ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 июня 1993 г. N 241
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с решением коллегии ГТК России от 20.03.93 N 3
"О мерах по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и
проступками в системе таможенных органов Российской Федерации"
контрольно-ревизионная работа в системе Государственного
таможенного комитета Российской Федерации призвана оказывать
повседневное влияние на укрепление финансовой, бюджетно-сметной,
кассовой, платежно-расчетной и штатной дисциплины, предупреждение
бесхозяйственности и обеспечение полной сохранности федеральной
собственности России, вверенных таможенной службе денежных средств
и государственного имущества.
Учитывая, что усиление финансового контроля является
неотъемлемой частью совершенствования управления в условиях
рыночной экономики, и в целях дальнейшего улучшения
внутриведомственного контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью таможенных органов Российской Федерации, повышения
ее эффективности, приказываю:
1. Организовать с 01.07.93 во всех региональных таможенных
управлениях в обязательном порядке контрольно-ревизионные отделы,
подчинив их непосредственно руководителям этих управлений.
2. Возложить на начальников контрольно-ревизионных отделов
персональную ответственность за организацию и проведение
контрольно-ревизионной работы и функционирование созданных
отделов.
3. Утвердить Положение о контроле за финансово-хозяйственной
деятельностью таможенных органов Российской Федерации и план
проведения ревизий таможенных органов (приложения 1, 2) <*>.
--------------------------------
<*> Приложение N 2 не приводится.
4. Финансовому управлению (А.Д. Листопад) выделить с 01.07.93
региональным таможенным управлениям дополнительную штатную
численность согласно приложению 3 <*> и внести в сметы их расходов
соответствующие изменения по вновь вводимой штатной численности
работников контрольно-ревизионных подразделений.
--------------------------------
<*> Не приводится.
5. Начальникам региональных таможенных управлений:
- обеспечить неукоснительное соблюдение и правильное
применение требований Положения о контроле за
финансово-хозяйственной деятельностью таможенных органов
Российской Федерации;
- в июле - августе сего года рассмотреть вопрос о состоянии
внутрихозяйственного контроля, устранить недостатки в этом деле и
незамедлительно принять меры по повышению эффективности и
действенности проводимых ревизий и проверок, а также по усилению
координации осуществления этого контроля;
- обеспечить качественное проведение ревизий и проверок
финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов на
территории подведомственного региона. Своевременно рассматривать
материалы ревизий и проверок, принимать необходимые меры по
каждому факту злоупотреблений, хищений, бесхозяйственности и
других нарушений государственной дисциплины;
- принять дополнительные меры по повышению роли и значения
бухгалтерского учета в осуществлении контроля за финансово -
хозяйственной деятельностью, правильным и экономным использованием
материальных ценностей и денежных средств, за соблюдением штатной,
кассовой и финансово-бюджетной дисциплины;
- в 2-месячный срок обеспечить подбор и назначение на вновь
введенные должности согласно п. 4 настоящего Приказа специалистов,
имеющих соответствующее образование, квалификацию, подготовку и
практический опыт работы.
Письменный доклад о выполнении п. 5 настоящего Приказа
представить в ГТК России до 01.09.93.
6. Региональным таможенным управлениям обращать большее
внимание при проведении ревизий, проверок и обследований таможен
на соблюдение действующих указаний по учету товарно-материальных
ценностей, труда и заработной платы, выполненных работ и услуг,
смет расходов, использованию и учету депозитных средств и
транспорта, установленных норм расхода сырья, материалов, топлива,
электроэнергии; обеспечение сохранности денежных средств и
материальных ценностей, предотвращение хищений, бесхозяйственности
и расточительства, принятие мер к предупреждению таких явлений.
7. Управлению кадров и учебных заведений (Н.А. Лютов),
Институту повышения квалификации и переподготовки работников
таможенных учреждений (Н.М. Блинов) оказать помощь начальникам
региональных таможенных управлений во II полугодии 1993 года в
повышении квалификации специалистов контрольно-ревизионных служб.
8. Управлению делами (Ю.Г. Дерновский) обеспечить в срок до
01.07.93 рассылку и доставку настоящего Приказа в региональные
таможенные управления.
9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
начальника Финансового управления ГТК России А.Д. Листопада.
