Изменено указом Президента РФ
от 24.12.93 г. N 2288 *
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Основы законодательства Российской Федерации о физической
культуре и спорте устанавливают общие принципы правового
регулирования отношений в области физической культуры и спорта -
важной составляющей части культуры народа, являющейся
совокупностью духовных и материальных ценностей, создаваемых,
развиваемых и используемых обществом в процессе физического
воспитания в целях укрепления здоровья населения Российской
Федерации.
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Законодательство Российской Федерации
о физической культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической
культуре и спорте включает в себя положения Конституции
(Основного Закона) Российской Федерации - России, настоящие
Основы и издаваемые в соответствии с ними правовые акты
Российской Федерации и субъектов Федерации в области физической
культуры и спорта.
2. Законодательные и иные нормативные акты Российской
Федерации и субъектов Федерации по вопросам, касающимся
физической культуры и спорта, должны соответствовать настоящим
Основам. В случае возникновения противоречий между указанными
актами и настоящими Основами действуют Основы.
3. Нормативные акты Российской Федерации в области
физической культуры и спорта издаются в случаях, предусмотренных
настоящими Основами и иными законодательными актами Российской
Федерации о физической культуре и спорте.
Статья 2. Цели и задачи законодательства Российской
Федерации о физической культуре и спорте
1. Законодательство Российской Федерации о физической
культуре и спорте направлено на всестороннее развитие человека,
утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в
физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для
занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации
профессионально-прикладной подготовки, профилактики, профилактики
заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
2. Задачами законодательства Российской Федерации в области
физической культуры и спорта являются:
а) обеспечение и защита права граждан на занятия физической
культурой и спортом;
__________
*) Признаны не действующими и не подлежащими применению органами
государственной власти, органами местного самоуправления
и их должностными лицами - Часть вторая статьи 25,
пункт 2 статьи 26 (в части утверждения Верховным
Советом Российской Федерации),
первое предложение пункта 2 статьи 28
б) создание правовых гарантий для функционирования и
развития системы физической культуры и спорта Российской
Федерации;
в) определение прав, обязанностей и ответственности
физических и юридических лиц в области физической культуры и
спорта, а также правовое регулирование их отношений в данной
сфере.
Статья 3. Права граждан в области физической культуры
и спорта и их государственные гарантии
1. Граждане Российской Федерации имеют право на занятия
физической культурой и спортом (в том числе спортом как
профессией), объединение в организации (объединения)
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, участие
в управлении физкультурно-спортивным движением.
2. В целях обеспечения этих прав государство финансирует
занятия физической культурой и спортом в соответствии с
утвержденными государственными программами, научные исследования
в этой области, разрабатывает программы физического воспитания
всех групп населения, осуществляет контроль за их реализацией,
развивает физкультурно-спортивную индустрию, организует
подготовку и переподготовку специалистов, осуществляет правовую
защиту интересов граждан в области физической культуры и спорта,
поощряет стремление граждан быть здоровыми и вести здоровый образ
жизни.
Статья 4. Компетенция Российской Федерации
в области физической культуры и спорта
В области физической культуры и спорта ведению Российской
Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и
управления подлежат:
1) формирование и осуществление федеральной и внешней
политики в области физической культуры и спорта;
2) разработка и реализация федеральной программы развития
физической культуры и спорта и иных федеральных программ в этой
области с учетом социально-экономических, демографических и
других условий и особенностей;
3) формирование Государственного фонда физической культуры и
спорта Российской Федерации;
4) установление:
а) федеральных нормативов финансирование физической культуры
и спорта;
б) федеральных требований к спортивным сооружениям в части
строительных норм и правил, санитарных норм, а также по охране
жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
в) образовательного ценза для работников физической культуры
и спорта;
г) нормативов физической подготовленности различных групп
населения;
д) порядка признания (и его отмены) организаций
(объединений) физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, участвующих от лица Российской Федерации в
международных спортивных связях;
5) прямое финансирование:
а) научных исследований в области физической культуры и
спорта в соответствии с федеральной программой развития
физической культуры и спорта;
б) спортивных сооружений, центров спортивной подготовки и
государственных физкультурно-спортивных организаций (объединений)
федерального значения;
в) подготовки и выступления (включая научно-медицинское
обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях
под Государственным флагом Российской Федерации сборных команд,
формируемых признанными в установленном порядке организациями
(объединениями) физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности.
