Утверждаю
Начальник
Главгосэкспертизы России
Ю.Б.ЖУКОВСКИЙ
10 июня 1993 года
Согласовано
Начальник Управления
лицензирования
Госстроя России
А.С.БАЛЫБЕРДИН
10 июня 1993 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ СУБЪЕКТОВ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
ПРОЕКТНОЙ И ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Общие положения
Настоящие Рекомендации составлены в целях оказания
практической помощи специалистам, осуществляющим проведение
экспертизы субъектов лицензирования проектной и экспертной
деятельности, на основании следующих законодательных актов,
документов нормативно-правового и рекомендательного характера:
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" (статья 21);
Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"
(статья 6);
Постановления Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 593
"О введении государственного лицензирования строительной
деятельности на территории РСФСР" и от 28 апреля 1993 г. N 392;
Положение о государственном лицензировании строительной
деятельности на территории РСФСР - утверждено Постановлением
Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 593;
Перечень видов строительной деятельности и работ,
осуществляемых на основании лицензий, включающий выполнение
проектных работ и экспертизу проектной документации - приложение к
письму Минстроя России от 3 февраля 1992 г. N БФ-101/5;
Примерный классификатор видов строительной деятельности и
работ (расширенный по сравнению с Перечнем) - приложение к письму
Минстроя России от 3 февраля 1992 г. N БФ-101/5;
совместные письма Отдела лицензирования Минстроя России и
Главгосэкспертизы России от 20 июля 1992 г. N 5-175 "О
лицензировании организаций, выполняющих проектные работы и
экспертизу проектной документации", от 3 августа 1992 г. N 5-178
"О лицензировании организаций, занимающихся дорожно-строительной
деятельностью", от 1 декабря 1992 г. N 5-242, 24-13-4/476 "О
порядке взаимодействия территориальных лицензионных центров и
органов государственной вневедомственной экспертизы в процессе
лицензирования проектной и экспертной деятельности".
Согласно установленному порядку государственное лицензирование
всех видов строительной деятельности, включая проектную и
экспертную, имеет два уровня - федеральный (общероссийский) и
региональный - и производится соответственно Федеральным
лицензионным центром при Госстрое России и лицензионными центрами
республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Экспертизу субъектов лицензирования проектной и экспертной
деятельности на федеральном уровне осуществляет Главгосэкспертиза
России, на региональном уровне - территориальные органы
государственной вневедомственной экспертизы, аккредитованные в
качестве территориальных экспертных базовых центров.
2. Состав материалов и документов, рассматриваемых
при экспертизе субъектов лицензирования проектной и
экспертной деятельности
2.1. При экспертизе субъектов лицензирования проектной
деятельности рассматриваются:
заявление (письмо - обращение) организации, претендующей на
получение лицензии на выполнение соответствующих видов проектных
работ, определяемых согласно Примерному классификатору видов
строительной деятельности и работ (раздел II, пункты 7 - 12);
утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке
Устав организации, претендующей на получение лицензии;
данные о персональном квалификационном составе руководящего
звена и специалистов, в том числе привлекаемых для выполнения
отдельных работ (по совместительству, для участия во временных
творческих коллективах и мастерских и т.д.), с учетом
образовательного уровня и стажа работы в проектировании,
строительстве и в других близких к ним направлениях деятельности;
информация об имеющейся или создаваемой нормативной базе
(объем используемых нормативных актов - СНиПы, ТУ, ГОСТы и т.п.),
соответствующей перечню видов проектных работ, выполняемых
субъектом лицензирования (или о возможности пользования
нормативной базой других организаций);
информация о качественном уровне выполняемых проектных работ,
подтвержденная соответствующими документами (отзывы заказчиков -
потребителей проектной продукции, заключения территориальных
проектных организаций, органов государственного надзора,
ведомственной экспертизы и т.п.);
данные о наличии системы контроля за качеством выпускаемой
проектной продукции (для организаций, имеющих намерение начать
проектную деятельность - соответствующий документ по подготовке и
введению в действие системы контроля).
2.2. При экспертизе субъектов лицензирования экспертной
(экспертно-консультационной <*>) деятельности рассматриваются:
заявление (письмо - обращение) организации, претендующей на
получение лицензии на экспертизу проектной документации
(экспертно-консультационную деятельность <*>);
утвержденное в установленном порядке Положение (Устав)
организации, претендующей на получение лицензии;
данные о персональном квалификационном составе специалистов, в
том числе привлекаемых для рассмотрения проектной документации (в
качестве нештатных экспертов, по совместительству и т.д.), с
учетом образовательного уровня и стажа работы в экспертизе,
проектировании, строительстве и других близких к ним направлениях
деятельности;
информация о качественном уровне рассмотрения проектной
документации, включая комплексность экспертных оценок, учитывающих
контроль за соблюдением обязательных нормативных требований и
эффективность предложений по совершенствованию технических и
экономических решений намечаемых к строительству объектов,
подтвержденная соответствующими документами (отзывы заказчиков
проектной продукции, экспертные заключения организации -
претендента, экспертные заключения соответствующего органа
государственной вневедомственной экспертизы по конкретным
объектам, в том числе в порядке выборочного контроля, в случае
необходимости материалы обследования деятельности организации -
претендента и т.д.).
