Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО КОНГРЕССА (МБК-93)
Санкт-Петербург, 22-23 апреля 1993 года
Международный банковский конгресс, проходя под девизом:
"Восток-Запад": стратегия и тактика экономического
взаимодействия", вызвал серьезный интерес мирового банковского
сообщества к проблемам становления новых независимых государств в
структуре мирового хозяйства, определению возможностей и условий
иностранных инвестиций в их экономику, выработке общей стратегии
совершенствования банковских систем, биржевых структур, хода
приватизации и развития фондового рынка.
Особое внимание было уделено вопросам состояния и перспектив
совершенствования межбанковских расчетов.
ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ
Участники конгресса отмечают, что имеющие место недостатки в
организации расчетов во многом были обусловлены развитием
финансового кризиса, поспешностью введения новых форм расчетов,
низким уровнем защиты банковской информации, слабым материальным и
кадровым обеспечением.
Такое положение с межбанковскими расчетами вызывает
беспокойство и требует принятия дополнительных мер по их
нормализации.
В этих целях для координации работы по совершенствованию
платежной системы создан организационный комитет из представителей
Центрального банка, коммерческих банков и международных агентств
(ИМФ, World Bank, RBD, EEC, OECD).
Предметом рассмотрения этого комитета являются следующие
вопросы: межбанковские платежи (клиринг), новые инструменты
платежей, внутрибанковские расчеты, разработка информационных
систем и обучение кадров.
Участники конгресса в ходе обсуждения считают необходимым
сосредоточить силы на решении следующих задач.
1. Усовершенствование законодательной базы расчетов в
народном хозяйстве, закрепление в законах прав, обязанностей и
ответственности сторон, участвующих в расчетах.
2. Усиление регулирующей и организующей роли центральных
банков в платежных системах государств как гаранта устойчивости
этих систем.
3. Использование различных способов межбанковских расчетов:
через учреждения Центрального банка, региональные клиринговые
центры, расчетные палаты, путем установления банками взаимных
корреспондентских отношений и др.
4. Более четкое определение правового статуса
расчетно-кассовых центров, являющихся учреждениями Центрального
банка, с регламентацией их отношений с коммерческими банками на
договорной основе.
5. До внедрения новой технологии межбанковских расчетов
обеспечение гарантированного срока документооборота, создание при
необходимости специальной банковской почты.
6. Принятие дополнительных мер к защите межбанковских
переводов от несанкционированного доступа, в том числе при
операциях по корреспондентским счетам.
7. Создание клиринговой системы и депозитария для рынка
ценных бумаг, поиск механизма совмещения клиринговых систем рынка
ценных бумаг с банковскими клиринговыми системами.
8. Разработка Центральным банком Российской Федерации
нормативных документов, необходимых для дальнейшего
совершенствования платежной системы, в частности, о вексельном
обращении, порядке учета и переучета векселей в банках, о
расширении сферы использования чеков, кредитных карточек и других
форм расчетов, применяемых в мировой практике.
Участники конгресса отмечали особую озабоченность
организацией межгосударственных расчетов, на состоянии которых в
условиях неконвертируемости национальных валют отрицательно
сказываются несогласованность кредитно-эмиссионной политики
государств бывшей рублевой зоны, несовершенство механизма расчетов
и предоставления технических кредитов на их завершение.
Участники конгресса одобрительно относятся к направлениям
совершенствования межбанковских расчетов, предложенных
Центральными банками России, Беларуси, Казахстана, Молдовы,
Украины, коммерческими банками государств бывшего СССР,
представителями международных финансовых организаций, национальных
и коммерческих банков Европы, Америки и Азии.
Конгресс с удовлетворением воспринял сообщение о том, что в
ходе МБК-93 руководителями центральных (национальных) банков
принято решение о создании Оргкомитета, призванного обеспечить
выполнение Соглашения об учреждении Межгосударственного банка,
подписанного 22 января 1993 года в г.Минске главами десяти
государств.
В целях упорядочения межгосударственных расчетов участники
конгресса считают необходимым:
1) осуществить конкретные меры, направленные на координацию и
сближение денежно-кредитной, бюджетной и ценовой политики;
2) отработать более совершенный механизм системы кредитования
при межгосударственных расчетах;
3) начало практической работы Межгосударственного банка в
качестве клирингового центра входящих в него банков.
БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Участники конгресса определили в качестве целей и главных
стратегических направлений развития банковских технологий:
1. Создание системы электронных денежных расчетов в стране.
2. Массовое внедрение в учреждениях банков современных
информационных технологий, реализация телекоммуникационной
банковской сети с использованием спутниковых и наземных линий
связи, взаимодействующей с международными банковскими и
финансовыми структурами.
3. Формирование нормативно-правовой базы, отвечающей
требованиям международной практики банковского дела.
4. Поиск решения проблемы совместимости сетей
телекоммуникаций и технологий передачи информации для банков и
организаций, занятых на рынке ценных бумаг.
