет.
3.3. На высшую квалификационную категорию могут претендовать
учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям
информатики II и I квалификационных категорий, имеющие собственные
методические разработки (пособия, программы и т.п.), положительно
оцененные методическими службами и опубликованные в специальных
научно - методических педагогических изданиях; стаж работы в
должности учителя информатики должен составлять не менее 4-х лет.
Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Для обеспечения учебного процесса необходимо поддержание
дисплейных классов в работоспособном состоянии. Для этого
необходимы следующие виды обслуживания:
техническое;
эксплуатационное;
информационное.
Эксплуатационное и информационное обслуживание, как правило,
выполняют учителя информатики, на которых приказом по учреждению
возлагаются обязанности по заведованию кабинетом вычислительной
техники, к которым относятся:
ответственность за сохранность оборудования в дисплейном
классе;
осуществление профилактического обслуживания компьютеров и
проверка технического состояния путем тестирования;
регулярное проведение мероприятий по антивирусной защите
программных средств;
устранение простейших неисправностей оборудования путем
перестановки и перекоммутации отдельных блоков;
осуществление контроля за своевременным и качественным
ремонтом техники организацией, с которой учреждение заключило
договор о техническом обслуживании;
выявление потребности учреждений образования в программных и
методических средствах;
изучение, систематизация и внедрение поступающего программного
обеспечения, ведение базы данных по программному обеспечению;
организация работы с дисками (форматирование, копирование,
профилактика, архивирование, тиражирование);
ознакомление педагогического коллектива с программными и
методическими материалами;
планирование и организация работы по дооборудованию и
оснащению дисплейного класса;
планирование загрузки дисплейного класса; осуществление
контроля за соблюдением правил безопасной работы и санитарно -
гигиенических норм в дисплейном классе.
При возложении на работника дополнительных обязанностей
указывается размер доплаты, который определяется учреждением
образования самостоятельно в пределах выделенных средств (см.
письмо Министерства образования Российской Федерации от 09.04.93
N 67-М "О порядке установления доплат и надбавок работникам
учреждений образования").
В учреждениях, где объем работы по эксплуатационному
обслуживанию вычислительной техники в образовательном учреждении
значительно превышает обязанности, выполняемые учителем, на
которого возложена работа по заведованию кабинетом, может быть
введена должность лаборанта, техника или инженера. Конкретные
наименования должностей работников и их количество обуславливается
числом компьютерных классов, количеством занимающихся в них
обучающихся, уровнем их подготовки, наличием необходимых средств и
т.д. При наличии вакансии по должности лаборанта, техника или
инженера и возложении их обязанностей по эксплуатационному и
информационному обслуживанию дисплейного класса на учителя
информатики ему также может устанавливаться доплата в порядке и на
условиях, предусмотренных при совмещении должностей, размер
которой определяется учреждением образования.
В целях планирования и организации комплексной информатизации
управления образовательным процессом при наличии не менее двух
дисплейных классов целесообразно возложение на одного из
заместителей руководителя общеобразовательного учреждения
обязанностей по внедрению новых информационных технологий, к
которым относятся:
планирование и организация работы по использованию
компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;
организация обучения педагогического коллектива использованию
компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;
оказание методической помощи учителям в создании компьютерных
программно - методических материалов с использованием
инструментальных программных средств;
организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов
и т.п.;
планирование и организация использования компьютерной техники
в управлении и делопроизводстве;
обеспечение возможности проведения совместных творческих
разработок учителей и обучающихся в области информационных
технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого
использования;
планирование закупки нового оборудования и программно -
методических комплексов.
Настоящие рекомендации могут использоваться и при организации
обучения информатике, аттестации и оплате труда преподавателей
информатики в учреждениях начального и среднего профессионального
образования.
Первый заместитель Министра
В.А.БОЛОТОВ
|