6) организация федеральной системы подготовки и
переподготовки специалистов в области физической культуры и
спорта;
7) научно-методическое обеспечение системы физической
культуры и спорта, организация издания научной, учебной и
популярной литературы по физической культуре и спорту в
соответствии с федеральной программой развития физической
культуры и спорта; создание единой государственной системы
информационного обеспечения в области физической культуры и
спорта;
8) контроль исполнения федерального законодательства в
области физической культуры и спорта.
Статья 5. Компетенция республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга в области физической
культуры и спорта
Республики в составе Российской Федерации, автономная
область, автономные округа, края, области, города Москвы и
Санкт-Петербург самостоятельно и в полном объеме осуществляют
развитие физической культуры и спорта, включая международные
спортивные связи, по всем вопросам, кроме отнесенных к ведению
Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления
в области физической культуры и спорта
Органы местного самоуправления осуществляют развитие
физической культуры и спорта в пределах компетенции,
установленной Законом Российской Федерации "О местном
самоуправлении в Российской Федерации".
Статья 7. Государственные органы управления физической
культурой и спортом в Российской Федерации
1. В Российской Федерации создаются и действуют федеральные,
республиканские (республик в составе Российской Федерации),
автономной области, автономных округов, краевые, областные,
городов Москвы и Санкт-Петербурга государственные органы
управления физической культурой и спортом.
2. Государственные органы управления физической культурой и
спортом создаются решением органа государственного управления по
согласованию с соответствующим представительным органом
государственной власти.
3. Местные органы управления физической культурой и спортом
создаются по решению соответствующих органов местного
самоуправления.
4. К компетенции государственных органов управления
физической культурой и спортом относятся:
а) разработка и реализация целевых государственных программ
развития физической культуры и спорта;
б) разработка государственных нормативов финансирования
физической культуры и спорта;
в) прямое финансирование деятельности созданных указанными
органами предприятий, учреждений и организаций физической
культуры и спорта;
г) организация научных исследований в области физической
культуры и спорта;
д) разработка нормативов физической подготовленности
различных групп населения;
е) установление единой спортивной классификации;
ж) контроль исполнения законодательных и нормативных актов
Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
5. Введение новых видов физических упражнений и новых видов
спорта в государственные программы физического воспитания
населения осуществляется федеральными и республиканскими
(республик в составе Российской Федерации) государственными
органами управления физической культурой и спортом на основе
научно-экспериментальной проверки.
Статья 8. Общественные объединения
физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности
1. Общественными объединениями физкультурно-оздоровительной
и спортивной направленности признаются физкультурно-спортивные
общества, федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и
иные объединения граждан, ставящие своей целью развитие
физической культуры и спорта.
2. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности руководствуются в своей деятельности
законодательством об общественных объединениях и настоящими
Основами.
3. Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации оказывает финансовую, материальную,
организационную и иную помощь общественным объединениям
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
Статья 9. Олимпийское движение в Российской Федерации
1. Государство признает и поддерживает олимпийское движение
в Российской Федерации.
2. Олимпийское движение в Российской Федерации
координируется национальным олимпийским комитетом, являющимся
неправительственной независимой организацией, осуществляющей свою
деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и
Олимпийской хартией.
3. Государство признает национальный олимпийский комитет в
качестве официального представителя Российской Федерации во всех
мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом,
включая Олимпийские игры.
Статья 10. Пропаганда физической культуры и спорта
1. Государственные органы управления физической культурой и
спортом, объединения (организации) физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности, учреждения и организации
здравоохранения совместно с заинтересованными учреждениями,
организациями, предприятиями, их объединениями и общественными
объединениями организуют широкую пропаганду физической культуры и
спорта среди населения с использованием средств массовой
информации.
2. Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и
насилия, унижения человеческого достоинства, использования
запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью человека;
запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во
время трансляции по каналам телевидения и радиовещания
физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.
Раздел II. Система физической культуры
Статья 11. Понятие системы физической культуры
1. Система физической культуры представляет собой
совокупность государственных и общественных форм деятельности,
осуществляемой в целях физического воспитания населения.
2. Формирование системы физической культуры подчинено целям
настоящих Основ и направлено на организацию процессов физического
воспитания населения с учетом интересов каждого человека,
требований производства, образования и культуры народов
Российской Федерации.
Статья 12. Физическое воспитание в образовательных
и дошкольных учреждениях
1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и детей
дошкольного возраста, формирование у них потребности в физическом
совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из
основных задач образовательных и дошкольных учреждений всех
типов, входят в круг обязанностей администрации указанных
учреждений и каждого педагогического работника.
2. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом
местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий
физической культурой и средства физического воспитания, виды
спорта и двигательной активности, методы и продолжительность
занятий (не менее пяти часов в неделю) на основе государственных
образовательных программ и нормативов физической
подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-
оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней
внешкольных учреждений и общественных объединений физкультурно-
оздоровительной и спортивной направленности, в том числе
федераций по видам спорта.
3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
осуществляются в процессе включенных в программу воспитания
дошкольных учреждений бесплатных учебных занятий по физической
культуре продолжительностью не менее восьми часов в неделю.
4. Местные органы управления физической культурой и спортом
совместно с государственными органами управления образованием
имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные
физкультурно-спортивные занятия в образовательных и дошкольных
государственных учреждениях за счет средств местных бюджетов.
5. Образовательные и дошкольные учреждения ежегодно проводят
тестирование физической подготовленности обучающихся и детей
дошкольного возраста в соответствии с установленными
государственными нормативами.
С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, включенные в
образовательную программу занятия проводятся в рамках
рекомендованной индивидуальной программы реабилитации.
Статья 13. Внешкольные и внеучебные физкультурно-
оздоровительные и спортивные организации
1. Вовлеченные детей и молодежи в регулярные физкультурно-
спортивные занятия, обеспечение условий для их физического
совершенствования осуществляют учреждения дополнительного
образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные
и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные
организации, создаваемые и действующие в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об образовании".
2. Координация работы государственных внешкольных и
внеучебных физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций
осуществляется государственными органами управления образованием,
физической культурой и спортом.
Статья 14. Физическая культура в учреждениях, организациях,
на предприятиях и их объединениях
1. Администрация учреждений, организаций, предприятий и их
объединений обязана создавать работникам условия для реализации
их права на занятия физической культурой, включая
реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в режиме
рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические
занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный
туризм.
2. Порядок создания и использования материальной базы для
занятий физической культурой, финансирования и обеспечения
специалистами индивидуальных и коллективных занятий работников и
членов их семей определяется коллективным и трудовым договорами
(контрактами).
Статья 15. Физическая культура по месту жительства
и в местах массового отдыха
Создание условий для занятий физической культурой населения
по месту жительства и в местах массового отдыха осуществляется
органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов
в соответствии с государственными нормативами финансирования
программ развития физической культуры и спорта.
Статья 16. Физкультурно-оздоровительная работа
в санаторно-курортных учреждениях,
домах отдыха и на туристских базах
Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и
туристских баз обязана создавать условия для использования в
процессе лечения и отдыха различных компонентов физической
культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и
лечения заболеваний.
Статья 17. Физическая подготовка военнослужащих
и личного состава правоохранительных органов
1. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава
правоохранительных органов должна обеспечивать выполнение ими
воинского долга и основных служебных обязанностей; ее содержание
определяется в установленном порядке соответствующими
государственными органами управления.
2. Командиры и начальники обязаны создавать необходимые
условия для занятий военно-прикладными видами спорта
военнослужащих и личного состава правоохранительных органов,
поощрять указанных лиц, регулярно занимающихся физической
культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни.
