УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ МИНКУЛЬТУРЫ РФ ОТ 01.03.2006 N 91
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 апреля 1993 г. N 233
О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ДЕЙСТВИЯ
ВРЕМЕННОГО "ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИКО -
КУЛЬТУРНОМ МУЗЕЕ - ЗАПОВЕДНИКЕ"
(в ред. Приказа Минкультуры РФ от 20.11.1995 N 784)
В целях обеспечения деятельности государственных историко -
культурных музеев - заповедников на территории Российской
Федерации до утверждения Положения о государственном историко -
культурном заповеднике в установленном порядке приказываю:
1. Продлить срок действия Приказа Министерства культуры РСФСР
от 12.12.90 N 431 "О временном действии "Положения о
государственном историко - культурном музее - заповеднике" с
учетом изменений и дополнений временного Положения согласно
приложению.
2. Распространить временное Положение на все государственные
историко - культурные музеи - заповедники Российской Федерации.
Министр
Е.Ю.СИДОРОВ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИКО - КУЛЬТУРНОМ
МУЗЕЕ - ЗАПОВЕДНИКЕ (ЗАПОВЕДНИКЕ)
(в ред. Приказа Минкультуры РФ от 20.11.1995 N 784)
Общие положения
1. Государственный историко - культурный музей - заповедник
(заповедник) является научно - исследовательским и научно -
просветительным учреждением культуры, хранителем движимых и
недвижимых памятников материальной и духовной культуры народов
Российской Федерации, создается в целях обеспечения комплексного
сохранения, изучения, популяризации и использования в музейных и
туристско - рекреационных целях недвижимых памятников истории и
культуры, представляющих особую историческую, научную,
архитектурную, художественную, мемориальную или иную культурную
ценность, и обеспечения целостности ансамблей, комплексов
памятников, исторической среды и прилегающих ландшафтов.
2. Музей - заповедник учреждается в соответствии с Законом
РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры"
Советом Министров - Правительством Российской Федерации по
представлению Министерства культуры Российской Федерации и, в
соответствии с Законом Российской Федерации "О краевом и областном
Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", по
согласованию с краевым, областным Советом народных депутатов.
3. Музей - заповедник имеет утвержденные в установленном
порядке границы. Земля в установленных границах в соответствии с
Земельным кодексом РСФСР относится к землям историко - культурного
назначения и передается музею - заповеднику в установленном
порядке. Земля в границах музея - заповедника может быть полностью
изъята из хозяйственного использования в случае, если это
использование противоречит целям и задачам музея - заповедника.
Музей - заповедник может иметь филиалы со своими территориями,
на которые оформляются собственные акты землепользования.
4. Музей - заповедник имеет зоны охраны: охранную,
регулируемой застройки и охраняемого ландшафта, утверждаемые в
установленном порядке.
5. Все здания и сооружения, входящие в состав музея -
заповедника, передаются в установленном порядке в его оперативное
управление. Музей - заповедник обеспечивает их сохранность и
правильное содержание, имеет право сдачи их в аренду с разрешения
собственника.
6. Все музейные предметы, документы, хранящиеся в музее -
заповеднике, а также входящие в его состав недвижимые памятники
истории и культуры, составляют его основной фонд, подлежат учету и
хранению в соответствии с "Инструкцией по учету и хранению
музейных ценностей, находящихся в государственных музеях",
утвержденной Приказом Министерства культуры СССР N 290 от
17.07.85, "Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности,
содержания, использования и реставрации недвижимых памятников
истории и культуры", утвержденной Приказом Министерства культуры
СССР N 203 от 13.05.86, "Правилами работы музеев по учету и
организации хранения письменных документов Государственного
архивного фонда СССР", утвержденными Министерством культуры СССР
26.08.90 при согласовании Начальником Главного архивного
управления при Совете Министров СССР.
7. Исключен. - Приказ Минкультуры РФ от 20.11.1995 N 784.
8. Музей - заповедник как учреждение культуры может находиться
в непосредственном подчинении Министерства культуры Российской
Федерации, министерства (комитета) культуры республики в составе
Российской Федерации или управления (комитета, департамента)
культуры администрации автономной области, края, области, городов
Москвы и Санкт - Петербурга.
Уникальные музеи - заповедники, представляющие особую ценность
с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и
искусства, могут быть отнесены к особо ценным объектам культурного
наследия народов Российской Федерации в установленном порядке.
9. В своей деятельности музей - заповедник руководствуется
законодательством Российской Федерации и республики, на территории
которой он находится, "Положением об охране и использовании
памятников истории и культуры", утвержденным Постановлением Совета
Министров СССР от 16.09.82 N 865, "Положением о музейном фонде",
утвержденным Приказом Министерства культуры СССР N 483 от
27.12.88, собственным Положением, разработанным на основе
настоящего и утверждаемым соответствующим органом культуры, в
подчинении которого находится музей - заповедник.
