ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 1993 г. N 5090-1
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Придавая исключительно важное значение проведению
целенаправленной государственной молодежной политики в период
осуществления социальных и экономических преобразований в обществе
и обсудив Основные направления государственной молодежной политики
в Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить Основные направления государственной молодежной
политики в Российской Федерации.
2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации:
подготовить до 1 января 1994 года предложения об изменении
действующего законодательства в связи с одобрением Основных
направлений государственной молодежной политики в Российской
Федерации;
подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации до
1 октября 1993 года проект федеральной программы "Молодежь
России", предусматривающей осуществление комплекса мер по
социальной защите, поддержке самостоятельной трудовой, творческой
деятельности и развитию молодежи.
3. Рекомендовать Верховным Советам республик в составе
Российской Федерации в соответствии с общими принципами и целями
Основных направлений государственной молодежной политики в
Российской Федерации принять по вопросам, относящимся к их
компетенции, соответствующие законодательные акты и внести
изменения и дополнения в действующее законодательство.
4. Рекомендовать Советам народных депутатов автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов федерального
значения, местным Советам народных депутатов осуществлять в
пределах своей компетенции и за счет своих бюджетных средств меры
по обеспечению дополнительных социально-экономических и правовых
гарантий в области труда и занятости молодежи, предпринимательской
деятельности молодых граждан по предоставлению им социальных
услуг, поддержке молодых семей, талантливой молодежи, по созданию
условий для физического и духовного развития молодежи, для
содействия деятельности молодежных и детских объединений.
5. Рекомендовать правительствам республик в составе Российской
Федерации, главам администраций автономной области, автономных
округов, краев и областей, мэрам городов федерального значения
принять меры по организационному и финансовому укреплению органов
по делам молодежи в структуре исполнительной власти, а также
содействовать осуществлению федеральных, республиканских,
региональных программ и иных мероприятий при проведении
государственной молодежной политики.
6. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета
Российской Федерации по делам молодежи, спорта и физического
воспитания населения:
совместно с Советом Министров - Правительством Российской
Федерации вносить предложения о последующих изменениях и
дополнениях Основных направлений государственной молодежной
политики в Российской Федерации с учетом социально-экономической
ситуации в Российской Федерации;
осуществлять контроль за ходом реализации настоящего
постановления.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.ХАСБУЛАТОВ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящие Основные направления содержат концептуальные
положения, на основе которых формируется и осуществляется
государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и
принципы такой политики являются общими для всех уровней
государственной власти и управления. Реализация мер в области
государственной молодежной политики в России осуществляется
органами государственной власти и управления на основе принимаемых
в развитие настоящих Основных направлений нормативных актов и
программ в соответствии с компетенцией этих органов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная молодежная политика является деятельностью
государства, направленной на создание правовых, экономических и
организационных условий и гарантий для самореализации личности
молодого человека и развития молодежных объединений, движений и
инициатив. Государственная молодежная политика выражает в
отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на
обеспечение социально-экономического, политического и культурного
развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и
уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на
соблюдение прав человека.
Государственная молодежная политика проводится в отношении:
граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным
гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до
30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории
Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности
федеральных государственных органов;
молодых семей - семей в первые три года после заключения
брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности
брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего
возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец
не достигли 30-летнего возраста;
молодежных объединений.
Государственная молодежная политика осуществляется:
государственными органами и их должностными лицами;
молодежными объединениями, их ассоциациями;
молодыми гражданами.
Принципы государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика в Российской Федерации
основывается на следующих принципах:
сочетания государственных, общественных интересов и прав
личности в формировании и реализации государственной молодежной
политики;
привлечения молодых граждан к непосредственному участию в
формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи
и общества в целом;
обеспечения правовой и социальной защищенности молодых
граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом
ограниченности их социального статуса;
предоставления молодому гражданину гарантированного
государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию,
духовному и физическому развитию, охране здоровья,
профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и
качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности
и подготовку к самостоятельной жизни;
приоритета общественных инициатив по сравнению с
соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений
при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Цели государственной молодежной политики
Целями государственной молодежной политики являются:
содействие социальному, культурному, духовному и физическому
развитию молодежи;
недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
создание условий для более полного включения молодежи в
социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
расширение возможностей молодого человека в выборе своего
жизненного пути, достижении личного успеха;
реализация инновационного потенциала молодежи в интересах
общественного развития и развития самой молодежи.