Статья 18. Физическая культура и спорт инвалидов
1. Развитие физической культуры и спорта инвалидов
направлено на повышение их двигательное активности и является
непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и
социальной адаптации инвалидов.
2. Местная администрация обеспечивает создание условий для
занятий инвалидов физической культурой и спортом на
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях за счет
средств местного бюджета.
3. Организация занятий физической культурой и спортом в
системе непрерывной реабилитации инвалидов (включая детей с
отклонениями в развитии), подготовка кадров, методическое,
медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются
образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения,
социального обеспечения и организациями физической культуры и
спорта за счет средств республиканского бюджета Российской
Федерации.
Статья 19. Участие государственных органов управления
здравоохранением, предприятий, учреждений
и организаций государственной системы
здравоохранения в развитии физической культуры
и спорта
Государственные органы управления здравоохранением,
предприятия, учреждения и организации государственной системы
здравоохранения в пределах своей компетенции:
1) используют фактическую культуру как средство профилактики
и лечения заболеваний
2) осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися
физической культурой и спортом, в том числе спортивно-
оздоровительным туризмом, участвуют в медицинском обеспечении
подготовки сборных команд Российской Федерации к международным
спортивным мероприятиям;
3) организуют и осуществляют подготовку и повышение
квалификации специалистов здравоохранения в вопросах эффективного
использования основных компонентов физической культуры в
профилактике и при лечении заболеваний, а также в области
спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физической
культуры;
4) создают центры и пункты оздоровления и реабилитации
средствами физической культуры и спорта, диагностико-
консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные
диспансеры, обеспечивающие физкультурно-оздоровительную работу с
населением, оснащают их специальной аппаратурой и медицинским
оборудованием.
Статья 20. Соблюдение правил безопасности,
охрана здоровья, чести и достоинства граждан
при проведении занятий физической культурой
и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-
спортивных зрелищных мероприятий
1. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать
нормы и правила безопасности при проведении занятий физической
культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-
спортивных зрелищных мероприятий, не допускать нанесения вреда
здоровью, а также ущерба чести и достоинству участников и
зрителей, проявлений жестокости и насилия.
2. К судейству спортивных соревнований допускаются лица,
прошедшие специальную подготовку в физкультурно-спортивных
организациях и аттестованные спортивными федерациями как судьи по
виду спорта.
3. Администрация физкультурно-оздоровительных и спортивных
сооружений обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест
проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами
техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несет
ответственность, установленную законами Российской Федерации, за
вред, причиненный здоровью лиц, занимающихся физической культурой
и спортом, и зрителей.
Раздел III. Спорт
Статья 21. Понятие спорта
1. Спорт - обобщенное понятие одного из компонентов
физической культуры общества, исторически сложившегося в форме
соревновательной деятельности и специальной практики подготовки
человека к соревнованиям.
2. Спортивная деятельность ориентирована на
совершенствование физической подготовленности, духовных и волевых
качеств личности, на организацию физкультурно-спортивных
зрелищных мероприятий и досуга населения.
Статья 22. Спорт высших достижений. Подготовка
спортсменов высокого класса
1. Спорт высших достижений - сфера спорта, обеспечивающая
раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких
спортивных результатов, установление рекордов, организацию
спортивно-зрелищных мероприятий.
2. С целью подготовки спортсменов высокого класса создаются
специализированные организации, порядок деятельности которых
устанавливается государственными органами управления физической
культурой и спортом Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.
3. Учредителем (учредителями) специализированных организаций
по подготовке спортсменов высокого класса могут быть:
а) государственные органы управления физической культурой и
спортом;
б) отечественные и зарубежные предприятия, учреждения и
организации, их ассоциации и другие объединения;
в) Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации, отечественные и зарубежные общественные и
частные фонды;
г) профессиональные союзы;
д) организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности, признанные в установленном порядке;
е) физические лица.
4. Специализированные организации по подготовке спортсменов
высокого класса могут быть государственными, муниципальными,
негосударственными, в том числе частными и общественных
объединений.