--------------------------------
<*> Экспертно-консультационная деятельность в проектной сфере
ограничивается оказанием услуг участникам инвестиционного процесса
по совершенствованию проектных решений.
3. Оформление результатов экспертизы
субъектов лицензирования проектной, экспертной и
экспертно-консультационной деятельности
3.1. По результатам рассмотрения материалов и документов,
представляемых субъектами лицензирования, оформляются заключения
экспертизы или письма - отзывы соответствующих органов
государственной вневедомственной экспертизы, с учетом которых
лицензионными центрами принимаются решения о выдаче лицензий на
проектную, экспертную и экспертно-консультационную деятельность.
Заключение экспертизы (письмо - отзыв) должно содержать
обоснованный вывод о способности (неспособности) организации -
претендента выполнять определенные виды проектных работ и
экспертизы проектной документации, а также оказывать
экспертно-консультационные услуги в конкретных направлениях
проектирования.
Рекомендации о лицензировании соответствующих видов
деятельности (работ, услуг) должны иметь четко установленные
границы в зависимости от специфики проектной документации,
проектируемых объектов, отраслей народного хозяйства и
промышленности, содержать предложения по срокам действия лицензий
(до 5 лет) исходя из объективной оценки возможностей конкретных
субъектов.
3.2. Продолжительность рассмотрения материалов и документов
при экспертизе субъектов лицензирования проектной, экспертной и
экспертно-консультационной деятельности, как правило, не должна
превышать 20 дней после представления полного их комплекта.
В особых случаях (необходимость обследования организаций -
претендентов, выборочная экспертиза проектов для оценки
качественного и профессионального уровня проектной и экспертной
деятельности организаций - претендентов и др.) продолжительность
экспертизы субъектов лицензирования может быть увеличена. При этом
общая продолжительность процесса лицензирования, включая
проведение экспертизы, как правило, не должна превышать 60 дней
при представлении субъектом необходимых материалов, в том числе
проектной документации на выборочный контроль.
Решения о начале проведения экспертизы субъектов
лицензирования принимаются руководителями соответствующих органов
государственной вневедомственной экспертизы, которые, при
необходимости, уточняются с лицензионными центрами в зависимости
от даты представления организациями - претендентами необходимых
материалов и документов.
3.3. Рекомендации органа государственной вневедомственной
экспертизы, с учетом которых лицензионные центры принимают решения
о выдаче лицензий на экспертизу проектной документации, должны
выдаваться только субъектам, имеющим статус юридического лица и
подчиненным непосредственно соответствующим федеральным
(региональным) органам государственного управления.
В остальных случаях эти рекомендации выдаются только на
осуществление экспертно-консультационной деятельности.
4. Субъекты лицензирования проектной, экспертной и
экспертно-консультационной деятельности
4.1. В соответствии с установленным порядком к субъектам
лицензирования указанных видов деятельности на федеральном уровне
относятся:
экспертные подразделения министерств, ведомств,
государственных концернов, объединений, ассоциаций и других
органов государственного управления, положениями о которых функция
государственной экспертизы проектной документации на строительство
не предусмотрена, в том числе входящие в их состав подразделения,
хозрасчетные подразделения при этих органах или при их
подведомственных организациях;
отраслевые и специализированные проектные организации,
разрабатывающие проектную документацию на строительство крупных и
технически сложных объектов промышленного назначения, социальной
сферы, общественных зданий и сооружений, осуществляющие отдельные
виды проектных работ и направления проектирования на территории
ряда регионов Российской Федерации;
проектные организации, кооперативы, малые предприятия, частные
экспертно-консультационные центры и другие негосударственные
организации, имеющие намерение заниматься или занимающиеся
экспертно-консультационной деятельностью в проектной сфере по
крупным и технически сложным объектам различного назначения на
территории ряда регионов Российской Федерации.
4.2. К субъектам лицензирования на региональном уровне
относятся:
территориальные экспертные подразделения министерств, ведомств
и других органов государственного управления, положениями о
которых функция государственной экспертизы проектной документации
на строительство не предусмотрена, независимо от форм их
хозяйственной деятельности и структурной принадлежности;
проектные организации, разрабатывающие документацию на
строительство объектов на территории соответствующего региона;
проектные организации, кооперативы, малые предприятия и другие
негосударственные организации, имеющие намерение заниматься или
занимающиеся экспертно-консультационной деятельностью в проектной
сфере на территории соответствующего региона.