В целях своего развития и сохранения объектов музея -
заповедника разрабатывается концепция и генеральный план, который
утверждается Советом Министров - Правительством Российской
Федерации, Советами Министров республик в составе Российской
Федерации, администрацией краев, областей, правительством городов
Москвы и Санкт - Петербурга по согласованию с Министерством
культуры Российской Федерации.
10. Структура, штаты, численность, формы и размеры оплаты
труда работников в пределах бюджетных ассигнований определяются в
соответствии с научной концепцией развития, планами и профильными
направлениями деятельности музея - заповедника и утверждаются его
руководством. Директор музея - заповедника назначается вышестоящей
организацией в установленном порядке.
В музее с правами совещательного органа действуют:
- Ученый совет;
- Научно - методический совет;
- Фондово - закупочная комиссия;
- Квалификационная комиссия.
Совещательные органы действуют на основании отдельных
положений, утверждаемых директором, их решения проводятся в жизнь
приказами директора. В их состав могут входить ведущие специалисты
музея и других организаций. Фондово - закупочная комиссия
утверждается в установленном порядке.
11. Музей - заповедник является юридическим лицом,
финансируется из государственного бюджета, имеет счет в банках, в
том числе и в иностранной валюте, печать и штампы с полным своим
наименованием и наименованием ведомственной принадлежности,
фирменные бланки, эмблему и другие реквизиты.
Задачи и функции музея - заповедника
12. Основной задачей музея - заповедника является обеспечение
целостности архитектурных ансамблей, комплексов, исторической
среды и прилегающих ландшафтов, создание наилучших условий
сохранения, изучения и использования недвижимых и движимых
памятников истории и культуры, популяризация музейными средствами
(экспозиции, выставки, экспозиционно - производственные комплексы,
экскурсии, лекции и т.п.) культурного и природного наследия.
В этих целях музей - заповедник:
13. Осуществляет функции государственного органа охраны
памятников истории и культуры, обеспечивает контроль за состоянием
и сохранностью памятников, хозяйственной деятельностью и
производством работ на территории музея - заповедника и его
охранной зоны.
14. Является генеральным заказчиком всех исследовательских,
проектных и производственных работ по консервации, реставрации,
ремонту и приспособлению памятников заповедника.
15. Организует и проводит научные исследования и изучение
объектов музея - заповедника, археологическое обследование
территории заповедника и его зон охраны, осуществляет выявление и
паспортизацию объектов культурного наследия.
16. Участвует в разработке режима содержания памятников и
территории заповедника, режима охраны природы, контролирует режим
содержания зон охраны музея - заповедника, обеспечивает проведение
охранно - пожарных мероприятий по защите зданий и сооружений,
входящих в состав музея - заповедника, контролирует характер
природопользования территорий (акваторий) музея - заповедника.
17. Выдает разрешения по согласованию с Министерством культуры
на все виды обследования, производство консервационных,
реставрационных, ремонтных и других работ, связанных с изменением
состояния объектов культурного наследия, производство
строительных, мелиоративных, дорожных и хозяйственных работ на
территории заповедника.
Согласовывает генеральный план, проект детальной планировки и
зоны охраны населенных мест, в которых расположен музей -
заповедник.
18. Утверждает проектно - сметную документацию на реставрацию
и использование зданий и сооружений, входящих в состав
заповедника.
19. Осуществляет научно - методический и технический контроль
за производством консервационных, реставрационных и ремонтных
работ.
20. Рассматривает и принимает в пределах компетенции решения
по вопросам приостановки любых видов работ и хозяйственной
деятельности в случае возникновения угрозы сохранности объекта
культурного наследия; составляет акты и протоколы для передачи в
соответствующие правоохранительные органы для определения меры
ответственности для виновных в нанесении ущерба памятнику и
заповедной территории.
21. Возбуждает иск по изъятию у пользователя памятника в
случае нарушений режима и правил его охраны и содержания.
22. В музеях - заповедниках, имеющих в своем составе природные
комплексы, предусматривается лесная охрана, на которую
распространяются права и обязанности, установленные действующим
Положением о государственной лесной охране СССР, утвержденным
Постановлением Совета Министров СССР от 22.03.50 N 1181 с
последующими изменениями и дополнениями на 30.04.82. Организация и
ведение паркового и лесного хозяйства на территории музея -
заповедника осуществляются в соответствии с законодательством и
нормативными актами по охране окружающей среды.
23. Руководство музея - заповедника несет персональную
ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему
памятников истории и культуры и режим содержания территории
заповедника.
Режим содержания и использования
музеев - заповедников
24. На территории музея - заповедника запрещается всякая
хозяйственная деятельность, противоречащая задачам и целям
заповедника, наносящая ущерб памятникам истории и культуры и
нарушающая историческую и его природную среду.
25. Деятельность организаций, не входящих в состав музея -
заповедника, но расположенных на его территории, подчинена режиму
музея - заповедника и согласовывается с его дирекцией.
