ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 2 июня 1993 г. N ВГ-3-10-541
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ СЕМИНАРА В Г. САРАТОВЕ
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ
РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ"
Федеральная служба занятости России направляет для руководства
и использования в практической деятельности Рекомендации семинара
(г. Саратов, 23 - 25 марта 1993 г.) "О совершенствовании системы
профессиональной подготовки повышения квалификации и
переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения",
подготовленные с учетом дополнительных предложений и замечаний
участников совещаний и семинаров, проведенных органами службы
занятости в апреле - мае т.г.
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
СЕМИНАРА (Г. САРАТОВ, 23 - 25 МАРТА 1993 Г.)
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫХ
РАБОТНИКОВ И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ"
Участники семинара отмечают, что Федеральной службой занятости
России, региональными органами службы занятости при поддержке
органов исполнительной власти разработаны и реализуются меры по
формированию системы профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и
незанятого населения.
Разработана нормативно-правовая основа этой системы,
образованы структуры управления профессиональным обучением,
определена учебно-производственная база, созданы Российский и
свыше 30 территориальных учебных центров службы занятости.
Получила развитие подготовка и повышение квалификации специалистов
службы занятости, преподавателей учебных центров, организовано
информационно-методическое и финансовое обеспечение обучения
безработных граждан и незанятого населения.
Численность граждан, направленных службой занятости на
профессиональное обучение в 1992 году, по сравнению с 1991 годом
возросла более чем в 5 раз и составила 60,4 тыс. человек. За счет
средств службы занятости было обучено 27,8 тыс. человек. В ряде
территорий (в Вологодской, Московской, Ростовской, Рязанской,
Саратовской, Смоленской, Томской, Ульяновской, Челябинской
областях и других регионах) накоплен опыт в организации
профессионального обучения незанятого населения, а также лиц,
подлежащих высвобождению с предприятий и организаций.
Вместе с тем темпы развертывания обучения безработных граждан
и высвобождаемых работников отстают от темпов роста безработицы.
Удельный вес граждан, проходящих профессиональное обучение по
направлению службы занятости, не превышает 5 процентов от числа
безработных, а по ряду территорий 1 - 2 процента. Резкое
уменьшение спроса на рабочую силу сдерживает организацию обучения
безработных и незанятых граждан под имеющиеся рабочие места. В то
же время во многих регионах не проявляется должной активности
службы занятости по содействию созданию новых рабочих мест и
опережающему обучению высвобождаемых работников.
Организация программно-методического обеспечения обучения
взрослого населения по приоритетным профессиям, пользующимся
спросом на рынке труда, и особенно по профессиям, связанным с
развитием малого бизнеса, предпринимательства, самозанятости
населения, отстает от темпов экономической реформы.
Ожидаемый уровень безработицы в 1993 г. требует программно -
целевого подхода к организации профессионального обучения,
ориентированного на различные социальные группы граждан.
Нуждается в ускорении разработка и тиражирование передовых
учебных технологий применительно к взрослому населению,
специалистам службы занятости по овладению или современными
информационными технологиями управления.
В целях совершенствования системы профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников
и незанятого населения, исходя из требований рынка труда и
повышения конкурентоспособности работников, участники семинара
рекомендуют:
Федеральной службе занятости России
1. Продолжить работу по созданию системы профессиональной
подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных
граждан и незанятого населения; разработке нормативно-методической
базы и основных направлений профессионального обучения граждан
различных социальных групп, созданию и развитию учебных центров
службы занятости, методическому и техническому обеспечению их
деятельности, финансовой поддержке.
2. Усилить внимание организационно-методическому обеспечению
профконсультирования и профориентации незанятого населения,
оказанию помощи органам службы занятости и их учебным центрам в
обеспечении их профдиагностической аппаратурой и соответствующими
программно-методическими материалами. Провести семинар по
проблемам профессионального консультирования безработных граждан и
незанятого населения.
3. Совместно с Минобразованием России, Госкомвузом России
разработать методологию определения стоимости профессионального
обучения безработных граждан и незанятого населения в
образовательных учреждениях (подразделениях) по категориям
обучающихся, а также необходимые нормативные документы о порядке
лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений, осуществляющих обучение незанятого населения.
Региональным органам службы занятости
1. Разработать целевые комплексные программы (подпрограммы)
профессионального обучения незанятых граждан в условиях массового
высвобождения работников. Шире использовать возможности
переобучения граждан по месту их трудовой деятельности во время
вынужденных простоев, отпусков, неполной трудовой недели, в
период, предшествующий увольнению работников.
2. Систематически доводить через издания региональных центров
занятости, другие средства массовой информации до различных групп
населения, органов управления, работодателей, кадровых служб
предприятий, организаций, учреждений сведения о конъюнктуре рынка
труда и возможностях службы занятости по профессиональному
обучению незанятого населения и высвобождаемых работников.
3. Сосредоточить внимание на создании и развитии учебных
центров службы занятости для профессионального обучения
высвобождаемых работников и незанятого населения.
4. Активизировать работу по организации подготовки
специалистов для малого бизнеса, предпринимательской деятельности,
самозанятости из числа безработных граждан и незанятого населения.
5. Принять дополнительные меры по разработке целевых программ
профессионального обучения социально слабо защищенных категорий
граждан и, прежде всего, молодежи, женщин, инвалидов и уволенных в
запас военнослужащих.
6. Провести необходимую работу по укреплению подразделений
органов службы занятости специалистами по организации
профессионального обучения и профконсультирования безработных
граждан и незанятого населения.
Российскому учебному центру Федеральной службы
занятости России
1. Разработать методические рекомендации по созданию на базе
учебных центров службы занятости научно-методических
подразделений, утвердить положение об этих подразделениях.
Организовать на базе Российского учебного центра постоянно
действующий семинар руководителей научно-методических
подразделений учебных центров.
2. Сформировать систему подготовки и повышения квалификации
специалистов службы занятости, преподавателей образовательных
учреждений (подразделений), осуществляющих обучение незанятого
населения.
Разработать программы повышения квалификации этих работников
на основе интенсивных методов обучения.
3. Разработать типовые модели и методическое обеспечение
службы профессионального консультирования и социально -
психологической помощи безработным гражданам и незанятому
населению.
4. Организовать разработку классификатора актуальных
профессий, типовых учебных планов и программно-методического
обеспечения обучения безработных граждан и высвобождаемых
работников.
5. Создать учебно-методический совет при Российском учебном
центре с широким представительством региональных служб занятости и
их учебных центров.
Региональным (территориальным) учебным центрам
службы занятости
1. Осуществлять деятельность учебных центров на основе
программно-целевого подхода, для чего определить в качестве
приоритетных развитие следующих направлений:
повышение потенциальных возможностей трудоустройства молодежи
через профессиональное обучение;
оптимизация профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки безработных и незанятых женщин;
реабилитация незанятых инвалидов, имеющих показания к трудовой
деятельности;
определение и внедрение актуальных профессий (направлений
деятельности) и форм обучения граждан, увольняемых с военной
службы, и членов их семей.
2. Сосредоточить внимание на:
программно-экономическом обосновании профессионального
обучения безработных граждан с учетом спроса и предложения на
региональном рынке труда;
разработке территориальных перечней приоритетных профессий
(направлений деятельности) для обучения безработных граждан;
информационном и методическом обеспечении профконсультирования
и профориентации молодежи и незанятого населения;
освоении и внедрении интенсивных технологий обучения.
------------------------------------------------------------------
|