СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 1993 г. N 428
О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В I КВАРТАЛЕ 1993 г., ТЕКУЩИХ ЗАДАЧАХ И ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В 1993 ГОДУ
Совет Министров - Правительство Российской Федерации отмечает,
что стратегический курс реформирования экономики в стране при всех
трудностях формирования рынка находит понимание и поддержку
населения, о чем свидетельствуют итоги всероссийского референдума.
При этом там, где экономические преобразования идут динамичнее,
выше и поддержка социально-экономической политики Совета Министров
- Правительства Российской Федерации населением.
Итоги I квартала 1993 г. свидетельствуют о первых признаках
ослабления кризисной ситуации. Снизились темпы спада промышленного
производства и наметилась тенденция к постепенному достижению
сбалансированности между спросом и предложением. Некоторое
оживление наступило в жилищном строительстве, продолжается
приватизация, набирает силу фермерство.
Однако проводимая экономическая реформа пока не оказала
необходимого воздействия ни на сферу обращения, ни на развитие
производства. Приспосабливаемость предприятий к требованиям рынка
все еще идет не по линии модернизации производства, улучшения
качества продукции и снижения издержек производства, а по пути
повышения цен на выпускаемые изделия. Не развернута в необходимой
мере борьба с инфляционными процессами.
Нарастают неплатежи, чему способствует неудовлетворительная
работа банковской системы, низкая финансовая дисциплина
предприятий. Несвоевременно предоставляются кредиты под сезонные
работы и завоз продукции на Крайний Север. Не обеспечены
финансированием важнейшие строительные объекты. Выбранные
приоритеты - сельское хозяйство, продовольствие,
топливно-энергетический комплекс, наука - не получают должной
поддержки как со стороны центральных, так и местных органов.
Допускаются серьезные правонарушения при проведении
приватизации государственной собственности, значительных масштабов
достигла преступность, нет порядка в предоставлении льгот
предприятиям и регионам, низка управляемость экономическими
процессами, медленно идет земельная реформа.
В этой обстановке Совет Министров - Правительство Российской
Федерации считает необходимым внести в отдельные направления
экономической политики и в тактику проведения реформы определенные
коррективы. Суть изменений заключается в укреплении курса реформы,
усилении ее социальной направленности, формировании
социально ориентированного рыночного хозяйства, переходе к
взвешенным и реалистическим решениям, активизации антиинфляционной
политики, повышении управляемости народным хозяйством, изменении
структурной политики при более согласованных и активных действиях
центральных органов федеральной исполнительной власти с органами
исполнительной власти субъектов Федерации.
Совет Министров - Правительство Российской Федерации
постановляет:
В области социальной политики
1. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам
исполнительной власти субъектов Федерации принять неотложные меры
по стабилизации предприятиями и организациями всех
организационно-правовых форм промышленного и сельскохозяйственного
производства и прежде всего товаров народного потребления.
2. Министерству труда Российской Федерации, Министерству
экономики Российской Федерации, Министерству социальной защиты
населения Российской Федерации, Министерству финансов Российской
Федерации с участием Государственного комитета Российской
Федерации по статистике подготовить и в двухнедельный срок внести
проект Закона Российской Федерации "О прожиточном минимуме".
3. Федеральной службе занятости России совместно с
Министерством экономики Российской Федерации и другими
заинтересованными министерствами и ведомствами Российской
Федерации в двухнедельный срок завершить доработку Федеральной
программы содействия занятости населения Российской Федерации и
внести ее на рассмотрение в Совет Министров - Правительство
Российской Федерации.
Рекомендовать Государственному комитету Российской Федерации
по статистике с участием министерств и ведомств Российской
Федерации в месячный срок разработать предложения по
совершенствованию системы статистической отчетности по учету и
движению рабочих мест по отраслям народного хозяйства в
территориальном разрезе.
4. Министерству социальной защиты населения Российской
Федерации принять неотложные меры по укреплению органов социальной
защиты, а по вопросам, требующим решения Совета Министров -
Правительства Российской Федерации, внести в месячный срок
соответствующие предложения.