26. На территории музея - заповедника в установленном порядке
по согласованию с его дирекцией допускаются:
- восстановительные и консервационные работы там, где
природные комплексы и недвижимые памятники истории и культуры
оказались нарушенными деятельностью человека или пришли в упадок в
результате естественных процессов;
- работы по восстановлению гидрологического режима,
исторически сложившихся растительных ассоциаций;
- необходимые противопожарные и санитарные мероприятия, не
нарушающие режима заповедника;
- прокладка по существующим на момент создания заповедника
тропам и дорогам маршрутов организованного туризма,
усовершенствование этих троп и дорог, создание специальных
смотровых площадок и других форм обслуживания туристов, повышающих
эффективность деятельности музея - заповедника и уровень
обслуживания посетителей;
- проезд по имеющимся дорогам индивидуального автотранспорта и
туристических автобусов, организация стоянок в установленных
местах в соответствии с генпланом.
27. Все сооружения, ранее возведенные на территории музея -
заповедника и искажающие историческую среду, нарушающие
художественную ценность памятников, не имеющие прямого отношения к
деятельности заповедника, могут быть снесены в соответствии с
генпланом развития музея - заповедника.
28. Промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия,
учреждения, организации и граждане, причинившие ущерб памятникам
или нарушившие режим содержания музея - заповедника, несут
ответственность в соответствии с законодательством.
Финансово - хозяйственная деятельность
музея - заповедника
29. В своей хозяйственной деятельности музей - заповедник
руководствуется решением комиссии по совершенствованию
хозяйственного механизма при Совете Министров СССР от 25 мая 1989
года, протокол N 13, раздел I "Основные положения перевода
культурно - просветительных учреждений на новые условия
хозяйствования", а также инструктивными документами министерств
культуры Российской Федерации и республик в составе Российской
Федерации.
30. Средства музея - заповедника формируются от экскурсионно -
просветительской, выставочной, рекламно - издательской, научной и
другой деятельности, не противоречащей задачам музея -
заповедника, из бюджета и фондов органа, в ведении которого он
находится.
Источником доходов музея являются:
- поступления из фондов развития культуры;
- сборы от продажи билетов, реализация творческой продукции и
других видов деятельности, а также оказания платных услуг
населению;
- поступления за выполненные работы (услуги), проведенные
мероприятия по договорам с государственными, кооперативными и
общественными предприятиями, учреждениями, организациями;
- доход от платного кинопоказа;
- добровольные взносы других предприятий, кооперативов,
общественных организаций и отдельных граждан;
- средства от аренды зданий и сооружений;
- прочие поступления.
При определении размера ассигнований из фонда развития
культуры и искусства средства, поступающие из других источников,
не являются основанием для уменьшения размера ассигнования из
этого фонда.
Все поступающие из различных источников средства включаются в
доход музея и составляют его единый фонд финансовых средств.
Музей формирует следующие фонды:
- фонд производственного и социального развития;
- единый фонд оплаты труда;
- фонд валютных поступлений.
Музеи - заповедники имеют право на самостоятельное
распоряжение собственными средствами и, в соответствии с
действующим законодательством, отчитываются перед вышестоящей
организацией.
31. Музей - заповедник обладает исключительным правом на
организацию экскурсионной, научно - просветительной и культурно -
массовой работы на своей территории. Учреждения и организации,
кооперативы, специализирующиеся на указанных направлениях
деятельности, могут работать на территории музея - заповедника
только по договорам с музеем - заповедником.
32. Музей - заповедник имеет право производить работы,
реализовывать продукцию (в том числе сувенирную), выполнять
работы, оказывать услуги на своей территории в строгом
соответствии и во исполнение задач, возложенных на него Положением
о музее - заповеднике и генеральным планом развития музея -
заповедника. Внешнеэкономическая деятельность музея - заповедника
определяется действующим законодательством.
33. Музей - заповедник в соответствии с законодательством об
аренде может сдавать в арендное пользование с оплатой согласно
ставкам арендной платы, утвержденной в установленном порядке,
недвижимые памятники истории и культуры и здания, расположенные на
его территории и находящиеся на его балансе, для использования в
культурно - просветительных и иных хозяйственных целях, не
наносящих ущерба заповеднику; ему предоставляется преимущественное
право на приобретение по договорным ценам жилых или иных
хозяйственных построек, находящихся на территории заповедника, в
соответствии с генеральным планом развития заповедника.
34. Земли в границах музея - заповедника передаются ему в
безвозмездное пользование.
35. Музей - заповедник имеет право в установленных
законодательством размерах получать прибыль за использование в
печати, радио, телепередачах, кинофильмах, рекламе и т.п. движимых
и недвижимых памятников истории и культуры, принадлежащих музею -
заповеднику.
36. Ревизия финансово - хозяйственной деятельности
производится вышестоящей организацией и органами, имеющими
соответствующие полномочия.
Ликвидация музея - заповедника
37. Ликвидация музея - заповедника осуществляется
постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации.
|