Утвержден
Министерством путей сообщения
Российской Федерации
12 мая 1993 г. N ЦМ-178
РЕГЛАМЕНТ
ПРЕТЕНЗИОННОГО СОВЕЩАНИЯ ПО НЕСОХРАННЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ГРУЗОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Претензионное совещание проводится два раза в год для
решения споров между железными дорогами по выплаченным за
1,5 месяца до начала совещания претензиям и удовлетворенным искам
по решениям судебно-арбитражных органов за утрату, хищение,
недостачу и порчу грузов на суммы менее предусмотренных договорами
с Бюро экспертизы стандартов Управления грузовой и коммерческой
работы МПС, и по которым в эти же сроки направлено требование о
возмещении ущерба (расчет - вызов) ответственной дороге (дорогам).
Ответственная дорога может привлечь в качестве ответчика другие
ответственные дороги не позднее чем за 15 дней до начала
претензионного совещания.
1.2. Решение о времени и месте проведения претензионного
совещания принимается Министерством путей сообщения по предложению
Управления грузовой и коммерческой работы, согласованному с
железной дорогой, осуществляющей прием и обслуживание
претензионного совещания.
1.3. Начальник железной дороги, на которой проводится
претензионное совещание, осуществляет его обслуживание
(обеспечение гостиницей, помещением для работы, транспортом,
телефонной связью, оформление проездных билетов и т.д.).
1.4. Организацию и проведение претензионного совещания
контролирует Управление грузовой и коммерческой работы.
1.5. Начальники железных дорог обеспечивают направление на
претензионное совещание высококвалифицированных специалистов по
актово-претензионной работе, которые участвуют в рассмотрении
споров от лица соответствующей железной дороги и подписывают
протоколы решений претензионного совещания.
1.6. Претензионное совещание возглавляет начальник
(заместитель начальника) Управления грузовой и коммерческой работы
или начальник отдела Бюро экспертизы стандартов, занимающийся
рассмотрением расчетных дел.
1.7. Руководитель претензионного совещания является Главным
арбитром и назначает арбитров.
1.8. Руководители делегаций железных дорог на претензионном
совещании выбирают совет арбитров из наиболее квалифицированных
начальников актово-претензионных отделов, председателем которого
является Главный арбитр (руководитель совещания).
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Основными задачами претензионного совещания являются:
2.1. Решение споров между железными дорогами по расчетным
делам, возникшим в связи с несохранными перевозками грузов по
оплаченным претензиям и удовлетворенным искам.
2.2. Выявление при рассмотрении споров нарушения законности,
финансовой дисциплины, порядка и сроков рассмотрения претензий,
оформления расчетов, правил и условий перевозок грузов и других
нормативных документов, технологической дисциплины с последующей
разработкой мероприятий по устранению этих нарушений.
2.3. Обеспечение единообразного и правильного применения
нормативных документов при рассмотрении споров.
2.4. Проведение инструктажа по разрешению споров, консультаций
по выполнению Устава железных дорог, Правил перевозок грузов и
других нормативных документов.
2.5. Анализирование спорных расчетных дел.
2.6. Обсуждение предложений и мер, направленных на
совершенствование актово-претензионной работы, и подготовка
рекомендаций.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И АРБИТРОВ
ПРЕТЕНЗИОННОГО СОВЕЩАНИЯ
3.1. Арбитры, назначаемые руководителем претензионного
совещания (Главным арбитром), имеют право:
выносить в соответствии с Уставом железных дорог, Правилами
перевозок грузов, Инструкцией по актово-претензионной работе и
другими нормативными документами решение по спорным расчетным
делам за несохранные перевозки грузов по оплаченным претензиям и
удовлетворенным искам;
выходить с предложением о созыве совета арбитров для
рассмотрения сложных спорных расчетных дел и обсуждения
постановочного вопроса по арбитражной практике;
обращаться в совет арбитров за консультацией.
3.2. Совет арбитров имеет право:
рассматривать жалобы на решение арбитров и Главного арбитра по
конкретным делам и изменять их решение;
вырабатывать практику рассмотрения спорных расчетных дел;
вносить предложения об изменении и дополнении Инструкции по
актово-претензионной работе и других нормативных документов;
давать разъяснение представителям железных дорог и арбитрам по
условиям перевозок и другим вопросам, возникающим при решении
спорных расчетных дел на претензионном совещании;
выносить на обсуждение представителей всех железных дорог
предложения по рассмотрению расчетных дел.