5. С целью упорядочения оплаты труда, устранения чрезмерной
дифференциации ее уровня между секторами экономики признать
необходимым в двухмесячный срок подготовить и рассмотреть на
заседании Президиума Совета Министров - Правительства Российской
Федерации проект Закона Российской Федерации "О регулировании
оплаты труда в Российской Федерации".
6. Министерству финансов Российской Федерации с участием
Центрального банка Российской Федерации ускорить подготовку
соответствующих предложений по защите и стимулированию вкладов
граждан в Сберегательном Банке Российской Федерации.
В области финансово-бюджетной
и денежно-кредитной политики
7. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству
экономики Российской Федерации совместно с Центральным банком
Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и
ведомствами Российской Федерации:
подготовить и в месячный срок внести в Совет Министров -
Правительство Российской Федерации проект постановления о
дополнительных мерах по сокращению дефицита республиканского
бюджета Российской Федерации, обеспечению его исполнения по
доходам, повышению эффективности государственных расходов;
в трехмесячный срок подготовить предложения по внедрению
прогрессивных форм расчетов в экономике, развитию вексельного
обращения, повышению ответственности банковских учреждений за
своевременность расчетов.
8. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству
экономики Российской Федерации при подготовке проекта бюджетного
послания на 1994 год разработать предложения:
по перестройке бюджетной системы, внедрению четких принципов
взаимоотношений между республиканским бюджетом Российской
Федерации и соответствующими бюджетами субъектов Федерации, а
также переходу к неинфляционным методам покрытия бюджетного
дефицита;
по совершенствованию налоговой системы, усилению стимулирующей
роли налогов в развитии производства и повышению, унификации и
упрощению порядка сбора налогов, усилению контроля за соблюдением
налоговой дисциплины.
9. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству
экономики Российской Федерации совместно с Центральным банком
Российской Федерации в двухмесячный срок подготовить предложения
по совершенствованию денежно-кредитной политики с учетом
антиинфляционных мер, направленных на сдерживание темпов роста
кредитов и денежной массы.
В области управления экономикой
и приватизации
10. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству
финансов Российской Федерации с участием министерств и ведомств
Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов
Федерации и с привлечением научных организаций разработать
комплекс взаимосвязанных мер по совершенствованию государственного
регулирования экономики и в месячный срок представить его в Совет
Министров - Правительство Российской Федерации.
11. Министерству экономики Российской Федерации разработать и
представить в месячный срок в Совет Министров - Правительство
Российской Федерации проект Закона Российской Федерации "Об
основах экономического индикативного планирования и
прогнозирования". Обеспечивать согласование
социально-экономической политики Российской Федерации с субъектами
Федерации.
12. Государственному комитету Российской Федерации по
управлению государственным имуществом, Министерству юстиции
Российской Федерации, Государственному комитету Российской
Федерации по промышленной политике, Министерству экономики
Российской Федерации совместно с другими министерствами и
ведомствами Российской Федерации и органами исполнительной власти
субъектов Федерации ускорить доработку проектов типового устава
государственного предприятия, типового контракта с руководителем
государственного предприятия и примерного договора о закреплении
за предприятием государственного имущества на праве полного
хозяйственного ведения, предложений по внесению изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности", а также разработку проекта Закона Российской
Федерации "О государственном предприятии" и внести их в Совет
Министров - Правительство Российской Федерации.
13. Государственному комитету Российской Федерации по
управлению государственным имуществом, Министерству юстиции
Российской Федерации, Государственному комитету Российской
Федерации по промышленной политике, Министерству экономики
Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами
и ведомствами Российской Федерации в месячный срок разработать и
представить в Совет Министров - Правительство Российской Федерации
предложения:
о порядке представления интересов государства в советах
директоров акционерных обществ, в уставном капитале которых
имеются акции, находящиеся в государственной собственности;
об условиях, при которых допускается принятие решений о
закреплении в государственной собственности пакетов акций, а также
о выпуске "Золотой акции" при преобразовании государственных
предприятий в акционерные общества.