5. Подготовка спортсменов высокого класса осуществляется
специализированными организациями на основании определяющего
формы финансирования договора (контракта), заключаемого между
специализированной организацией и организацией (объединением)
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности
(федерацией по виду спорта, клубом, иной спортивной
организацией), членом которой является спортсмен.
6. Подготовка к международным соревнованиям спортсменов
высокого класса, включенных федерацией по виду спорта в состав
сборной команды Российской Федерации, финансируется за счет
средств, выделяемых из республиканского бюджета Российской
Федерации.
Включение спортсменов в состав сборной команды Российской
Федерации производится на конкурсной основе в соответствии с
уровнем их спортивных результатов.
7. Спортсмены высокого класса, не являющиеся членами
организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности, могут осуществлять свою подготовку в
специализированных организациях подготовки спортсменов высокого
класса, включая государственные, на условиях заключаемого между
спортсменом и специализированной организацией договора
(контракта), определяющего размер оплаты подготовки в
индивидуальном порядке.
Статья 23. Профессиональный спорт
1. Профессиональный спорт - коммерческо-спортивная
деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и
высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-
зрелищных мероприятий.
2. Гражданин Российской Федерации имеет право заниматься
профессиональным спортом в качестве спортсмена или судьи по виду
спорта как на территории Российской Федерации, так и в других
государствах.
3. Порядок создания и условия функционирования организаций в
области профессионального спорта регулируются законодательством
Российской Федерации.
4. Квалификационные требования к профессиям спортсмена и
судьи по виду спорта определяются государственными органами
управления Российской Федерации и республик в составе Российской
Федерации в соответствии с регламентирующими профессиональную
спортивную деятельность актами международных спортивных
организаций.
Статья 24. Приемы, способы и средства, запрещенные в спорте
Использование с целью достижения спортивных результатов
приемов, способов и средств, запрещенных в спорте
регламентирующими документами, утвержденными спортивными
организациями и объединениями, не допускается.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение физической
культуры и спорта
Статья 25. Финансирование физической культуры и спорта
1. Источниками финансирования физической культуры и спорта
являются республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты
национально-государственных и административно-территориальных
образований Российской Федерации, вклады средств учреждений,
организаций, предприятий и их объединений, в том числе
общественных объединений физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности, а также средства от продажи прав на
рекламу и телевизионную трансляцию спортивных мероприятий, от
проведения физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий,
спортивных лотерей, средства государственного социального
страхования, благотворительные пожертвования организаций и
граждан и другие поступления.
2. Ассигнования на финансирование физической культуры и
спорта указываются в республиканском бюджете Российской Федерации
отдельной строкой. Источниками формирования Государственного
фонда физической культуры и спорта Российской Федерации являются
средства в объеме не менее двух процентов республиканского
бюджета Российской Федерации; часть средств от всех направляемых
в республиканский бюджет Российской Федерации видов налогов,
взыскиваемых с физкультурно-спортивных организаций, спортивных
сооружений, оказывающих населению физкультурно-оздоровительные и
спортивные услуги, с предприятий, выпускающих продукцию и товары
спортивного назначения, с организаторов физкультурно-спортивных
зрелищных мероприятий, получающих доходы от продажи прав на
телевизионную трансляцию указанных мероприятий и размещение
рекламы во время их проведения; часть направляемых в
республиканский бюджет Российской Федерации средств от проведения
всех видов спортивных лотерей, а также от продажи табачных
изделий и алкогольных напитков в размере, ежегодно определяемом
Верховным Советом Российской Федерации при утверждении бюджета;
добровольные взносы учреждений, организаций, предприятий и их
объединений, физических лиц и другие поступления, не
противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. Поступления средств из внебюджетных источников не
являются основанием для сокращения бюджетных отчислений на
развитие физической культуры и спорта.
4. Доля расходов на цели развития спорта высших достижений
устанавливается в размере не более тридцати процентов средств,
направляемых на развитие физической культуры и спорта.