Первый заместитель
Председателя ГТК России
В.Ф.КРУГЛИКОВ
Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 17 июня 1993 г. N 241
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНТРОЛЕ ЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Основными задачами комплексных ревизий являются
осуществление контроля за правильным и экономным использованием
материальных и финансовых ресурсов, соблюдением финансовой,
бюджетно-сметной, кассовой, платежно-расчетной и штатной
дисциплины и законности совершаемых операций, правильным и
достоверным ведением бухгалтерского учета и отчетности,
финансовых, кредитных и расчетных операций, сохранностью денежных
средств и государственного имущества, в том числе конфискатов, а
также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности,
расточительства и всякого рода нарушений, упущений и излишеств.
2. Организация и осуществление контроля за финансово -
хозяйственной деятельностью таможенных органов на территории
подведомственного региона, правильность проведения ревизий и
проверок, достоверность результатов и эффективность принимаемых
мер на этом участке работы возлагается на соответствующие
региональные таможенные управления.
3. Контрольно-ревизионные отделы региональных таможенных
учреждений (КРО РТУ) проводят комплексные ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов, а также
находящихся в их оперативном подчинении учреждений, организаций и
предприятий на основании утвержденных годовых планов не реже
одного раза в два года. При этом на одного работника
контрольно-ревизионного аппарата планируется на год проведение
трех комплексных ревизий и двух - трех контрольных проверок по
устранению недостатков в финансово-хозяйственной деятельности
таможенных органов.
Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого
таможенного органа, следующий за тем периодом, который был
обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором
проводится данная ревизия. При необходимости или при наличии
постановления компетентных органов ревизия проводится за более
длительный период и по определенному заданию. Сроки проведения
ревизий и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и
особенностей выполнения задания.
В комплексных ревизиях участвуют работники заинтересованных
отделов и подразделений соответствующего регионального таможенного
управления, а также, по согласованию с ГТК России, работники
соответствующих служб ГТК России.
4. Сроки проведения ревизий и проверок в соответствии с
действующим порядком должны устанавливаться в пределах 40 дней. В
отдельных случаях с разрешения руководителя, назначившего ревизию,
этот срок может быть увеличен.
Основанием для увеличения сроков может быть только
необходимость дополнительной проверки финансовых и хозяйственных
операций, определения полного размера ущерба или злоупотреблений.
5. При проведении ревизий, проверок и обследований таможенных
органов контрольно-ревизионные отделы региональных таможенных
управлений проверяют:
- выполнение предложений по устранению недостатков и
нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к
ответственности виновных лиц, отмеченных предыдущей ревизией;
- соблюдение финансовой, бюджетно-сметной, штатной и кассовой
дисциплины со стороны должностных лиц;
- содержание хозяйственных операций по данным первичных
документов для установления их законности, целесообразности и
достоверности;
- соблюдение порядка учета денежных средств,
товарно-материальных ценностей, выполненных работ и услуг,
депозитных средств и транспорта, основных фондов (средств),
малоценного инвентаря и других материальных ценностей;
- сохранность денежных средств и соответствие фактического их
наличия данным бухгалтерского учета; достоверность, законность и
целесообразность операций по расчетным, текущим и депозитным
счетам в банке, а также по чекам из лимитированных и
нелимитированных чековых книжек;
- состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения
весовыми и измерительными приборами, мерной тарой; условия
хранения имущественно-материальных ценностей; правильность их
приемки по количественным и качественным показателям;
- своевременность и правильность проведения инвентаризации
основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств
и расчетов; правильность определения их результатов и отражения в
бухгалтерском учете, а также обоснованность списания недостач и
потерь товарно-материальных ценностей по нормам естественной убыли
при их хранении и транспортировке;
- организован ли оперативный контроль за поступлением грузов и
за выданными доверенностями на получение ценностей;
- сохранность и правильность учета драгоценных металлов и
изделий из них, спирта на складах и при выдаче на эксплуатационные
нужды в соответствии с действующими положениями;
- соответствует ли фактическое наличие основных фондов
федеральной собственности данным бухгалтерского учета; обоснованно
и правильно ли оформляется ликвидация основных средств;
приходуются ли в правильной оценке материалы, полученные при
ликвидации основных средств;
- законность и реальность задолженности по расчетам с
поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами;
своевременность перечисления в бюджет кредиторской и депонентской
задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;
- правильность начисления всех видов таможенных платежей,
своевременность, полноту их оприходования и перечисления в доход
федерального бюджета Российской Федерации;
- правильность оформления протоколов задержания и оценки
конфискатов, соблюдение сроков и порядка их ответственного
хранения и реализации;
- соблюдение правил приемки - передачи изделий из драгоценных
металлов, обеспеченность весами для их взвешивания, правильность
определения веса и пробы;
- состояние бухгалтерского учета и отчетности; обоснованность
корреспонденции счетов в учетных регистрах; своевременность
документального оформления хозяйственных операций;
- выполнение таможенными органами требований законодательства
о труде, нормативных документов ГТК России.