Цели государственной молодежной политики реализуются на всех
уровнях государственной власти и управления Российской Федерации.
Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи
в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее
целям.
2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Политика государства, направленная на достижение поставленных
целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных
направлениях:
обеспечение соблюдения прав молодежи;
обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
содействие предпринимательской деятельности молодежи;
государственная поддержка молодой семьи;
гарантированное предоставление социальных услуг;
поддержка талантливой молодежи;
формирование условий, направленных на физическое и духовное
развитие молодежи;
поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
содействие международным молодежным обменам.
Обеспечение соблюдения прав молодежи
Государственная молодежная политика основывается на признании
за молодым человеком всей полноты социально-экономических,
политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией
Российской Федерации и другими законодательными актами,
действующими на территории Российской Федерации.
Соблюдение прав молодых граждан будет обеспечиваться через
недопущение введения каких-либо ограничений прав и свобод молодых
граждан в зависимости от возраста, а равно возложения на них
дополнительных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан
иного возраста иначе, как в установленном законом порядке;
признание недействительными полностью или в соответствующей
части с момента их принятия любых подзаконных актов,
ограничивающих объем прав, предоставляемых законом молодым
гражданам, с возмещением виновной стороной материального и
морального ущерба, причиненного молодым гражданам;
проведение дознания, следствия и судопроизводства по делам
несовершеннолетних с соблюдением обусловленных возрастными
особенностями несовершеннолетних специальных требований к
процедуре дознания и следствия, составу дознавателей и
следователей, а также отправлению правосудия и составу суда;
осуществление мер, направленных на профилактику
безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди
несовершеннолетних, и создание в этих целях соответствующих
структур по защите их прав в системе органов исполнительной власти
всех уровней.
Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи
Главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи
является обеспечение условий для достижения экономической
самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при
структурной перестройке экономики и высвобождении работников,
размещении производительных сил и создании новых рабочих мест,
организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании
системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения
квалификации и переподготовки кадров.
В целях содействия занятости молодежи будут использоваться
следующие меры и средства:
учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении
государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе
интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер
социальной поддержки в период временной незанятости;
использование экономических стимулов, в том числе налоговых
льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и
организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг
по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест
для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном
обучении и переподготовке молодых работников;
установление для предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности и их организационно-правовой
формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных
льгот) для приема на работу выпускников детских государственных
воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений;
подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений,
исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в
поддержке при поиске работы и других;
законодательное закрепление ответственности работодателей при
невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках
установленных квот;
осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от
учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб
занятости, профессиональной ориентации, подготовки и
переподготовки молодых работников, а также организации
общественных работ по специальным программам.
Содействие предпринимательской деятельности молодежи
В целях реализации инновационного потенциала молодежи,
облегчения стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные
отношения необходимо осуществить меры по социально-экономической,
организационной и правовой поддержке предпринимательской
(фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей,
коллективов молодых граждан, а также организаций молодых
предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе,
прежде всего в сфере производства товаров и услуг.
Система таких мер предполагает:
установление правового статуса молодежного, студенческого и
ученического предприятия;
предоставление индивидуальным, семейным и коллективным
предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и
кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями,
страхованию их коммерческого риска;
выдачу поручительств и гарантий;
финансирование обучения основам предпринимательской
деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора
с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица;
установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие
части расходов предпринимателя в первые три года производства
товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими
органами государственной власти и управления;
предоставление одноразовых субсидий для поддержки
разработанных в интересах молодежи проектов и предложений,
носящих новаторский характер, а также направленных на расширение
возможностей самообеспечения молодежи.
Государственная поддержка молодой семьи
Оказывая поддержку молодой семье, государство исходит из того,
что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых
условий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и
культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение
генофонда наций и народов Российской Федерации, физическое и
духовное здоровье новых поколений.