5. Проведение Центральным банком Российской Федерации, а
также центральными банками СНГ согласованной межгосударственной
политики в области информатизации банковского дела и
координированного взаимодействия с международным банковским
сообществом по вопросам компьютеризации финансово-кредитной сферы.
Признано целесообразным Центральному банку Российской
Федерации вынести на рассмотрение правительства вопрос о включении
Целевой программы информатизации банковской системы в состав особо
важных федеральных целевых программ развития Российской Федерации
на 1993-1994 гг.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рассмотрев проблемы инвестиции, приватизации, развития рынка
ценных бумаг, конгресс отмечает необходимость разработки
специальной программы стимулирования инвестиционной деятельности,
привлечения иностранных инвесторов в экономику России и стран СНГ.
В качестве основных стимулов повышения инвестиционной
активности участники конгресса считают целесообразным проведение
следующих мер:
1) разработка механизма реализации залогового права;
2) ускорение принятия законов об ипотеке, трастовых операциях
и ценных бумагах;
3) освобождение ресурсов коммерческих банков, направляемых на
долгосрочное кредитование, от обязательных резервных требований
Центрального банка;
4) учитывая высокую степень риска банков по долгосрочным
кредитам за счет государственных и собственных ресурсов в связи с
прогрессирующими темпами инфляции, освободить от налогообложения
доходы, получаемые от таких вложений;
5) установление льготного порядка налогообложения прибыли
предприятий, направляемой на погашение ссуд банков,
предоставленных на капитальные вложения;
6) отработка механизма выдачи льготных кредитов и
субсидирования льготных кредитов и субсидирования льготных
процентных ставок заемщикам;
7) гарантирование покрытия потерь коммерческих банков,
вызванных непогашением заемщиками государственных инвестиционных
кредитов путем:
- организации государственных страховых фондов (компаний,
агентств) для страхования кредитов;
- предоставления государственных гарантий по наиболее важным
инвестиционным федеральным программам;
8) установление порядка составления государственных
инвестиционных программ с учетом приоритетов развития экономики и
необходимости удовлетворения общегосударственных нужд,
финансирование и кредитование которых осуществлять коммерческими
банками-агентами правительства;
9) разработка отвечающей национальным интересам федеральной
программы привлечения иностранного капитала в экономику,
определение в ней льгот, стимулов, гарантий и границ его
использования;
10) отработка механизма взаимодействия коммерческих банков и
организаций, занятых на рынке ценных бумаг (включая фондовые
биржи) для поддержания ликвидности ценных бумаг.
Оценивая в целом итоги обсуждения на пленарных заседаниях и
секциях актуальных проблем развития и совершенствования
банковского дела, участники конгресса отмечают, что Международный
банковский конгресс станет новым значительным событием, а его
идеи-рекомендации - новым импульсом для совершенствования всей
системы финансового и денежно-кредитного дела в России,
Санкт-Петербурге и странах СНГ.
Конгресс выражает признательность Петросовету, мэрии
Санкт-Петербурга, организационному комитету МБК-93 за высокий
научный и организационный уровень его проведения.
Особую признательность конгресс выражает иностранным банкам и
другим финансовым институтам, обеспечившим техническое содействие
и подготовку кадров, и надеется на интенсивное развитие
дальнейшего сотрудничества в данной сфере.
ПРОТОКОЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПО ИТОГАМ ВСТРЕЧИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНЫХ (НАЦИОНАЛЬНЫХ)
БАНКОВ СТРАН СНГ
Санкт-Петербург
21 апреля 1993 г.
О СОЗДАНИИ ОРГКОМИТЕТА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА
В целях обеспечения выполнения Соглашения об учреждении
Межгосударственного банка, подписанного 22 января 1993 г. в
г.Минске главами десяти государств, согласиться с предложением
Центрального банка Российской Федерации о создании Оргкомитета
Межгосударственного банка.
Возложить на Оргкомитет функции постоянно действующего
рабочего органа для решения всех организационных,юридических и
хозяйственных вопросов по созданию Межгосударственного банка,
разработку проектов документов (инструкций, правил),
регламентирующих работу банка, а также координацию работы с
центральными (национальными) банками-учредителями и международными
организациями.
До момента регистрации Межгосударственного банка и
приобретения им статуса юридического лица просить Центральный банк
Российской Федерации образовать Оргкомитет при Банке России и
оказывать ему всемерную помощь и поддержку.
Центральные (национальные) банки-соучредители
Межгосударственного банка могут при необходимости командировать в
Оргкомитет своих представителей.
Утвердить председателем Оргкомитета Межгосударственного банка
САВАНИНА В.А.
Расходы по содержанию Оргкомитета подлежат возмещению за счет
Межгосударственного банка после начала его функционирования.
За центральные (национальные) банки:
(подписи представителей Армении, Беларуси, Казахстана,
Молдовы, Российской Федерации, Узбекистана, Украины).
|