Приложение:
1. Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" (извлечение);
2. Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"
(извлечение);
3. Постановления Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г.
N 593 "О введении государственного лицензирования строительной
деятельности на территории РСФСР" и от 28 апреля 1993 г. N 392;
4. Письмо Отдела лицензирования Минстроя России и
Главгосэкспертизы России от 20 июля 1992 г. N 5-175 "О
лицензировании организаций, выполняющих проектные работы и
экспертизу проектной документации";
5. Письмо Отдела лицензирования Минстроя России и
Главгосэкспертизы России от 3 августа 1992 г. N 5-178 "О
лицензировании организаций, занимающихся дорожно-строительной
деятельностью";
6. Письмо Отдела лицензирования Минстроя России и
Главгосэкспертизы России от 1 декабря 1992 г. N 5-242, 24-13-4/476
"О порядке взаимодействия территориальных лицензионных центров и
органов государственной вневедомственной экспертизы в процессе
лицензирования проектной и экспертной деятельности";
7. Письмо Главгосэкспертизы России от 11 декабря 1992 г.
N 24-13-4/486.
Примечание. С Положением о государственном лицензировании
строительной деятельности, Примерным классификатором видов
строительной деятельности и работ, другими документами
нормативно-правового и рекомендательного характера можно
ознакомиться в Сборнике документов, необходимых для получения
организациями, предприятиями лицензий на осуществление
строительной деятельности на территории Российской Федерации
(Минстрой России, М., 1992).
ЗАКОН РСФСР
"О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
(извлечение)
Статья 21. Сферы деятельности предприятия
4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться
предприятием только на основании специального разрешения
(лицензии).
Перечень этих видов деятельности и порядок получения лицензии
определяются Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих
в ее состав республик или уполномоченными ими органами.
Москва, Дом Советов РСФСР.
25 декабря 1990 года.
ЗАКОН РСФСР
"ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР"
(извлечение)
Статья 6. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
2. Участники инвестиционной деятельности, выполняющие
соответствующие виды работ, должны иметь лицензию или сертификат
на право осуществления своей деятельности. Перечень таких работ и
порядок выдачи лицензий и сертификатов устанавливаются Советами
Министров РСФСР и республик в составе РСФСР.
Москва, Дом Советов РСФСР.
26 июня 1991 года.
МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июля 1992 г. N 5-175
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРОЕКТНЫЕ
РАБОТЫ И ЭКСПЕРТИЗУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В связи с поступающими запросами о порядке лицензирования
организаций, выполняющих проектные работы и экспертизу проектной
документации, Отдел лицензирования Минстроя России и
Главгосэкспертиза России сообщают.
Включение этих работ в Перечень видов строительной
деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий,
произведено в целях защиты прав и интересов заказчиков
(потребителей) от недоброкачественной проектной продукции,
реализация которой может привести к серьезным негативным
последствиям, и прежде всего предусматривает лицензирование
кооперативов, малых предприятий, обществ (товариществ) с
ограниченной ответственностью, частных экспертно-консультационных
центров и других негосударственных организаций, имеющих намерение
заниматься (занимающихся) выполнением проектных работ и
экспертизой проектной документации.
Лицензирование указанных организаций рекомендуется
осуществлять с участием управлений (бюро) государственной
вневедомственной экспертизы, действующих на территории республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые в
соответствии с установленным порядком могут быть аккредитованы в
качестве территориальных экспертных базовых центров с правом
проведения экспертизы субъектов лицензирования проектной и
экспертной деятельности.
Начальник Отдела лицензирования
Минстроя России
А.С.БАЛЫБЕРДИН
Первый заместитель начальника
Главгосэкспертизы России
В.П.ШЛЯХТИН
МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 1992 г. N 5-178
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
В связи с поступающими запросами после выхода письма Отдела
лицензирования Минстроя России и Отдела инспектирования и
лицензирования дорожного хозяйства Российской транспортной
инспекции Минтранса России от 05.06.92 N 5-156 и N РТИ-15/154
Отдел лицензирования Минстроя России и Главгосэкспертиза России
разъясняют.
Ограничительный перечень видов дорожно-строительных работ
(приложение N 1 к упомянутому письму) предусматривает
необходимость проведения экспертизы субъектов лицензирования по
указанным видам деятельности, включая разработку и экспертизу
проектной документации на строительство автомобильных дорог общего
пользования и сооружений на них.
При этом не имеется в виду создание в региональных отделениях
Российской транспортной инспекции экспертных подразделений по
рассмотрению проектной документации, которая в соответствии с
установленным порядком должна проходить комплексную экспертизу в
соответствующих территориальных управлениях (бюро) государственной
вневедомственной экспертизы.