С этой целью предполагается:
предусмотреть для молодых семей льготы в выделении земельных
участков для индивидуального жилищного строительства, при
предоставлении долгосрочных кредитов на строительство и
приобретение жилых домов (отдельных квартир), для уплаты
вступительных паевых взносов в жилищно-строительные (жилищные)
кооперативы, обзаведение домашним хозяйством, приобретение
предметов домашнего обихода длительного пользования, внесение
платы за обучение (переподготовку) в учебных заведениях,
действующих на коммерческой основе, и на другие цели;
законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично
или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости
от числа родившихся, усыновленных, взятых под опеку, на
попечительство детей;
установить льготный порядок получения молодыми семьями земли
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также
землепользования;
разработать и осуществить государственные программы поддержки
молодых семей, предусматривающие меры по решению острых бытовых
проблем таких семей, прежде всего в период строительства и
приобретения собственного жилья, а также по расширению
ассортимента оборудования (включая строительное, ремонтное,
сельскохозяйственное), предметов домашнего обихода, спортивного и
туристического снаряжения, предоставляемых молодым семьям по
льготным ценам в порядке проката или лизинга.
Гарантированное предоставление социальных услуг
Деятельность в этой области в ближайшей перспективе будет
сосредоточена на установлении системы социальных норм и
нормативов, закрепляющих гарантированный минимальный уровень
получения молодыми гражданами социальных услуг по обучению,
воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья,
профессиональной подготовке.
В этих целях:
разрабатываются и осуществляются образовательные и
культурно-просветительные программы;
формируются и эффективно эксплуатируются оздоровительные
комплексы;
разрабатываются градостроительные решения, формирующие
жизненную среду, отвечающую потребностям молодежи, а также меры,
обеспечивающие доступность и удобство в пользовании спортивными,
культурными и другими объектами;
создаются учреждения социальной службы, специально
предназначенные для работы с несовершеннолетними и молодежью
(социальная служба для молодежи). Такая служба будет направлена
на: содействие в удовлетворении информационных потребностей
молодых людей; оказание психологической, педагогической,
юридической и наркологической помощи; проведение реабилитационных
мероприятий в отношении молодых инвалидов, демобилизованных
военнослужащих, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих
наказание, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании,
алкоголизма; патронажное обслуживание молодых семей и оказание
других видов социальных услуг и помощи. При этом приоритет будет
отдаваться программам и проектам в области социальной службы,
выдвигаемым на конкурсной основе общественными объединениями,
религиозными организациями, благотворительными и иными фондами,
отдельными гражданами; будет поддерживаться гражданская
добровольная служба молодежи, в том числе осуществляемая в порядке
альтернативной (вневойсковой) службы лиц призывного возраста;
оказывается материальная поддержка юридическим лицам,
осуществляющим деятельность по безвозмездному (льготному)
обеспечению молодежи социальными услугами, в том числе путем
установления льготного правового режима их деятельности;
используются методы государственного экономического регулирования,
стимулирующие направление инвестиций на создание условий для
социального становления и развития молодежи.
Поддержка талантливой молодежи
Государство исходит из особого общественного значения
одаренной личности и стремится к тому, чтобы меры поддержки
молодых талантов не вели к искажению естественных социокультурных
процессов. Ключевым фактором при осуществлении мер по созданию
более приемлемых условий для творческой деятельности молодежи
является сохранение и развитие интеллектуального и творческого
потенциала общества.
Для решения этих задач предполагается:
стимулировать средствами экономического регулирования
деятельность предприятий, учреждений и организаций, общественных
объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных
фондов, отдельных граждан по поддержке молодых талантов;
устанавливать премии, стипендии, пособия для талантливых детей
и молодежи;
поощрять создание творческих мастерских, школ, объединений при
выдающихся деятелях науки, культуры и искусства, в том числе в
форме частных пансионатов и учебных заведений;
участвовать через своих представителей в формировании
попечительских советов учреждений, учебных заведений, деятельность
которых направлена на поддержку и развитие одаренных детей и
молодежи;
предоставлять молодежи для творческой и инновационной
деятельности находящиеся в собственности государства средства,
включая средства массовой информации, издательства, выставочные и
концертные залы, на договорной основе;
предоставлять во временное пользование талантливой молодежи
предметы и инструменты соответствующей творческой деятельности, в
том числе имеющие историческое и культурное значение;
передавать в пользование молодежным объединениям
культурно-исторические и научно-технические объекты при
гарантировании их сохранности и функциональной связи с
первоначальным назначением таких объектов, а также использования
этих объектов для целей развития молодого поколения.
