ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ В ЕС И ФИНЛЯНДИИ
В ЕС была одобрена в 1998 г. директива
об унификации законодательства о товар-
ных знаках (и знаков обслуживания).
Страны-члены ЕС должны были привести
национальное законодательство в соот-
ветствие с директивой до конца 1991 го-
да, но срок был позднее продлен до кон-
ца 1992 года.
Страны ЕАСТ, Финляндия в том числе, должны учитывать требования
директивы до вступления в силу соглашения о создании общеевропейско-
го экономического пространства.
Основные положения директивы
Директива распространяется на рассмотрение заявок на регистра-
цию и применение товарных знаков и знаков обслуживания во всех стра-
нах-членах ОЭП. В соответствии с директивой, в качестве товарного
знака или знака обслуживания могут быть зарегистрированы любые сло-
весные и графические обозначения или их комбинации, способные отли-
чить товары или услуги от однородных товаров и услуг другого предп-
ринимателя.
Владелец зарегистрированного товарного знака (знака обслужива-
ния) имеет исключительное право на его пользование. Он может запре-
щать другим лицам пользоваться тождественным или сходным знаком.
Предпосылкой запрета использования знака является сходство знаков до
степени смещения среди потребителей.
Владелец товарного знака не вправе запрещать другому предприни-
мателю использовать в качестве т.н. естественных товарных знаков фа-
милии или адреса предпринимателя, вида, качества, количества, назна-
чения, стоимости, географического происхождения или прочего свойства
товаров (услуг).
В директиве перечисляются случаи, в которых регистрация товар-
ного знака может быть отказана. Регистрации, в частности, не под-
лежат товарные знаки:
- не обладающие различительной способностью,
- способные ввести потребителя в заблуждение,
- противоречащие общему порядку или морали,
- вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров оп-
ределенного вида.
Товарный знак нельзя зарегистрировать, если его использование
предусматривает разрешение официальных властей, как, например, госу-
дарственные гербы.
Также не регистрируются знаки, сходные или тождественные с уже
применяемыми знаками даже в том случае, что ими маркируются разные
товарные группы или услуги.
Страна-член может отказать в регистрации знака, если есть
опасность смешения его с другими знаками, охраняемыми, например,
промышленными или авторскими правами.
Владелец товарного знака не может запретить пользование знака
на тех товарах, которые он сам или другой предприниматель с его сог-
ласия ввели в оборот на рынке ЕС или ОЭП.
Владелец товарного знака может уступать товарный знак по дого-
вору и предоставить право на использование его другому юридическому
или физическому лицу в отношение всех или части товаров, для которых
знак зарегистрирован. Право на использование знака может также
касаться лишь какой-либо определенной части рынков и части страны.
Владелец товарного знака долже взять товарный знак в применение
в стране-члене в течение пяти лет со дня регистрации и непрерывно
использовать его. В противном случае регистрация может быть аннули-
рована или полностью, или частично.
Закон о товарных знаках
Финляндии
В Финляндии новый закон о товарных знаках был издан 25.1.1993
г. и вступил в силу 1.2.1993 г. В нем нашли отражение лишь те поло-
жения директивы, которые обязательны для всех стран-членов ОЭП.
На основе нового закона право на товарный знак может быть пре-
доставлено и физическим лицам. Таким образом, физическое лицо может
уже до создания фирмы подать заявку на регистрацию товарного знака.
Содержание понятия товарного знака расширено в новом законе. В
качестве товарного знака может быть зарегистрировано любое графи-
ческое изображение, в т.ч. и сочетание букв или лозунг.
Также может быть предоставлено исключительное право на пользо-
вание других специфических свойств товара, как например, его запаха,
звука или музыки, но только в том случае, если они стали обще-
известными среди потребителей.
На основании нового закона регистрация товарного знака должна
быть аннулирована в случае неприменения его в течение пяти лет.
Заявка на регистрацию считается поданной в момент уплаты сбо-
ра. Если решение о регистрации знака не может быть доставлено заяви-
телю по почте, то извещение о регистрации происходит путем размеще-
ния его в официальном бюллетене товарных знаков.
Предложение на систему общеевропейских товарных
знаков
Предложение о вводе общеевропейской системы регистрации товар-
ных знаков было сделано уже в 1987 году. Разработка системы продол-
жается о сих пор в связи с непредвиденными трудностями.
Решение о времени ввода системы еще не принято, и поэтому Фин-
ляндия не учитывала положение разрабатываемой директивы в новом за-
коне о товарных знаках.
В соответсвии с предложением регистрация товарных знаков на
территории ЕС осуществлялась бы централизованно, и отдельные стра-
ны-члены не могли бы отказать в регистрации какого-либо общеевро-
пейского знака.
Экспертиза заявок по отношению различительной способности и
способности ввести потребителя в заблуждение должна будет прово-
диться европейским патентным ведомством.
Опасность смешения знака с другими знаками будет изучаться
только в случае подачи возражения против регистрации.
Рассмотрение заявок и регистрация товарных знаков на националь-
ном уровне будет осушествляться и в дальнейшем патентными ведомства-
ми каждой из стран-членов.
|