5. С целью привлечения дополнительных финансовых средств для
развития физической культуры и спорта государство предусматривает
специальную систему налоговых льгот, предоставляемых учреждениям,
организациям, предприятиям и их объединениям, физическим лицам,
вкладывающим свои средства в развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации. Порядок предоставления указанных
льгот определяется налоговым законодательством Российской
Федерации.
Статья 26. Государственный фонд физической культуры
и спорта Российской Федерации
1. Государственный фонд физической культуры и спорта
Российской Федерации создается в целях объединения средств,
поступающих из бюджетных и внебюджетных источников, направляемых
на финансирование мероприятий, связанных с реализацией
федеральных программ в области физической культуры и спорта,
развитие народного физкультурно-спортивного движения.
2. Порядок образования Государственного фонда физической
культуры и спорта Российской Федерации, а также расходования его
средств определяется положением о Государственном фонде
физической культуры и спорта Российской Федерации, утверждаемым
Верховным Советом Российской Федерации.
Статья 27. Статус земель, занятых под физкультурно-
оздоровительные, спортивные и другие рекреационно-
оздоровительные сооружения
1. Земельные участки, занятые под физкультурно-
оздоровительные, спортивные и другие рекреационно-оздоровительные
сооружения, включая плоскостные, относятся к землям
рекреационного назначения.
Порядок выделения и использования указанных земель
определяется земельным законодательством Российской Федерации.
2. Предоставление земельных участков для строительства
рекреационно-оздоровительных сооружений производится с учетом
рекомендаций государственных органов управления физической
культурой и спортом.
Статья 28. Физкультурно-оздоровительные и спортивные
сооружения
1. Строительство в жилых районах физкультурно-
оздоровительных и спортивных объектов осуществляется за счет
средств местных бюджетов, направляемых на жилищное строительство.
2. Местные Советы народных депутатов осуществляют контроль
за планированием, проектированием, строительством и вводом в
эксплуатацию на их территориях объектов физкультурно-
оздоровительного и спортивного назначения в соответствии с
установленными нормами. В состав приемо-сдаточных комиссий по
вводу в эксплуатацию жилых районов включаются представители
государственных органов управления физической культурой и
спортом. Акты, подписанные без их участия, являются
недействительными.
3. Нормативы минимальной обеспеченности жилых районов
основными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями
определяются государственными органами управления физической
культурой и спортом в зависимости от плотности населения и
местных климатических условий.
4. Не допускается строительство новых и реконструкции
имеющихся государственных образовательных и дошкольных учреждений
всех типов (кроме образовательных учреждений дополнительного
образования) без физкультурно-спортивной базы, включая
плавательные бассейны, а также ликвидация физкультурно-
оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах
той же территории (района) равноценных сооружений.
Статья 29. Использование физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений не по прямому назначению
1. В случае использования физкультурно-оздоровительных и
спортивных сооружений не по прямому назначению ставки налогов,
взимаемых в местный бюджет, устанавливаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации о налогообложении.
2. Средства, полученные за счет дополнительного
налогообложения, целевым назначением направляются на развитие
физической культуры и спорта.
Статья 30. Товары физкультурно-оздоровительного,
спортивного и туристского назначения
Изделия, оборудование и технические средства физкультурно-
оздоровительного, спортивного и туристского назначения, независимо
от способов их изготовления и форм реализации, относятся к группе
товаров народного потребления и входят в перечень товаров,
освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии с
законами Российской Федерации.
Статья 31. Профессиональная педагогическая деятельность
в области физической культуры и спорта и профессиональная
деятельность в области лечебной физической культуры
1. К профессиональной педагогической деятельности в области
физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ
установленного образца о профессиональном образовании по
специальности "физическая культура и спорт", выданный
образовательным учреждением, или разрешение, выданное в
установленном порядке государственным органом управления
физической культурой и спортом Российской Федерации, республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
2. В области лечебной физической культуры к профессиональной
деятельности допускаются лица, имеющие профессиональное
образование по специальности "физическая культура и спорт" или
медицинское образование.