Формирование условий, направленных на физическое и духовное
развитие молодежи
Государство признает физическое и духовное развитие молодежи
необходимой частью национального развития и высокой общественной
ценностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по
формированию должных условий физического и духовного развития
молодежи.
В рамках данного направления деятельности государства
содержание принимаемых мер заключается:
в обязательном выделении вопросов, затрагивающих физическое и
духовное здоровье и развитие молодежи, при разработке и принятии
федеральных, региональных, территориальных программ в области
экологии, здравоохранения, образования, культуры, массовой
информации и книгоиздательской деятельности, социальной защиты
населения, физической культуры и спорта и в иных смежных областях;
в формировании специальных программ по оздоровлению
экологической обстановки в городах и населенных пунктах с
преимущественно молодежным составом населения, включающих меры по
преодолению монопроизводства, реконструкции действующих
предприятий, ликвидации или выводу в незаселенные зоны вредных
производств, перепрофилированию предприятий на выпуск экологически
чистой продукции, утилизации отходов производства и бытовых
отходов, контролю за качеством питьевой воды, продуктов питания,
воздуха, почвенного покрова и другие меры, направленные на
экологическое оздоровление окружающей среды;
в поощрении общественных инициатив и проектов (включая
международные), имеющих целью экологическое образование и
воспитание молодежи, распространение среди молодых людей духовных
ценностей отечественной и мировой культуры. Такие инициативы и
проекты могут с согласия инициаторов включаться в состав или
приниматься в качестве самостоятельных государственных программ,
получая соответствующее материальное и финансовое обеспечение, при
сохранении организаторской роли общественных объединений,
религиозных организаций, благотворительных и иных фондов,
выступивших с инициативой (проектом).
Поддержка деятельности молодежных и детских объединений
Государство намерено оказывать материальную и финансовую
поддержку молодежным и детским объединениям, осуществляющим
мероприятия в области государственной молодежной политики. В этих
целях государство:
определяет правовой статус молодежных и детских общественных
объединений;
реализует в отношении молодежных и детских объединений принцип
приоритета при финансировании мероприятий (программ) в области
государственной молодежной политики;
устанавливает по отношению к ним льготный налоговый режим;
предоставляет всем молодежным и детским объединениям равные
возможности пользоваться государственной поддержкой;
гарантирует невмешательство в их деятельность при оказании
такой поддержки;
предоставляет детским объединениям право пользоваться
помещениями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и
домами культуры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на
льготных условиях.
Содействие международным молодежным обменам
Государство будет оказывать содействие развитию международного
молодежного сотрудничества (в том числе финансовое) путем
заключения и реализации межправительственных соглашений о
молодежных обменах, а также включению молодежи России в систему
региональных, общеевропейских и других международных гуманитарных,
образовательных, научно-технических молодежных программ.
3. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Реализация государственной молодежной политики будет включать
следующие меры:
принятие специальных законодательных и иных правовых актов,
решений местных органов власти и управления; внесение изменений и
дополнений в действующее на территории Российской Федерации
законодательство и иные правовые акты;
разработку и осуществление государственных молодежных программ
комплексного и целевого характера, а также включение
соответствующих разделов в государственные программы
экономического, экологического, социального и культурного
развития, осуществляемые на федеральном, региональном и
территориальном уровнях;
создание Российского фонда федеральных молодежных программ для
организационного и финансового обеспечения приоритетных программ
развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и
территориальных фондов;
выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой
ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной
политики (финансовая поддержка программ молодежных и детских
объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи
отдельным категориям молодежи, социальных служб для молодежи,
научных исследований по проблемам молодежи, обучения и подготовки
соответствующих кадров, проведения спортивных, культурных и иных
мероприятий);
создание государственных органов по делам молодежи в структуре
исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для
молодежи различного профиля и направленности.
------------------------- |