14. Государственному комитету Российской Федерации по
управлению государственным имуществом совместно с министерствами и
ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти
субъектов Федерации:
в месячный срок переработать и представить в Совет Министров -
Правительство Российской Федерации предложения о критериях,
обеспечивающих однозначное отнесение предприятий и объектов к
группам, на которые распространяются ограничения на приватизацию,
установленные в разделах 2.1, 2.2 и 2.3 Государственной программы
приватизации на 1992 год, имея в виду, что материалы по разделу
2.3 этой программы должны рассматриваться Президиумом Совета
Министров - Правительства Российской Федерации;
в двухнедельный срок внести в Совет Министров - Правительство
Российской Федерации предложения по обоснованному установлению
льгот различным категориям населения при приватизации для
последующего их внесения в Государственную программу приватизации
на 1993 год;
доработать и в месячный срок представить в Совет Министров -
Правительство Российской Федерации проект Государственной
программы приватизации на 1993 год, предусмотрев в нем четкое
соблюдение указанных подходов, отраслевых особенностей
приватизации, законных прав субъектов Федерации в части
приватизации, руководствуясь положениями Федеративного договора.
В области государственной селективной
структурной политики
15. Органам исполнительной власти субъектов Федерации при
выполнении постановления Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 12 апреля 1993 г. N 306 "О государственной
селективной структурной политике" обеспечить:
использование мощностей машиностроения, в том числе
конверсируемых предприятий по наращиванию выпуска машин и
оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного
комплекса, сельского хозяйства, технологического оборудования для
топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего экономное
расходование энергетических и материальных ресурсов, а также
производства товаров народного потребления;
развитие экспортного потенциала и развитие импортозамещающих
мощностей;
вывод из эксплуатации мощностей, не соответствующих
современному техническому уровню;
увязку фонда оплаты труда работников государственных
предприятий сферы материального производства с увеличением выпуска
продукции, выполнением работ и услуг, необходимых как отдельным
регионам, так и народному хозяйству;
привлечение финансовых и материальных ресурсов предприятий,
ассоциаций, коммерческого сектора для реализации государственной
селективной структурной политики, предусматривая при этом в рамках
действующего законодательства необходимые льготы для
удовлетворения их экономических интересов;
поддержку и оказание помощи предприятиям малого и среднего
бизнеса и кооперативам.
16. Возложить на Министерство экономики Российской Федерации
распределение в процессе реализации государственной селективной
структурной политики государственных централизованных инвестиций,
доведение их до предприятий и организаций совместным решением
Министерства экономики Российской Федерации и Министерства
финансов Российской Федерации. Поручить Министерству экономики
Российской Федерации формировать централизованные инвестиции в
региональном разрезе и сообщать их органам исполнительной власти
субъекта Федерации.
17. Министерству экономики Российской Федерации в месячный
срок подготовить и представить в Совет Министров - Правительство
Российской Федерации предложения о порядке и сроках разработки
министерствами и ведомствами Российской Федерации и органами
исполнительной власти субъектов Федерации комплекса мероприятий по
обеспечению топливо- и ресурсосбережения.
18. Комитету Российской Федерации по оборонным отраслям
промышленности обеспечить регулярное информирование потребителей о
номенклатуре продукции, производимой на конверсируемых мощностях.
19. Министерству экономики Российской Федерации обеспечить
детальное и комплексное рассмотрение разработанных регионами
программ социально-экономического развития, имея в виду оказание
всемерной государственной поддержки в реализации этих программ.
20. Министерству транспорта Российской Федерации и Комитету
Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера
совместно с соответствующими органами исполнительной власти
прилегающих территорий в месячный срок разработать и представить в
Совет Министров - Правительство Российской Федерации предложения
по вопросам развития Северного морского пути.
21. Государственному комитету Российской Федерации по вопросам
архитектуры и строительства в месячный срок подготовить и
представить в Совет Министров - Правительство Российской Федерации
предложения:
по развитию дорожного строительства на территории Российской
Федерации;
по резкому сокращению на территории Российской Федерации
незавершенного строительства, особенно остатков неустановленного
импортного оборудования.