6. Результаты ревизии при проверке оформляются актом за
подписью руководителя ревизионной группы (ревизора), руководителя
и начальника отдела бухгалтерского учета и контроля - главного
бухгалтера ревизуемого таможенного органа.
В нем освещаются в систематизированном порядке результаты
контроля комплекса взаимосвязанных ревизуемых объектов,
представляющих собой финансово-хозяйственную деятельность
таможенного органа.
Акт ревизии является юридическим доказательством недостатков,
нарушений законодательных и нормативных актов, материального
ущерба, выявленных в процессе ревизии. Поэтому он должен
составляться с учетом требований Основ гражданского
законодательства. Стилистика акта ревизии должна соответствовать
требованиям официально-делового документа. Акт ревизии не должен
носить описательный характер.
Разделы акта ревизии должны содержать систематизированное
изложение недостатков по экономически однородным объектам
(хозяйственным операциям, процессам).
В тех случаях, когда руководитель или начальник отдела
бухгалтерского учета и контроля - главный бухгалтер таможенного
органа имеет возражения или замечания по акту ревизии или
проверки, он делает об этом оговорку перед своей подписью и не
позднее трех дней со дня подписания акта представляет письменные
объяснения руководителю таможенного органа, назначившему ревизию.
По требованию ревизора к акту прилагаются также объяснения других
должностных лиц, виновных в установленных ревизией нарушениях,
упущениях и т.п.
Правильность фактов, приведенных в объяснении, проверяется
руководителем ревизионной бригады с последующим составлением по
ним письменного заключения.
Руководители ревизуемого таможенного органа несут
ответственность за предоставление на исследование ревизии заведомо
фиктивных документов, дачу неправильных пояснений, искажение
результатов инвентаризации ценностей, проводимых в процессе
ревизии, затягивание сроков проведения ревизии и другие действия,
направленные на запутывание и искажение итогов ревизии.
7. В тех случаях, когда обнаруженное нарушение или
злоупотребление может быть скрыто, необходимо принять срочные меры
по устранению выявленных фактов и привлечь к ответственности
виновных лиц в ходе ревизии или проверки, не ожидая ее окончания,
ревизором составляется промежуточный акт. При этом от должностных
лиц испрашиваются в срочном порядке необходимые письменные
объяснения по выявленным фактам.
Промежуточные акты, как правило, составляются по результатам
ревизии кассы, бланков строгой отчетности, находящихся на
ответственном хранении конфискатов, иных материальных ценностей и
в других случаях, требующих срочного фиксирования имеющих место
фактов и безотлагательного оформления документом, удостоверяющим
выявленные недостатки. Эти акты подписываются членами ревизионной
бригады, проводившими непосредственную проверку или изучение
ревизуемого объекта на данном участке, соответствующими
должностными и материально ответственными лицами. В дальнейшем
содержание промежуточных актов не повторяется в основном акте
ревизии.
Промежуточные акты, срочные решения, принятые по ним, и
соответствующие пояснительные записки ответственных лиц
прилагаются к основному акту ревизии вместе с другими
систематизированными и сгруппированными материалами.
Руководитель таможенного органа обязан принять меры к
установлению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии или
проверки, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.
8. Распорядители кредитов, должностные лица, ответственные за
проверяемые участки работы, правомочны вместе с членами
ревизионной бригады проверять отчеты, первичные документы и
записи, которыми подтверждаются факты нарушений, присутствовать
при инвентаризации денежных и материальных ценностей, знакомиться
с актами ревизии. Одновременно с этим они обязаны создать
проверяющим надлежащие условия для их работы, не допускать
действий, препятствующих или создающих трудности нормальному ходу
ревизии; выполнять обоснованные требования по обеспечению
сохранности материальных и денежных ценностей, устранять и
пресекать бесхозяйственность и расточительство.
Кроме того, лица, работа которых проверяется, в случае
несогласия с выводами ревизии имеют право требовать перепроверки
изложенных фактов, уточнения содержания их оценки в соответствии с
действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.
