КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 1993 г. N 34-р
ПО ХОДАТАЙСТВУ НЕЗАВИСИМОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРОФСОЮЗА
РАБОТНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ "УРАЛ"
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив в
предварительном порядке ходатайство Независимого территориального
профсоюза работников различных форм собственности "Урал" и
приложенные к нему материалы,
установил:
Независимый профсоюз "Урал", зарегистрированный как
республиканская общественная организация, обратился в
Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о проверке
конституционности Постановления Совета Министров РСФСР от 25
декабря 1990 г. N 600 "О совершенствовании управления и порядка
финансирования расходов на социальное страхование трудящихся
РСФСР", Постановления Правительства Российской Федерации от 4
января 1992 г. N 5 "О совершенствовании управления Фондом
социального страхования Российской Федерации в 1992 году" и Указов
Президента Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 722 и от 7
августа 1992 г. N 822 "О Фонде социального страхования Российской
Федерации".
Ходатайствующая сторона полагает, что названными актами
ограничены установленные статьей 225 КЗоТ Российской Федерации
права профсоюзных организаций по управлению государственным
социальным страхованием; тем самым нарушены статья 10 Конституции
Российской Федерации, поскольку государство не вправе
самостоятельно распоряжаться фондом социального страхования как
собственностью предприятия, и пункты 1, 2 части второй статьи 120
Конституции Российской Федерации, так как порядок управления,
установленный законодателем, не может быть изменен Правительством.
С приведенными доводами, однако, согласиться нельзя.
Часть четвертая статьи 226 КЗоТ Российской Федерации,
предусматривающая, что профсоюзы управляют государственным
социальным страхованием, не устанавливает порядок такого
управления, не затрагивает и не регулирует права собственности. В
Конституции же нет указаний на то, какими нормативными актами
должно регулироваться управление государственным социальным
страхованием.
Постановления Правительства и Указы Президента Российской
Федерации, перечисленные в ходатайстве, были изданы в соответствии
с решением законодательного органа - Постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 г. N 442-1 "Об
организации Пенсионного фонда РСФСР", которым установлены размеры
взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Принятие этих актов не выходит за пределы компетенции органов
исполнительной власти, они носят временный характер и действуют до
принятия закона о социальном страховании, что не противоречит воле
законодателя, выраженной неоднократно в последующих решениях по
данному вопросу - в Постановлениях Верховного Совета Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2126-1 "О страховом тарифе
взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации", от
17 июля 1992 г. N 3329-1 "О Фонде государственного социального
страхования Российской Федерации", от 15 января 1993 г. N 4300-1
"О предложениях Президента Российской Федерации и Комиссии Совета
Республики Верховного Совета Российской Федерации по социальной
политике о совершенствовании управления государственным социальным
страхованием".
Названные нормативные акты не затрагивают социальных гарантий в
системе социального страхования, сохраняют право профсоюзов,
предусмотренное частью четвертой статьи 226 КЗоТ Российской
Федерации. Так, в Указах Президента Российской Федерации прямо
определено, что управление Фондом социального страхования
Российской Федерации осуществляется "при участии общероссийских
объединений профсоюзов".
На основании изложенного и руководствуясь частью пятой статьи
44, статьей 5, пунктом 6 части первой статьи 62 Закона о
Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд
Российской Федерации
решил:
1. В рассмотрении ходатайства Независимого территориального
профсоюза работников различных форм собственности "Урал" отказать.
2. Направить Верховному Совету Российской Федерации
представление о нарушении сроков подготовки законопроекта о
социальном страховании трудящихся, предусмотренных Постановлениями
Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. N 3329-1
"О Фонде государственного социального страхования Российской
Федерации" и от 15 января 1993 г. N 4300-1 "О предложениях
Президента Российской Федерации и Комиссии Совета Республики
Верховного Совета Российской Федерации по социальной политике о
совершенствовании управления государственным социальным
страхованием".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
За Секретаря
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ
|