В области внешнеэкономической политики
22. Министерству внешних экономических связей Российской
Федерации, министерствам, ведомствам Российской Федерации,
органам исполнительной власти субъектов Федерации:
активизировать работу по увеличению в экспорте доли наукоемкой
продукции и продукции глубокой переработки;
обеспечить контроль за вывозом стратегически важных сырьевых
товаров, исключить случаи их реализации на внешних рынках по
демпинговым ценам, более обоснованно подходить к отбору
предприятий и организаций, которым предоставляется право
реализации таких товаров. О принятых мерах доложить в
двухнедельный срок;
организовать целевые проверки в течение II квартала 1993 г.
всех организаций - экспортеров алюминия, целлюлозы, минеральных
удобрений, других важнейших материальных и сырьевых ресурсов с
целью предотвращения возникновения демпинговых процессов.
Заместителю Председателя Совета Министров - Правительства
Российской Федерации Шохину А.Н. сформировать в месячный срок
Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю.
23. Поддержать деятельность Министерства топлива и энергетики
Российской Федерации, Министерства транспорта Российской
Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
Российского акционерного общества "Газпром" по развитию
интеграционных форм сотрудничества на территории Российской
Федерации и в странах СНГ, направленных на стабилизацию работы
нефтегазового, транспортного и агропромышленного комплексов,
обеспечивающих своей продукцией и услугами субъектов Федерации, а
также страны СНГ.
Отметить, что транснациональные и трансрегиональные
ассоциации, совместная производственная и инвестиционная
деятельность, образование таможенных союзов, зон свободной
торговли, объектов совместной собственности создают устойчивую
основу для стабилизации важнейших производственных сфер и крепких
объективных интеграционных связей на всем экономическом
пространстве Российской Федерации и стран СНГ.
Заместителям Председателя Совета Министров - Правительства
Российской Федерации рассмотреть совместно с министерствами и
ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти
субъектов Федерации и в двухмесячный срок внести в Совет Министров
- Правительство Российской Федерации предложения по развитию
интеграционных форм сотрудничества, совместной экономической
деятельности.
Текущие задачи
24. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам
исполнительной власти субъектов Федерации предусмотреть
направление в первоочередном порядке имеющихся финансовых,
материальных и трудовых ресурсов на обеспечение своевременного
проведения весенних полевых работ, сохранение поголовья
высокопродуктивного скота и птицы, создания равных условий
функционирования всех форм собственности и хозяйствования на селе,
оказывать всемерное содействие и помощь жителям городов и поселков
в развитии индивидуального подсобного и огородно-дачного
хозяйства.
25. Комитету Российской Федерации по политике цен с участием
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур разработать и
внести в Совет Министров - Правительство Российской Федерации в
двухнедельный срок предложения по основным принципам ценовой и
тарифной политики на текущий и 1994 годы.
26. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам
исполнительной власти субъектов Федерации сосредоточить усилия на
насыщении потребительского рынка продуктами питания,
непродовольственными товарами и услугами, на строительстве жилья,
больниц, школ, дорог и газификации на селе за счет всех источников
финансирования, включая целевые местные налоги и другие средства.
Создавать необходимые условия, способствующие привлечению на эти
цели средств хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых
форм.
27. Министерству юстиции Российской Федерации ускорить
разработку с участием заинтересованных министерств и ведомств
Российской Федерации нового Гражданского кодекса Российской
Федерации.
Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству
путей сообщения Российской Федерации с участием Министерства
юстиции Российской Федерации и других министерств и ведомств
Российской Федерации разработать и внести до 1 июля 1993 г. в
Совет Министров - Правительство Российской Федерации проекты
транспортных уставов и кодексов.
28. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам
исполнительной власти субъектов Федерации в двухнедельный срок
представить в Совет Министров - Правительство Российской Федерации
конкретные предложения по уточнению и развитию отдельных
положений, предусмотренных в Плане действий Совета Министров -
Правительства Российской Федерации по реализации экономической
реформы в 1993 году, исходя из реально складывающейся
социально-экономической ситуации.
Первому заместителю Председателя Совета Министров -
Правительства Российской Федерации Лобову О.И. обобщить
представленные предложения и внести их на рассмотрение Президиума
Совета Министров - Правительства Российской Федерации.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
------------------------- |