9. Руководитель органа, назначившего ревизию или тематическую
проверку, обязан не позднее чем в двухнедельный срок рассмотреть
результаты ревизии или проверки и принять необходимое решение по
ликвидации негативных явлений, выразившихся в нарушениях
финансовой, бюджетно-сметной, кассовой, платежно-расчетной и
штатной дисциплины, законодательства и нормативных актов,
регулирующих хозрасчетные и трудовые отношения и др.; возмещению
материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц,
устранению причин и условий, способствующих нарушению
государственной дисциплины, и разработать необходимые предложения
по их предупреждению; обеспечить контроль за выполнением решений,
принятых по результатам ревизии или проверки.
Организационно-распорядительные документы по результатам
финансово-хозяйственного контроля составляются при соблюдении
демократических методов управления в условиях гласности.
10. Работник, уполномоченный проводить ревизию, имеет право
проверять все стороны деятельности таможенного органа, который
ревизуется согласно приказу вышестоящего органа управления и
программы, утвержденной этим приказом. Для этого ревизор имеет
право:
- проверять первичные документы, бухгалтерские регистры,
отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные денежные суммы,
ценные бумаги и материальные ценности, а при выявлении фиктивных
документов, совершения подделок и подлогов изымать необходимые
документы на основании письменного распоряжения судебно -
следственных и других органов, имеющих на это право;
- требовать предъявления приказов, хозяйственных и других
договоров, личных дел, переписки по вопросам снабжения, поставок и
др.;
- проверять правильность списания материальных ценностей,
требовать от распорядителей кредитов проведения контрольных
обмеров выполненных работ, проводить сплошные и выборочные
инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей,
денежных средств и расчетов, в необходимых случаях опечатывать
кассы и кассовые помещения, материальные склады, кладовые, архивы.
При этом печать (пломбиратор) должна находиться у ревизующего, а
ключ - у материально ответственного лица;
- проводить осмотры служебных помещений, территорий,
технических средств контроля, специального поискового
оборудования, складов, кладовых и т.д.;
- получать при необходимости от других предприятий,
организаций и учреждений справки и копии документов, связанных с
денежными расчетами и другими операциями ревизуемого таможенного
органа, уточнять в учреждениях банков данные о суммах наличных
денег, выданных ревизуемому таможенному органу за проверяемый
период;
- проводить встречные проверки, сличать имеющиеся в ревизуемом
таможенном органе записи, документы и данные с соответствующими
записями, документами и данными, находящимися в тех организациях,
от которых получены или которым выданы денежные средства,
товарно-материальные ценности. При обнаружении подделок, подлогов
и других злоупотреблений передавать по согласованию с
руководителем таможенного органа, назначившего ревизию, материалы
ревизии следственным органам с одновременным представлением
руководителю соответствующего доклада;
- требовать от руководителя проверяемого таможенного органа
предъявления виновным лицам гражданского иска о возмещении
материального ущерба;
- в необходимых случаях привлекать по согласованию с
начальником КРО РТУ со стороны специалистов - экспертов для
проведения товарных экспертиз, для проверки состояния зданий,
сооружений, условий хранения товаров, материалов и оборудования и
в других случаях, требующих заключения имеющих специальные
познания лиц;
- требовать представления письменных объяснений, а также
необходимых справок от должностных и других лиц по вопросам,
возникающим при проведении ревизий и проверок;
- давать в процессе ревизии руководителям проверяемого
таможенного органа обязательные для них указания об устранении
выявленных нарушений, о возмещении материального ущерба,
одновременно сообщая об этом руководителю, назначившему ревизию;
- вносить предложения руководству ревизуемого таможенного
органа по согласованию с органом, назначившим ревизию, по
отстранению от должности, наказанию, привлечению к материальной
ответственности отдельных работников, допустивших нарушения
финансовой дисциплины, превышение полномочий в использовании
денежных и материальных средств, злоупотребление служебным
положением, принятии срочных мер по устранению причин потерь
ценностей, их недостач и хищений.
Следует иметь в виду, что права, предоставленные штатному
работнику контрольно-ревизионной службой - ревизору,
распространяются также и на других работников, входящих в
соответствии с приказом о проведении этой ревизии в состав бригады
при ревизиях и тематических проверках финансово-хозяйственной
деятельности таможенных органов.