Лицензирование негосударственных организаций, имеющих
намерение заниматься (занимающихся) выполнением проектных работ и
экспертизой проектной документации по объектам дорожного
строительства рекомендуется осуществлять с участием
территориальных управлений (бюро) государственной вневедомственной
экспертизы.
Начальник Отдела лицензирования
Минстроя России
А.С.БАЛЫБЕРДИН
Первый заместитель начальника
Главгосэкспертизы России
В.П.ШЛЯХТИН
МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ
ЦЕНТРОВ И ОРГАНОВ ГОСЭКСПЕРТИЗЫ В ПРОЦЕССЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
ПРОЕКТНОЙ И ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В связи с возникающими вопросами в ходе практической
деятельности территориальных лицензионных центров по
лицензированию проектной, экспертной и экспертно-консультационной
деятельности Отдел лицензирования Минстроя России и
Главгосэкспертиза России в развитие ранее направленных
рекомендаций (совместные письма от 20.07.92 N 5-175 и от 03.08.92
N 5-178) и в соответствии с решением коллегии Минстроя России
(протокол заседания от 28.10.92 N 23) устанавливают следующие
основные принципы лицензирования указанных видов деятельности и
взаимодействия в его проведении территориальных лицензионных
центров и органов государственной вневедомственной экспертизы.
Лицензирование проектной, экспертной и экспертно -
консультационной деятельности на федеральном (общероссийском)
уровне производится Федеральным лицензионным центром при Минстрое
России с учетом заключения экспертизы субъектов лицензирования,
осуществляемой Главгосэкспертизой России, к которым относятся:
экспертные подразделения министерств, ведомств,
государственных концернов, объединений, ассоциаций и других
органов государственного управления, в том числе входящие в их
состав подразделения, хозрасчетные подразделения при этих органах
или при их подведомственных организациях (экспертиза проектной
документации);
проектные организации, осуществляющие разработку документации
на строительство крупных и технически сложных объектов базовых
отраслей промышленности на территории ряда регионов Российской
Федерации (проектная деятельность);
кооперативы, малые предприятия, частные экспертно -
консультационные центры и другие негосударственные организации,
имеющие намерение заниматься или занимающиеся
экспертно-консультационной деятельностью в проектной сфере по
крупным и технически сложным объектам базовых отраслей
промышленности на территории ряда регионов Российской Федерации.
Лицензирование проектной, экспертной и экспертно -
консультационной деятельности на региональном уровне производится
территориальными лицензионными центрами с учетом экспертизы
субъектов лицензирования, осуществляемой, как правило,
соответствующими управлениями (бюро) государственной
вневедомственной экспертизы, аккредитованными в качестве
территориальных экспертных базовых центров. К этим субъектам
лицензирования относятся:
территориальные экспертные подразделения министерств, ведомств
и других органов государственного управления независимо от форм их
хозяйственной деятельности и структурной принадлежности
(экспертиза проектной документации);
проектные организации, разрабатывающие документацию на
строительство объектов на территории соответствующего региона
(проектная деятельность);
кооперативы, малые предприятия и другие негосударственные
организации, имеющие намерение заниматься или занимающиеся
экспертно-консультационной деятельностью в проектной сфере на
территории соответствующего региона.
Примечание. Экспертно-консультационная деятельность в
проектной сфере включает в себя оказание услуг участникам
инвестиционного процесса по совершенствованию проектных решений.
Начальник Главгосэкспертизы России
Ю.Б.ЖУКОВСКИЙ
01.12.92 N 24-13-4/476
Начальник Отдела лицензирования
Минстроя России
А.С.БАЛЫБЕРДИН
01.12.92 N 5-242
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНСТРОЕ РОССИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 1992 г. N 24-13-4/486
В дополнение к совместному письму Отдела лицензирования
Минстроя России (N 5-242) и Главгосэкспертизы России
(N 24-13-4/476 от 1 декабря 1992 г. Главгосэкспертиза России
разъясняет, что экспертно-консультационная деятельность в
проектной сфере перечисленных в данном письме организаций -
субъектов лицензирования не должна подменять функций
Государственной вневедомственной экспертизы, которые определены
действующим Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 мая
1991 г. N 290.
Одновременно просим представить в годовых отчетах информацию
об участии Вашего Управления (бюро) в процессе государственного
лицензирования строительной деятельности (в части проектирования,
экспертизы, экспертно-консультационной деятельности в проектной
сфере), в том числе привести сведения (документы) об аккредитации
в качестве экспертного базового центра и т.п.
Первый заместитель начальника
Главгосэкспертизы России
В.П.ШЛЯХТИН
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
|