3. Лица, занимающиеся профессиональной педагогической
деятельностью в области физической культуры и спорта либо
профессиональной деятельностью в области лечебной физической
культуры в качестве основного либо дополнительного занятия в
нарушение частей первой и второй настоящей статьи, привлекаются к
административной ответственности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Подготовка специалистов в области
физической культуры и спорта
1. Подготовка специалистов в области физической культуры и
спорта осуществляется образовательным учреждениями, организующими
свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации
"Об образовании", по утвержденным в установленном порядке
профессиональным образовательным программам.
2. Содержание образования в государственных образовательных
учреждениях в области физической культуры и спорта должно
отвечать требованиям приоритетности развития массового спорта,
оздоровительно-профилактической и лечебной физической культуры.
3. Государственные органы управления физической культурой и
спортом совместно с государственными органами управления
образованием и здравоохранением определяют потребность в
специалистах данного профиля.
Раздел V. Льготы и социальные гарантии в области
физической культуры и спорта
Статья 33. Льготные физкультурно-спортивные услуги
1. Детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-
сиротам, инвалидам физкультурно-спортивные услуги предоставляются
бесплатно; детям дошкольного возраста, обучающимся, а также
участникам Великой Отечественной войны и гражданам, приравненным
к ним по льготам, - на льготных условиях за счет средств местных
бюджетов.
2. Участники Великой Отечественной войны, инвалидов и
граждане, приравненные к ним по льготам, имеют право на
приобретение тренажеров для занятий физическими упражнениями в
домашних условиях со скидкой.
3. Перечень других категорий граждан, пользующихся
физкультурно-спортивными услугами бесплатно или на льготных
условиях, а также размер льгот устанавливаются законодательством
Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации,
решениями органов государственной власти автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-
Петербурга.
Статья 34. Охрана здоровья граждан при занятиях
физической культурой и спортом
Гражданам, здоровью которых причинен вред в связи с
занятиями физической культурой и спортом в организованной форме,
гарантируется в полном объеме медицинская, социальная, бытовая и
профессиональная реабилитация в установленном порядке и
дополнительно за счет средств Государственного фонда физической
культуры и спорта Российской Федерации.
Статья 35. Ответственность за вред, причиненный здоровью
спортсмена или судьи по виду спорта в связи
с занятиями спортом
Ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или
судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной
форме, определяется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и условиями договора (контракта), заключаемого
спортсменом или судьей по виду спорта с организацией
(объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной
направленности, членом которой он является. Условия договора
(контракта) в этой части не могут ограничивать права спортсмена
или судьи по виду спорта по сравнению с нормами законодательства
Российской Федерации.
Статья 36. Социальная защита граждан, занимающихся
физической культурой и спортом
1. На граждан, занимающихся физической культурой и спортом в
организованной форме, распространяется законодательство
Российской Федерации о социальной защите.
2. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного
здоровью граждан в результате занятий физической культурой и
спортом, гарантируются за счет страхования от несчастного случая,
осуществляемого организацией (объединением) физкультурно-
оздоровительной и спортивной направленности, за спортивную
команду которой выступает гражданин, или предприятием,
учреждением, организацией, с которыми он состоит в трудовых
отношениях.
3. Порядок и условия страхования профессионального
спортсмена или судьи по виду спорта определяются
законодательством Российской Федерации и договором (контрактом),
заключаемым им с организацией (объединением) физкультурно-
оздоровительной и спортивной направленности.
Статья 37. Дополнительные гарантии и компенсации спортсмену,
выступающему в составе сборной команды Российской
Федерации
1. Государственные органы управления физической культурой и
спортом республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга могут устанавливать за счет собственных средств
денежное содержание в сумме не менее трех установленных
законодательством минимальных размеров оплаты труда спортсмену,
который входит в сборную команду Российской Федерации или
выступает в составе клубной команды по игровым видам спорта в
соревнованиях не ниже республиканского уровня.