11. В процессе контроля финансово-хозяйственной деятельности
таможенного органа ревизор обязан:
- руководствоваться законодательными актами, а также
нормативно-справочной информацией (приказами, положениями,
инструкциями) ГТК России, других ведомств, относящейся к объектам
экономического и финансового контроля, а также настоящим
Положением;
- неуклонно блюсти интересы государства, проявлять
непримиримое отношение к нарушителям государственной дисциплины,
расточителям и расхитителям денежных средств и государственного
имущества, наносящих ущерб федеральной собственности;
- при выявлении в процессе ревизии признаков хищений и
злоупотреблений немедленно, не дожидаясь окончания ревизии,
информировать об этом руководителя, назначившего ревизию;
- указывать в актах ревизии фамилии, инициалы, должности лиц,
допустивших нарушения либо способствовавших нарушениям финансовой
дисциплины, размер материального ущерба, причиненного федеральной
собственности, а также наименование закона, постановления
Правительства РФ или инструкции, которые нарушены;
- соблюдать объективность в оценке хозяйственных операций,
не допускать субъективности и волюнтаризма, применять научные
методы исследования объектов контроля;
- с участием трудового коллектива, руководства ревизуемого
таможенного органа принимать участие в выработке предложений по
устранению выявленных в результате ревизий и проверок нарушений,
по усилению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, за
соблюдением финансовой дисциплины и обеспечением сохранности
средств и государственного имущества;
- осуществлять контроль за выполнением предложений,
направленных по итогам ревизий и проверок в таможенные органы,
принимать необходимые меры к своевременному представлению
информации об их реализации.
12. Ревизор отвечает по закону за преднамеренное искажение
результатов ревизии, сокрытие фактов недостач, растрат, хищений
ценностей, приписок невыполненных работ, за нарушение служебной
этики, использование служебного положения в корыстных целях, за
неправильное и необъективное освещение в акте ревизии состояния
дел в проверенном таможенном органе.
13. КРО РТУ, осуществляющие контрольно-ревизионную работу,
ведут учет проводимых ревизий в специальных журналах по
установленной форме согласно Приложению.
14. Контрольно-ревизионные отделы региональных таможенных
управлений в установленные сроки информируют Финансовое управление
ГТК России о проводимой контрольно-ревизионной работе.
Заместитель Начальника
Финансового управления,
Начальник контрольно -
ревизионного отдела
П.И.БУДАНКОВ
Приложение
к Положению о контроле
за финансово-хозяйственной
деятельностью таможенных органов РФ
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИЙ АКТОВ РЕВИЗИЙ
----T----T------T------T------T----------T-----------T-----------------T-----¬
¦ N ¦Дата¦Наиме-¦Затра-¦Долж- ¦Решение по¦Выполнение ¦Напоминание или ¦Дата ¦
¦п/п¦акта¦нова- ¦ченное¦ность,¦результа- ¦ решения ¦дополнительный ¦об- ¦
¦ ¦ре- ¦ние ¦на ре ¦Ф.И.О.¦там реви- ¦ ¦ запрос ¦суж- ¦
¦ ¦ви- ¦тамо- ¦визию ¦лиц, ¦ зии ¦ ¦ ¦дения¦
¦ ¦зии ¦женно-¦время ¦прово-+----T-----+-----T-----+----T-----T------+реви-¦
¦ ¦ ¦го ор-¦(в ¦див- ¦дата¦номер¦срок ¦дата ¦дата¦исхо-¦факти-¦зии в¦
¦ ¦ ¦гана, ¦днях) ¦ших ¦ ¦при- ¦пред-¦фак- ¦ ¦дящий¦ческое¦выше-¦
¦ ¦ ¦где ¦ ¦реви- ¦ ¦каза ¦став-¦ти- ¦ ¦номер¦пред- ¦стоя-¦
¦ ¦ ¦прове-¦ ¦зию ¦ ¦или ¦ления¦чес- ¦ ¦ ¦став- ¦щем ¦
¦ ¦ ¦дена ¦ ¦ ¦ ¦исхо-¦ин- ¦кого ¦ ¦ ¦ления ¦тамо-¦
¦ ¦ ¦реви- ¦ ¦ ¦ ¦дящий¦фор- ¦пред-¦ ¦ ¦ответа¦тамо-¦
¦ ¦ ¦зия ¦ ¦ ¦ ¦номер¦мации¦став-¦ ¦ ¦на до-¦жен- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пись-¦ ¦ления¦ ¦ ¦полни-¦ном ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ма ¦ ¦ин- ¦ ¦ ¦тель- ¦орга-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фор- ¦ ¦ ¦ный ¦не ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мации¦ ¦ ¦запрос¦ ¦
L---+----+------+------+------+----+-----+-----+-----+----+-----+------+------
|