3.3. Руководитель претензионного совещания (Главный арбитр)
имеет право:
разрешать спорные вопросы в связи с расчетами между железными
дорогами за несохранные перевозки;
давать указания представителям железных дорог по условиям
перевозок, обеспечению сохранности грузов и по другим вопросам
организации коммерческой работы на железных дорогах, разрешению
споров между ними.
3.4. Обязанности:
руководителя претензионного совещания (Главного арбитра),
совета арбитров, арбитров:
объективно рассматривать спорные расчетные дела и выносить по
ним решения согласно Уставу железных дорог, Правилам перевозок
грузов, Инструкции по актово-претензионной работе и другим
нормативным документам;
совета арбитров и Главного арбитра (руководителя
претензионного совещания):
систематизировать практику судебно-арбитражных органов по
несохранным перевозкам грузов;
выявлять нарушения Устава железных дорог, Правил перевозок
грузов, Инструкции по актово-претензионной работе и других
нормативных документов, имеющие причинную связь с возникновением
несохранных перевозок грузов, и принимать меры к их устранению;
анализировать положение с обеспечением сохранности перевозимых
грузов по спорным расчетным делам.
4. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
4.1. Спорные расчетные дела рассматриваются арбитром в
присутствии представителей железных дорог, участвующих в споре. По
существу дела докладывают представитель железной дороги назначения
и привлеченные по делу представители дорог.
4.2. Арбитр, рассмотрев материалы дела и выслушав
представителей дорог, участвующих в споре, выносит решение,
руководствуясь Уставом железных дорог, Правилами перевозок грузов,
Инструкцией по актово-претензионной работе и другими нормативными
документами.
4.3. В случае несогласия сторон с решением арбитра они вправе
обратиться к Главному арбитру о пересмотре решения. При
рассмотрении спора Главным арбитром присутствуют представители
всех железных дорог, привлеченных по делу, и арбитр, вынесший
решение. Главный арбитр может вынести рассмотрение спорного
расчетного дела на совет арбитров по своей инициативе или по
требованию железной дороги.
Решения оформляются протоколами взаиморасчетов между железными
дорогами (приложение) <*>, где указываются номер отправки,
предъявляемая сумма ущерба общая и по каждой ответственной дороге.
В итоге протокола подсчитываются суммы, отнесенные на
ответственность каждой дороги по данному протоколу, и выводятся
сальдовые суммы задолженности дорог, которые подлежат
перечислению. Основание отнесения ущерба (номер и дата протокола
претензионного совещания) записывается на обложке расчетного дела
ответственной дороги.
Регистрация бессальдовых протоколов производится в специальной
книге.
--------------------------------
<*> Не приводится.
4.4. Ввод протоколов в ЭВМ производится на второй день работы
претензионного совещания операторами ИВЦ. Каждая дорога
прикрепляется к определенной ЭВМ в определенное по графику время.
Протокол возвращается представителю дороги, составившему его,
который заносит регистрационный номер с ЭВМ во все экземпляры
протокола.
За каждые сутки из ЭВМ выдается дорогам квитанция "Контроль
суточного ввода по ____________________ железной дороге" по
структуре:
номер протокола;
сумма "рассмотрено";
сумма "сальдо в пользу заявителя";
взыскано с дорог - ответчиков по каждому номеру протокола:
а) краткое наименование дороги - ответчика;
б) сумма к взысканию с этой дороги.
Выходной информацией для дорог является:
таблица "кредиторские платежи";
суммы, которые подлежат взысканию в пользу дороги - заявителя
с других дорог, с указанием дорог - ответчиков, номеров протоколов
и сумм по этим протоколам, с итогами по дорогам - ответчикам и
общим итогам;
таблица "дебиторская задолженность";
суммы, которые должна выплатить данная дорога другим дорогам
по предъявленным ими расчетным делам с указанием дорог, номеров и
сумм протоколов.
Данные этих таблиц являются основанием для формирования
итоговой таблицы кредиторских и дебиторских платежей, которая
представляется в Финансовое управление МПС для централизованных
расчетов.
5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ
5.1. Решения по спорным расчетным делам принятые на
претензионном совещании и оформленные протоколами, являются
окончательными и обжалованию не подлежат.
5.2. Расчеты за несохранные перевозки грузов между железными
дорогами производятся централизованно через Финансовое управление
МПС.
|