2. Государственные органы управления физической культурой и
спортом, организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и
спортивной направленности, предприятия, учреждения и организации,
заключившие договор (контракт) со спортсменом, выступавшим в
составе сборной команды Российской Федерации или команды мастеров
по игровым видам спорта не менее пяти лет, обязаны обеспечивать
охрану его здоровья, его социальное и медицинское страхование,
трудоустройство по окончании спортивной деятельности, возмещать
расходы за вред, причиненный во время тренировки или соревнования
здоровью спортсмена, в том числе связанный с профессиональным
заболеванием, повлекшим за собой инвалидность, в порядке,
установленном гражданским законодательством, если иное не
предусмотрено договором (контрактом).
Раздел VI. Заключительные положения
Статья 38. Права иностранных граждан и лиц
без гражданства, проживающих на территории
Российской Федерации, в области физической
культуры и спорта
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на
территории Российской Федерации, пользуются правами на занятие
физической культурой и спортом в полном объеме, предусмотренном
настоящими Основами, за исключением права выступать в составе
сборной команды Российской Федерации в международных
соревнованиях.
Статья 39. Участие в международных организациях
физической культуры и спорта
На территории Российской Федерации могут создаваться филиалы
и другие структуры международных фондов и организаций физической
культуры и спорта. Любое юридическое или физическое лицо имеет
право вступать в международные организации физической культуры и
спорта в соответствии с порядком, определенным их уставами.
Организации (объединения) физической культуры и спорта Российской
Федерации имеют право вовлекать в свои ряды иностранных членов, а
также самостоятельно распоряжаться целевыми поступлениями от
международных организаций, иностранных государств и частных лиц.
Статья 40. Ответственность за нарушение
настоящих Основ
Должностные лица и граждане за нарушение настоящих Основ
несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Дом Советов России
27 апреля 1993 года
N 4868-1
17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О повторном рассмотрении Основ законодательства
Российской Федерации о физической культуре и спорте
Повторно рассмотрев возвращенные Президентом Российской
Федерации Основы законодательства Российской Федерации о
физической культуре и спорте, Верховный Совет Российской
Федерации постановляет:
Принять Основы законодательства Российской Федерации о
физической культуре и спорте с учтенными замечаниями Президента
Российской Федерации и редакционными уточнениями.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов
Москва, Дом Советов России
27 апреля 1993 года
N 4869-1
18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О порядке введения в действие Основ
законодательства Российской Федерации
о физической культуре и спорте
Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Ввести в действие Основы законодательства Российской
Федерации о физической культуре и спорте со дня их опубликования.
2. Установить, что со дня введения в действие Основ
законодательства Российской Федерации о физической культуре и
спорте действующие нормативные акты применяются в части, не
противоречащей указанным Основам.
3. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета
Российской Федерации по делам молодежи, спорта и физического
воспитания населения, Комиссии Совета Республики Верховного
Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам
совместно с Советом Министров - Правительством Российской
Федерации:
до 1 июня 1993 года представить на утверждение Верховного
Совета Российской Федерации проект положения о Государственном
фонде физической культуры и спорта Российской Федерации,
предусматривающего порядок его формирования;
до 1 июля 1993 года представить в Верховный Совет Российской
Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в
налоговое законодательство в связи с введением в действие
указанных Основ.
4. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета
Российской Федерации по делам молодежи, спорта и физического
воспитания населения, Комиссии Совета Республики Верховного
Совета Российской Федерации по социальной политике, Комитету
Верховного Совета Российской Федерации по вопросам законности,
правопорядка и борьбы с преступностью разработать совместно с
Советом Министров - Правительством Российской Федерации и до 1
июля 1993 года представить в Верховный Совет Российской Федерации
предложения о внесении изменений и дополнений в действующие
законы в связи с введением в действие указанных Основ.
5. Рекомендовать Президенту Российской Федерации привести
изданные им указы и распоряжения в соответствие с указанными
Основами.
6. Совету Министров - Правительству Российской Федерации:
до 1 июля 1993 года обеспечить пересмотр и отмену своих
решений, а также нормативных актов министерств, государственных
комитетов и ведомств Российской Федерации, противоречащих
указанным Основам;
в 1993-1994 годах обеспечить создание единой государственной
системы информационного обеспечения в области физической культуры
и спорта.
19
|